Научная статья на тему 'Становление хорового образования в Татарстане в 20-30-е годы ХХ столетия (на примере восточно-музыкального техникума г. Казани)'

Становление хорового образования в Татарстане в 20-30-е годы ХХ столетия (на примере восточно-музыкального техникума г. Казани) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
248
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХОРОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ХОРОВОЕ ПЕНИЕ / МУЗЫКА / ХОР / КУЛЬТУРА / ВОСПИТАНИЕ / КОНЦЕРТЫ / CHORAL EDUCATION / CHORAL SINGING / MUSIC / CHOIR / CULTURE / EDUCATION / CONCERT

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Абзалов А. И.

Статья посвящена деятельности Восточно-музыкального техникума как ведущего музыкального учебного заведения г.Казани 20-30-х годов ХХ столетия по подготовке практических специалистов в области хорового искусства. Представленный материал изложен в расчете на использование студентами вузов при изучении курса по истории хорового образования Татарстана.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The formation of choral education in the Republic of Tatarstan during the 20-30s of the twentieth century (on materials of Kazan Eastern Music College)

The article describes the functioning of Eastern Music College, one of the leading music institutions in Kazan during the 20-30s of the twentieth century, specialized on training choral art practitioners. Presented material could be used by students during «history of choral education in the Republic of Tatarstan» course studying.

Текст научной работы на тему «Становление хорового образования в Татарстане в 20-30-е годы ХХ столетия (на примере восточно-музыкального техникума г. Казани)»

УДК 377.44.5.000.93

А.И.Абзалов

СТАНОВЛЕНИЕ ХОРОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ТАТАРСТАНЕ В 20-30-Е ГОДЫ ХХ СТОЛЕТИЯ (НА ПРИМЕРЕ ВОСТОЧНО-МУЗЫКАЛЬНОГО ТЕХНИКУМА г. КАЗАНИ)

Статья посвящена деятельности Восточно-музыкального техникума как ведущего музыкального учебного заведения г.Казани 20-30-х годов ХХ столетия по подготовке практических специалистов в области хорового искусства. Представленный материал изложен в расчете на использование студентами вузов при изучении курса по истории хорового образования Татарстана.

Ключевые слова: хоровое образование, хоровое пение, музыка, хор, культура, воспитание, концерты.

Azat L Abzalov The formation of choral education in the Republic of Tatarstan during the 20-30s of the twentieth century (on materials of Kazan Eastern Music College)

The article describes the functioning ofEastern Music College, one of the leading music institutions in Kazan during the 20-30s of the twentieth century, specialized on training choral art practitioners. Presented material could be used by students during «history of choral education in the Republic of Tatarstan» course studying.

Keywords: choral education, choral singing, music, choir, culture, education, concert.

После 1917 г., в новых условиях, хоровое образование делало первые шаги в Татарстане. Фундамент новой системы хорового образования закладывался не на пустом месте. Центром по подготовки хоровиков стал Восточно-музыкальный техникум, именовавшийся до 1917 г. Музыкальным училищем при Казанском отделении Императорского Русского Музыкального Общества. На основе ранее существовавшего учебного заведения нужно было создать новую систему профессионального хорового образования, отвечающую интересам широких масс трудящихся. Новая задача требовала активного обновления форм и методов организации учебного хорового процесса путем поиска и эксперимента.

Перед техникумом стояла нелегкая задача, через данное музыкальное заведение, путем привлечения возможно большего числа учащихся, в том числе из татар, подготовить в кратчайший срок кадры с профессиональными знаниями и практическими навыками, которые при знакомстве с особенностями национальной культуры своего народа, будут весьма ценными работниками в области музыкального строительства, в том числе и хорового. Непосредственное активное участие в хоровом строительстве могли принять единицы, ибо основная масса простого населения была, в музыкальном и певческом отношении, неграмотна.

Техникум функционировал с 1922 г. Курс обучения в техникуме был четырехлетний. Имел два отделения: исполнительское и инструкторско-педагогическое. На первый курс принимались лица прошедшие 7 лет ЕТШ (Единая трудовая школа), имеющие способности к музыке и прошедшие музыкальную школу 1-й ступени или в том же объеме музыкальные курсы для взрослых.

Время настоятельно требовало организации начальных курсов и средних учебных заведений по подготовке национальных хоровых кадров, а также популяризации хорового пения среди татарского народа, которое не имело в прошлом традиций хорового пения. Для татарской молодежи было создано подготовительное отделение, двухгодичная музыкальная школа с двумя отделениями (для детей и взрослых от 8 до 22-х лет) и музыкальный техникум в составе трех отделений: научно-теоретическое (3 года), исполнительское (3-4 года обучения, в зависимости от специальности) и инструкторско-педагогическое (4 года). Подготовительные классы для татар организовывались при наличии не менее 15-20 желающих и могущих по своим знаниям за год или два приготовиться в первый основной класс.

Прием учащихся был в сентябре и январе (в зависимости от набора), стипендия 30 рублей. При вступительных экзаменах особое внимание уделялось национальным кадрам и в первую очередь татарам. Для выявления народных талантов из числа национальной сельской молодежи, были командированы в Оренбург, Уфу, Астрахань заведующий учебной частью С.Х.Габяши и татарский хор техникума. В техникум принимались лишь уроженцы Татарской республики, так как отсутствовало общежитие. Из других областей и республик принимались только татары, для них общежитие было (1930). К 1936 г. в музыкальном техникуме обучалось 175 человек, из них 75 татар.

На инструкторско-педагогическое отделение с 4-х годичным курсом обучения, где готовили и хоровиков, принимались учащиеся преимущественно из пролетарских семей, не имеющие в основном никакой музыкальной подготовки. Небольшой процент учащихся составляли татары и национальности соседних республик. Учебный план был вынужден приспосабливаться к местным условиям, представляя собой заниженный курс среднего специального музыкального учебного заведения.

Инструкторско-педагогический отдел ставил пред собой следующие цели и задачи: подготовить

первые национальные кадры хоровиков, привлечь к хоровому пению широкие слои татарского населения, изучить и создать хоровую музыку народов Поволжья, изучить и развить татарское музыкальное народное творчество, широко популяризировать его.

Хоровой отдел техникума старался готовить не только профессиональные кадры, но преимущественно «хоровых массовиков», воспитывая в них, прежде всего, организационные и педагогические навыки, готовя исполнителей и руководителей в хоровом классе (прививая им культуру ансамблевого пения). Хоровое пение являлось в то время, лучшим и самым доступным средством удовлетворения музыкально-эстети-ческих потребностей, особенно доступно широким слоям населения и легче всего могло быть введено в общую работу школ, клубов и кружков. Поэтому на хоровое пение в техникуме было обращено самое серьезное внимание.

Нужно сказать, что фактически инструкторов-хоровиков (так называлась хоровая специальность) готовили на всех отделениях, в связи с большим спросом этой специальности. Хоровой класс занимал центральное место в учебном процессе почти всех отделений (сольное пение, инструментальное отделение и непосредственно инструкторы-хоровики). Основной упор в учебном процессе делался на коллективный метод изучения музыки. Поэтому особое внимание уделяли хоровому пению. На хоровом пении в значительной степени базировалось изучение музыкальной грамоты, слушание музыки, ритмической гимнастики. Преобладал лабораторный метод занятий. Таким образом, в хоровом пении участвовали буквально все учащиеся техникума.

По учебному плану хоровое пение и сольфеджио было совмещено. Элементарная музыкальная грамота проходилась на основе хорового пения (восприятие песен, внимание на тот или иной элемент песни - звук, интервал, ритмическое соотношение звуков), и после этого давалось название нот и способ записи. Занятия по музыкальной грамоте начинались не раньше чем через 1-172 месяца общих занятий по хоровому пению.

Учебным планом на инструкторско-хоровом отделении было предусмотрено 2 ч. методики хорового пения, 4 ч. хорового класса, 2 ч. хорового дирижирования, 0,5 ч. на чтение хоровых партитур. Минимальный набор спецпредметов хоровой специальности, который до настоящего времени почти не изменился, говорит о преемственных традициях хорового образования.

На инструкторско-хоровом отделении преподавали: Василий Семенович Гаврилов, Ермолай Алексеевич Кузьмин, Иван Семенович Морев, Алексей Федорович Бормусов и Султан Хасанович Габяши. Как видим, педагогический состав отделения был небольшой, в связи с небольшим приемом на отделение. Все преподаватели до революции, кроме последнего, были регентами.

Из-за нехватки кадров для хоровой самодеятельности Татарии в техникуме практиковался ударный способ занятий, что выражалось в сокращении срока учебы учащихся и досрочном выпуске курса, хотя сделано в этой части было мало.

Показательный хор (руководитель И.С.Морев) состоял из певцов, обучающихся в классах сольного пения и будущих хоровых дирижеров (4 часа в неделю), женский хор - из учащихся инструментальных классов (2 часа в неделю). Показательный хор обслуживал большое количество революционных и гражданских праздников, музыкальных вечеров и концертов в стенах техникума. Женский хор инструменталисток вел общественно-просветительскую работу вне техникума. Учащиеся женского хора занимались певческой техникой, чтением хоровой литературы для 2-х, 3-х и 4-х голосов). Из них тоже готовились инструкторы-хоровики, так как хоровая самодеятельность Татарии очень нуждалась в руководителях. Иногда учащиеся исполнительского отделения, без наличия виртуозных данных, переводились в инструкторско-педаго-гическое отделение. Татарский хор (руководитель С.Х.Габяши) состоял из учащихся подготовительного отделения и основных специальностей техникума.

Дирижерский и хоровой класс вел И.С.Морев. Им была разработана программа по методике хорового пения (1926), которая велась 2 часа неделю. Краткий курс делился на четыре раздела. В первом разделе (хороведение) говорилось о: видах хора; объеме и различии голосов; количестве певцов в каждой хоровой партии при малом, среднем и большом составе хора; уравновешенности голосовых партий; подборе голосов по тембру; технических навыках; знаниях и умениях хоровых певцов; чистоте интонации; развитом гармоническом чувстве; хорошей и однообразной, у всех певцов дикции; дисциплине хора; зависимости звучности хора от помещения в котором придется ему выступать; расстановки хора на концертной эстраде; устройстве резонансных ящиков (голосников).

Во втором разделе И.С.Морев говорил о дирижере хора, о необходимых качествах руководителя коллектива: элементарных технических знаниях, умениях и навыках хорового руководства; задавание тона; указании дирижерского размера, темпах; сдержанности и ясности во взмахах руки и жестах дирижера; наиболее употребляемых и наглядных жестах; участии левой руки при дирижерском исполнении - piano, forte, staccato, legato, creshendo, diminuendo, marcato, акцентах, ферматах; показа

вступлении; выделении голоса; мимики лица дирижера; движении головы, глаз; уместности широких взмахов; воздушности исполнения, порывистости, спокойствии.

В третьем разделе говорилось непосредственно о работе дирижера с хором: способах разучивания хоровых произведений; развитии исполнительской техники; пользовании инструментом; необходимости тщательной отделки и законченности исполнения; зависимости программы концерта от среды и ее социального характера.

Четвертый раздел был посвящен практике (для учащихся техникума зачисленных в класс методики хорового пения). Хоровая практика должна была проходить в стенах техникума, а затем, по мере приобретения нужного опыта, в клубах, красноармейских частях, в школах и детдомах. Содержание данного курса говорит о профессиональном подходе к хоровому образованию на отделе.

Таким образом, в 20-30-е годы ХХ столетия в Татарстане закладываются основы хорового образования, намечаются основные направления (подготовка национальных кадров из пролетарского состава учащихся), формы обучения (просветительские, коллективные, агитационные) и методы обучения (лабораторный, ударный) его развития. Процесс становления хорового образования не всегда проходил ровно, были эксперименты (заниженный курс обучения, досрочный выпуск курса), учитывались характерные особенности региона (отсутствие национальных традиций хорового пения). Однако, несмотря на трудности, характерные на начальном этапе становления, основные задачи, стоящие перед хоровым образованием Татарии, были выполнены (воспитание хоровика-практика, пропагандиста хорового искусства).

Литература

І.Культурное строительство в Татарии (1917-1937). - Казань, 1986.

2..Вайда-Сайдашева Г.К. Звуки времени: (О становлении музыкальной культуры в Татарстане). - Казань,

1991.

3.Валиахметова А.Н. Воспитание музыкальной культуры в условиях развития татарского национального музыкального образования с середины XIX до первой четверти ХХ вв. Автореф.дисс. на соискание ученой степени канд.пед.наук. - М., 2005. - 20 с.

4. ЦГА РТ, ф.2812, оп.1, ед.хр.46, л.22.

5. ЦГА РТ, ф.2812, оп.1, ед.хр.63, л.16.

6. ЦГА РТ, ф.2812, оп.1, ед.хр.65, л.39.

7. ЦГА РТ, ф.2812, оп.1, ед.хр.68, л.79.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.