ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
MEMORABLE DATES
Ю. С. Карпов
С. В. Смоленский и Казань: век XXI
Аннотация
Память о С. В. Смоленском сохраняется в XXI веке в Казани, в области науки и в области творчества. Первая посвященная ему конференция состоялась в 2008 году; с 2012 года в Казанской консерватории проходят Международные «Чтения памяти С. В. Смоленского». Хоровой фестиваль имени Смоленского проходит с 2007 года, основная идея — популяризация студенческого хорового исполнительства и просветительство. Ключевые слова: Степан Васильевич Смоленский, Казань, хоровая культура, Чтения памяти Смоленского, Фестиваль имени Смоленского.
Y. S. Karpov
S.V. Smolensky and Kazan: the 21st Century
Summary
During the Soviet period of history, the name of S.V. Smolensky was practically not mentioned in his homeland. The article is devoted to observations how the memory of the outstanding scientist and musician is preserved in the 21st century in Kazan, both in the field of science and in the field of creative work. The first scientific conference dedicated to Smolensky was held in 2008 in cooperation between the Kazan University and the Kazan Conservatory. Since 2012, with a two-year interval, the Kazan Conservatory has held Smolensky Memorial Readings— an international scientific conference, uniting researchers of choral culture, art and education. The big choral festival named after the great scholar has been held since 2007, its main idea is to popularize student amateur choral performance and music education.
Keywords: Stepan Vasilyevich Smolensky, Kazan, Choral Culture, Smolensky Memorial Readings, Smolensky Festival.
Статья поступила: 01.10.2018.
(15) октября 1848 года, 170 лет назад, на территории казанских Архиерейских дач родился человек, которому было суждено во многом определить судьбы отечественной музыкальной культуры в ХХ веке. Степан Васильевич Смоленский — ученый, музыкант, хормейстер, музыкально-общественный деятель, просветитель, чье влияние мы ощущаем и по сей день. Неуемная энергия исследователя, талант организатора, природный педагогический дар — этот ряд можно продолжать, и, пожалуй, ни один из эпитетов, сказанных в адрес этого человека, не будет исчерпывающим. Юбилейная дата — повод вновь обратиться к творческому, педагогическому и научному наследию Степана Васильевича, попытаться приблизиться к пониманию этой феноменальной фигуры в российской истории, которого по масштабу идей и замыслов можно сравнить, наверное, лишь с титанами Возрождения.
Казань — родина Смоленского, город, который он очень любил, а время, проведенное здесь, называл «лучшею порою» своей жизни. Здесь он родился и вырос, окончил университет, преподавал, состоялся как ученый-медиевист, хормейстер, просветитель и миссионер. С особой теплотой вспоминал Степан Васильевич, как трогательно пел за богослужением руководимый им детский хор Казанской учительской семинарии. Цель настоящего очерка — рассказать о том, как сегодня, в XXI веке на родине великого музыканта и ученого чтится его память, как продолжается дело, начатое им когда-то, в целом — насколько сегодня присутствует эта безусловно знаковая фигура в культурном дискурсе третьей столицы России.
Говоря о дне сегодняшнем, следует прежде вспомнить о минувшем. В советский период истории имя Степана Васильевича в Казани упоминалось крайне редко, не говоря уже о том, чтобы стать предметом изучения1. Вспоминали прежде всего московский период его
жизни, вспоминали как человека, связанного с деятельностью Синодального училища и Синодального хора. Казанский же период, когда собственно и произошло становление Смоленского — ученого и просветителя, глубоко не освещался. Место его захоронения было потеряно, в здании Казанской инородческой учительской семинарии на берегу озера Нижний Кабан, где много лет преподавали С. В. Смоленский и его вдохновитель
Н. И. Ильминский, был размещен Казанский
^ 2 техникум легкой промышленности2, а в семинарской домовой церкви святых Захарии и Елисаветы был устроен актовый зал со сценой и подиумом для показа мод.
Причины отнюдь не бережного отношения к памяти ученого были прежде всего идеологическими: просветительская деятельность Степана Васильевича в Казанской учительской семинарии, благодаря которой не в последнюю очередь начали активно формироваться профессиональные музыкальные культуры народов Поволжья, слишком тесно была связана с православным миссионерством. Дружба и покровительство Константина Петровича Победоносцева, фигуру которого советская историография представляла исключительно в негативном свете3, тоже не содействовали сохранению памяти о великом человеке4.
Изменения в оценке роли Степана Васильевича в истории края, как и в целом пересмотр на государственном уровне всей отечественной духовной культуры, относятся ко времени политических перемен в Советском Союзе, и к началу XXI века это движение усилилось. Одним из первых казанских ученых, поставивших своей целью возродить память о Смоленском, стал профессор Казанской консерватории Александр Львович Маклы-гин. В 2000 году им была опубликована монография [5], а в 2001 — защищена докторская диссертация «Музыкальные культуры Среднего Поволжья: становление профессионализма», где значительный раздел был посвящен Казанской учительской семинарии,
фигурам Н. И. Ильминского, С. В. Смоленского и их вкладу в развитие культуры народов многонационального региона. Профессор Казанского института культуры и искусств Вячеслав Данилович Булгаков также глубоко занимался изучением этой темы: в 2002 году им была защищена докторская диссертация по педагогике «Развитие хорового образования в России второй половины XIX—XX вв.», где исследовался опыт работы Степана Васильевича в Казанской семинарии и в Московском Синодальном училище. Эти крупные работы положили начало «возвращению на родину» памяти о С. В. Смоленском, и с началом XXI века имя его уже основательно заняло место в исследованиях казанских ученых, особенно после того, как в рамках крупного проекта «Русская духовная музыка в документах и материалах» были опубликованы его замечательные «Воспоминания» [7].
10 лет назад, в год 160-летия со дня рождения Степана Васильевича, 25 ноября 2008 года состоялось важное событие. На Академической аллее Арского кладбища Казани, среди захоронений профессоров Казанской духовной академии и Казанского университета после многих лет забвения и поисков был найден заброшенный участок — место последнего упокоения С. В. Смоленского и его супруги Анны Ильиничны. Могила была запущена, мраморный крест, на котором были указаны имена и даты жизни супругов, разломан...
В короткое время место привели в порядок, была отслужена лития, а к 19 июля 2009 года, 100-летию со дня кончины Смоленского, был полностью восстановлен крест. Восстановлен он был на средства Казанского университета — так, спустя 100 лет, alma mater почтила память одного из своих выдающихся сыновей. В день рождения и в день памяти силами казанских хоровиков, певчих и регентов, на могиле Смоленского служится лития; музыканты, ученые, хормейстеры, посещающие Казань, приходят поклониться его праху.
Заслуга обретения этого памятного места принадлежит профессору Казанской консерватории В. П. Леванову, доктору искусствоведения
М. П. Рахмановой, казанскому историку-краеведу А. М. Елдашеву и известному хормейстеру В. П. Ульянову.
Обнаружению памятного места предшествовала состоявшаяся полугодом ранее, 16 апреля 2008 года Всероссийская научно-практическая конференция «С. В. Смоленский и отечественная музыкальная культура». Конференция была организована Казанской государственной консерваторией в содружестве с Казанским государственным университетом и состоялась в помещении бывшей университетской Кресто-воздвиженской церкви, где когда-то пел Смо-ленский5. Приветственные слова на открытии были сказаны ректором университета М. Х. Са-лаховым и ректором консерватории Р. К. Абдул-линым. И хотя конференция получилась достаточно «камерной» по количеству докладчиков, она была очень содержательной; по сути она стала первым в нашей стране научным форумом, для которого имя Степана Васильевича Смоленского стало объединяющим [См.: 8].
В 2012 году в Казанской консерватории состоялись первые «Чтения памяти С. В. Смоленского» — Международная научная конференция, поддержанная грантом Российского гуманитарного научного фонда. Большая часть заседаний прошла в здании консерватории, которая организовала форум; круглый стол и концерт казанских церковных хоров состоялись в бывшей домовой церкви Казанской учительской семинарии; выездное заседание и итоговый круглый стол прошли в Успенско-Богородицком монастыре на острове-граде Свияжск6.
С тех пор «Чтения памяти С. В. Смоленского» проходят в Казанской консерватории регулярно, с периодичностью раз в два года7. Конференция проходит под эгидой кафедры хорового дирижирования — именно хоровая культура, искусство и образование являются основной темой Чтений. Обязательными секциями всех конференций, среди прочих, являются монографическая — «Смоленский и...», а также секции «Духовно-певческое искусство», «Хоровая композиторская музыка», «Хоровое исполнительство».
В нынешнем, юбилейном году с 24 по 26 октября в Казанской консерватории состоялись IV Чтения, которые объединили четыре десятка исследователей из России, Казахстана, Белоруссии и Китая. Три дня были наполнены профессиональным общением, обменом мнениями по самым разным вопросам истории и теории хоровой культуры, проблемам дири-жерско-хорового образования, церковно-певче-ской практики, медиевистики и музыкального краеведения. Юбилейные, V Чтения памяти С. В. Смоленского намечены в Казанской консерватории на октябрь 2020 года.
Концерты хоровой музыки, посвященные Степану Васильевичу, стали проходить в столице Татарстана еще в конце ХХ века и, как правило, были приурочены к его юбилейным датам — к 150-летию в 1998 году, к 145-летию — в 1993. В начале века XXI важной частью культурной жизни Казани стал большой хоровой фестиваль, носящий имя Смоленского, — своеобразное «музыкальное приношение» памяти великого музыканта. Подвижником в деле организации фестиваля стал профессор кафедры хорового дирижирования Казанской консерватории Валерий Петрович Леванов, имя которого уже упоминалось ранее. Почти 40 лет, с 1967 по 2005 год, Валерий Петрович был руководителем Хоровой капеллы Казанского университета — коллектива, продолжающего традиции университетского любительского музицирования, сохраняющего и поныне ту творческую атмосферу, которая была источником вдохновения и для самого Степана Васильевича в его университетские годы8.
Первый фестиваль хоровой музыки имени С. В. Смоленского состоялся весной 2007 года под эгидой Казанского университета и Казанской консерватории, аудитории которых в равной степени стали местом для концертных выступлений. Отрадно, что при этом имя Смоленского не стало просто «ширмой» для очередного громкого «мероприятия». Фестиваль изначально ставил перед собой совершенно конкретные задачи — популяризацию студенческого хорового творчества и музыкальное
просветительство. Это определило и структуру фестиваля, которая выдерживалась в последующие годы. Открывала Фестиваль хоровая универсиада — смотр-конкурс студенческих любительских хоровых коллективов. Второй этап, музыкально-просветительский, открывался гала-концертом победителей универсиады, включал в себя концерты духовной музыки, фольклорные концерты, творческие встречи с гостями фестиваля.
Не углубляясь в статистику, обозначу лишь, что за 5 фестивалей, проведенных с 2007 по 2011 год, участие в них приняли 104(!) коллектива. В один из дней проводилась заупокойная служба по Смоленскому, устраивались выступления в бывшей Учительской семинарии. Все годы программы фестиваля сопровождались небольшими информационными бюллетенями, в которых рассказывалось о Смоленском, особенно подробно — о казанском периоде его жизни и деятельности. Благодаря подвижническому труду Хоровой капеллы университета сегодня для казанских любителей музыки (прежде всего любителей!) «С. В. Смоленский» — не просто имя, но совершенно конкретная историческая фигура, часть истории города и страны.
С 2012 по 2016 год фестиваль не проводился по ряду причин, прежде всего экономических. А в 2016 году усилиями Казанской консерватории фестиваль Смоленского был возрожден. Сегодня он проходит в 2 этапа: хоровая Универсиада — весной, и фестиваль духовной музыки имени Смоленского — осенью. Фестиваль также проходит раз в два года, и осенняя часть мероприятий как правило соседствует с «Чтениями памяти С. В. Смоленского».
В нынешнем году Фестиваль прошел уже в седьмой раз, с 19 по 24 октября 2018 года, и объединил музыкантов из Тольятти (ансамбль «Алконостъ»), Санкт-Петербурга (ансамбль «Знамение»), Йошкар-Олы (Марийская государственная капелла имени А. Искандарова и детско-юношеский хор «Благовест»); конечно же, широко были представлены хоровые коллективы Казани (хор консерватории, хор му-
зыкального колледжа, Митрополичий мужской хор, хоровые ансамбли, детские хоры). Гостем фестиваля из дальнего зарубежья стал коллектив «Pro Arte» из Лозанны (Швейцария), в содружестве с которым Хоровая капелла университета впервые в Казани исполнила «Мессу» Франка Мартина. Гала-концерт фестиваля прошел в Государственном большом концертном зале имени С. Сайдашева.
Регентское образование, о котором так беспокоился Степан Васильевич, особенно в последние годы, при организации Регентского училища в Петербурге, в Казани сегодня тоже представлено. Регентско-катехизаторское отделение Казанской духовной семинарии открылось в 2014 году. Конечно, прошло еще очень мало времени для того, чтобы предъявлять мало-мальски серьезные требования к такому отделению, тем более в городе, в котором есть консерватория. Будем надеяться, что будущие выпускники будут стараться соответствовать тому «образу регента», который виделся Смоленскому на заре прошлого века9...
* * *
.Сегодня здание бывшей Казанской учительской семинарии — архитектурный памятник республиканского значения, в ее коридорах появились стенды, рассказывающие об истории этого заведения, и где на почетном месте — фотография С. В. Смоленского. Возрождается жизнь в казанском храме Воскресения Сло-вущего на территории бывших Архиерейских дач, где когда-то появился на свет будущий великий ученый и музыкант, продолжает звучать хоровая музыка — и это лучшая память Степану Васильевичу Смоленскому, который служил певческому искусству России преданно и беззаветно.
ШримеЧанил
В контексте настоящей статьи исследования, проводившиеся вне Казани, не упоминаются сознательно — в частности, статья Л. Корабельниковой «С. Смоленский —
энтузиаст русской хоровой культуры» [4], которая, по сути, стала первой большой публикацией о Смоленском в советское время.
2 Техникум (ныне — Казанский колледж технологии и дизайна) располагается в бывшем здании семинарии вплоть до сего дня.
3 Достаточно лишь одной красочной выдержки из статьи о К. П. Победоносцеве в Большой советской энциклопедии, изданной в 1940 году: «.реакционер, яростный поборник самодержавия, вдохновитель самой черной дворянско-крепостнической реакции 80—90-х гг., вождь воинствующего мракобесия и черносотенства, злейший и активнейший враг не только социализма, но и буржуазной демократии. <.. > проводил политику жесточайших преследований старообрядцев и сектантов и притеснения всяких иноверцев» [1].
4 Конечно, нельзя сказать, что имя С. В. Смоленского было под категорическим запретом — например, в Казанской консерватории в 1950 году была написана дипломная работа об известном казанском хоровом дирижере Иване Семёновиче Мореве, где С. В. Смоленский упоминается как прогрессивный музыкант и «талантливый регент», который был дружен с Моревым (подробнее о нем см.: [3]) — однако это не меняло ситуацию в целом. Интересно, что научным руководителем этой работы был молодой доцент консерватории Семён Абрамович Казачков (1909 —2005) — ученик известного хормейстера-«синода-ла» Владимира Павловича Степанова (1890—1954), воспитанника Синодального училища (1908) и Московской консерватории (1913). Как вспоминал сам Казачков о годах учебы, «Увлекательные рассказы и беседы Владимира Павловича о Синодальном училище и его корифеях — В. С. Орлове, А. Д. Кастальском, С. В. Смоленском — вовлекали нас в удивительную атмосферу этого поистине уникального учебного заведения» [2. С. 14]). До конца жизни Семён Абрамович, основатель казанской хоровой школы, считал себя продолжателем традиций Синодального хора.
5 После 1917 года церковь, как и многие культовые сооружения и помещения, была лишена своего статуса. Она была приспособлена под спортивный зал, в годы войны — под общежитие для эвакуированных сотрудников Академии наук СССР, позже — под читальный зал. С 1978 года в бывшем помещении церкви располагается Музей истории Казанского университета.
6 Остров-град Свияжск — закономерное и в чем-то символичное место для продолжения Чтений: именно здесь с 1786 года существовала одна из первых в Поволжье «школ нотного пения», в которой обучались представители не только русского, но и татарского, марийского, чувашского народа — см.: [5. С. 82].
7 Материалы Чтений также опубликованы Казанской консерваторией, см: [10; 11; 12].
8 Отмечу, что именно благодаря полувековому существованию открытого в 1804 года Казанского университета, той особой интеллектуальной среде и культурному укладу, который формировался в любом университетском центре, музыкальная жизнь Казани второй половины XIX века была действительно развитой и насыщенной. Как вспоминал сам Степан Васильевич Смоленский, в то время «...Казань представляла такой город, в котором влияние университета, духовной академии в лице профессоров и студентов придавало общественной жизни значительно большую долю живости, интеллигентности, чем в какой-нибудь Пензе или Рязани. Дворянство казанское получило от университета очень многое, почему и совершенно не походило, например, на симбирское, уступавшее казанскому в количестве образованных людей» [7. С. 71]. Музыкально-художественное пространство города во многом складывалось из традиций академического музицирования университетской профессуры и студенчества — хорового пения, квартетного исполнительства, оркестровой игры в симфоническом оркестре университета — см. [6].
9 Степан Васильевич весьма красноречиво писал о том, какие задачи стоят перед регентским образованием, и что необходимо для того, чтобы стать мастером своего дела: «Получение предварительного возможно широкого образования только и может создать мастера своего дела, так как сила высокого мастерства именно и состоит не в его ремесленности, а в широком взгляде на дело. <...> Для регента-художника... надобно именно наилучшее музыкальное образование и возможно высшее общее развитие» [9. С. 53].
Список
литературы
ererences
1. Большая советская энциклопедия / Гл. ред. О. Ю. Шмидт. — 1-е изд. — Т. 45. — М.: Советская энциклопедия, 1940. — 460 с. — Стб. 732 [Bol'shaya sovetskaya entsiklopediya / Gl. red. O. Yu. Shmidt. — 1-ye izd. — T. 45. — M.: Sovetskaya entsiklopediya, 1940. — 460 s. — Stb. 732].
2. Казачков С. А. Расскажу о времени и о себе... Казань: Казан. гос. консерватория, 2004. — 64 с. [Kazachkov S. A. Rasskazhu o vremeni i o sebe... Kazan': Kazan. gos. konservatoriya, 2004. — 64 s.].
3. Карпов Ю. С. Казанский регент И. С. Мо-рев // II Чтения памяти С. В. Смоленского. Хоровое искусство и современность: Материалы Международной научной конференции (Казань, 8—10 октября 2014 г). — Казань, 2014. — С. 61 — 67 [Karpov Yu. S. Kazanskiy regent I. S. Morev // II Chteniya pamyati S. V. Smolenskogo. Khorovoye iskusstvo i sovremennost': Materialy Mezhdunarodnoy nauchnoy konferentsii (Kazan', 8—10 oktyabrya 2014 g.). — Kazan', 2014. — S. 61 — 67].
4. Корабельникова Л. З. С. Смоленский — энтузиаст русской хоровой культуры // Советская музыка. — 1959. — №2 12. — С. 79—84 [Korabel'nikova L. Z. S. Smolenskiy — entuziast russkoy khorovoy kul'tury // Sovetskaya muzyka. — 1959. — № 12. — S. 79—84].
5. Маклыгин А. Л. Музыкальные культуры Среднего Поволжья: Становление профессионализма. — Казань: Казан. гос. консерватория, 2001. — 312 с. [Maklygin A. L. Muzykal'nyye kul'tury Srednego Povolzh'ya: Stanovleniye professionalizma. — Kazan': Kazan. gos. konservatoriya, 2001. — 312 s.].
6. Порфирьева Е. В. Музыкальное образование в Казани (конец XIII — начало ХХ века). — Казань: Казан. гос. консерватория, 2014. — 248 с. [Porfir'yeva Ye. V. Muzykal'noye obrazovaniye v Kazani (konets XVIII — nachalo ХХ veka). — Kazan': Kazan. gos. konservatoriya, 2014. — 248 s.].
7. Русская духовная музыка в документах и материалах. — Т. IV. Степан Васильевич Смоленский. Воспоминания: Казань, Москва, Петербург. — М.: Языки славян-
ской культуры, 2002. — 688 с. [Russkaya dukhovnaya muzyka v dokumentakh i materialakh. — T. IV. Stepan Vasil'yevich Smolensky. Vospominaniya: Kazan', Moskva, Peterburg. — M.: Yazyki slavyanskoy kul'tu-ry, 2002. — 688 s.].
8. С. В. Смоленский и отечественная музыкальная культура: Материалы Всероссийской научно-практической конференции (Казань, 16 апреля 2008 г.). — Казань: Казан. гос. консерватория, 2009. — 112 с. [S. V. Smolenskiy i otechestvennaya muzykal'naya kul'tura: Materialy Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii (Kazan', 16 aprelya 2008 g.). — Kazan': Kazan. gos. konservatoriya, 2009. — 112 s.].
9. Смоленский С. В. Синодальный хор и училище церковного пения (июль 1889 — май 1901) // Русская духовная музыка в документах и материалах. — Т. I. Синодальный хор и училище церковного пения. Воспоминания, дневники, письма. — М.: Языки славянской культуры, 1998. — 688 с. [Smolensky S. V. Sinodal'nyy khor i uchilishche tserkovnogo peniya (iyul' 1889 — may 1901) // Russkaya dukhovnaya muzyka v dokumentakh i materialakh. — T. I. Sinodal'nyy khor i uchilishche tserkovnogo peniya. Vospominaniya, dnevniki, pis'ma. — M.: YAzyki slavyanskoy kul'tury, 1998. — 688 s.].
10. Чтения памяти С. В. Смоленского. Хоровое искусство в XIX—XXI вв.: Тенденции и перспективы: Материалы Международной научной конференции (Казань, 24 — 26 октября 2012 г.). — Казань: Казан. гос. консерватория, 2013. — 171 с. [Chteniya pamyati S. V. Smolenskogo. Khorovoye iskusstvo v XIX—XXI vv.: Tendentsii i perspektivy: Materialy Mezhdunarodnoy nauchnoy konferentsii (Kazan', 24 — 26 oktyabrya 2012 g.). — Kazan': Kazan. gos. konservatoriya, 2013. — 171 s.].
11. II Чтения памяти С. В. Смоленского. Хоровое искусство и современность: Материалы Международной научной конференции (Казань, 8 — 10 октября 2014 г.). — Казань: Казан. гос. консерватория, 2014. — 183 с. [II Chteniya pamyati S. V. Smolenskogo. Khorovoye iskusstvo i sovremennost': Materialy Mezhdunarodnoy nauchnoy konferentsii (Kazan', 8—10 oktyabrya 2014 g.). — Kazan': Kazan. gos. konservatoriya, 2014. — 183 s.].
12. III Чтения памяти С. В. Смоленского. Певческая культура России: Век XIX — век XXI.: Материалы Международной на-
учной конференции (Казань, 19 октября 2016 г.). — Казань: Казан. гос. консерватория, 2017. — 191 с. [III Chteniya pamyati S. V. Smolenskogo. Pevcheskaya kul'tura Rossii: Vek XIX — vek XXI.: Materialy Mezhdunarodnoy nauchnoy konferentsii (Kazan', 19 oktyabrya 2016 g.). — Kazan': Kazan. gos. konservatoriya, 2017. — 191 s.].