Литература
1. Андреева И.М. Взаимосвязь театра и театрализованного сознания в социуме: автореф. дис. ... д-ра филос. наук: 24.00.01 / Андреева Инна Михайловна. - Краснодар, 2006. - 31с.
2. Банфи А. Избранное: пер. с итал. АВ.Старостина, В.Н.Седых. - М.: Прогресс, 1965. - 291с.
3. Бурдьё П. О символической власти // Социология социального пространства. - М.: Алетейя, 2007. - С.87-96.
4. Волкова Т.П. Проблема мультикультурализма в философии Ю.Хабермаса // Вестник МГТУ, 2006. - Т.9. -№1. - С.21-26.
5. Ищенко Е.Н. Новая парадигма в дискурсионном поле современной философии
/ Е.Н.Ищенко // Вестник МГУ: Серия 7. Философия. - 2004. - №6. - С.62-74.
6. Коваленко В.А. Процесс театрализации политики: автореф. дис. . канд. полит. наук: 23.00.02 / Коваленко Виктория Александровна. - Ростов-на-Дону, 2006. - 23с.
7. Леонтьев АН. Проблема деятельности в психологии / АН.Леонтьев / / Вопросы философии. - 1972. - №9. - С.95-108.
8. Поцелуев С.П. «Символическая политика»: к истории концепта / Символическая политика: сб. науч. тр. / РАН. ИНИОН Центр социал. науч.-информ. исслед. Отд. полит. науки; Отв. ред.: Малинова О.В. - Вып.1: Конструирование представлений о прошлом как властный ресурс. - М., 2012. - С. 17-53.
9. Тазетдинова Р.Р. Театральность как феномен в бытии культуры: автореф. дис. . д-ра филос. наук: 24.00.01 / Тазетдинова Руфина Ринатовна. - Казань, 2013. - 45с.
10. Халландер П. Политические пилигримы (путешествия западных интеллектуалов по Советскому Союзу, Китаю и Кубе 1928-1978) - СПб.: Изд-во «Лань», 2001. - 592с.
11. Цумарова Е.Ю. Политика идентичности: politics или policy? / / Вестник Пермского университета. Политология. - 2012. - № 2. - C.5-16.
12. Edelman M. The symbolic uses of politics. - Urbana: Univ. of Illinois press, 1964. - 201p.13. Edelman M. Political Language. Words That Succeed and Policies That 14. Fail. - New York; San Francisco; London: Academic Press, 1977. - 166р.
14. Meyer T. Inszenierung des Scheins.Voraussetzungen und Folgen symbolischer Politik. - Frankfurt am Main: Suhrkamp, 1992. - 205s.
15. Mosse G.L. The Nationalization of the Masses: Political Symbolism and Mass Movements in Germany from the Napoleonic Wars through the Third Reich. New York, 1975. - 252p.
16. Münch R. Dynamik der Kommunikationsgesellschaft. - Frankfurt am Main: Suhrkamp, 1995. - 313s.
УДК 378
В.Д.Булгаков
ПЕРСПЕКТИВЫ ХОРОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
В статье проанализированы научно-теоретические и методологические недостатки хорового образования современной России, влияющие на качество подготовки будущих специалистов хорового дела и намечены пути их преодоления.
Ключевые слова: эстетика и поэтика хорового пения, межпредметные связи, соотношение самостоятельного и аудиторного обучения, интенсификация, исполнительская практика, созидание и пропаганда искусства, синтетическое мышление, модель выпускника.
V.D.Bulgakov OUTLOOK CHORAL EDUCATION IN MODERN RUSSIA
The article analyzes the scientific and theoretical and methodological limitations of modern Russian choral education, affecting the quality of training of future specialists of choral works, and the ways to overcome them.
Keywords: aesthetics and poetics of choral singing, interdisciplinary communication, relationship and self-classroom training, intensification, performance practice, creation and promotion of art, synthetic thinking, graduate model.
Хоровая культура России переживает сегодня кризис. В ее развитии наблюдаются весьма разнородные и противоречивые тенденции. С одной стороны, сложилась новая хоровая литература, обновился язык современной русской хоровой музыки, дирижерско-хоровое образование постепенно обретает самостоятельные и законченные очертания, создаются новые формы камерного хорового музицирования, появляются новые синтетические хоровые жанры.
С другой стороны, нельзя не отметить, заметное сокращение любительских хоров, социальная несправедливость в оплате труда хоровика ускорили отток высококвалифицированных кадров в другие сферы деятельности. Отмечены серьезные недостатки хорового образования, существенные изъяны в изучении и пропаганде хорового искусства, которое не имеет своего печатного органа, где бы публиковались и обсуждались хоровые проблемы, количество хоровых программ по телевидению несоизмеримо с лавиной шоу-программ, хоровое образование пока еще далеко от совершенства.
Стало очевидно, что наше музыкознание не разработало еще концепции истории русской хоровой культуры на должном философско-эстетическом уровне. В трудах по хоровой музыке недостаточно высок методический и теоретический уровень. Мало изучается история хорового дела, исполнительства, образования в России. Совершенно не разрабатываются проблемы эстетики и поэтики хоро-
вого пения. Не устранены наболевшие вопросы в научных работах по хоровому искусству: распространен чисто информационно-описательный метод исследования материала; часто пишутся работы о том, что было или есть, без теоретических проблем и обобщений; компилятивность, обращение к уже известным, наработанным представлениям.
Главной "болевой точкой" в хоровой культуре на сегодняшний день является низкий уровень школьного хорового пения, неуклонно шедшего на убыль в течение всего послевоенного периода и опустившегося сегодня так низко, как еще никогда ранее. Думается, здесь две причины. Первая кроется отчасти в снижении престижа профессии и незаинтересованности специалистов в работе на поприще школьного учителя. Вторая причина - социальная. Три поколения русских людей уже утратили певческую традицию. Бабушки не передают своим внукам песен, воспринятых от своих матерей. Школа не способствует восстановлению этих традиций. Хоровое пение заметно отдалилось от повседневного быта. Известные слова выдающегося педагога К.Д.Ушинского "Когда запоет школа - тогда запоет весь народ" [1, с.128] не были воплощены в жизнь. Игнорируется система отечественного музыкального воспитания, которая строилась на хоровом пении. Отсутствие большого количества детских и юношеских хоровых коллективов может отрицательно повлиять на развитие музыкального мышления нации в целом.
Сегодня появились профессиональные камерные хоры, вокальные ансамбли, микрохоры в церквах, различных обществах и учебных заведениях. Всякие попытки сохранить смешанные академичес-ские большие хоры в новых, рыночных социально-экономических условиях оказались малоперспективными. Формула соединения хоровой культуры и рынка известна: государственная поддержка, спонсорство и меценатство.
Одна из сфер хоровой культуры - хоровая педагогика - в настоящее время нацелена повысить профессиональные требования к студентам, сохранив лучшие традиции русской хоровой школы (практическая подготовка хоровика, обучение хоровых дирижеров в хоре), которые стали фундаментом современной системы хорового образования.
Характерной чертой нашего времени в подготовке хормейстера является ремесленная узость, а не воспитание музыкантов, обладающих высоким уровнем исполнительской культуры. Выпускаются специалисты, которые не способны практически научить учащихся элементарному пению. Педагоги готовят специалистов по старинке, в отрыве от жизни нашей молодежи, не зная запросов и интересов школьников, к которым наши выпускники хорового отделения порой боятся подойти.
Современная хоровая педагогика сохранила преемственность языка и стиля; традиционно остались отдельные исполнительские приемы и методы работы с хором. Тем не менее, как отметил профессор В.Минин: "Формы и методы обучения сложившиеся в тридцатые годы, не претерпели в основном принципиальной перестройки, хотя за это время изменились кадры педагогов, контингент студентов, роль и задачи хорового искусства в жизни страны, музыкальный язык произведений" [2, с.6].
Настало время пересмотреть устоявшиеся многолетние каноны в хоровом образовании, чтобы преодолеть шаблонные пути формирования профессиональных качеств современного специалиста хорового дела, выявить его "узкие" места и предложить пути их преодоления.
В высших музыкальных учебных заведениях не разработаны научно-теоретические основы хорового обучения: не определен объем знаний, умений и навыков, необходимых выпускнику для выполнения функций руководителя любительского или профессионального хора; не разработаны методы передачи и усвоения этих знаний, их поэтапность; не определен характер межпредметных связей; не определено соотношение самостоятельной и аудиторной работы студента; не намечена необходимая глубина освоения студентами различного изучаемого материала; не определены методы интенсификации процесса обучения; не зафиксированы методы подготовки хорового специалиста к хоровым репетициям в классе дирижирования; не разработаны навыки хормейстерской работы в хоровом классе. Это серьезный исследовательский процесс, без которого немыслим прогресс в деле подготовки хормейстеров. От этого зависят напрямую формы и методы обучения.
Главным методологическим недостатком современной хоровой педагогики является предпочтение в учебной практике или дирижерско-исполнительскому, или хормейстерскому направлению. Для повышения качества хоровых дирижеров требуется органичное сочетание обеих названных сторон в обучении. Заметим, что в хоровых училищах дореволюционной России основное внимание уделялось хормейстерской подготовке хоровых дирижеров.
Характер подготовки хоровиков повлек за собой известное снижение ее качественных критериев. Обучение навыкам дирижирования стало для многих педагогов самоцелью, заслонив заботы о воспитании музыканта-практика. Поскольку экзамен по дирижированию проходит под фортепиано, сместились целевые установки обучения. Стали готовить людей, владеющих техникой дирижирования, но не умеющих репетировать с хором, заниматься организационной и воспитательной работой в кол-
лективе. Таким образом, происходит усиление дирижерско-исполнительской подготовки и ухудшение хормейстерского образования. Решение проблем надо искать на путях воплощения художественных намерений студентов в реальном (а не в воображаемом) звучании хора.
Отрыв обучения от живой исполнительской практики не способствуют воспитанию у хорового дирижера качеств созидателя хорового искусства и пропагандиста. Только тогда можно говорить о полноценном специалисте, обладающем практическими дирижерскими навыками, когда выпускник имел возможность работать с хором на протяжении всего периода обучения.
Сегодня практические занятия студентов ограничены учебным хором, ансамблем, пассивной практикой. Это отражение реальной ситуации, сложившейся в хоровой культуре страны, определяемой в литературе как ее упадок или кризис. Все это сказывается на воспитании и обучении хоровиков.
Сегодня не всем выпускникам доступен хор. Но если настойчиво стремиться к созданию хоровых коллективов, то качество подготовки дирижера хора будет неуклонно повышаться. В центре профессионального обучения должна быть практическая подготовка будущих специалистов хорового дела.
Современное хоровое образование неоднородно. Единство и целостность требуют значительных усилий специалистов. Еще недавно обучение и профессиональная деятельность хоровиков проходила в сравнительно стабильном культурном пространстве, где теория и практика, педагогика и исполнительство были тесно связаны. В настоящее время положение существенно изменилось. Обособились теоретические, исторические и специальные дисциплины, приобрели некоторую самостоятельность некогда единые функции воспитания и образования. В учебных дисциплинах существенной проблемой становится достижение синтетического мышления хоровика.
В условиях современного "информационного взрыва" и автономности курсов разрыв между учебными дисциплинами и потребностями практики катастрофически возрастает. Автономия теоретических и исторических курсов, насыщение их проблемами, которые не находят выход в повседневной исполнительской практике, превращаются в ненужный балласт. Выход из положения может быть один - создание комплексных курсов на основе контакта с музыковедческим циклом. С точки зрения всей системы дисциплин, в программах требуется устранить: "композитороцентризм", дублирование программных требований музыкальной и хоровой литературы, анализа инструментальных и хоровых произведений, курсов полифонии, фортепианного и хорового цикла.
Методика приема на дирижерско-хоровое отделение требует дальнейшего научного изучения. Поступающие на хоровое отделение заметно помолодели, в связи с этим выбор профессии абитуриентами не всегда осознан, еще нет авторитета для работы с коллективом на практике, плохо переносятся вокальные нагрузки в хоре. Нужно принимать абитуриентов со средним специальным образованием, так как этот специалист после окончания вуза останется верен своей профессии хоровика на всю дальнейшую жизнь.
Для совершенствования системы современного дирижерско-хорового образования необходимо: создать модель выпускника-специалиста хорового дела, чтобы его подготовка отвечала современным требованиям; ввести в музыкальных учебных заведениях более конкретное, целенаправленное обучение хоровика; по-новому взглянуть на соотношение общеобразовательных, общемузыкальных и специальных предметов; все музыкально-теоретические предметы приблизить к исполнительской практике хормейстера; готовить хоровика не только на базе учебного хора, но и действующего профессионального или любительского коллектива; увеличить часы практической работы студента в хоровом классе; включить в индивидуальный план студента произведения современных композиторов.
Литература
1. Ушинский К.Д. О народности школы и общественном воспитании / / Собр. Соч. Т.2. - М.; Л., 1948.
2. Вопросы хорового образования. Вып.77 / Сб. тр. ГМПИ им.Гнесиных. - М., 1985.
УДК 781.7
ФА.Ульмасов
ДВУПЛАНОВАЯ ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ОППОЗИЦИОННОСТЬ КАК ПРИНЦИП МНОГОМЕРНОГО СТРУКТУРИРОВАНИЯ ВОСТОЧНОЙ МОНОДИИ
В статье рассматриваются некоторые аспекты многомерности восточной монодии на примере таджикской и узбекской традиционной музыки. За основу избирается принцип двуплановой функциональной оппозиционности (ДФО), представляющий одну из универсальных форм многомерности - бинарность. Рассматриваются контрастные и диффузные формы ДФО, особенности вертикального и горизонтального параметров структурирования монодического процесса, принципы многоплановости, чередования и переноса высотных элементов и их построений.
Ключевые слова: многомерность, сольная структура «голос-инструмент», двуплановость монодического