Научная статья на тему 'Музыкально-аналитическая школа профессора Елены Ивановны Вартановой: концепция и методология'

Музыкально-аналитическая школа профессора Елены Ивановны Вартановой: концепция и методология Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
22
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Е. И. Вартанова / научная школа / аналитическое музыкознание. / Elena Ivanovna Vartanova / scientific school / analytical musicology.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Пашинина Ольга Владимировна

В статье рассматривается музыкально-аналитическая школа Елены Ивановны Вартановой как часть аналитической школы Саратовской консерватории, в собственном методологическом русле развивающая идеи целостного анализа, заложенные корифеями отечественного музыкознания. Понятие научной школы и его критерии рассматриваются в статье как в общенаучном ключе, так и в отношении музыковедческой науки. Анализируется концептуальная основа аналитического метода Е. И. Вартановой, обозначенного как онтологически-экзистенциальный подход к анализу музыкальных текстов.Рассматриваются методологические основания аналитического музыкознания Е. И. Вартановой, связанные с принципами универсализма и синтеза, характерными для современной гуманитарной науки и включающие научный инструментарий глубинной психологии, семиотики, психосемиотики, герменевтики, антропологии, структурной лингвистики, музыкальной акустики, мифологии, синергетики, культурологии, философии. Результатом такого музыкально-аналитического подхода становится не просто новое содержательное прочтение музыкального текста, но постижение глубинных законов духовного существования человека и сакральной логики самой Жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Musical-analytical School of Professor Elena Ivanovna Vartanova Conception and Methodology

The article considers the musical-analytical school of Elena Ivanovna Vartanova as a part of the analytical school of the Saratov Conservatoire, which in its own methodological direction develops the ideas of holistic analysis, laid down by the luminaries of Russian musicology. The concept of a scientific school and its criteria are considered in the article both in a general scientific way and in relation to musicological science. The conceptual basis of the analytical method of E. I. Vartanova, is designated as an ontological-existential approach to the analysis of musical texts. The article studies methodological foundations of E. I. Vartanova’s analytical musicology, associated with the principles of universalism and synthesis, which are characteristic of modern humanities and include the scientific tools of psychology, semiotics, psychosemiotics, hermeneutics, anthropology, structural linguistics, musical acoustics, mythology, synergetics, cultural studies, philosophy. The result of such a musical-analytical approach is not just a new meaningful reading of the musical text, but the comprehension of the deep laws of man’s spiritual existence and the sacred logic of Life itself.

Текст научной работы на тему «Музыкально-аналитическая школа профессора Елены Ивановны Вартановой: концепция и методология»

Пашинина Ольга Владимировна, кандидат искусствоведения, доцент кафедры звукорежиссуры Московского государственного института культуры

Pashinina Olga Vladimirovna, PhD (Arts), Associate Professor at the Sound Engineering Department of the Moscow State Institute of Culture

E-mail: [email protected]

МУЗЫКАЛЬНО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ ШКОЛА ПРОФЕССОРА ЕЛЕНЫ ИВАНОВНЫ ВАРТАНОВОЙ:

КОНЦЕПЦИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ

В статье рассматривается музыкально-аналитическая школа Елены Ивановны Вартановой как часть аналитической школы Саратовской консерватории, в собственном методологическом русле развивающая идеи целостного анализа, заложенные корифеями отечественного музыкознания. Понятие научной школы и его критерии рассматриваются в статье как в общенаучном ключе, так и в отношении музыковедческой науки. Анализируется концептуальная основа аналитического метода Е. И. Вартановой, обозначенного как онтологически-экзистенциальный подход к анализу музыкальных текстов. Рассматриваются методологические основания аналитического музыкознания Е. И. Вартановой, связанные с принципами универсализма и синтеза, характерными для современной гуманитарной науки и включающие научный инструментарий глубинной психологии, семиотики, психосемиотики, герменевтики, антропологии, структурной лингвистики, музыкальной акустики, мифологии, синергетики, культурологии, философии. Результатом такого музыкально-аналитического подхода становится не просто новое содержательное прочтение музыкального текста, но постижение глубинных законов духовного существования человека и сакральной логики самой Жизни.

Ключевые слова: Е. И. Вартанова, научная школа, аналитическое музыкознание.

MUSICAL-ANALYTICAL SCHOOL OF PROFESSOR ELENA IVANOVNA VARTANOVA: CONCEPTION AND METHODOLOGY

The article considers the musical-analytical school of Elena Ivanovna Vartanova as a part of the analytical school of the Saratov Conservatoire, which in its own methodological direction develops the ideas of holistic analysis, laid down by the luminaries of Russian musicology. The concept of a scientific school and its criteria are considered in the article both in a general scientific way and in relation to musicological science. The conceptual basis of the analytical method of E. I. Vartanova, is designated as an ontological-existen-tial approach to the analysis of musical texts. The article studies methodological foundations of E. I. Vartanova's analytical musicology, associated with the principles of universalism and synthesis, which are characteristic of modern humanities and include the scientific tools of psychology, semiotics, psychosemiotics, hermeneutics, anthropology, structural linguistics, musical acoustics, mythology, synergetics, cultural studies, philosophy. The result of such a musical-analytical approach is not just a new meaningful reading of the musical text, but the comprehension of the deep laws of man's spiritual existence and the sacred logic of Life itself.

Key words: Elena Ivanovna Vartanova, scientific school, analytical musicology.

Деятельность профессора Елены Ивановны Вартановой является особой, яркой страницей в истории Саратовской консерватории. По словам Лилии Алексеевны Вишневской, «имя, творчество, педагогическая и организационно-просветительская работа Елены Ивановны знаменуют "золотой век" и время взлета музыковедческой мысли в современной истории Саратовской консерватории и кафедры теории музыки и композиции» [4, с. 3]. Уникальность научных идей, масштабность методологического мышления Елены Ивановны, ее педагогический вклад, а также научные и педагогические результаты работы ее учеников, — все это в совокупности, без преувеличения, может быть названо музыкально-аналитической школой Е. И. Вартановой, которая, будучи частью аналитической школы Саратовской консерватории, является ветвью «векового древа» отечественной школы аналитического музыкознания, основанной на принципах целостного анализа музыки, «посаженного» и «взращенного» таки-

ми корифеями музыкальной науки, как Б. Л. Яворский, Б. В. Асафьев, С. С. Скребков, В. А. Цуккерман, Л. А. Мазель, В. П. Бобровский, Е. В. Назайкинский, В. В. Медушевский и др. Напомним, что научная «родословная» самой Елены Ивановны восходит к этим же корням, — она является ученицей Б. А. Сосновцева, который в свою очередь является учеником В. А. Цуккермана.

Основные особенности становления и развития аналитической школы Саратовской консерватории в исторической перспективе рассматриваются Е. И. Вартановой в статье «Саратовская музыкально-аналитическая школа». Именно Бориса Андреевича Сосновцева, развивавшего идеи анализа музыкальных произведений как науки «об интерпретации художественного единства содержания и формы» [2, с. 4], автор статьи называет основоположником аналитической школы Саратовской консерватории.

Генеральные идеи этих ученых1 давали импульс к развитию научной концепции Елены Ивановны

1 Речь идет об идеях Б. Л. Яворского и С. С. Скребкова о глубинной связи социально-исторической специфики каждой культурной эпохи с образом и структурой музыкального мышления (Б. Л. Яворский «Заметки о творческом мышлении русских композиторов от Глинки до Скрябина», «Строение музыкальной речи», С. С. Скребков, «Художественные принципы

32

Вартановой, суть которой заключается в понимании музыковедения не только как «философской интерпретации музыки» (В. В. Медушевский), но более того — как философско-антропологического постижения целостного смысла музыкального текста и механизмов музыкального смыслообразования, где за каждым звуковым символом, будь то композиционная структура, интонация или тембр, стоит живой человек, и не сам по себе, а в его экзистенциальной сопричастности Бытию. Именно в этом — в стремлении постичь тайны музыки как запечатленные в звуках глубинные смыслы человеческого существования в иерархической целостности его физической, психической, ментальной и духовной реальности, а также в его сущностном отношении с миром — «новационная заостренность» (Т. Ю. Павельева) аналитического вектора трудов Е. И. Вартановой.

Целью данной работы является обоснование уникальности направления аналитического музыкознания, разрабатываемого профессором Саратовской консерватории Е. И. Вартановой, обладающего всеми признаками научной школы, имеющей свои научные корни, концептуальную и методологическую специфику, особенности развития которых отражены в трудах ее учеников и последователей. Раскрытие всех вышеперечисленных аспектов становится кругом задач, решаемых автором статьи.

Понятие научной школы в науковедческой и философской литературе является многоаспектным и во многом до сих пор — полемическим. Данным вопросом занимались А. Н. Антонов, О. Ю. Грезнева, Б. М. Кедров, Т. Ю. Павельева, М. Г. Ярошевский и др. Существует множество определений, критериев, классификаций того, что есть научная школа. Т. Ю. Павельева в своей докторской диссертации «Научные школы в системе науки: философский анализ» обосновывает два типа научных школ, первый из которых представляет собой реальный коллектив ученых, направляющих свои усилия на совместную реализацию определенной новаторской исследовательской программы под руководством того или иного ученого, второй — это направление в науке, которое развивают ученые, не принадлежащие к одному научному коллективу, но при этом основывающие свою деятельность на той или иной научно-исследовательской программе и разрабатывающие ее в своей деятельности [7, с. 13].

Обобщая обширный комплекс научных исследований, связанных с различными аспектами проблематики

научных школ, можно выделить ряд наиболее значимых критериев понятия научной школы в гуманитарных науках, прежде всего, к ним относятся:

• наличие определенной базовой научной концепции, которая представляет собой своего рода сверхидею, объединяющую все научные исследования представителей данной школы;

• существование определенной, в той или иной мере оригинальной методологии или методологической парадигмы, применяемой учеными;

• результативность как «производство» новых научных знаний и их распространение путем разных видов научной коммуникации, включая событийные формы (конференции, круглые столы, форумы, семинары и т. д.) печатные научные публикации и издания, образовательную практику;

• роль научного лидера, объединяющего вокруг себя ученых, направляющих их деятельность в русле основной концептуальной парадигмы;

• историческая соотнесенность данной научной школы с общим контекстом развития отечественной и мировой науки;

• открытые и ясные перспективы развития данного научного направления или научной идеи в будущем;

• научно-образовательный потенциал научной школы, раскрываемый в форме внедрения в образовательный процесс авторских учебных курсов и методов, основанных на базовых идеях данной научной школы и интенсивно формирующих новые знания и навыки у обучающихся;

• преемственность, выраженная в заботе о подготовке научных кадров именно в русле идей и методов данной научной школы. Так, известный российский психолог, специалист по проблематике научного творчества Михаил Григорьевич Ярошевский отмечает такую важнейшую функцию научных школ, как воспитание в среде представителей той или иной научной школы определенного стиля научного мышления.

Что касается музыковедения как отрасли гуманитарной науки, то в последние годы проблема формирования и развития научных школ все чаще привлекает к себе внимание ученых, что связано прежде всего с развитием и разветвлением исследовательской методологии музыкознания. Понятие научной школы становится в связи этим важным наукообразующим фактором.

Проблематике феномена российских музыковедческих школ была посвящена Международная конфе-

музыкальных стилей», «О методологических принципах моделирования музыкального мышления»); Б. В. Асафьева, определившего специфику музыки как «искусства интонируемого смысла» («Музыкальная форма как процесс», «Интонация»); об идеях целостного подхода к музыкальному произведению В. А. Цуккермана (серия работ «Анализ музыкальных произведений», «Музыкальные жанры и основы музыкальной формы») и системности музыкального анализа, а также принципах художественного воздействия музыки Л. А. Мазеля («О системе музыкальных средств и некоторых принципах художественного воздействия музыки», «Строение музыкальных произведений», «Вопросы анализа музыки»); об идеях структурно-функционального подхода к анализу музыки В. П. Бобровского («Тематизм как фактор музыкального мышления») и структурно-семиотического подхода М. Г. Арановского («Музыкальный текст», «Симфонические искания: Исследовательские очерки», «Синтаксическая структура мелодии»); идеях антропно-семиотического подхода В. В. Медушевского («Интонационная форма музыки», «О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки»); идеях Е. В. Назайкинского о внутренней драматургической логике музыкальной лирики, драмы, эпоса («Логика музыкальной композиции», «О психологии музыкального восприятия»).

ренция «Научные школы в музыковедении XXI века», которая проводилась Российской академией музыки им. Гнесиных в 2020 году. Профессор, доктор искусствоведения Татьяна Ивановна Науменко в своем докладе рассматривает феномен отечественных музыковедческих научных школ «в непосредственной связи с деятельностью российских консерваторий — главных научных центров, обладающих своей собственной историей, традициями, структурой, тематическими интересами, трудами, периодическими изданиями и т. д.» [6, с. 16], при этом совершенно обоснованно подчеркивая единство корневой системы российского музыковедения, обусловленное целым рядом исторических факторов.

Специфика и динамика развития любого научного направления всегда определяется личностью ученого, который стоит в его основе. Это человек, обладающий неординарным мышлением, ум которого имеет обостренную чувствительность к тем идеям, которые задают перспективный вектор развития современной науки. По словам Л. В. Перетрутовой, «открывая новые горизонты в науке, ученый должен пройти определенные ступени: 1) изучить все предыдущие достижения в данной области науки, увидеть динамику и подвести общий итог о том, каковы достижения и в чем ограничения перечисленных концепций; 2) собрать новейшие достижения в области данной и смежных областей знаний; 3) вникнуть в суть данного предмета и открыть в нем то, чего не удавалось еще найти, увидев новые перспективы и способы работы и, тем самым, вывести научное направление на следующую ступень научного развития» [8, с. 28]. При этом поисковая научная активность ученого выражается в правильной и точной постановке проблем и вопросов.

Именно так можно охарактеризовать научную мен-тальность Елены Ивановны Вартановой с присущим ей особым стилем и языком научного мышления. По ее словам, «его рождение связано с личностной потребностью выразить собственное понимание какого-то музыкального явления, что неминуемо и неизбежно приводит к открытию и обоснованию соответствующего этому явлению способа аргументации своей концепции. Так возникают новые методологические системы или же новые ответвления от известных методологий, которые далее вовлекаются в научные исследования, определяя принадлежность ученого к научному стилю создателя метода. Так происходит развитие и совершенствование исходной методологической позиции» [1, с. 33].

Рассмотрим концептуальные и методологические основания музыкально-аналитической школы Е. И. Вартановой.

Первое, что необходимо отметить, это особое «научное чутье» Елены Ивановны к самым передовым и авангардным тенденциям современной гуманитарной науки, которые можно обозначить как принцип универсализма и синтеза. Универсализм современной науки заключается, во-первых, в осознании единства базовых онтологических законов, определяющих существование мира и человека; во-вторых, в осмыслении различных

направлений культуры и цивилизации как специфических способов отражения этих единых законов; в-третьих, во взаимодополнении различных направлений культуры и цивилизации в контексте научного исследования, что дает возможность использования методов одних наук для получения результата в других.

Если говорить о принципе синтеза в науке, то сразу надо отметить, что в отличие от интеграции как соединения различных элементов в некое целое, синтез дает рождение качественно нового.

Универсальность и синтетичность являются не просто имманентными свойствами методологической системы музыкального анализа Е. И. Вартановой, но становятся основой ее уникальности. В подтверждение сказанного приведем слова А. А. Коблякова, характеризующего стиль научного мышления Е. И. Вартановой: «Для нее характерно стремление вывести свойства и особенности музыкального произведения из универсалий, первичных скреп человеческой культуры. Мне кажется, самонаблюдение нашего общего кумира великого Б. Л. Яворского — "Всю жизнь искал аналогии в разных областях знания и уже из них выводил схемы музыкального мышления" — прямо относится и к ней» [5, с. 9].

Эта универсальность выражается также и в широте, даже можно сказать, всеохватности методологической базы, которая включает методологию внушительного спектра гуманитарных наук. Фундаментальная структура метода целостного анализа позволяет ученому органично встраивать в систему познания адаптированную к музыкознанию методологию других наук в их взаимопроникновении.

Вдохновляясь учением Е. В. Назайкинского, обосновавшего психологический подход к восприятию музыки, Елена Ивановна пошла дальше, привлекая в качестве методологии аналитическую психологию К. Г. Юнга с его теорией архетипов и коллективного бессознательного, психологическую теорию установки, что помогает постичь тайны, зачастую неведомые самому композитору, но неминуемо отражаемые в звучании, будучи укорененными в универсальных законах структуры и функционирования человеческой психики.

Мощнейшим методологическим инструментарием вооружает лингвистика. Как показывает аналитическая практика, законы языка и речи действительно во многом актуальны для языка музыкального, но гораздо ценнее понимание глубинных структур мышления, лежащих в основе этого языка, и здесь на помощь приходит методология таких разделов лингвистики, как психолингвистика, этимология, структурная лингвистика.

Необходимость постижения законов структурирования музыкального языка и символического кодирования смысла звуковыми выразительными средствами актуализирует также методы семиотики и психосемиотики.

Дальнейшее целостное осмысление внутренней сути музыкального текста становится невозможным без структурной антропологии, мифологии, герменевтики, культурологии, синергетики, философии,

музыкальной акустики.

Закономерно возникает вопрос — как это все не превращается в эклектический набор частных методов, чем цементируется столь многомерная система познания? С одной стороны, этому способствует сам принцип универсальности, подразумевающей единство сути при множестве форм выражения и актуализирующий закон аналогии в разных сферах человеческой деятельности, с другой стороны — важен сам способ познания неординарного ученого, который заключается в синтезе лево- и правополушарного мышления.

А. А. Кобляков называет стиль мышления Е. И. Вартановой «образно-ассоциативным». Однако данная характеристика относится лишь к правополушарной составляющей метода познания ученого. Точнее будет назвать данный метод субъект-субъектным типом познания. Это метод совершенно иного рода, противоположный привычному нам научному методу объект-субъектного познания, где ученый как субъект абстрагирован от изучаемого им объекта. Здесь все иначе, исходя из посыла В. В. Медушевского, назвавшего музыкознание «человековедением», объектом познания становится не музыкальный текст, а человек, стоящий за текстом, воплотивший себя и часть всей жизни в этот музыкальный текст. И метод субъект-субъектного исследования предполагает не только анализ, наблюдение, соотнесение с объективными законами и описание познаваемой реальности, но буквально «вживание», «вчувствование» в субъект познания.

В данном случае метод синтеза право- и левополу-шарного познания работает таким образом, что «вчувствование» в звучание, а через него — в человека-автора — порождает вопросы и проблемы, а затем уже логическая составляющая мышления актуализирует поиск соответствующих аналитических инструментов и методов. Именно поэтому вопросы и проблемы, которые в своих работах актуализирует Е. И. Вартанова, носят философскую глубину.

Еще раз важно отметить, что в данном случае мы имеем дело именно с системным методологическим явлением, с универсализмом и синтезом, перед нами не сумма результатов, добытых разными методологическими подходами, а единый научный результат, где все использованные методы ведут к раскрытию единого смысла, постижению тайны музыки.

Результатом такого подхода становится уникальная концептуальная модель, которая является мощным методологическим инструментом и позволяет раскрывать сущностные смыслы музыки. Эту модель можно назвать онтологически-экзистенциальной системой координат, где «онтологическая вертикаль», которая фиксирует отношения человека и Высшего объективного начала (В. В. Медушевский), дополняется событийной горизонталью. Если осевая структура универсальна и объективна, то горизонталь событийного ряда, напротив, субъектна и подвижна, она включает в себя множество встроенных друг в друга контекстов: культурно-исторический, национальный, биографический.

Стремление найти в этой системе координат ту единственную точку отсчета, то особое экзистенциальное состояние автора, послужившее импульсом к созданию произведения, становится ключом к разгадке «тайного кода» музыкального текста в его интонационно-драматургической целостности. Музыкальный текст будет фиксировать ничто иное, как динамику изменения позиции внутреннего Я самого автора (в лице лирического героя, персонажа, повествователя) в данной онтологически-экзистенциальной системе координат.

Для постижения логики этого динамического процесса Елена Ивановна привлекает модель инициального обряда. Без преувеличения можно сказать, что данная модель, опять-таки, универсальна. Показателем ее универсальности является не только тот факт, что она лежит в основе метода аналитической психологии К. Г. Юнга, в основе моделей анализа текстов, разработанных представителями структурной лингвистики (В. Пропп, А. Греймас, И. Тюпа и др.), в основе синер-гетической модели взаимоперехода стадий порядка и хаоса. Вышеперечисленными учеными данная модель была реконструирована на основе фольклорного материала, на основе глубинных структур человеческой психики, то есть она укоренена в сакральной логике самой жизни. Эта модель имеет множество вариантов, однако в основе ее лежит принцип Посвящения как умирания в старом качестве и рождения в новом. Этот момент всегда сопряжен с кризисом, с точкой выбора, с осознанием в себе того, что уже «не жизненно», чуждо. Именно в этот момент человек с особой остротой обращается к объективному, взывает к Высшему. Результатом становится новая связь человеческого субъектного и высшего объективного как постижение частички этого Высшего не где-то вовне, а внутри себя и себя в нем. Умирая в старом, человек «воскресает» в новом, теряя форму, обретает суть. Это и есть точка пересечения двух осей в онтологически-экзистенциальной системе координат. По сути, это отражаемый во многих мировых культурах универсальный принцип смерти-воскресения.

Одним из ярких примеров воплощения вышеизложенной аналитической концепции Елены Ивановны является исследование произведений С. В. Рахманинова, «тайна» музыки которого притягивает ученого всю жизнь, с самого начала ее научной биографии. Творчеству Рахманинова посвящена и кандидатская диссертация Е. И. Вартановой «Черты стиля позднего симфонического творчества С. В. Рахманинова», знаковой является и одна из новых работ Е. И. Вартановой «Dies irae в музыке С. В. Рахманинова: опыт онтологического подхода», где выявленная экзистенциально-онтологическая позиция композитора, сквозь призму которой рассматривается один из важных музыкальных символов музыки Рахманинова, обозначена как особая «модальность нравственно-религиозной ответственности самостояния Человека перед Богом» [3, с. 33].

Таким образом, через работу с музыкальным текстом на основе данной методологии происходит постижение

сакральной логики самой Жизни, обнаружение глубинных бытийных кодов, которые раскрывают не просто психологические закономерности, но смысл человеческого бытия как непрерывного пути посвящения, постепенного и последовательного обретения более глубокой связи с собственным высшим началом — сверх-Я или Душой.

Важно отметить, что данный онтологически-экзистенциальный подход применим не только к творчеству отдельных композиторов. Такие же глубинные онтологические основания актуальны и для понимания логики базовых композиционных моделей, что, к примеру, отражено в работах Елены Ивановны, связанных с исследованием сонатной формы.

Отдельные аспекты аналитической концепции Елены Ивановны Вартановой стали основой для научных работ

ее учеников (С. В. Бауэр (Филатова), Н. Б. Бондаренко, А. А. Гундорина, Е. В. Мякотин, О. В. Пашинина, И. В. Рыб-кова, Н. В. Шириева, А. Л. Черняева и др.). При единстве концептуальной основы и методологии, связанной с привлечением инструментария различных наук, тематика и модус работ имеют весьма широкий спектр.

Таким образом, рассмотренная музыкально-аналитическая система Е. И. Вартановой с ее уникальной концепцией и методологией, выработанной в течение научной и педагогической практики ученого, развиваемой в работах ее учеников и воплощаемой в их педагогической деятельности, будучи внедренной в образовательные курсы, имеет огромные перспективы дальнейшего развития и соответствует всем критериям научной школы как одной из плодородных ветвей могучего древа отечественной школы аналитического музыкознания.

Литература

1. Бондаренко Н. Б. Встреча с Еленой Ивановной Вартановой // Камертон. Журнал Саратовской государственной консерватории им. Л. В. Собинова. 2021. № 120. С. 32-37.

2. Вартанова Е. И. Саратовская музыкально-аналитическая школа // Исполнительская интерпретация. Музыкальная наука. Музыкальная и театральная педагогика. II часть. Саратов: Саратовская государственная консерватория имени Л. В. Собинова, 2013. С. 4-7.

3. Вартанова Е. И. Dies irae в музыке С. В. Рахманинова: опыт онтологического подхода // Вестник Саратовской консерватории. Вопросы искусствознания. 2018. № 1 (1). С. 32-37.

4. Вишневская Л. А. Личность непровинциального масштаба // Камертон. Журнал Саратовской государственной консерватории им. Л. В. Собинова. 2021. № 120. С. 3-4.

5. Кобляков А. А. Ради познания // Камертон. Журнал Саратовской государственной консерватории им. Л. В. Собинова. 2021. № 120. С. 9-13.

6. Науменко Т. И. Российское музыкознание на современном этапе: о некоторых системообразующих факторах// Научные школы в музыковедении XXI века: к 125-летию учебных заведений имени Гнесиных. Материалы Международной научной онлайн-конференции 24-27 ноября 2020 года / ред.-сост. Т. И. Науменко / Рос. акад. музыки. М.: Издательство «Российская академия музыки имени Гнесиных». 2020. С. 16-23.

7. Павельева Т. Ю. Научные школы в системе науки: философский анализ: дис. ... док. филос. наук. М., 2012. 353 с.

8. Перетрутова Л. В. Наука универсального синтеза. М., 2008. 196 с.

References

1. Bondarenko N. B. Vstrecha s Elenoj Ivanovnoj Vartanovoj [Meeting with Elena Ivanovna Vartanova] // Kamerton. Zhurnal Saratovskoj gosudarstvennoj konservatorii im. L. V. Sobinova [Tuning fork. Journal of the Saratov State Conservatoire named after L. V. Sobinov]. 2021. № 120. P. 32-37.

2. Vartanova E. I. Saratovskaya muzykal'no-analiticheskaya shkola [Saratov Music and Analytical School] // Ispolnitel'skaya interpretatsiya. Muzykal'naya nauka. Muzykal'naya i teatral'naya pedagogika. II chast' [Performance interpretation. Music science. Music and theater pedagogy. Part II]. Saratov: Saratovskaya gosu-darstvennaya konservatoriya imeni L. V. Sobinova, 2013. P. 4-7.

3. Vartanova E. I. Dies irae v muzyke S. V. Rahmaninova: opyt ontologicheskogo podhoda [Dies irae in music of S. Rachmanin-ov: ontological approach] // Vestnik Saratovskoj konservatorii. Voprosy iskusstvoznaniya [Journal of Saratov Conservatoire. Issues of Arts]. 2018. № 1 (1). P. 32-37.

4. Vishnevskaya L. A. Lichnost' neprovincial'nogo masshta-ba [Personality of non-provincial scale] // Kamerton. Zhurnal Saratovskoj gosudarstvennoj konservatorii im. L. V. Sobinova [Tuning fork. Journal of the Saratov State Conservatoire named after L. V. Sobinov]. 2021. № 120. P. 3-4.

5. Koblyakov A. A. Radi poznaniya [For the sake of knowl-

edge] // Kamerton. Zhurnal Saratovskoj gosudarstvennoj konservatorii im. L. V. Sobinova [Tuning fork. Journal of the Saratov State Conservatoire named after L. V. Sobinov]. 2021. № 120. P. 9-13.

6. Naumenko T. I. Rossijskoe muzykoznanie na sovremen-nom etape: o nekotoryh sistemoobrazuyushchih faktorah [Russian musicology at the present stage: on some system-forming factors] // Nauchnye shkoly v muzykovedenii XXI veka: k 125-letiyu uchebnyh zavedenij imeni Gnesinyh. Materialy Mezhdunarodnoj nauchnoj onlajn-konferencii 24-27 noyabrya 2020 goda [Scientific schools in musicology of the 21st century: to the 125th anniversary of the Gnessin educational institutions. Materials oftheInternational Scientific Online Conference November 24-27, 2020] / red.-sost. T. I. Naumenko / Ros. akad. muzyki. M.: Izdatel'stvo «Rossijskaya akademiya muzyki imeni Gnesinyh». 2020. P. 16-23.

7. Pavel'eva T. Yu. Nauchnye shkoly v sisteme nauki: filosof-skij analiz [Scientific schools in the system of science: philosophical analysis]: dis. ... dok. filos. nauk. M., 2012. 353 p.

8. Peretrutova L. V. Nauka universal'nogo sinteza [The Science of Universal Synthesis]. M., 2008. 196 p.

Информация об авторе

Ольга Владимировна Пашинина E-mail: [email protected]

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский государственный институт культуры»

141406, Московская обл., Химки, Библиотечная ул., д. 7

Information about the author

Olga Vladimirovna Pashinina E-mail: [email protected]

Federal State Budget Educational Institution of Higher Education

«Moscow State Institute of Culture»

141406, Moscow region, Khimki, 7 Bibliotechnaya Str.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.