Краснова Ольга Борисовна, кандидат социологических наук, профессор кафедры истории музыки Саратовской государственной консерватории имени Л. В. Собинова
Krasnova Olga Borisovna, PhD (Sociology), Professor at the Music History Department of the Saratov State Conservatoire named after L. V. Sobinov
E-mail: [email protected]
ТАТЬЯНА ФЕДОРОВНА МАЛЫШЕВА: ЭТАПЫ НАУЧНОЙ БИОГРАФИИ (1947-2020)
Статья посвящена научной деятельности признанного лидера кафедры истории музыки СГК Т. Ф. Малышевой. Цель статьи — выявление основных проблемных узлов исследовательской работы Малышевой, обобщение наблюдений над ее научными предпочтениями, наличие преемственности в научной работе кафедры. Материалом исследования выступили статьи Т. Ф. Малышевой, написанные в период работы ее в Саратовской государственной консерватории. Результаты суммируются в следующих выводах. В истории кафедры имеется значительная по масштабу и по хронологическим рамкам научная школа, связанная с работой Т. Ф. Малышевой. Разнообразные научные интересы ее концентрируются вокруг проблем, связанных с общегуманитарной проблематикой, вопросами теории мифа и ритуальной природы музыкального театра, а также с историей Саратовской консерватории. Исследовательские направления, характерные для работ Т. Ф. Малышевой, развиты и продолжены в трудах ее учеников.
Ключевые слова: Саратовская государственная консерватория (СГК), кафедра истории музыки, Т. Ф. Малышева.
TATYANA FEDOROVNA MALYSHEVA: STAGES OF SCIENTIFIC BIOGRAPHY (1947-2020)
The article is devoted to the scientific activity of the recognized leader of the Music History Department of the Saratov State Conservatoire T. F. Malysheva. The purpose of the article is to identify the main fields of Malysheva's research work, generalize observations on her scientific preferences, and trace the continuity in the scientific work of the department. The material of the study were the articles by T. F. Malysheva, written during her work at the Saratov State Conservatoire. The results of the research are summarized in the following conclusions. In the history of the department there is a significant scientific school in terms of scale and chronological framework, associated with the work of T. F. Malysheva. Her diverse scientific interests are centered around general humanitarian issues, the theory of myth and the ritual nature of musical theater, as well as the history of the Saratov Conservatoire. The research directions characteristic of the works of T. F. Malysheva are developed and continued in the works of her students.
Key words: Saratov State Conservatoire, the Music History Department, T. F. Malysheva.
По окончании эпохи М. Ф. Гейлиг для кафедры наступает период, когда во главе ее встает Татьяна Федоровна Малышева. Произошло это не сразу, и нельзя не отметить с уважением и благодарностью, что приходу Татьяны Федоровны предшествовал необходимый «посредствующий аккорд», которым стало время Б. Г. Ман-жоры. Его основное качество, как помнится тем, кто его знал, — необычайная широта и умение учитывать разные точки зрения. Это же в высшей степени было свойственно и Т. Ф. Малышевой. Середина 80-х годов — время яркого расцвета ее научного и преподавательского дарования. Ее приход на должность заведующей кафедрой в 1987 году оказался глубоко закономерным: далее в течение тридцати лет складывалась собственная научная традиция кафедры и, как теперь понятно, — авторская научная школа.
Альтернативной ли стала эта научная и преподавательская традиция или являлась продолжением прежней? Появление Татьяны Федоровны во главе кафедры сделало очевидным совмещение в ее личности двух довольно различных по природе своей ориентиров: ясного понимания собственной линии научных поисков, постоянного следования ей — и неизменного интереса к самым различным сторонам музыки.
Уже с начала 1970-х, когда она, выпускница Нижегородской (тогда — Горьковской) консерватории, начинает работать в Саратове, становится ясно, что с ее
приходом в консерватории появляется совершенно новый и необычный персонаж, сразу обративший на себя внимание коллег не только разносторонностью, профессионализмом, но и принципиально иным пониманием своей преподавательской и научной миссии. Эта новизна обнаружилась раньше всего в ее стиле преподавания. Блестящие, полные увлеченности и глубины, очень свободно и интригующе построенные, ее лекции мгновенно оценили и коллеги, и студенты. В ее работе сочетались традиция тщательнейшего, последовательного разбора музыкального текста — но уже вне суховатой, сугубо академической стилистики, — и совершенно новое для тогдашней кафедры доминирование подхода проблемного. Отдавая должное авторитету замечательных преподавателей предшествующего поколения, сама она отмечала, что стиль преподавания у них был другой.
В эти же годы стремительно развивается ее научная деятельность. Закончив фортепианное отделение Ставропольского музыкального училища, она получила превосходную подготовку в Горьковской консерватории в классе профессора Т. Н. Левой, которая отмечала многосторонность и яркость дарований студентки, особенно подчеркивая, что Татьяне Федоровне было дано «сочетание <...> серьезного научного потенциала и безошибочной интуиции; все это дополнялось живым чувством юмора и восприимчивостью к скрытым, не всегда читаемым слоям музыкальной ткани» [1,
с.10]. Горьковская консерватория дала ей возможность общения с такими крупными исследователями, как Д. В. Житомирский, О. В. Соколов, В. М. Цендровский; регулярного участия в студенческие годы в межвузовских конференциях, поездках на фестивали «Варшавская осень» и «Пражская весна». Среди обучавшихся с ней студентов немало было музыковедов с именами, известными в дальнейшем не только в отечественной, но и в мировой науке.
Тема дипломной работы, посвященной природе гротеска в «Истории солдата» И. Стравинского, надолго определит ее научные интересы. Вероятно, замечательная научная школа не менее, чем личная одаренность, дала ей возможность сразу и далеко превысить ученический уровень. По отзывам коллег, ее дипломная работа явно приближалась по уровню к диссертационному исследованию.
В 1974 году статья Т. Ф. Малышевой по материалам дипломной работы была отмечена на Всесоюзном конкурсе молодых музыковедов; много позднее появляется ее яркая статья на эту тему в сборнике статей молодых музыковедов. Уже в этой работе очевидно не только уверенное владение фактологическим материалом, но и стремление видеть проблему в системном плане. Постулируя сложность внутренней природы гротеска, Малышева предлагает его дифференциацию (амбивалентный — сатирический), связывая ее, что продуктивно для исследования и очень характерно для Татьяны Федоровны как ученого, с авторской позицией и речью. «Принципиальное различие между этими типами гротеска определяется спецификой и границами сферы их действия. Двойственность амбивалентного гротеска реализуется внутри художественного текста, сатирического — на уровне соотнесения текста и подтекста, авторской оценки» [4, с. 43].
В период написания этой работы Т. Ф. Малышева — аспирантка МГК имени П. И. Чайковского. Она учится в классе профессора Б. М. Ярустовского, одного из наиболее сильных отечественных искусствоведов, который, несомненно, раскрыл еще ярче ее талант понимания музыкального театра. После кончины Бориса Михайловича она обучалась в классе профессора Е. Б. Долинской, и в 1988 году защитила кандидатскую диссертацию на тему «Гротеск в отечественном музыкальном театре первой трети ХХ века».
В дальнейшем Татьяна Федоровна часто пишет о гротесковом стиле, в частности о методе гротесковой пародии в отечественном музыкальном театре. При этом она проявляет себя как исследователь, мыслящий прежде всего исторически. На долгое время задачей для нее, при обращении к этой, постоянно значимой теме, остается поиск общих принципов гротеска, коррелирующих с культурой эпохи.
Таким образом, уже в ранние годы профессионального становления Татьяна Федоровна располагает замечательными профессиональными качествами: высококлассной школой, блестящей эрудицией, гибкостью и широтой интересов. При этом для нее харак-
терна склонность не к техницизму, но к проникновению в существо художественного открытия, лежащее на пересечении психологии художника, языка эпохи и общекультурных констант. Это важнейшее качество она не только сохранила навсегда, но, кажется, со временем оно стало доминирующим. Сама она достаточно ясно сознавала это и неоднократно об этом говорила: «Новое сейчас ищут, скорее, не в материале, а именно в подходах с точки зрения аппарата других наук. Хотя это небесспорно. Когда я пришла на кафедру Саратовской консерватории, подход от музыки был довлеющим. Сейчас превалирует подход от концепции к музыке. Здесь, конечно, открывается много возможностей в обучении студентов, но контакт с музыкой ослабевает» [10, с. 6].
Приоритетные для Татьяны Федоровны научные темы образуют следующие проблемные узлы.
Творчество И. Ф. Стравинского остается одной из важнейших тем и предстает в самых разнообразных аспектах и диалогических сопоставлениях. В частности, на фигуре Стравинского замыкается и тематика танца, столь для нее дорогая; образ Стравинского предстает также в зеркале высказываний других композиторов. Второй, не менее важный проблемный узел обозначается уже в ранние годы работы в Саратове. Он связан с творчеством Р. Вагнера, который всю ее жизнь был одним из особенно пленявших ее авторов. Эта тема приобретала необычайно интригующий характер в лекциях, и мало кто сумел уклониться от ее обаяния в трактовке Татьяны Федоровны и не стать хотя бы ненадолго «вагнерианцем». Ее влекла не только грандиозность замысла немецкого мастера, но скорее культурно-историческая загадка, скрывающаяся в «казусе по имени Вагнер». Тема вагнеровского театра становится для Татьяны Федоровны источником длительных занятий поэтикой мифа, и ряд ее работ, посвященных Вагнеру, во многом предвосхищает позднейшие фундаментальные отечественные работы других авторов на эту тему. В частности, важнейшим для нее был вопрос о принципиальной внутренней целостности вагнеровского мира (и мифа).
Пример такого рода — одна из лучших (и наиболее показательных с точки зрения авторского стиля) статей Татьяны Федоровны с ее поистине «детективным» названием [9]. Рассматривая семантические функции копья Вотана, автор сразу выявляет два уровня: это знак, реперезентирующий Вотана как персонаж, — но и знак «разума Вотана» («хотя хитрость Логе продуктивнее» [9, с. 101]). По мысли автора, символ копья объединяет практически всех персонажей, так или иначе с ним соприкоснувшихся. В связи с этим появляется вывод о том, что функция темы копья — не столько репрезентирующая, сколько порождающая, чем и объясняется ее решающее воздействие на лейтмотивную систему последней оперы тетралогии (напомним, что порождающая функция, как и моделирующая, является одной из базовых для языка мифа). Второй неявный смысловой слой связан с идеей договоров, соединенной с образом копья. Анализ позволяет Татьяне Федоровне выявить
сопряжение семантики договоров — обмана — власти, возникающих как драматургические напластования, и сделать остроумный вывод о том, что «в партитуре (выделено мной. — О. К.) доказана вина Вотана в убийстве Зигфрида» [9, с. 105].
На фигуре Вагнера, как и Стравинского, нередко строилась проблематика наиболее глубоких ее работ, — оба композитора оказывались интеграторами ее постоянных интересов [8].
Много позднее упомянутых текстов на эту тему появляются ее статьи, посвященные другим мастерам, в чьем творчестве обнаруживаются аналогичные черты музыкальной космогонии, либо же устойчивый интерес к мифологическому материалу как таковому. Это работы о А. Н. Скрябине, С. И. Танееве, А. Г. Шнитке. Ее интерес к творчеству и личности Танеева неизменен и отличается столь же объемным и системным характером [3; 6]. Очень симптоматичны работы, соединяющие имена Скрябина, Танеева и Яворского [2]. Здесь происходит смыкание важнейших для Малышевой научных территорий: космогонический универсализм оригинально отражается, как показано в ее работе, также в универсализме музыкально-теоретическом.
Вагнер в известной мере воплощал для Татьяны Федоровны сам дух театра, неизменно ее чаровавший. Большая часть ее преподавательских интересов (и методических работ) касалась проблем оперы. Но существовала и еще одна научная страсть, не менее пламенная, — уже упомянутая выше тема природы танца. Работы о танце очень разнообразны: от достаточно локальных по тематике до воссоздающих универсальные, ритуальные основы танца или балетную символику в контексте переломных исторических эпох. Такое принципиальное расширение проблематики танца позволяло ей смыкаться с проблематикой мифологической так же, как в случае музыкальных миров Вагнера, Скрябина, Танеева. Такова работа о ритуальной символике в русском балете, где читаем, что «символизм, архетипизм и невербальная специфика языка танца определяют его принадлежность к глубинному общению, в котором человек являет себя не частично, а во всей полноте своей сущности» [5, с. 62] Фактически уже этот текст повествует об отражении музыкой внеречевого слоя сознания, что в последнее десятилетие стало одной из занимавших Татьяну Федоровну научных проблем.
В поздние годы вопросы истории доминируют в научном творчестве Татьяны Федоровны особенно заметно. Это выражается в постоянной архивной работе, позволившей ей исследовать и восстановить огромный исторический материал. Свидетельствуют об этом ее труды по истории Саратовской консерватории, что были начаты еще в 80-х годах, а также несколько значительных разделов в сборнике о композиторах и музыковедах Саратова и тот факт, что в юбилейной энциклопедии к столетию вуза она выступила как автор тридцати статьей об исторических персоналиях. В этом кругу — не только мемориальные, но и аналитические статьи: тексты о немецких музыкантах в истории Саратовской
консерватории; анализ деятельности Саратовской Алексеевской консерватории в сезоне 1915-1916 учебного года. Эта тема приходит к своей кульминации в трудах, посвященных личности и научным работам Б. Л. Яворского [7], обработке и систематизации его саратовского архива.
Воссоздание научного прошлого консерватории в эти годы гармонично смыкается в жизни Татьяны Федоровны с профессиональным формированием следующего поколения, с возникновением собственной научной школы.
Наиболее очевидной задачей, «унаследованной» учениками на долгие годы, стало исследование принципов мифопоэтики, в 90-е еще отмеченное всей интригующей свежестью новизны. Но для студенческих работ тех лет это было не только ново, но и значительно повышало исследовательскую «планку». Темами становятся мифо-ритуальная основа и космогония «Кольца нибелунга», ритуальное начало в «Свадебке» Стравинского; рассмотрение авторского мира как «модели мироздания». Последнее особенно характерно для работ на материале танцевальном («Несколько взглядов на модель мироздания в контексте произведений И. Стравинского, П. Хиндемита, О. Мессиана»; «Структура мироздания в балетах П. И. Чайковского» и др.).
Множество работ посвящено было проблематике хронотопа: «И. Стравинский и П. Пикассо: к проблеме созвучия кубофутуристических тенденций в трактовке пространства и времени»; «Рассказы из опер Р. Вагнера в свете проблемы мифологического времени»; «Мюзикл Р. Паулса "Сестра Керри" в свете проблемы пространственно-временного континуума» — и другие, вплоть до попыток поставить проблему типологии художественного времени в аспекте его драматургических свойств. Пусть простится нам отсутствие имен авторов этих дипломных исследований, чья профессиональная судьба сложилась различно, но речь идет о той научной атмосфере, которая установилась в классе их наставницы.
Много было работ, следующих в русле скорее традиционных для Татьяны Федоровны интересов, то есть исследований о различных гранях иронии, пародийности и гротеска, — но, вероятно, наиболее примечательными среди исследований, выполненных в ее классе, были две группы работ. Одна из них — это исследования с характерным определением их предмета как «мировидения». Это такие работы, как «Драматургические особенности симфоний Г. Малера в свете мирочувствования композитора (на примере первой и третьей симфоний)», «К проблеме преломления мировидения П. И. Чайковского в операх "Иоланта" и "Пиковая дама"», «Мировоззрение Мусоргского в ракурсе теории ответственности (на примере трактовки персонажей оперы "Борис Годунов")». Это было свидетельством стремления Татьяны Федоровны обратиться не только к текстам, но к неразъемлемой целостности творческой личности композитора, дать ответ на вопрос о природе художественного мышления.
Другая группа — работы, обращенные уже не к личности и ее миру, но к имманентным качествам самой музыки. На первый взгляд выглядящие скорее традиционными, эти темы, «преломленные» сквозь характерный для Татьяны Федоровны подход, сулили проникновение в само музыкальное бытие: «Концертность как ведущее качество музыки Листа»; «"Эмоциональное дыхание" в балладах Шопена: к вопросу об антропности музыкального мироустройства».
Студенты Татьяны Федоровны, ныне работающие на кафедре, по сей день связаны кругом своих интересов с ее вдохновляющим примером.
Исследование природы мифа и музыкальной космологии продолжили в своих работах О. Б. Краснова,
Н. С. Серова; диалог и монолог как типы мышления отражены в диссертации С. В. Волошко; концептуальная динамика творческого процесса составляет проблематику большинства работ Н. В. Королевской. Коммуникационные процессы массовой музыкальной культуры, предмет научных интересов И. В. Каменской, образуя самостоятельное ответвление кафедральной науки, тем не менее, исследуются с учетом научной методологии Татьяны Федоровны Малышевой. Стравинский, Вагнер, Скрябин, Танеев, постоянные герои ее размышлений, остаются до настоящего времени не только великими именами в мировой музыке, но и символическими путеводными знаками научного поиска замечательного отечественного музыковеда.
Литература
1. Левая Т. Н. О Татьяне Федоровне Малышевой // Камертон. 2020. № 119. С. 10-11.
2. Малышева Т. Ф. Б. Л. Яворский о музыкальном мироздании С. И. Танеева и А. Н. Скрябина (по материалам архива Саратовской консерватории) // Саратовская консерватория в контексте отечественной художественной культуры: сб. статей по материалам Международной юбилейной научно-практической конференции 21-22 ноября 2012 г. Ч. 1. Саратов: СГК (академия) им. Л. В. Собинова, 2013. С. 73-76.
3. Малышева Т. Ф. Воспоминания Болеслава Леопольдовича Яворского о Сергее Ивановиче Танееве: из архива Саратовской консерватории (под редакцией С. В. Протопопова) // Проблемы художественного творчества: сб. статей по материалам Всероссийских научных чтений, посвященных Б. Л. Яворскому, 27-28 ноября 2018 г. Саратов: СГК им. Л. В. Собинова, 2018. С. 26-29.
4. Малышева (Мошонкина] Т. Ф. Гротеск в «Истории солдата» // О музыке. Статьи молодых музыковедов. М.: Сов. композитор, 1980. С. 40-64.
5. Малышева Т. Ф. О символах и ритуальных фигурах в русском балете начала XX в. // Проблемы художественного творчества: сб. статей по материалам Всероссийских научных чтений, посвященных Б. Л. Яворскому. 28 февраля — 2 марта 2009 г. Саратов: СГК им. Л. В. Собинова, 2010. С. 62-69.
6. Малышева Т. Ф. Отражение принципов музыкального мышления С. И. Танеева в его педагогической деятельно-
сти (по воспоминаниям Б. Л. Яворского) // Проблемы художественного творчества: сб. статей по материалам Всероссийских научных чтений, посвященных Б. Л. Яворскому 28-30 сентября 2012 г. Ч. 1. Саратов: СГК им. Л. В. Собинова, 2013. С. 43-51.
7. Малышева Т. Ф. Саратовский архив Болеслава Леопольдовича Яворского // Венок Яворскому: сб. научных статей по материалам Всероссийских Научных Чтений, посвященных Б. Л. Яворскому 1-2 декабря 2005 г. Саратов: СГК им. Л. В. Собинова, 2006. С. 158-163.
8. Малышева Т. Ф. Тема странствий в театре Рихарда Вагнера и Игоря Стравинского // Русская музыка в контексте мировой художественной культуры: материалы научной конференции в рамках III Международного конкурса молодых пианистов им. П. А. Серебрякова. 12-13 апреля 2002 г., Волгоград, ВМИИ им. П. А. Серебрякова. Саратов: СГК им. Л. В. Собинова, 2002. С. 163-165.
9. Малышева Т. Ф. Чьим копьем был убит Зигфрид? // Проблемы художественного творчества: сб. статей по материалам Всероссийских научных чтений, посвященных Б.Л.Яворскому (29 ноября 2013, 28 февраля — 1 марта 2014). Саратов: СГК им. Л. В. Собинова, 2014. С. 100-105.
10. Подшивалова О. «...Это счастье — заниматься прекрасной музыкой со студентами.»: Интервью с профессором Саратовской консерватории Татьяной Федоровной Малышевой // Камертон. 2008. № 9. С. 6-7.
References
1. Levaya T. N. O Tatyane Fedorovne Malyshevoi [About Tatyana Fedorovna Malysheva] // Kamerton. 2020. № 119. P. 10-11.
2. Malysheva T. F. B. Yavorsky o musikalnom mirozdanii S. I. Taneeva i A. N. Skryabina (po materialam arhiva Sara-tovskoi konservatorii) [Yavorsky about the musical universe ofS.I.Taneev and A. N. Scriabin (based on the archive oftheSaratov Conservatory)] // Saratovskaia konservatoriya vkontekste otechestvennoi hudozhestvennoi kulturi: sb. statei po materialam Mezhdunarodnoi yubileinoi nauchno-praktich-eskoi konferenzii 22 noyabrya 2012 g. Ch. 1 [Saratov Conservatoire inthe Context of National Artistic Culture: Collected articles based on the materials of the International Anniversary Scien-
tific and Practical Conference November 21-22, 2012. Part 1]. Saratov: SGK (akademiya) im. L. V. Sobinova, 2013. P. 73-76.
3. Malysheva T.F.Vospominaniya Boleslava Leopoldovi-cha Yavorskogo o Sergee Ivanoviche Taneeve: iz arhiva Sara-tovskoi konservatorii (pog redakziei S. V. Protopopova) [Memoirs ofBoleslav Leopoldovich Yavorsky about Sergei Ivanovich Taneyev: from the archive of the Saratov Conservatoire (edited by S.V.Protopopov)] // Problemi hudozhestvennogo tvorchestva: sb. statei po materialam Vserossiiskih nauchnih chtenii, posvyachennih B. L. Yavorskomu, 27-28 noyabrya 2018 g. [Problems of artistic creativity: Collected articles based onthematerials of the All-Russian scientific readings dedicated toB.L.Yavorsky, November 27-28, 2018]. Saratov: SGK
im. L. V. Sobinova, 2018. P. 26-29.
4. Malysheva (Moshonkina) T. F. Grotesk v «Istorii soldata» [Grotesque in «The Story of a Soldier»] // O musike. Statyi molo-dih musikovedov [About music. Articles of young musicologists]. M.: Sov. kompozitor, 1980. P. 40-64.
5. Malysheva T. F. O simvolah i ritualnyh figurah v russkom balete nachala XX v. [On Symbols and Ritual Figures in Russian Ballet of the Early 20th Century] // Problemi hudozhestvenno-go tvorchestva: sb. statei po materialam Vserossiiskih nauchnyh chtenii, posvyaschennyh B. L. Yavorskomu. 28 fevralya — 2 marta 2009 g. [Problems of artistic creativity: Collected articles based on the materials of the All-Russian scientific readings dedicated to B. L. Yavorsky. February 28 — March 2, 2009]. Saratov: SGK im. L. V. Sobinova, 2010. P. 62-69.
6. Malysheva T. F. Otrazhenie printsipov musikalnogo my-chleniya S. I. Taneeva v ego pedagogicheskoi deyatelnosti (po vospominaniyam B. L. Yavorskogo) [Reflection of S. I. Tane-yev's principles of musical thinking in his pedagogical activity (according to the memoirs of V. L. Yavorsky)] // Problemi hudozhestvennogo tvorchestva: sb. statei po materialam Vse-rossiiskih nauchnih chtenii, posvyachennih B. L. Yavorskomu 28-30 sentyabrya 2012 g. Ch. 1 [Problems of artistic creativity: Collected articles based on the materials of the All-Russian scientific readings dedicated to B. L. Yavorsky September 28-30, 2012. Part 1]. Saratov: SGK im. L. V. Sobinova, 2013. P. 43-51.
7. Malysheva T. F. Saratovskyi arhiv Boleslava Leopoldovi-cha Yavorskogo [Saratov archive of Boleslav Leopoldovich Yavorsky] // Venok Yavorskomu: sb. statei po materialam Vse-rossiiskih nauchnih chtenii, posvyachennih B. L. Yavorskomu 1-2 dekabrya 2005. [Wreath to Yavorsky: Collected scientific
Информация об авторе
Ольга Борисовна Краснова E-mail: [email protected]
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Саратовская государственная консерватория имени Л. В. Собинова» 410012, Саратов, проспект им. Петра Столыпина, дом 1
articles based on the materials of the All-Russian Scientific Readings dedicated to B. L. Yavorsky December 1-2, 2005]. Saratov: SGK im. L. V. Sobinova, 2006. P. 158-163.
8. Malysheva T. F. Tema stranstviy v teatre Riharda Vagnera i Igorya Stravinskogo [The theme of wanderings in the theater ofRichard Wagner and Igor Stravinsky] // Russkaya musi-ka vkontekste mirovoi hudozhestvennoi kultury: materialy nauchnoi konferenzii v ramkah III Mezhdunarodnogo konkursa molodyh pianistov im. P. A. Serebryakova 12-13 aprelya 2002. [Russian music in the context of world artistic culture: materials ofthe scientific conference within the framework of the III P. A. Serebryakov International Competition for Young Pianists. April 12-13, 2002, Volgograd, VMII named after P. A. Sere-bryakov]. Saratov: SGK im. L. V. Sobinova, 2002. P. 163-165.
9. Malysheva T. F. Chyim kopyom byl ubit Zigfrid? [Whose spear killed Siegfried?] // Problemi hudozhestvennogo tvorches-tva: sb. statei po materialam Vserossiiskih nauchnih chtenii, posvyachennih B. L. Yavorskomu (29 noyabrya 2013, 28fevra-lya— 1 marta 2014) [Problems of artistic creativity: Collected articles based on the materials of the All-Russian scientific readings dedicated to B. L. Yavorsky (November 29, 2013, February 28 — March 1, 2014)]. Saratov: SGK im. L. V. Sobinova, 2014. P. 100-105.
10. Podshivalova O. «...Eto schastye — zanimatsya prekrasnoi musikoi so studentami...»: Intervyu s professorom Saratovskoi konservatorii Tatyanoi Fedorovnoi Malyshevoi [«.It is happiness to study beautiful music with students.»: Interview with Professor of the Saratov Conservatoire Tatyana Fedorovna Malysheva] // Kamerton [Fork]. 2008. № 9. P. 6-7.
Information about the author
Olga Borisovna Krasnova E-mail: [email protected]
Federal State Budget Educational Institution of Higher Education «Saratov State Conservatoire named after L. V. Sobinov» 410012, Saratov, 1 Peter Stolypin Av.