Научная статья на тему 'К юбилею кафедры теории музыки и композиции Саратовской консерватории'

К юбилею кафедры теории музыки и композиции Саратовской консерватории Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
42
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Саратовская консерватория / кафедра теории музыки и композиции / Л. М. Рудольф. / Saratov Conservatoire / the Theory of Music and Composition Department / L. M. Rudolf.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Вишневская Лилия Алексеевна, Иванова Наталия Владимировна

Кафедра теории музыки и композиции является ровесницей Саратовской консерватории, которая отметила свой 110-летний юбилей в октябре 2022 г. Этим объясняются богатые и крепкие педагогические, научные, творческие традиции кафедры. У истоков создания консерватории и кафедры стояли маститые музыканты, получившие образование у ведущих профессоров и композиторов Московской консерватории: это Л. М. Рудольф, Г. Э. Конюс и Б. В. Карагичев. Их профессиональная и общественная деятельность способствовала созданию фундамента теоретического, исторического (энциклопедического) и композиторского образования в Саратове. Значительная роль Московской консерватории (особенно в период эвакуации московских музыковедов и композиторов в военном 1942 г.) в истории Саратовской консерватории и кафедры до сих пор резонирует именами таких блестящих московских теоретиков и композиторов, как Б. Л. Яворский, В. О. Берков, И. И. Дубовский, Б. В. Левик, С. С. Скребков, Т. И. Ливанова, В. В. Протопопов, Г. И. Литинский, Ю. М. Александров и др. В настоящее время кафедра теории музыки и композиции представляет одно из ведущих подразделений Саратовской консерватории, что подкрепляется её педагогическими именами, широкой и активной научной, творческой и методической деятельностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

To the Anniversary of the Theory of Music and Composition Department of the Saratov State Conservatoire

The Theory of Music and Composition Department is of the same age as the Saratov Conservatoire itself, so in October 2022 they celebrated the 110th anniversary. This explains rich and strong pedagogical, scientific and creative traditions of the department. Venerable musicians educated under the leading professors and composers of the Moscow Conservatory stood at its origins; they were L. M. Rudolf, G. E. Konyus and B. V. Karagichev. Their professional and social activities created the basis for theoretical, historical (encyclopedic) and composer education in Saratov. The role of the Moscow Conservatory in the history of the Saratov Conservatoire and of the department in particular (especially during the evacuation of Moscow musicologists and composers to Saratov in 1942) is significant thanks to such brilliant Moscow theorists and composers as B. L. Yavorskij, V. O. Berkov, I. I. Dubovskij, B. V. Levik, S. S. Skrebkov, T. I. Livanova, V. V. Protopopov, G. I. Litinskij, Yu. M. Aleksandrov etc. At present the Theory of Music and Composition Department is one of the leading in the Saratov conservatoire, which is proved by the names of its teachers, its wide and active research, creative and methodical activities.

Текст научной работы на тему «К юбилею кафедры теории музыки и композиции Саратовской консерватории»

Вишневская Лилия Алексеевна, доктор искусствоведения, профессор кафедры теории музыки и композиции Саратовской государственной консерватории имени Л. В. Собинова

Vishnevskaya Liliya Alekseevna, Dr. Sci. (Arts), Professor at the Theory of Music and Composition Department of the Saratov State Conservatoire named after L. V. Sobinov

E-mail: [email protected]

Иванова Наталия Владимировна, кандидат искусствоведения, профессор кафедры теории музыки и композиции Саратовской государственной консерватории имени Л. В. Собинова

Ivanova Natalia Vladimirovna, PhD (Arts), Professor at the Theory of Music and Composition Department of the Saratov State Conservatoire named after L. V. Sobinov

E-mail: [email protected]

К ЮБИЛЕЮ КАФЕДРЫ ТЕОРИИ МУЗЫКИ И КОМПОЗИЦИИ САРАТОВСКОЙ КОНСЕРВАТОРИИ

Кафедра теории музыки и композиции является ровесницей Саратовской консерватории, которая отметила свой 110-летний юбилей в октябре 2022 г. Этим объясняются богатые и крепкие педагогические, научные, творческие традиции кафедры. У истоков создания консерватории и кафедры стояли маститые музыканты, получившие образование у ведущих профессоров и композиторов Московской консерватории: это Л. М. Рудольф, Г. Э. Конюс и Б. В. Карагичев. Их профессиональная и общественная деятельность способствовала созданию фундамента теоретического, исторического (энциклопедического) и композиторского образования в Саратове. Значительная роль Московской консерватории (особенно в период эвакуации московских музыковедов и композиторов в военном 1942 г.) в истории Саратовской консерватории и кафедры до сих пор резонирует именами таких блестящих московских теоретиков и композиторов, как Б. Л. Яворский, В. О. Берков, И. И. Дубовский, Б. В. Левик, С. С. Скребков, Т. И. Ливанова, В. В. Протопопов, Г. И. Литинский, Ю. М. Александров и др. В настоящее время кафедра теории музыки и композиции представляет одно из ведущих подразделений Саратовской консерватории, что подкрепляется её педагогическими именами, широкой и активной научной, творческой и методической деятельностью.

Ключевые слова: Саратовская консерватория, кафедра теории музыки и композиции, Л. М. Рудольф.

TO THE ANNIVERSARY OF THE THEORY OF MUSIC AND COMPOSITION DEPARTMENT OF THE SARATOV STATE CONSERVATOIRE

The Theory of Music and Composition Department is of the same age as the Saratov Conservatoire itself, so in October 2022 they celebrated the 110th anniversary. This explains rich and strong pedagogical, scientific and creative traditions of the department. Venerable musicians educated under the leading professors and composers of the Moscow Conservatory stood at its origins; they were L. M. Rudolf, G. E. Konyus and B. V. Karagichev. Their professional and social activities created the basis for theoretical, historical (encyclopedic) and composer education in Saratov. The role of the Moscow Conservatory in the history of the Saratov Conservatoire and of the department in particular (especially during the evacuation of Moscow musicologists and composers to Saratov in 1942) is significant thanks to such brilliant Moscow theorists and composers as B. L. Yavorskij, V. O. Berkov, I. I. Dubovskij, B. V. Levik, S. S. Skreb-kov, T. I. Livanova, V. V. Protopopov, G. I. Litinskij, Yu. M. Aleksandrov etc. At present the Theory of Music and Composition Department is one of the leading in the Saratov conservatoire, which is proved by the names of its teachers, its wide and active research, creative and methodical activities.

Key words: Saratov Conservatoire, the Theory of Music and Composition Department, L. M. Rudolf.

Кафедра теории музыки и композиции — ровесница открытой в 1912 г. Саратовской Алексеевской1 консерватории, вместе с которой отметила своё 110-летие в октябре 2022 г. Богатая история кафедры связана со всеми этапами становления и развития консерватории и нашей страны в целом (революция, войны, реорганизации в связи со сменой идеологических установок), обладает крепкими педагогическими традициями и научно-исследовательскими школами. Каждая из этих исторических и научно-педагогических страниц заслуживает особого внимания, поскольку является свидетельством времени и судеб многих именитых (или безвестных) музыкантов, в разные годы работавших и учившихся в Саратовской консерватории [16].

Первый объёмный, подробный и систематизированный очерк об истории и научно-педагогических традициях кафедры теории музыки и композиции был написан её профессором И. А. Тютьмановым в связи с 50-летним юбилеем консерватории в 1962 г. Иосиф Алексеевич — один из первых учеников кафедры, непосредственный свидетель истоков и объективный рассказчик всех событий в истории развития кафедры, поэтому его воспоминания уникальны. Методично и скрупулёзно, вплоть до ссылок на номера официальных приказов и распоряжений, он даёт характеристику всех стадий становления и развития специального и общего курсов музыкально-теоретического образования, поименно изучает все этапы существования кафедры

1 Изначально консерватория носила имя цесаревича Алексея, сына императора Николая II.

в период 1912-1961 гг. [18, с. 53-91].

Как и в любой другой европейской консерватории, истоки музыкального образования в Саратовской консерватории были обращены не только к ряду исполнительских специальностей, но, прежде всего, к композиции и теории музыки. Эти две дисциплины определили именование кафедры в течение разных периодов её истории. До 1920 г. это был класс «теории композиции» (иное название — класс «специальной теории»), который включал занятия по элементарной теории музыки, гармонии, сольфеджио и сочинению. Впоследствии кафедра называлась теоретико-композиторским отделением, теоретической методической комиссией, музыкально-теоретической кафедрой, межфакультетской кафедрой, кафедрой теории и истории музыки. Возвращение в «лоно» первичных направлений подготовки студентов (композиция и теория музыки) произошло в августе 1961, когда кафедра теории и истории музыки была разделена на две самостоятельные структуры — кафедру теории музыки и композиции и кафедру истории музыки [5; 6; 16; 18].

История кафедры неотрывна от истории столичных консерваторий, прежде всего, Московской консерватории имени П. И. Чайковского. Так, основателями кафедры и первыми педагогами классов теории музыки и композиции стали блестящие музыканты, композиторы и теоретики, получившие музыкальное образование в Москве. Это Л. М. Рудольф — ученик М. М. Ипполито-ва-Иванова и С. И. Танеева, инициатор и активный участник общественно-музыкального движения по открытию консерватории; Г. Э. Конюс — ученик С. И. Танеева и А. С. Аренского; Б. В. Карагичев — ученик С. И. Танеева. Их музыкальная деятельность (просветительская, исполнительская и педагогическая) заложила крепкий фундамент теоретического, исторического (энциклопедического) и композиторского образования в Саратове [2; 3; 5; 6; 8; 9; 11; 12; 14; 16; 18; 19] (фото 1).

Как отмечает Е. И. Вартанова, заведующая кафедрой в 1987-2009 гг., история кафедры «началась с высокой ноты, потому что основателем кафедры был известный музыковед и композитор Л. М. Рудольф — ученик С. И. Танеева, который был учеником П. И. Чайковского. В генеалогическое древо кафедры инкрустированы имена Г. Э. Конюса и Б. Л. Яворского. Высокий тонус, заданный этими учёными мирового уровня, в 50-е и 60-е гг. XX столетия продолжали поддерживать М. Ф. Гей-лиг, Р. С. Таубе и К. Л. Хмара — музыканты, которые формировали наш профессионализм в нравственном ключе. Эту важную константу я связываю с академическим уровнем самой системы профессиональной подготовки саратовских музыковедов и композиторов, что, кстати, всегда отмечается столичными экспертами в оценке дипломных работ и диссертаций выпускников нашей кафедры» [2, с. 133-134]. Следует отметить, что основатели кафедры с самого начала понимали необходимость изучения теоретических дисциплин не только композиторами, но и студентами-исполнителями. Поэтому с самого начала «к преподаванию теории

Фото 1. Л. М. Рудольф

музыки и сольфеджио в исполнительских классах был приглашён виолончелист Михаил Яковлевич Гордель, а преподавание истории музыки вёл Иван Васильевич Липаев — композитор и тромбонист по специальности» [18, с. 61].

В 30-40-х гг. XX в. работа кафедры теории музыки и композиции тесно связана с именами музыкантов и общественных деятелей, которые достойно продолжили и развили дело первых педагогов кафедры. Это музыковеды Я. К. Евдокимов, И. А. Тютьманов и композитор И. Д. Тулупников (ученики Л. М. Рудольфа), Н. С. Чумаков (ученик Г. Э. Конюса), а также временно оказавшийся в Саратове М. К. Михайлов (ученик М. О. Штейнберга по классу композиции Ленинградской консерватории) [6; 18].

Дальнейший союз с Московской консерваторией пал на военный 1942 г., когда многие московские профессора были эвакуированы в Саратов. В их числе: музыковеды — В. О. Берков, Г. А. Дмитриевский, И. И. Дубовский, Ю. В. Келдыш, Б. В. Левик, Т. Н. Ливанова, Вл. В. Протопопов, Я. И. Рабинович, И. Я. Рыжкин, О. Л. и С. С. Скреб-ковы, В. Э. Ферман, Б. Л. Яворский, В. Я. Ярустовский; композиторы — Г. И. Литинский, Ю. М. Александров, Б. Н. Лятошинский, Н. И. Аладов, Г. Я. Юдин, Е. Б. Вилковир, П. А. Полянов, П. Д. Гайдамака. Это был период плодот-

4

ворного научно-творческого сотрудничества московских и саратовских музыковедов и композиторов: написание монографий и диссертаций, проведение научных сессий, семинаров и концертов. В этом ряду выдающимся научным событием мирового значения стал цикл так называемых «баховских» семинаров Б. Л. Яворского (скончавшегося и похороненного в Саратове), памяти которого посвящена ежегодная, проводимая с 1992 г., Всероссийская научно-практическая конференция «Памяти Б. Л. Яворского» [16].

В 1950-60-е гг. на кафедру приходят новые музыковеды и композиторы. Некоторые из них окончили Саратовскую, другие — Московскую, Киевскую, Казанскую, Новосибирскую консерватории. Это М. Ф. Гейлиг, Е. В. Майбурова, Л. Я. Хинчин, Н. В. Пуреховский, Б. А. Со-сновцев и И. А. Сосновцева, Т. М. Решетникова, К. Л. Хмара, Р. С. и Н. Ф. Таубе, И. А. Никонов; композиторы М. Н. Си-манский, Е. В. Гохман, О. А. Моралёв, А. А. Бренинг. С их именами и с именами их учеников (профессиональных «детей», «внуков» и «правнуков») — докторов и кандидатов искусствоведения, профессоров и доцентов, музыковедов С. А. Простякова, Н. Г. Хлебниковой, Е. Д. Ершовой, Е. И. Вартановой, Е. В. Лебедевой, И. М. Левиной, Т. А. Свистуненко, Л. В. Севостьяновой, О. И. Кулапи-ной, Н. В. Ивановой, Л. А. Вишневской, Е. В. Пономаревой, Н. Б. Бондаренко, И. В. Рыбковой, а также композиторов В. Г. Королевского, В. С. Мишле, И. А. Субботина, В. В. Орлова, С. П. Полозова связана современная история кафедры [1; 7; 10; 13; 15; 16; 17] (фото 2).

Фото 2. Кафедра ТМиК в 1982 г. Сидят (слева направо): И. А. Никонов, А. А. Бренинг, М. Н. Симанский, Б. А. Сосновцев (зав. кафедрой), Е. Д. Ершова, О. А. Моралёв, Н. Г. Хлебникова. Стоят (слева направо): Э. И. Волынский, О. И. Кулапина, Л. В. Севастьянова, Е. И. Вартанова, Т. А. Свистуненко, Н. В. Иванова, О. Б. Сосновцева

В настоящее время кафедра теории музыки и композиции — одно из ведущих образовательных и научно-творческих подразделений консерватории. Деятельность кафедры нацелена на разработку фундаментальных проблем музыкознания в области учебной, методической, научно-исследовательской, творческой и просветительской работы, в своей совокупности ак-

тивизирующей профессиональную ориентацию. Научные исследования педагогов кафедры осуществляются по таким направлениям, как «Фундаментальные проблемы музыкальных стилей и жанров», «Исторические и теоретические проблемы музыки саратовских композиторов», «Теория полифонии в современной музыке. Современные композиторские техники», «Проблемы теоретического музыкознания и этномузыкознания», «Музыкальная семиотика и информология», «Мультимедийные ресурсы современного музыкального образования», «История и педагогическое наследие кафедры теории музыки и композиции», «История и теория региональных и мировых музыкальных культур».

Одно из приоритетных направлений в работе кафедры — сохранение её педагогических и творческих традиций: изучение, издание и введение в учебный процесс архивного теоретического и творческого наследия музыковедов и композиторов прошлого. Этим вопросам посвящена инициированная кафедрой издательская рубрика «Из архивов Саратовской государственной консерватории имени Л. В. Собинова. Научно-педагогическое наследие кафедры теории музыки и композиции», в рамках которой осуществляется публикация многих важных (в том числе для учебного процесса) теоретических трудов и нотных рукописей педагогов кафедры [4; 9; 14]. Это также и нотные издания в рубриках «Композиторы саратовской школы», «Саратовские композиторы — детям и юношеству». «Камерная музыка саратовских композиторов» [18; 19].

В современной истории кафедры теории музыки и композиции большое значение приобретают действующие на постоянной основе образовательные, научные, творческие и воспитательно-просветительские проекты. В их числе — «Международный открытый конкурс молодых композиторов имени А. Г. Шнитке», Международный фестиваль современного искусства «Арт-модерн», «Всероссийская олимпиада по музыкально-теоретическим дисциплинам среди учащихся средних учебных заведений», «Всероссийский методический семинар по музыкально-теоретическим и историческим

Фото 3. Кафедра ТМиК в 2022 г. Сидят (слева направо): Л. А. Вишневская (зав. кафедрой), В. С. Мишле, О. И. Кулапина, Т. А. Свистуненко. Стоят (слева направо): И. А. Субботин, Т. В. Карташова, С. О. Печёнкина, Е. В. Пономарёва, Н. В. Иванова, С. П. Полозов, И. В. Рыбкова, В. В. Орлов, Н. Б. Бондаренко

5

дисциплинам», Всероссийская научно-практическая конференция «Педагогическая практика — путь к индивидуальной педагогике», «Всероссийский детско-юношеский композиторский конкурс имени Е. В. Гохман», «Всероссийский конкурс полифонических сочинений имени А. А. Бренинга», внутривузовская олимпиада «Теория музыки — для всех», ансамбль «Театр новой музыки», архивно-творческий проект «Год композитора», внутривузовская студенческая конференция «Музыкальное искусство и наука: диалог времён и со-

временные тенденции».

В 2015 г. за заслуги в развитии отечественного музыкального образования кафедра теории музыки и композиции СГК имени Л. В. Собинова награждена дипломом РАЕ «Золотая кафедра России». В разные годы кафедру возглавляли профессора Л. М. Рудольф, Н. С. Чумаков, И. А. Тютьманов, М. К. Михайлов, Я. К. Евдокимов, Б. А. Со-сновцев, Е. Д. Ершова, Е. И. Вартанова, Н. В. Иванова, Т. В. Карташова. С 2018 г. кафедрой руководит доктор искусствоведения, профессор Л. А. Вишневская (фото 3).

Литература

1. А. А. Бренинг — композитор и педагог. Сб. ст. (ред.-сост. Н. В. Иванова). Саратов: СГК им. Л. В. Собинова, 2016. 120 с.

2. Вартанова Е. И. О кафедре теории музыки и композиции с чувством благодарности // Из архивов Саратовской государственной консерватории имени Л. В. Собинова. Научно-педагогической наследие кафедры теории музыки и композиции. Саратов: СГК им. Л. В. Собинова, 2020. С. 133-135.

3. Вишневская Л. А, Иванова Н. В. Теории музыки и композиции кафедра // Саратовская государственная консерватория имени Л. В. Собинова: 1912-2022. Энциклопедия / отв. ред. И. В. Полозова. Саратов: СГК им. Л. В. Собинова, 2022. С. 80-82.

4. ВолынскийЭ. И. Кароль Шимановский. Жизнь и творчество. Саратов: СГК им. Л. В. Собинова, 2022. 200 с.

5. Дмитриев А. Н. Саратов. Консерватория. Театр. Ленинград. Б. В. Асафьев // Из архивов Саратовской государственной консерватории имени Л. В. Собинова. Научно-педагогической наследие кафедры теории музыки и композиции. Саратов: СГК им. Л. В. Собинова, 2020. С. 37-42.

6. Евдокимов Я. К. Саратовская консерватория за сорок лет // Из архивов Саратовской государственной консерватории имени Л. В. Собинова. Научно-педагогической наследие кафедры теории музыки и композиции. Саратов: СГК им. Л. В. Собинова, 2020. С. 45-54.

7. Елена Дмитриевна Ершова: музыкант, ученый, педагог. Саратов: СГК им. Л. В. Собинова, 2012. 148 с.

8. Иванова Н. В. Рудольф Л. М. // Саратовская государственная консерватория имени Л. В. Собинова: 1912-2022. Энциклопедия / отв. ред. И. В. Полозова. Саратов: СГК им. Л. В. Собинова, 2022. С. 437-439.

9. Из архивов Саратовской государственной консерватории имени Л. В. Собинова. Научно-педагогическое наследие кафедры теории музыки и композиции. Саратов: СГК им. Л. В. Собинова, 2020. 176 с.

10. Композиторы и музыковеды Саратова. Сб. ст. М.: Композитор, 2008. 448 с.

11. Кулапина О. И. Конюс Г. Э. // Саратовская государственная консерватория имени Л. В. Собинова. 1912-2022. Энциклопедия / отв. ред. И. В. Полозова. Саратов: СГК им. Л. В. Собинова, 2022. С. 299-300.

12. Леопольд Морицевич Рудольф в воспоминаниях учеников: Сб. ст. Саратов: СГК им. Л. В. Собинова, 2012. 68 с.

13. Малышева Т. Арнольд Бренинг. Обзор творческой деятельности. Саратов: Приволжское книжное издат-во, 1998. 48 с.

14. Рудольф Л. Руководство к анализу музыкальных форм для классов Саратовской Алексеевской консерватории. Саратов: СГК им. Л. В. Собинова, 2020. 64 с.

15. Рыцарь симфонии: К 100-летию М. Н. Симанского: Сборник статей и материалов. Саратов: СГК им. Л. В. Собинова, 2010. 76 с.

16. Саратовская государственная консерватория имени Л. В. Собинова: 1912-2022. Энциклопедия / отв. ред. И. В. Полозова. Саратов: СГК им. Л. В. Собинова, 2022. 614 с.

17. Севастьянова Л. В. Памяти Бориса Андреевича Со-сновцева // Б. А. Сосновцев — композитор, исследователь, педагог. Сб. статей, воспоминаний и материалов. Саратов: СГК им. Л. В. Собинова, 2016. С. 34-39.

18. Тютьманов И. А. Кафедра теории и истории музыки (исторический очерк к 50-летию консерватории) // Из архивов Саратовской государственной консерватории имени Л. В. Собинова. Научно-педагогическое наследие кафедры теории музыки и композиции. Саратов: Саратовская государственная консерватория имени Л. В. Собинова, 2020. С. 60-92.

19. Хачаянц А. Г. Карагичев Б. В. // Саратовская государственная консерватория имени Л. В. Собинова: 1912-2022. Энциклопедия / отв. ред. И. В. Полозова. Саратов: СГК им. Л. В. Собинова, 2022. С. 275.

References

1. A. A. Brening — kompozitor i pedagog [A. A. Brening as a composer and teacher]. Sb. st. (red.-sost. N. V. Ivanova). Saratov: SGK im. L. V. Sobinova, 2016. 120 p.

2. Vartanova E. I. O kafedre teorii muzyki i kompozitsii s chu-vstvom blagodarnosti [About the theory of music and composition department with gratitude] // Iz arhivov Saratovskoj gosudarstven-noj konservatorii imeni L. V. Sobinova. Nauchno-pedagogicheskoj nasledie kafedry teorii muzyki i kompozicii [From the archives ofthe Saratov State Conservatoire. Scientific and pedagogical heritage of the theory of music and composition department]. Saratov: SGK im. L. V. Sobinova, 2020. P. 133-135.

3. Vishnevskaya L. A., Ivanova N. V. Teorii muzyki i kompozitsii kafedra [The Theory of music and composition Department] // Saratovskaya gosudarstvennaya konservatoriya imeni L. V. Sobinova: 1912-2022. Enciklopediya [Saratov State Sobinov Conservatoire: 1912-2022. Encyclopedia] / otv. red. I. V. Polozova. Saratov: SGK im. L. V. Sobinova, 2022. P. 80-82.

4. Volynskij E. I. Karol' Shimanovskij. Zhizn' i tvorchestvo [Carol Shimanovskij, Life and work]. Saratov: SGK im. L. V. Sobinova, 2022. 200 p.

5. Dmitriev A. N. Saratov. Konservatoriya. Teatr. Leningrad. B.V. Asaf'ev [Saratov. Conservatoire. Theatre, Leningrad.

B. V. Asafev] // Iz arhivov Saratovskoj gosudarstvennoj konservato-rii imeni L. V. Sobinova. Nauchno-pedagogicheskoj nasledie kafedry teorii muzyki i kompozicii [From the archives of the Saratov State Conservatoire. Scientific and pedagogical heritage of the Theory of music and composition department]. Saratov: SGK im. L. V. Sobinova, 2020. P. 37-42.

6. Evdokimov YA. K. Saratovskaya konservatoriya za sorok let [Forty years of the Saratov Conservatoire] // Iz arhivov Saratovskoj gosudarstvennoj konservatorii imeni L. V. Sobinova. Nauch-no-pedagogicheskoj nasledie kafedry teorii muzyki i kompozicii [From the archives of the Saratov State Conservatory. Scientific and pedagogical heritage of the theory of music and composition department]. Saratov: SGK im. L. V. Sobinova, 2020. P. 45-54.

7. Elena Dmitrievna Ershova: muzykant, uchenyj, pedagog [Elena Dmitrievna Ershova: musician, researcher and teacher]. Saratov: SGK im. L. V. Sobinova, 2012. 148 p.

8. Ivanova N. V. Rudol'f L. M. [Rudolf L. M.] // Saratovskaya gosudarstvennaya konservatoriya imeni L. V. Sobinova: 1912-2022. Entsiklopediya [Saratov State Sobinov Conservatoire: 1912-2022. Encyclopedia]. Saratov: SGK im. L. V. Sobinova, 2022. P. 437-439.

9. Iz arhivov Saratovskoj gosudarstvennoj konservatorii imeni L. V. Sobinova. Nauchno-pedagogicheskoe nasledie kafedry teorii muzyki i kompozicii [From the archives of the Saratov State Conservatoire. Scientific and pedagogical heritage of the theory of music and composition department]. Saratov: SGK im. L. V. Sobinova, 2020. 176 p.

10. Kompozitory i muzykovedy Saratova [Composers and musicologist of Saratov]. Sb. st. M.: Kompozitor, 2008. 448 p.

11. Kulapina O. I. Konyus G. E. [Konyus G. E.] // Saratovskaya gosudarstvennaya konservatoriya imeni L. V. Sobinova: 1912-2022. Entsiklopediya [Saratov State Sobinov Conservatoire: 1912-2022. Encyclopedia] / otv. red. I. V. Polozova. Saratov: SGK im. L. V. Sobinova, 2022. P. 299-300.

12. Leopol'd Moricevich Rudol'f v vospominaniyah uchenikov [Leopold Rudolf in memoires of his students]. Sb. st. Saratov: SGK

Информация об авторах

Лилия Алексеевна Вишневская E-mail: [email protected]

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Саратовская государственная консерватория имени Л. В. Собинова» 410012, Саратов, проспект имени П. А. Столыпина, дом 1

Наталия Владимировна Иванова E-mail: [email protected]

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Саратовская государственная консерватория имени Л. В. Собинова» 410012, Саратов, проспект имени П. А. Столыпина, дом 1

im L. V. Sobinova, 2012. 68 p.

13. Malysheva T. Arnold Brening. Obzor tvorcheskoj deyatel'no-sti [Arnold Brening. A review of creative life]. Saratov: Privolzhskoe knizhnoe izdat-vo, 1998. 48 p.

14. Rudol'f L. Rukovodstvo k analizu muzykal'nyh form dlya klassov Saratovskoj Alekseevskoj konservatorii [Guide for the analysis of musical forms for classes of the Saratov Alexey Conservatoire]. Saratov: SGK im. L. V. Sobinova, 2020. 64 p.

15. Rytsar' simfonii: K 100-letiyu M. N. Simanskogo [A knight of symphony: to the 100th anniversary of M. N. Simansky]: Sbornik statej i materialov. Saratov: SGK im. L. V. Sobinova, 2010. 76 p.

16. Saratovskaya gosudarstvennaya konservatoriya imeni L.V. Sobinova: 1912-2022. Entsiklopediya [Saratov State Sobinov Conservatoire: 1912-2022. Encyclopedia] / otv. red. I. V. Polozova. Saratov: SGK im. L. V. Sobinova, 2022. 614 p.

17. Sevost'yanova L. V. Pamyati Borisa Andreevicha Sosnovtseva [In memory of B. A. Sosnovtsev] // B. A. Sosnovtsev — kompozitor, issledovatel', pedagog [B. A. Sosnovtsev as a composer, researcher and teacher]. Sb. statej, vospominanij i materialov. Saratov: SGK im. L. V. Sobinova, 2016. P. 34-39.

18. Tyut'manov I. A. Kafedra teorii i istorii muzyki (istorich-eskij ocherk k 50-letiyu konservatorii) [The Theory and history of music Department (a historical review to the 50th anniversary of the conservatory)] // Iz arhivov Saratovskoj gosudarstvennoj konservatorii imeni L. V. Sobinova. Nauchno-pedagogicheskoe nasledie kafedry teorii muzyki i kompozicii [From the archives of the Saratov State Conservatory. Scientific and pedagogical heritage of the theory of music and composition department]. Saratov: Saratovskaya gosudarstvennaya konservatoriya imeni L. V. Sobinova, 2020. P. 60-92.

19. HachayancA. G. Karagichev B. V. [Karagichev B. V.] // Saratovskaya gosudarstvennaya konservatoriya imeni L. V. Sobinova: 1912-2022. Entsiklopediya [Saratov State Sobinov Conservatoire: 1912-2022. Encyclopedia] / otv. red. I. V. Polozova. Saratov: SGK im. L. V. Sobinova, 2022. P. 275.

Information about the authors

Liliya Alekseevna Vishnevskaya E-mail: [email protected]

Federal State Budget Educational Institution of Higher Education «Saratov State Conservatoire named after L. V. Sobinov» 410012, Saratov, 1 Peter Stolypin Ave.

Natalia Vladimirovna Ivanova E-mail: [email protected]

Federal State Budget Educational Institution of Higher Education «Saratov State Conservatoire named after L. V. Sobinov» 410012, Saratov, 1 Peter Stolypin Ave.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.