Научная статья на тему 'Становление системы подготовки руководителей музыкальных коллективов'

Становление системы подготовки руководителей музыкальных коллективов Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
592
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МУЗЫКАЛЬНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ХОРОВОЕ ДИРИЖИРОВАНИЕ / ПОДГОТОВКА РУКОВОДИТЕЛЯ МУЗЫКАЛЬНОГО КОЛЛЕКТИВА / ПОДГОТОВКА ДИРИЖЕРА АКАДЕМИЧЕСКОГО ХОРА / ВОКАЛЬНО-ХОРОВАЯ ПЕДАГОГИКА / ОРКЕСТРОВОЕ ДИРИЖИРОВАНИЕ / ПОДГОТОВКА РУКОВОДИТЕЛЯ ОРКЕСТРА / НАРОДНО-ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ МУЗЫКА / ПОДГОТОВКА МЕНЕДЖЕРА КОНЦЕРТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ / MUSICAL EDUCATION / MUSICAL ENLIGHTENING / VOCAL AND CHORAL PEDAGOGIC / CHORAL CONDUCTING / TRAINING OF A MUSICAL GROUP CONDUCTOR / TRAINING OF CHORAL GROUP CONDUCTOR / ORCHESTRAL CONDUCTING / TRAINING OF ORCHESTRA CONDUCTOR / FOLK MUSIC / TRAINING IN THE SPHERE OF CONCERT MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Русанова Лариса Петровна, Семенова Нина Филипповна

Статья посвящена истории становления дирижерско-хорового, народно-инструментального и эстрадного направлений в музыкальном образовании в Хабаровском государственном институте искусств и культуры. Рассматривается богатый музыкально-педагогический опыт вуза, в частности кафедр хорового дирижирования и народного хорового искусства и оркестрового дирижирования, народных, эстрадных и духовых инструментов, по подготовке высококвалифицированных специалистов для сферы культуры и искусства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of teaching system for training of musical group conductors

The article describes the history of foundation of musical education at Khabarovsk State Institute of Arts and Culture. The activity of two departments – of choral conducting and the folk choral art and of orchestral conducting and the folk instruments is viewed. The richmusical and pedagogical experience in training of highly skilled specialists in the sphere ofarts and culture is presented.

Текст научной работы на тему «Становление системы подготовки руководителей музыкальных коллективов»

Инновационные процессы в вузе потребовали разработки концепции развития кафедры на ближайшие пять лет, определения новых направлений библиотечно-ин-формационного образования в ХГИИК. Перспективы кафедры усматриваются в первую очередь в совершенствовании ее научного потенциала, в успешном завершении выполняемых диссертационных исследований, дальнейшем расширении магистратуры и аспирантуры по специальности «Библиотековедение, библиграфо-ведение и книговедение»,привлечении к преподавательской деятельности талантливых выпускников. Ежегодно по итогам защиты дипломных работ кафедра формирует резерв для своего кадрового развития. Испытывая значительные трудно-

сти в наборе абитуриентов дневной формы обучения по профильному направлению подготовки, кафедра планирует осуществить диверсификацию, внедрив в практику образовательной деятельности смежные направления: «Прикладная информатика», «Документоведение и архивоведение».

Конечной целью кафедры книговедения и библиотечно-информационной деятельности ХГИИК на современном этапе является повышение качества образовательной деятельности, максимальное соответствие образовательным и личностным запросам студентов как непосредственных потребителей библиотечного образования, требованиям государства как учредителя библиотек и потребностям работодателей.

KACHANOVAE.U. BIBLIO-INFORMATION EDUCATION IN THE RUSSIAN FAR EAST: FROM TRADITIONS TO INNOVATIONS

The article shows the history of library education in the Russian Far East on the example of foundation and development of the Department of bibliography and biblio-information activity at Khabarovsk State Institute of Arts and Culture. Special attention is paid to scientific, educational, methodical, and career-guidance activities.

Keywords: library, library education, Departmentof bibliography and biblio-information activity, biblio-information activities, library innovation

Л.П. РУСАНОВА, профессор Становление сИстемЫ

н.ф. Семенова, профессор, подготовки руководителей зав• кафедрои музыкальных коллективов

Статья посвящена истории становления дирижерско-хорового, народно-инструментального и эстрадного направлений в музыкальном образовании в Хабаровском государственном институте искусств и культуры. Рассматривается богатый музыкально-педагогический опыт вуза, в частности кафедр хорового дирижирования и народного хорового искусства и оркестрового дирижирования, народных, эстрадных и духовых инструментов, по подготовке высококвалифицированных специалистов для сферы культуры и искусства.

Ключевые слова: музыкальное образование, музыкально-просветительская деятельность, хоровое дирижирование, подготовка руководителя музыкального коллектива, подготовка дирижера академического хора, вокально-хоровая педагогика, оркестровое дирижирование, подготовка руководителя оркестра, народно-инструментальная музыка, подготовка менеджера концертных организаций

Хабаровский государственный институт искусств и культуры - первое на Дальнем Востоке высшее учебное заведение по подготовке специалистов библиотечного и театрального дела, музыкального исполнительства, музыкального образования и просвещения. С самого своего основания в институте велась целенаправленная подготовка высококвалифицированных руководителей музыкальных коллективов для учреждений искусств и культуры.

12 сентября 1968 г. состоялось первое заседание преподавателей и студентов кафедры хорового дирижирования (ныне -кафедры хорового дирижирования и народного хорового искусства). Ее руководителем стал выпускник Ленинградского хорового училища им. М.И. Глинки Валерий Всеволодович Успенский. Талантливый музыкант, страстно влюбленный в хоровое искусство, В.В. Успенский совместно с первыми преподавателями - выпускниками центральных вузов страны - создал на кафедре уникальную творческую атмосферу, замечательный коллектив единомышленников, заложил традиции беззаветного служения делу, истинной веры в силу и величие искусства хорового пения.

В становлении кафедры активное участие приняли ее первые педагоги: известные дальневосточные композиторы Ю.Я. Владимиров и Б.Д. Напреев, молодые выпускники Горьковской и Новосибирской консерваторий И.А. Маркина и В.П. Козловская, выпускники Дальневосточного института искусств и Московского государственного института культуры Г.А. Шепилов, С.Г. Стукова, Л.П. Королева, Л.Н. Сонина. В последующие два года в их ряды влились новые выпускники консерваторий, вузов искусств и институтов культуры России: Л.П. Гладкая, Л.П. Русанова, Ю.Х. Зем, Л.Н. Романова, Г.С. Васильева, Л.П. Жу-ромская, а позже - известные на Дальнем Востоке практики хорового дела - В.К. Молодцов и П.И. Вольхин.

Становление кафедры, как и вуза в целом, проходило в непростых условиях. Менялась политика страны, изменялись ее экономические условия, все яснее ощущалась отдаленность института от центра России. Но, несмотря на трудности, на переименования квалификаций, на изменения набора дисциплин, заложенная в первые годы триединая задача: обеспечение сферы самодеятельного художественного творчества квалифицированными профессиональными руководителями, научно-методическая разработка проблем художественного образования и активная музыкально-просветительская деятельность - определяла характер деятельности кафедры на всех этапах ее истории. Выпускаемые ею специалисты неизменно играли значительную роль в культурной и духовной жизни Дальнего Востока.

В 1975 г. на кафедре впервые на Дальнем Востоке началась подготовка руководителей народных хоров. Организатором,

педагогом и замечательным наставником первых студентов была выпускница Саратовской государственной консерватории Н.И. Супрун. Более десяти лет кафедра хорового дирижирования осуществляла подготовку специалистов по двум специализациям. За этот период ряды педагогов пополнили выпускники Московского и Ленинградского институтов культуры. Возросший уровень учебной, методической и концертно-исполнительской деятельности педагогического коллектива позволил в 1987 г. открыть кафедру народно-хорового искусства.

В апреле 1974 г. кафедру хорового дирижирования возглавила выпускница Дальневосточного института искусств, затем ассистент-стажер кафедры хорового дирижирования Ленинградской консерватории Л.П. Русанова - ныне заслуженный работник культуры Российской Федерации,кандидат педагогических наук, профессор, автор более 45 научных статей, учебных и учебно-методических пособий, художественный руководитель и дирижер академического хора ХГИИК. Высокий уровень профессиональной подготовки специалистов позволил кафедре первой в институте успешно пройти лицензионную экспертизу на право ведения образовательной деятельности по специальности «Дирижирование академическим хором» (1995 г.).

Сегодня кафедра - крупный учебно-методический центр Дальневосточного региона по подготовке специалистов в области хорового исполнительства, музыкального воспитания, вокально-хоровой педагогики. В процессе своей деятельности педагогический коллектив кафедры выработал оптимальные формы работы, отвечающие специфике дирижерско-хоровой квалификации. Педагоги кафедры ищут новые формы и методы обучения. Так, наряду с традиционными дисциплинами, существовавшими со дня основания кафедры, сегодня студенты осваивают новые специальные курсы: «Теоретические основы дирижер-

ской техники », «Основы вокальной методики », «Современная компьютерная технология в курсе хоровой аранжировки» и др. Особенно важным представляется введение дисциплины «Теория и методика детского хорового воспитания », преимущественно направленной на музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества. Включение этих дисциплин в учебный план способствовало решению задачи подготовки высококвалифицированных кадров,деятельность которых не ограничивается узкоспециальными рамками. Дирижер хора, работающий в сфере музыкального образования и любительского хорового искусства, - это прежде всего музыкант-просветитель, музыкант-воспитатель.

Педагогический коллектив кафедры постоянно совершенствует содержание обучения специалистов хорового дела: создаются авторские учебные программы, учебные и методические пособия, практикумы, репертуарные сборники. Учебный процесс строится на основе продуманной системы дирижерско-хоровых практик студентов в учебных, детских и любительских хоровых коллективах города. Руководителями этих коллективов преимущественно являются выпускники кафедры, среди них: С.И. Воробьева - заслуженный руководитель вокального ансамбля «Улыбка » ДМШ № 1; Е.А. Бряузова - директор музыкальной школы «Тополек», художественный руководитель детского хора; Н.С. Остапенко - руководитель вокального ансамбля «Dcke» краевого колледжа искусств; Т.Л. Коваленко - хормейстер мужского хора Ансамбля песни и пляски Восточного военного округа, главный хормейстер краевого научно-образовательного творческого объединения культуры; А.А. Степаненко - хормейстер муниципального академического хора и др. Все указанные коллективы - лауреаты городских, краевых и международных конкурсов и фестивалей.

Большой научный, просветительский и

учебно-методический потенциал несут в себе студенческие научные работы. Большая часть из них - это серьезные исследования, значительно расширившие арсенал научно-методическихматериалов кафедры; к примеру: «Детские музыкально-образовательные учреждения как центр музыкального просвещения жителей села», «Особенности обучения певческим умениям и навыкам детей с нарушением речи », «Развитие креативности учащихся хоровых отделений музыкальных школ (на примере ДШИ г. Николаевска-на-Амуре)». Студенческие работы, связанные с исследованием роли ДМШ в музыкальном образовании детей, были переданы в комитеты по культуре Хабаровска, Владивостока, Приморского края и Магаданской области. Студенты кафедры неоднократно становились победителями международного отборочного тура на право участия в фестивале студентов стран Азиатско-Тихоокеанского региона (г. Ниигата).

Преподаватели и студенты кафедры -непременные участники музыкальной и культурной жизни Хабаровска. Эта сторона деятельности является предметом особой заботы коллектива, понимающего, что ни одно другое учебное заведение города не может подготовить специалистов, решающих важнейшие задачи музыкального просвещения жителей города, пропаганды хоровой музыки композиторов Дальнего Востока, возрождения традиций исполнения русской духовной музыки и, главное - нравственного воспитания детей и юношества.

Предмет гордости кафедры - ее выпускники, которые находят применение своим знаниям и умениям в различных сферах культуры и искусства. Это руководители и солисты любительских и профессиональных коллективов, работающих по всей России и за ее пределами. Многие выпускники являются руководителями детскиххоровых коллективов, занимаются преподавательской работой в школах и колледжах. Сферой деятельности выпускников становится

также музыкально-просветительская работа на радио и телевидении. Среди выпускников кафедры немало тех, кто имеет почетные звания, из них: заслуженных артистов РФ - два человека, заслуженных работников культуры РФ - 36 человек, заслуженных работников народного образования РФ - четыре человека. Защитили кандидатские диссертации и получили ученые степени 12 человек, работают в качестве преподавателей в высших и средних специальных учебных заведениях 41 человек, более 360 выпускников кафедры являются лауреатами фестивалей и конкурсов хоровых коллективов различных уровней.

В конце 1990-х гг. в числе студентов и стажеров кафедры стали появляться граждане зарубежных стран, направленные на учебу на основе межвузовских соглашений. Первым стажером кафедры стал педагог Института искусств Харбинского государственного университета, затем появились стажеры из Республики Корея. С 2008 г. началась систематическая дирижерско-хо-ровая подготовка студентов из КНР. Несмотря на различия восточной и европей-

ской культур, китайские студенты открыты к восприятию русской культуры, к пониманию смысла культурной традиции русского народа, его обычаев, образности и способов выражения мысли. Международный вокальный ансамбль «Лотос», основу которого составляют китайские студенты (руководитель - старший преподаватель М.В. Федотова), - постоянный участник городских и краевых концертов, обладатель гран-при (2010 г.) и лауреат первой степени ежегодного краевого фестиваля-конкурса «Студенческая Весна».

В настоящее время кафедра хорового дирижирования и народного хорового искусства осуществляет образовательную деятельность по специальности «Народное художественное творчество» (специализация «Академический хор»), по специальности «Дирижирование академическим хором» с присвоением квалификации «Дирижер, Хормейстер академического хора, Преподаватель », а также по направлению подготовки высшего профессионального образования «Дирижирование »(профиль подготовки - «Дирижирование академическим хором») с присвоением квалификации «Бакалавр».

Кафедра оркестрового дирижирования, народных, эстрадных и духовых инструментов ХГИИК также является одной из первых выпускающих кафедр. Первыми заведующими кафедрой были Г.А. Петров - дирижер, доцент, выпускник Ленинградского государственного института культуры им. Н.К. Крупской; А.М. Бу-равлев - исполнитель-баянист, окончивший Горьковскую государственную консерваторию им. М.И. Глинки, внесший значительный вклад в развитие учебно-методической работы преподавателей; Г.С. Мишуров - баянист-преподаватель, ныне доктор искусствоведения; В.К. Сухо-рослов - дирижер, ныне заслуженный деятель искусств России, заслуженный работник культуры России; В.В. Журомский - заслуженный работник культуры России.

За многие годы выпущена не одна сотня специалистов, связавших свою жизнь и профессиональную деятельность с народно-инструментальной и эстрадной музыкой. Гордостью кафедры являются ее выпускники, такие, например, как заслуженный деятель искусств республики Саха (Якутия), дирижёр концертного оркестра Якутии Н.В. Базалева и заслуженный артист республики Саха (Якутия) Д.В. Швецов.

В настоящее время на кафедре работают 14 преподавателей (из них шесть профессоров, четыре доцента) и три концертмейстера. Достаточно высок их методический, научный и исполнительский ценз. Восемь преподавателей кафедры награждены почетным знаком «За достижения в культуре России», двум преподавателям (Н.Ф. Семёновой и Б.В. Панкову) присвоено звание «Заслуженный работник культуры Российской Федерации», три преподавателя имеют почетное звание «Заслуженный артист России » (В.Я. Блинков, Г.Н. Чащин, И.Ф. Щербина). Заведует кафедрой дипломант международного фестиваля (г. Нови-Сад), кандидат педагогических наук, профессор, заслуженный работник культуры России Н.Ф. Семёнова.

Кафедра осуществляет набор по следующим направлениям подготовки с присвоением степени «бакалавр»: «Музыкально-инструментальное искусство» (профиль подготовки - «Баян, аккордеон и струнные щипковые инструменты»); «Музыкальное искусство эстрады» (профиль подготовки - «Инструменты эстрадного оркестра»); «Дирижирование» (профиль подготовки -«Дирижирование оркестром народных инструментов»).

В последние годы заметна тенденция к увеличению интереса к народно-инструментальной музыке. В связи с этим в Дальневосточном регионе создаются новые оркестровые и ансамблевые коллективы, кадровый состав которых формируется в том числе из выпускников кафедры оркестрового дирижирования, народных, эстрадных

и духовых инструментов. Потребность в специалистах-дирижерах выражена в заявках от муниципальных органов культуры (Саха-Якутия, Амурская, Сахалинская, Еврейская автономная области) и от недавно организованного оркестра русских народных инструментов Хабаровской краевой филармонии. Она вызвана необходимостью сохранения традиций национальной музыкальной культуры, исполнительства на инструментах русского народного оркестра. Региону необходимы специалисты, умеющие практически осваивать репертуар творческих коллективов, владеющие навыками репетиционной работы, дирижирования оркестрами, готовые осуществлять связь со средствами массовой информации, образовательными учреждениями и учреждениями культуры (филармониями, концертными организациями, агентствами, клубами, дворцами и домами культуры и народного творчества), а также с различными слоями населения с целью пропаганды достижений музыкального искусства и культуры.

Хабаровский государственный институт искусств и культуры - единственный вуз Дальневосточного региона, в котором на протяжении многих лет успешно велась подготовка по специальности «Народное художественное творчество »(квалификация - «Руководитель эстрадного оркестра и ансамбля»). За эти годы накоплен богатый музыкально-педагогический опыт в области эстрадно-музыкального творчества. В регионе развиты традиции эстрадно-джазового исполнительства, регулярно проходят фестивали и конкурсы джазовой музыки, в том числе международные. Однако крайне важно

поднимать любительский уровень эстрадно-джазового музицирования, держать «планку» качественной эстрадной музыки, исполнять джазовую музыку различных стилей и направлений, требующих высокой исполнительской техники, развитого музыкального вкуса, глубоких познаний в области музыкального искусства.

На кафедре продолжают успешно функционировать два оркестра: Оркестр русских народных инструментов (дирижер Н.Ф. Семёнова) и Эстрадный оркестр (дирижер А.Г. Лопатин). Оркестр русских народных инструментов является дипломантом пяти дальневосточных фестивалей «На Амурских просторах»; лауреатом V Всероссийского конкурса оркестров и ансамблей народной музыки им. Н.Н. Калинина. С оркестром плодотворно сотрудничают известные музыканты России: заслуженный артист России В.Т. Семененко, заслуженный артист России Б.С. Ворон, народный артист России, лауреат государственных премий, лауреат международныхконкурсов A.A. Цыганков, заслуженный деятель искусств России В.И. Лавришин, заслуженный деятель искусств России В.К. Сухорослов.

В марте 2012 г. в концертном зале Хабаровской краевой филармонии состоялось совместное выступление оркестра русских

народных инструментов ХГИИК (дирижёр - заслуженный работниккультуры России Н.Ф. Семёнова) и Унисона балалаек Государственного концертного оркестра Якутии (художественный руководитель - заслуженный артист Республики Саха [Якутия] Д.В. Швецов).

Кафедра оркестрового дирижирования, народных, эстрадных и духовых инструментов плодотворно сотрудничает с иностранными музыкальными университетами. В настоящее время на кафедре обучаются пять иностранных студентов (КНР), которые с успехом осваивают основы исполнительского и педагогического мастерства. Кафедра постоянно поддерживает связи с ведущими вузами России. Продолжается практика организации творческих встреч и мастер-классов с музыкантами Российской академии музыки им. Гнесиных, Дальневосточной государственной академии искусств, Московского государственного университета культуры, Санкт-Петербургского государственного университета культуры, Петрозаводской государственной консерватории (академии) им. А.К. Глазунова, Челябинской государственной академии культуры и искусств.

В связи с использованием научно-технических достижений в музыкальной, театральной, хореографической деятельности, а также с небывало широким развитием средств массовой коммуникации несколько изменяется подход к преподаванию данного вида музыкально-инструментального искусства. Так, возросшие требования к спе-

циалистам музыкального профиля заставляют по-новому отнестись к профессии менеджера концертных организаций, творческих коллективов, объединений,ассоциаций и т.д. Кафедра оркестрового дирижирования, народных, эстрадных и духовых инструментов совместно с другими кафедрами разрабатывает учебные планы, обеспечивающие подготовку как музыканта-профессионала, так и специалиста управления в области музыкального искусства как особого направления коммерческой деятельности. Выпускник вуза должен уметь улавливать намечающиеся тенденции в сфере музыкального искусства, работать не только в профессиональных коллективах, но и в различных сферах, связанных с музыкой.

Хабаровский государственный институт искусств и культуры, основываясь на луч-шихтрадициях в сфере дирижерско-хоро-вого, народно-инструментального и эстрадного исполнительства, продолжает осуществлять важнейшую задачу - подготовку профессиональных кадров для руководства музыкальными коллективами. Вместе с тем надо реально оценивать и уровень учебного процесса, и подготовленность выпускников, быть готовыми решать новые задачи, которые ставит жизнь. Вот почему корректируются учебные планы, пересматривается содержание разделов дисциплин, обновляется репертуар, обновляются методики, расширяется набор специальностей, усиливается роль самостоятельной работы студента в учебном процессе. Жизнь продолжается...

RUSANOVA L.P., SEMENOVA N. PH. FORMATION OF TEACHING SYSTEM FOR TRAINING OF MUSICAL GROUP CONDUCTORS

The article describes the history of foundation of musical education at Khabarovsk State Institute of Arts and Culture. The activity of two departments - of choral conducting and the folk choral art and of orchestral conducting and the folk instruments is viewed. The rich musical and pedagogical experience in training of highly skilled specialists in the sphere of arts and culture is presented.

Keywords: musical education, musical enlightening, vocal and choral pedagogic, choral conducting, training of a musical group conductor, training of choral group conductor, orchestral conducting, training of orchestra conductor, folk music, training in the sphere of concert management

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.