УДК 811.511.131(049.32) И. М. Нуриева
ЗВУКИ МУЗЫКИ И ДУШИ
(К ЮБИЛЕЮ А. Н. ГОЛУБКОВОй)
Статья посвящена юбилею видного ученого-музыковеда, Заслуженного деятеля искусств А. Н. Голубковой. Рассматривается ее научная и творческая деятельность, анализируется вклад в изучение истории удмуртской музыки.
Ключевые слова: музыковедение, юбилей, А. Н. Голубкова, история науки.
16 сентября отмечался юбилей видного ученого, Заслуженного деятеля науки УАССР (1981) Ады Николаевны Голубковой. Ее имя известно не только у нас в республике и стране, но и далеко за рубежом. Первый в республике кандидат искусствоведения по специальности «музыкальное искусство», Ада Николаевна стала первым по-настоящему профессиональным исследователем музыкального искусства в Удмуртии. Огромная творческая энергия, высокий профессионализм позволили ей работать в нескольких направлениях одновременно: исследования по традиционной музыке и профессиональному творчеству, методические разработки преподавания удмуртской музыки в школе, пропаганда творчества удмуртских композиторов и фольклорных коллективов и т. д.
Будучи музыковедом-историком по специальности и по призванию, А. Н. Голубкова внесла неоценимый вклад в изучение истории удмуртской музыки. За период работы в УдНИИ и Институте человека при УдГУ ею опубликовано несколько монографий и множество статей, посвященных традиционной и профессиональной удмуртской музыке. Как признавалась сама Ада Николаевна, при написании статей огромную роль сыграла ее работа в архиве. Кропотливый, в прямом смысле «пыльный» труд, поиски документов по теме, радость открытий - кому из историков не знакомы эти этапы работы! Ада Николаевна выезжала и в поле, в фольклорные экспедиции, впечатления от которых она сохранила до сих пор. Так, она часто вспоминает пение народных исполнительниц, их необычный тембр, не сравнимый с академическим пением.
Рассматривая народно-песенное искусство удмуртов в историческом контексте, А. Н. Голубкова определила его место в системе этнической культуры.
_И. М. Нуриева
Она работала в тесном содружестве с П. К. Поздеевым, которого считает своим учителем. Союз музыковеда и фольклориста-филолога оказался очень плодотворным: результатом совместных фольклорных экспедиций становится сборник удмуртских народных песен [1]. В 1987 г. выходит в свет очерк об удмуртской народной песне «Сокровище народное», в котором авторы рассматривают все песенные жанры, бытующие в Удмуртии. Тематическая классификация в книге дополняется хронологической: обрядовые, будничные песни, песни о социальной борьбе, песни послереволюционного периода [4]. Тот же принцип историзма положен в основу отдельной монографии А. Н. Голубковой «Музыкальная культура Советской Удмуртии» (Ижевск, 1978). Основной принцип исследования истории национальных музыкальных культур, по мнению ученого, связан с выявлением «как ранних этапов ее становления, ее генезиса, так и процессов более позднего формирования в период сложения феодальных и капиталистических отношений в условиях многообразных межнациональных контактов» [2]. В орбиту исследования было вовлечено огромное количество материала: народное пение, традиционный музыкальный инструментарий, самодеятельное исполнительское искусство, охарактеризованы различные этапы становления профессионального композиторского творчества. По охвату материала и хронологическим рамкам исследования эта книга - пока единственная в республике.
Единственной остается и ее работа о государственном ансамбле «Италмас», выпущенная к его юбилею в виде подарочного издания. В ней прослеживается история коллектива, раскрываются творческие портреты отдельных исполнителей, их исполнительское искусство, описан песенный и танцевальный репертуар. Эта книга стала своеобразной эмблемой творческого коллектива [3].
Работая в секторе литературы и фольклора, А. Н. Голубкова продолжила исследование творчества композитора Г. А. Корепанова. В книге, которую она опубликовала несколько позже, раскрыта самобытность композиторского стиля, индивидуальная творческая манера письма и, конечно же, истоки вдохновения -интонационное богатство удмуртской песни. Анализируя массовую песню удмуртских композиторов, автор вникает в сущность поэтической интонации и слова как главной ячейки песенной мелодии.
Ада Николаевна - обаятельная, предельно деликатная женщина. Меня всегда удивляла, как она справлялась с должностью заведующего сектором, где работали разные по творческой направленности и характеру исследователи, каждый из которых - самобытная личность, широко известная в республике: Е. Ф. Шумилов, В. В. Ложкин, Л. И. Савельева, К. М. Климов, С. Н. Виноградов. Исследование традиционной культуры удмуртского народа всегда было из приоритетов в научной деятельности сектора. Созданный по инициативе директора института В. Г. Гусева в 1973 г., сектор искусствоведения основное внимание уделял изучению традиционного и профессионального искусства. Главные задачи, которые были поставлены перед сотрудниками, заключались в овладении современной методикой искусствоведческого анализа, в изучении народного и профессионального искусства с искусствоведческих позиций. Несмотря на сравнительно недолгий срок функционирования сектора как самостоятельной структурной единицы (до его слияния с сектором литературы и фольклора в 1983 г.), многочисленные публикации, глубо-
Звуки музыки и души (к юбилею А. Н. Голубковой)_
кая заинтересованность авторов в подаче материала, регулярные лекции сотрудников сектора - остались как яркое свидетельство его востребованности в культурной и общественной жизни города и республики. Исследовательский спектр сектора, бессменным руководителем которого была А. Н. Голубкова, самый разнообразный: театр и театральная жизнь города и республики (В. В. Ложкин), градостроительство и архитектура городов Удмуртии (Е. Ф. Шумилов), удмуртская народная музыка и профессиональное композиторское творчество (А. Н. Голубкова), декоративно-прикладное искусство (Л. И. Савельева, К. М. Климов, С. Н. Виноградов). За 10 лет работы сектора было опубликовано несколько сборников научных трудов и монографий. Каждая работа его сотрудников - плод кропотливого труда в полевых условиях, результат долгих изысканий в архивах. В целом во всех изданиях тех лет отчетливо прослеживаются два основополагающих принципа: исторический подход в исследовании той или иной искусствоведческой проблемы и опора на основу основ любого из искусств - народное творчество.
Ада Николаевна обладает абсолютным музыкальным слухом. Что это значит для музыканта? Конечно, во время учебы такой слух в отличие от обычного развитого музыкального слуха составляет огромное преимущество для студента: «зараз» пишутся музыкальные диктанты, тут же улавливаются все модуляции в гармонической последовательности. Но абсолютный слух оборачивается и большими проблемами: его обладателю сложно слушать музыку в оркестре, при котором какие-нибудь инструменты могут не строить, - или хоровые произведения, в исполнении которых возможно так называемое «съезжание» вниз, и т. д. и т. п. У Ады Николаевны слух предельно обострен. Она по слуху может точно определить звуки не только музыки, но и льющейся воды, проезжающего автомобиля, шелеста деревьев. Такая чуткость, разумеется, осложняет ее жизнь как тонкого музыканта, но, согласитесь, насколько она, должно быть, интересна!
Много лет общаясь с этим удивительным человеком, я для себя сделала множество открытий. В первую очередь, у нее не только абсолютный слух. Ада Николаевна обладает такой же абсолютно чистой душой, которой тоже очень сложно жить в нашем непростом современном мире. Ни одного раза я не услышала от нее осуждающего слова, упреков в адрес кого-нибудь, намеков на обиду или сетований на жизнь. В этом отношении Ада Николаевна «несовременный» человек. Все наши разговоры с ней - «возвышены», абстрагированы от быта и касаются только искусства, музыки, перспектив развития музыкального образования и искусства.
Ада Николаевна «влюблена» в край, в котором она родилась. Именно про нее можно сказать «истинный патриот», хотя сейчас это опять-таки не модно. Сколько замечательных идей она высказывает о нашем земляке П. И. Чайковском, как искренне переживает она, что в Удмуртии «идея Чайковского» не реализована до конца. Ее воспоминания о деревянных тротуарах Ижевска, о гимназиях, первых библиотеках и музыкальной школе живо рисуют картины предвоенного города.
Ада Николаевна - счастливая женщина. Она выросла в интеллигентной семье, и такую семью создала сама. Дух семьи, который ощущается сразу при входе в дом, - это любовь, предельное уважение друг к другу, непозволительность даже намека на резкое слово. Прожив долгую счастливую жизнь в супружестве,
_И. М. Нуриева
она посчитала своим долгом написать книгу памяти своего мужа Н. Голубкова (известного в республике преподавателя ИжГТУ), показав всю семью, окружение, культуру взаимоотношений друг с другом. В свои 85 лет Ада Николаевна великолепно выглядит, такая же энергичная, активная, готовая обсуждать любые научные или творческие проблемы.
Ада Николаевна полна творческих сил и научных идей, свидетельством чего является только что подготовленная ею рукопись новой монументальной монографии. Что будет в этой книге, какие новые идеи предложит автор, - пока секрет. Но мы с нетерпением ждем ее публикации.
Дорогая Ада Николаевна! Поздравляем Вас с юбилеем, желаем творческой энергии, счастья Вам и Вашей семье! Пусть огонек любви и тепла никогда не угасает в Вашем сердце!
ПРИМЕЧАНИЯ
1. Голубкова А. Н., Поздеев П. К. Удмуртские народные песни. Ижевск, 1976.
2. Голубкова А. Н. Музыкальная культура Советской Удмуртии (1917-1967). Ижевск,
1978.
3. Голубкова А. Н. «Италмас»: Государственный ансамбль песни и танца Удмуртской АССР. Устинов, 1985.
4. Голубкова А. Н., Поздеев П. К. Сокровище народное. Очерк об удмуртской народной песне. Ижевск, 1987.
Поступила в редакцию 8.10.2013
I. M. Nurieva
The Sound of Music and Soul (to the Jubilee of A. N. Golubkova)
The article is devoted to the anniversary of the outstanding scientist and musicologist, Honored Artist A. N. Golubkova. Her scientific and creative activity is examined, the contribution to the study of the Udmurt music history is analyzed.
Keywords: musicology, anniversary, A. N. Golubkova, the history of science.
Нуриева Ирина Муртазовна,
кандидат искусствоведения, доцент, старший научный сотрудник, Удмуртский институт истории, языка и литературы Уральского отделения РАН 426004, Россия, г. Ижевск, ул. Ломоносова, 4 E-mail: [email protected]
Nurieva Irina Murtazovna,
Сandidate of Arts, Associate Professor, Senior Research Associate, Udmurt Institute of History, Language and Literature of the Ural branch of the Russian Academy of Sciences 426004, Russia, Izhevsk, Lomonosov st., 4 E-mail: [email protected]