Научная статья на тему '«Вспоминая о событии…»'

«Вспоминая о событии…» Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
2
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему ««Вспоминая о событии…»»

КОНФЕРЕНЦИИ

THE CONFERENCES

О. В. Немкова

«Вспоминая о событии...»

O. V. Nemkova

"Remembering the event..."

еждународная научная конференция «IV Чтения памяти С. В. Смоленского», состоявшаяся в Казани 24 — 26 октября 2018 года, была приурочена к 170-летию со дня рождения выдающегося русского музыканта, уроженца Казани, связанного с родным городом многолетней деятельностью. Она представляла собой масштабный проект, впечатления от которого в силу их объемности и многоплановости непросто уложить в рамки привычных формулировок и определений.

У любой конференции, когда в ее работе уже установлена определенная периодичность (Чтения памяти Смоленского проходят в Казанской консерватории регулярно один раз в два года), вырабатываются свои — неповторимые, присущие только этому «собранию для рассуждения о важных предметах» — особенные черты и закономерности. У этой конференции сложились особые традиции, определяемые как обращением к личности и творческим достижениям Смоленского, так и вниманием к проблемам современной хоровой культуры, во всем их многообразии и широте. Актуальность этих вопросов выражена уже в разноплановости проблематики, которая была рассмотрена в русле монолитной тематики, концентрируемой вокруг личности и деятельности С. В. Смоленского. Для любого человека, имеющего отношение к русской церковно-певческой и, шире, хоровой культуре, имя Степана Васильевича — выдающегося русского музыковеда, палеографа, хорового дирижера и педагога — хорошо известно и дорого. Однако именно целенаправленное углубленное и всестороннее освоение его творчества, изучение литературного наследия, осмысление особенностей педагогической деятельности, индивидуальных

100

МуЗыка. Искусство, наука, практика / № 4(24) 2018

качеств, взаимоотношений с окружавшим его миром и т. д. — позволяет приблизиться к истинному пониманию масштаба этой выдающейся личности, а также оценить силу ее влияния на русскую культуру и искусство, вплоть до сегодняшних дней.

Пленарное заседание «С. В. Смоленский: личность, судьба, наследие», прошедшее в Конференц-зале консерватории (24. 10. 2018) и включившее шесть докладов, было сосредоточено на исследовательских разработках «монографической» направленности. Так, темы выступлений А. Л. Маклыгина и В. Д. Булгакова, посвященные педагогическим воззрениям и принципам С. В. Смоленского, его талантливому, неформальному и неравнодушному подходу к работе с учениками, подчеркнули те принципиально значимые аспекты, благодаря которым имя Степана Васильевича навсегда вошло в историю российского церковно-пев-ческого образования и просвещения. Н. В. Гурьева посвятила свое сообщение вопросу преемства Московской консерваторией традиций, заложенных С. В. Смоленским в научном и практическом освоении русской духовной музыки. Своего рода «диалогический» раздел пленарного заседания был представлен докладами, в которых личность и труды Смоленского были представлены на примерах его живого творческого взаимодействия с другими видными представителями эпохи: С. А. Рачинским (докладчик Н. И. Кабанова), В. М. Металло-вым (докладчик Е. В. Плетнёва), И. Я. Яковлевым (докладчик М. Г. Кондратьев).

В работе секций (24—26. 10. 2018) основные тематические блоки рассредоточились по трем векторам:

— «Духовно-певческое искусство» — в рамках этого направления, представленного семью докладами, были освещены актуальные вопросы истории, теории, практики церковно-певче-ской культуры в России, а также показаны отдельные «срезы» современного положения дел в данной сфере;

— «Хоровая композиторская музыка» — здесь особым акцентом (из восьми докладов —

три) была отмечена проблематика соотношения «исконно национального»/«воспринятого», «русского»/«европейского» на различных этапах исторического развития православной певческой культуры в России. Кроме того, были рассмотрены отдельные сочинения — как с точки зрения их феноменологии (сочинения

B. Кузнецова, М. Юдина, С. Черезова), так и в аспекте эволюции исследовательской мысли («Колокола» С. Рахманинова, произведения

C. Губайдулиной);

— «Хоровое образование и исполнительство: история, теория, педагогика» — это направление было отмечено наибольшим числом представленных докладов (14) и широтой временного, географического и проблемного охвата рассмотренных явлений: от общероссийских и региональных проблем в сферах хорового образования и музыкального духовно-нравственного просветительства до вопросов теории и практики хоровой интерпретации и особенностей профессии хорового дирижера. Именно в работе этой секции с особенной силой было проявлено бережное и заинтересованное отношение исследователей к тому пласту культуры, который связан в нашем сознании со словосочетанием «малая родина».

Отдельного упоминания требует работа студенческой секции «Хоровая культура в исследованиях студентов-хормейстеров», в которой приняли участие студенты и магистранты Казанской консерватории.

Не вызывает сомнения научная и творческая компетентность участников конференции, представивших на обсуждение профессионального сообщества свои исследовательские разработки. Впечатляющим оказалось представительство специалистов в сферах искусствознания, музыкальной педагогики и филологии: среди 37 докладчиков — 8 докторов и 18 кандидатов наук, преподаватели, сотрудники исследовательских организаций, соискатели ученых степеней и магистранты из Екатеринбурга, Казани, Минска, Мичуринска (Брянской обл.), Москвы, Набережных Челнов, Новосибирска, Самары, Санкт-Петербурга, Саратова,

О. Немкова. «Вспоминая о событии...»

101

Тамбова, Чебоксар, а также Республики Беларусь (Минск, Гродно) и Казахстана. Одновременно в рамках пленарного заседания и секций происходило эффективное профессиональное взаимодействие участников Чтений, открывались новые проблемные территории, рассматривались возможные направления и тематика будущих конференций. Что касается общения с уважаемыми коллегами за рамками пленарного и секционных заседаний, то оно также было весьма познавательным, искренним и плодотворным. Яркое и памятное впечатление оставила лекция доктора искусствоведения, профессора РАМ им. Гнесиных А. С. Рыжин-ского «Хоровые миры поколения Дармштадта: Маурисио Кагель и Дьёрдь Лигети», в которой докладчик — он же практикующий хормейстер — блестяще проявил свое умение говорить о сложных материях просто, увлеченно и увлекающе.

Хочется обратить внимание и на насыщенность и сбалансированность программы, которая совместила в себе научную и практическую (прекрасные концерты хоровой и фортепианной музыки) части, а также предоставила всем участникам Конференции уникальную возможность побывать, в формате выездного заседания «С. В. Смоленский и Казань: XXI век» (26. 10. 2018), в памятных местах, связанных с именем выдающегося земляка казанцев. Нельзя не сказать о том незабываемом, светлом и умиротворенном чувстве, которое оставили в душе посещение места захоронения Степана Васильевича и совершенная там заупокойная лития.

Наконец, следует отметить высокий уровень организации работы конференции, проявившийся буквально на всех этапах подготовки Чтений. Подчеркну, что это наблюдение не имеет отношения к простой вежливости в адрес людей, затративших поистине титанические усилия на то, чтобы все «технические» составляющие мероприятия сложились в единую безупречно работающую конструкцию. Все это так, за что отдельная огромная благодарность всем организаторам конференции и, прежде

всего, проректору по научно-исследовательской работе Ю. С. Карпову и заведующей региональным научно-методическим кабинетом С. В. Государевой. Но при этом поистине бесценными представляются искреннее человеческое участие и неподдельное внимание, которыми участники-гости из других городов были окружены, начиная с момента согласования приезда в Казань и вплоть до возвращения домой.

В ходе работы круглого стола по итогам конференции мне довелось поделиться с коллегами мыслью, которую хочу подчеркнуть, поскольку она кажется мне важной с точки зрения понимания той огромной роли (не побоюсь применить, хотя и в скобках, более сильный термин — миссии), которую играют в жизни общества художественно-образовательные учреждения и, в частности, консерватории. По существу данного тезиса возражений ни у кого, как правило, не возникает. Однако хорошо известно, что далеко не все музыкальные вузы, особенно в провинции, могут «похвалиться» столь же наглядно, как Казанская консерватория, проявленным уважением к труду музыканта и педагога. Очень радостно за преподавателей, сотрудников и, конечно, за студентов этого вуза — в стенах своей alma mater они приобретают прекрасную и полезную привычку учиться и учить музыке в обстановке возвышенной красоты, праздничной торжественности и, одновременно, теплоты и уюта!

Вместе со словами огромной признательности в адрес администрации Казанской государственной консерватории им. Н. Г. Жиганова и организаторов IV Чтений памяти С. В. Смоленского за приглашение к участию в работе этого замечательного форума примите мои пожелания успехов, творческих свершений и дальнейшего процветания!

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.