Научная статья на тему 'Особенности формирования личности хормейстера в условиях СПО в аспекте современных исследований'

Особенности формирования личности хормейстера в условиях СПО в аспекте современных исследований Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
391
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХОРОВОЙ ДИРИЖЕР / CHORAL CONDUCTOR / КОММУНИКАТИВНАЯ КРЕАТИВНОСТЬ / COMMUNICATIVE CREATIVITY / ДИРИЖЕРСКАЯ СПЕЦИАЛЬНОСТЬ / THE CONDUCTING SPECIALTY / ЛИДЕР / LEADER / ПРОБЛЕМНО-ПОИСКОВЫЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ / PROBLEM-SEARCH METHOD OF LEARNING / МОЗГОВОЙ ШТУРМ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / BRAINSTORMING AND PROFESSIONAL COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Степина Наталья Валериевна

В тезисах статьи излагается представление о личности дирижера хора и ее формировании в процессе обучения на дирижерско-хоровом отделении среднего специального учебного заведения. Определенным «ключом» к раскрытию темы служит появление в психологии новых знаний о личности. Без преувеличения можно сказать, что все коммуникативные и социально-психологические аспекты вокально-хоровой и музыкально-исполнительской работы дирижера и певцов реализуются в их деятельности через эмоции. Дирижерская специальность охватывает целый комплекс следующих видов музыкальной деятельности: интерпретационная (аналитическая), исполнительская (эвристическая), организационно-управленческая (реализующая), репетиционная (педагогическая). Перед дирижёром возникает практическая необходимость в осуществлении не только художественных, но и ряда внемузыкальных задач, это относится к механизмам общения, коммуникации и психических воздействий. Проблемно-поисковый метод обучения для развития творческого потенциала личности учащихся является наиболее результативным на дирижерско-хоровом отделении заведений среднего профессионального образования. Направленный на побуждение интереса к хоровой литературе при изучении нового произведения, он приводит к поиску необходимых средств художественной выразительности через постижение музыкального содержания хоровой партитуры, а также с помощью экскурса в смежные виды искусства литературу, живопись, историю мировой культуры, театр, кино. Для развития у студентов фантазии, воображения, интеллектуального и художественного мышления на дирижерско-хоровом отделении используются традиционные и современные методики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF FORMATION OF THE IDENTITY OF THE CHOIRMASTER IN THE CONTEXT OF THE SPO IN THE CONTEXT OF MODERN RESEARCH

The article's thesis is set out a picture of the personality of the choir Director and its formation in the learning process at the conductor-choral Department of secondary special educational institutions. Certain "key" to the topic is the appearance in psychology of new knowledge about personality. It is no exaggeration to say that all communicative and socio-psychological aspects of vocal and choral and music performance the conductor and singers are implemented in their work through the emotions. The conductor's specialty covers a complex of following activities: interpretive (analytical) and performance (heuristic), administrative (implementing), rehearsal (teaching). Before the conductor there is a practical need for not only artistic, but also a number of extramusical tasks, this refers to the mechanisms of communication and mental influences. Problem-search method of training for development of creative potential of personality of students is the most effective at the conductor-choral Department of the institutions of secondary professional education. Aimed at encouraging interest in choral literature in the study of a new product, it leads to the search for the necessary means of artistic expression through the comprehension of music contents choral score, as well as with insight into related art forms literature, painting, history of world culture, theater, cinema. To develop the students imagination, intellectual and artistic thinking at the conductor-choral Department uses traditional and modern techniques.

Текст научной работы на тему «Особенности формирования личности хормейстера в условиях СПО в аспекте современных исследований»

Степина Наталья Валериевна

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ .

педагогические науки

УДК 377.5

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ ХОРМЕЙСТЕРА В УСЛОВИЯХ СПО В АСПЕКТЕ СОВРЕМЕННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

© 2016

Степина Наталья Валериевна, преподаватель хоровых дисциплин, руководитель хора девушек «Вдохновение» ГБПОУ СО «Тольяттинский музыкальный колледж имени Р.К.Щедрина», Тольятти (Россия)

Аннотация. В тезисах статьи излагается представление о личности дирижера хора и ее формировании в процессе обучения на дирижерско-хоровом отделении среднего специального учебного заведения. Определенным «ключом» к раскрытию темы служит появление в психологии новых знаний о личности. Без преувеличения можно сказать, что все коммуникативные и социально-психологические аспекты вокально-хоровой и музыкально-исполнительской работы дирижера и певцов реализуются в их деятельности через эмоции. Дирижерская специальность охватывает целый комплекс следующих видов музыкальной деятельности: интерпретационная (аналитическая), исполнительская (эвристическая), организационно-управленческая (реализующая), репетиционная (педагогическая). Перед дирижёром возникает практическая необходимость в осуществлении не только художественных, но и ряда внемузыкальных задач, это относится к механизмам общения, коммуникации и психических воздействий. Проблемно-поисковый метод обучения для развития творческого потенциала личности учащихся является наиболее результативным на дирижерско-хоровом отделении заведений среднего профессионального образования. Направленный на побуждение интереса к хоровой литературе при изучении нового произведения, он приводит к поиску необходимых средств художественной выразительности через постижение музыкального содержания хоровой партитуры, а также с помощью экскурса в смежные виды искусства - литературу, живопись, историю мировой культуры, театр, кино. Для развития у студентов фантазии, воображения, интеллектуального и художественного мышления на дирижерско-хоровом отделении используются традиционные и современные методики.

Ключевые слова: хоровой дирижер, коммуникативная креативность, дирижерская специальность, лидер, проблемно-поисковый метод обучения, мозговой штурм, профессиональные компетенции.

PECULIARITIES OF FORMATION OF THE IDENTITY OF THE CHOIRMASTER IN THE CONTEXT OF THE SPO IN THE CONTEXT OF MODERN RESEARCH

© 2016

Stepina Natalya Valerievna, a teacher of choral disciplines, head of the girls choir «Inspiration» Togliatti music college named after R. K. Shchedrin, Togliatti (Russia)

Abstract. The article's thesis is set out a picture of the personality of the choir Director and its formation in the learning process at the conductor-choral Department of secondary special educational institutions. Certain "key" to the topic is the appearance in psychology of new knowledge about personality. It is no exaggeration to say that all communicative and socio-psychological aspects of vocal and choral and music performance the conductor and singers are implemented in their work through the emotions. The conductor's specialty covers a complex of following activities: interpretive (analytical) and performance (heuristic), administrative (implementing), rehearsal (teaching). Before the conductor there is a practical need for not only artistic, but also a number of extramusical tasks, this refers to the mechanisms of communication and mental influences. Problem-search method of training for development of creative potential of personality of students is the most effective at the conductor-choral Department of the institutions of secondary professional education. Aimed at encouraging interest in choral literature in the study of a new product, it leads to the search for the necessary means of artistic expression through the comprehension of music contents choral score, as well as with insight into related art forms - literature, painting, history of world culture, theater, cinema. To develop the students imagination, intellectual and artistic thinking at the conductor-choral Department uses traditional and modern techniques.

Keywords: choral conductor, communicative creativity, the conducting specialty, leader, problem-search method of learning, brainstorming and professional competence.

Появление и становление во второй половине ХХ века предмета «хороведение», как теоретической и практической области музыковедения, явилось основой развития методических предпосылок изучения вопроса о формирования личности хорового дирижера. Определенное внимание в своих трудах ему уделили такие авторитетные представители, как П. Чесноков, Г. Дмитревский, А. Егоров, К. Пигров, К. Ольхов, К. Птица, С. Казачков, В. Минин, В. Чернушенко, Г. Ержемский и другие. Однако литература, раскрывающая творческий путь и особенности личности выдающихся хоровых дирижеров (их собственные мемуары, воспоминания современников, переписка, биографические очерки и т. д.), исследующая характер, психологический склад, художественное мышление, изучена недостаточно.

Определенным «ключом» к раскрытию темы служит появление в психологии новых знаний о личности. Не так давно доктором психологических наук Р.В. Белоусовой было предложено определение личностной характеристики - «коммуникативная креативность» как способность к творческому общению [1]. Для дирижерской практики и методики обучения управлению хором особенно важны два выявленных исследованиями обстоятельства: во-первых: данное свойство личности непосредственно связано с эмоциональностью; во-вторых: коммуникативная креативность поддается коррекции, следовательно, это свойство личности мож-

но целенаправленно формировать в академических условиях.

В последние годы в отечественной психологии получил широкое распространение термин «креативность» (от английского слова «creativity») — уровень творческой одаренности, составляющий относительно устойчивую характеристику личности. Американский специалист в области психологии образования Д. Гилфорд выделил четыре основных параметра креативности:

1) оригинальность — способность продуцировать необычные ответы;

2) продуктивность — способность к генерированию большого числа идей;

3) гибкость — способность к легкой переключаемо-сти и выдвижению разнообразных идей из различных сфер знания и опыта;

4) способность усовершенствовать объект, добавляя детали [2].

Кроме того, к креативности относится способность к обнаружению и постановке проблем, а также способность решать их, т.е. способность к анализу и синтезу. Эти параметры необходимы для формирования личности хорового дирижера.

Без преувеличения можно сказать, что все коммуникативные и социально-психологические аспекты вокально-хоровой и музыкально-исполнительской работы дирижера и певцов реализуются в их деятельности через

педагогические науки

Степина Наталья Валериевна ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ ...

эмоции.

Известный российский музыковед и педагог В. Н. Холопова предложила классификацию важнейших типов эмоций, возникающих в процессе общения с музыкой:

1) эмоции как чувство жизни,

2) эмоции как фактор саморегуляции личности,

3) эмоции восхищения мастерством искусства,

4) субъективные эмоции музыканта-практика: композитора, исполнителя,

5) изображаемые в музыке эмоции (эмоции воплощаемого в музыке образа),

6) специфические природные эмоции музыки (эмоции природного музыкального материала) [3].

Владение языком эмоций и контролирование их выражений с обеих сторон, (как со стороны коллектива, так и со стороны дирижера) - есть необходимая способность руководителя коллектива.

Руководить людьми - задача крайне сложная. Музыкальным коллективом руководить сложно вдвойне, т. к. каждая репетиция должна дарить участникам творческого процесса радость музыкального «открытия», пусть даже небольшого. Руководитель хора обязан владеть одной из основных дирижерских компетенций

- умением каждодневно оперативно решать конкретные задачи вокально-хорового исполнительства: строя, ансамбля, интерпретации произведений. «Нужен лидер, желательно на голову выше исполнителей, куда-то ведущий. Иначе лебедь, рак и щука. Как в нашем обществе

- пытаемся одновременно плыть в разные стороны». Так считает известный хоровой деятель В.Н.Минин [Новая газета. Культура/ Выпуск № 42 от 20 Апреля 2011 года]. Перед руководителем всегда стоит сложная задача -подчинить многообразие исполнительских темпераментов и направить творческие импульсы в единое русло.

Подчинение часто сопряжено с возникновением конфликтных ситуаций. «Суть конфликта заложена в самой природе коллектива. Потому что психология руководителя и психология участника любого организма: музыкального, театрального - это разные психологии: у руководителя задача получить как можно большую отдачу, а участник же, напротив, пытается сэкономить свои силы...» (В.Минин)

В своей книге «Искусство управлять» В.П.Шейнов предлагает классическую схему последовательного воздействия на сознание человека: внимание - интерес -желание - действие. Эту схема четко отражает моменты соприкосновения дирижера и коллектива [4].

Дирижерская специальность охватывает целый комплекс следующих видов музыкальной деятельности: интерпретационная (аналитическая), исполнительская (эвристическая), организационно-управленческая (реализующая), репетиционная (педагогическая). Перед дирижёром возникает практическая необходимость в осуществлении не только художественных, но и ряда внемузыкальных задач, это относится к механизмам общения, коммуникации и психических воздействий.

Выдающийся российский психолог, один из основоположников социальной психологии в нашей стране, доктор философских наук, профессор Б. Д. Парыгин предлагает типологию лидеров по следующим особенностям:

а) по содержанию;

б) по стилю;

в) по характеру их деятельности [5].

По содержанию деятельности он разделяет лидеров на три типа:

- лидер-вдохновитель, разрабатывающий программу деятельности (в театре это художественный руководитель);

- лидер-исполнитель, организатор выполнения уже заданной или намеченной программы (главный дирижёр);

- лидер, являющийся одновременно вдохновителем и

организатором (совмещение в одном лице обеих функций).

По стилю руководства:

- авторитарный,

- демократический,

- совмещающий в себе элементы того и другого стиля.

По характеру деятельности:

- универсальный, т. е. лидер, проявляющий свои качества постоянно;

- ситуативный, проявляющий их лишь в определённой, специализированной ситуации.

К дирижёрам-диктаторам современники относили великого итальянского дирижёра Артуро Тосканини. К таким же диктаторам принадлежал и великий немецкий композитор и дирижёр Густав Малер, не допускающий со стороны музыкантов ни малейшего проявления творческой инициативы.

Хором можно управлять исходя как из авторитарных, диктаторских принципов, так и коллегиальных. Дирижёры демократических позиций доверяют коллективу, допуская сотрудничество и творческую инициативу. Дирижерами-симфонистами такого плана были Артур Никиш и Вильгельм Фуртвенглер. Перефразируя мысль Г. Рождественского, можно сказать что «в идеале - хор должен быть блестящим собеседником дирижёра». «Я не сахар,- говорил про себя маэстро В.Минин. - Но сначала выполни требования, не оправдывай профессиональную несостоятельность плохим характером руководителя».

Демократическому стилю общения способствует чувство юмора, которое позволяет нам войти в близкий контакт с собеседником, перейти в процессе общения из формальной сферы в неформальную. Неожиданная остроумная фраза, комический рассказ, к месту рассказанная история позволяют снять рабочее напряжение. Шутка и совместный смех настраивают коллектив на волну доброжелательности, а, следовательно, на доверительный стиль общения и конструктивный творческий диалог.

Известный в свое время валторнист, отец Рихарда Штрауса, говорил: «Запомните вы, дирижёры. Мы наблюдаем, как вы поднимаетесь на пульт и как открываете партитуру. Прежде чем вы поднимите палочку, мы уже знаем, кто будет хозяином - вы или мы» [6].

К описанию позитивного и конструктивного взаимодействия руководителя и коллектива наиболее применимо определение «сотворчество». Паритет мотиваций в процессе совместного осмысленного художественного интонирования, находящийся под контролем дирижера, когда не принцип «разделяй и властвуй», а «объединяй и направляй» является залогом успешного хорового музицирования^

Дирижёр, исходя из глубины восприятия музыкального сочинения, предлагая собственную убедительную его интерпретацию, выстраивает управляющие действия через разные способы общения с коллективом. Решающим является уровень художественного исполнения, профессиональная ответственность и престиж коллектива. А еще руководитель должен обладать смелостью, верой в свои силы и творческой энергией. Из советов выдающегося хорового дирижера Роберта Шоу:

- Будь смелым. А если не можешь - притворись. Всё равно в хоре разницу никто не почувствует.

- Будь готов проиграть сражение, чтобы выиграть войну.

При умелом руководстве дирижер и творческий коллектив становятся командой единомышленников. Поэтому одной из основных проблем воспитания личности дирижера-хоровика на современном этапе является формирование в обучающихся волевого начала и уверенности в себе, а также проявление активно-эмоционального выражения собственного «Я» в процессе дирижирования.

Степина Наталья Валериевна педагогические

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ ... науки

Парадоксальность дирижерской профессии заключается в том, что дирижер хора на уроках специальности не имеет возможности управления своим «хоровым инструментом», тогда как любой исполнитель-инструменталист с первых дней учебы находится в диалоге со своим постоянным музыкальным «партнером». Процесс реального управления хоровым коллективом в рамках учебного заведения студент получает только на старших курсах при прохождении производственной практики. Таким образом, возникает необходимость:

1) развития особого качества внутреннего слуха, позволяющего воссоздавать звучание хора во время уроков в классе индивидуального дирижирования («Учись слушать. Музыкальная фортуна порой стучится очень тихо». Р.Шоу);

2) большой самостоятельной работы по накоплению слушательского опыта восприятия хоровой музыки («Не трать время на изучение профессиональных хитростей хорового искусства. Лучше хорошо изучи саму профессию». Р.Шоу);

3) присутствия на других хоровых репетициях, включая метод дистанционного обучения профессии.

Проблемно-поисковый метод обучения для развития творческого потенциала личности учащихся является наиболее результативным на дирижерско-хоровом отделении заведений СПО. Направленный на побуждение интереса к хоровой литературе при изучении нового произведения, он приводит к поиску необходимых средств художественной выразительности через постижение музыкального содержания хоровой партитуры, а также с помощью экскурса в смежные виды искусства - литературу, живопись, историю мировой культуры, театр, кино. Для развития у студентов фантазии, воображения, интеллектуального и художественного мышления на дирижерско-хоровом отделении используются традиционные и современные методики.

Из них можно выделить следующие направления: теорию синектики, игру, «мозговой штурм» [7, 8].

Применение теории синектики предполагает развитие всех видов аналогий (прямые, символические, личностные). Комплексное использование символических аналогий, ассоциаций и синестетических образов помогает формированию следующих навыков: видеть звук, слышать цвет, ощущать музыку в движении. Это применимо не только на специальности, но и на дисциплинах «сольфеджио» и «хоровой класс».

Примером ролевых игр (по В. Леви) могут быть такие как «Суд над распеванием», где роль обвиняемого, защитника, прокурора, свидетелей и присяжных выполняют учащиеся, а координирующая роль принадлежит дирижеру. В игре «Перевоплощение» учащийся при выполнении одного и того упражнения демонстрирует разные типы руководителя. Игра-фантазия на тему «Если бы я смог поговорить с.» развивает не только образно-фантазийную сферу мышления, но приближает студентов к стилистически верному трактованию разучиваемой на занятиях хора или изучаемой в классе по дирижированию хоровой партитуры. Во время разучивания хорового произведения учащимся старших курсов предлагается игра «Дирижерский поединок», во время которого предлагается найти разрешение предполагаемых конфликтных ситуаций. Для создания внутренней копилки интонаций, движений, взглядов возможны варианты различного характерного произношения текста, улыбки или движения с разным смысловым значением и т. д.

При «мозговом штурме» студент средних способностей может придумать почти вдвое больше решений, когда он работает в группе; при этом происходит принятие любых, даже самых парадоксальных предложений. Возможность иметь право на ошибку снимает эмоцию страха совершить ее и раскрепощает мышление студента, воображение, создает положительный эмоциональный настрой. И, как следствие, разрешает конфликтные 198

ситуации, имеющие место быть во время репетиционного процесса.

Важнейшими психологическим качеством, необходимым дирижёру, является умение общаться с людьми, умение налаживать деловые, творческие взаимоотношения не только с дирижерским сообществом, но и с другими музыкантами и использовать эти умения для осуществления своих художественных намерений. Выдающийся немецкий дирижёр Бруно Вальтер главным в дирижёрском призвании считал умение общаться: «Кто не умеет общаться с людьми, не может влиять на них, - говорил он, - тот не вполне пригоден для этой профессии».

Таким образом, во время освоения профессиональных компетенций в процессе обучения в СПО хормейстер должен обладать следующими личностными качествами и жизненными ценностями:

- нравственность: духовная зрелость, уважение к людям, честность, ответственность, чувство коллективизма;

- интеллект: стремление к новому, глубокие знания в разных областях искусства, рациональность, логичность, чувство юмора, умение осваивать и систематизировать информацию, способность к критическому анализу и творческому поиску;

- воля: лидерские качества, целеустремленность, самообладание, самостоятельность, независимость, готовность к смене видов деятельности в связи с изменившимися обстоятельствами;

- эмоциональность: дружелюбие, сопереживание, оптимизм, выдержка, коммуникативная креативность;

- чувство сцены (артистизм) и высокая сценическая культура;

- профессиональная компетентность: музыкальность, отличный гармонический, полифонический и тембровый слух, устойчивое чувство ритма, объемная музыкальная память; педагогическая одаренность, артистизм, обаяние, художественный вкус и чувство стиля; способность к концентрации внутренней энергии, быстрота реакции, хорошая психомоторная координация; умение налаживать партнерские отношения, социальная активность.

Сочетание указанных качеств ведет к рождению Личности, имя которой хоровой Дирижер.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Белоусова Р. В. Индивидуально-типические особенности коммуникативной креативности: Диссертация канд. психол. наук: 19.00.01 / Южноукраинский гос. педагогический ун-т им. К.Д.Ушинского. — О., 2004. — 201с. — Библиогр.: с. 165-181.

2. Guilford, J.P. Intelligence, creativity, and their educational implications 1968.

3. Холопова В. Н. Музыкальные эмоции: учебное пособие для музыкальных вузов и вузов искусств. М.: Мультипринт, 2010. 346 с.

4. Шейнов В.П. Искусство управлять. — Минск: Харвест, 2012. 255 с.

5. Парыгин Б. Д. П. Социальная психология. Проблемы методологии, истории и теории. — СПб.: ИГУП, 1999. 592 с.

6. Готсдинер А. А. Музыкальная психология. -М.:1993. 193 с.

7. Ковалева Н.Б. Роль рефлексии в развитии культуры совместного творчества // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. № 4 (13). С. 120-123.

8. Яковлева Е.Л. Многообразные облики игры: попытка философского осмысления // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 3. С. 87-90.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.