Научная статья на тему 'Яркое событие в мире тюркологии'

Яркое событие в мире тюркологии Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
3
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Яркое событие в мире тюркологии»

Яркое событие в мире тюркологии

Е. К. Карелина

E. K. Karelina

Bright event in the world of Turkology

еждународная научно-практическая конференция «Истоки и эволюция литератур и музыки тюркских народов», проходившая в Казани 23—24 сентября 2014 г., стала ярким событием культурной жизни ушедшего года, объединив ученых из самых разных регионов России и зарубежья. Проект осуществлялся под патронажем ТЮРКСОЙ, при тесном взаимодействии Министерства культуры Республики Татарстан, Института языка, литературы и искусства им. Г. Ибрагимова Академии наук Республики Татарстан и Казанской государственной консерватории им. Н. Г. Жиганова. Филологи и музыковеды из Татарстана, Чувашии, Марий Эл, Башкортостана, Тувы, Якутии, Крыма, городов — Тюмени, Санкт-Петербурга, Москвы, Амстердама, из других стран — Казахстана, Туркменистана, Узбекистана, Азербайджана, Ирана, Турции — получили прекрасную возможность для установления и укрепления профессиональных контактов в рамках пленарных и секционных заседаний, а также в условиях неформального общения. Состав участников конферен-

ции был весьма обширным (около ста) и представительным (подавляющее большинство составили кандидаты и доктора профильных наук, доценты и профессора различных вузов).

Торжественное открытие состоялось в конференц-зале Казанского научного центра РАН. После пленарного заседания участники работали по трем секциям: 1. Истоки и эволюция литератур тюркских народов. 2. Музыкальная традиция тюркских народов как феномен культуры. 3. Махтумкули Фраги и духовная культура тюркских народов (в рамках программы ТЮРКСОЙ «Год Махтумкули Фраги» в честь 290-летия со дня рождения поэта).

На заседании музыковедческой секции в конференц-зале Казанской консерватории были заслушаны 18 докладов. Большой объем представленного материала не позволил осветить все заявленные темы достаточно подробно, однако их разнообразие уже само по себе весьма показательно в плане широты научных изысканий, которую демонстрирует современное музыкознание.

Поскольку некоторые участники не смогли по разным причинам выступить лично с докладом, большим подспорьем стало издание материалов конференции, выпущенное к началу мероприятия [1].

Тюркские народы весьма многочисленны, а их культурно-исторические корни уходят в далекое прошлое, поэтому закономерно, что основное внимание выступающих было сосредоточено на традиционных пластах музыкальных культур.

Обрядовой тематике были посвящены два доклада. Секционное заседание первого дня открыло выступление профессора университета из Анкары Г. Мирзаоглу («Türk dünyasi müzik geleneklerinde ortak kökenler: ritüel ve müzik»), ее рассказ о свадебном обряде в Турции отличался наглядностью и эмоциональной подачей материала. Программа второго дня включала доклад старшего преподавателя Казанской консерватории А. П. Кузнецовой «Поминальный обряд и юпа-юррисем в традиции закамских чу-вашей-анатри», который заинтересовал, в частности, сведениями о проявлении элементов зороастризма в чувашской культуре. Оба названных докладчика акцентировали этнографическую составляющую обрядов (и хотя аудитория больше ждала информации о музыкальной части обрядов, подобные междисциплинарные «модуляции» были по-своему полезны).

Музыкальный аспект исламских традиций в культуре татар стал объектом внимания в выступлениях кандидатов искусствоведения Г. Р. Сайфуллиной (Нидерланды, Амстердам) и А. Б. Софийской, ведущего консультанта отдела профессионального искусства и художественного образования Министерства культуры РТ (Казань). Если в своем докладе («Идел буе татар-меселманнары дини бэйрэмнэренец му-зыкаль аhэцнэре: Рамазан, Корбан, МэYлид», озвучен на русском языке) А. Б. Софийская сосредоточила внимание непосредственно на музыкальном анализе праздничных напевов (их метроритмической и ладоинтонационной сто-

роне), то Г. Р. Сайфуллина рассматривала особый пласт культуры волжских татар — «книжное пение» в ином, социокультурном, аспекте. Это не только наглядно продемонстрировало неразрывную связь данной музыкальной традиции с фольклорно-эпической и книжно-религиозной (собственно литературной), но в то же время мощно резонировало с общей «тональностью» конференции. Близким по тематике к этим выступлениям стал опубликованный доклад «Истоки и эволюция музыкальной эпической традиции татар» [1. С. 288—291] заочного участника — кандидата искусствоведения, ведущего научного сотрудника Республиканского центра развития традиционной культуры Э. Р. Каюмовой (Казань).

Область музыкальной фольклористики была представлена, в первую очередь, исследовательскими работами по татарской песенной культуре. Доклад кандидата искусствоведения, доцента Казанской консерватории Л. И. Сарва-ровой «Музыкально-поэтическая культура татар-мишарей: к вопросу о стилевой специфике традиции» получил свое логичное продолжение в выступлении аспирантки Казанской консерватории Л. Х. Зиганшиной на тему «Современное состояние песенной традиции буинских татар-мишарей». К фольклорному блоку мы также прибавим опубликованный доклад «Музыкально-стилевые особенности песен пермских татар» [1. С. 258—261] заочного участника — научного сотрудника Института языка, литературы и искусств им. Г. Ибрагимова АН РТ Э. М. Галимовой (Казань). Тема песенной традиции татар на конференции прозвучала еще раз, но уже на материале композиторского творчества, в докладе «Кантата Камиля Шарифул-лина „Песни татарской свадьбы": этническая специфика и ее воплощение» кандидата искусствоведения, доцента Казанского университета культуры и искусств Н. М. Шарифуллиной.

В сфере этноинструментоведческой проблематики выступавшие с докладами исследователи пошли по сравнительно-этнографическому пути. Проблемы типологии смычковых хордофонов тюрков на основе музейно-ар-

хивных материалов представила кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник сектора инструментоведения Российского института истории искусств РИИИ Д. А. Булатова (Санкт-Петербург), ее выступление вызвало заинтересованную дискуссию слушателей. Доклад преподавателя Казахского национального университета искусств Н. К. Жолдасовой (Астана) на тему «Казахский кюй для ^ыл-^обыза Казан и башкирский кюй для курая Казанды алган кой: черты общности» отличался обстоятельностью подачи и глубиной анализа материала. Выбор традиционных кюев родственных народов на одну тему, полагаем, был также продиктован вниманием к Казани, объявленной ТЮРКСОЙ на 2014 год столицей тюркского мира.

Инструментоведческий раздел секции дополнили опубликованные материалы авторов, принявших заочное участие в конференции. Статья «Казакгыц дэстYрлi музыкальщ аспаптарыньщ даму жолы» [1. С. 268—272] Е. Далбагай, магистра искусств, преподавателя Казахской национальной консерватории им. Курмангазы, и А. О. Мукан, кандидата искусствоведения, зав. отделом театра и кино Института литературы и искусства им. М. Ауэзова (Алматы), посвящена вопросам современного бытования казахских традиционных инструментов. Статья «Кара^алпа^ халыщыныц мил-лий саз эсбапы ^обыз хдвдында тарийхый де-реклер» [1. С. 272—275] А. А. Ережепова, зав. кафедрой музыкального образования Каракалпакского университета (Нукус, Узбекистан), — об истории и значении кобыза в музыкальной культуре каракалпаков.

Теоретические вопросы музыкознания были подняты в докладах зарубежных ученых — О. Ф. Серткая, профессора Стамбульского университета (Турция), "Eski Uygur Turklerinden bu gune kadar Turklerde Musiki aletleri ve terimleri" и Х. Н. Гасанзаде, доцента Бакинской музыкальной академии им. У. Гаджибейли, PhD (Азербайджан), «Некоторые ранние пласты в народных песнях тюркских народностей». Профессор О. Ф. Серткая много лет занимается изучением музыкальной терминологии.

Представленные им данные показали, насколько крепки древнетюркские основы, хорошо просматриваемые в современной музыкальной терминологии различных тюркоязычных народов мира. В центре исследовательских интересов музыковеда Х. Н. Гасанзаде — определение и систематика общих ладоинтонационных формул в мелосе различных тюркских народов. Задача эта не только интересна, но и весьма сложна, поскольку требует сбора обширного материала и выработки оптимальной методологии исследования.

Сравнительные исследования родственных культур вообще являются одним из актуальных направлений современного музыкознания. Выступавший на пленарном заседании доктор искусствоведения, профессор, главный научный сотрудник Чувашского института гуманитарных наук М. Г. Кондратьев (Чебоксары) в докладе «Музыкально-поэтические системы в культуре народов Урало-Поволжья как предмет сравнительных исследований» акцентировал идею этномузыковедческой компаративистики. Еще один актуальный аспект современного этномузыкознания связан с исследованием феномена звука и этнических зву-коидеалов в различных музыкальных традициях. В этом русле — заочный доклад «Феномен звука в инструментальной музыке тюркских народов Евразии: опыт и перспективы изучения» [1. С. 312—315] кандидата искусствоведения, профессора Казахской национальной консерватории им. Курмангазы С. И. Утегалиевой (Ал-маты).

Исследовательские результаты в области теории музыки должны находить свое применение в живой музыкальной практике, что прекрасно продемонстрировала доктор искусствоведения, профессор Казанской консерватории Л. В. Бражник. Свой доклад «Ангемитоника в музыке татарских композиторов» автор сопроводила музыкальными иллюстрациями и эмоциональными комментариями, после чего представила вниманию слушателей целую серию учебных пособий по этносольфеджио, резюмируя содержание заочного доклада

«Сольфеджио на материале музыки тюркских народов Среднего Поволжья» своей коллеги — кандидата искусствоведения, доцента Казанской консерватории Д. Р. Загидуллиной. Создание подобных учебных пособий, на наш взгляд, имеет важное воспитательное значение, причем не только в плане музыкального развития молодежи, но и воспитания общего культурного кругозора, толерантного мышления.

Историческое направление музыкознания в работе секции открылось докладом «Древний и средневековый этапы и стилевые пласты музыкальной культуры татар Волго-Камья» кандидата искусствоведения, руководителя Центра исследований истории и культуры та-тар-кряшен и нагайбаков Института истории им. Ш. Марджани АН РТ Г. М. Макарова (Казань). Автор также помогал переводить выступления турецких ученых. В исторической периодизации музыкальной культуры татар Макаров опирался на сравнительное изучение музыкально-поэтического фольклора, письменной литературы и музыки профессиональной традиции, что весьма убедительно в плане комплексного методологического подхода к материалу исследования. История татарской музыки нашла свое дополнение в опубликованном докладе «Музыкальная культура средневековой Казани» [1. С. 295 —299] доктора искусствоведения, профессора Казанской консерватории З. Н. Сайдашевой.

Первый день конференции завершило выступление доктора искусствоведения, ведущего научного сотрудника Государственного института искусствознания Г. Б. Шамилли (Москва). Тема доклада «„Иллюстрированная история музыки" А. Аливердибекова (1880 — 1953): своеобразие или инаковость?» звучала интригующе, а исследовательская позиция автора оказалась весьма актуальной для всех, кто изучает эволюцию музыкально-исторического наследия тюркоязычных народов.

В докладе «Проявление тюркской мен-тальности в творчестве азербайджанских композиторов» профессор Бакинской музыкальной академии им. У. Гаджибейли, PhD

З. А. Ахундова-Дадашзаде (Азербайджан) обратила внимание музыковедов на классику национального композиторского наследия: в частности, оперу Узеира Гаджибекова «Кёр оглы» и сущностный для тюркской культуры образ коня. Обзор современных тенденций в музыкально-культурной традиции другого народа (и единственного из представленных на конференции исповедующего буддизм) был сделан в докладе «Музыкальная традиция тувинцев в пространстве современной культуры» [2] доктора искусствоведения, профессора Тувинского университета Е. К. Карелиной (Кызыл). К этим сообщениям примыкает опубликованный заочный доклад кандидата искусствоведения, доцента Казанской консерватории А. Н. Хасановой («Тюркский компонент в музыке татарских композиторов») [1. С. 316—319].

Второй день конференции обогатил сферу музыковедческих интересов музыкально-педагогической и музыкально-исполнительской проблематикой, нашедшей отражение в докладах «Этномузыкальные традиции народов Поволжья в контексте межкультурного диалога» кандидата педагогических наук, доцента Высшей школы искусств им. С. Сайдашева Института филологии и межкультурной коммуникации Казанского (Приволжского) федерального университета Н. Х. Нургаяновой (Казань) и «Казахская массовая песня в творчестве народной артистки СССР и РК Куляш Байсеитовой. К проблеме специфики и межкультурного взаимодействия музыкальных традиций» доцента Казахской национальной консерватории им. Курмангазы Д. А. Ахметбековой (Алматы). Добавим, что один из ярких номеров концертного репертуара Куляш Байсеитовой прозвучал накануне на концерте «Музыкальные узоры тюркского мира» в исполнении студентки Казанской консерватории А. Гардисламовой, связав напрямую научную и концертную части конференции. Интересные концертные программы с участием самодеятельных фольклорных, профессиональных коллективов и молодых композиторов, безусловно, не только украсили, но и

обогатили научное мероприятие, наглядно продемонстрировав связь музыкальных традиций и современного искусства, а также высокий профессиональный уровень студентов и педагогов Казанской консерватории.

Работа музыковедческой секции отличалась тем редким свойством, когда заявленная тема- 1

тика способствовала тесному общению представителей самых разных направлений музыкознания — теоретического и исторического, медеевистики и фольклористики, этномузы- 2

кологии и инструментоведения, музыкальной педагогики и истории исполнительского искусства. Сквозной нитью проходила мысль о единстве большого и разнообразного мира тюр-коязычных культур и богатстве его национальных музыкальных традиций. Наконец, хочется отметить отличную организацию мероприятий и гостеприимство принимающей стороны, обеспечившей участников комфортными условиями для работы и общения, печатными материалами, разнообразными концертными программами и организацией экскурсии по Казани. Научный форум оставил в памяти его участников незабываемые впечатления.

Список литературы_

Истоки и эволюция литератур и музыки тюркских народов: Материалы Международной конференции (23 —24 сентября 2014 г., г. Казань) / Сост. Ф. Ф. Хасанова и др. — Казань: ИЯЛИ, 2014. — 332 с. Музыка. Искусство, наука, практика: Научный журнал Казанской гос. консерватории им. Н. Г. Жиганова. — 2014. — № 4(8). — С. 29—34.

Л. В. Бражник

«С гармонией по жизни»

"With harmony in life"

L. V. Brazhnik

с

режде чем обратиться к сборнику статей «С гармонией по жизни», посвященному юбилею профессора кафедры теории музыки и композиции Казанской консерватории, кандидата искусствоведения, заслуженного деятеля искусств Республики Татарстан Лидии Алексеевны Федотовой, необходимо представить труды самого юбиляра, вышедшие в последние годы.

Издание «Гармонический материал современной музыки: Индивидуальные принципы структурности» (Казань, 2007) включает как теоретическую, так и практическую разработку проблем современной гармонии. Центральной идеей данного труда является расширение круга изучаемых гармонических средств и, соответственно, выработка адекватной новому материалу методики анализа и практической работы по его освоению.

В I главе «Теоретические вопросы гармонического материала современной гармонии» обсуждается «создание новых „гармониеформ"» (Н. Рославец) в музыке ХХ века. Предложена авторская классификация нового гармонического материа-

ла: 1. Гармония мелодико-тематической природы — линеарные, «интонационно-гармонические» комплексы; тематические комплексы; модальные комплексы. 2. Гармония фонической природы — «фонические модели» — многотерцовые, квартовые и квинтовые, симметричные; сонорные комплексы, гармония как «чистая сонорность». Это разделение на две группы не исключает перекрещивания свойств гармонии в них, но акцентирует системные принципы классификации аккордовых средств.

Новый гармонический материал порождает и новую грамматику гармонического письма, «свободную от всяких принуждений» (И. Стравинский). Сам гармонический материал становится важной частью творческого замысла и техники композитора; структуры аккордов теперь сочиняются, насыщаясь индивидуальным смыслом. Отсюда новый статус «тематической гармонии», новая техника «звукового центра», техника разработки аккорда (Г. Эрпф — Ю. Холопов), техника «развивающей вариации» (А. Шёнберг); блочно-аккордовая техника; принцип организации «гармонического рельефа», «пульсации плотностей» (П. Хиндемит, Ю. Кон).

Во II главе «Практическое освоение гармонического материала» предложено, как основной метод, сочинение — от элементов музыкального языка (аккордов, гармонических оборотов, блочно-аккордовых рядов) до закон-

ченных пьес с определенной гармонической идеей. В главе уделяется внимание отдельным классам современной гармонии: квартовой, симметричной, модальной на основе пентатоники, симметрично-хроматических ладов.

В III главе «Образцы гармонического анализа музыки ХХ века» на примере ряда сочинений гармонические структуры рассматриваются как целостный организм, воплощенный в конкретной музыкальной форме. Глава содержит разделы: 1. Гармония в условиях хроматического дважды-лада (на примере вокальной сказки С. Протопопова «Ворона и рак», 1920 г.). 2. Принцип центральной звуковой группы в гармонии («синтетаккорд») (на примере романса Н. Рославца «Ветр налетит», 1913 г.). 3. Сонорная гармония (на примере первой части Сонаты № 3 для фортепиано Б. Тищенко (1965 г.). 4. Гармония-тема, гармония-символ (на примере четвертой части Фортепианного квинтета А. Шнитке, 1976 г.).

Анализ музыкальных текстов, предложенный Л. А. Федотовой в рецензируемом труде, призван помочь как начинающим, так и опытным исследователям в выявлении композиторского замысла, воплощенного в соответствующей индивидуальной системе гармонического языка.

Монография Л. А. Федотовой «Атональность в начале ХХ века» (Казань, 2011) посвящена одной из узловых тем гармонии ХХ века — концепции атональности. Исследуется период «свободной атональности» первых десятилетий ХХ века — в историческом, теоретическом, а также практико-аналитическом планах.

Рассмотрены аспекты термина «атональность» (I глава); поиски закономерностей атональной музыки (II глава); обсуждаются структурные элементы атональности: звукома-териал, мелодия, гармония, функциональные связи в атональной гармонии, контрапункт, фактура, форма (III глава). В IV главе представлены разновидности атональных техник: техника двенадцатитоновых рядов, двенадцатито-

новых вертикалей и двенадцатитоновых полей; микросерийная техника; техника разработки избранного гармонического комплекса, «син-тетаккордов» Н. Рославца и тропов И. Хауэра, свободная атонально-пантональная гемитоника А. Веберна.

В аналитических разделах представлены сочинения, созданные именно в указанный отрезок музыкальной истории, композиторов Ч. Ай-вза, А. Берга, С. Прокофьева, А. Шёнберга, Д. Мийо, К. Дебюсси, О. Мессиана, Б. Бартока и других.

Монография Л. А. Федотовой вносит существенный вклад в отечественную науку о композиторских техниках ХХ века.

Сборник статей «С гармонией по жизни» (Казань, 2012) имеет подзаголовок: «Научные приношения коллег и учеников. Воспоминания. Материалы». В названии обозначен главный предмет профессиональной деятельности адресата, которому соответствует, по мнению авторов, вся гармоничная преподавательская работа и жизнь Л. А. Федотовой.

Интересна и разнообразна тематика научных статей сборника: М. Гирфанова. «К вопросу о новизне собрания хоральных обработок „Герли-церова табулатура" Самуэля Шейдта»; О. Жест-кова, А. Волкова. «Гармоническая система Фоглера»; Л. Бражник. «40 народных песен, собранных Т. И. Филипповым и гармонизованных Н. А. Римским-Корсаковым»; О. Сурминова. «Сюита П. Херберта „В-А-С-Н: Хроматическая Вселенная": Импровизационная музыка в контексте постмодернистской проблемы автора»; Л. Бушуева. «Композиторский фольклоризм и жанр обработки в чувашской музыке»; Н. Балуева. «Размышление на тему: Гармония как семантический элемент богослужения»; И. Мо-лоствова. «Роль субъективного фактора в процессе художественной интерпретации музыки»; М. Миронова. «Музыкально-коммуникативная личность как культурно-ценностный субъект образовательного процесса»; О. Яшмолкина. «Музыкальная культура в общем образовании школьников».

В сборнике представлены также материалы юбилейного характера: диалог с Л. А. Федотовой, воспоминания и отзывы коллег и друзей, а также ее многочисленных выпускников по классу специальности. Книга включает полный перечень научных публикаций юбиляра.

Это интересное собрание трудов авторов, работающих в Казани и других городах России, является еще одним свидетельством того большого и существенного вклада, который Л. А. Федотова внесла в развитие казанской и, шире, отечественной музыкальной науки и практики.

Указатель публикаций

в журнале «Музыка. Искусство, наука, практика» за 2014 год

Index of publications in the journal "Music. Art, Research, Practice" for 2014

Алимова Э. С. Крымско-татарские и русско-украинские истоки вокальной лирики Мерзие Ха-литовой. — 2014. — № 2(6). — С. 56 — 68.

Анисимова Е. В. Ю. Толкач. Симфония памяти Яна Сибелиуса: В поисках обобщенного символа единства финно-угорских народов. — 2014. — № 3(7). — С. 65 — 69.

Бабочкина Т. В. Хоровые произведения М. А. Юдина на русские народные тексты. — 2014. — № 1(5). — С. 41 — 44.

Баркова Н. А., Карелина Е. К. Образный мир фортепианного цикла О. Кургек «Первый Новый год Олчей»: Опыт осмысления детской музыки в творчестве композиторов Тувы. — 2014. — № 3(7). — С. 52 — 59.

Бражник Л. В. Бесполутоновая мелодика в симфониях Н. Я. Мясковского как фактор преемственности традиций русских классиков. — 2014. — № 2(6). — С. 7 —14.

Газиев И. М. Из истории исполнительских традиций баита. — 2014. — № 2(6). — С. 33 — 38.

Гирфанова М. Е. Иоанн де Мурис о метрическом размере в мен-

зуральной музыке ars nova. — 2014. — № 3(7). — С. 11 — 18.

Загидуллина Д. Р. Черты оркестрового письма Фарида Яруллина (на примере I части Симфонии a-moll). — 2014. — № 3(7). — С. 73 — 83.

Карелина Е. К. Музыкальная традиция тувинцев в пространстве современной культуры. — 2014. — № 4(8). — С. 29 — 34.

Карпов Ю. С. Чтения памяти С. В. Смоленского в Казани. — 2014. — № 3(7). — С. 100 — 102.

Касьянова А. А. Сонорика в произведениях Ш. Шарифуллина. — 2014. — № 3(7). — С. 84 — 93.

Кудрявцев А. В. Силлабика в музыкально-поэтической традиции русского города XVIII века. — 2014. — № 1(5). — С. 7 — 26.

Макаров Г. М. Гата Исхаки и Исма-гил Илялов — корифеи мандо-линного искусства в татарской культуре. — 2014. — № 1(5). — С. 45 — 53.

Михайлов Е. В. О смыслах и формах Восьмой сонаты А. Н. Скрябина. — 2014. — № 2(6). — С. 17 — 22.

Омакаева Э. У., Борлыкова Б. Х. Из истории собирания и публикации песенно-танцевального

фольклора калмыков (по архивным материалам фольклорных экспедиций Г. Й. Рамстедта, А. Д. Руднева и А. В. Бурдукова). — 2014. — № 3(7). — С. 47 — 51.

Петров В. О. Камерный инструментальный спектакль: к вопросу о соотношении драматургических пластов. — 2014. — № 4(8). — С. 16 — 26.

Порфирьева Е. В. Научное приношение к юбилею выдающегося мастера. — 2014. — № 2(6). — С. 71 — 74.

Преснякова И. А. О некоторых проблемах преподавания джазовой гармонии. — 2014. — № 4(8). — С. 51 — 56.

Продьма Т. Ф. Погружение в смыслы. Иоганн Себастьян Бах. Токката (с фугой) С^иг для органа BWV 564. — 2014. — № 3(7). — С. 19 — 33.

Сарварова Л. И., Федотова Л. А. Финно-угорский музыкальный форум. — 2014. — № 3(7). — С. 97 — 100.

Сафуанова А. К., Гирфанова М. Е. Карл Фридрих Фаш — основатель Берлинской певческой академии. — 2014. — № 4(8). — С. 11 — 15.

Сковикова Е. Г. Богослужебное пение в симбирских церквах (конец XIX — начало ХХ в.). — 2014. — № 3(7). — С. 60 — 64.

Сковикова Е. Г. Духовная музыка во внецерков-ной жизни Симбирска на рубеже XIX — ХХ веков. — 2014. — № 4(8). — С. 35 — 40.

Смирнова Е. М. О критериях вычленения стоп в квантитативных фольклорных напевах. — 2014. — № 1(5). — С. 27 — 37.

Старостина Т. А. Чтения памяти С. В. Смоленского. Хоровое искусство и современность. — 2014. — № 4(8). — С. 63 — 66.

Усова О. В. Лейтмотив как структурно-семантическая категория музыкального текста (на примере жанра симфонии). — 2014. — № 3(7). — С. 34 — 44.

Федосеева С. Л. Художественные принципы М. В. Юдиной. — 2014. — № 2(6). — С. 23 — 30.

Хасанова А. Н. Об индивидуализации фольклорных ритмических форм в музыке та-

тарских композиторов первой половины ХХ века. — 2014. — № 2(6). — С. 39 — 46.

Царёва Е. М. Необходимое издание: Ройз-ман Л. И. Литературное наследие. — 2014. — № 4(8). — С. 59 — 62.

Цыкина Ю. Ю. Постановление ЦК ВКП(б) «Об опере „Великая дружба" В. Мурадели» 1948 г. и марийская музыкальная культура. — 2014. — № 2(6). — С. 47 — 55.

Юрченко О. П. Цимбалы в Украине: История и современность. — 2014. — № 4(8). — С. 41 — 48.

Яковлев В. И. Казанская этнографическая школа: пространство и уроки междисциплинарных исследований. — 2014. — № 1(5). — С. 54 — 59.

Яковлев В. И. Казанские Всероссийские научно-практические конференции по актуальным проблемам музыкально-исполнительского искусства: формирование стратегии и тактики их решения. — 2014. — № 3(7). — С. 103 — 106.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.