Научная статья на тему 'Функционирование традиционного музыкального инструментария народов Поволжья в современном образовательном пространстве'

Функционирование традиционного музыкального инструментария народов Поволжья в современном образовательном пространстве Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
578
120
Поделиться
Журнал
Филология и культура
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЭТНОКУЛЬТУРА / ТРАДИЦИОННЫЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ / ЭТНОМУЗЫКАЛЬНЫЕ ТРАДИЦИИ / ПЕДАГОГ-МУЗЫКАНТ / НАРОДЫ ПОВОЛЖЬЯ / ETHNIC CULTURE / TRADITIONAL MUSICAL INSTRUMENTS / ETHNOMUSICAL TRADITIONS / TEACHER-MUSICIAN / PEOPLES OF THE VOLGA REGION

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Нургаянова Неля Хабибулловна, Халитов Рагде Фатыхович

В статье раскрывается педагогический потенциал музыкально-инструментальных традиций в духовно-нравственном и эстетическом воспитании учащихся. Дается общая характеристика традиционных музыкальных инструментов народов Поволжья, указываются их этнические особенности. Это подтверждает мысль о том, что формирование и развитие традиционных музыкальных инструментом непосредственно связано с историей формирования и развития этносов, а также процессов межэтнического взаимодействия. Авторы обосновывают необходимость актуализациии некоторых форм применения этномузыкальных традиций народов Поволжья.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Нургаянова Неля Хабибулловна, Халитов Рагде Фатыхович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

THE FUNCTIONING OF TRADITIONAL MUSICAL INSTRUMENTS OF THE VOLGA PEOPLES IN CURRENT EDUCATIONAL SPACE

The article reveals the pedagogical potential of music-instrumental traditions in moral-aesthetic education of students and provides the generalized characteristics of traditional musical instruments of the Volga peoples. The article also suggests the forms of their use in current educational space.

Текст научной работы на тему «Функционирование традиционного музыкального инструментария народов Поволжья в современном образовательном пространстве»

ФИЛОЛОГИЯ И КУЛЬТУРА. PHILOLOGY AND CULTURE. 2015. №1(39)

УДК 37.01:39

ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ТРАДИЦИОННОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ИНСТРУМЕНТАРИЯ НАРОДОВ ПОВОЛЖЬЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

© Н.Х.Нургаянова, Р.Ф.Халитов

В статье раскрывается педагогический потенциал музыкально-инструментальных традиций в духовно-нравственном и эстетическом воспитании учащихся. Дается общая характеристика традиционных музыкальных инструментов народов Поволжья, указываются их этнические особенности. Это подтверждает мысль о том, что формирование и развитие традиционных музыкальных инструментом непосредственно связано с историей формирования и развития этносов, а также процессов межэтнического взаимодействия. Авторы обосновывают необходимость актуализаци-ии некоторых форм применения этномузыкальных традиций народов Поволжья.

Ключевые слова: этнокультура, традиционные музыкальные инструменты, этномузыкальные традиции, педагог-музыкант, народы Поволжья.

В настоящее время возрождение и сохранение памятников духовной культуры с целью эстетического воспитания молодежи приобретает особую актуальность. Жизнеспособность любой национальной культуры определяется включением ее художественных традиций в образовательный процесс. Освоение народных традиций, изучение фольклора, внедрение лучших образцов традиционной культуры в современное образовательное пространство позволяет решать задачи сохранения и духовно-нравственного развития российских этносов. Поэтому перед системой образования стоит задача обеспечения преемственности народных традиций молодым поколением, что в свою очередь выдвигает проблему подготовки педагогических кадров, способных противостоять натиску «массовой культуры», знающих народные традиции, умеющих передавать и преумножать лучшие образцы народного творчества.

До сегодняшнего дня различные компоненты народной культуры не утратили своего значения. Важным компонентом культурного наследия является народное искусство, в том числе народная инструментальная музыка и традиционный музыкальный инструментарий, являющийся одним из древнейших пластов этнокультуры. В развитии музыкально-инструментальных традиций нашли отражение индивидуальные черты каждого этноса, что определило самобытный состав инструментария, свои принципы изготовления и культуру исполнения.

Сегодня в условиях развития компьютерных и информационных технологий происходит унификация музыкального быта, поэтому весьма важно направить интерес современной слушательской аудитории, и особенно подрастающего

поколения, к этнической инструментальной музыке как неотъемлемой части духовной культуры.

Объектом нашего внимания является функционирование музыкального инструментария народов Среднего Поволжья в системе общего и дополнительного образования Республики Татарстан - уникального региона Поволжья, где в условиях многовекового исторического процесса формирования различных этносов складывались традиции межэтнического взаимодействия, происходило развитие многообразных этнокультурных традиций.

Проблеме изучения традиционных инструментов народов Поволжья посвящены работы музыкантов-исследователей Н.И.Бояркина [1], О.М.Герасимова [2], Г.М.Макарова [3], Р.Ф.Ха-литова [4], В.И.Яковлева [5] и др., благодаря которым впервые введены в научный оборот многие археологические и фольклорные материалы, дана их этномузыковедческая интерпретация. Ученые представили классификацию музыкальных инструментов народов Поволжья, разделив их на четыре основные группы: аэрофоны (духовые), хордофоны (струнные), мембранофоны (мембранные), идиофоны (самозвучащие).

Так, Р.Ф.Халитовым собран богатый фактический материал в ходе фольклорных экспедиций по Татарстану и соседним республикам, в результате которых впервые обнаружено и описано более тридцати музыкальных инструментов, что позволило составить систематический каталог народного инструментария по международной методике, выполнить сравнительный анализ татарского инструментария с культурой других народов страны. Ученым было установлено, что состав инструментов, их функциониро-

вание свидетельствуют о преобладании в прошлом земледельческого и скотоводческого быта татарского народа, его широких связях с финно-угорскими, славянскими народами и народами Средней Азии [6: 5]. Обнаруженные инструменты дают возможность их практического использования в художественных самодеятельных и профессиональных коллективах, в процессе подготовки педагогов-музыкантов, будущих учителей музыки - специалистов в области музыкально-эстетического воспитания детей.

Исследователь традиционного музыкального инструментария народов Волго-Уралья В.И.Яковлев считает, что формирование и развитие традиционных музыкальных инструментов непосредственно связано с историей формирования и развития этносов, а также с процессом их межэтнического взаимодействия. По мнению ученого, «конструкция, ладово-акустические, исполнительские возможности музыкальных инструментов отражают социокультурную, этническую, природно-географическую среду их бытования, художественные вкусы, мастерство создателей и исполнителей. Традиционный музыкальный инструментарий - часть народной жизни, с присущими ей ценностями, верованиями, представлениями, отношением к окружающей действительности, нормами, правилами, стереотипами поведения и т.д.» [7: 383].

Наиболее обширную и разнообразную группу среди музыкальных инструментов народов Поволжья составляют духовые инструменты (аэрофоны), которые подразделяются на подгруппы язычковых, флейтовых и мундштучных. Самые простые из них - свистки из бересты, соломы, ивы, стеблевого лука, стручков акации, из шпульки и т.д. - на первый взгляд кажутся лишенными музыкальных свойств. Однако в руках искусных народных мастеров-исполнителей они превращаются в подлинно музыкальные инструменты, имеющие определенный строй, динамическую шкалу и сложные ритмические комбинации. Игра на этих простейших духовых инструментах способствует воспитанию музыкальности у детей, исправлению дефектов разговорной речи, развитию дыхания, музыкального слуха.

Отличаются многофункциональностью окарины - глиняные свистки, относящиеся к подгруппе флейтовых инструментов и представляющие собой пустотелый сосуд из обожженной глины в форме птиц, зверей, рыб и т.д. с отверстиями для пальцев. У татар он называется таш-сыбызгы (каменный свисток), у чувашей - там-шахлич (глиняный свисток), у марийцев - шун шушпык (глиняная свистулька), шушпык-люлю (глиняный соловей), у мордвы - кевонь тутушка,

кевень дудушка (глиняная сорока или глиняная утка), у удмуртов - шулан [8: 121]. Диапазон данного инструмента зависит от силы вдувания и колеблется от большой терции до септимы; частично открывая и закрывая пальцевые отверстия, можно извлекать все альтерированные звуки и использовать множество динамических оттенков. Этнические особенности окарины выражаются в различии звукорядов, употреблении национального орнамента. Традиции изготовления свистулек связаны с гончарным производством. Работа с глиной дает возможность ребенку развивать мелкую моторику, украшение инструментов рисунками позволяет проявить художественные способности, что, несомненно, способствует воспитанию эстетической культуры. Музыканты, умело используя возможности инструмента, исполняют на нем разнообразные импровизационные наигрыши. В настоящее время наблюдается тенденция постепенного возрождения производства этих инструментов мастерами, так, например, изготовлением разных типов окарины занимается умелец В.Н.Учаев из г.Сызрани Самарской области, но в основном глиняный свисток применяется детьми как забавная музыкальная игрушка.

Одним из доступных духовых инструментов для детей и часто используемых в школьной практике является продольная флейта, которая у татар получила название курай, у чувашей -шахлич, у марийцев - шиалтыш, у мордвы -вяшькома, у удмуртов - узьыгумы [8: 114]. Данный инструмент встречается практически у всех народов Поволжья и имеет несколько разновидностей: известны открытые, свистковые и многоствольные флейты.

Язычковые инструменты представлены разнообразными гармониками. Широкое распространение на территории Поволжья получили маленькие диатонические, однорядные гармоники - тульская, татарская (гармун), марийская (марла гармонь), особую популярность приобрела саратовская гармоника. Также повсеместно использовались венская, вятская, татарская гармоники, так называемые «тальянки» и «хромки».

К традиционным музыкальным инструментам относятся многочисленные бытовые звуковоспроизводящие предметы, которые применяются в хозяйственной деятельности и по своим конструктивным и звукоакустическим свойствам стоят на разных ступенях совершенства - это ложки, косы, скалки, пилы, ведра, ступы, печные заслонки и т.д. На территории региона получили распространение такие самозвучащие инструменты, как трещотки, колотушки, деревянные барабаны, ксилофоны, варганы.

Народные инструменты всегда выполняли различные функции в культурной и общественной жизни населения - художественно-эстетическую, эмоционально-психологическую, сигнально-коммуникативную, магическую, обе-реговую, демонстративную, знаковую, половозрастную, обрядовую, воспитательную, что указывает на их важную роль как социокультурных регуляторов и интеграторов, действующих на историческом пространстве и времени общностей [8: 3].

Освоение различных видов традиционных музыкальных инструментов осуществляется в процессе профессиональной подготовки будущих педагогов-музыкантов в Высшей школе искусств им.С.Сайдашева Института филологии и межкультурной коммуникации Казанского федерального университета.

Так, одним из авторов данной статьи Р.Ф.Халитовым разработан курс «Татарские народные музыкальные инструменты» для студентов, будущих учителей музыки. В рамках дисциплины изучаются традиционные музыкальные инструменты, бытовавшие у татарского народа в прошлом и существующие до настоящего времени, даются сведения об их акустических и конструктивных особенностях, звукоряде, аппликатуре, принципах звукоизвлечения, исполнительских и динамических возможностях [9]. Студентам предлагается методика обучения игре на этих инструментах, даются рекомендации по их изготовлению, организации детских инструментальных ансамблей в школах и учреждениях дополнительного образования.

Разработанные приемы игры, описание конструкции музыкальных инструментов и методики их изготовления является обобщением результатов многолетних музыкально-этнографических экспедиций автора данного курса. Методические разработки используются при изучении истории татарской музыки, музыкальной этнографии, музыкальной культуры народов Поволжья.

Использование традиционного инструментария на уроках музыки и в коллективах художественной самодеятельности позволяет за короткое время сформировать у детей навыки, необходимые для музицирования, что создает возможность организации разнообразных фольклорных групп и инструментальных ансамблей в любой школе. Интересен многолетний опыт приобщения младших школьников к традиционному искусству руководителя детского ансамбля ложкарей, учителя музыки казанской гимназии №102 С.В.Подкопаева, когда весь класс на уроках музыки, осваивая игру на ложках, свистках и дру-

гих доступных народных инструментах, постепенно превращается в ансамбль. Изготовление этих простейших инструментов для кабинета музыки, а также для каждого школьника вполне доступно и не требует больших материальных затрат.

Необходимо отметить, что в настоящее время использование педагогического потенциала традиционного музыкального инструментария приобретает новые формы, находит применение в школьной практике и системе дополнительного образования, где широкую популярность получили фольклорные ансамбли, выступающие на праздничных концертах, смотрах, фестивалях и конкурсах. Это особенно важно в условиях городской среды, где естественный процесс постижения народной музыки путем преемственности ее через поколения постепенно утрачивается.

В последние десятилетия музыкальные конкурсы и фестивали стали одной из наиболее востребованных форм взаимодействия между творческими коллективами. В рамках фестивалей стираются не только территориальные, но и творческие границы, открываются широкие возможности для эксперимента, динамичного развития и эволюции форм, видов и технологий творчества, обмена идеями, создания новых культурных ценностей [10: 10].

Раскрытию и реализации творческого потенциала детей и юношества в области инструментального исполнительства, по-нашему мнению, способствуют региональные фестивали оркестровых и ансамблевых коллективов учащихся общеобразовательных и музыкальных школ, которые на протяжении ряда лет проводятся в Высшей школе искусств им.С.Сайдашева Института филологии и межкультурной коммуникации Казанского университета.

В 2014 году фестиваль «Весенняя Казань» собрал более трехсот учащихся из разных городов и районов Татарстана. Большая часть коллективов была представлена исполнителями на традиционных музыкальных инструментах - это ансамбли ложкарей, кураистов, домристов, инструментальные квинтеты, трио, оркестры, в исполнении которых прозвучали переложения народных песен и наигрышей.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Особое впечатление на слушателей произвел оркестр народных инструментов «Сайяр» из детской музыкальной школы им.С.З.Сайдашева г.Казани (руководитель Н.С.Шестаков), состав которого представлен разными народными инструментами: здесь звучат мандолина, домра, ку-рай, балалайка, баян, флейта, гусли, треугольник и др. Яркий след в памяти зрителей оставил

сводный ансамбль «Чишмэ» (Родник) из детской музыкальной школы №13 г.Казани (руководитель Р.С.Мухутдинов), в котором более 30 участников. В ансамбле представлены только традиционные татарские музыкальные инструменты: курай (вид продольной флейты), мегез (рог), кубыз (варган), домра (щипковый инструмент), гармонь-тальянка. Свое исполнительское мастерство также продемонстрировали коллективы из Елабуги, Набережных Челнов, Верхне-Услонского, Высокогорского, Зеленодольского и других районов Республики Татарстан. Возраст участников фестиваля составил от семи до семнадцати лет.

Участвуя в исполнительском процессе, школьники познают истоки народной духовной культуры, что особо важно в подростковом возрасте, когда формируется самосознание, мировоззрение, нравственные убеждения. При этом очень важны поддержка образовательных учреждений в приобретении музыкальных инструментов, концертных костюмов и чуткое и внимательное отношение родителей к интересам и увлечениям своих детей.

В то же время необходимо указать и на проблемы с освоением музыкальных и инструментальных традиций народов, проживающих в Республике Татарстан.

В процессе фестиваля было проведено анкетирование участников творческих коллективов, что позволило выявить ценностные ориентиры школьников, знание ими традиций и музыкальной культуры народов Поволжья. Приходится констатировать, что, помимо исполненных на фестивале произведений, назвать примеры музыкальной культуры народов Поволжья смогли лишь 14% детей; учили в школе, но не помнят название - 23%; иногда интересуются народной музыкой - 11%; воспринимают народные традиции как экзотическое явление - 2% школьников. Опрос также показал, что 38% детей сориентировано на образцы массовой современной музыки, мало отвечающей критериям художественности. К сожалению, 12% участников детских музыкальных коллективов не только не знают музыкальные произведения и традиции народов Поволжья, но и не смогли, помимо титульных, назвать другие народности, проживающие в Татарстане. Все это говорит о том, что педагогический процесс в учреждениях общего и дополнительного музыкального образования в основном направлен на развитие узко-исполнительских умений и навыков у детей, недостаточное внимание уделяется духовно-нравственным, художественным, эстетическим ценностям.

Анализ музыкального репертуара показал, что его основная часть представлена музыкой русских, татарских и зарубежных композиторов. В ходе бесед с руководителями коллективов выяснилось, что при выборе произведений основной акцент делается на доступности для исполнения детьми, играют роль вкус зрителей и наличие нотного материала. На вопрос о включении инструментальной музыки народов Поволжья в учебные программы ансамблей и оркестров 26% руководителей ответили, что в репертуаре их коллективов имеются обработки башкирских, мордовских, марийских, удмуртских и чувашских народных песен; 22% - дали ответ, что планируют включить их в будущем; 35% преподавателей пожаловались на отсутствие нот и 17% сказали, что никогда не задумывались об этом. По нашему мнению, полученные показатели являются отражением недостаточной разработанности данного аспекта в подготовке музыкально-педагогических кадров.

В этой связи для решения возникшей педагогической проблемы в современном музыкально-педагогическом образовании Республики Татарстан необходима актуализация следующих форм применения этномузыкальных традиций народов Поволжья:

- раскрытие художественного, нравственно-эстетического и педагогического потенциала музыкальных традиций различных этносов в процессе их развития и межкультурного взаимодействия;

- разработка и внедрение в учебный процесс музыкально-педагогических образовательных учреждений специальных лекционных курсов, позволяющих проследить пути развития и становления этномузыкальной культуры и инструментального исполнительства народов Поволжья;

- создание учебно-методических пособий, построенных на материале мелодий разных народов;

- разработка методических рекомендаций по освоению учебного и концертного репертуара на основе этномузыкальных традиций народов Поволжья;

- издание нотных сборников, сформированных из образцов народного творчества и произведений композиторов Поволжья.

В наши дни наряду с задачами возрождения, сохранения и обогащения национальных культур народов, населяющих Республику Татарстан, стоит важнейшая задача использования традиционного богатства и приобщения новых поколений к ценностям, традициям народной культуры. Посредством пробуждения интереса учащихся к

самостоятельному поиску своих корней, через теоретическое и практическое освоение основных жанров и закономерностей развития народной музыки формируется бережное отношение к этнокультурным традициям как национальному и мировому достоянию.

Исследование выполнено при финансовой поддержке гранта РГНФ и Правительства Республики Татарстан, проект №14-16-16006 а(р).

1. Бояркин Н.И. Феномен традиционного инструментального многоголосия (на материале мордовской музыки): автореф. дис. ... докт. искусствоведения. - СПб., 1995. - 38 с.

2. Герасимов О.М. Народные музыкальные инструменты мари. - Йошкар-Ола: Изд. центр МПИК, 1996. - 224 с.

3. Макаров Г.М. Двухсторонние барабаны татар Волго-Камья // Из истории татарской музыкальной культуры: науч. тр. Казан. консерватории. -Казань, 2010. - Вып. 2. - С. 54 - 68.

4. Хамитов Р.Ф. Из истории бытования струнно-смычковых музыкальных инструментов у татар // Искусство и педагогика: сб. материалов V Меж-дунар. науч.-практ. конф. - Казань: ТГГПУ, 2009. - Вып. 5. - С. 419 - 424.

5. Яковлев В.И. Музыкальные инструменты в семейном быту народов Среднего Поволжья (конец Х1Х - начало ХХ вв.) // Семейная обрядность народов Среднего Поволжья (историко-этнографические очерки). - Казань: Изд-во КГУ, 1990. - С. 3 - 28.

6. Халитов Р.Ф. Татарские народные музыкальные инструменты: автореф. дис. ... канд. искусствоведения. - Ташкент, 1987. - 26 с.

7. Яковлев В.И. Межэтническое взаимодействие как важнейший фактор формирования и развития музыкального инструментария народов Волго-Уралья. К постановке проблемы // Национальная художественная культура: опыт, проблемы, перспективы: материалы науч.-практ. конф. - Казань: КГУКИ, 2009. - С. 382 - 385.

8. Яковлев В.И. Традиционные музыкальные инструменты Волго-Уралья. Историко-этнографичес-кое исследование. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2001. - 320 с.

9. Халитов Р.Ф. Татарские народные музыкальные духовые инструменты в школе (Описание и методика изготовления): методич. рекомендации для студ. и учит. музыки. Ч.1. - Казань: КГПИ, 1990.

- 41 с.

10. Широкова Е.А. Музыкальный фестиваль в диалоге культур: автореф. дис. . канд. культурологии.

- СПб., 2013. - 22 с.

THE FUNCTIONING OF TRADITIONAL MUSICAL INSTRUMENTS OF THE VOLGA PEOPLES IN CURRENT EDUCATIONAL SPACE

N.K.Nurgayanova, R.F.Halitov

The article reveals the pedagogical potential of music-instrumental traditions in moral-aesthetic education of students and provides the generalized characteristics of traditional musical instruments of the Volga peoples. The article also suggests the forms of their use in current educational space.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Key words: ethnic culture, traditional musical instruments, ethnomusical traditions, teacher-musician, peoples of the Volga region.

1. Bojarkin N.I. Fenomen tradicionnogo instrumen-tal'nogo mnogogolosija (na materiale mordovskoj muzyki): avtoref. dis. ... dokt. iskusstvovedenija. -SPb., 1995. - 38 s. (in Russian)

2. Gerasimov O.M. Narodnye muzykal'nye instrumenty mari. - Joshkar-Ola: Izd. centr MPIK, 1996. - 224 s. . (in Russian)

3. Makarov G.M. Dvuhstoronnie barabany tatar Volgo-Kam'ja // Iz istorii tatarskoj muzykal'noj kul'tury: nauch. tr. Kazan. konservatorii. Vyp. 2. - Kazan', 2010. - Vyp. 2. - S. 54 - 68. (in Russian)

4. Halitov R.F. Iz istorii bytovanija strunno-smychkovyh muzykal'nyh instrumentov u tatar // Is-kusstvo i pedagogika: sb. materialov V Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. - Kazan': TGGPU, 2009. - Vyp. 5. - S. 419 - 424. (in Russian)

5. Jakovlev V.I. Muzykal'nye instrumenty v semejnom bytu narodov Srednego Povolzh'ja (konec HIH -nachalo HH vv.) // Semejnaja obrjadnost' narodov Srednego Povolzh'ja (istoriko-jetnograficheskie ocherki). - Kazan': Izd-vo KGU, 1990. - S. 3 - 28. (in Russian)

6. Halitov R.F. Tatarskie narodnye muzykal'nye instrumenty: avtoref. dis. ... kand. iskusstvovedenija. -Tashkent, 1987. - 26 s. (in Russian)

7. Jakovlev V.I. Mezhjetnicheskoe vzaimodejstvie kak vazhnejshij faktor formirovanija i razvitija muzykal'nogo instrumentarija narodov Volgo-Ural'ja. K postanovke problemy // Nacional'naja hudozhest-vennaja kul'tura: opyt, problemy, perspektivy: mate-rialy nauch.-prakt. konf. - Kazan': KGUKI, 2009. -S. 382 - 385. (in Russian)

8. Jakovlev V.I. Tradicionnye muzykal'nye instrumenty izgotovlenija): metodich. rekomendacii dlja stud. i Volgo-Ural'ja. Istoriko-jetnograficheskoe issledo- uchit. muzyki. Ch.1. - Kazan': KGPI, 1990. - 41s. (in vanie. - Kazan': Izd-vo Kazan. un-ta, 2001. - 320s. Russian)

(in Russian) 10. Shirokova E.A. Muzykal'nyj festival' v dialoge

9. Halitov R.F. Tatarskie narodnye muzykal'nye du- kul'tur: avtoref. dis. ... kand. kul'turologii. - SPb., hovye instrumenty v shkole (Opisanie i metodika 2013. - 22 s. (in Russian)

Нургаянова Неля Хабибулловна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры музыкального искусства и хореографии Института филологии и межкультурной коммуникации Казанского федерального университета.

420008, Россия, Казань, ул. Кремлевская, 18. E-mail: naila-n@mail.ru

Nurgayanova Nelja Habibullovna - PhD in Pedagogy, Associate Professor, Department of Music and Choreography, Institute of Philology and Intercultural Communication, Kazan Federal University.

18 Kremlyovskaya Str., Каzan, 420008, Russia E-mail: naila-n@mail.ru

Халитов Рагде Фатыхович - кандидат искусствоведения, профессор кафедры музыкального искусства и хореографии Института филологии и межкультурной коммуникации Казанского федерального университета.

420008, Россия, Казань, ул. Кремлевская, 18. E-mail: ragde.xalitov@mail.ru

Halitov Ragde Fatyhovich - PhD in Art, Professor, Department of Music and Choreography, Institute of Philology and Intercultural Communication, Kazan Federal University.

18 Kremlyovskaya Str., Каzan, 420008, Russia E-mail: ragde.xalitov@mail.ru

Поступила в редакцию 09.09.2014