Научная статья на тему 'ПРОШЛОЕ, НАСТОЯЩЕЕ, БУДУЩЕЕ УДМУРТСКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ФОЛЬКЛОРИСТИКИ (РЕЦЕНЗИЯ НА МОНОГРАФИЮ И. М. НУРИЕВОЙ «УДМУРТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ФОЛЬКЛОРИСТИКА. СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ», ИЖЕВСК, 2021)'

ПРОШЛОЕ, НАСТОЯЩЕЕ, БУДУЩЕЕ УДМУРТСКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ФОЛЬКЛОРИСТИКИ (РЕЦЕНЗИЯ НА МОНОГРАФИЮ И. М. НУРИЕВОЙ «УДМУРТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ФОЛЬКЛОРИСТИКА. СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ», ИЖЕВСК, 2021) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
9
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
удмуртский музыкальный фольклор / история удмуртского этномузыковедения / архивные материалы / Udmurt musical folklore / history of Udmurt ethnomusicology / archival materials

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Бражник Лариса Владимировна

В рецензии на монографию И. М. Нуриевой «Удмуртская музыкальная фольклористика. Страницы истории» (Ижевск, 2021) даётся критический анализ работы, характеризуется актуальность труда, оцениваются методологические подходы автора к изучению процессов становления и развития удмуртского этномузыковедения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PAST, PRESENT, FUTURE OF UDMURT MUSICAL FOLKLORISTICS (REVIEW OF I. M. NURIEVA’S MONOGRAPH UDMURT MUSICAL FOLKLORISTICS. PAGES OF HISTORY, Izhevsk, 2021)

Review of the monograph by I. M. Nurieva “Udmurt musical folkloristics. Pages of History” (Izhevsk, 2021) provides a critical analysis of the work, characterizes the relevance of the work, evaluates the author's methodological approaches to the study of the processes of formation and development of Udmurt ethnomusicology.

Текст научной работы на тему «ПРОШЛОЕ, НАСТОЯЩЕЕ, БУДУЩЕЕ УДМУРТСКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ФОЛЬКЛОРИСТИКИ (РЕЦЕНЗИЯ НА МОНОГРАФИЮ И. М. НУРИЕВОЙ «УДМУРТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ФОЛЬКЛОРИСТИКА. СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ», ИЖЕВСК, 2021)»

Лариса Владимировна Бражник — музыковед, доктор искусствоведения, профессор, профессор кафедры теории музыки Казанской государственной консерватории имени Н. Г. Жиганова

(Казань, Россия), [email protected]

Larisa V. Brazhnik - musicologist, Dr.Sci. (Arts), Professor, Professor at the Music Theory Department

of the Kazan State Zhiganov Conservatoire

(Kazan, Russia), kazconsnauka@mail. ru

УДК 781.7

DOI 10.61908/2413-0486.2023.34.2.140-144

ПРОШЛОЕ, НАСТОЯЩЕЕ, БУДУЩЕЕ УДМУРТСКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ФОЛЬКЛОРИСТИКИ (РЕЦЕНЗИЯ НА МОНОГРАФИЮ И. М. НУРИЕВОЙ «УДМУРТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ФОЛЬКЛОРИСТИКА. СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ», ИЖЕВСК, 2021)

PAST, PRESENT, FUTURE OF UDMURT MUSICAL FOLKLORISTICS (REVIEW OF I. M. NURIEVA'S MONOGRAPH UDMURT MUSICAL FOLKLORISTICS. PAGES OF HISTORY, Izhevsk, 2021)

Аннотация

В рецензии на монографию И. М. Нуриевой «Удмуртская музыкальная фольклористика. Страницы истории» (Ижевск, 2021) даётся критический анализ работы, характеризуется актуальность труда, оцениваются методологические подходы автора к изучению процессов становления и развития удмуртского этномузыковедения.

Abstract

Review of the monograph by I. M. Nurieva "Udmurt musical folkloristics. Pages of History" (Izhevsk, 2021) provides a critical analysis of the work, characterizes the relevance of the work, evaluates the author's methodological approaches to the study of the processes of formation and development of Udmurt ethnomusicology.

Ключевые слова: удмуртский музыкальный фольклор, история удмуртского этномузыковедения, архивные материалы

Keywords: Udmurt musical folklore, history of Udmurt ethnomusicology, archival materials

Монография Ирины Муртазовны Нуриевой «Удмуртская музыкальная фольклористика. Страницы истории» (Ижевск, 2021) посвящена малоисследованной области удмуртского этномузыковедения - истории её изучения. Следует отметить, что данная проблематика освещалась и в предыдущих изданиях [1; 3], но сведения в них носили скорее фрагментарный характер и не претендовали на полное освещение темы. В монографии И. М. Нуриева рассматривает процессы становления и развития удмуртской этномузыкологии, подробно анализируя характерные для каждого исторического этапа тенденции и направления, очерчивает научные портреты учёных, причастных к удмуртской музыкальной фольклористике.

И. М. Нуриевой изучен значительный корпус архивных и опубликованных материалов. Большой интерес вызывают не издававшиеся ранее архивные материалы, в частности, написанный композитором и фольклористом Н. М. Греховодовым «Организационный план по развёртыванию музыкально-фольклорной работы в Удмуртском научно-исследовательском институте на пятилетие 1939-1943 гг.», который характеризует композитора как вдумчивого и талантливого исследователя [2, c. 68-72]. В монографии проанализированы раритетные труды зарубежных авторов конца XIX века, опубликованные на различных европейских языках. Знание этих работ подтверждается многочисленными цитатами, переведёнными на русский язык, а также комментариями автора монографии по поводу тех или иных положений изученных материалов. В нотных приложениях впервые в русскоязычном издании публикуются музыкально-поэтические тексты удмуртских песен, записанных зарубежными учёными М. Бухом, Ю. Вихманном, Р. Лахом на рубеже XIX-XX веков, что расширяет объём памятников традиционной музыкальной культуры удмуртов. Весьма интересно расположение текста в монографии И. М. Нуриевой с одновременными сведениями из биографий учёных и её собственными научными изысканиями. Монография проиллюстрирована

фотографиями, выдержками из архивных документов, нотными примерами из сборников разных лет, что, несомненно, повышает её информативность.

Главы труда И. М. Нуриевой расположены в хронологическом порядке, предваряются краткой характеристикой соответствующих социально -исторических периодов в жизни страны. Перед читателем развёртывается сложная, порой драматичная история зарождения новой науки - удмуртской музыкальной фольклористики. Историческая атмосфера этих временных периодов оказала влияние как на развитие самого удмуртского фольклора, так и на издательскую политику, что отразилось на качестве публикуемого материала в сборниках удмуртских песен. Анализ публикаций каждого из исторических периодов наглядно показывает пути поисков новой научной методологии и динамику развития региональной науки. И. М. Нуриева уделяет большое внимание каждому из собирателей и учёных, участвовавших в этом процессе -таким значимым в отечественной этномузыкологии учёным, как Е. В. Гиппиус и З. В. Эвальд, или малоизвестным зачинателям удмуртской фольклористики М. Прокопьеву и М. Романову. У читателя появляется возможность впервые ознакомиться с биографическими деталями, характеризующими собирательскую и научную деятельность В. А. Пчельникова или Якова Эшпая. Особое внимание уделяется Ласло Викару и Габору Берецки - венгерским учёным, исследователям музыкального фольклора народов Поволжья -Приуралья. Характеризуя деятельность Л. Викара, записавшего огромное количество архаичных удмуртских обрядовых песен, И. М. Нуриева пишет: «Музыкальная культура удмуртов занимает, как отмечает венгерский исследователь, особое, уникальное положение в финно-угорском сообществе, поскольку только удмуртское песенное искусство органично сочетает в себе в равной степени элементы трёх этнических культур - финно-угорской, тюркской и славянской, что свидетельствует о высокой степени традиционализма и, с другой стороны, - восприимчивости» [2, а 108]. И далее: «Принципиально важными остаются его выводы, подтверждающие мысли Бартока и Кодая о том,

что монофоническая (монодийная) пентатоника в Поволжье - фундаментальная черта музыки тюркоязычных народов, и этот пентатонизм был воспринят финно-уграми» [там же]. Автор монографии пишет о работах целого ряда современных исследователей-этномузыкологов, в том числе Р. А. Чураковой, А. Н. Голубковой, Т. Г. Владыкиной, М. Г. Хрущёвой, М. Г. Ходыревой, Е. Б. Вершининой и др. Следует отметить, что в монографии И. М. Нуриевой есть и критика ряда положений из трудов разных авторов. Но это выполнено со свойственной Ирине Муртазовне тактичностью и уважительным отношением ко всем, кто обращался к изучению удмуртских песен.

Рецензируемую монографию И. М. Нуриевой можно расценивать не только как «страницы истории», но и как «страницы теории» удмуртской этномузыкологии. Авторы работ (зарубежные и не только), анализируемых в монографии, зачастую пользовались «своей» теоретической терминологией, смысл которой И. М. Нуриева уточняет и объясняет с позиций современной науки. Например, австрийский композитор Роберт Лах, пытаясь охарактеризовать мелодические типы удмуртской песни, использует термин «литания» (от лат., греч. Litany - молебствие, молитва, прошение). Облекая заданную австрийским композитором формулировку в современную терминологию, И. М. Нуриева уточняет, что речь идёт об архаичном трёхзвучном обрядовом пласте, имеющем свои закономерности мелодического развёртывания. Также любопытны размышления удмуртского музыковеда по жанровым номинациям, вопросам классификации в удмуртских песенных сборниках. Автор включается в дискуссию, высказывает своё мнение по этим вопросам, считая, например, что родовыми напевами можно считать только напевы моления, подчёркивает спорность применения термина «лирические песни» с филологической позиции. В 4 главе монографии имеются весьма интересные сведения о существовании в удмуртском музыкальном фольклоре языческих молитв, об имеющихся у удмуртов языковых диалектах. Как считает И. М. Нуриева, «выявление языковедами границ отдельных диалектов

значительно облегчает проблему определения ареала песенной традиции, так как удмурты, даже при позднейшем их расселении, смогли сохранить удивительную целостность своей культуры, проявляющуюся в общности языковых, музыкальных и этнографических особенностей» [2, c. 131]. В этой же главе автор пишет о восьмитомном (!) издании удмуртских народных песен в серии «Удмуртский фольклор», добавляя, что готовится девятый том.

В заключении монографии чётко сформулированы задачи, стоящие перед будущими исследователями удмуртского музыкального фольклора, в том числе задачи сохранения того опыта, который был накоплен за 140 лет, как пишет автор монографии, «с момента первой публикации удмуртской мелодии» [2, c. 139].

В целом монография Ирины Муртазовны Нуриевой является образцом для будущих исследователей музыкального фольклора народов Поволжья -Приуралья. Книга может стать полезной для этномузыковедов, фольклористов, историков-краеведов. Одновременно это своего рода и учебник для студентов кафедры этномузыкологии музыкальных вузов страны.

В заключение выражаю глубочайшее уважение И. М. Нуриевой за проделанную ею работу по увековечиванию памятников удмуртского музыкального фольклора и памяти его исследователей.

Литература

1. Голубкова А. Н., Чуракова Р. А. Музыкальная культура Удмуртии: учеб. пособие. Ижевск: Удмуртский университет, 2004. 348 с.

2. Нуриева И. М. Удмуртская музыкальная фольклористика. Страницы истории. Ижевск, 2021. 179 с.

3. Путь к удмуртской опере / сост. А. Н. Голубкова. Ижевск: Удмуртия, 1969. 136 с.

References

1. Golubkova A. N., Churakova R. A. Muzykal'naja kul'tura Udmurtii: ucheb. posobie [Musical culture of Udmurtia: a textbook]. Izhevsk: Udmurtskij universitet, 2004. 348 p.

2. Nurieva I. M. Udmurtskaja muzykal'naja fol'kloristika. Stranicy istorii [Udmurt musical folkloristics. Pages of History]. Izhevsk, 2021. 179 p.

3. Put' k udmurtskoj opere [The path to the Udmurt opera]. Compiled by A. N. Golubkova. Izhevsk: Udmurtija, 1969. 136 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.