С. А. ИСАЕВА ФИННО-УГОРСКАЯ
МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА В НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ И ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МОРДОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА
Ключевые слова: национальный идентитет, этнокультурное многообразие, финно-угорская музыкальная культура, национальный исследовательский университет, подготовка кадров народно-певческого профиля
Key words: national identity, ethnic and cultural diversity, Finno-Ugric music culture, national research university, training folk singers
В статье освещаются проблемы изучения, возрождения, сохранения и трансляции в современную научную и музыкально-образовательную среду национально-культурных традиций народов финно-угорского мира; вопросы практического освоения традиционной культуры и ее органичного воплощения в формах современного художественного творчества. Специфика внедрения результатов фундаментальных и прикладных исследований в области финно-угроведения рассматривается на примере научно-образовательной и художественно-творческой деятельности кафедры народной музыки Мордовского государственного университета.
The paper highlights the issues of studying, revival, preservation, and translation into modern scientific, music, and educational environment of ethno-cultural traditions of the Finno-Ugric peoples as well as the issues of practical mastering of traditional culture and its organic embodiment in the form of contemporary artistic creation. Specificity of implementation of the results of fundamental and applied research in the field of Finno-Ugric studies is considered through the case study of scientific, educational, artistic, and creative activities of the Department of folk music at the National Research Mordovia State University.
В обществе достигнуто понимание того, что возрождение народов невозможно без сохранения и творческого освоения
ИСАЕВА Светлана Александровна, заведующая кафедрой народной музыки Мордовского государственного университета, кандидат культурологии, доцент.
ISAEVA Svetlana Aleksandrovna, Candidate of Culturology, Docent, Head of the Department of Folk Music, Mordovia State University (Saransk, Russian Federation).
© Исаева С. А., 2015
национальных духовных ценностей. В последние годы особо активизировалось взаимодействие финно-угорских народов, обладающих при их генетическом единстве и языковом родстве своеобразным видением мира, самобытной культурой. «В культурной ситуации современных финно-угорских народов проблемы национального идентитета и сохранения нации, а также проблемы развития культуры неотделимы друг от друга. В широком контексте сохранение и развитие финно-угорских культур связывается с более общей идеей национального и культурного плюрализма как источника богатства и разнообразия всей мировой культуры»1.
В контексте Послания Президента Российской Федерации от 22 декабря 2011 г., а также его Указа «О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года» от 19 декабря 2012 г. особое внимание в ближайшие годы будет уделяться сохранению и развитию этнокультурного многообразия народов России, совершенствованию системы подготовки национальных кадров в сфере культуры. В связи с этим актуально исследование процессов современного бытования и развития народной музыкальной культуры, методов ее сохранения и претворения в современной композиторской, исполнительской и образовательной практике. При этом финно-угорская музыкальная культура выступает интегративным феноменом, аккумулирующим в себе научный, образовательный и творческий потенциал2.
Решение обозначенного круга вопросов ведется в рамках приоритетного направления развития Национального исследовательского Мордовского государственного университета «Фундаментальные и прикладные исследования в области финно-угроведения» (ПНР-2). Определенный вклад в реализацию последнего вносит кафедра народной музыки, созданная в 1991 г. для решения задач развития культуры и образования, связанных с проблемами национального возрождения, сохранения и развития финно-угорских (мордовских) музыкальных традиций. Сегодня это структурное подразделение Института национальной культуры университета является одним из главных научных и методических центров Поволжья по исследованию мордовской музыки, ее взаимосвязей с духовной культурой финно-угорских, славянских и тюркских народов.
С 2010 г. кафедра ведет научную работу по направлению «Традиционная мордовская народная инструментальная музыка: органология, стилистика, межэтнические контексты». Достижения в области полевой экспедиционной работы, фундаментальных и прикладных исследований, учебно-методических и творческих разработок активно используются в современной российской и зарубежной этномузыкологии, музыкально-творческой деятельности композиторов и исполнителей, учебной и творческой практике вузов России, Венгрии, Финляндии, Эстонии.
Среди научных результатов в 2010—2015 гг. можно выделить проведение фронтального полевого обследования традиционного музыкального быта мордвы Пензенской области; создание аналитических транскрипций народного многоголосия различных стилевых видов мордовской вокальной и инструментальной музыки; выявление основных форм взаимосвязей мордовской музыки с музыкальной культурой финно-угорских и славянских народов; исследование морфологических и органофонических свойств традиционного мордовского музыкального инструментария; выявление ареалов распространения инструментов на территории Мордовии и проведение их картографирования; анализ исторических этапов развития мордовской музыкальной фольклористики, ее связей с отечественной этнологией и западноевропейским сравнительным музыкознанием; определение научной периодизации истории мордовской профессиональной музыкальной культуры, ее стадиально-стилевая стратификация.
Результаты этих исследований изложены более чем в 150 научно-исследовательских работах. Среди них особо следует выделить труд Л. Б. Бояркиной «Мордовская музыкальная энциклопедия»3. Это первая в России национально-региональная музыкальная энциклопедия, где дано систематизированное представление о разных областях и направлениях мордовской музыкальной культуры, рассматриваемой в контексте межэтнических взаимосвязей с музыкой народов России и родственных финно-угорских народов заруб ежья. Издание обобщает основные достижения современного мордовского этномузыкознания и является фактологической базой для дальнейших сравнительных исследований. Кроме важных научных, учебных и просветительских задач, у «Мордовской музыкальной энциклопедии»
есть задача укрепления межнациональных отношений в Мордовии и России.
Результаты прикладных исследований по изучению традиционной мордовской народной музыки представлены в научно-методическом издании Н. И. Бояркина «Моронь пусмо: Пенза ёнксонь мокшэрзянь раскень морот. Песенный венок. Народные песни мордвы Пензенского края», которое является первой публикацией песен мордвы, записанных в ходе музыкально-этнографических экспедиций, проходивших в Пензенской области. В него включены произведения всех основных жанров и видов мордовского и русского песенного фольклора «от древнейших песен, характеризующих ранние периоды истории культуры народа, до поздних песен, в которых отчетливо прослеживаются различные формы мордовско-русских взаимосвязей»4. Главные задачи этого издания — поддержание интереса многочисленных любителей и профессиональных исполнителей к самобытному певческому искусству, расширение репертуара музыкальных коллективов, знакомство с многообразием песен, их исполнительскими, жанровыми и стилевыми видами.
Плодотворной работе кафедры в рамках ПНР-2 способствует ее сотрудничество с профильными российскими и зарубежными научными центрами, учебными заведениями и творческими организациями. Для интеграции в мировое научно-образовательное пространство кафедра поддерживает связи с Московской, Казанской, Нижегородской, Петрозаводской государственными консерваториями; Российской академией музыки им. Гнесиных; Российским институтом истории искусств РАН и Санкт-Петербургским государственным университетом культуры и искусств; Академией Рунопения Фонда «Юминкеко» (г. Кухмо), Центром мировой музыки, Музыкальной академией им. Сибелиуса, университетами г. Хельсинки, Тампере, Ювяскюля (Финляндия); Институтом музыкознания АН Венгрии; музыкальными академиями Эстонии и Литвы. Основные формы сотрудничества — проведение научных конференций, семинаров, круглых столов, полевые экспедиции по исследованию аутентичных форм традиционной музыкальной культуры, обмен творческими проектами.
Одним из важнейших событий финно-угорского мира, свидетельствующих о значимости традиционного музыкального
искусства на современном этапе, стала Международная научная конференция «Финно-угорская музыкальная культура и современный мир», проходившая 7—9 ноября 2012 г. в г. Казани. На этой конференции встретились представители разных народов финно-угорской группы, носители разных традиций, соприкоснулись различные научные школы. Целями конференции были обсуждение теоретических и практических проблем, связанных с бытованием музыкального фольклора в условиях полиэтнического культурного пространства, современным фольклорным движением, национальным музыкальным образованием и воспитанием в финно-угорском мире, а также обмен позитивным опытом по сохранению и изучению культурного наследия финно-угров. Вместе с венгерскими, финскими, эстонскими, марийскими, татарскими, удмуртскими коллегами мы искали ответы на вопросы, как в культурном контексте современного общества удерживать и развивать аутентичные и вторичные традиции, как сохранять их локальное своеобразие, как реализовать достижения финно-угорской культуры в образовательной и творческой практике.
С целью продолжения традиции широкого обсуждения проблем финно-угорской музыкальной культуры кафедра народной музыки инициировала и провела: семинар с международным участием «Народная музыка на современной концертной эстраде и в образовании» (28 ноября 2012 г.); круглый стол с международным участием «Традиционная культура в зеркале восприятий: наука, образование, практика» (3 июля 2013 г.); Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Музыкальная культура финно-угорских народов: проблемы изучения, сохранения и преемственности» (21 ноября 2013 г.); семинар с международным участием «Финно-угорская музыкальная культура в образовательной, научной и творческой деятельности» (28 апреля 2014 г.). Основными целями и задачами этих мероприятий были изучение, возрождение, сохранение и трансляция в современную музыкально-образовательную среду национально-культурных традиций народов финно-угорского мира; обсуждение актуальных проблем музыкальной финно-угристики; практическое освоение традиционной культуры и ее органичное воплощение в формах современного художественного творчества; расширение круга потенциальных партнеров для проведения совместных исследований.
Исследователи из Западно-Венгерского университета (г. Сомбатхей), Эстонской академии музыки и театра (г. Таллин), Российской академии музыки им. Гнесиных (г. Москва), Астраханской, Казанской, Петрозаводской государственных консерваторий, Санкт-Петербургского и Казанского государственных университетов культуры и искусств обсуждали актуальные вопросы возрождения, изучения, сохранения и популяризации музыкального наследия финно-угорских народов, его трансформации в профессиональном творчестве с учетом современных эстетических требований, актуализации музыкально-творческого потенциала студентов в процессе изучения культуры финно-угорских народов, специфики функционирования народно-песенных традиций, условий бытования фольклора в современном обществе. Участники семинара внесли вклад в расширение исследовательского поля финно-угорской музыкальной культуры, установление основных приоритетов национального музыкального образования и воспитания в финно-угорском мире.
В процессе реализации мероприятий Программы развития Мордовского государственного университета по ПНР-2 актуально исследование традиционной песенной и инструментальной культуры финно-угорских (мордовских) народов, ее современного бытования, а также методов сохранения и трансляции в социокультурное пространство. Для полевого исследования традиционного музыкального быта мордвы, выявления основных форм взаимосвязей мордовской музыки с музыкальной культурой финно-угорских народов кафедрой были организованы и проведены Международная научная экспедиция «Песенные традиции финно-угорских народов» (2—6 октября 2014 г.); Международная научная экспедиция «Музыкальный фольклор финно-угорских народов: традиции и современность» (5—8 ноября 2014 г.); музыкально-этнографическая экспедиция «Музыкальный эпос мордвы» (20—30 апреля 2015 г.). По итогам работы экспедиций были выработаны предложения по разработке современных методик фиксации и расшифровки записей народной музыки, практическому внедрению результатов экспедиционной деятельности в учебный процесс, их творческому использованию в профессиональном композиторском и исполнительском искусстве.
Поддерживая и развивая идею совершенствования системы подготовки национальных кадров в сфере культуры,
а также внедряя результаты фундаментальных и прикладных исследований в области финно-угорской музыкальной культуры в образовательную практику, кафедра народной музыки осуществляет обучение бакалавров народно-певческого профиля по направлению подготовки 53.03.04 «Искусство народного пения» (профили «Хоровое народное пение», «Сольное народное пение»). В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом и задачами современного развития музыкального искусства разработаны концептуальные основы образовательной программы применительно к полиэтнической музыкальной культуре Мордовии и мордовской диаспоры в России. Бакалавры изучают традиционное и профессиональное музыкальное искусство мордовского народа, анализируют закономерности и исполнительскую стилистику народно-песенного и композиторского творчества, знакомятся с музыкальной культурой родственных финно-угорских и славянских народов. Подготовка кадров по указанным направлениям «предполагает решение комплекса сложных взаимосвязанных вопросов, без основательного изучения которых не может быть научно организованной образовательной системы»5.
Важные аспекты совершенствования подготовки руководителей народно-певческих коллективов заключаются в обновлении содержания и методики преподавания учебных дисциплин, введении в программы национально-регионального компонента. Новые требования к учебно-воспитательному процессу предполагают ориентацию его руководителя на практическую творческую деятельность в современных условиях, преодоление европоцентристских подходов в изучении народной музыкальной культуры, использование богатого этнопедагогического опыта, опору на межпредметные взаимосвязи общегуманитарных, общепрофессиональных и профильных дисциплин.
Следуя этим принципам, в настоящее время образовательная программа обучения бакалавров народно-певческого профиля содержит объемный блок гуманитарных и общепрофессиональных музыкальных дисциплин, а также включает специальную музыкально-этнографическую подготовку.
Программа предполагает изучение в полном объеме теории музыки (гармонии, полифонии, анализа музыкальных произведений) и истории музыки (западноевропейской,
отечественной, музыки XX в., финно-угорской). Большое внимание уделяется владению классическим музыкальным инструментом — фортепиано, а также основам игры на одном из народных инструментов наиболее характерного типа (шавома, пайгонят, нюди, вешкема и др.), которые даются студенту в рамках курса «Народный инструментальный ансамбль».
Программа подготовки по музыкальной этнографии охватывает теорию и методологию изучения традиционного творчества этноса в его взаимосвязях с другими культурами, практику полевой фольклорно-экспедиционной работы и нотаций произведений народной музыки. Как необходимый системный компонент в музыкальную этнографию входит программа по практическому освоению живой импровизационной природы музыкальной традиции этноса в формах вторичного фольклорного ансамбля. Через комплексное теоретическое и практическое постижение аутентичной музыки будущий руководитель народно-певческого коллектива выходит на постижение ее глубинных, типологических основ, освоение методики работы с народной песней и вторичным фольклорным ансамблем. В связи с этим в учебный план введены национально-региональные курсы «История народно-певческого исполнительства», «Народное музыкальное творчество», «Народные певческие стили», «Народные инструменты фольклорной традиции», «Освоение народно-песенных и авторских партитур», «Расшифровка записей народных песен» и др.
Творческая работа бакалавров в рамках курса «Хоровая аранжировка» охватывает многообразные формы обработки произведений народной музыки в пределах создания одночастных и многочастных композиций (народные сцены, вокально-танцевальные сюиты и т. д.). Эти работы, а также собственные обработки образцов традиционной песенной культуры финно-угорских (в том числе мордовского) народов студенты ежегодно представляют в рамках итоговой государственной аттестации на защите выпускных квалификационных работ (исполнение хоровой и сольной концертных программ).
Таким образом, профессиональные требования, предъявляемые к современному руководителю народного хора в условиях полиэтнической культуры, могут быть реализованы
при условии разработки и внедрения в образовательную практику новых, нестандартных подходов к решению вопросов в области научной, музыкально-творческой, художественно-общественной деятельности. Важнейшим аспектом также является усиление демократических основ изучения культуры за счет более полного творческого освоения художественного наследия народов, населяющих Россию. В научно-методическом осмыслении этих вопросов кафедра народной музыки видит свою первоочередную задачу. На этом строится практическое решение проблемы подготовки руководителей народных хоров и фольклорных ансамблей для образовательных учреждений и учреждений культуры различного типа Республики Мордовия и регионов России с компактным проживанием мордовского народа.
Результаты научной деятельности кафедры нашли широкое применение в современном композиторском и исполнительском творчестве Мордовии: в методике художественных обработок произведений народной музыки, в музыкальных сочинениях с применением выразительных средств мордовского народного мелоса.
Опубликованные творческие работы членов кафедры используются в современной концертно-исполнительской практике. Сегодня они входят в репертуар коллективов Мордовской государственной филармонии, Государственного камерного хора Республики Мордовия, Государственного ансамбля песни и танца Республики Мордовия «Умарина», учебно-творческих коллективов Саранского музыкального училища им. Л. П. Кирюкова, детских музыкальных и общеобразовательных школ республики и областей России. Основную научно-экспериментальную базу по созданию исполнительских версий произведений финно-угорской музыки, а также музыки народов Мордовии составляют учебно-творческие коллективы кафедры: Народно-хоровая капелла, фольклорный ансамбль «Гайги моро», ансамбль народной песни «Сюлгамо», оркестр народных инструментов.
Исполнительская деятельность учебно-творческих коллективов, реализуемая в форме публичных концертов, концертов-лекций, аудио- и видеозаписей, получила широкое общественное признание. В 2010—2015 гг. коллективы выезжали с концертами и участвовали в фестивалях и конкурсах международного, всероссийского, межрегионального
уровня в Болгарии, Венгрии, Греции, Финляндии, Швеции, а также в Москве, Санкт-Петербурге, Казани, Йошкар-Оле, Нальчике, Петрозаводске, Рязани, Ульяновске, Уфе. Студенты-солисты и участники фольклорного ансамбля «Гайги моро», ансамбля народной песни «Сюлгамо», пропагандируя финно-угорскую (мордовскую) песенную и инструментальную культуру и публично представляя аутентичные песенные образцы и авторские обработки мордовских народных песен, записанные в ходе фольклорно-этнографических экспедиций в селах Мордовии, неоднократно становились лауреатами и дипломантами международных, всероссийских, межрегиональных, республиканских и городских фестивалей и конкурсов.
Таким образом, многообразная научная, учебная, творческая деятельность кафедры народной музыки направлена на выполнение главных задач — расширение фундаментальных и прикладных исследований в области финно-угорской музыкальной культуры, подготовку высококвалифицированных кадров для сферы культуры и образования Республики Мордовия и мордовских диаспор России. Научные поиски кафедры, сконцентрированные на проблемах изучения, сохранения и трансляции в современное научное, образовательное и социокультурное пространство традиционных форм музыкального фольклора, нацелены на формирование престижа финно-угорской культуры, рост национального самосознания финно-угров. Здесь тесное сотрудничество между исследователями и носителями традиции будет выступать предпосылкой того, чтобы в глобализирующемся мире сохранялись и развивались свойственные каждому народу культурные традиции.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Рюйтел И. Изучение финно-угорской народной музыки в Эстонии // Финно-угорские музыкальные традиции в контексте межэтнических отношений: сб. науч. тр. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2008. С. 280.
2 См.: Исаева С.А. Функционирование финно-угорской музыкальной культуры в современном социокультурном пространстве // Регионология. 2013. № 4. С. 310.
3 См.: Бояркина Л.Б. Мордовская музыкальная энциклопедия. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2011. 432 с.
4 Бояркин Н.И. Моронь пусмо: Пенза ёнксонь мокшэрзянь раськень морот. Песенный венок: народные песни мордвы Пензенского края. Пенза, 2012. С. 6.
5 Его же. О концептуальных принципах подготовки руководителей народно-певческих коллективов (проблемы и задачи) // Учеб.-метод. материалы по специальности «Дирижирование народным хором». Саранск, 1999. С. 9.
Поступила 16.03.2015.
S. A. Isaeva. Finno-Ugric Music Culture in the Scientific, Educational, Artistic and Creative Activities of the Mordovia State University
The paper is devoted to issues relevant to research in the humanities: those of studying, revival, preservation, and translation of ethnic and cultural traditions of the Finno-Ugric peoples into modern scientific, music, and educational environment.
The author reveals issues of studying historical stages of development of the Mordvin folk music studies, its linkages with the Russian ethnology and the West European comparative musicology.
The author considers scientific periodization of the history of the Mordvin professional music culture and its phase and stylistic stratification.
The paper deals with the field studies of traditional music life of the Mordvins; it identifies the basic forms of relationship of the Mordvin music with the music culture of the Finno-Ugric peoples; it discusses introduction of the results of the expedition activities into the process of educating bachelors specializing in the art of folk singing.
The paper also considers practical learning of the traditional culture and its embodiment in the forms of modern artistic creativity in the professional composer and performing arts.
Specificity of implementation of the results of fundamental and applied research in the field of Finno-Ugric studies, their integration into the global scientific and educational space is considered through the case study of scientific, educational, artistic, and creative activities of the Department of folk music at the National Research Mordovia State University.
It is emphasized that close cooperation between researchers and the traditions bearers will be a prerequisite for each people's peculiar cultural traditions to be preserved and developed in the globalizing world.