Научная статья на тему 'Памяти маэстро (о творческой деятельности В. Гончарова)'

Памяти маэстро (о творческой деятельности В. Гончарова) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
550
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
В. ГОНЧАРОВ / СИНТЕЗ-ХОР "ПЕВЧИЕ ТИХОГО ДОНА" / АНСАМБЛЬ ПЕСНИ И ПЛЯСКИ СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ВОЕННОГО ОКРУГА / ХОРОВОЙ ТЕАТР / ХОРОВАЯ АРАНЖИРОВКА / V. GONCHAROV / SYNTHESIS CHOIR "THE QUIET DON CHORISTERS" / SONG AND DANCE ENSEMBLE OF NORTH-CAUCASIAN MILITARY DISTRICT / CHORAL THEATRE / CHORAL ARRANGEMENT

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Овчинникова Татьяна Константиновна

Статья посвящена Виктору Гончарову (1951-2013) выдающемуся хоровому дирижеру, народному артисту России, профессору Ростовской государственной консерватории (академии) им. С.В. Рахманинова. Подробно характеризуется творческая деятельность В. Гончарова во главе синтез-хора «Певчие Тихого Дона» (1984-2013), Ансамбля песни и пляски Северо-Кавказского военного округа (1994-2009), достижения в сфере хоровой аранжировки и музыкальной педагогики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IN MEMORY OF MAESTRO (about V. Goncharov''s creative activity)

The article is devoted to Victor Goncharov (1951-2013) the prominent choral conductor, People Artist of Russian Federation, Professor of the Rostov State Rachmaminov Concervatoire. Creative activity by V. Goncharov as a leader of synthesis choir «The Quiet Don Choristers» (1984-2013) and artistic director of Song and Dance Ensemble of North-Caucasian Military District (1994-2009), his achievements in the spheres of choral arrangement and musical teaching are characterized in detail.

Текст научной работы на тему «Памяти маэстро (о творческой деятельности В. Гончарова)»

Т. Овчинникова

ПАМЯТИ МАЭСТРО (о творческой деятельности В. Гончарова)

Т. Ovchinnikova

IN MEMORY OF MAESTRO (about V. Goncharov's creative activity)

Статья посвящена Виктору Гончарову (1951-2013) - выдающемуся хоровому дирижеру, народному артисту России, профессору Ростовской государственной консерватории (академии) им. С. В. Рахманинова. Подробно характеризуется творческая деятельность В. Гончарова во главе синтез-хора «Певчие Тихого Дона» (1984-2013), Ансамбля песни и пляски Северо-Кавказского военного округа (1994-2009), достижения в сфере хоровой аранжировки и музыкальной педагогики.

Ключевые слова: В. Гончаров, синтез-хор «Певчие Тихого Дона», Ансамбль песни и пляски Северо-Кавказского военного округа, хоровой театр, хоровая аранжировка.

The article is devoted to Victor Goncharov (1951-2013) - the prominent choral conductor, People Artist of Russian Federation, Professor of the Rostov State Rachmaminov Concervatoire. Creative activity by V. Goncharov as a leader of synthesis choir «The Quiet Don Choristers» (1984-2013) and artistic director of Song and Dance Ensemble of North-Caucasian Military District (1994-2009), his achievements in the spheres of choral arrangement and musical teaching are characterized in detail.

Key words: V. Goncharov, synthesis choir «The Quiet Don Choristers», Song and Dance Ensemble of North-Caucasian Military District, choral theatre, choral arrangement.

5 сентября 2013 года внезапно ушел из жизни народный артист России, заслуженный деятель искусств РФ, профессор кафедры хорового дирижирования Ростовской консерватории Виктор Иванович Гончаров. Талантливый и разносторонний музыкант, он на протяжении многих лет осуществлял смелые творческие замыслы и проекты не только в сфере хорового искусства, но и в области музыкальной культуры и образования. Виктор Иванович был неиссякаемым источником творческих идей, что проявилось в его многогранной деятельности - исполнительской, композиторской, организаторской. Жизнь любого музыканта таит в себе не только яркие взлеты, но и кризисные тенденции; между тем, обозревая по прошествии времени творческий путь Виктора Ивановича, понимаешь, что маэстро посчастливилось избежать подобных кризисов. Неутомимый труженик, В. И. Гончаров постоянно пребывал в атмосфере творчества - создание хоровых обработок, аранжировок и переложений, музыкальное руководство крупнейшими региональными мероприятиями в сфере искусства и культуры1, концертные

выступления и гастрольные поездки с лауреатом девяти международных конкурсов синтез-хором «Певчие Тихого Дона», ансамблями песни и пляски СКВО и МВД (в разные годы), детским театром-студией вокально-сценического мастерства «Жар-птица», работа в жюри всероссийских и международных вокально-хоровых конкурсов, а также огромное количество художественных проектов, реализованных или, к сожалению, оставшихся в планах...

В. И. Гончаров «прошел творческий путь от солиста городского хора мальчиков, руководимого заслуженным деятелем искусств В. А. Никольским, до профессора Ростовской государственной консерватории», - так повествует о маэстро энциклопедическое издание «Культура Дона в лицах» [1, 200]. Действительно, Виктор Иванович считал началом своей профессиональной карьеры выступление с хором мальчиков на одном из концертов фестиваля «Донская музыкальная весна» (1961). Тогда он, десятилетний солист коллектива, исполнил песню Д. Шостаковича «Родина слышит» в присутствии автора, который поблагодарил юных музыкантов и лично пожал руку В. Гончарову.

1 Б числе этих мероприятий - всесоюзные и всероссийские литературно-фольклорные праздники «Шолоховская весна» и «На земле Кочетовской», областные и

региональные марши-парады, международные и всероссийские фестивали искусств, дни городов - побратимов Ростова-на-Дону - и др.

Нужно заметить, что любовь к хоровому пению проявилась у Виктора с детства. Его родители не имели отношения к музыке, но звучание «хора» многочисленных родственников, которые собирались у Гончаровых в праздничные дни, Виктор Иванович и много лет спустя оценивал высоко. В 14-летнем возрасте юный музыкант организовал мужской вокальный квартет при ДК строителей; через два года, при поддержке администрации Ростовской обувной фабрики, создал вокально-инструментальный ансамбль «Россияне», просуществовавший более 10 лет и удостоенный звания лауреата многочисленных конкурсов и фестивалей.

Будущий дирижер получил профессиональное образование в Ростовском училище искусств и музыкально-педагогическом институте. Годы учебы в РУИ запомнились многочисленными фольклорными экспедициями, во время которых был собран огромный песенный материал, послуживший основой для целого ряда хоровых обработок и инструментальных композиций В. И. Гончарова последующих десятилетий2. Уже в зрелые годы Виктор

2 Начиная с 1990-х годов, Б. И. Гончаров подготовил к публикации 5 сборников хоровой музыки: «Обработки донских казачьих песен для хора без сопровождения и в сопровождении баяна (ф-но) и ударных» (в 2 ч.,

Иванович с большой теплотой вспоминал В. А. Никольского («деда», как его называли выходцы из хора мальчиков), настойчивость которого сыграла решающую роль и в организации упомянутых поездок, и в проведении Первого фестиваля донского фольклора.

Наряду с этим, обучаясь в институте, Виктор продолжал серьезно заниматься музыкальным искусством эстрады. В качестве музыкального руководителя и солиста вокально-инструментального ансамбля Ростовской филармонии «Красны девицы» (1973-1975) он объездил весь Советский Союз. О многих поездках Виктор Иванович на всю жизнь сохранил яркие воспоминания, иногда трепетные, связанные с благодарными откликами аудитории, с удачными выступлениями, иногда курьезные, а порой и драматические. Так, срочно возвращаясь домой из очередной гастрольной поездки для участия в концерте факультетского хора (студенту В. Гончарову, блестяще учившемуся и работавшему в филармонии, было разрешено свободное посещение занятий, но пропуск концертов не допускался), Виктор опоздал на авиарейс до Ростова (заминка произошла в аэропорту из-за того, что В. Гончаров превысил установленную норму веса для багажа). Но пережитое разочарование обернулось чудесным спасением: самолет, на котором не удалось вылететь Виктору, потерпел катастрофу, все пассажиры погибли. Позднее, вспоминая этот случай, маэстро благодарил судьбу, которая столь своеобразно предоставила ему шанс продолжить творческую жизнь и достичь подлинных высот в искусстве.

Увлеченность концертным исполнительством в области эстрадной музыки, создание соответствующих аранжировок и композиций являлись безусловными жизненными приоритетами для В. Гончарова. Он поначалу решительно отверг предложение своего педагога, ректора РГМПИ, профессора В. Г. Шипулина о преподавательской работе на кафедре хорового дирижирования. И все же маститый специалист смог убедить талантливого выпускника в необходимости сделать этот шаг - и оказался прав. Уже достигнув зрелого возраста, Виктор Иванович восхищался прозорливостью и мудростью горячо любимого наставника, распознавшего в своем ученике далеко не очевидный педагогический талант. Действительно, В. И. Гончаров многого достиг в сфере педагогики.

1999); «Календарные праздники Древней Руси: Песенно-обрядовое действо в 7 частях» (2 т., 2007); «На пути к вершинам вокально-хорового исполнительского мастерства: Обработки и переложения для хора без сопровождения и в сопровождении ф-но и ударных» (2011).

Первый состав театра-студии «Жар-птица»

Наглядными тому подтверждениями служат и ученое звание профессора, присвоенное Виктору Ивановичу в 47 лет, и успешная творческая деятельность любимых его учеников -народной артистки России Г. Егоровой, заслуженного работника культуры РФ, профессора М. Кревсун, руководителя муниципального хора «Лик» г. Таганрога, заслуженного деятеля ВМО А. Логинова и многих других (быть может, еще не удостоенных почетных званий, но бесконечно преданных хоровому искусству). Ярким подтверждением профессиональной преемственности, утверждаемой в классе В. И. Гончарова, и царящих здесь подлинно дружеских отношений явился концерт, посвященный 60-летию маэстро. Тогда, в 2011 году, на сцену выходили 10 хоровых коллективов, возглавляемых выпускниками юбиляра! Два года спустя, осенью 2013-го, Виктора Ивановича провожали в последний путь многочисленные коллеги, ученики, почитатели его таланта. Они, как подобает, устроили замечательному артисту продолжительную овацию, сопровождая прощальные аплодисменты криками «браво», «бис». Тем самым присутствующие подтвердили безусловный профессиональный авторитет и широкое признание, которого удостоился маэстро.

Исполнительская и композиторская деятельность В. И. Гончарова была теснейшим образом связана с несколькими руководимыми

им коллективами. Виктор Иванович являлся организатором и бессменным руководителем синтез-хора «Певчие Тихого Дона», более полутора десятилетий возглавлял Ансамбль песни и пляски Северо-Кавказского военного округа, затем - оркестр Ансамбля песни и пляски МВД и Детский театр-студию «Жар-птица».

Синтез-хор «Певчие Тихого Дона» был организован в 1984 году. Поначалу коллектив, именовавшийся «Хором учителей г. Ростова-на-Дону», придерживался вполне традиционных принципов и форм исполнения. Но затем сказалось стремление В. И. Гончарова придать исполнительской манере хора ярко выраженную индивидуальность, насытить концертные программы подлинной динамикой. Преобразованиям подверглась «фольклорная» часть концертной программы - авторские обработки народных песен. «Синтетическая идея хора "Певчие Тихого Дона", - указывает музыковед Н. Мещерякова, - выросла из исконно казачьей традиции, из стремления найти самобытный облик хора, который отличал бы его от обычных академических коллективов» (цит. по: [2, 122]). Так появились в репертуаре коллектива хоровые обрядовые действа, созданные В. И. Гончаровым на фольклорном материале: «Казачья свадьба», «Календарные праздники Древней Руси в песнях и обрядах», а несколько позже -эстрадно-танцевальная программа «Популярные песни и танцы народов мира» (см.: [3]).

Синтез-хор «Певчие ТихогоДона»

В первом сочинении был представлен годовой обрядовый цикл, включающий Масленицу, Семик, Троицу, Ивана Купала и заканчивающийся святочными гаданиями и встречей коляды. На сцене разворачивались красочные картины народных празднеств: катание на санях, обряжение березы, гадание со свечами, выход ряженых, начинавших колядовать сначала на сцене, а затем и в зрительном зале. Второе сочинение - «Казачья свадьба» - композиционно объединяло словесные диалоги, «балиндра-сы» (шуточные казачьи разговоры) с пением и танцами3. Музыкальная структура действа предопределялась чередованием обработок свадебных песен, относящихся к различным этапам казачьей свадьбы («Смотрины и сватовство», «Девишник», «Подушки», «Поезжание», «Застолье»).

Задумав обогатить репертуар коллектива песенно-театрализованными программами, В. И. Гончаров вынужден был решать сложную задачу: предстояло научить хористов сценическому движению, наполнить вокальные номера подлинной действенностью. «Нам, студентам отделения академического хора, казалось просто нереальным одновременно петь и двигаться», - вспоминали участники синтез-хора много лет спустя. Тем не менее, столь смелые

вокально-хореографические новации активно претворялись в жизнь В. И. Гончаровым. Театрализованное исполнение фольклора академическим хоровым коллективом, не сразу принятое профессиональным сообществом на родине, было восторженно встречено за границей - в 1991 году хор стал обладателем «Гран-При» фольклорного фестиваля в Галисии. С этого времени, помимо гастрольных поездок, начались и весьма успешные конкурсные выступления «Певчих»: с 1991 по 2001 годы коллектив стал лауреатом и дипломантом девяти международных конкурсов4.

Поиск новых форм общения исполнителей со слушателями, доминировавший в творческой деятельности синтез-хора под руководством В. И. Гончарова, протекал на фоне более масштабных процессов, которые увенчались рождением нового направления в отечественном музыкальном искусстве - хорового театра.

3 Либретто было написано сценаристом С. Можае-вым по материалам исследования А. Листопадова «Старинная казачья свадьба на Дону».

4 Международный фольклорный фестиваль в Галисии (Испания, 1991) - «Гран-При»; Международный конкурс в Марктобердорфе (Германия, 1993) - Диплом; Международный конкурс в Майнхаузене (Германия, 1993) - «Золото» и «Серебро» в 2 категориях; Международный конкурс в Рива-дель-Гарда (Италия, 1994) -«Золото» в 2 категориях и специальный приз «За лучшее исполнение классической вокальной полифонии»; Конкурс композиторов Германии «Рейн-Рур» (1995) - Диплом и специальный приз; Международный конкурс в Линденхольцхаузене (Германия, 1996 и 2001) -«Золото» и «Серебро» в 2 категориях.

Фестиваль ансамблей песни и пляски МВД (Москва, 2011)

Тогда идеи театрализованного исполнения лишь «витали в воздухе», фактически хоровой театр сформировался на грани ХХ-ХХ1 веков, но В. И. Гончаров сумел чутко уловить и реализовать, вместе со своим коллективом, эти веяния нового времени значительно раньше. Еще в начале 1990-х маэстро говорил о хоровом театре как понятии более широком, нежели театрализованное исполнение. Подразумевалось формирование репертуара, включающего в себя целый спектр музыкальных стилей, жанров и направлений: европейское наследие эпохи Возрождения, русские духовные песнопения, отечественная и зарубежная классика, антология русской оперы, современные хоровые композиции, творчество донских мастеров и, разумеется, театрально-хоровое действо (см.: [4, 112]).

Длительное время параллельно с синтез-хором в жизни маэстро существовал Ансамбль песни и пляски Северо-Кавказского военного округа. Около 15 лет Виктор Иванович отдал работе в Ансамбле СКВО. Именно в этот период В. И. Гончаровым было создано большое количество хоровых и оркестровых аранжировок. Для ансамбля Виктор Иванович создавал разнообразные песенные попурри - о солдатской службе наших дней, из шедевров военных лет, о семейной жизни и любимых женщинах. Им была проведена огромная работа по совершенствованию различных сторон

деятельности коллектива: приглашались талантливые молодые исполнители, обновлялся репертуар (за счет ярких, интересных современных песен), осуществлялась целенаправленная театрализация концертных программ. Виктор Иванович принимал непосредственное участие в организации и проведении огромного количества концертов, включая «горячие точки» Северного Кавказа.

Художественное руководство столь специфическим военным коллективом может быть признано успешным только при условии органичного сочетания в личности того или иного музыканта ярких профессиональных качеств с активной гражданской позицией. Виктору Ивановичу всегда были близки патриотические настроения. Эта сторона его мировоззрения, по словам маэстро, формировалась с детства - родители воевали на фронтах Великой Отечественной (мать - радистка, отец - сапер), дошли до столицы Германии, были награждены медалями «За взятие Берлина» и «За освобождение Кавказа». Виктор Иванович любил Ростов-на-Дону, в котором родился и прожил жизнь, любил донской край и Россию. Побывав на гастролях во многих странах Европы, прославленный музыкант с нетерпением и трепетом ждал возвращения домой, встречи с Родиной. Скорее всего, именно поэтому Виктор Иванович отказывался от неоднократных предложений, связанных с педагогической

работой за границей. Длительное проживание за рубежом, тем более - эмиграция для него были неприемлемыми.

Профессиональная деятельность В. И. Гончарова в Ансамбле СКВО высоко оценивалась и командованием округа, и руководителями нашего государства. Маэстро был отмечен благодарностью Верховного главнокомандующего Вооруженными силами РФ В. В. Путина (2002), удостоен медали «За выполнение миротворческой миссии в Абхазии и Грузии», почетного знака - креста «За службу на Кавказе». Последней наградой Виктор Иванович особенно гордился, подчеркивая, что этот нагрудный знак имеет историческое происхождение.

В 2010 году В. И. Гончаров был назначен музыкальным руководителем и дирижером оркестра в Ансамбле песни и пляски Северо-Кавказского регионального командования Внутренних войск МВД РФ, сумев за короткий период времени достичь высоких результатов. Благодаря этому коллектив, впервые за все время своего существования, стал дипломантом (2010), а затем и лауреатом (2011, 2013) Всероссийского конкурса аналогичных ансамблей МВД (в Москве).

На протяжении последних лет жизни Виктор Иванович много внимания и сил отдавал детскому творчеству. В 2010 году был реализован семейный творческий проект В. И. Гончарова и автора этих строк - театр-студия вокально-сценического мастерства «Жар-птица»5. Поначалу театр функционировал на базе детской музыкальной школы № 1 г. Ба-тайска, а затем - под патронажем Центра дополнительного образования при Ростовской консерватории. В рамках этого оригинального проекта организуются занятия по постановке голоса и сценической речи, индивидуальная и групповая работа с балетмейстером; итогом соответствующего тренинга становится участие ребенка в музыкальном спектакле. За время своего существования театр поставил мюзиклы «Брысь, или История кота Филофея» Я. Дубравина (с аранжировками и фонограммами В. Гончарова), «Незнайка» на музыку Г. Гладкова и М. Минкова, «Концерт на болоте» (композиция из произведений современных авторов, сценарий Т. Овчинниковой), участвовал в постановке оперы М. Красева «Морозко», осуществленной Камерным хоровым театром Шахтинского музыкального колледжа (руководитель - Т. Овчинникова).

Одаренные дети, обучаясь в театре-студии под руководством В. И. Гончарова, добились впечатляющего прогресса. Многогранно передавать содержание песни, гибко сочетая вокальные, драматические и хореографические навыки, учиться раскованному и естественному поведению на сцене, ощущать себя неотъемлемой частью слаженного актерского ансамбля, -вот лишь наиболее существенные требования, которые предъявлял к юным воспитанникам Виктор Иванович. Практически все артисты театра достигли значительных успехов в сольных и ансамблевых выступлениях, были удостоены званий лауреатов и дипломантов на всероссийских и международных конкурсах. Накопленный опыт сценических выступлений позволил театру-студии блестяще выступить на VIII Международном конкурсе современного искусства «Ье spiagge ^КаНа» (2012,1 премия).

Последние месяцы творческой биографии В. И. Гончарова связаны с руководством вновь созданным Ростовским филиалом Всероссийского хорового общества6. Сколько ожиданий и надежд связывал Виктор Иванович с этим назначением! Маэстро в короткие сроки разработал грандиозный проект - создание Академической профессиональной капеллы Хорового общества при Администрации Ростовской области. По мнению Виктора Ивановича, следовало бы создать хор из лучших певческих голосов (60-80 человек), объединяющий многочисленных профессионалов и молодежь, сформировать несколько составов, ориентируясь на возрастные показатели и уровень исполнительского мастерства. Далее, под эгидой Хорового общества планировалось объединить всех музыкантов, связанных с этой сферой деятельности (от детских до профессиональных коллективов всех направлений - классического, народного, эстрадного), для оказания действенной помощи в учебной и методической работе, пополнении репертуара (включая пропаганду сочинений донских композиторов), аудио- и видеозаписи, рекламе. Виктор Иванович считал необходимым создать постоянно действующий хоровой абонемент Ростовской филармонии, упорядоченную многоуровневую систему творческих конкурсов и фестивалей, продюсерский центр для организации концертов и различных культурных мероприятий с участием хоровых коллективов и многое другое. Несомненно, масштаб личности этого человека позволял надеяться на осуществление задуманного! К сожалению, грандиозным

5 Авторами упомянутого проекта изначально предусматривалась поэтапная организация учебного процесса по трем основным направлениям сценического вокала - эстрадному, академическому, фольклорному.

6 Всероссийское хоровое общество было возрождено в 2013 году с целью сохранения, развития и популяризации отечественной вокально-хоровой культуры.

преобразованиям в сфере донского хорового искусства не суждено было сбыться...

Виктор Иванович Гончаров не только принадлежал к числу крупнейших деятелей музыкальной культуры в Ростовской области. С именем В. И. Гончарова ассоциируется целая эпоха в вокально-хоровом искусстве Юга России. Память о выдающемся музыканте живет в сердцах его соратников, коллег, в его музыке,

с большим успехом исполняемой отечественными хоровыми коллективами на концертных площадках многих стран мира7. У коллег маэстро возникла идея об организации и проведении на донской земле фестиваля им. В. И. Гончарова. Будем надеяться, что это предложение найдет отклик у профессионалов и в ближайшие годы новый праздник хорового искусства станет реальностью.

ЛИТЕРАТУРА

1. Культура Дона в лицах: Эксклюзивное досье [справочник] / сост. Ф. Ф. Баев. - Ростов н/Д: Рост, книжн. изд-во, 1997.

2. Овчинникова Т. Хоровой театр в современной отечественной музыкальной культуре: [исследование.] - Ростов н/Д: Книга, 2010.

3. Овчинникова Т. Хоровой театр в репертуаре ростовского синтез-хора «Певчие Тихого Дона» // Модернизация дирижерско-

хоровой подготовки учителя музыки в системе профессионального образования: материалы V Международной науч.-практ. конф. / под ред. М. В. Кревсун. - Таганрог: ТГПИ, 2010. - С. 98-104.

4. Ходош Э. В. Гончаров: «Аве, Виктор» // Ростовская консерватория в лицах: очерки / ред.-сост. А. М. Цукер. - Ростов н/Д: РГК им. С. Рахманинова, 2013. - Вып. 1. - С. 107-119.

7 Б частности, яркие и зажигательные обработки народных песен «Ох, уж ты, Порушка-Пораня», «Ой, пролегала путь-дорожка», переложение «Полета шмеля» Н. Римского-Корсакова, театрализованные обработки для женского хора («Горенка», «Свеча», «Колечко») звучат в Германии, Австрии, Швеции, Финляндии, Японии идр.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.