DOI: 10.24412/2618-9461-2024-1-91-96
Королевская Наталья Владимировна, доктор искусствоведения, профессор кафедры истории музыки Саратовской государственной консерватории имени Л. В Собинова
Korolevskaya Natalia Vladimirovna, Dr. Sci. (Arts), Professor at the Music History Department of the Saratov State Conservatoire named after L. V. Sobinov
E-mail: [email protected]
ИЗ ПРОШЛОГО КАФЕДРЫ ИСТОРИИ МУЗЫКИ САРАТОВСКОЙ КОНСЕРВАТОРИИ: ШКОЛА М. Ф. ГЕЙЛИГ — УЧЁНОГО И ПЕДАГОГА
Статья посвящается выдающемуся представителю исторического музыкознания Саратова — Марианне Фёдоровне Гей-лиг (1909-1984), работавшей в Саратовской государственной консерватории имени Л. В. Собинова с 1950 по 1979 г., вошедшей в историю СГК в качестве первой заведующей образованной в 1961 г. кафедры истории музыки, создавшей свою научно-педагогическую школу, которая на протяжении более полувека определяла профессиональное лицо кафедры. В фокусе внимания автора — профессиональный путь М. Ф. Гейлиг, выпускницы Киевского музыкально-драматического института имени Н. В. Лысенко, доцента Киевской консерватории, научная и педагогическая деятельность М. Ф. Гейлиг в Саратовской консерватории. В статье анализируется научное наследие М. Ф. Гейлиг, связанное с изучением оперных форм в русской классической опере, её вклад в методику преподавания музыкальной литературы в среднем звене профессионального музыкального образования.
Ключевые слова: Гейлиг, Киевская консерватория, Саратовская консерватория, школа, русская классическая опера, оперные формы, методика преподавания музыкальной литературы.
FROM THE HISTORY OF THE MUSIC HISTORY DEPARTMENT OF THE SARATOV CONSERVATOIRE: SCHOOL OF A SCIENTIST AND TEACHER M. F. GEILIG
The article is dedicated to Marianna Feodorovna Geilig (1909-1984), an outstanding representative of the historical musicology ofSaratov, who worked at the Saratov State Conservatoire named after L. V. Sobinov from 1950 to 1979. She entered the history ofthe SGK as a first head of the Music History Department formed in 1961, who created her own scientific and pedagogical school, which for more than half a century defined a professional image of the department. The author focuses on the professional path of M. F. Geilig from a graduate of the Kiev Music and Drama Institute named after N. V. Lysenko, Associate Professor of the Kiev Conservatory to her scientific and pedagogical activity at the Saratov Conservatoire. The article analyzes the scientific heritage of M. F. Geilig, connected with the study of opera forms in Russian classical opera; her contribution to the methodology of teaching musical literature on the secondary level of professional music education.
Key words: Geilig, Kiev Conservatory, Saratov Conservatory, school, Russian classical opera, opera forms, methods of teaching musical literature.
Марианна Фёдоровна Гейлиг (1909-1984)1 вошла в историю Саратовской консерватории как первая заведующая кафедрой истории музыки и педагог, через которого прошло не одно поколение теоретиков и историков музыки СГК имени Л. В. Собинова, охватываемое понятием «школа» в его высшем значении, культивировавшемся у древних греков, кому собственно и принадлежит само слово охоЩ, в латинской, более привычной уху и глазу, транскрипции — БсНв1а. Здесь важна как передача опыта и знаний от учителя к ученикам во время занятий, так и беседы в свободные часы. Но наибольшую ценность приобретает сама фигура Учителя (непременно с большой буквы), возвышающаяся над учебным миром, подобно маяку, несущему свет, дающему направление, переходящее в путь.
М. Ф. Гейлиг оказалась в Саратове и Саратовской консерватории в середине века и в середине собственной жизни. Позади остался Киев, в котором она родилась, окончила музыкальную школу и музыкальное училище
при Киевской консерватории, в 1930 г. — фортепианный и научно-теоретический факультеты Музыкально-драматического института имени Н. В. Лысенко, в 1934 г. поступила в аспирантуру Киевской консерватории и с этого момента стала её частью сначала как преподаватель, с 1939 г. — доцент, а потом и заведующая кафедрой истории зарубежной музыки и декан теоретико-композиторского факультета (1946-1949). Тогда она не мыслила себя вне украинской культуры, её исследовательские интересы целиком были связаны с творчеством украинских композиторов — Н. Лысенко («Творческое наследие Н. В. Лысенко» — её кандидатская диссертация) и Н. Леонтовича (проект докторской). Но это не спасло её от абсурдных обвинений в «космополитизме» и последовавшего изгнания из консерватории. Видимой причиной стала разработка курса истории зарубежной музыки, трагически совпавшая с антиформалистической (переросшей в антикосмополитическую) кампанией в советской музыкальной культуре. Курс включал
1 Статья, посвящённая научно-педагогической деятельности М. Ф. Гейлиг, продолжает исследования автора творчества педагогов Саратовской консерватории, опубликованные в предыдущих выпусках журнала: [15-17].
творчество находившихся под запретом Р. Вагнера и Р. Штрауса в окружении табуированных имён А. Шопенгауэра, Э. Ганслика, Ф. Ницше и др. Пережить эту катастрофу стоило огромных сил. Комитетом по делам искусства при Совете министров СССР М. Ф. Гейлиг было предложено несколько вариантов продолжения профессиональной деятельности за пределами Киева (что было фактической высылкой из родного города), и она выбрала Саратов, где у неё были друзья.
Так в 1950 г. М. Ф. Гейлиг появилась в Саратове с клеймом «космополита» и «изгнанника», но её профессиональные качества, подвергнутые бесконечным проверкам на начальном этапе преподавания в СГК, были оценены по достоинству (профессор И. А. Тютьманов, один из тех, на кого была возложена миссия проверяющего, докладывал тогдашнему ректору С. А. Заливу-хину: «Вот бы нам ещё парочку таких "космополитов"!» (из воспоминаний Т. И. Егоровой [18, с. 6]).
В Саратовской консерватории М. Ф. Гейлиг смогла продолжить и завершить начатую в Киеве работу по созданию полного курса истории зарубежной музыки. По воспоминаниям учившихся у М. Ф. студентов, её лекции привлекали обширными познаниями не только в сфере музыкального искусства (Т. Ф. Малышева, молодой специалист СГК в 1970-е гг., писала, что М. Ф. Гейлиг могла моментально, с одного, сверху брошенного взгляда на раскрытую партитуру А. Брукнера определить, какая это симфония) — они многое давали из области смежных искусств. Но больше всего в ней восхищала её музыкальная эрудиция и готовность проиллюстрировать за роялем любую тему курса в собственном блестящем исполнении (квалификация пианиста-исполнителя позволяла М. Ф. Гейлиг выступать на концертах вместе с пианистами СГК). «Концерты» во время уроков помогали восполнить отсутствие звукозаписей и звуковоспроизводящей техники, но, главное, в атмосфере высококачественного исполнения изучаемого материала студенты втягивались в живой музыкально-исторический процесс. По воспоминаниям учеников, М. Ф. Гейлиг держала в руках обширный репертуар, от средневековья по ХХ в., великолепно преподносила пьесы французских клавесинистов, симфонии венских классиков, изучавшиеся оперные клавиры, вокальные циклы и фортепианные миниатюры романтиков, сонаты Шопена, «Симфонические этюды» и «Карнавал» Шумана, произведения Дебюсси, Равеля и многое другое. В далёкой юности она играла в 4 руки с Кириллом Кондрашиным переложения симфонических произведений, и этот метод ознакомления с музыкальным материалом использовался ею в преподавательской работе как во время уроков, так и в неурочное время — она приглашала к себе студентов помузицировать: поиграть то квартетную, то симфоническую литературу.
Благодаря знанию нескольких языков и своим связям — М. Ф. Гейлиг была двоюродной сестрой В. А. Цук-кермана и В. Горовица — о последнем родстве, тщательно скрываемом по понятным причинам, узнали уже «потом» (из воспоминаний Е. И. Вартановой [18
с. 17]), — она имела больше возможностей, чем другие, получать информацию о музыкальных событиях за рубежом, и как только у неё в руках оказывалась какая-нибудь очередная музыкальная новинка (типа «Ионизации» Э. Вареза), её квартира вновь наполнялась учениками. Так школа М. Ф. Гейлиг, начинаясь в учебных аудиториях, продолжалась у неё дома, где, помимо музыкальной литературы, было много столь необходимого для молодого становящегося ума — редкие книги, альбомы живописи, обсуждение которых переходило в философские беседы об искусстве, превращая рядовую малогабаритную квартиру в подобие платоновской Академии.
Первое десятилетие работы М. Ф. Гейлиг в СГК имени Л. В. Собинова увенчалось присвоением ей звания профессора, а образовавшаяся в 1961 г. кафедра истории музыки, отсоединившаяся от единой, существовавшей с момента основания консерватории в 1912 г. истори-ко-теоретической кафедры, получила в её лице своего первого «зава». Заведование было недолгим (с 1961 по 1963 гг.), но избрание М. Ф. Гейлиг на эту должность говорит о её лидерстве среди преподавателей, ведущих исторические дисциплины. Она воплотила в себе тип музыковеда-универсала, высокопрофессионально и ярко проявляла себя как педагог, учёный, музыкальный просветитель (лектор), музыкальный критик и журналист; как музыкально-общественный деятель (член Союзов композиторов и театральных деятелей) она была известна всему музыкально-театральному Саратову.
В библиотеке консерватории сохраняется научное наследие М. Ф. Гейлиг, в котором отразились две основные грани её профессиональной деятельности — учёного и педагога. В Саратове она отошла от украинской темы и всё внимание сосредоточила на русской оперной классике, поставив в центр своих музыковедческих изысканий проблему оперных форм. Посвятив изучению оперной архитектоники более 13 лет, она заложила фундамент исследования оперной композиции в отечественной музыкальной науке, где до М. Ф. Гейлиг не было никого, кто столь же пристально, углублённо и результативно занимался этой темой. В фундаментальных исследованиях по оперной драматургии М. С. Друскина [12] и Б. М. Яру-стовского [22; 23] проблема оперной композиции и структурного анализа оперы не получили глубокой и детальной разработки. Среди учебников по музыкальной форме того времени только у И. В. Способина [20] есть специальный раздел, посвящённый оперному формообразованию, рассматриваемому в основном на уровне мелких вокальных форм, тогда как М. Ф. Гейлиг ставила задачу исследования крупных оперных построений, общей логики формообразования оперы, обусловленной законами музыкальной драматургии.
Эта задача сформулирована в работах «К вопросу о методике целостного анализа оперы» [3] и «Форма в русской классической опере. Принципы строения крупных разделов» [10], решению которой должен был предшествовать «глубокий и всесторонний разбор об-
разцов оперного творчества в процессе исторического развития этого жанра» [3, с. 200]. Она проделала этот углублённый, всесторонний анализ, погрузившись в изучение оперного наследия П. И. Чайковского, М. П. Мусоргского, Н. А. Римского-Корсакова и М. И. Глинки (каждое имя — отдельная книга [4-7]). На этой основе появилась её обобщающая монография «Форма в русской классической опере» [10], завершившая 13-летнее исследование, которое, включая монографию «Традиции классической формы в советской опере» [9], должно было оформиться в докторскую диссертацию. Но осуществлению этих планов помешала тяжёлая болезнь, омрачившая последние годы жизни М. Ф. Гейлиг.
Этот капитальный труд не остался невостребованным. Заложенные М. Ф. Гейлиг фундаментальные основы изучения оперных форм получили дальнейшее плодотворное развитие в отечественном музыкознании — в трудах О. В. Комарницкой, ведущего специалиста в области современного опероведения, автора двух диссертаций, посвящённых исследованию оперной композиции в отечественной опере XIX — начала XXI вв. [13; 14]. По следам М. Ф. Гейлиг, в работах О. В. Комарницкой получила развитие идея обусловленности оперной композиции законами музыкальной драматургии оперы. Книга М. Ф. Гейлиг «Форма в русской классической опере» [9] присутствует в списках литературы учебных пособий В. Н. Холоповой «Формы музыкальных произведений» [21] в разделе «Оперные формы» и С. С. Гончаренко «О поэтике оперы» в разделе «Композиция в опере» [11].
Ещё один труд М. Ф. Гейлиг — «Очерки по методике преподавания музыкальной литературы» [8] — представляет собой уникальное издание, дающее в руки музыковедов, будущих преподавателей музыкальных училищ, пособие-руководство по методике преподавания одного из важнейших предметов общепрофессионального предметного цикла среднего звена музыкального образования. После работы Е. А. Бокщаниной «Методика преподавания музыкальной литературы в училище» [2] «Очерки» М. Ф. Гейлиг — вторая работа той же направленности, после которой на протяжении более полувека не было сделано ни одной попытки пересмотреть проблемы преподавания музыкальной литературы в условиях изменения образовательной системы. Эта работа стала обобщением, с одной стороны, педагогического опыта М. Ф. Гейлиг в области преподавания музыкальной литературы (она вела этот предмет в музыкальных училищах и Киева, и Саратова), с другой стороны — её консерваторского курса по методике ведения музыкальной литературы.
Преподавая музлитературу студентам училища и историю музыки студентам вуза, она стремилась методически разграничить эти дисциплины, чтобы от училища к консерватории предмет, который оперирует одними и теми же сведениями, стал для студентов не повторением, а переходом на новый уровень восприятия и обобщения известного материала. Поэтому она стремилась объяснить специфику музлитературы и
её отличие от истории музыки как предмета, который формирует музыкально-слуховой багаж, аналитические навыки и навыки слухового анализа, активизирующего восприятие музыкальных произведений. На последней позиции она настаивала, подчёркивая ценность активного вовлечения слушателя в процесс музыкального познания («Общеизвестно и уже не раз упоминалось ранее, что гораздо лучше запечатлевается и усваивается то, что приобретается при активном участии в процессе познания, на конкретном практическом опыте. Слуховой анализ больше многих других методов активизирует приобретение знаний» [8, с. 30-31]), предлагая возможные формы организации педагогом такой работы в классе на различных этапах освоения курса и в виде внеклассных заданий во время концертов с их последующим обсуждением во время урока или домашних «академий».
Благодаря культивированию активных форм музыкального обучения, включая живое исполнение педагогом изучаемых произведений во время урока (на страницах «Очерков» М. Ф. Гейлиг подчёркивает необходимость постоянного совершенствования педагогом своей игры), ибо «даже самая хорошая звукозапись не всегда вызывает эмоциональную реакцию слушателя», а «впечатление от живого исполнения <...> помогает сосредоточиться на слушании музыки, <...> привить ученикам любовь к музыке» [8, с. 26], методическая работа М. Ф. Гейлиг до сих пор сохраняет свою актуальность.
«Очерки по методике преподавания музыкальной литературы» позволяют объяснить результативность преподавательской деятельности самой Марианны Фёдоровны. Речь идёт о десятках музыковедов — выпускниках её класса, с успехом окончивших консерваторию и продолживших работу по специальности не только в Саратове — в училище и консерватории, но и в других музыкальных вузах и училищах страны.
М. Ф. Гейлиг оставила яркий след в истории Сара-товкой консерватории, проработав здесь более 30 лет. У неё учились практически все музыковеды, вошедшие в состав кафедры истории музыки.
Наталья Сергеевна Аршинова (р. 26.01.1937, Саратов) — музыковед, преподаватель, исследователь, музыкальный критик, лектор, общественный деятель, доцент, на кафедре истории музыки СГК — с 1963 по 2014 гг. Создала свою систему изучения истории русской музыки по жанрово-хронологическому принципу, представляя историю как непрерывный временной процесс и сравнивая произведения одного исторического периода [19, с. 29-30]. Исследовательские труды, накопленные за годы преподавания, объединились в монографию «Очерки истории русской музыки» [1]. За 20 лет ведения специального класса (1969-1989) Н. С. Аршинова выпустила 48 музыковедов-дипломников.
Лидия Львовна Христиансен (26.05.1939, Москва — 02.04.2023, Мангейм) — музыковед, преподаватель, исследователь, лектор, журналист, член Союза композиторов России, музыкально-общественный деятель, кандидат искусствоведения, профессор. На кафедре
истории музыки СГК работала с 1963 по 2003 гг. Окончила аспирантуру МГК имени П. И. Чайковского по классу доктора искусствоведения, профессора Б. М. Ярустов-ского, в 1971 г. защитила кандидатскую диссертацию, в 1978 г. получила учёное звание доцента, с 1999 — профессора. Вела спецкурсы по истории современной зарубежной и отечественной музыки, осуществляла научное руководство курсовыми и дипломными работами студентов-музыковедов. Сфера научных интересов охватывает проблематику фольклоризма ХХ в., взаимодействия фольклора и профессиональной академической музыки, включая творчество композиторов «новой фольклорной волны» (является автором самого этого термина), Б. Бартока, Е. В. Гохман. Её труды получили высокую оценку ведущих советских музыковедов — Ю. Н. Тюлина, М. Е. Тараканова, М. Г. Арановского, В. А. Цуккермана, В. Н. Холоповой, Г. А. Орлова, В. В. Заде-рацкого, Л. Г. Ковнацкой, Ю. В. Кудряшова, Л. Н. Раабена, Я. Е. Алексеева и др., а также зарубежных музыкантов: Я. Уйфалуши, Л. Шемфаи, Я. Мароти. В последние годы работы на кафедре трудилась над докторской диссертацией «Микроструктуры в музыке композиторов ХХ века на фольклорной основе». В 2003 г. уехала на постоянное место жительства в Германию.
Наталья Юрьевна Гродницкая (р. 26.08.1937, Саратов) — музыковед, преподаватель, исследователь, лектор, журналист, член Союза композиторов России. На кафедре истории музыки работала с 1963 по 1967 гг. как преподаватель истории зарубежной музыки на исполнительском факультете, в 1965-1966 гг. преподавала историю зарубежной музыки студентам-музыковедам. В эти же годы ею было начато научное исследование на тему «Квартеты Бетховена». В 1967 г. по семейным обстоятельствам уехала в Петрозаводск, где открылся филиал Ленинградской консерватории: вела курсы истории зарубежной музыки на исполнительском и музыковедческом факультетах, методику, педпрактику, профессиональную музыку Карелии. В Карелии научно-исследовательские интересы Н. Ю. Гродницкой сосредоточились на творчестве карельских композиторов. За существенный вклад в карельскую музыкальную культуру удостоена звания «Заслуженный деятель искусств Карелии».
Татьяна Ивановна Егорова (р. 24.12.1946, Рига) — музыковед, преподаватель, исследователь, музыкальный критик, кандидат искусствоведения, профессор. На кафедре истории музыки работала с 1979 по 2013 гг., с 1998 по 2001 гг. — проректор СГК по учебной работе. В 1987 г. с отличием окончила аспирантуру института имени Гнесиных по классу профессора Р. К. Ширинян. В 1991 г. защитила кандидатскую диссертацию на тему «Музыкальный театр Ралфа Воан-Уильямса: к истории Нового английского музыкального возрождения». В СГК вела курсы «Истории зарубежной музыки» у студентов исполнительских специальностей, разработала авторские программы по спецкурсам «Основы музыкальной критики», «Музыкальная журналистика», «Редакторская практика», в течение 20 лет руководила дипломными
работами у студентов-музыковедов. Сфера научных интересов связана с исследованием западноевропейской музыки XIX-XX вв., музыкальной культуры Великобритании от эпохи Тюдоров до современности. Является членом «Общества Ралфа Воан-Уильямса» (Лондон), дважды — в 2006 и 2008 гг. — участвовала в конференциях «Общества» [19, с. 131-132].
Александр Иванович Демченко (р. 23.01.1943, Москва) — музыковед, преподаватель, исследователь, музыкальный критик, лектор, музыкально-общественный деятель, композитор, писатель, либреттист, член Союза композиторов и Союза журналистов России, доктор искусствоведения, профессор СГК имени Л. В. Собинова, СГУ имени Н. Г. Чернышевского, Оренбургского института искусств имени Л. и М. Ростроповичей, Тамбовского музыкально-педагогического института имени С. В. Рахманинова, действительный член (академик) Российской академии естествознания, действительный член (академик) Европейской академии естествознания, действительный член (академик) Академии общественных и фундаментальных наук имени М. В. Ломоносова (председатель отделения «История и теория искусств»), заслуженный деятель искусств России, заслуженный деятель науки и образования, лауреат Всесоюзного конкурса на лучшую музыковедческую работу (1974), Знак Министерства культуры РФ «За достижения в культуре» (2001); лауреат Всероссийского конкурса на лучшее учебно-методическое пособие (2009), Золотая медаль имени В. И. Вернадского за успехи в развитии отечественной науки (2009), лауреат премии имени Д. Д. Шостаковича (2010), медаль П. А. Столыпина (2012), Золотая медаль «За новаторскую работу в области высшего образования» (2013); лауреат Всероссийского конкурса на лучшую научную книгу 2009 (2010), 2018 (2019) и 2019 г. (2020), лауреат Международной премии имени Николая Рёриха (2017), лауреат I премии конкурса «Лучшая книга 2017 года» (2018), Диплом лауреата I степени Всероссийского конкурса молодых учёных в Санкт-Петербурге 2018 г. (Абсулутинова Е.); лауреат премии для научно-педагогических работников высшего образования «Высота» (2020); главный редактор журналов «Манускрипт» и Pan-Art (включен в Перечень ВАК); главный научный сотрудник, создатель и руководитель Международного Центра комплексных художественных исследований при СГК имени Л. В. Собинова, по линии которого проведено четырнадцать Международных научных форумов «Диалог искусств и арт-парадигм» с изданием 67 томов одноимённого альманаха. На кафедре истории музыки работает с 1974 г.
В сфере научных интересов — вопросы методологии всеобщего искусствознания, разработка концепционного метода музыкально-исторического анализа, освоение мировой художественной культуры, рассматриваемой в её целостности; региональная культура Поволжья; художественная культура Саратовского края. А. И. Демченко — автор около 1600 научных публикаций, свыше 250 книжных изданий, в настоящее время работает над осуществлением двух фундаментальных проектов:
«Вселенная цвета и звука» в 12 томах и «Художественная энциклопедия (Литература. Изобразительное искусство. Архитектура. Музыка. Театр и Кино)» в 3-х томах.
А. И. Демченко имеет почётное звание «Основатель научной школы», которую представляют более 50 выпускников-дипломников, 67 аспирантов и соискателей,
успешно защитивших кандидатские и докторские диссертации. Научные работы, подготовленные под его руководством, отличаются направленностью на расширение горизонтов музыкознания, с выходом в область всеобщего искусствознания.
Литература
1. Аршинова Н. С. Очерки истории русской музыки. Саратов: Саратовская государственная консерватория имени Л. В. Собинова, 2012. 196 с.
2. Бокщанина Е. А. Методика преподавания музыкальной литературы в училище: Учебник для заоч., очных и вечерних отделений муз. вузов / Гос. муз.-пед. ин-т им. Гнесиных. М.: Музгиз, 1961. 72 с.
3. Гейлиг М. Ф. К вопросу о методике целостного анализа оперы // Вопросы музыкознания. Ежегодник. Вып. II. М.: Музгиз, 1955. С. 185-200.
4. Гейлиг М. Ф. Некоторые особенности крупной формы в операх Чайковского // Научно-методические записки СГК. Саратов, 1957. С. 5-38.
5. Гейлиг М. Ф. Некоторые особенности крупной формы в сказочных операх Римского-Корсакова // Научно-методические записки СГК. Саратов, 1959. С. 168-217.
6. Гейлиг М. Ф. О строении опер Глинки // Вопросы музыкознания: Сборник статей / Ответственный ред. Ю. В. Келдыш. Т. 3. М.: Музгиз, 1960. С. 437-458.
7. Гейлиг М. Ф. Особенности крупной формы в операх Мусоргского // Научно-методические записки СГК. Вып. 3. Саратов, 1959. С. 3-58.
8. Гейлиг М. Ф. Очерки по методике преподавания музыкальной литературы. М.: Музыка, 1966. 60 с.
9. Гейлиг М. Ф. Традиции классической формы в советской опере // Научно-методические записки СГК. Вып. 4. Саратов, 1961. С. 53-84.
10. Гейлиг М. Ф. Форма в русской классической опере. Принципы строения крупных разделов. М.: Музыка, 1968. 118 с.
11. Гончаренко С. С. О поэтике оперы: учебное пособие. Новосибирск: Новосиб. гос. консерватория (академия) им. М. И. Глинки, 2010. 260 с.
12. Друскин М. С. Вопросы музыкальной драматургии оперы: На материале классического наследия / Гос. на-
уч.-исслед. ин-т театра и музыки. Л.: Музгиз, 1952. 344 с.
13. Комарницкая О. В. Композиция оперы в связи с жанровой и стилевой спецификой в русской классической музыке XIX веке: автореф. дис. ... канд. искусствоведения. М., 1992. 26 с.
14. Комарницкая О. В. Русская опера XIX — начала XXI веков. Проблемы жанра, драматургии, композиции: автореф. дис. ... док. искусствоведения. Ростов-на-Дону, 2012. 45 с.
15. Королевская Н. В. Вспоминая Олега Моралёва: к 100-летию со дня рождения // Вестник Саратовской консерватории. Вопросы искусствознания. 2022. № 4 (18). С. 3-7.
16. Королевская Н. В. О роли внемузыкальных факторов симфонического мышления в современных модификациях жанра симфонии (к 60-летию В. Королевского) // Вестник Саратовской консерватории. Вопросы искусствознания. 2021. № 1 (11). С. 60-66.
17. Королевская Н. В. «Эскизы» А. А. Бренинга // Вестник Саратовской консерватории. Вопросы искусствознания. 2019. № 3 (5). С. 89-95.
18. Памяти Марианны Фёдоровны Гейлиг: Сборник научных статей. Саратов: СГК им. Л. В. Собинова, 2010. 86 с.
19. Саратовская государственная консерватория имени Л. В. Собинова: 1912-2012: Энциклопедия. Саратов: Изд. И. П. Везметинова, 2012. 444 с.
20. Способин И. В. Музыкальная форма. Учебник общего курса анализа. М.-Л.: Музгиз, 1947. 376 с.
21. Холопова В. Н. Формы музыкальных произведений: учебное пособие для студентов вузов искусств и культуры. Изд. 3-е, стер. СПб. [и др.]: Лань, 2006. 489 с.
22. Ярустовский Б. М. Драматургия русской оперной классики: Работа рус. композиторов-классиков над оперой. М.: Музгиз, 1953. 400 с.
23. Ярустовский Б. М. Оперная драматургия Чайковского. М.-Л.: Музгиз, 1947. 243 с.
References
1. Arshinova N. S. Ocherki istorii russkoj muzyki [Essays on the History of Russian Music]. Saratov: Saratovskaja gosu-darstvennaja konservatorija imeni L. V. Sobinova, 2012. 196 p.
2. Bokshchanina E. A. Metodika prepodavanija muzykal'noj literatury v uchilishche: Uchebnik dlja zaoch., ochnyh i vechernih otdelenij muz. vuzov [Methods of teaching musical literature at college: A textbook for correspondence, full-time and evening departments of the muses. universities] / Gos. muz.-ped. in-t im. Gnesinyh. M.: Muzgiz, 1961. 72 p.
3. Gejlig M. F. K voprosu o metodike tselostnogo analiza op-ery [On the question of the methodology of the holistic analysis of opera] // Voprosy muzykoznanija. Ezhegodnik. Vyp. II. [Issues of musicology. Yearbook. Issue II]. M.: Muzgiz, 1955. P. 185-200.
4. Gejlig M. F. Nekotorye osobennosti krupnoj formy v operah
Chajkovskogo [Some features of the large form in Tchaikovsky's operas] // Nauchno-metodicheskie zapiski SGK [Scientific and methodological notes of the SGC]. Saratov, 1957. P. 5-38.
5. Gejlig M. F. Nekotorye osobennosti krupnoj formy v skaz-ochnyh operah Rimskogo-Korsakova [Some features of the large form in Rimsky-Korsakov's fairy-tale operas] // Nauchno-meto-dicheskie zapiski, SGK [Scientific and methodological notes ofthe SGC]. Saratov, 1959. P. 168-217.
6. Gejlig M. F. O stroenii oper Glinki [About the structure ofGlinka's operas] // Voprosy muzykoznanija: Sbornik statej [Issues of musicology: Collection of articles] / Otvetstvennyj red. Ju. V. Keldysh. T. 3. M.: Muzgiz, 1960. P. 437-458.
7. Gejlig M. F. Osobennosti krupnoj formy v operah Musorg-skogo [Features of the large form in Mussorgsky's operas] //
Nauchno-metodicheskie zapiski SGK. Vyp. 3 [Scientific and methodological notes of the SGC. Issue 3]. Saratov, 1959. P. 3-58.
8. Gejlig M. F. Ocherki po metodike prepodavanija muzykal'noj literatury [Essays on the methodology of teaching musical literature]. M.: Muzyka, 1966. 60 p.
9. Gejlig M. F. Traditsii klassicheskoj formy v sovetskoj opera [Traditions of classical form in Soviet opera] // Nauchno-metod-icheskie zapiski SGK. Vyp. 4 [Scientific and methodological notes of the SGC. Issue 4]. Saratov, 1961. P. 53-84.
10. Gejlig M. F. Forma v russkoj klassicheskoj opere. Printsipy stroenija krupnyh razdelov [Form in Russian classical opera. Principles of the large sections structure]. M.: Muzyka, 1968. 118 p.
11. Goncharenko S. S. O pojetike opery: uchebnoe posobie [About the poetics of opera: a textbook]. Novosibirsk: Novosib. gos. konservatorija (akademija) im. M. I. Glinki, 2010. 260 p.
12. Druskin M. S. Voprosy muzykal'noj dramaturgii opery: Na materiale klassicheskogo nasledija [Issues of musical dramaturgy of opera: Based on the material of classical heritage] / Gos. nauch.-issled. in-t teatra i muzyki. L.: Muzgiz, 1952. 344 p.
13. Komarnitskaja O. V. Kompozitsija opery v svjazi s zhanro-voj i stilevoj spetsifikoj v russkoj klassicheskoj muzyke XIX veke [The composition of the opera in connection with genre and style spetsifics in Russian classical music of the XIX century]: avtoref. dis. ... kand. iskusstvovedenija. M., 1992. 26 p.
14. Komarnickaja O. V. Russkaja opera XIX — nachala XXI ve-kov. Problemy zhanra, dramaturgii, kompozitsii [Russian opera of the XIX — early XXI centuries. Problems of genre, drama, composition]: avtoref. dis. ... dok. iskusstvovedenija. Rostov-na-Do-nu, 2012. 45 p.
15. Korolevskaja N. V.Vspominaja Olega Moraljova: k 100-letiju so dnja rozhdenija [Remembering Oleg Moralev: to the 100th anniversary of his birth] // Vestnik Saratovskoj konservatorii. Voprosy iskusstvoznanija [Journal of Saratov Con-
Информация об авторе
Наталья Владимировна Королевская E-mail: [email protected]
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Саратовская государственная консерватория имени Л. В. Собинова» 410012, Саратов, проспект имени Петра Столыпина, дом 1
servatoire. Issues of Arts]. 2022. № 4 (18). P. 3-7.
16. Korolevskaja N. V. O roli vnemuzykal'nyh faktorov simfonicheskogo myshlenija v sovremennyh modifikatsijah zhanra simfonii (k 60-letiju V. Korolevskogo) [On the role of extra-musical factors of symphonic thinking in modern modifications ofthe symphony genre (to the 60th anniversary ofV. Korolevsky)] // Vestnik Saratovskoj konservatorii. Voprosy iskusstvoznanija [Journal of Saratov Conservatoire. Issues of Arts]. 2021. № 1 (11). P. 60-66.
17. Korolevskaja N. V. «Eskizy» A. A. Breninga [«Sketches» by A. A. Brening] // Vestnik Saratovskoj konservatorii. Voprosy iskusstvoznanija [Journal of Saratov Conservatoire. Issues of Arts]. 2019. № 3 (5). P. 89-95.
18. Pamjati Marianny Fjodorovny Gejlig: Sbornik nauchnyh statej [In memory of Marianna Feodorovna Geilig: Collection of scientific articles]. Saratov: SGK im. L. V. Sobinova, 2010. 86 p.
19. Saratovskaja gosudarstvennaja konservatorija imeni L. V. Sobinova: 1912-2012: Entsiklopedija [Saratov State Conservatory named after L. V. Sobinov: 1912-2012: Encyclopedia]. Saratov: Izd. I. P. Vezmetinova, 2012. 444 p.
20. Sposobin I. V. Muzykal'naja forma. Uchebnik obshchego kursa analiza [The musical form. Textbook of the general course of analysis]. M.-L.: Muzgiz, 1947. 376 p.
21. Holopova V. N. Formy muzykal'nyh proizvedenij: uchebnoe posobie dlja studentov vuzov iskusstv i kul'tury [Forms of musical compositions: a textbook for students of universities of arts and culture]. Izd. 3-e, ster. SPb. [i dr.]: Lan', 2006. 489 p.
22. Jarustovskij B. M. Dramaturgija russkoj opernoj klassiki: Rabota rus. kompozitorov-klassikov nad operoj [Dramaturgy of Russian opera classics: The Work of Russian Classical composers on opera]. M.: Muzgiz, 1953. 400 p.
23. Jarustovskij B. M. Opernaja dramaturgija Chajkovskogo [Tchaikovsky's Opera Dramaturgy]. M.-L.: Muzgiz, 1947. 243 p.
Information about the author
Natalia Vladimirovna Korolevskaya E-mail: [email protected]
Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education «Saratov State Conservatoire named after L. V. Sobinov» 410012, Saratov, 1 Peter Stolypin Av.