Искусствоведение список научных статей
-
С.В. Смоленский и Казань: век XXI
Память о С.В. Смоленском сохраняется в XXI веке в Казани, в области науки и в области творчества. Первая посвященная ему конференция состоялась в 2008 году; с 2012 года в Казанской консерватории проходят Международные «Чтения памяти С.В. Смоленского». Хоровой фестиваль имени Смоленского проходит с...
2018 / Ю С. КарповВАК -
«Вспоминая о событии…»2018 / О В. НемковаВАК
-
Якоб Льежский и его критика модернистов в трактате «Зеркало музыки»
Статья посвящена Якобу Льежскому и седьмой книге его трактата «Зеркало музыки» (Speculum musicae, 1321 — 1330), в которой он предпринял критику т. н. модернистов (moderni). В статье рассматриваются причины и принципы, по которым эта критика была осуществлена. Подчеркивается, что приверженность...
2018 / Р Л. ПоспеловаВАК -
К проблеме сохранения устно-профессиональной музыкальной традиции: жанровая модель dastgāh
Статья посвящена реконструкции мелодических паттернов в композициях жанровой модели dastgāh на материале трактатов о музыке X — XV веков, свидетельств современных исполнителей и нотной записи М.-Т. Маʻсудийе с целью осознанного воспроизведения неизменяемых механизмов интонирования метрически...
2018 / Г Б. ШамиллиВАК -
Феномен тараб в музыкальной культуре Арабского Востока
Статья посвящена концепции тараб как специфическому явлению арабской музыкальной культуры. Данная концепция рассмотрена с музыкальной и культурологической точек зрения. Автор приходит к выводу, что концепция тараб является стержнем музыкальной классики, поскольку в ней заключена истинная цель...
2018 / Т С. СергееваВАК -
Композитор М. Музафаров и татарский фольклор (об обработках народных мелодий)
В статье рассматриваются стилевые закономерности обработок татарских народных песен для голоса и фортепиано, сделанные татарским композитором М. Музафаровым. Исходя из интонационно-ладовой характерности татарского мелоса, композитор использует соответствующие фактурно-гармонические средства в...
2019 / Л В. БражникВАК -
Мариан Коваль и чувашский фольклор
Статья раскрывает историю появления обработки чувашской народной песни «Кай, кай Ивана» (Выйди, выйди за Ивана) в творчестве советского композитора М.В. Коваля. Ранее данный напев использовал чувашский композитор В.П. Воробьёв. Оригинальная трактовка фольклорного напева М.В. Коваля малоизвестна и...
2019 / Л И. БушуеваВАК -
Сюжетные мотивы в операх Луиджи Даллапикколы
Наибольшую известность итальянскому композитору Луиджи Даллапикколе принесли произведения для сцены. Композитор является автором либретто своих опер, которые наполнены семантически нагруженными автоцитатами и историческими аллюзиями как с литературной стороны, так и в музыкальном отношении.
2019 / А Л. ИгумноваВАК -
А.А. Орлов-Соколовский и Казанское отделение Императорского Русского музыкального общества
Статья посвящена малоизученному периоду истории Казанского отделения ИРМО, связанному с именем крупного музыкального деятеля, дирижера, композитора Александра Александровича Орлова-Соколовского. Рассматриваются разные сферы его творческой деятельности в период руководства Казанским отделением...
2019 / Е В. ПорфирьеваВАК -
Особенности формирования состава педагогов-вокалистов музыкальных образовательных учреждений Императорского Русского музыкального общества в Саратове
Статья посвящена развитию профессионального музыкального образования системы ИРМО в Саратове. На основании архивных данных выявляются особенности укомплектования учебных заведений педагогами-вокалистами, чья деятельность являлась основой становления методических принципов саратовской...
2019 / А Э. РудяковаВАК -
«Евгений Онегин» П.И. Чайковского сквозь призму комментариев Ю.М. Лотмана
В статье опера Чайковского «Евгений Онегин» анализируется с точки зрения отображения ключевых концептов быта русского дворянства конца XVIII–XIX веков. Художественное пространство романа Пушкина и оперы Чайковского раскрываются как многомерное целое, отображающее через специфику художественных...
2019 / А А. ТимошенкоВАК -
Дирекция Московского отделения Императорского Русского музыкального общества ангажирует Пабло Казальса (1910–1911)
Статья посвящена одной из малоизвестных страниц истории русского концертного менеджмента. На основании архивных материалов в ней прослеживаются детали устройства гастролей знаменитого испанского виолончелиста Пабло Казальса в России в 1910–1911 годах.
2019 / Е М. ШабшаевичВАК -
Фортепианная соната в творчестве испанских композиторов конца XIX — первой половины XX века
В статье рассматривается становление фортепианной сонаты в Испании на рубеже XIX– XX веков. Прослеживается исторический путь от раннеклассических образцов до сочинений XX века. В центре внимания автора — сонаты Х.Турины, на примере которых выявляются особенности трактовки жанра, свойственные...
2019 / Д Р. ВисаитоваВАК -
Немецкая «Московская певческая академия» — первое хоровое объединение Москвы
В статье рассматриваются деятельность немецкой Певческой академии в Москве, личности её руководителей, репертуар первых сезонов. Автору удалось обнаружить ранее неизвестные данные о Московском Лидертафеле и тем самым дополнить историю первых московских хоровых обществ.
2019 / Е С. ГурскаяВАК -
Лирические песни лямбирских татар-мишарей: особенности ладомелодической организации
Статья посвящена рассмотрению ладовых и мелодико-интонационных особенностей лирических песен лямбирских татар-мишарей, компактно проживающих на территории Лямбирского района Республики Мордовия. Анализ показал существование в местной традиции устойчивого мелодического типа, формирующего сходный...
2019 / Л Х. ЗиганшинаВАК -
Музыкально-стилевые особенности вариантов лирической песни «Сон молодца»
В статье приводятся результаты сравнительного изучения вариантов лирических песен, объединённых сюжетом «Сон-предзнаменование несчастливой судьбы (солдатства/гибели) молодца». Наибольшая общность обнаруживается на уровне поэтических текстов. При сопоставлении напевов выявляются как черты сходства,...
2019 / М Н. ИвановаВАК -
От “Gesang der Jünglinge” к “Carré”: рождение фонемной композиции в творчестве К. Штокхаузена
Статья посвящена феномену фонемной композиции в творчестве Карлхайнца Штокхаузена — одного из самых известных представителей послевоенного западноевропейского музыкального авангарда. В результате анализа сочинений, созданных в период с 1955 по 1960 год, автор делает вывод о влиянии фонемной...
2019 / А С. РыжинскийВАК -
Музыка немого кино. Авторская «партитура» как альтернатива тапёрской практике
В данной статье рассматривается история появления оригинальной музыки в отечественном немом кино, а также систематизируются сведения о фильмах немого периода, к которым она была написана. Автором была предпринята попытка изучить картины, от которых до настоящего времени сохранились и плёнки, и...
2019 / О А. СеменюкВАК -
Такмаки елабужских кряшен: к вопросу о диалектной специфике общетатарского компонента локальной традиции
В статье рассматриваются такмаки елабужских кряшен — локально-территориальной группы кряшенской общности, расселённой в Нижнем Прикамье. Будучи одним из компонентов позднего пласта традиционной культуры и имея общетатарское распространение, такмаки «по умолчанию» считаются лишёнными локальной...
2019 / Е М. СмирноваВАК -
С. Габяши и традиция чтения молитв в музыке композиторов Татарстана
В данной статье предпринимается попытка изучения метроритмических особенностей претворения норм таджвида при использовании в музыке композиторов Татарстана речитации молитв татар-мусульман. С разной степенью точности соблюдаемые в композиторском тексте, времяизмерительные законы чтения молитв...
2019 / А Н. ХасановаВАК