УДК [371.13 +378.6]:78
КАЗАНСКОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ПЕРИОДА «ВОЕННОГО КОММУНИЗМА» И «НОВОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЕЙ
ПОЛИТИКИ»
Л. Т. Файзрахманова
В статье представлены результаты исследования развития музыкального образования в Казани в 20-е годы прошлого века, когда в советской России была объявлена «новая экономическая политика» (НЭП) с целью нивелирования последствий применения тактики «военного коммунизма» в годы гражданская войны. В этот период была создана казанская музыкальная школа им. Р.А.Гуммерта, результаты деятельности которой отражены в материалах статьи.
Ключевые слова: музыкальное образование, казанская музыкальная школа им. Р.А.Гуммерта, «военный коммунизм», «новая экономическая политика», «культурная революция», С.А.Гепнер.
Становление музыкально-педагогического образования в Казанской губернии связано с организацией и развитием в России системы общего и профессионального (музыкального и педагогического) образования в XIX-начале XX вв. Включение хорового пения в школьные программы общедоступных школ потребовало соответствующей подготовки учительских кадров. Соответственно музыкальные дисциплины - хоровое (церковное) пение, игра на музыкальном инструменте (скрипка, фортепиано) - становятся обязательными в учебных программах учительских школ, семинарий, институтов, педагогических классов и курсов. Одновременно в специальных музыкальных учебных заведениях (музыкальных училищах) были созданы педагогические и регентские отделения, выпускники которых могли вести музыкальные занятия в городских и сельских начальных школах. Указанные структуры действовали также в Казанской губернии, однако процесс становления музыкально-педагогического образования в данном регионе имел свои особенности, обусловленные поликонфессиональным и полиэтническим составом населения, культурно-образовательным статусом Казани, ее музыкально-просветительскими и этнокультурными традициями [1, с. 6].
Дальнейшее развитие музыкально-педагогического образования в советской России осуществлялось на иных идеологических основах, когда
декларированное новой властью общедоступное музыкальное образование становится выражением культурной политики советского государства, неотъемлемой частью «культурной революции». Решение масштабных задач «всеобщего эстетического воспитания» возлагалось на структуры дошкольного, школьного и внешкольного эстетического воспитания [8, с. 205-212]. Их деятельность началась в годы гражданской войны, однако с установлением советской власти и в центре и на периферии открываются учреждения культуры и образования: Народные дома, музыкально-театральные студии, общедоступные музыкальные школы, детские клубы, музыкально-педагогические курсы и др. Все эти подразделения культуры и образования действуют в условиях развала экономики, промышленности и сельского хозяйства. Местные власти сообщают о необходимости продовольственной «экономии», вместе с тем определенным группам горожан оказывается посильная помощь: в частности, преподавателям выделяются продуктовые пайки, студентам увеличивается число стипендий [2, Ф. Р-1487. Оп. 1. Д. 17. Л. 63; Д.13. Л. 5,49]; в столовые ЕСП (Международная европейская студенческая помощь) направляются студенты и преподаватели казанских учебных заведений, в том числе Казанского Восточного музыкального техникума, среди них известные «музыкальные» имена - М.Музафаров, В.Литвинова, В.Виноградов [4, Ф. ФР-41. Оп.1. Д.152. Л. 434,437]. Гораздо хуже обстояло дело в сельской местности, куда помощь не доходила, и где в результате продразверстки население находилось на грани выживания. Казанская прокуратура фиксировала случаи каннибализма [5, Ф. Р-4471. Оп.1. Д.6]. На смену политики «военного коммунизма» в 1921 г. был введен НЭП, что позволило открыть учреждения на условиях самоокупаемости и трудоустроить значительное число безработных. Так, в Казани наряду с музыкальными школами 1 ступени, действовавшими в составе Восточной консерватории, а затем Восточного музыкального техникума и его филиалов; музгрупп, созданных в общобразовательных школах; различных Курсов и студий для взрослых, была открыта хозрасчетная музыкальная школа им. Р.А.Гуммерта [3, Ф. Р-2812. Оп. 1. Л. 44, 35]. Инициатива создания хозрасчетной школы принадлежала профессору «дореволюционного» Казанского музыкального
училища Софье Александровне Гепнер. Школа открылась в то время, когда многие преподаватели оказались в рядах безработных, и первоначально учебное заведение находилось в ведении ассоциации «Коллектив безработных преподавателей». В школе занималась обучением не только детей, но и взрослых, которые в дальнейшем могли найти применение полученным знаниям в сфере художественной самодеятельности или в другой культмассовой работе. Школа начала работать как коллектив с февраля 1925 года с небольшим составом преподавателей и учащихся (25 человек), далее популярность школы только росла [3, Ф. Р-2812. Оп. 1. Д. 1. Л. 32 - 32 об.]. Желая изменить юрисдикцию учебного заведения, дирекция неоднократно обращалась в городские органы образования с просьбой о прикреплении школы имени Р.А.Гуммерта к Напркомпросу, что и было осуществлено в январе 1927 г. [3, Ф. Р-2812. Оп. 1. Д. 17. Л. 42, 48]. Однако, изменив статус учреждения, учебное заведение не получило никакой финансовой поддержки государства и продолжало работать на принципах самоокупемости [3, Ф. Р-2812. Оп. 1. Д. 17. Л. 53]. Школа открыла несколько отделений в разных районах города [3, Ф. Р-2812. Оп. 1. Д. 17. Л. 32 - 34], в том числе Детский музыкальный сад [3, Ф. Р-2812. Оп. 1. Д. 44. Л. 35; Оп. 1. Д.17. Л. 23, 29], Курсы для взрослых [3, Ф. Р-2812. Оп. 1. Д. 17. Л. 11 - 11об., 12-12 об.]. Был объявлен прием в классы фортепиано, скрипки, пения, обязательными для всех были хоровое пение, игра в ансамбле, занятия сольфеджио, теорией музыки. В 1928 г. в учебном плане школы появились новые дисциплины «ритмическая гимнастика и слушание музыки» [3, Ф. Р-2812. Оп. 1. Д. 1. Л. 116 - 117].
Поскольку школьное руководство искало способы привлечения все более широкого контингента учащихся, то в заседаниях совета регулярно ставился вопрос о расширении наименований специализаций (классов виолончели, контрабаса, гитары, мандолины, «гармоники, великорусских и итальянских инструментов») [3, Ф. Р-2812. Оп.1. Д. 1. Л. 52]. Неоднократно учащиеся предлагали включить в учебный план школы курс гармонии, что создавало условия для расширения музыкального кругозора воспитанников, не имевших возможности в дальнейшем продолжить образование, для подготовки учащихся к поступлению в музыкальный техникум, а также для подготовки взрослых
курсантов «если не к педагогической работе, то к работе в клубах, домах культуры и др.» [3, Ф. Р-2812. Оп. 1. Д. 17. Л. 59].
Руководство школы, заботясь о репутации нового учреждения и качестве преподавания, приглашало в штат известных казанских музыкантов, среди них профессора О.О.Родзевич и Е.Е.Янишевская [3, Ф. Р-2812. Оп.1. Д. 17. Л. 23]; в выпускных экзаменационных комиссиях принимали участие А.А.Литвинов, К.А.Корбут, Ф.А.Ошустович, в комиссию по приему абитуриентов направлялась известная казанская певица О.В.Замбелли-Молоткова [3, Ф. Р-2812. Оп.1. Д. 17. Л. 65 - 65 об.; Д. 1. Л. 128].
Не оставались без внимания учебно-методические вопросы, в том числе ставилась задача повышения квалификации педагогического состава школы. Так, например, в Москву была командирована преподаватель фортепиано В.М.Кунавина, в ее отчете от 11.04.1926 г. отмечено «множество новшеств в методах и системе преподавания в техникуме при Московской консерватории» [3, Ф. Р-2812. Оп. 1. Д. 17. Л. 28]. Другому педагогу Л.К.Сипайло рекомендовано было прослушать курс методики фортепианной игры у профессора Казанского музтехникума О.О.Родзевича [3, Ф. Р-2812. Оп. 1. Д. 17. Л. 88] и др.
Количественный состав школы в первые годы постоянно увеличивался, в 1925 г. в школе училось 87 человек [3, Ф. Р-2812. Оп. 1. Д. 17. Л. 11 - 12 об.], в следующем 1926 - 1927 уч.г. - 121 человек [3, Ф. Р-2812. Оп. 1. Д. 17], к концу 1927 г. - 130 человек, из них 37 учащихся детского возраста. Большая часть обучающихся - это взрослые курсанты, среди них крестьяне и рабочие составляли 51% [3, Ф. Р-2812. Оп.1. Д.1. Л.32 - 32 об.]. В служебном письме в Гороно (27. 05.1927 г.) С.А.Гепнер сообщает о предполагаемом количестве учебных групп на 1927 - 28 уч. г.: 5 групп в школе 1 ступени, 4 группы в отделении (курсах) для взрослых. Здесь же находим информацию о распределении учащихся по специальным классам: в классе фортепиано учится 79 чел., пения - 24 чел., скрипки - 19 чел. Из них обучаются платно 119 чел.,
остальные занимаются бесплатно за счет благотворительности самих преподавателей (без оплаты труда педагогов) [3, Ф. Р-2812. Оп. 1. Д. 1. Л. 42] .
Состав учеников школы не был стабилен и мог меняться в течение учебного года, поскольку зависел от платежеспособности учащихся. В архивах сохранились документы со списками должников, с заявлениями курсантов о снижении суммы оплаты, с просьбами перевода учащихся на бесплатное обучение, там же находятся подробные сведения о составе поступивших [3, Ф. Р-2812. Оп. 1. Д. 1. Л. 110].
Школа с отделениями располагалась в разных помещениях, основное здание было ветхим и недостаточным для проведения всего комплекса занятий. С.А.Гепнер неоднократно обращалась в Гороно с просьбой найти новое «пригодное помещение для музыкальной школы...» [3, Ф. Р-2812. Оп.1. Д.1. Л. 51]. Обострившиеся финансовые проблемы, ветхость здания влияли отрицательно на организацию учебного процесса: приходилось отказываться от преподавателей-специалистов высокого ранга, объединять учебные группы, увеличивая их количественный состав, сокращать объем учебных часов и т.д. [3, Ф. Р-2812. Оп. 1. Д. 17. Л. 65]. Подобные вынужденные «самоограничения» не могли не сказываться на качестве профессиональной подготовки учащихся, о чем свидетельствует нежелание проф. А.А.Литвинова подписать акт экзамена двух выпускниц музыкальной школы им. Р.А.Гуммерта (15.06.1927 г.), поскольку, по мнению профессора, «выпуск школы был слаб в части художественного выполнения программ, а также и в отношении техники» [3, Ф. Р-2812. Оп. 1. Д. 1. Л. 54]. Вместе с тем в иных случаях ученики школы достигали значительных результатов: так, одна из выпускниц класса В.М.Кунавиной стала студенткой консерватории и обладателем стипендии им. А.В.Луначарского [3, Ф. Р-2812. Оп. 1. Д. 17. Л. 79].
Традиционной формой контроля качества обучения, музыкальной подготовки и динамики развития учащихся были закрытые концерты (зачеты, экзамены) и публичные музыкальные вечера. Среди многочисленных концертов обращает на себя внимание программа музыкального вечера,
посвященного памяти Р.А.Гуммерта - первого директора Казанского музыкального училища, и организованного специально «для находящейся в Казани дочери Р.А.Гуммерта» (24. 11. 1927 г.) [3, Ф. Р-2812. Оп. 1. Д. 17. Л. 75]. Проводить подобные мероприятия было в достаточной степени сложно: в школьном здании не было своего вместительного зала; директор регулярно обращалась в Гороно с просьбами предоставить помещение для проведения концертов. [3, Ф. Р-2812. Оп. 1. Д. 1. Л. 36]. Вместе с тем коллектив школы активно участвовал в музыкально-просветительской жизни города: учащиеся неоднократно выступали в общегородских школьных мероприятиях, в концертных программах Радио-батальона, Рабпроса, Радио-студии, Школы им. Ленина и др. В концертах звучала вокальная и инструментальная музыка в исполнении учащихся «детского и взрослого» отделений, в открытых вечерах принимали участие ученический квартет и смешанный хор школы. В программах отчетных концертов школы наряду с сочинениями Глинки, Чайковского, Шумана, Шуберта, Шопена, Грига, Баха, Виотти, Грациоли, Гайдна, Моцарта, Бетховена и других классиков встречаются пьесы Кулау, Рейнеке, Кирхнера, Шпинцлера, Стриббога, Ландштейна, Дессауэра, Эрлиха, Данкля. В закрытых отчетных концертах звучали этюды Лешгорна, Бернса, Шитте, Бургмюллера, Гнесиной, Дювернуа. Включение в учебные программы разного, художественно неравноценного репертуара было распространенным явлением в 20- 30-е годы прошлого века, об этом пишут также в своих публикациях казанские музыканты [6, с.64-65].
К концу 20-х годов направление экономического устройства жизни в стране постепенно менялось, период НЭПа безвозвратно заканчивался, что отразилось на судьбах многих «нэпманов» и руководимых ими предприятий. В начале 1928 г. от Главпрофобра поступило предложение «о слиянии» школы с Восточным музыкальным техникумом, поскольку «Наркомпрос не имеет возможности оказывать школе финансовую поддержку с тем, чтобы сохранить учебное заведение как отдельную единицу» [3, Ф. Р-2812. Оп. 1. Д. 17. Л. 78-78 об., 79]. Несмотря на трудное финансовое положение, которое, начиная с 1928
г. постоянно ухудшалось, директор и коллектив школы стремились отстоять самостоятельность, укрепить административно-финансовые и учебно-методические основы учреждения. Свою главную задачу школа определяла как возможность «дать широким массам за минимальную плату музыкальное образование». Первая ступень музыкальной школы рассматривалась как подготовка к музыкальному техникуму, а курсы для взрослых - как ликвидация музыкальной безграмотности взрослого населения. В своей деятельности школа ориентировалась на программу Главпрофобра, зачеты и экзамены проводили, придерживаясь требований, утвержденных Татарским (Восточным) музыкальным техникумом [3, Ф. Р-2812. Оп. 1. Д. 17. Л. 96 - 96 об.].
Несмотря на все усилия, школа с большим трудом справлялась с финансовыми проблемами, надежды на выделение Наркомпросом соответствующего поставленным школой задачам здания не оправдались, положение учебного заведения становилось все более неопределенным, в результате количество учащихся сокращалось. В 1929-1930 учебном году обучалось 90 человек; в школе первой ступени - 34 человека, на курсах взрослых - 56 человек; среди учащихся - 82 платных и 8 бесплатных [3, Ф. Р-2812. Оп. 1. д. 1. Л. 152-153]. В докладной записке в Гороно дирекция сообщает о финансовых проблемах, непосильных налогах, в очередной раз просит Наркомпрос решить проблему со школьным зданием. В итоге, не надеясь на поддержку, С.А.Гепнер обращается с просьбой о прикреплении хозрасчетной школы им. Р.А.Гуммерта к Казанскому музыкальному техникуму. В сентябре 1930 г. решением Татнаркомпроса учебное заведение было реорганизовано в «музыкальную студию», присоединившуюся к Татарскому Техникуму искусств. Студия была создана для работающего населения республики [3, Ф. Р-2812. Оп. 1. Д. 33. Л. 41]; задачи студии определяли как «подготовку к производственной деятельности трудящихся, имеющих данные в области музыкальных искусств».
Проведенное исследование показало, что в 20-30-е годы прошлого века в Татарской автаномной республике все подразделения музыкального и
педагогического образования, обеспечивавшие подготовку педагогических кадров для музыкально-образовательной и музыкально-просветительской деятельности в системе социального воспитания, были вовлечены в процесс реформирования и реорганизации. Не избежали реформ учреждения специального музыкального образования, так, например, казанская хозрасчетная музыкальная школа им. Р.А.Гуммерта возникла как временная структура в системе музыкального образования в период реализации новой экономической политики (НЭП). Несмотря на то, что учебное заведение в экономическом отношении рассчитывало только на собственные резервы, весь процесс обучения в школе был регламентирован. Цели, задачи, идеологическая составляющая и требования к профессиональной деятельности определялись Наркомпросом и Главпрофобром ТАССР, в целом они соответствовали общим установкам действующей системы музыкального образования.
В деятельности школы, также как и других музыкальных и педагогических учебных заведениях (музыкально-педагогических и педагогических курсах, Казанском (Восточном) музыкальном и педагогических техникумах, Высшем институте народного образования, музыкальных Курсах и «студиях» для взрослых, музгруппах и др.) реализовывались идеи советской концепции «всеобщего эстетического воспитания», в том числе музыкального образования взрослых людей, пришедших в искусство, что называется, «от станка» и обучающихся без отрыва от основной профессиональной деятельности; состав «взрослой» категории учащихся школы составлял в разные годы более 50%. Если обязательными дисциплинами для учащихся 1 ступени музыкальной школы были теория музыки, сольфеджио, хоровое пение, обучение игре на музыкальном инструменте, игра в ансамбле, ритмическая гимнастика, слушание музыки, то обучение взрослого контингента ограничивалось изучением теории музыки, сольфеджио, хоровым и сольным пением, обучением игре на музыкальном инструменте. В школе дважды в год проводилась аттестация учащихся, обязательной зачетной формой являлось участие воспитанников школы в закрытых и публичных (открытых) концертах.
Дирекция уделяла внимание квалификации штатных преподавателей, для музыкально-педагогической работы приглашались специалисты, имеющие высшее и среднее музыкальное образование, поощрялось стремление педагогов к повышению квалификации.
Как указывалось выше, школа с трудом «выживала» в создавшихся экономических условиях, некоторые учащиеся занимались бесплатно на условиях благотворительности самих преподавателей. В сохранившихся документах главной проблемой, стоящей перед руководством учебного заведения, называется отсутствие требуемого материально-технического оснащения школы: «крепкого» здания, музыкальных инструментов, необходимой мебели и др. Опыт учреждений музыкального, педагогического и музыкально-педагогического образования, в том числе хозрасчетной школы им. Р.А.Гуммерта, анализ результатов ее деятельности в контексте проводимой в России «новой экономической политики» (НЭПа) и «культурной революции» в двадцатые годы прошлого века позволяет обнаружить определенные параллели в развитии музыкального образования в прошлом и настоящем, осмыслить современные реформы в области образования, в результате которых школьное и профессиональное музыкальное образование становится все более экономически обременительным, «нерентабельным» для государства, а его подразделения переводятся на позиции «самоокупаемости», что постепенно приводит к сокращению, «выдавливанию» или перепрофилированию действующих музыкально-образовательных структур. Режим «оптимизации» в отношении культуры, образования может привести к необратимым результатам, важно сделать своевременные выводы о необходимости полноценной государственной поддержки музыкальной культуры и образования, если государство заинтересовано в их дальнейшем развитии. Извлекая «уроки» из прошлого опыта, можно повторить вслед за известным ученым, что современные «талантливые представители творческой элиты наиболее востребованных населением видов искусства могут позволить себе жить на собственные гонорары, однако искусство в целом нуждается в
государственной поддержке» [7]. Еще более в государственной поддержке нуждается музыкальное образование, все его основные направления: школьное музыкальное образование, отвечающее за музыкальную культуру молодого поколения российского общества; академическое музыкальное образование, целью которого является подготовка «узких» специалистов: музыкантов-исполнителей, композиторов, музыковедов; и музыкально-педагогическое образование, готовящее кадры музыкантов-педагогов для учреждений социального воспитания.
Источники:
1.Маклыгин, А.Л. Музыкальные культуры Среднего Поволжья: Становление профессионализма. Казань: Каз. гос. консерватория, 2000. 311 с.
2. НА РТ Фонд Р-1487. Казанский государственный педагогический институт.
3. НА РТ Фонд Р-2812. Казанский Восточный музыкальный техникум.
4. НА РТ Фонд ФР-41. Русско-американский комитет помощи голодающим ТАССР.
5. НА РТ Фонд Р-4471. Центральная комиссия борьбы с последствиями голода при ЦИК ТАССР (1922 - 1923 гг.).
6. Спиридонова, В.М. Казанское музыкальное училище в первые годы советской власти // Из истории музыкальной культуры и образования в Казани. Казань: Казанск. гос. консерватория. 1993. С. 50-71.
7. Чудинов В.А.. Власть и культура. [Электронный ресурс]: http://chudinov.ru/vlast-i-kultura
8. Явгильдина З.М. Развитие общего музыкального образования в Татарстане (ХХ век): Монография. Казань: ТГГПУ, 2007. 452 с.
References:
1.Makly'gin, A.L. Muzy'kal'ny'e kul'tury' Srednego Povolj'ya: Stanovlenie professionalizma. Kazan': Kaz. gos. konservatoriya, 2000. 311 s.
2. NA RT Fond R-1487. Kazanskiy gosudarstvenny'y pedagogicheskiy institut.
3. NA RT Fond R-2812. Kazanskiy Vostochny'y muzy'kal'ny'y tehnikum.
4. NA RT Fond FR-41. Russko-amerikanskiy komitet pomosch'i golodayusch'im TASSR.
5. NA RT Fond R-4471. Central'naya komissiya bor'by' s posledstviyami goloda pri CIK TASSR (1922 - 1923 gg.).
6. Spiridonova, V.M. Kazanskoe muzy'kal'noe uchilisch'e v pervy'e gody' sovetskoy vlasti // Iz istorii muzy'kal'noy kul'tury' i obrazovaniya v Kazani. Kazan': Kazansk. gos. konservatoriya. 1993. S. 50-71.
7. CHudinov V.A.. Vlast' i kul'tura. [E'lektronny'y resurs]: http://chudinov.ru/vlast-i-kultura
8. YAvgil'dina Z.M. Razvitie obsch'ego muzy'kal'nogo obrazovaniya v Tatarstane (HH vek): Monografiya. Kazan': TGGPU, 2007. 452 s.
Зарегистрирована: 20.12.2013