Научная статья на тему 'Изучение этномузыкальных традиций народов Поволжья: историко-педагогический аспект'

Изучение этномузыкальных традиций народов Поволжья: историко-педагогический аспект Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
901
130
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Филология и культура
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЭТНОКУЛЬТУРА / ЭТНОПЕДАГОГИКА / УЧИТЕЛЬ МУЗЫКИ / МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР / ЭТНОМУЗЫКАЛЬНЫЕ ТРАДИЦИИ / НАРОДЫ ПОВОЛЖЬЯ / ETHNIC CULTURE / ETHNOPEDAGOGY / TEACHER OF MUSIC / MUSIC FOLKORE / ETHNOMUSICAL TRADITIONS / PEOPLES OF THE VOLGA REGION

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Нургаянова Неля Хабибулловна

В настоящее время наблюдается тенденция возвращения к фольклорным традициям, возрастает интерес к народным «корням». На основе изучения музыкального фольклора, форм его функционирования в культурно-образовательном пространстве проводятся научные конференции, осуществляются публикации, издаются нотные сборники, учебно-методические пособия. В статье представлен историко-педагогический аспект процесса научного исследования этномузыкальных традиций народов Поволжья от появления первых нотированных образцов песенного и музыкального фольклора до формирования научных школ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESEARCH INTO ETHNOMUSICAL TRADITIONS OF THE PEOPLES IN THE VOLGA REGION: HISTORICAL AND PEDAGOGICAL ASPECTS

Currently, we observe the tendency for the return to folk traditions and a growing interest in folk "roots". On the basis of folk music studies and research into the forms of its functioning in the cultural and educational space, scientific conferences are held, publications are issued, and music collections and educational guide-books are published. The article presents historical and pedagogical aspects of scientific research into ethnomusical traditions of the Volga region peoples from the first records of song and folk music to the formation of scientific schools.

Текст научной работы на тему «Изучение этномузыкальных традиций народов Поволжья: историко-педагогический аспект»

ФИЛОЛОГИЯ И КУЛЬТУРА. PHILOLOGY AND CULTURE. 2015. №4(42)

УДК 37.01:39

ИЗУЧЕНИЕ ЭТНОМУЗЫКАЛЬНЫХ ТРАДИЦИЙ НАРОДОВ ПОВОЛЖЬЯ: ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

© Н.Х.Нургаянова

В настоящее время наблюдается тенденция возвращения к фольклорным традициям, возрастает интерес к народным «корням». На основе изучения музыкального фольклора, форм его функционирования в культурно-образовательном пространстве проводятся научные конференции, осуществляются публикации, издаются нотные сборники, учебно-методические пособия. В статье представлен историко-педагогический аспект процесса научного исследования этномузыкальных традиций народов Поволжья - от появления первых нотированных образцов песенного и музыкального фольклора до формирования научных школ.

Ключевые слова: этнокультура, этнопедагогика, учитель музыки, музыкальный фольклор, этно-музыкальные традиции, народы Поволжья.

Поволжье - уникальный полиэтнический регион России, где на протяжении многих веков совместно проживают представители тюркских, славянских, финно-угорских народов, что в совокупности оказало влияние на становление особенной мультикультуры как основы межэтнической толерантности. Значимая роль в этом этническом конгломерате принадлежит этномузы-кальным традициям, являющимся отражением исторической памяти народа, его испытанной мудрости, важной предпосылкой для сохранения самобытности народа и развития национальной культуры.

Этномузыкальные традиции народов Поволжья, воплощенные в различных жанрах музыкального фольклора, праздничных и обрядовых действах, традиционном музыкальном инструментарии, всегда вызывали особый интерес многих российских и зарубежных ученых, этнографов, исследователей-фольклористов и педагогов.

Первые опыты научного исследования народов России, в том числе и этносов Поволжья, связаны с учреждением Петербургской Академии Наук в 1724 году. Организация научных экспедиций позволяла получать ценнейшие сведения о народах разных регионов России с описанием их быта, промыслов, обычаев, религиозных верований, средств воспитания, праздников, костюмов, музыкальных инструментов, жанров песенного творчества. Сведения по материалам этих экспедиций собраны И.Г.Георги в одной из первых этнографических работ «Описание всех в Российском государстве обитающих народов», изданной на русском, французском и немецком языках [1].

Во второй половине XVIII века жизнь в Российском государстве знаменуется масштабными преобразованиями, преимущественно связанны-

ми с реформами Екатерины II, и оказавшими в целом позитивное влияние на развитие духовной культуры нерусских народов, официально тогда называвшихся «инородцами», что особо ярко проявилось во время посещения императрицей в 1767 году города Казани, ознаменованного помпезным представлением, где были показаны в национальных костюмах народы, проживающие на территории Казанского края [2: 232].

Положительные перемены в национальной политике Российского государства оказали влияние и на возрождение народных музыкальных традиций, старинных обычаев и обрядов. Благодаря Указу императрицы 1773 года «О терпимости всех вероисповеданий и о запрещении архиереям вступать в дела, касающиеся иноверных исповеданий» появилась возможность для свободного функционирования в Поволжье исламской религии [3: 14]. Строительство мечетей с открытием при них специальных учебных заведений (мектебе, медресе) способствовало посте -пенному восстановлению мусульманских культурных традиций, возрождению таких музыкально-поэтических жанров, как мунаджаты, ба-иты, распространению традиции книжного пения, играющей очень важную роль в духовной жизни татарского народа.

Жизнь и развитие общества, исторические события всегда находили свое выражение в музыкальном искусстве, и особенно в песнях, поэтому неслучайно внимание исследователей в первую очередь было направлено на изучение народных певческих традиций.

Первые издания восьми тетрадей мелодий песен, а также инструментальных наигрышей народов Поволжья, собранных в Астраханском крае, осуществил учитель музыки Иван Добровольский в Азиатском музыкальном журнале

(1816-1818). Необходимо отметить, что Иван Добровольский использовал новую печатную технику, соорудив самостоятельно литографический станок специально для этой цели [4: 99].

Крупными, обобщающими исследованиями народов Поволжья, включающими описания музыкального быта, стала монография военного чиновника А.Ф.Риттиха «Материалы для этнографии России. Казанская губерния», изданная в 1870 году. Считается, что некоторые музыкальные интонации народных напевов и инструментальных наигрышей, опубликованных А.Ф.Рит-тихом, использовал композитор А.П.Бородин в своей работе над оперой «Князь Игорь» [5: 178].

Благодаря распространению нотной грамотности в шестидесятые годы XIX века начинается интенсивное собирание и изучение музыкального фольклора разных народов национальными исследователями.

В 1880-1890 гг. к изучению этномузыкальных традиций присоединяются школьные учителя. Появляются рукописные нотные сборники чувашских учителей Н.Ефимова, Н.Александрова, А.Пчелова, А.Брагина. Сохранился рукописный сборник Н.Е.Ефимова с нотными записями 37 чувашских народных песен, сопровождающихся большим количеством текстов с параллельными русскими переводами. Сборник, в настоящее время находящийся в отделе редких рукописей библиотеки Казанского федерального университета, был принят к публикации в 1889 году, но, к сожалению, издание не осуществилось [5: 182184].

Ученики Симбирской учительской школы с 1890-х годов получали задания собирать народные песни, для чего были организованы специальные фольклорные экспедиции. Собранные материалы составили основу для издания двух сборников под названием «Образцы мотивов чувашских народных песен и тексты к ним», сыгравших впоследствии большую роль в развитии чувашской музыкальной культуры. Песни из сборников стали изучаться в начальных чувашских школах, исполняться в учебно-просветительских концертах [5: 219-220].

В это же время появляется первый рукописный сборник татарских и башкирских народных песен, включающий более сотни образцов песенного фольклора, составленный учителем и общественным деятелем Гайсой Еникеевым [6: 10].

Значительное место музыкальной культуре татар, башкир и других народов Поволжья уделено в работах этнографа-музыканта С.Г.Рыбакова. В 1893 году он совершил большую этнографическую экспедицию в Уфимскую и Оренбург-

скую губернии, где был собран богатый и разнообразный песенный материал, до сегодняшнего дня представляющий научно-историческую и эт-нопедагогическую ценность [7].

Определенный вклад в изучение традиционной культуры народов Поволжья внесли зарубежные ученые, непосредственно наблюдавшие их быт изнутри, такие как А.Гакстгаузен (Германия), С.Соммье (Италия). В 1883 году в Финляндии образовалось «Финно-угорское общество» («Suomalais-Ugrilainen Seura»), которое активно включилось в этнографическое изучение языка, фольклора, музыкальных традиций финно-угорских народов России. Финские ученые А.Хейкель, Ю.Вихман, А.Хямяляйнен и др. систематически организовывали различные экспедиции, результатом которых стала серия очерков о жизни, культуре, жилищах, занятиях, верованиях, этно-педагогических традициях финно-угорского населения Поволжья [8: 13].

Изучению обычаев, художественных традиций, разных сторон жизнедеятельности инородцев уделяли внимание не только ученые, но и российские миссионеры в процессе христианизации Поволжья. Их исследования печатались в миссионерском журнале «Православный собеседник» и его приложении «Инородческое обозрение», получивших широкую популярность как в Поволжье, так и в других регионах России. Например, в «Инородческом обозрении» были опубликованы нотные записи крещено-татарских и чувашских хороводных песен Г.А.Филиппова в его статье «Татарско-чувашские девичьи хороводы в Тетюшском и Цивильском уездах Казанской губернии» [9: 155].

Научно-образовательным и миссионерским центром во второй половине XIX века являлась Казанская духовная академия. В 1854 году в ней были созданы специальные миссионерские отделения, которые вели активную деятельность по вовлечению народов Поволжья, Приуралья и Сибири в систему христианского просвещения. Преподаватели академии для изучения языка, образа жизни, материальной и духовной культуры нерусских народов оправлялись в экспедиции, результаты которых отражались в научных статьях, сборниках, монографиях, учебных пособиях, этнографических и справочных материалах. Особо примечательна деятельность Н.И.Ильминского, Н.Ф.Катанова, Я.Д.Коблова, Е.А.Малова, Н.В.Никольского, Г.С.Саблукова и др., в трудах которых отображались интересные сведения о фольклорных праздниках, вокальной и инструментальной музыке, традициях исполнения народных песен, обращалось внимание на роль музыки в жизни поволжских народов [10: 110-111].

В Казанской инородческой учительской семинарии уделялось большое внимание певческим традициям. Даже прием абитуриентов проходил с обязательным испытанием слуха и голоса. Церковные напевы в семинарии исполнялись в переводе на чувашский, черемисский, мордовский и другие языки народов региона. Закономерно, что у учеников и преподавателей возник интерес к изучению и собиранию фольклора, результатом которого стало издание сборников песен вышеупомянутых народностей выпускниками семинарии [11: 255].

Ведущим научным центром по изучению истории, культуры, быта и традиций народов России в XVIII в. становится Императорский Казанский университет (ныне Казанский федеральный университет). Ученые университета со дня его основания в 1804 году начали проявлять интерес к изучению жизни населения Поволжья. При университете в 1878 году было создано «Общество археологии, истории и этнографии» (ОАИЭ), которое сразу же получило широкую популярность, что явилось значительным событием для научного подхода к изучению этномузыкальных традиций народов Поволжья. По результатам этнографических, археологических и др. экспедиций издано огромное количество материалов, исследований таких ученых, как Н.Ф.Катанов, И.Н.Смирнов, В.М.Мошков, Е.А.Малов, В.К.Магницкий, И.В.Яковлев, Г.Н.Ахмаров и др.

Особого внимания заслуживает деятельность профессора Императорского Казанского университета Карла Фукса (1776-1846). Будучи немцем по происхождению, большую часть жизни он прожил Казани. В его труде «Казанские татары в статистическом и этнографическом отношениях», изданном в 1844 году, отмечено широкое бытование музыкальных инструментальных и песенных фольклорных традиций у татар [12]. В деле изучения традиций и быта народов Поволжья ученому помогала его супруга Александра Фукс. Во время пребывания в имениях своего отца в Царе-вококшайском и Чебоксарском уездах она по поручению мужа собирала сведения о чувашах и марийцах. Для сбора этнографического материала

A.А.Фукс специально совершала поездки в деревни Козьмодемьянского уезда, результатом которых стало издание книги «Записки о чувашах и черемисах Казанской губернии» [13].

Весомый вклад в изучение музыкальных традиций народов Поволжья внесла деятельность военного офицера, ученого-фольклориста, историка

B.А.Мошкова (1852-1913). Его фундаментальный труд «Материалы для характеристики музыкального творчества инородцев Волжско-Камского края» содержит более 130 нотированных напевов

и инструментальных наигрышей, этнографические, исторические и музыкально-теоретические сведения о волжских народах: чувашах, ногайских и оренбургских татарах [14]. Книги В.А.Мошкова - это первые в истории значительные научные исследования, первые издания в виде отдельных книг музыкальных культур народов Поволжья. Тем самым, по утверждению М.Г.Кондратьева, В.А.Мошков ввел тысячелетние устные традиции волжских народов в современную европейскую письменную культуру [15: 157].

В 1893 году в Москве состоялся этнографический концерт, где в первом отделении исполнялась музыка славянских народов, во втором -«инородцев». Организатор этого научно-художественного и просветительского мероприятия дирижер и композитор Н.С.Кленовский выступил также как автор обработок народных песен. На концерте среди одиннадцати песен народов России прозвучала чувашская свадебная песня «Пёр хёрё мана...», взятая из книги В.А.Мош-кова. Открытие таких концертов показало признание музыкального творчества «инородцев» в России, не уступающего в ценностном отношении творчеству русского народа [16: 46].

Значительная работа по изучению музыкальной и поэтической сторон образцов музыкального фольклора велась Кабинетом экспериментальной фонетики при Императорском Казанском университете. Это была первая, известная не только в России, но и за ее пределами фонетическая лаборатория, у основания которой стоял крупнейший ученый - профессор В.А.Бого-родицкий. Научные эксперименты в области фонетики речи, речевого интонирования проводились лабораторией на основе фольклорного музыкального материала. Ученые записывали от народных певцов татарские, башкирские, марийские, мордовские народные песни с помощью фонографа Эдисона - аппарата, где звук записывался специальной иглой на восковой фонова-лик. Переложением мелодий на ноты занималась Мария Берг - ассистентка В.А.Богородицкого, обработавшая около ста народных песен Поволжья и Приуралья [17: 169].

Значимыми являются музыкальные записи, сделанные зарубежными специалистами в период с 1915 по 1918 годы в 32 лагерях Германии, где находились военнопленные из разных регионов России. Так, австрийским композитором Робертом Лахом и исследователем Рудольфом Пё-хом производилась фиксация народных мелодий на граммофон, а также с помощью фонографа. Впоследствии по итогам своей работы Роберт Лах опубликовал книгу «Песни русских военнопленных», куда наряду с другими вошли записи

чувашских, марийских, мордовских, татарских песен, а в 1926 году вышел отдельный сборник, посвященный записям удмуртов и коми [18: 110111].

Из зарубежных публикаций необходимо указать труды Г.Шюнемана - немецкого исследователя музыки, также записавшего чувашские, татарские народные песни в исполнении военнопленных, бывших солдат русской армии периода Первой мировой войны. Его статья «Песни казанских татар» представляет особый интерес как одна из первых специальных работ по татарскому фольклору, написанных музыкантом-профессионалом. В своей работе Георг Шюнеман дает обстоятельный для своего времени обзор литературы по волжским татарам, делает стилистический и мелодический анализ песен с их тщательной расшифровкой, отражает своеобразие исполнительской манеры [19].

После 1917 года изучение этномузыкальных традиций народов Поволжья осуществлялось на базе Восточной консерватории в Казани. При ней в 1921 году была создана «Научная музыкально-этнографическая ассоциация», которую возглавил профессор Н.В.Никольский. Члены ассоциации собирали и изучали фольклор, переводили учебники на языки народов Поволжья и Приура-лья, публиковали научные труды. На регулярных заседаниях в докладах ученых в числе прочих затрагивались вопросы о традиционной музыке Поволжья, например: «Музыка турецкого востока в сравнении с музыкой народностей, населяющих Поволжье» (П.Динев), «О кряшенском песнетворчестве» (В.Гаврилов), «Народная музыка северных мусульман» и «Пятизвучные бесполутоновые гаммы в татарской и башкирской народной музыке и их музыкально-теоретический анализ» (И.Козлов) и др. [20: 261].

Ценный вклад в изучение этномузыкальных традиций народов Поволжья внес профессор Н.В.Никольский. Сотрудничая с музыкальными учебными заведениями Казани, работая в Восточной консерватории, он стремился включать в учебные программы подготовки музыкантов изучение языков, истории, музыкальных традиций народов Поволжья. В 1920 году Н.В.Никольский опубликовал «Конспект по истории народной музыки у народностей Поволжья», состоящий из пяти глав, две из которых посвящены истории музыкального творчества поволжских народов, остальные содержат сведения о народном творчестве, песенных мелодиях, строении музыкальных инструментов. В заключительной главе ученый выявляет ближайшие задачи музыкальной этнографии относительно поволжских народностей [21].

Произошедшие в конце 1920-х годов резкие социальные изменения по всей России, связанные с массовой коллективизацией, разрушением сельской общины, отразились на методах исследования народных фольклорных традиций. Некоторые жанры - духовные песнопения и стихи, заговоры - были отнесены к «пережиткам» старого строя и вообще не изучались, а такие жанры, как песня, частушка изучались прежде всего с точки зрения советской идеологии. Появилась тенденция разграничения сфер изучения народных традиций: филологи занимались изучением текста, музыканты - стилистикой напевов и музыкальных жанров, этнографы - социальными процессами и явлениями.

Тем не менее в советский период в республиках Поволжья проводились многочисленные исследования музыкального фольклора, осуществлялись публикации, музыкально-фольклорные экспедиции, научные конференции. Появление новых технических возможностей, магнитофонных записей, информационных технологий повысило качество нотирования песен и инструментальных наигрышей, что позволило опубликовать большое количество сборников музыкального фольклора для использования их в культурно-образовательном процессе.

Сегодня, наряду с задачами возрождения, сохранения и обогащения национальных культур, стоит важнейшая задача использования этого неисчерпаемого богатства в приобщении новых поколений к их ценностям. Воспитание бережного отношения к фольклору как национальному и мировому достоянию возможно посредством пробуждения интереса учащихся к этномузы-кальным традициям через теоретическое и практическое претворение основных жанров и закономерностей народной музыки в современный образовательный процесс.

Исследование выполнено при финансовой поддержке Гранта РГНФ и Правительства Республики Татарстан в рамках научного проекта №14-16-16006 а(р).

1. Георги И.Г. Описание всех обитающих в Российском государстве народов. Их житейских обрядов, обыкновений, одежд, жилищ, упражнений, забав, вероисповеданий и других достопамятностей: Ч. II. - СПб.: Императорская Академия Наук, 1799. -246 с.

2. Спутник по Казани: иллюстрированный указатель достопримечательностей и справочная книжка города / Под ред. Н.П.Загоскина. - Казань: ООО ДОМО «Глобус», 2005. - 487 с.

3. Салитова Ф.Ш. Развитие музыкально-педагогической культуры Казанского края (середина XVI -

начало XX вв.): Книга вторая. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2002. - 128 с.

4. Сафиуллина Э.И. Роль Императорского Казанского университета в истории становления татарской музыкальной этнографии (XIX - начало ХХ вв.) // Былые годы. Российский исторический журнал. -

2014. - № 31 (1). - С. 99 - 102.

5. Кондратьев М.Г. Чувашская музыка: От мифологических времен до становления современного профессионализма. - М.: ПЕР СЭ, 2007. - 288 с.

6. Нигмедзянов М.Н. Татарская народная музыка. -Казань: Магариф, 2003. - 255 с.

7. Рыбаков С.Г. Музыка и песни Уральских мусульман с очерком их быта. - СПб.: Императорская Акад. Наук, 1897. - 330 с.

8. Этнография марийского народа: учеб. пособие для старших классов / Сост. Г.А.Сапеев. - Йошкар-Ола: Марийское книжное издательство, 2001. - 184 с.

9. Сафиуллина Э.И. К вопросу о собирании музыкально-этнографических сведений о татарах преподавателями Казанской духовной академии (вторая половина XIX века) // Искусство и художественное образование в контексте межкультурного взаимодействия: Материалы III Международной научно-практической конференции (Казань, 19 ноября 2014 года) / Отв. ред. З.М.Явгильдина, Н.В.Шириева. - Казань: Изд-во «Отечество»,

2015. - С. 153 - 156.

10. Сафиуллина Э.И. Татарский этнографический материал в научно-образовательной и миссионер-ско-просветительской деятельности ученых Казанской духовной академии (XIX - начало XX века) // Вестник Челябинского государственного университета. История, 2012. - Вып. 51. - № 16 (270). - С. 110 - 113.

11. Цыкина Ю.Ю. Из истории собирания марийских народных песен // Известия Алтайского государственного университета. - 2009. - № 4-4 (64). - С. 255 - 259.

12. Фукс К. Казанские татары в статистическом и этнографическом отношениях (Репринтное издание с оригинала 1844 г.) - Казань: Фонд ТЯК, 1991. -210 с.

13. Фукс А. А. Записки о чувашахъ и черемисахъ Казанской губернш. - Казань: Типография Импера-торскаго Казанскаго университета, 1840. - 329 с.

14. Мошков В.А. Мелодии Волго-Камья (под. ред. М.Г.Кондратьева и Н.Ю.Альмеевой). - Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 2011. - 366 с.

15. Кондратьев М.Г. Парадокс Валентина Мошкова // Из истории татарской музыкальной культуры / Сост. В.Р.Дулат-Алеев; Казан. гос. консерватория. - Казань, 2010. - С. 149 - 162.

16. Этномузыкальные традиции народов Поволжья в условиях современного поликультурного образования: исследовательские очерки / Отв. ред. и составитель Н.Х.Нургаянова. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2014. - 196 с.

17. Сайдашева З.Н. Татарская музыкальная этнография. - Казань: Тат. кн. изд-во, 2007. - 224 с.

18. Денисов В.Н. К вопросу о создании единой фонотеки удмуртских архивных записей: принципы, методы и технологии // Ежегодник финно-угорских исследований. - Вып. 1. - Ижевск: Изд-во «Удмуртский университет», 2010. - С. 109 - 117.

19. Шюнеман Г. Песни казанских татар (перевод З.Н.Сайдашевой, А.А.Касьяновой) // Из истории татарской музыкальной культуры / Сост. В. Р. Дулат-Алеев; Казан. гос. консерватория. - Казань, 2010. - С. 126 - 148.

20. Мартынова Ю. А. Восточная консерватория в контексте становления высшего музыкального образования в Поволжье // Вестник ТГГПУ. -2011. - № 3 (25). - С. 259 - 262.

21. Никольский Н.В. Конспект по истории народной музыки у народностей Поволжья. - Казань: Первая гос. типография, 1920. - Вып. 1. - 72 с.

RESEARCH INTO ETHNOMUSICAL TRADITIONS OF THE PEOPLES IN THE VOLGA REGION: HISTORICAL AND PEDAGOGICAL ASPECTS

N.K.Nurgayanova

Currently, we observe the tendency for the return to folk traditions and a growing interest in folk "roots". On the basis of folk music studies and research into the forms of its functioning in the cultural and educational space, scientific conferences are held, publications are issued, and music collections and educational guide-books are published. The article presents historical and pedagogical aspects of scientific research into ethnomusical traditions of the Volga region peoples - from the first records of song and folk music to the formation of scientific schools.

Key words: ethnic culture, ethnopedagogy, teacher of music, music folkore, ethnomusical traditions, peoples of the Volga region.

1. Georgi I. G. Opisanie vsex obitayushhix v Rossijskom gosudarstve narodov. Ix zhitejskix obryadov, obyknovenij, odezhd, zhilishh, uprazhnenij, zabav,

veroispovedanij i drugix dostopamyatnostej : Ch. II. -SPb.: Imperatorskaya Akademiya Nauk, 1799. - 246 s. (in Russian)

2. Sputnik po Kazani: illyustrirovannyj ukazatel' dosto-primechatel'nostej i spravochnaya knizhka goroda / Pod red. N.P.Zagoskina. - Kazan': OOO DOMO «Globus», 2005. - 487 s. (in Russian)

3. Salitova F.Sh. Razvitie muzykal'no-pedagogicheskoj kul'tury Kazanskogo kraya (seredina XVI - nachalo XX vv.): Kniga vtoraya. - Kazan': Izd-vo Kazan. unta, 2002. - 128 s. (in Russian)

4. Safiullina E'.I. Rol' Imperatorskogo Kazanskogo uni-versiteta v istorii stanovleniya tatarskoj muzykal'noj e'tnografii (XIX - nachalo XX vv.) // Bylye gody. Rossijskij istoricheskij zhurnal. - 2014. - № 31 (1). -S. 99 - 102. (in Russian)

5. Kondrat'ev M.G. Chuvashskaya muzyka: Ot mi-fologicheskix vremen do stanovleniya sovremennogo professionalizma. - M.: PER SE', 2007. - 288 s. (in Russian)

6. Nigmedzyanov M.N. Tatarskaya narodnaya muzyka. -Kazan': Magarif, 2003. - 255 s. (in Russian)

7. Rybakov S.G. Muzyka i pesni Ural'skix musul'man s ocherkom ix byta. - SPb.: Imperatorskaya Akad. Nauk, 1897. - 330 s. (in Russian)

8. E'tnografiya marijskogo naroda: ucheb. posobie dlya starshix klassov / Sost. G.A.Sapeev. - Joshkar-Ola: Marijskoe knizhnoe izdatel'stvo, 2001. - 184 s. (in Russian)

9. Safiullina E'.I. K voprosu o sobiranii muzykal'no-e'tnograficheskix svedenij o tatarax prepodavatelyami Kazanskoj duxovnoj akademii (vtoraya polovina XIX veka) // Iskusstvo i xudozhestvennoe obrazovanie v kontekste mezhkul'turnogo vzaimodejstviya: Materi-aly III Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj kon-ferencii (Kazan', 19 noyabrya 2014 goda) / Otv. red. Z.M.Yavgil'dina, N.V.Shirieva. - Kazan': Izd-vo «Otechestvo», 2015. - S. 153 - 156. (in Russian)

10. Safiullina E'.I. Tatarskij e'tnograficheskij material v nauchno-obrazovatel'noj i missionersko-prosvetitel'skoj deyatel'nosti uchenyx Kazanskoj duxovnoj akademii (XIX - nachalo XX veka) // Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo univer-siteta. Istoriya, 2012. - Vyp. 51. - № 16 (270). - S. 110 - 113. (in Russian)

11. Cykina Yu.Yu. Iz istorii sobiraniya marijskix narod-nyx pesen // Izvestiya Altajskogo gosudarstvennogo universiteta. - 2009. - № 4-4 (64). - S. 255 - 259. (in Russian)

12. Fuks K. Kazanskie tatary v statisticheskom i e't-nograficheskom otnosheniyax (Reprintnoe izdanie s originala 1844 g.) - Kazan': Fond TYaK, 1991. - 210 s. (in Russian)

13. Fuks A.A. Zapiski o chuvashax" i cheremisax" Ka-zanskoj gubernii. - Kazan': Tipografiya Imperator-skago Kazanskago universiteta, 1840. - 329 s. (in Russian)

14. Moshkov V.A. Melodii Volgo-Kam'ya (pod. red. M.G.Kondrat'eva i N.Yu.Al'meevoj). - Cheboksary: Chuvash. kn. izd-vo, 2011. - 366 s. (in Russian)

15. Kondrat'ev M.G. Paradoks Valentina Moshkova // Iz istorii tatarskoj muzykal'noj kul'tury / Sost. V.R.Dulat-Aleev; Kazan. gos. konservatoriya. - Kazan', 2010. - S. 149 - 162. (in Russian)

16. E'tnomuzykal'nye tradicii narodov Povolzh'ya v us-loviyax sovremennogo polikul'turnogo obrazovaniya: issledovatel'skie ocherki / Otv. red. i sostavitel' N.X.Nurgayanova. - Kazan': Izd-vo Kazan. un-ta, 2014. - 196 s. (in Russian)

17. Sajdasheva Z.N. Tatarskaya muzykal'naya e'tnografiya.

- Kazan': Tat. kn. izd-vo, 2007. - 224 s. (in Russian)

18. Denisov V.N. K voprosu o sozdanii edinoj fonoteki udmurtskix arxivnyx zapisej: principy, metody i tex-nologii // Ezhegodnik finno-ugorskix issledovanij. -Vyp. 1. - Izhevsk: Izd-vo «Udmurtskij universitet», 2010. - S. 109 - 117. (in Russian)

19. Shyuneman G. Pesni kazanskix tatar (perevod Z.N.Sajdashevoj, A.A.Kas'yanovoj) // Iz istorii tatar-skoj muzykal'noj kul'tury / Sost. V.R.Dulat-Aleev; Kazan. gos. konservatoriya. - Kazan', 2010. - S. 126

- 148. (in Russian)

20. Martynova Yu.A. Vostochnaya konservatoriya v kon-tekste stanovleniya vysshego muzykal'nogo obra-zovaniya v Povolzh'e // Vestnik TGGPU. - 2011. -№ 3 (25). - S. 259 - 262. (in Russian)

21. Nikol'skij N.V. Konspekt po istorii narodnoj muzyki u narodnostej Povolzh'ya. - Kazan': Pervaya gos. tipografiya, 1920. - Vyp. 1. - 72 s. (in Russian)

Нургаянова Неля Хабибулловна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры музыкального искусства и хореографии Института филологии и межкультурной коммуникации им. Льва Толстого Казанского федерального университета.

420008, Россия, Казань, ул. Кремлевская, 18. E-mail: [email protected]

Nurgayanova Nelya Khabibullovna - PhD in Pedagogy, Associate Professor, Department of Music and Choreography, Institute of Philology and Intercultural Communication named after Leo Tolstoy, Kazan Federal University.

18 Kremlyovskaya Str., fâzan, 420008, Russia E-mail: [email protected]

Поступила в редакцию 21.06.2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.