Научная статья на тему 'Становление системы музыкально-педагогического образования в республике Татарстан (ТАССР в 20-30-е годы прошлого века)'

Становление системы музыкально-педагогического образования в республике Татарстан (ТАССР в 20-30-е годы прошлого века) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
626
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
MUSIC AND TEACHERS' TRAINING INSTITUTIONS / SCHOOL SUBJECTS "SINGING" AND "MUSIC" / МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ВНЕШКОЛЬНОЕ ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ / УЧЕБНЫЕ ПЛАНЫ И ПРОГРАММЫ / ШКОЛЬНЫЕ ПРЕДМЕТЫ "ПЕНИЕ" И "МУЗЫКА" / УЧИТЕЛЯ МУЗЫКИ / MUSIC EDUCATION / EXTRACURRICULAR AESTHETIC EDUCATION / CURRICULA AND EDUCATIONAL PROGRAMS / TEACHERS OF MUSIC

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Файзрахманова Ляля Тагировна

В статье автор обращается к истории музыкального образования в Казанском крае в период с 1917 по 1941 гг. и выявляет роль музыкально-образовательных учреждений различного типа (музыкально-педагогические курсы, Восточная музыкальньная школа и Восточная консерватория, Восточный музыкальный техникум, Восточный (Татарский) техникум искусств, Казанское музыкальное училище педагогические техникумы республики, музыкальные школы) в становлении высшего музыкально-педагогического образования в республике Татарстан. В публикации на основе архивных документов реконструируется музыкально-образовательная и просветительская деятельность различных учебных заведений ТАССР в указанный период. Автор рассказывает о задачах, учебных планах, программах, условиях организации музыкального образования в названных учебных заведениях, об их реформировании, о решении вопросов профессиональной подготовки музыкантов-педагогов для общеобразовательных школ республики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In this article the author appeals to the history of music education in the Kazan province during the period from 1917 to 1941 and identifies the role of music educational institutions of various types (music pedagogical courses, Oriental music school and Oriental Conservatory, Oriental Music College, Oriental (Tatar) College of Arts, Kazan Music College, teachers' training technical schools, music schools) in the formation of higher music pedagogical education in the Republic of Tatarstan. The publication based on archival documents reconstructs the musical and educational activities of various educational institutions of TASSR in the specified period. The author tells about objectives, curricula and educational programs, terms of music education formation in these schools, about their reforming, about solving the matters of vocational training of music teachers for comprehensive schools of the republic.

Текст научной работы на тему «Становление системы музыкально-педагогического образования в республике Татарстан (ТАССР в 20-30-е годы прошлого века)»

КТОРМ ПШГОГШ n ОБРЛЗОЬЛШ

СТАНОВЛЕНИЕ СИСТЕМЫ МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН (ТАССР В 20-30-Е ГОДЫ ПРОШЛОГО ВЕКА)

Л.Т. Файзрахманова

В статье автор обращается к истории музыкального образования в Казанском крае в период с 1917 по 1941 гг. и выявляет роль музыкально-образовательных учреждений различного типа (музыкально-педагогические курсы, Восточная музыкальньная школа и Восточная консерватория, Восточный музыкальный техникум, Восточный (Татарский) техникум искусств, Казанское музыкальное училище, педагогические техникумы республики, музыкальные школы) в становлении высшего музыкально-педагогического образования в республике Татарстан. В публикации на основе архивных документов реконструируется музыкально-образовательная и просветительская деятельность различных учебных заведений ТАССР в указанный период. Автор рассказывает о задачах, учебных планах, программах, условиях организации музыкального образования в названных учебных заведениях, об их реформировании, о решении вопросов профессиональной подготовки музыкантов-педагогов для общеобразовательных школ республики.

Ключевые слова: музыкальное образование, внешкольное эстетическое воспитание, музыкально-педагогические учебные заведения, учебные планы и программы, школьные предметы «пение» и «музыка», учителя музыки.

In this article the author appeals to the history of music education in the Kazan province during the period from 1917 to 1941 and identifies the role of music educational institutions of various types (music pedagogical courses, Oriental music school and Oriental Conservatory, Oriental Music College, Oriental (Tatar) College of Arts, Kazan Music College, teachers' training technical schools, music schools) in the formation of higher music pedagogical education in the Republic of Tatarstan. The publication based on archival documents reconstructs the musical and educational activities of various educational institutions of TASSR in the specified period. The author tells about objectives, curricula and educational programs, terms of music education formation in these schools, about their reforming, about solving the matters of vocational training of music teachers for comprehensive schools of the republic.

Keywords: music education, extracurricular aesthetic education, music and teachers' training institutions, curricula and educational programs, school subjects «singing» and «music», teachers of music.

События октября 1917 года привели к изменениям в государственном устройстве, экономике и культурной жизни России. Несмотря на последующую гражданскую войну, разруху и голод, в стране были декларированы и осуществлены реформы во всех сферах жизни, среди них — реформы общеобразовательной и профессиональной школы, определившие, в том числе, направление развития российского музыкального образования и культуры. На исходе 1917— начале 1918 г. с принятием государственных декретов и постановлений создаются новые механизмы управления жизнью в стране. Одним из важнейших документов советской власти было правительственное решение о создании государственной системы образования и разработанное на его основе «Положение о Единой трудовой школе». В нем, наряду с основополагающими принципами советского школьного образования (бесплатное, обязательное для всех детей школьного возраста, светское и совместное обучение), в ст. 13 документа зафиксировано, что «обучение в школе носит общеобразовательный воспитательный характер на обеих ступенях, причем физическому и эстетическому образованию отводится видное место» [1]. В вопросах эстетического воспитания в первые десятилетия советской власти основное внимание было уделено внешкольным формам эстетической деятельности. Проблемы внешкольного образования обсуждались на

Всероссийском съезде по Внешкольному образованию, в процессе подготовки к которому публиковались темы заявленных на съезд докладов (Известия Бюро Всероссийского съезда по Внешкольному образованию.— №2 — 3, январь 1919 г.), среди них представлены также доклады по музыкальному воспитанию: «Музыка в общем образовании и развитии человека» (Асафьев); «Хоровое начало в деле музыкального просвещения» (Кастальский); «Организация музыкально-просветительных учреждений для народа» (Энгель); «Программа музыкального образования во внешкольных учреждениях» (Брюсова); «Подготовка деятелей по народному музыкальному образованию» (Голь-ден); «Техника собирания фольклора» (Линева); «О народных хорах» (Кузнецов, инструктор по внешкольному образованию, Нижегородский гор. отдел нар. обр.); «Музыка и пение» (Касимовский уездный комитет по просвещению). На съезде прозвучала и «восточная» тема, что свидетельствует об интересе к музыкальному образованию мусульманской части общества: «Внешкольное образование мусульман до революции»; «Внешкольное образование мусульман за время революции»; «Что необходимо для мусульман в этой области в будущем» (Доклады отдела Народного просвещения при Центральном Мусульманском комиссариате); «Пролетарская культура и организационные принципы» (Полянский. Отдел

Московского Пролеткульта) [2]. Представленный список докладов говорит о просветительской демократической направленности съезда, о стремлении известных российских музыкантов служить искусству в реалиях нового времени. Участие ведущих деятелей музыкальной культуры в обсуждении важнейших вопросов музыкального просвещения должно было привлечь внимание российского правительства и органов власти на местах к решению проблем музыкального образования в стране и регионах. Сразу же после Всероссийского съезда в различных районах страны проводятся региональные съезды по образованию и культуре, постановления которых во многом определили работу местных органов образования и подведомственных им учреждений. В архивных фондах сохранились протоколы заседаний Казанского губернского съезда по просвещению (от 20.10.1919 г.), где было обращено «внимание на неудовлетворительную постановку преподавания пения в народных школах» и выработана программа по эстетическому воспитанию и музыкальному образованию в Казанской губернии. В постановлениях съезда записано: «поспешить с подготовкой инструкторов и преподавателей всех видов искусств для школ и других культурно-просветительных учреждений всех национальностей; ввести в программу соответствующих курсов ряд специальных дисциплин, содействующих подготовке инструкторов для работы среди нерусских национальностей; предоставить курсантам внешкольных курсов возможность продолжить образование в дра-

матической и музыкальной студиях; оказать всяческое содействие организации музыкальной школы восточных народностей; содействовать организации в уездах народных хоров и театров; развить издательскую деятельность в области искусства, озаботиться изданием сборников музыкальных и др.; обратить внимание на преподавание пения в школах и озаботиться изданием методических руководств для этого; организовать в уездах детские студии для работы в области детского театра» [3]. Вслед за принятыми решениями, несмотря на существующие объективные препятствия, губернские и городские властные структуры делают на пути развития музыкального образования определенные позитивные шаги. К ним можно отнести решение открыть в Казани общедоступные музыкальные школы и музыкально-педагогические курсы (1918 — 1920), Высший институт народного образования (ВИНО) с музыкальной подготовкой на отделениях по дошкольному и внешкольному образованию (1919), Восточную двухступенную музыкальную школу (1919), Восточную консерваторию (1921). Была осуществлена в республике реорганизация учительских семинарий в учительские институты и педагогические техникумы, в программах которых присутствовали предметы музыкальной подготовки. В рамках этих преобразований осуществлялось восстановление культурной жизни Казани и края, в этом процессе принимали участие музыканты, работавшие в Казани в до и послереволюционные годы. Профессионалы своего дела, они в эпоху

кардинальных перемен проявляли самообладание и верность профессии — организовывали симфонические концерты, оперные спектакли и музыкальные праздники для рабоче-крестьянской аудитории, вели педагогическую работу в музыкальных кружках, студиях, курсах, школах. Многие их них приложили огромные усилия для сохранения или возрождения музыкальных учреждений Казани. Реорганизованные «старые» и вновь открытые музыкальные учебные заведения отличались по своим профессиональным целям и задачам, по педагогическому составу и контингенту учащихся. В эти учреждения пришли учиться люди разного возраста, вышедшие из среды рабочих и крестьян, представители «малых» народов, населявших Казанскую губернию. Возросло число учащихся из татарской молодежи, появились первые преподаватели-музыканты, проводившие занятия на татарском языке. Деятели татарской культуры и образования, известные казанские музыканты стремились реализовать проект Восточной консерватории, для осуществления которого в двадцатые годы прошлого века имелись достаточные основания: в Казани к этому времени сложились свои культурно-исторические и музыкально-образовательные традиции; в оперном театре, музыкальном училище и других учебных заведениях города работало значительное число профессиональных музыкантов — «старых спецов», готовых к творческой и педагогической деятельности в академическом музыкальном вузе; положительным фактором явилось и наличие

территориальной и инструментальной базы; определяющим условием для становления и развития консерватории явилась поддержка государственными структурами проекта высшей музыкальной школы с восточным компонентом. В результате всеобщих усилий Восточная консерватория открылась, был осуществлен набор студентов. Тем не менее, несмотря на поддержку центральных и местных органов образования и энтузиазм самих музыкантов, со временем стало очевидно, что направление деятельности консерватории не совпадало с идеологией пролеткульта, ставившего перед российским образованием задачи подготовки в короткие сроки инструкторов массовой культуры и искусства. Именно поэтому, а также вследствие финансовых и организационных трудностей Восточная консерватория была расформирована (1922) и вскоре решением Татглав-профобра преобразована в Восточный музыкальный техникум. Первый опыт создания высшего музыкального учебного заведения в Казани не увенчался успехом. В эти годы и в последующие два десятилетия основные задачи академического музыкального образования в Поволжье решало среднее специальное музыкальное учебное заведение — Восточный музыкальный техникум, директором которого был назначен крупный музыкант и известный деятель российского образования А.А. Литвинов. В «Уставе Казанского музыкального техникума, курсов общего музыкального образования для взрослых и музыкальной школы 1 ступени» (1923 г.) было записано: «техникум есть среднее профессио-

нальное учебное заведение, имеющее целью подготовку среднего руководи-тельного или исполнительного персонала во всех отраслях музыкального искусства» [4]. В этом же документе сказано, что техникум призван был готовить не только «эстрадных, оперных певцов и солистов-инструменталистов, исполнителей в ансамбле, исполнителей в симфонических и оперных оркестрах», но и решать задачи широкого общего музыкального образования, готовить к работе «клубных инструкторов, дошкольных воспитателей и преподавателей в трудовые школы 1 и 2 ступеней», а также «преподавателей в музыкальные школы 1 ступени по всем исполнительским специальностям и по музыкально-теоретическим предметам». Несмотря на то что в техникуме стремились сохранить традиции академического музыкального образования, в 1927/28 учебном году было открыто инструкторско-педагоги-ческое отделение, которое усилило музыкально-педагогическую направленность техникума. В учебный план этого отделения были включены педагогика и разнообразные методики (методика преподавания музыкальной грамоты, методика работы с начинающими (по специальностям), методика хорового пения, знакомство с народными инструментами и техническая организация из них оркестра), большое значение придавалось педагогической практике [5]. В штатное расписание 1927/28 учебного года был включен татарский язык, без знаний которого, безусловно, нельзя было организовать музыкально-просветительскую деятельность в районных

школах и домах культуры Татарской республики. В следующем, 1928/29 учебном году в «Объяснительной записке к учебному плану Восточного музыкального техникума» образовавшееся разделение на два направления работы было зафиксировано еще более определенно: «КВМ техникум имеет целью готовить профессионалов в области музыкального искусства. Техникум делится на два отдела: 1. Исполнительский и 2. Инструктор-ско-педагогический.1.Исполнитель-ский отдел готовит концертных, оперных исполнителей, исполнителей в ансамбле, симфонических и оперных оркестрах. 2. Инструкторско-педаго-гический отдел готовит преподавателей: а) в музшколы 1 ступени и Курсы для взрослых по всем исполнительским и музыкально-теоретическим дисциплинам; б) в трудовые школы 1 и 2 ступени; в) клубных музыкальных работников / инструкторов и руководителей хоров.

Исполнительский и инструкторско-педагогический отделы готовят также для поступления в вуз по линии исполнительской и педагогической. Курс техникума четырехгодичный» [6]. В «Производственный план музыкального техникума» 1928/1929 г. были записаны следующие положения: «Углубить и расширить работу по линии инструкторско-педагогического отдела... Вся работа учащихся педагогического отдела должна проводиться под непосредственным руководством профессоров специальных предметов... В связи с работой инструкторско-педагогического отдела музтехникума ознакомиться с постановкой художественного обра-

зования и воспитания в детских садах, школах 1 и 2 ступени, клубах... Обратить внимание на развитие массовой работы техникума: хор /тат., русский / оркестр... Организовать для инструкторского отдела оркестр народных инструментов. Предложить С.Х.Габяши написать несколько музыкальных произведений для различных инструментов, а также для совместной игры на темы татарских народных песен» [7].

В 1930 г. музыкальный и театрально-художественный техникумы были объединены и образовали Татарский техникум искусств, что повлекло за собой кадровые перестановки и изменение учебных планов и программ. Дальнейшая перестройка работы Татарского техникума искусств была связана с постановлением Совнаркома РСФСР от 2.08. 1931 г. по вопросам художественного образования (газета «Известия» от 27. 08.1931. №231(4443)), в котором был отмечен «рост художественной самодеятельности трудящихся» и в то же время указано на «существенные недостатки, как-то: неудовлетворительное состояние подготовки кадров для обслуживания растущих культурных потребностей широких масс трудящихся, отсутствие четкой системы художественного образования и оторванность его от общей системы образования и массовой художественной самодеятельности». В постановлении было предложено Наркомпросу реорганизовать систему образования по линии «введения элементарного художественного образования в общую систему образовательной работы политехнических школ», одновременно

определяя для художественных техникумов задачи подготовки «инструкторов массовой самодеятельности, педагогов по художественным дисциплинам для политехнической школы и исполнителей разных художественных специальностей (актеры, оркестранты, художники и т.п.)». Перед Татарским техникумом искусств была поставлена «задача форсирования подготовки художественных кадров», поскольку «выпуски предыдущих лет по всем отделениям говорят о совершенно неудовлетворительном темпе подготовки кадров, главным образом по национальному и социальному разделам, особенно по музыкальному отделению. Настоящий контингент учащихся не может покрыть реальные, даже самые минимальные потребности в художественных кадрах ТР». Наркомпросу предлагалось исправить ошибку по приему, и январский план набора по всем отделениям в 1932 году должен был составить 350 человек. В «Объяснительной записке к учебным планам Татарского техникума искусств» (1931 — 32 уч.год) были определены основные цели и задачи кадровой подготовки музыкального отделения:

«Музыкальное отделение готовит: 1) музыкантов для политехнической школы, ФЗС, ФЗУ, ШКМ, музыкантов-общественников, организаторов и воспитателей детской музыкальной самодеятельности как в самой школе, так и на производстве; 2) музыкантов самодеятельности, руководителей музыкальных и хоровых факультетов и бригад, инструкторов, знающих районную клубную и деревенскую культпросветработу... с уче-

том условий культурно-бытовых и национальных... Инструкторов по хору и оркестру (уметь делать аранжировку для коллективных массовых инструментов и для хорового пения). Руководителей музыкально-вокальных коллективов, руководителей рабочих курсов массовой музыкальной работы» [8]. Представленные документы говорят об определенных «перегибах» в деятельности Татарского техникума искусств, которые обнаружились в изменении целевых установок учебного заведения, в переходе от музыкального академического профессионального образования к «скороспелому инструктированию и самодеятельности», что в целом было характерно не только для Татарского техникума искусств, но и других художественных учебных заведений страны. Эти недостатки в определенной степени были устранены после опубликования в 1932 году соответствующих правительственных постановлений. В 1934 году Татарский техникум искусств был расформирован, и из многопрофильного художественного объединения выделилось Казанское музыкальное училище, приобретшее самостоятельный статус. В обновленном учебном заведении наряду с исполнительским получило дальнейшее развитие педагогическое направление, о чем свидетельствуют учебные планы музыкально-педагогического отделения Казанского музыкального училища за 1938/39 и 1939/40 учебные годы. Студентам, выполнившим учебный план отделения, присваивали квалификацию специалиста «Учитель музыки в общеобразовательной школе». В представленном перечне

учебных дисциплин обращают на себя внимание предметы методической и музыкально-педагогической направленности: «Постановка голоса с элементами методики по воспитанию детского голоса», «Ритмика с элементами методики», «Методика детского музыкального воспитания», «Педагогика», «Педагогическая практика», факультативы — «Методика обучения игре на фортепиано или скрипке в музыкальных кружках», «Дошкольное музыкальное воспитание», «Преподавание музыкальной грамоты в педагогических училищах», лекции по культуре и искусству [9]. Если в первые десятилетия работы музыкального училища (начиная с 1904 г.) его учебный план был рассчитан на трехлетнее обучение, то в 1939/40 учебном году он по своему объему учебных часов (срок обучения — 5 лет) и перечню учебных дисциплин приблизился к вузовскому уровню. В содержании учебного плана музыкального училища последнего предвоенного года просматриваются черты будущего музыкально-педагогического факультета, созданного и открытого с целью подготовки учителей музыки для общеобразовательных школ республики в Казанском педагогическом институте только в 1960 году. День 4 июля 1941 года завершил период реформ и поисков в истории развития Казанского музыкального училища и в целом музыкально-педагогического образования ТАССР в 20 — 30-е годы прошлого века, когда спустя две недели после начала Великой Отечественной Войны известный деятель татарской музыкальной культуры Р.Л.Поляков подписал «Протокол

ликвидационной комиссии Казанского музыкального училища им. Верховного Совета ТАССР» [10].

Отдавая должное вкладу Казанского музыкального училища в становление музыкально-педагогического образования в республике в обозначенный период (20 — 30-е годы двадцатого века), необходимо определить роль других техникумов — педагогических, где готовили учителей для общеобразовательных школ республики (1 ступень ЕТШ) и где музыкальные дисциплины изучались в течение всего периода обучения. В ТАССР педагогические техникумы работали в Казани (татарский, русский опытный, кряшенский, чувашский) и в районах — в Елабуге, Тетюшах, Чистополе, Спасске. Программы по пению большей частью были ориентированы на изучение вопросов теории музыки, освоение певческих навыков, включали знакомство с методикой организации детского хора и соответствующей хоровой литературой. Анализ архивных документов показал почти полное отсутствие в программах по пению вопросов истории музыки. Только в одном из техникумов велись занятия по слушанию музыки, а обучение игре на музыкальных инструментах (фортепиано, скрипка) были скорее исключением, чем правилом. Примером может служить «Программы преподавания пения в Казанском опытном педагогическом техникуме (1925/26 уч. год)». Обучение в техникуме рассчитано было на 4 года, но программы предметов искусства — пения и графических искусств изучались в течение первых трех лет, программа 3 курса включала основы методики

по организации хора и его руководству, а также практические задания. На уроки пения выделялось 4 часа в неделю на 1 курсе, и по 2 часа на втором и третьем курсах. Недостатком этой программы пения является отсутствие музыкально-исторического материала. Работа педагога была направлена в основном на формирование вокально-хоровой культуры у учащихся и осуществлялась на высоком профессиональном уровне (преподавателем пения был известный в Казани музыкант И.Морев — выпускник С.-Петербургской Духовной академии), в программы уроков пения также были включены практические занятия по сольфеджио и теории музыки [11]. Уроки слушания музыки в том же техникуме проводила преподаватель В.Быкова [12].

Изученный архивный материал свидетельствует о том, что, несмотря на декларируемые в правительственных документах цели и задачи по эстетическому воспитанию «народных масс», они не были достигнуты и реализованы в полном объеме. Тем не менее, можно констатировать определенные результаты: в процессе становления системы музыкально-педагогического образования в ТАССР был получен ценный опыт — апробированы возможности разного типа учебных заведений в осуществлении целей профессионального музыкально-педагогического образования (музыкально-педагогические курсы, педагогические техникумы, музыкальные школы разного типа, музыкальный техникум /училище/ и консерватория). В республике появился значительный отряд про-

фессиональных музыкантов нового поколения, которые воспитывали молодых исполнителей и педагогов. Просветительская деятельность музыкантов-педагогов в общеобразовательных школах и других «очагах» музыкальной культуры способствовала формированию музыкального вкуса и устойчивого интереса к академической музыкальной культуре у широкого круга слушателей и самодеятельных музыкантов. Несмотря на то, что в музыкально-педагогической практике в эти годы были допущены «перегибы», и это было трудное время многочисленных перестроек, в республике были созданы основы

для дальнейшего развития музыкального образования во всех его направлениях.

Примечания:

Национальный архив Республики Татарстан (НА РТ):

1. Фонд Р-271, Оп.1, Д. 21.

2. Фонд Р-271, Оп.1, Д. 143.

3. Фонд Р-271, Оп.1, Д. 100.

4. Фонд Р-2812, Оп.1, Д. 4.

5. Фонд Р-2812, Оп.1, Д. 53.

6. Фонд Р-2812, Оп.1, Д. 49.

7. Фонд Р-2812, Оп.1, Д. 49.

8. Фонд Р-2812, Оп.1, Д. 33.

9. Фонд Р-7353, Оп.1, Д. 23.

10. Фонд Р-7353, Оп.1, Д. 30.

11. Фонд Р-285, Оп.1, Д. 127.

12. Фонд Р-285, Оп.1, Д. 56.

ВЗГЛЯДЫ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ФИЛОСОФОВ И ОБЩЕСТВЕННЫХ ДЕЯТЕЛЕЙ НА ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МОЛОДОГО ПОКОЛЕНИЯ

Е.В. Швецова

В статье рассматривается идея патриотического воспитания, нашедшая отражение в трудах отечественных философов и общественных деятелей.

The idea of patriotic upbringing, reflected in Russian philosophic and scholarly works is the main theme of the given article.

К проблеме служения Отечеству, патриотическому воспитанию молодого поколения обращались многие отечественные философы и общественные деятели.

Так, первого отечественного академика М.В. Ломоносова можно назвать и первым идеологом патриотического воспитания. Он сам был образцом для подражания, патриотом своего Отечества. Успешность педагогической деятельности М.В. Ломоносов видел в единстве воспитания и обра-

зования. Идеи ученого о воспитании российского юношества в духе общечеловеческой нравственности, патриотизма, служения науке, преданности идеалам мира остаются актуальными и сегодня. Процесс воспитания Михаил Васильевич тесно увязывал с конкретными социально-историческими условиями жизни подрастающего поколения, уровнем развития общества в целом. Он считал, что общественные потребности и социальная среда оказывают сильное влияние на

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.