Искусствоведение список научных статей
-
Месса ранней тюдоровской эпохи
Статья посвящена жанру мессы раннего тюдоровского периода (конец XV — первая половины XVI века). Выявляется ряд характерных для мессы английской полифонической школы особенностей на примере сочинений крупнейших композиторов эпохи, среди которых Роберт Ферфакс, Джон Тавернер, Хью Астон, Кристофер...
2019 / Н.И. НаумоваВАК -
О принципах функционирования родовых напевов в удмуртской песенной традиции
Статья посвящена феномену родовых напевов в удмуртской традиционной культуре. Определяются функциональные признаки напевов, выделяющих их из местных жанровых систем и придающих им статус родовых. Выявляются соответствия другому атрибуту рода — пус’у (тамге), в том числе и в механизме их...
2019 / И.М. НуриеваВАК -
Джованни Давид как эталон россиниевского тенора
В начале XIX века в вокальном искусстве итальянской оперы намечаются коренные изменения. На роль главного романтического героя приходит тенор-контральтино, постепенно вытесняющий кастратов и контральто en travesti. Неподражаемым образцом тенора-контральтино был Джованни Давид — певец с великолепным ...
2019 / Л.А. СадыковаВАК -
Вокальный цикл С. Прокофьева «Три романса на стихи А. Пушкина»: образ поэта в диалоге времён
В статье дан последовательный анализ музыкальной интерпретации поэтического текста на примере вокального цикла С. Прокофьева «Три романса на стихи Пушкина». Особое внимание уделяется характеристике смысловой концепции сочинения С. Прокофьева, переосмысливающего содержательный строй пушкинских...
2019 / В.А. Шуранов, И.Н. МихалёваВАК -
Особенности претворения колокольности в жанре концерта для гуслей (на примере «Ярославского концерта» Евгения Дербенко)
В статье рассматриваются особенности претворения колокольности в жанре концерта для гуслей на примере «Ярославского концерта» Евгения Дербенко. В данном сочинении имитация колоколов проявляется в самых разных аспектах: пространственном, бытовом, торжественном, историческом и драматичном. Отмечается ...
2019 / Д.В. ВолковВАК -
«Вы написали мне чрезвычайно умное и тонкое письмо…» О переписке C.А. Казачкова и Г.М. Когана
В 2009 году, к столетию С.А. Казачкова, вышла в свет посвящённая ему монография, в которой также была частично опубликована его переписка с Г.М. Коганом. Автор ставит целью осветить некоторые детали во взаимоотношениях двух выдающихся музыкантов и педагогов, в их понимании роли музыкального...
2019 / Ю.С. КарповВАК -
Музыка в диалоге этномузыковедов2019 / М.Г. КондратьевВАК
-
Вепсская певческая традиция в аспекте когнитивного этномузыкознания
В статье представлен опыт изучения вепсской певческой традиции с позиций когнитивного этномузыкознания. Применение когнитивного подхода на вепсском этническом материале позволило выявить семантически важную взаимосвязь тембра и интонирования в процессе формирования художественного хронотопа.
2019 / С.В. КосыреваВАК -
Бела Барток как художественный ориентир в отечественных финно-угорских композиторских исканиях ХХ века
В статье рассматривается воздействие художественных принципов Белы Бартока на творчество ряда композиторов, представляющих отечественные финно-угорские регионы, из которых принципиально выделяется марийская музыкальная культура. Именно в наследии этого народа Барток видел наибольшую родственность...
2019 / А.Л. МаклыгинВАК -
MODERN TRADITIONS OF PERFORMING ARTS AND POP MUSIC OF THE INDEPENDENCE ERA
This article discusses modern traditions of performing arts and pop music of the independence era. Uzbek national stage has managed to maintain its uniqueness, diversity, and vibrancy, while also addressing creative directions. The role of traditional forms and genres of folk applied art is...
2024 / J. Khalikov -
Диалог с фортепиано: константы и сюрпризы (к юбилею Александра Николаевича Черепнина)
В статье представлено многомерное пространство взаимодействия универсального дарования Черепнина и процессов обновления фортепиано на протяжении XX века. Проблема заключается в «парадоксальном» сплаве виртоузно-романтического, авангардистского и камерного звучания инструмента. Природа и контекст...
2019 / Н.Л. РубанВАК -
К проблеме мифологических концептов интонационно-акустической традиции саами
Статья посвящена изучению концепции интонационно-акустического пространства в контексте мифологических представлений в традиционной культуре саами. На основе изучения древних саамских поверий, сакральных объектов, автор выявляет попытку осмысления звучаний в тесной взаимосвязи человека с природным...
2019 / И.В. СоловьёвВАК -
Оркестр китайских народных инструментов и творчество Сюй Чанцзюня: проблемы дирижёрской интерпретации
В данной статье рассматривается оркестр китайских народных инструментов, истоки его возникновения, особенности составляющих его инструментов и возможности коллектива, а также использование этого оркестра в творчестве современного китайского композитора Сюй Чанцзюня. Особое внимание уделяется...
2019 / Янь ЦзянаньВАК -
ОБРАЗЕЦ ИСКУССТВА ДИПЛОМАТИИ ДЛЯ КАРДИНАЛА РИШЕЛЬЕ
Статья посвящена обзору книги XVII века из Большого собрания изящных искусств ASG. Её автором является французский дипломат Пьер Жаннен. Данное издание носит название «Переговоры месье Президента Жаннена» и состоит из официальных писем, раскрывающих его дипломатические навыки, которые восхищали не...
2023 / Алия Хисматуллина -
Черты синкретизма в трудовых песнях Карабахского региона Азербайджана
Музыкальный фольклор Карабаха является неотъемлемой частью музыки устной традиции Азербайджана. Трудовые песни Карабаха отличаются жанровым и музыкально-стилистическим многообразием. Под воздействием определённой общественной функции в каждом из жанров, составляющих корпус трудовых песен Карабаха,...
2020 / А.Ш. Ахмедова (Сафиханова)ВАК -
Преломление законов просодии поэтических текстов airs в старинных танцах для клавира из французских сюит
Статья посвящена старинным танцам для клавира, которые, в том числе, исполнялись и в качестве песен (XVII–XVIII вв.). Выявляется взаимосвязь вокального и инструментального жанров, и, как следствие, необходимость имплицирования законов просодии и пения при исполнении клавирных танцев. Обнаруживается ...
2020 / Я.А. ДанишевскаяВАК -
Современная зарубежная сибелиана: терминологическая «перезагрузка»
В декабре 2015 года в рамках мероприятий, посвящённых 150-летию со дня рождения Сибелиуса, состоялась VI Международная конференция. По итогам конференции был издан том «Наследие Яна Сибелиуса: к 150-летию со дня рождения». 25 глав издания представляют «моментальный снимок», отражающий современное...
2020 / В.И. НиловаВАК -
«Читать будущее в прошлом». Об учебнике «Harmonielehre» Арнольда Шёнберга
В статье представлен первый учебник гармонии Арнольда Шёнберга “Harmonielehre” (1911), прежде всего главы о новых явлениях гармонии на рубеже XIX–XX веков. “Harmonielehre” Шёнберга демонстрирует его широкий диалектический взгляд на историю развития искусства и законы гармонии. Поэтому к этой книге...
2020 / Л.А. ФедотоваВАК -
Пространственные метафоры в «Парсифале» Р. Вагнера в постановке С. Лэнгриджа
Статья посвящена анализу пространственного решения постановки музыкальной драмы Рихарда Вагнера «Парсифаль» (режиссёр С. Лэнгридж, Лондон, Королевский оперный театр Ковент-Гарден, 2013). В постановке Лэнгриджа сценическое пространство представляет собой проекцию музыкального времени и одновременно...
2020 / А.А. Сокольская, О.Б. МакароваВАК -
Аарон Авшаломов и путь развития китайского симфонического искусства. Симфоническая поэма «Хутуны Пекина»
Основная цель статьи — ознакомление научного сообщества с фигурой российско-китайского композитора А. Авшаломова. Обстоятельства истории послевоенного Китая прервали взлёт его популярности. После эмиграции в США имя композитора было запрещено. В статье автор исследует степень проникновения духа...
2020 / Чжу Тин, М.Л. ЛукачевскаяВАК