Научная статья на тему 'Финно-угорский музыкальный форум'

Финно-угорский музыкальный форум Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
5
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Финно-угорский музыкальный форум»

Л. И. Сарварова, Л. А. Федотова

Финно-угорский музыкальный форум

Finno-Ugrian Music Forum

L. I. Sarvarova, L. A. Fedotova

оведение в Казани Международного фестиваля «Финно-угорская музыкальная культура и современный мир» (Казань, 7 — 9 ноября 2012 года) закономерно. Мари, мордва, удмурты издавна населяют территорию Республики Татарстан, являясь неотъемлемым компонентом ее поликультурной среды. Вместе с тем эти народности составляют значимую часть финно-угорской языковой группы, носители которой расселены на обширных территориях от Северной и Средней Европы до Восточной Сибири. Это обстоятельство определило международный статус научной конференции, которая прошла в Казанской консерватории. В работе конференции приняли участие исследователи из Финляндии, Венгрии, республик Карелия, Удмуртия, Марий Эл, Мордовия, Чувашия, Татарстан, а также Москвы, Санкт-Петербурга, Астрахани и др.

Материалы прошедшей конференции легли в основу сборника статей1. Доклады скомпонованы в три больших раздела: «Музыкальная традиция финно-угорских народов как феномен культуры», «Музыкальный фоль-

клор финно-угров в полиэтническом контексте», «Финно-угорский мир: композиторское творчество, проблемы образования».

Первый раздел открывают статьи финских исследователей Яркко Ниеми — доцента Университета Тампере, Академия наук Финляндии, PhD, и Тимо Лейсиё — почетного профессора того же университета. Обращает на себя внимание объемный исторический и территориальный контекст их исследований. Так, в докладе Я. Ниеми «Ареалы метрического строения традиционных форм песен у северных народов Западной Сибири: проблемы формирования и модернизации» представлены песенные культуры самодийских и обско-угорских народностей Западной Сибири, очерчены крупные музыкальные стилевые ареалы, предпринята попытка соотнесения полученных этномузыкологических данных с этнической историей коренных народностей региона.

Т. Лейсиё в сообщении «Приуральская музыка?» обобщает результаты этнолингвистических и этномузыкологических изысканий и обнаруживает в песенных куль-

турах уральских финно-угорских народов общие закономерности метроритмического строения, обусловленные общим историческим прошлым этносов.

Большинство докладов первого раздела сборника посвящено изучению этнотерри-ториальных традиций. В статье доцента Петрозаводской государственной консерватории им. А. К. Глазунова С. Ю. Николаевой на тему «Йойга как феномен культуры северных карел» дано комплексное рассмотрение йойги — одного из специфических жанров карельского фольклора. И. В. Соловьёв, старший преподаватель Петрозаводской консерватории, выступил с докладом «Звуковой мир саами в контексте мифологического пространства». М. Г. Хрущёва, доцент Астраханской государственной консерватории, обратилась к целостной характеристике музыкального фольклора удмуртов в докладе «Удмуртский музыкальный фольклор как часть этнической традиционной художественной системы (к проблеме этнической специфики)».

С интересом было выслушано выступление финского исследователя Пекка Хуттухилтуне-на — директора фонда «Юминкеко», D.Mus., Академия Рунопения. В его статье «Традиции рунопения в Виэна, Карелия» (данной в сборнике на английском языке) проанализированы структурные свойства рунических песнопений, определены условия сохранности культуры. Регион Виэна на севере Карелии приобрел известность благодаря удивительной живучести исполнения рун карело-финского эпоса «Калевала».

Статья «Музыкальные манифестации финского карелианизма» профессора Петрозаводской консерватории В. И. Ниловой посвящена осмыслению феномена карелианизма, специфике его проявления в русской культуре рубежа XIX—XX веков. С докладом «Об инструментальном темброинтонировании в этномузыкальной культуре вятских мари» выступила С. В. Косырева — научный сотрудник Лаборатории традиционной музыки и преподаватель Петрозаводской консервато-

рии. Марийской традиционной музыкальной культуре посвятили свои сообщения В. О. Герасимова — преподаватель Марийского государственного университета, тема ее доклада «Песенная культура шаранских мари: к результатам студенческих экспедиций Казанской консерватории»; М. Н. Мамаева — ведущий научный сотрудник Марийского научно-исследовательского института языка, литературы и истории им. В. М. Васильева, ее доклад «Ударно-шумовые компоненты марийской свадьбы»; В. Н. Горбунов — доцент Марийского государственного университета, доклад «Балалайка в традиционной инструментальной практике мари».

Резонансными на конференции стали выступления, материалы которых собраны во втором разделе сборника. Тон научной дискуссии по проблемам музыкального фольклора фин-но-угров в полиэтническом контексте задали М. Г. Кондратьев — главный научный сотрудник, заведующий отделом искусствоведения Чувашского государственного института гуманитарных наук, и Н. Ю. Альмеева — старший научный сотрудник Российского института истории искусств, Санкт-Петербург. В своих докладах, соответственно, «Музыка финно-угорских народов и региональная этномузы-коведческая компаративистика» и «Вопросы этнической специфики в фольклоре тюрков и финно-угров Волго-Камья (о мелодических аргументах в изучении истории)» исследователи подчеркнули актуальность сравнительного подхода к изучению этнических традиций и формирование региональной этномузыковед-ческой компаративистики.

Практический же опыт сравнительного изучения традиционных музыкальных культур финно-угорских этносов Поволжья был озвучен в докладах исследователей: Т. А. Старостиной — доцента Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского, тема «Об элементах общности ладовой организации южно-русского и мокша-мордовского многоголосия»; Э. Р. Каюмовой — старшего научного сотрудника Института языка, лите-

ратуры и искусства им. Г. Ибрагимова, тема сообщения «Татарско-марийские этномузы-кальные связи (по данным экспедиции 2011 года)»; Каталин Лазар — старшего научного сотрудника Венгерской Академии наук; Н. М. Шарифуллиной — доцента Казанского государственного университета культуры и искусств, тема выступления «Свадебные плачи татар-мишарей Ульяновской области: взаимосвязи и параллели с финно-угорским, славянским фольклором»; Э. М. Галимовой — научного сотрудника ИЯЛИ им. Г. Ибрагимова, тема доклада «Финно-угорские особенности в обрядовом фольклоре пермских татар-мусульман». Н. А. Макарова, доцент Марийского государственного университета, обращается к проблеме этнохореографии в своей статье «Марийская танцевальная культура: к вопросу взаимодействия с татарской танцевальной культурой». М. А. Ключева, доцент Марийского государственного университета, предложила слушателям доклад «К сравнительному изучению русской, финно-угорской, тюркской игровой терминологии (о некоторых чураниях в прятках)». Е. С. Таникова, заместитель председателя Марийской национально-культурной общественной организации «Ош Кече», освещает динамичный аспект функционирования музыкальной традиции в своей статье «Особенности развития традиционной музыки в полиэтническом пространстве мегаполиса (на примере марийской диаспоры Санкт-Петербурга)».

Третий раздел сборника включает тексты докладов, ставящих проблемы композиторского творчества и музыкального образования. Музыке композиторов Карелии и Удмуртии были посвящены выступления Т. С. Екименко — доцента Петрозаводской консерватории, доклад «Балет „Скала двух лебедей" А. Белобородова: современное прочтение национального сюжета Карелии»; Е. Л. Хакимовой — доцента, проректора по концертно-творческой деятельности и международным связям Казанской государственной консерватории им. Н. Г. Жиганова, доклад «У истоков становления ка-

мерно-инструментальной музыки удмуртских композиторов»; Е. В. Анисимовой — старшего преподавателя Казанской консерватории, доклад «Становление оркестровых традиций в музыке профессиональных композиторов Удмуртии».

Цикл статей, связанных с вопросами музыкального образования, открывает работа Вели-Пекка Вапаавуори — профессора Академии им. Я. Сибелиуса, председателя Национального совета по музыкальному искусству, Финляндия. Его статья (в сборнике дана на английском языке) «Народная музыка в образовании Финляндии — прошлое и настоящее» дает подробный обзор сложившихся в Финляндии методов обучения музыкальному фольклору. Российский же опыт преподавания этномузыкологических дисциплин отражен в докладах исследователей из г. Саранска: Н. И. Бояркина — профессора Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарёва, и С. А. Исаевой — доцента того же университета, тема их статьи — «Проблемы подготовки руководителей народно-певческих коллективов в условиях полиэтнической культурной среды»; а также музыковеда И. А. Галкиной — «Музыка финно-угорских народов в системе академического музыкального образования». О проблемах марийского этномузыкознания рассуждает О. М. Герасимов — профессор Марийского университета в статье «Марийское этномузыкознание: современное состояние, неотложные задачи, пути их решения». Статьи казанских исследователей Л. В. Бражник — профессора Казанской государственной консерватории им. Н. Г. Жиганова и Д. Р. Загидуллиной — доцента этой же консерватории посвящены преподаванию сольфеджио в контексте финно-угорской проблематики. В докладе Л. В. Бражник «Финно-угорская музыка на уроках сольфеджио» представлен богатый опыт преподавателя, исследователя и автора ряда учебно-методических пособий. Информационная статья Д. Р. Загидуллиной «Сольфеджио и теория музыки — финский опыт» знакомит с практикой музыкального обучения

в Финляндии. Завершает третий раздел сборника статья Н. А. Сагбиевой — заведующей отделом популяризации и возрождения народных обычаев, праздников и произведений народного творчества при Республиканском центре развития традиционной культуры, Республики Татарстан, тема ее сообщения — «Вопросы возрождения традиционной культуры финно-угорских народов в системе клубных учреждений в современных условиях».

На круглом столе, завершившем работу форума, было высказано предложение сделать его

систематическим: финско-угорская проблематика предоставляет широкие возможности для научных дискуссий.

ПримеЧлния_

1. Финно-угорская музыкальная культура и современный мир: Материалы Международной научной конференции / Сост. и отв. редактор Л. А. Федотова. Казань, 2013.

Ю. С. Карпов

Чтения памяти С. В. Смоленского в Казани

Y. S. Karpov

Conference in memory of S. V. Smolensky

еждународная научная конференция «Чтения памяти С. В. Смоленского: Хоровое искусство в XIX—XXI вв. — тенденции и перспективы» состоялась в Казанской государственной консерватории им. Н. Г. Жиганова (КГК) 23 — 25 октября 2012 года. Проведение в столице Татарстана Чтений, посвященных памяти выдающегося деятеля отечественной музыкальной культуры, палеографа и хорового дирижера Степана Васильевича Смоленского, не случайно. Казань — родной город ученого, где прошли его детство и юность, годы студенчества и педагогической деятельности в Казанской учительской семинарии; здесь состоялся Смоленский и как замечательный ученый-медиевист.

Основной темой конференции стало хоровое искусство, с которым С. В. Смо-

ленский был связан самым тесным образом сначала как преподаватель Казанской учительской семинарии, затем как директор Московского Синодального училища церковного пения. В работе конференции приняли участие ученые из Москвы, Санкт-Петербурга, Саратова, Екатеринбурга, Орла, Ростова, Астрахани, Костромы, Харькова, Майкопа, Уфы, Чебоксар, Оренбурга, Набережных Челнов, Варшавы; широко было представлено исследовательское сообщество Казани.

Доклады, прочитанные на конференции, стали основой сборника статей, выпущенного Казанской консерваторией. Материалы его представлены в четырех разделах: «С. В. Смоленский и его наследие», «Духовно-певческое искусство», «Хоровая композиторская музыка», «Хоровое исполнительство».

Первый раздел сборника открывает статья ведущего научного сотрудника Государствен-

ного института искусствознания (Москва) М. П. Рахмановой «Наследие С. В. Смоленского в советскую эпоху». «Наследием Смоленского» автор называет не только его научные труды, которые во многом опережали свое время и были устремлены в будущее, но и его учеников — выпускников Синодального и Регентского училищ, регентов и певчих, служивших во всех уголках страны. Именно они в непростых условиях гонений на церковь в 1920-е гг. стали хранителями и продолжателями дела С. В. Смоленского.

Статья профессора Казанской консерватории А. Л. Маклыгина «Смоленский как идеолог церковно-певческого миссионерства» позволяет убедиться, сколь действенна и в то же время корректна была деятельность С. В. Смоленского в качестве просветителя во второй половине XIX века в очень непростом, многонациональном регионе Среднего Поволжья, центром которого являлась Казань.

Интересный материал представила в своей статье «Дарственная надпись С. К. Були-чу — автограф С. В. Смоленского на книге о древнерусских певческих нотациях» Н. С. Серёгина (ведущий научный сотрудник Российского института истории искусствознания, Санкт-Петербург). Случайно найденная в архиве дарственная надпись позволила выйти из тени истории одному из друзей Смоленского, знакомому с ним еще по учебе в Казанском университете, С. К. Буличу — лингвисту, историку музыки, профессору Петербургского университета.

В статье профессора Казанского университета культуры и искусств В. Д. Булгакова «С. В. Смоленский и его школа» выделены основные этапы казанского периода деятельности Степана Васильевича, а также отмечены те невольные неточности и ошибки в его научных взглядах, которые были продиктованы спецификой самого периода становления отечественной медиевистики.

Завершающая первый раздел сборника статья профессора Казанской консерватории В. П. Леванова «Хоровая культура Казани:

от С. В. Смоленского к С. А. Казачкову» посвящена той роли, которую сыграла столица Татарстана в становлении отечественной хоровой культуры — именно благодаря фигуре С. В. Смоленского, создавшего в своем родном городе на базе Учительской семинарии уникальную структуру хорового воспитания, которая затем во многом была перенесена им в Синодальное училище.

Второй раздел сборника открывается статьей профессора Орловского государственного института искусств и культуры Л. В. Малацай «Вклад С. В. Смоленского в развитие церков-но-певческого дела в России в конце XIX — начале ХХ века (по материалам публикаций

A. В. Никольского)». Статья позволяет увидеть, как высоко оценивались деятельность и человеческие качества Степана Васильевича уже при жизни, сколь велики были влияние суждений ученого на учеников и коллег и обаяние его личности.

Профессор Варшавской Христианской богословской академии, доктор богословия

B. И. Волосюк в статье «Церковно-певческая практика Православной церкви в Польше» осветил этапы становления и развития польской православной церковно-певческой практики. Эта тема вызвала особый интерес слушателей конференции — католическая Польша неожиданно предстала как страна с сильными православными традициями, со своей историей православного церковного пения и интересными связями с русской певческой культурой.

«Традиции богослужебного пения саратовских старообрядцев на рубеже XIX—XX веков (на примере саратовского собрания НИОР РГБ)» — тема статьи профессора Саратовской консерватории им. Л. В. Собинова, доктора искусствоведения И. В. Полозовой. Проблемам богослужебного репертуара православной церкви на современном этапе посвящена статья доцента Адыгейского университета

C. И. Хватовой.

В разделе «Хоровая композиторская музыка» часть материалов посвящена творчеству современных композиторов. Основное направ-

ление этих статей можно определить как исследование воплощений духовности средствами хоровых жанров — темы крайне интересной в условиях современного релятивистского сознания. Авторами выступили М. В. Цуканова (кандидат искусствоведения, доцент АХИ им. В. С. Попова, Москва) — «Валерий Кикта: поэтика духовно-хорового жанра»; Н. В. Ши-риева (кандидат искусствоведения, Казань) — «„Аллилуйя" Софии Губайдулиной в контексте „нового сакрального пространства" Владимира Мартынова»; О. В. Кушнир (кандидат искусствоведения, ГМПИ им. М. М. Иппо-литова-Иванова, Москва) — «Духовный стих в творчестве русских композиторов (на примере „Голубиной книги" Вячеслава Володина)», А. В. Свиридова (кандидат искусствоведения, профессор Астраханской консерватории) — «Хоровое творчество Ю. Фалика как звучащие архетипы христианства».

Материалы второй части этого раздела посвящены татарской хоровой музыке, что следует отметить как весьма показательное явление — ведь хор изначально не являлся жанром, свойственным татарской культуре. Это статьи доцента Казанской консерватории Е. Н. Хаде-евой «Духовные произведения композиторов Татарстана: новая жизнь традиции»; старшего преподавателя Набережночелнинского института социально-педагогических технологий и ресурсов Р. М. Шариповой «Обработка татарских народных песен для хора»; доцента Казанской консерватории Т. А. Алмазовой «Историография татарской хоровой музыки: Проблемы и перспективы». Особый интерес представляет статья старшего научного сотрудника ИЯЛИ им. Г. Ибрагимова АН РТ Г. Ф. Юнусовой «„Славься" Глинки или знаменный распев? (Истоки одной татарской колыбельной песни)», в которой известная тема из «Ивана Сусанина» обрела неожиданные и любопытные параллели не только со знамен-

ным распевом, но и с татарскими народными мотивами.

Заключительный раздел сборника открывает статья профессора Казанской консерватории В. Г. Лукьянова «Казанская хоровая школа в свете современных проблем исполнительства и музыкального образования», в которой автор дает оценку тенденциям — не всегда позитивным — в современной хоровой культуре, определяет ее основные «болевые точки». Также здесь представлены статьи, посвященные исследованию деятельности выдающихся хормейстеров-исполнителей прошлого, это статьи преподавателя Московской консерватории Н. С. Телковой «Феномен личности А. В. Свешникова в хоровом искусстве», профессора Оренбургского института искусств Ю. Н. Вязьмина «Н. А. Федотов — хормейстер, педагог, общественный деятель»; статьи, освещающие историю региональных исполнительских традиций — преподавателя Уральской консерватории Р. П. Карабатова «Некоторые тенденции в хоровой культуре Екатеринбурга в 1940 — 90-е годы», доцента Чувашского института культуры и искусств Г. В. Алжейкиной «Хоровые традиции чувашского народа и их воплощение в деятельности Хорового общества Чувашии». Завершает сборник Материалов конференции статья доцента Института филологии и искусств Казанского университета Е. А. Дыгановой «К вопросу о театральности в хоровой музыке».

Хоровое искусство — одно из важнейших направлений художественной жизни России, носитель «генетического кода» ее культуры, и в рамках одного форума было невозможно исчерпать все вопросы, связанные с данной областью. Столь же неисчерпаемы остаются личность, научное и творческое наследие С. В. Смоленского, и II Чтения, посвященные его памяти, состоятся в Казанской консерватории 8 — 10 октября 2014 года.

В. И. Яковлев

Казанские Всероссийские научно-практические конференции по актуальным проблемам музыкально-исполнительского искусства: формирование стратегии и тактики их решения

V I. Yakovlev

All Russian conferences in the City of Kazan on current issues of musical performing art: formulating approaches for their solution

/ /«=»/ Казанской государственной консерватории имени Н. Г. Жиганова ежегодно, начиная с 2008 года, проходят всероссийские научно-практические конференции «Актуальные проблемы музыкально-исполнительского искусства: история и современность», публикуются сборники материалов с одноименным названием1. Все эти научные мероприятия проводятся в рамках дней науки Казанской консерватории и приурочены ко дню основания вуза (13 апреля 1945 г.).

В отличие от многих других подобных научных форумов, данные конференции не имеют специально артикулируемого и строго регламентируемого тематического адреса: из года в год конференции сохраняют однажды установленное название. Это связано, по нашему мнению, с тем, что исследовательское пространство музыкантов-исполнителей весьма подвижно, имеет тенденцию к постоянным изменениям, трансформациям, как, собственно, и само исполнительское искусство. Поэтому организаторы и кураторы (медиаторы) этих конференций — члены кафедры теории и истории исполнительского искусства, находясь в постоянном поиске новых идей, методов

исследования музыкально-исполнительских проблем, предоставляют участникам конференций возможность свободного выбора тем для выступлений, а также выдвижения авторских точек зрения. Обязательным условием для всех участников конференций являются актуальность рассматриваемых тем, их научная новизна.

Казанские всероссийские научно-практические конференции «Актуальные проблемы музыкально-исполнительского искусства: история и современность» и публикации сборников

— один из немногих в российском музыкальном сообществе примеров, когда публично, «на равных» в докладах, дискуссиях и публикациях принимают участие не только известные музыканты-исполнители, педагоги, ученые

— доктора и кандидаты наук, но и молодые, начинающие свою исследовательскую деятельность аспиранты, ассистенты-стажеры, студенты исполнительских специальностей многих музыкальных вузов, учреждений культуры и искусств не только Татарстана, но и других регионов России, стран ближнего и дальнего зарубежья.

Как показывает практика проведения этих конференций и содержание сборников, главным объектом предпринимаемых исследований является музыкально-исполнительское искусство во всем многообразии его инструменталь-

ных, вокальных, ансамблевых и оркестровых проявлений. Предметом исследования становятся новые для музыкально-исполнительской науки и практики, часто еще не изученные специфические грани этого сложного феномена искусства. Авторы стремятся проникнуть в суть осмысливаемых явлений, выявить их уникальные особенности, закономерности формирования и развития, высказывают свою точку зрения, предлагают оригинальные, индивидуальные пути решения возникающих проблем.

С учетом многообразия научно-исследовательских интересов участников форума научно-практические конференции структурированы, разделены на блоки, которые имеют проблемно-тематические названия: пленарное заседание — «Проблемы музыкально-исполнительского искусства», секции «Теория музыкально-исполнительского искусства» и «История музыкально-исполнительского искусства», «Методика и педагогика». При этом на доклады пленарных заседаний возлагается особая роль в формировании стратегии решения актуальных вопросов музыкально-исполнительского искусства, на доклады в секциях — проектирование тактики решения данных проблем.

Не вдаваясь в подробный анализ, приведем выборочно названия докладов некоторых авторов, что даст возможность обозначить сферу их научных интересов, а также очертить методологическое пространство, в котором рассматривается музыкально-исполнительское искусство. Так, проблемам музыкального исполнительского искусства в общеметодологическом ключе был посвящен ряд докладов доктора исторических наук, профессора В. И. Яковлева: «Музыкально-исполнительское искусство как проблемно-тематическое пространство», «Научно-исследовательская деятельность на исполнительских факультетах Казанской консерватории как необходимое условие развития вуза», «Музыкально-исполнительское искусство как предмет междисциплинарных исследований», «Музыкальное исполнительство как наука в методологическом

измерении», «Казанские исполнительские школы в источниковедческом контексте», «Выпускная теоретическая работа как новая форма итоговой аттестации выпускников исполнительских факультетов музыкальных вузов», «Музыканты в историческом времени и пространстве». Доктор искусствоведения, профессор научно-исследовательского и методического центра Центральной музыкальной школы при Московской консерватории М. М. Берлянчик предложил доклад «Музыкант — исполнитель или художник-интерпретатор? К вопросу о векторе профессионального воспитания»; кандидат искусствоведения, профессор Казанской консерватории В. М. Спиридонова выступила с докладом «Научная школа Д. А. Алексеева и ее значение в исследовании многонациональной отечественной фортепианной музыки. К 100-летию со дня рождения»; доктор искусствоведения, старший научный сотрудник РИИИ В. А. Свободова — с темой «Исполнительские особенности сюит для виолончели соло И. С. Баха»; кандидат искусствоведения, доцент Казанской консерватории О. В. Жесткова — с докладом «Научно-исследовательский компонент в деятельности музыканта-исполнителя».

Философской методологической направленностью отмечены доклады кандидатов философских наук, профессоров Казанской консерватории В. М. Маклецова — «Принцип „ученого незнания" и возможности его формирующего воздействия на личность музыканта-исполнителя»; Н. М. Серёгиной — «Априоризм И. Канта в эстетике музыкального исполнительства»; кандидата искусствоведения, профессора Ш. Х. Монасыпова — «Проблемы духовного воспитания в вузе в валь-дорфском освещении».

Психологические аспекты проблемы были затронуты в докладе доктора психологических наук, доцента Р. Ф. Сулейманова «Становление профессионально важных качеств музыканта-исполнителя» и других авторов.

Методологические проблемы музыкальной педагогики рассматривались в докладах

кандидатов педагогических наук, доцентов Г. И. Батыршиной — «Проблемы изучения музыкально-исполнительского искусства в контексте междисциплинарных исследований»; В. Н. Гоптарёва — «Научная теория как феномен: проблемы обучения»; Е. В. Зеленковой — «Музыкальное мышление как фактор формирования профессиональной компетентности».

Тактические проблемы развития музыкально-исполнительского искусства были рассмотрены в докладах музыкально-теоретической, музыкально-исторической и методико-пе-дагогической направленности. Так, музыкально-теоретической проблематике были посвящены доклады доктора искусствоведения, доцента Е. В. Бурундуковской — «Жанр "tombeau" („эпитафии") в клавирном творчестве Л. Куперена и И. Я. Фробергера»; кандидата искусствоведения, доцента Е. В. Ани-симовой — «Первая симфония Г. Корепанова в аспекте проблем становления оркестрового языка в удмуртской музыке»; кандидата искусствоведения, старшего преподавателя Казанского (Приволжского) федерального университета Н. В. Шириевой — «Посвящение Марине Цветаевой» С. Губайдулиной: к проблеме драматургии»; кандидата философских наук, профессора Казанского университета культуры и искусств А. А. Игламовой — «Явление синестезии в фортепианном исполнительстве»; кандидата философских наук, доцента Казанского университета культуры и искусств Л. В. Никитиной — «Исполнительские стратегии в композиторских технологиях новой музыки»; кандидата искусствоведения, доцента Уфимской академии искусств А. Д. Хасаншина — «Джазовый текст — от образа к феномену»; аспирантки Национальной музыкальной академии Украины О. М. Гурковой — «„Музыкант" И. Карабица как оригинальный образец сольной виртуозной концертной пьесы».

Вопросы музыкально-исполнительской практики нашли отражение в докладах кандидата педагогических наук, доцента Чувашского института культуры и искусств Г. В. Алжейки-ной — «Становление фортепианного исполни-

тельства в Чувашии»; профессора Казанской консерватории А. А. Файзуллина—«Проблемы национального репертуара баяниста-исполнителя»; кандидата искусствоведения, доцента Казанской консерватории А. А. Усова — «Конкурсы исполнителей на балалайке России: проблемы репертуара»; кандидата искусствоведения, старшего преподавателя Казанской консерватории М. А. Беговатовой — «Роль современного репертуара в концертно-кон-курсной практике»; старшего преподавателя Казанской консерватории А. С. Попова — «Исполнительство на аккордеоне в Татарстане: перспективы развития»; ассистентов-стажеров Казанской консерватории А. Ю. Кильдюш-киной — «Оркестр народных инструментов Саранского музыкального училища имени Л. П. Кирюкова: становление и развитие»; А. Д. Хамидуллина — «Ансамбль фольклорной музыки кряшен РТ»; Ю. В. Тимофеевой — «Л. М. Шлеймович — основоположник казанской флейтовой школы».

Проблемы методико-педагогической направленности рассматривались в докладах профессора Казанской консерватории М. Г. Ахметова — «Взаимозависимость и противоречия бимануальной природы скрипичной техники»; профессора Казанской консерватории А. Ю. Протасова — «Роль индивидуальных особенностей ученика в развитии технических навыков баяниста»; профессора Краснодарского университета культуры и искусств В. А. Фролкина — «Размышления об условиях достижения мастерства в фортепианном исполнительстве»; доцента Казанской консерватории Л. Ф. Кастрицкой — «Совершенствование форм и методов преподавания курса фортепиано для студентов разных специальностей»; кандидата искусствоведения, доцента Казанской консерватории Р. Д. Гимади-евой — «Адольф Йенсен. „Фантастические пьесы": опыт знакомства в классе фортепиано»; аспирантки А. Р. Гибадуллиной — «Фортепианная музыка для детей Л. Любовского в педагогическом репертуаре».

Всего на состоявшихся казанских всерос-

сийских научно-практических конференциях выступило свыше 600 докладчиков, в сборниках материалов конференций опубликовано 380 статей.

Отчетливо выраженная ориентация этих конференций на решение стратегических и тактических проблем развития музыкально-исполнительского искусства дает, таким образом, возможность выявить научно-исследовательский потенциал педагогов, аспирантов, ассистентов-стажеров, студентов исполнительских факультетов Казанской консерватории, других музыкальных вузов страны и зарубежья. И этот потенциал не остается неизменной величиной, имея тенденцию к росту.

Участие в научно-практических конференциях является индикатором профессионального развития педагогов-исполнителей. Для аспирантов, перед которыми открывается перспектива включения материалов докладов и статей в диссертационные исследования, это возможность научной самопрезентации; для студентов — возможность более основательной подготовки к защите выпускных теоретических работ по новой в государственном образовательном стандарте учебной дисциплине «Музыкальное исполнительство и педагогика».

Казанские всероссийские научно-практические конференции «Актуальные проблемы музыкально-исполнительского искусства: история и современность», систематически организуемые кафедрой теории и истории исполнительского искусства Казанской консерватории, являются органической составной частью процесса исследования современных стратегических и тактических проблем музыкально-исполнительского искусства. Эти конференции открывают новые перспективы его развития.

ПримеЧ/мия

1. Актуальные проблемы музыкально-исполнительского искусства: История и современность: Вып. 1: Материалы научно-практической конференции, Казань, 2 апреля 2008 года / Сост. В. И. Яковлев. Казань, 2009; Актуальные проблемы музыкально-исполнительского искусства: История и современность: Вып. 2: Материалы научно-практической конференции, Казань, 8 апреля 2009 года / Сост. В. И. Яковлев. Казань, 2010; Актуальные проблемы музыкально-исполнительского искусства: История и современность: Вып. 3: Материалы научно-практической конференции, Казань, 7 апреля 2010 года / Сост. В. И. Яковлев. Казань, 2011; Актуальные проблемы музыкально-исполнительского искусства: История и современность: Вып. 4: Материалы научно-практической конференции, Казань, 6 апреля 2011 года / Сост. В. И. Яковлев. Казань, 2012; Актуальные проблемы музыкально-исполнительского искусства: История и современность: Вып. 5: Материалы научно-практической конференции, Казань, 4 апреля 2012 года / Сост. В. И. Яковлев. Казань, 2013; Актуальные проблемы музыкально-исполнительского искусства: История и современность: Вып. 6: Материалы научно-практической конференции, Казань, 3 апреля 2013 года / Сост. В. И. Яковлев. Казань, 2014.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.