Научная статья на тему 'Свадебный обряд астраханских липован'

Свадебный обряд астраханских липован Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
астраханские липоване / свадебный обряд / девишник / аколишна / Astrakhan Lipovans / wedding ceremony / devishnik / akolishna

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — О.А. Иванова

В данной статье дается описание свадебного обряда липован и его музыкальное наполнение (особенность ритмической организации песенных образцов). Определяются общие и специфические черты этнографического контекста песенной традиции астраханских липован.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — О.А. Иванова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Wedding ceremony of the Astrakhan Lipovans

This article highlights a description of a Lipovan wedding ceremony and its music (featuring rhythmic organization of song samples) is given. Some general and specific features of the ethnographic context of the Astrakhan Lipovans’ song tradition are defined.

Текст научной работы на тему «Свадебный обряд астраханских липован»

О. А. Иванова

Свадебный обряд астраханских липован

Аннотация:

В данной статье дается описание свадебного обряда липован и его музыкальное наполнение (особенность ритмической организации песенных образцов). Определяются общие и специфические черты этнографического контекста песенной традиции астраханских липован.

Ключевые слова: астраханские липоване, свадебный обряд, девишник, аколишна.

O. A. Ivanova

Wedding ceremony of the Astrakhan Lipovans

Abstract:

This article highlights a description of a Lipovan wedding ceremony and its music (featuring rhythmic organization of song samples) is given. Some general and specific features of the ethnographic context of the Astrakhan Lipovans' song tradition are defined. Keywords: Astrakhan Lipovans, wedding ceremony, devishnik, akolishna.

// ипованами называют привер-/ I женцев одной из старообрядческих конфессий, образовавшихся в конце XVII века после никоновского раскола. Липован-ская община обосновалась на территории Астраханской области с 1947 года в результате реэмиграции старообрядцев из Румынии на родину. Репатрианты самостоятельно выбрали место своего проживания в России. Выбор пал на Астрахан-

скую область, поскольку проживание на этой территории позволяло продолжать заниматься рыболовством — одним из основных занятий липован. Они основали села: Успех в Камызякском районе и Речное в Харабалинском районе.

Название «липоване» происходит от места Липовцы (ранее — Со-колинцы, Западная Украина), где селились старообрядцы, гонимые никоновской церковью. Здесь нахо-

дился ветковский старообрядческий центр, но после ослабления польского королевства Ветка подвергалась неоднократному сожжению (1735 и 1761 годы). Липоване покинули Ветку и осели в Румынии [См.: 5. С. 394].

Возможностью вернуться на родину отважились воспользоваться лишь некоторые старообрядцы Румынии — жители сел Сарикёй и Каркалиу. Однако на родине (в Астраханской области) липованам не разрешили свободно проповедовать старую веру, строить церковь в селе, совершать привычные обряды, которые они хранили и берегли на протяжении нескольких веков. Но, несмотря на все преграды и запреты, коллективная память астраханских липован (старейших представителей общины) дает представление о богатом культурном наследии.

Как подтверждение этому рассмотрим свадебный обряд астраханских липован. Этот обряд является одним из важнейших этапов в жизни человека. «Свадьба, — повествует Васса Ивановна Бужорова, — самая главная середина жизни» [Цит. по: 4. С. 14]. Свадебный ритуал — развернутое действо, которое включает в себя комплекс обрядов, пронизанных сакральным духом. Их смысл в том, чтобы защитить молодую пару от лихого сглаза, заложить прочные основы семьи — счастливой и жизнеспособной. Этапы свадебного обряда астраханских липо-ван описаны по экспедиционным записям фольклорного ансамбля «Раздивье» в 1992 — 1997 годах. Материалы были опубликованы астраханским областным методическим центром народной культуры в 2002 году под названием «Свадьба астраханских липован» [4]. Экспедиции к липованам Астраханской области проводились автором статьи в период 2004—2016 годов и позволили оценить современное состояние и коллективной памяти липован, и самой традиции, а также составить свою реконструированную версию традиционного обряда. Наша реконструкция — это попытка создать обобщенную версию свадебного обряда липован — не только астраханских, но и румынских, и выделить в нем устойчивые элементы обряда.

Итак, свадебный обряд липован состоял из следующих этапов:

• сватовство (засватание невесты женихом; договор);

• аколишна (выкуп невесты после сватовства);

• запой;

• девишник — предсвадебный вечер и ночь (предсвадебный выкуп невесты; приготовление калачей);

первый день свадьбы:

• проводы к венцу;

• венчание;

• переезд к жениху после венчания;

• перязва (женихова сторона идет за невестиным родом с приглашением на свадебный пир);

• свадебное застолье;

• брачная ночь;

второй день свадьбы:

• едуть похмелять — жених с невестой объезжают всех гостей и приглашают на пир у жениха;

• дары — одаривание молодых на пиру в доме жениха;

третий день свадьбы:

• гуляют стряпухи, подносчики в доме жениха;

• заключительные дары.

Рассмотрим подробно этапы свадебного обряда.

Сватовство. Сватать приходили обязательно вечером родственники жениха. Сватовство у липован проходило в два этапа: засватание, сватовство. Засватание — жених идет к родителям невесты просить согласия на брак. Сватать отправляются обычно крестная мать жениха, его родители и он сам. Зайдя во двор невесты, сваты замолитывают: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас» и ждут ответа хозяев: «Аминь». После чего родители невесты приглашали сватов в хату. Если родители были согласны, звали невесту и жениха, спрашивали их согласия. После чего сваты благодарили родителей невесты и назначали день запоя. «В знак согласия на брак невеста

дарила жениху платок — „тальку". Сразу договаривались, когда будут „запивать " — через 3 дня или через неделю» [6. С. 50].

Аколишна. В первое воскресенье после сватовства у жениха собирался хлопчачник [См.: 4. С. 21]. Друзья с улицы невесты приходили к жениху брать аколитну (выкуп за невесту) деньгами и вином. «...Вот у мине, как засватались в васкрисеня, в панидельник уже хлопцы пришли аколитну брать... с ее стараны (с улицы невесты. — О. И.) — ани хазявы... » (информант В. И. Бужорова; запись 2008 года). А. К. Соколова этот этап свадебного обряда липован Украинского Подунавья называет «девишник с „око-лишной"»: «...приходили хлопцы за короваем. Зайдя в хату, они пели: „Во горнице, во светлице". Затем выкупали коровай, подымали его вверх на руке и пели: „Кто у нас хорошенький, кто у нас пригоженький". Хлопцев угощали вином и, забрав коровай, они уходили» [6. С. 52].

Если выкуп устраивал ребят, то они величали жениха аколишными песнями: «За горою солнце играет», «Из-под яблоньки густой», «То ни лес, ни трава расстилается». «У нас аколишна: „То ни лес, ни трава", „За гарой сонца", вот эта аколишна...» (информант М. А. Кутузова).

Запой. Запой назначали через две недели после сватовства в воскресный день, на него собирались родные с обеих сторон (жениха и невесты). Все становились под образами, молились, после чего провожали жениха и невесту в соседнюю хату, где собирались подруги невесты. Гости садились за стол запивать невесту и договариваться о предстоящей свадьбе. Обсудив все подробности предстоящего торжества, отцы скрепляли договор рукопожатием — ручковались. При описании этого этапа свадебного обряда липован А. Соколова подтверждает приведенное выше описание и дополняет его сведениями о том, что после того как родители невесты давали окончательное согласие на свадьбу, все, кроме невесты, шли к жениху «смотреть хозяйство» [См.: 6. С. 50].

Вечерины. После запоя у невесты каждое воскресенье до самой свадьбы собиралась

молодежь. Эти собрания так же, как и канун свадебного дня, информанты называют «де-вишником». «...приходит и жених, приносит гастинцы (пряники, канфеты), здесь парень мог прииграть девку какая ему панравилась. За эта он платил деньги девкам, каторые припевают. Пели: „Кто у нас хароший"...» (информант В. И. Бужорова; запись 2008 года).

Девишник. Начинается девишник в 10 — 11 часов. К невесте собираются подружки, плетут косу. Невеста одаривает подруг платочками, перевязывает их лентами. Любимая подружка невесты — кутница заводит девишницкие песни. Под пение девки расплетают и заплетают невесте волосы, вплетают и выплетают ленты. От невесты подружки отправляются к жениху. «...ани (девки) сидят, пают песни дивишнин-скии: ,,А и кто у нас харошенький"...и тада маладая перивязываить их (девок. — О. И.) лентами, касиночкой...»2. Жених перевязывает их лентами, а мать жениха угощает девок вином. «.девки идут к жениху к варатам. Там уже знають, ждуть их, варота аткрывают и стол стаить... перед выкупам им па стаканчику выпивають, кто выпил кто ни выпил, ане патанцують круги етава стала, им па ленте перивяжуть и ане па етай же дароге идуть к невесте» (информант В. И. Бужорова; запись 2008 года). Девки идут вместе с женихом. Он несет с собой гостинцы. У крыльца дома невесты их встречают невеста со свахой (сваха все время находилась рядом с молодой). Они приглашают всех в дом, где уже накрыты столы. Вот как это описывает А. К. Соколова: «Невеста сидела рядом с женихом посреди комнаты. На стол ставили бублички, прянички, подносили понемножку вина. Потом девушки отводили жениха домой» [6. С. 51].

На этом девишник не заканчивается. К вечеру девишницкого дня (часов в 10 — 11) жениха приводят к невесте уже не девки, а бабы. Впереди артели идет сват, следом за ним жених и другие родственники. Выкупив место рядом с невестой, сват сажает рядом с ней жениха, после чего родители невесты приглашают всех на вечеру (ужин) [См.: 4. С. 30].

«....выкупили, нивеста вылазиит из-за стала, становица кала жениха, молюца, три пакло-на, цалуюца... Малитва абизатильна „Отче наш", памолютса ну как за ужин, а щей абед называетса и садяца. „Паабедали", па два-три стаканчика выпили... и... сват забираит жениха домой, невеста астаеца с свахими, там уже сваха камандываит ей... а женихом камандываит сват» (информант В. И. Бужо-рова; запись 2008 года).

Из описания свадебного обряда липован Украинского Подунавья: «Когда выходили из дома, пели: „Съехали бояре со двора". В дом к невесте заходили жених, сват и сваха, все остальные оставались во дворе. Брат (или сестра) невесты „садился за косу". Брат сидел рядом с невестой в красном углу. Сват подносил ему стакан вина, а он отказывался со словами: „Моя сестра не пьяница, она вот что стоит" — и показывал 50 или 100рублей. Сват торговался, а девушки сбоку стояли и пели: „Дороже, братец, дороже, проси за сестру тысячу". После того, как сторговались и сват дал достаточно денег, опять подносили брату стакан вина. Он выпивал, а девушки пели: „Татарин, братец, татарин, продал сестру за чару"» [6. С. 53].

На девишнике перед днем свадьбы хозяева одаривали подруг невесты за то, что они весь вечер приигрывали сначала молодых, а затем супружеские пары, которые присутствовали на девичнике. Провожали сватьев со стороны жениха песней «Скупые бояры по свету ходили».

Калачи выпекали в обоих домах (у жениха и невесты), для этого приглашали специальных женщин (дельных). Калачами встречали молодых от венца в доме жениха, позже — пе-рязву. С калачами во время перязвы от дома невесты к дому жениха шли: мать, крестная и бабушка невесты. На второй день свадьбы калачами угощали гостей. Как отмечает А. Соколова, свадебный каравай пекли не во всех липованских поселениях. Но если пекли, то обязательно несколько, как минимум два-три, а то и восемь-девять штук [См.: 6. С. 51].

Проводы к венцу. Жених и невеста собираются к венцу каждый у себя дома. «Утрам ани апять идуть за нивестай... сват идеть с женихом, с радней... Сват идеть с женихом вперед... а дальше кто как хочет, там можа пять, десять чилавек». Здесь наступает момент общего благословения. Благословенную икону заворачивают в полотно и везут с собой в церковь. «....он (жених. — О. И.) бяреть у маей матири мине, мать благаславляит ико-най и мы на палатенце кладим и мы идем, он бирет за адин бок я за другой, идем в церк-ву винчаца, а па бакам сватья: сваха и сват. С тваей стараны сваха, с маей стараны сват...» (информант В. И. Бужорова; запись 1995 года).

Венчание. По рассказам информантов, в церкви молодых встречают церковнослужители — «папы». Перед венчанием сваха осуществляет обряд повивания — смены прически. «В церкви встречають папы, а мы стелим, там яще платок бярем, на платок становим-са проста ноги, на паперти... кагда поп шота сказал, сваха вядеть меня, сажаить на стул... касу расплететь и иголки какие-та затыка-ит и кичку надиваит, а патом касяк, а патом платокуперед. Сначала с лентай шла, с касой и с лентай... » (информант В. И. Бужорова; запись 1995 года). В свадебном обряде липован Украинского Подунавья мы находим сходство с описанием свадебного обряда астраханских липован: «После венчания, по указанию священника, сваха отводила молодую в сторону, снимала фату, расплетала косу, заплетала две косы и закладывала их ,,по-бабьи". Затем одевала „кичку", „очипок" и повязывала „ко-сяк„ (косынка). В дом жениха шли с иконой и церковными песнями. Его родители встречали тоже с иконой, хлебом-солью. Молодые кланялись в ноги отцу с матерью, три раза целовали. Жених принимал икону, а невеста — хлеб с солью. Начинался свадебный обед. На обеде присутствовал священник, поэтому сначала пели только духовные стихи. После обеда священник уходил и тогда начиналось веселье — музыка, песни, танцы» [6. С. 54].

Пока молодых венчают, девушки отвозят в дом жениха скрыню с приданым. На этом этапе участие девушек в обряде заканчивается.

Возвращение от венца. Молодые шли пешком в дом жениха, неся на рушнике благословенную икону, рядом с ними шли сватья с венчальными свечами, батюшка освящал путь крестом, дьякон кадил ладаном. Родители встречали молодых с иконой, хлебом-солью. В дом первой вносили икону, образ устанавливали на божнице, свечи скручивали вместе и убирали за икону. «Придуть с винца пакушають да и тут же свадьба начиналась.» (информант М. А. Кутузова).

Перязва (идти с поклоном). Женихова сторона отправляется за невестиным родом. В хату к невестиным родителям заходят лишь молодые и сваты, остальные ожидают их на улице. Сват обносит каждого вином, приглашает к жениху на гулянье.

Свадебный стол. «Кала нивесты, кала жениха... садяца радня, там кресна, кресный ли. Адне ладышачки с курей на столе перед ними, а тут на втарые сталы — ат ладышичек. им абжариныи, вкусныи... а туда уже стол — там крылушки адне ляжать...» (информант М. А. Кутузова).

Брачная ночь. Сватья уводят молодых спать в отдельную комнату, запирают их, сами остаются в соседней комнате. Через два часа сваха будит молодых, складывает брачную рубаху невесты (честь) в коробку и выносит миру. При добром извещении бьют посуду, пьют за здоровье молодых. В противном случае, отцу надевают на шею конский хомут, матери подают стакан, из которого сочится вино, свату надевают шляпу без дна.

Второй день свадьбы. Утром свадебного дня молодые заезжали к каждому из гостей, кто был на свадьбе, и приглашали их на продолжение застолья. Сами исполнители называли этот обряд — едут похмелять. Когда все гости собрались, начинали одаривать молодых «„по силе помочи": деньгами, живностью, предметами утвари и т. д.» [4. С. 41], сначала невестина сторона, затем женихова. Сват и сваха

обходили гостей вином и парой стаканов: гости пили вино и клали за него деньги на поднос. Подаренные деньги возвращались родителям жениха на покрытие расходов.

Третий день свадьбы. На третий день свадьбы в доме жениха гуляют подносчики и стряпухи.

Заключительные дары. В первое воскресенье после свадьбы молодые отправляются на повозке «сбирать дары» — теперь уже себе на новое хозяйство.

Русская свадьба, по песенному наполнению обряда, как доказала Б. Б. Ефименкова, делится на южнорусскую — «свадьбу-вяселле» и северную — «свадьбу-похороны» [См.: 3. С. 57]. Южнорусская свадьба по своим этнографическим и песенным признакам близка западнорусской традиции, поскольку формировалась на ее основе. Мы видим, что этапы свадебного обряда липован соответствуют западной и южной русской свадьбе. О близости к западным, в том числе украинским и белорусским, традициям свидетельствуют общие термины и обычаи, например:

• время проведения девишника — ночная свадьба, характерная для смоленской свадьбы [См.: 2];

• шествие рода жениха за родом невесты называется у липован перязвой, в чем обнаруживается сходство с украинской свадьбой, где перязва — второй день свадьбы [См.: 3. С. 62].

Однако в липованской свадьбе мы выделяем черты, характерные только для нее. К ним относятся обряд аколишна — выкуп невесты через неделю после сватовства, обряд, записанный и на территории Румынии, и на территории проживания астраханских липован.

Музыкальное наполнение свадебного обряда, которое сопровождает свадебную процессию на протяжении всех этапов свадьбы, направлено на защиту молодой пары от различных напастей.

Музыкальная стилистика свадебных песен складывается из целого комплекса элементов, из которых наиболее яркое представление о самобытности традиции дают в первую оче-

редь музыкальные — лад, мелодика, многоголосие. Также нельзя обойти стороной одну из составляющих характеристик музыкального склада — стихосложение свадебных песен, с которого мы и начнем анализ свадебных песен липован.

Всего привлеченных записей свадебных песен — 91 (с повторами), сюжетов — 31. В этот список вошли записи от астраханских липован в местах их компактного проживания (с. Речное — 1996, 1997 и Успех — 1992, 1996, 1997, 2003, 2004—2016), а также записи от липован в Румынии (Каркалиу — 1996, 1997).

В стихосложении свадебных песен значительная роль принадлежит силлабическому типу. Основные типы стихов соответствуют самым распространенным на западе и юге России, это:

• 3(7)+4 («Виноград расцветает»);

• 5+3 («За горой солнце играет», «Съехали бояре с двора», «И в субботу тай раненько»);

• 5+5 («Куры мои, куры ранние», «У ворот сосна расшаталась», «Несправдивая калинушка»);

• 4+3+3 («Да над вишнями галушка летала»); 6+6 («Во нашем городе», «А кто у нас хороший», «Идут сваты в хату», «Скупые бояре», «Там за горою, щей за каменною»);

• 7+5 («Что не трубушки трубят рано по заре», «Жила-была у тятеньки», «Вскукнула кукушечка за селом»);

• 7+7 («Ты зоря, ты зорюшка», «У ворот, матушка, вырастала травушка», «Из-под яблоньки густой»);

• 4+4+6 («Как у нашего сваточка», «Как ни знала стара баба»);

• (5-7)+(5-7) группа восьмивременников («То ни лес, ни трава расстилается», «Чарочка моя»).

Группа сегментированных представлена единичными образцами:

• равномерно сегментированные формы с силлабическими стихами 4+5 («Вдоль по морю»), 7+6 - «Слышно было далеко»;

• неравномерно сегментированные со стихом тонической организации 2.3(2).2 («Сваха приехала»).

Анализ ритмической структуры напевов свадебных песен липован позволил выделить устойчивые ритмические типы. Большинство из них представляют типичные для западнорусской и южнорусской традиций формы, хотя словесные тексты могут быть и непохожими.

Например, ритмический тип со стихом 4+3+(3) и переритмизацией последней слоговой группы (известный как «Просо»). Н. М. Вла-дыкина-Бачинская отмечает данный тип как общеславянский цезурированный, который встречается в репертуаре святочного периода и в весенних хороводах [См.: 1. С. 23]. Такой тип зафиксирован и в липованской свадьбе с текстом «Не по вишням галушка летала». Здесь отсутствует повтор последней слоговой группы, а переритмизация трехслоговой группы осталась как специфический прием (см. пример 1).

Сравним песенные образцы астраханских липован с ритмическими типами свадебных песен восточнославянского Запада, выявленными Ефименковой [См.: 3. С. 32 — 33].

Некоторые примеры в липованской свадьбе представлены индивидуальными структурами, существенно отличающимися от общерусских типовых формул слогового ритма. Рассмотрим эти случаи.

Например, песня «Несправдивая калинушка», по мнению Ефименковой, в западнорусской традиции реализуется в виде «прощального» напева, со стихом 5+3 (см. пример 2).

Село Успех Камызякского района Астраханской области (расшифровка А. С. Ярешко, 1972 года записи)

У румынских липован эта песня представлена вторичным типом композиции, а исходный стих расширяется и становится 5+5 (эта песня не зафиксирована в репертуаре астраханских липован, они лишь упоминают о том, что такая песня была раньше). За счет внутрислоговых распевов разрастается вторая часть предложения (см. пример 3).

Элементы музыкального расширения отдельных слоговых времен как способ превращения первичной структуры во вторичную находим и в свадебной песне «Сваха приехала». В данном случае расширению подвергаются последние три слога каждого стиха, отчего структура песни приобретает индивидуальный вид (см. пример 4).

Некоторые песни и соответствующие им структуры, входящие в свадебный цикл, по существу являются хороводными, они не включены Ефименковой в таблицу. Мы же включили эти песни, поскольку они вне свадьбы вообще не исполняются. Это хороводные песни: «Ви-

2 Село Вздружное Навлинского района Брянской области

(Архив РАМ, ф. 2998, № 18) [3. С. 37]

Ь Ь N К Ь

iL

\

*

Ca

3

ИС.1 - HI

410 DCCTb

Село Каркалиу Добруджинской области, Румыния (расшифровка О. А. Ивановой, 1992 г. записи)

ноград расцветает»; «У ворот сосна расшаталась»; «Несправдивая ты калинушка»; «Не по вишням галушка летала»; «Во нашем городе»; «А кто у нас хороший»; «Ты заря, ты, зорюш-ка»; «Из-под яблоньки густой»; «То ни лес, ни трава расстилается»; «Из терема до терема»; «Слышно было далеко».

Как уже отмечалось выше, отличительной особенностью липованской свадьбы является обряд «аколишна» и соответственно песни, его оформляющие: «За горою солнце играет», «Из-под яблоньки густой», «А кто у нас хороший». Но аколишные песни не имеют своих структурных особенностей и выделяются среди других только своей функцией и ассоциативной связью слов песни с обрядом.

Обособление астраханских липован по конфессиональному признаку, малочисленность диаспоры, территориальное разобщение (два села находятся далеко друг от друга) способствовали угасанию традиций предков, в том числе и песенных. К началу XXI века значительная часть песенного репертуара была утрачена. К сожалению это отразилось и на состоянии свадебного обряда в целом. Так, был сокращен и упрощен песенный репертуар свадьбы, а также его этнографическое наполнение. Этнографический контекст свадебного обряда астраханских липован сохраняется благодаря коллективной памяти старожилов. Все сведения были зафиксированы и реконструированы от людей преимущественно старшего поколения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4 Село Речное Харабалинского района Астраханской области (расшифровка О. А. Ивановой, 1992 г. записи)

<1 ■ ICJ M.kll ■ ULM ■ jl.:i CMIVI J Ullll ■ ll|H ■ LL:h

ПримеЧания__Список литературы

1 Сведения об информантах: 1. Информант Бужорова В. И. 1937 года рождения, жительница села Успех Камызякского района Астраханской области. Записи проведены в 1995 году участниками фольклорного ансамбля «Раздивье» и в 2008 году автором статьи. 2. Информант Кутузова М. А. 1930 года рождения, жительница села Успех Камызякского района Астраханской области. Запись проведена в 2008 году автором статьи.

2 Запись проведена Пауновой Е. В. в Румынии от липован (сведений об исполнителях нет).

1. Владыкина-Бачинская Н. М. Музыкальный стиль русских хороводных песен. — М.: Музыка, 1976. — 160 с.

2. Дорохова Е. А. Ночные свадьбы: когда день и ночь меняются местами // Ночь: закономерности, ритуалы, искусство: Вып. 3. / Ред.-сост. Е. В. Дуков. — М. ; СПб.: Нестор-История, 2012. — С. 183—195 // Studfiles. — URL: http://www.studfiles.ru/ preview/6051478/page:10/. Дата обращения: 28.10.2016.

3. Ефименкова Б. Б. Восточнославянская свадьба и ее музыкальное наполнение. — М.: РАМ им. Гнесиных, 2008. — 64 с.

4. Паунова Е. В. Свадьба астраханских липован. — Астрахань: Астраханский областной методический центр, 2002. — 70 с.

5. Савельева И. А. Календарная традиция русских старообрядческих сел Румынии. Региональные истоки и современное состояние // Фольклор: современность и традиция: Материалы III Международной конференции памяти А. М. Рудневой. — М.: Московская консерватория, 2004. — С. 392—401.

6. Соколова А. К. Музыкально-песенная традиция липован Украинского Подунавья (к проблеме ареального исследования фольклора): Дис. ... канд. искусствоведения. — Киев, 1984. — 189 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.