Научная статья на тему 'Роль музыкального искусства в интеграции Дальнего Востока России в геокультурное пространство Азиатско-Тихоокеанского региона'

Роль музыкального искусства в интеграции Дальнего Востока России в геокультурное пространство Азиатско-Тихоокеанского региона Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
348
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Россия и АТР
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Бондарь Марина Владимировна

В статье говорится о музыкальных культурных ресурсах российского Дальнего Востока в реализации стратегии и интеграции в АТР.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Part of Musical Art in Integration of the Russian Far East in Geocultural Space of the Asian-Pacific Region

The article deals with the music cultural resources of Russian Far East in realization of strategy and integration of Russian Federation info Pasific-Asian Region. The role of musical art has been shown as the most mobile resource in approach of Russian, Asian Pacific and European countries.

Текст научной работы на тему «Роль музыкального искусства в интеграции Дальнего Востока России в геокультурное пространство Азиатско-Тихоокеанского региона»

ПОЛИТИКА, КУЛЬТУРА, ТРАДИЦИИ

РОЛЬ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА В ИНТЕГРАЦИИ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА РОССИИ В ГЕОКУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКОГО РЕГИОНА

Марина Владимировна БОНДАРЬ, преподаватель кафедры гуманитарных наук Дальневосточной государственной академии искусств

Одной из определяющих черт современности является геокультурный вызов глобализации, в которой обычно рассматривают видимые последствия быстрого распространения научно-технических инноваций, влияния международных союзов, способствующих преодолению политических и финансово-экономических барьеров. Однако в начале XXI в. становится очевидным, что задаёт общие рамки и масштаб экономическим и политическим интеграционным процессам культура. Это особенно показательно в Азиатско-Тихоокеанском мегарегионе, где близость культур позволила показать миру возможности другого — инновационного варианта развития.

Позиционирование Дальнего Востока как региона, через который Россия должна интегрировать со сторонами АТР, было результатом осознания политической элитой, что развитие Дальнего Востока может быть только инновационным или не может быть вовсе. Государство определило в качестве стратегического направления концепцию развития для юга Дальнего Востока—стратегию инновационного терминала (innovative nub), такого узла для поддержания высокого движения инноваций, через который должна проходить вся логистика развития региона. При этом формировался новый уровень отношений, в который вовлекались западные, центральные и сибирские регионы, все азиатские территории, государства Европы.

Проект «инновационный терминал» имел высочайший уровень политической значимости для интеграции России в АТР, поэтому Приморскому краю только для проведения саммита АТЭС было выделено в 2008 г. 140 млрд.руб., а на развитие Дальнего Востока совместно с Забайкальем до 2012 г. 427 млрд. руб.1

Актуальным стал вопрос поиска региональных ресурсов на Дальнем Востоке, «чтобы стать субъектом глобальной геокультурной игры и тем самым занять своё место в изменяющемся мире, в данном случае —

в Азиатско-Тихоокеанском мегарегионе»2. Предстоящее проведение во Владивостоке в 2012 г. саммита АТЭС осложняется тем, что в отличие от крупных культурных центров России региональные возможности Дальнего Востока невелики. К началу XXI в. отток населения составил 1,5 млн. чел., и по пессимистическому прогнозу ЮНЕСКО к 2050 г. число жителей Дальнего Востока (это 40% территории России) может составить только около 4 млн.3

Выход найден в том, что естественное расположение Дальнего Востока России среди азиатских государств обеспечивает ему право позиционировать себя в качестве представителя российской и европейской культур. Такое представление всей страны, и Европы в том числе, стало важной функцией в стратегических планах возрастания влияния России в Азиатско-Тихоокеанском регионе, определённых В.В. Путиным как «соразви-тие» России со странами АТР»4.

Наиболее востребованным и мобильным проявлением российской культуры в странах АТР стало музыкальное искусство, поскольку именно музыка «проникает» в повседневную жизнь и быт людей, активно воздействует на эмоциональный мир, формирует духовные потребности человека и образ жизни всего общества.

В конце XX в. главными носителями музыкального искусства на Дальнем Востоке России были учебные заведения, которые уже имели определённый опыт выхода на зарубежного слушателя. Так, в 1991 г. камерный хор Хабаровского училища искусств совершил гастрольную поездку по приглашению христианской миссионерской организации Южной Кореи. В лучших залах г. Сеула хор дал за семь дней более 20 концертов5. В 1993 г. струнный квартет Хабаровского училища искусств заключил контракт на организацию гастролей с Республикой Корея. Солисты ансамбля вместе с певицей Аллой Ленских выступали на открытых концертных площадках г. Сеула и в городах Америки — Нью-Йорке, Лос-Анджелесе и на Гавайских островах6.

В условиях сохранявшейся децентрализации управления и формирования региональной политики в области культуры и искусства музыкальные учебные заведения юга Дальнего Востока обрели черты самостоятельности в вопросах концертно-просветительской жизни. Музыкальные школы и школы искусств стали смелее принимать участие в международных фестивалях и конкурсах. Так, в 1993 г. хор учащихся Приморского края ДМШ № 2 г. Находки под управлением Л.В. Пахомовой принял участие в международном фестивале в г. Окленде, был удостоен серебряной и бронзовой медалей. Образцовый детский хор «Радуга» (руководитель—заслуженный работник культуры РФ З.В. Кулешова) достойно представлял ДШИ № 1 Находки в качестве лауреата международных конкурсов в Японии, США и Канаде7. Хор «Детство» ЦДШИ г. Благовещенска под руководством Т.Л. Бедёриной, являясь участником и победителем конкурсов и фестивалей в Испании, Франции, Италии, успешно продемонстрировал своё искусство в Китае8.

В г. Такоме (США) был организован фестиваль искусств, в котором приняли участие юные музыканты из городов-побратимов: Азелунда (Норвегия), Кансана (Корея), Катакюсю (Япония), Кирнат Моцкин (Израиль) и молодёжный симфонический оркестр из Такомы. Российскую Федерацию представляли четыре студента Владивостокского музыкального училища: скрипачки Антонина Лавренюк, Диана Нам, Олеся Слободян и альтистка Нина Родкина, получившие самую высокую оценку музыкальных судей, что отмечалось в американской печати. Они участвовали в сводном интернациональном симфоническом молодёжном оркестре, в котором солировала кореянка—скрипачка Калиста Кох.

Концерт начинался академической фестивальной увертюрой Иоганна Брамса; затем были исполнены «Пер Гюнт» Эдварда Грига, «Японская сюита» Густава Холста, «Три картины из жизни хасидов» Эрнста Блоха, «Наш город» такомского композитора Аарона Компленда. Русская классика была представлена интродукцией к опере Модеста Мусоргского «Хованщина» в оркестровке Римского-Корсакова. Второе отделение трёхчасового концерта завершала симфония № 9 Антонина Дворжака «Из Нового Света». И это выглядело как символ единения музыкальных культур: великий славянский композитор посвятил своё произведение американскому народу, сложившемуся из разных наций мира. Руководитель Приморской группы, директор музыкального училища г. Владивостока В.А. Земских, давая оценку фестивалю, который завершился концертом «Симфония шести культур», отмечала: «Это была подлинная победа духа, единение культур!»9

В 1996 г. хор Хабаровского государственного института искусств и культуры совершил турне по Южной Корее. С ответным визитом в г. Хабаровск прибыли студенты и преподаватели образовательного центра г. Сеула10. Музыкальная школа пос. Хор принимала в своих стенах коллективы из США и Канады, Японии и Южной Кореи.

К началу XXI в. всё большее значение приобретали личные контакты руководителей музыкальных учебных учреждений юга Дальнего Востока. Так, благодаря бывшему ректору Дальневосточной государственной академии искусств, профессору И.И. Заславскому и руководителю Сеульской консерватории госпоже Ен Дан культурный обмен в стенах академии проходил регулярно. Гостями ДВГАИбыли семь композиторов. Владивосток стал для корейцев городом их мировой премьеры. Исполняли произведения корейских коллег и заслуженные артисты России, профессора Академии искусств Т.А. Лавринайтис, Л.Б. Борщёва, В.Я. Колин, дипломант Всероссийского конкурса, заслуженный деятель искусств, профессор В.В. Воронин и ряд других музыкантов-преподавателей, а также ансамбль старинной музыки и хор Дальневосточной государственной академии искусств.

Расширению культурного пространства юга Дальнего Востока способствовали русско-японские музыкальные встречи. Идея проведения встреч сформировалась с приездом во Владивосток для работы в ДВГУ профессора русской литературы Васэда Такаси Фудзинума, который познакомил

музыкантов, преподавателей Дальневосточной государственной академии искусств с вдовой японского композитора Ёсиро Ирино — госпожой Рэй-ко Такахаси-Ирино. Глава Института музыки Токио Ёсиро Ирино и фонда его имени, почётный член Азиатской лиги композиторов госпожа Рэй-ко Такахаси-Ирино, ознакомившись с творческим потенциалом ДВГАИ, инициировала проведение музыкальных русско-японских встреч в городах Владивостоке, Токио, Ниигате, Маэбаси, Хаяме.

В институте музыки Ёсиро Ирино (университете Васэда) владивостокские музыканты—преподаватели ДВГАИ доктор искусствоведения, профессор Е.М. Алкон и кандидат искусствоведения, доцент, зав. кафедрой теории музыки С.Б. Лупинос прочитали лекции о природе русского песенного многоголосья. О традициях русской скрипичной и фортепианной школ японские музыканты узнали из сообщений заслуженного артиста РФ, профессора Ф.Г. Кальмана и Т.В. Лутковой. Учебная и методическая работа велась в известной во всём мире высшей музыкальной школе Тохо гакуэн. Профессора университета Токай—Тэйко Кикути, Хигасияма Синову, Судо Сатико, Накамура Каору провели музыкальные семинары во Владивостоке.

Выступления в Японии «Трио солистов Владивостока» в составе заслуженного артиста РФ, профессора Ф.Г. Кальмана, Т.А. Лутковой, В.В. Оме-лянского японская периодическая печать называла «концертами трёх новых звёзд». Японские музыканты — Юмико Ота (фортепиано), Юкоко Еситакэ (сопрано)—давали концерты во Владивостоке в сопровождении Тихоокеанского симфонического оркестра под управлением А. Тихонова и Э. Уилера.

Профессор кафедры сольного пения и оперной подготовки ДВГАИ, заслуженный деятель искусств РФ В. В. Воронин создал Камерный музыкальный театр г. Владивостока, ставший дипломантом Международных фестивалей. Театр, состоявший из студентов, выпускников и преподавателей музыкального факультета ДВГАИ, поставил под руководством В.В. Воронина несколько опер, ставших событием в музыкальной жизни Приморского края. В их числе опера В.А. Моцарта «Дон Жуан» на итальянском языке (2005), Э. Хагагортяна «Кот в сапогах» по одноимённой армянской сказке, подготовленной вместе с драматическим спектаклем «Бабушка, сакэ и инспектор» (Япония).

В 2007 г. театр поставил оперу П.И. Чайковского «Евгений Онегин», в которой были заняты студенты, выпускники, преподаватели ДВГАИ и артисты Японии и КНР. Музыкальные творческие русско-японские встречи отмечены положительными результатами:

- возросла творческая активность юных музыкантов Приморья, в том числе стипендиатов фонда «Новые имена»;

- установлены дружеские отношения между молодыми исполнителями городов Владивостока (Р. Туров, О. Ралкина, А. Слепышев, М. Бородулин) и Токио (Ю.Фукумото, Ё. Ёкояма, Т. Судзуки, Ф.Тэрада), способствовавшие развитию диалога культур Востока и России;

- широкая общественность юга Дальнего Востока России и Японии узнавала из центральных японских журналов, российских и японских газет о развитии дружественных творческих отношений;

- русско-японские встречи способствовали образованию ряда общественных организаций. Так, в 1992 г. в Токио обменом культурными достижениями занималось «Урадзиосутоку корю томо — но кай» во главе с почётным председателем профессором Т. Фудзинома и Р. Така-хаси-Ирино. Общество издавало журнал, регулярно и подробно оповещавший о русско-японских встречах, которые стали своеобразным «мостом» контактов культуры России и стран АТР. Деятельность экс-пертов-этномузыкантов ДВГАИ, занимавшихся изучением традиционных музыкальных культур Юго-Восточной Азии, Дальнего Востока, Индии и лаборатории славянского фольклора «Традиция» при краевом музее им. В.К. Арсеньева способствовала развитию интереса к обсуждениям на теоретических семинарах XVII Международного музыкального фестиваля, проведённого Азиатской лигой композиторов в Бангкоке с целью воспитания музыкантов традиционного направления.

Заслуженный деятель искусств РФ В. В. Воронин был приглашён японским Национальным фондом на три месяца в Японию для изучения современного вокального искусства Страны восходящего солнца, где он провёл совместные с японскими артистами выступления в качестве певца, музыканта и режиссёра концертных номеров.

Высокий уровень российского музыкального образования в системе школа—училище —вуз, признанной во всём мире, дал возможность дальневосточным музыкальным учреждениям успешно воспроизводить и доносить ценности музыкального искусства в межкультурном обмене со странами АТР.

В 2003 г. вокальный ансамбль студенток класса хорового дирижирования Хабаровского колледжа искусств с лирическим названием «Дольче» в течение 10 дней дал около 20 концертов в Сеуле и других городах и горных посёлках Южной Кореи. Ансамбль «Дольче» выступлением в одном из концертов с прославленным корейским мужским ансамблем «Коро ДЭО» покорил слушателей и подготовкой, и высокой культурой11.

Таким образом, организация музыкальных встреч, фестивалей, концертов представителей стран АТР и дальневосточной России являлась важным направлением в создании межкультурных коммуникаций. Побратим-ские музыкальные встречи воздвигали незыблемый мост дружбы, соединяя культуры России и стран Азиатско-Тихоокеанского региона.

В начале XXI в. властные структуры региона стали больше уделять внимания талантливой молодёжи. Весной 2001 и 2002 гг. в г. Хабаровске состоялись международные фестивали «Новые имена XXI века». Образован благотворительный фонд ДВО «Новые имена». Его поддержали в Китае, Японии, Республике Корея. Стипендиаты ДВО «Новые имена» отвечали всем критериям высокого профессионализма. В их числе были студенты

музыкального училища Владивостока А. Кузнецов, Д. Кученова, Д. Новикова, А. Аристов, М. Мохов, С. Муратова и др.12

Профессиональное музыкальное образование на юге Дальнего Востока в качестве культурного ресурса выполняло особую роль в стратегической политике России за геокультурное влияние в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Этому способствовала сложившаяся в России трёхзвенная система в музыкальном образовании (школа—училище —вуз), которая оправдала себя и получила признание музыкального мира в странах АТР. Так, главный дирижёр Харбинского оперного театра и симфонического оркестра Лю Ке Ди, побывав в Дальневосточной государственной академии искусств в апреле 2005 г. в качестве председателя жюри IV Международного конкурса молодых музыкантов-исполнителей по специальности духовые и ударные инструменты и члена жюри по специальности хорового дирижирования, был удивлён высоким исполнительским уровнем конкурсантов Академии искусств: «Китайские студенты тратят большие деньги, уезжая далеко за рубеж. Зачем, если рядом есть такая прекрасная академия», — повторял Лю Ке Ди. «Такое учебное заведение должно себя рекламировать. «... Если бы лучшие выпускники Академии искусств приезжали с концертами в Харбин и давали информацию о своём обучении, то китайские «таланты» приезжали бы в академию и получали здесь приличные знания». Он был убеждён, что «культурный обмен между Россией и Китаем объединяет, поскольку долгое время остаётся в сердце». Один из новогодних концертов его симфонического оркестра так и назывался: «Слушая Россию». В него входили произведения только русских композиторов—Д.Д. Шостаковича, Г.В. Свиридова, П.И.Чайковского, В.С. Калинникова, И.О. Ду-на ев ско го и др.13

Авторитет Дальневосточной государственной академии искусств и Хабаровского государственного института искусств и культуры (ХГИИК) возрастал по мере более близкого знакомства музыкантов стран АТР с работой этих вузов. Так, представители Республики Корея подписали с руководством ХГИИК контракт на подготовку режиссёров, хореографов, музыкантов. По инициативе корейских и китайских музыкантов были образованы филиалы Хабаровского государственного института искусств и культуры в городах Сеуле и Пекине14.

После окончания вуза корейские выпускники ХГИИК занимались активной педагогической и концертной деятельностью. Так, выпускник Ким Пхил Дю стал лучшим концертмейстером в Республике Корея, солистом Инченского симфонического оркестра. Он много гастролировал в Германии, Ирландии, России. Кан Ген Су стал главным дирижёром симфонического оркестра Чеджу. Ли Ен Ву, дирижёр детского симфонического оркестра в г. Теджене, создал две частные скрипичные школы, где прошли обучение более 100 учащихся. Его ученики—неоднократные лауреаты конкурсов в Республике Корея, Америке, Австралии. Выпускница вокального отделения Ку Сон Хи стала преподавателем университета Кенжу и солисткой оперного театра Кенжу.

Названные имена — только малая часть большого списка корейских выпускников, которые после окончания ХГИИК достойно реализовали себя в исполнительской и педагогической деятельности, став своего рода проводниками культуры между Россией и Южной Кореей. Корейские выпускники своей деятельностью подтвердили эффективность и результативность российского образования в области музыкального искусства.

До Ен Дан, выступая на заседании учёного совета ХГИИК в 2001, высоко оценил профессионализм преподавателей вуза, выделив имена В. В. Тиц, Л.П. Русановой, Л.Н.Мариловой, В.А. Дубовик, М.Ф.Шальтис, отдававших знания и любовь корейским студентам. «Вы своим сотрудничеством делаете гораздо больше, чем политики»15, — сделал выводы До Ен Дан как представитель корейского посольства.

В конце XX —начале XXI в. активно укреплялись контакты ДВГАИ со странами АТР: КНДР, Республикой Корея, Японией, а также с США. На научной конференции «Культура Дальнего Востока и стран АТР: Восток—Запад», ежегодное проведение которой стало доброй традицией в академии, неоднократно отмечалась роль Владивостока и Дальнего Востока России как связующего звена между странами АТР и регионами, лежащими к Западу от Урала. Открылось отделение иностранных студентов для обучения музыкантов и художников из стран АТР. Высокий уровень подготовки студенты постоянно демонстрировали на сольных концертах в академии искусств. Так, 15 июня 2007 г. состоялся концерт аспирантки Гао Юань (Китай), окончившей ДВГАИ по классу специального фортепиано заслуженной артистки Российской Федерации, профессора Р. Е. Илюхиной. В этот же день зал рукоплескал Ван Чжаосин (Япония), стажёру кафедры сольного пения и оперной подготовки творческого руководителя, заслуженного деятеля искусств РФ, профессора Воронина. Ван Чжаосин показал высокое мастерство в исполнении произведений как европейских композиторов, так и японских — Тхен Куо, Лю Тайи и др. Высоким профессионализмом и исполнительской культурой отличался концерт аспирантки кафедры сольного пения и оперной подготовки Хань Ин (Китай); (творческий руководитель — заслуженная артистка РФ, профессор Г. С. Алексейко).

Как видим из приведённых примеров, в свои программы исполнители включали произведения европейских, русских, китайских и японских композиторов, что способствовало лучшему пониманию особенностей различных музыкальных школ. V Международный конкурс молодых музыкантов, проходивший 9—17 ноября 2007 г., собрал в Дальневосточную государственную академию искусств талантливую молодёжь России и стран АТР. Конкурс «Музыкальный Владивосток 2007» был посвящён 45-летию Дальневосточной государственной академии искусств, являясь логическим продолжением четырёх предыдущих конкурсов. В первом конкурсе (1999) приняли участие 5 стран-участниц и 150 солистов и ансамблей, во втором (2001) —170, в третьем (2003) — 200, в четвёртом (2005) — 200 исполнителей, 16 ансамблей и 9 оркестров (видеоконкурс). В 2007 г. в конкурсе приняли

участие 136 молодых музыкантов из Москвы, Красноярска, Новосибирска, Томска, Читы, Братска, Южно-Сахалинска, Хабаровска и других городов Приморского края, а также из Китая, Монголии, Кореи, Японии.

В качестве членов жюри были приглашены выдающиеся музыканты из центральных вузов России и зарубежных стран — Германии, Японии, Китая: профессор Высшей школы музыки Михаил Вайман (Германия), профессор колледжа «Токоха гакуэн танкидайку» Александр Семецкий (Япония), народный артист России, профессор Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского Виктор Попов (Москва), народный артист России, профессор Российской академии музыки им. Гнесиных Валерий Зажигин (Москва), народный артист России, профессор Красноярской академии музыки и театра Владимир Ефимов (Красноярск). Среди членов жюри—профессор Пекинской консерватории Джао Юн Хон (Китай), дирижёр из Пуссана Бэк Джин Хьян (Республика Корея), профессор Муданзянского педагогического института Хань Ин.

В работе конкурса «Музыкальный Владивосток 2007» принимали участие профессора Академии искусств: заслуженный деятель искусств, профессор Г.Я. Низовский; заслуженный артист РФ, лауреат Международных конкурсов, профессор С.И. Арбуз; заслуженный деятель искусств РФ, профессор ДВГАИ В.В. Воронин; заслуженная артистка РФ, профессор, зав. кафедрой сольного пения и оперной подготовки Г. С. Алексейко; заслуженный артист РФ, профессор, зав. кафедрой народных инструментов В.Т. Семененко. Вместе с россиянами принимали участие в конкурсе молодые музыканты-исполнители из стран АТР, многие из которых в то время обучались в музыкальных учебных заведениях России, в их числе: Ван Цянь (Китай), Чон Ин Ён (Корейская Республика), Лим Е Ген (Ю. Корея), Джанг Чон Хи (Ю. Корея), Лю Жуй (КНР), Мэн Нан (КНР) и др.

Ряд музыкальных коллективов имел смешанный состав (студенты России и Китая). Так, «Трио баянистов» ДВГАИ заслуженного деятеля искусств РФ, профессора Г.Я. Низовского имел состав—А. Минёнок, Р. Мельситов (ДВГАИ), Лю Жуй (Китай). «Трио баянистов» под руководством заслуженного артиста РФ, профессора ДВГАИ В.Т. Семененко состояло из двух русских студентов (А. Ещенко, С. Гулевич) и студента из Китая (Мэн Нан).

Таким образом, музыкальные учебные заведения юга Дальнего Востока не только сохраняли и развивали отечественную культуру, но способствовали её утверждению в странах АТР. Деятельность ДВГАИ становилась движущей силой пополнения культурных ресурсов юга Дальнего Востока, одновременно обеспечивая позиционирование культуры всей России в качестве аттрактора коммуникативных связей, охватывавших, с одной стороны, персонифицированные культурные центры России, с другой — близлежащие страны АТР. Это являлось важным условием успешной Тихоокеанской геокультурной стратегии России и взаимопроникновения культур. Так, в январе 2008 г. во Владивостоке выступал профессор Сеульской консерватории Бэ Чжанг Хым со своими учениками—студентами Сеульской консерватории Чо Дэ Янг и студентом Московской музыкальной ака-

демии Г. Барановым. На Международном мастер-классе под руководством профессора Бэ Чжанг Хым демонстрировались современные приёмы игры на гитаре. В исполнении гитарных соло, дуэтов и трио звучали произведения Баха, Скарлатти, Тарречи, Вилла-Лобоса, А. Барриоса — Мангора, Понсэ, Тедеско. Совместные выступления студентов, выпускников, преподавателей Дальневосточной государственной академии искусств и артистов Китая становились обычным явлением в городах юга Дальнего Востока.

В осуществлении стратегии укрепления России в геокультурном пространстве АТР важную роль играл выход страны на рынок образовательных услуг. Стремление информаторов высшей российской школы к интеграции и интернационализации систем, освоению современных перспективных образовательных технологий, признанию российского диплома о высшем образовании за рубежом обусловило быстрое развитие международных связей вузов. Удобное геополитическое положение Дальнего Востока России позволило вузам региона в кратчайшие сроки наладить взаимовыгодные контакты с учебными заведениями стран АТР (Китая, Японии, Республики Корея, Вьетнама и др.).

Образовательное поле юга Дальнего Востока привлекало студентов из стран АТР высоким профессиональным уровнем профессорско-преподавательского состава. Так, в 2005 г. в вузах ДВФО работало около 15 тыс. преподавателей, в том числе 977 (7,5%) докторов наук и 5944 (45,5%) кандидата наук (средний показатель по вузам Министерства образования РФ —10,3% и 47% соответственно). Больше всего докторов наук имели вузы Приморского (8,5%) и Хабаровского краёв (7,3%); кандидатов наук— Приморский край (51,6%), Амурская область (49,4%), Хабаровский край—46,6%.

Большинство студентов обучалось в вузах Приморского края — 87 тыс. чел., в Хабаровском крае—75,2 тыс.чел. Общее число аспирантов в вузах ДВФО в 2005 г. составляло 3640 чел. Несмотря на то, что на долю специальностей искусства приходилось только 4%, влияние их в сохранении и развитии отечественной культуры было определяющим.

Специалисты отмечают, что в последние годы звуки музыки на тихоокеанских берегах России набирали мощь—музыкальное искусство становилось всё более востребованным благодаря деятельности музыкальных школ, училищ и вузов. Выступления ансамблей классической музыки уже не казались инородными явлениями на корпоративных вечерах в современных коммерческих компаниях или торжественных приёмах. Дальневосточные музыкальные коллективы достойно представляли высокую российскую исполнительскую культуру в странах АТР. Визитной карточкой можно считать Дальневосточный симфонический оркестр, который 72 года работал на хабаровской земле. Долгие годы им руководил Виктор Тиц. Оркестр объездил с гастролями многие страны АТР. Чистое многоголосье Амурской хоровой капеллы «Возрождение» из г. Благовещенска известно во многих городах Китая, Японии, Южной Кореи.

Важное значение в поднятии перспективы музыкальной культуры юга Дальнего Востока имел активный приезд блестящих исполнителей. Только

в последние годы здесь побывали скрипач Сергей Стадлер, пианист Николай Петров, альтист Юрий Башмет, певицы Елена Образцова и Любовь Казарновская—мировые знаменитости, профессора, заслуженные артисты, организаторы международных конкурсов и фестивалей. Среди гастролировавших звёзд были выпускники училищ и вузов Дальнего Востока.

Молодая флейтистка Белла Кубланова, пианистка Наталья Денисенко и солистка Большого театра Оксана Корниевская родились во Владивостоке. Б. Кубланова совмещала учёбу в Санкт-Петербургской консерватории и в Высшей школе музыки Карлеруэ в Германии. О. Корниевская, выпускница ДВГАИ, окончила щколу-студию Галины Вишневской. Добротный уровень подготовки в музыкальных школах, училищах и Академии искусств позволили им достичь творческих вершин.

Дальний Восток всё увереннее выполнял функцию сближения музыкальных культур Запада и Востока. Этому способствовал приезд оперных певцов из Бразилии, Франции, Южной Кореи. Так, в марте 2008 г. во Владивостоке в Большом зале филармонии прошёл концерт французских артистов в честь открытия здесь представительства компании «Альянс Фран-цез», играла пианистка Мэрилин Фрасконе. Дирижёр из Австралии Эндрю Уиллер руководил Тихоокеанским симфоническим оркестром во Владивостоке, подняв престиж оркестра, исполнительское мастерство дальневосточных музыкантов. Его сменил дирижёр и художественный руководитель Михаил Аркадьев, пианист, композитор, философ, теоретик музыки. Особенно он известен в США и Германии. М. Аркадьев, преподаватель РАМ им. Гнесиных, заключил контракт с Приморской филармонией. «Мне симпатично название оркестра—Тихоокеанский!», —говорил он и надеялся, что в программу форума АТЭС Тихоокеанский симфонический оркестр достойно впишет культурную составляющую. Большинство музыкантов Тихоокеанского симфонического оркестра составили выпускники, студенты и преподаватели Академии искусств, которым важно было услышать от М. Аркадьева, что «провинция — это не место, а качество, поскольку искусство — это высшее, что делает человека человеком».

Музыкальные учебные заведения юга Дальнего Востока стали к началу XXI в. не только хранителями культуры региона, но и центрами её развития. Так, в г. Хабаровске в апреле 2008 г. был проведён третий фестиваль народной музыки «На Амурских просторах», куда были приглашены «Терем-квартет» из Санкт-Петербурга и ансамбль Магаданской областной филармонии. Во Владивостоке в это же время 16-й раз собрал своих поклонников фестиваль классической музыки «Дальневосточная весна». Амурская область в 2008 г. праздновала 150-летие. Весь год здесь шёл областной фестиваль народного творчества «Земля Амурская», в котором принимали участие профессиональные и самодеятельные коллективы, показавшие великую значимость музыкального искусства в жизни людей далёкой окраины России.

Впервые во Владивостоке в конце апреля 2008 г. прошли «Пасхальные вечера». Звучала церковная западноевропейская музыка в лютеранской

кирхе, в католическом соборе и в заключении—в большом зале филармонии. Здесь на сцену вышли сводный хор музыкального училища, Академии искусств, церковные хоры и Тихоокеанский симфонический оркестр.

Таким образом, строительство театра оперы и балета во Владивостоке, приуроченное к саммиту АТЭС 2012 г. диктует необходимость приложения значительных предварительных усилий по приближению к границе российских и азиатских культурных миров, шедевров российского и европейского музыкального искусства. Идёт активное наполнение культурных резервов Дальнего Востока. Ресурсами в стратегических планах России за геокультурное влияние в АТР становится позиционирование именно юга Дальнего Востока в качестве представителя российской и европейской культур.

I Стратегия появится в 2008 году // Дальневосточный капитал. 2007. №8. С. 6; Там же. 2008. № 6. С. 70—71.

2Ячин С. Е. Ресурсы и институальные условия геокультурного влияния России в АТР // Культура Тихоокеанского побережья: Материалы III международной на-уч.-практ. конф. Владивосток, 2005. С. 166—169.

3 См.: Моисеева Л. А., Ващук А. С. История предпринимательства на Дальнем Востоке России в конце XX—начале XXI в. Владивосток: Дальнаука, 2006.; Баранник И. Восточный диагноз //Дальневосточный капитал. 2008. №11. С. 8—9.

4 Дорога в АТР // Приморские вести. 2000. № 68.

5 Семёнов В. У русских особая гордость? // Тихоокеанская звезда. Хабаровск, 1991. 20 нояб.

6 Никитин А. Музыканты Дальнего Востока. Хабаровск, 2001. С. 45—46.

7 Скуратовская Н.В. Анализ основных тенденций развития музыкального образования и воспитания учащихся детских музыкальных школ и школ искусств // Музыкальная культура Находки: история и современность. Владивосток: ДВГМА, 2000. С. 66.

8 Палей Н. Вернулись с Мальты сопрано да альты // Благовещенск, 1997. 30 нояб.

9 Пермяков И. Созвучие культур //Утро России. Владивосток, 1993. 25 авг.

10 Панков Б. Заиграют ли в Сеуле на балалайке? // Тихоокеанская звезда. 1997. 30 янв.

II «Дольче» —значит нежно // Приамурские ведомости. 2004. 18 марта.

12 Никитин А. Юные таланты Хабаровска—столицы дальневосточного региона России // Краевая межведомственная программа «Одарённые дети».Хабаровск, 2001. С. 4—5.

13 Седова О. Лю Ке Ди «Мне нравится Владивосток» // Светоград. 2005. № 6. С. 4.

14 Щербина Н.Ф. Наши специалисты всегда востребованы // Известия. 2004. 24 июня.

15 До Ен Дан. «ROYAL» —представительство русской музыкальной школы в Сеуле // Проблемы подготовки кадров для сферы культуры и искусства: материалы Всероссийской науч.-практ. конф. 6—8 дек. 2001 г. Хабаровск: ХГИИК, 2001. Ч. 4. С. 13 —14.

SUMMARY: The article deals with the music cultural resources of Russian Far East in realization of strategy and integration of Russian Federation info Pasific-Asian Region. The role of musical art has been shown as the most mobile resource in approach of Russian, Asian Pacific and European countries.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.