КОНФЕССИОНАЛЬНЫЕ ТРАДИЦИИ В КУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ РОССИИ УДК 78.06
В. О. Петров, О. А. Иванова
ИСТОРИЯ ЛИПОВАН КАК ОСОБОЙ ВЕТВИ СТАРООБРЯДЧЕСТВА
ля изучения культурных ценностей какой-либо узкой локальной традиции необходимо учитывать все составляющие ее компоненты. Русская традиционная музыкальная культура представляет собой, с одной стороны, целостное историко-культурное явление, а с другой - она содержит в себе множество самобытных культур, обусловленных территориальными, субэтническими, социальными и конфессиональными различиями. В них по-разному сохраняется коллективная народная память, складывается своя система эстетических и художественных ценностей, свой «язык вещей», свои условия трансмиссии. Среди таких обособленных групп населения малоисследованной является традиционная музыкальная культура особой ветви русского старообрядчества - липован. В жизни липован события русской истории протекали по-особо-му, что позволило сохранить некоторые архаичные представления и элементы традиционной культуры, исчезнувшие в других слоях русского крестьянства значительно раньше. Именно историческому аспекту как неотъемлемой части культурного наследия будет уделено внимание в данной статье.
Местами, где старообрядцы могли совершать духовную деятельность, были монастыри и скиты, так называемые духовные центры старообрядчества. Духовный центр оправдывает свое название, так как во главе нескольких мелких монастырей стоял большой, главный монастырь. Более известны следующие центры: Керженец, Стародубье, Ветка, Иргиз и Рогожское кладбище в Москве. Старообрядцы Керженца и Стародубья нашли свое пристанище на Ветке (в 1685-
© В. О. Петров, О. А. Иванова, 2017
1690 гг. на р. Сож), поскольку постоянно подвергались преследованию правительства. А так как Ветка находилась во владениях Польши, то местные власти позволили старообрядцам исповедовать свою веру. Это было самым важным и основным преимуществом этих мест. Но как только в 1735 г. при Анне Иоанновне Польское королевство ослабло, была совершена первая «выгонка» с Ветки. Вторая «выгонка» была осуществлена при Екатерине II в 1761 г., после которой ветковский старообрядческий центр перестал существовать (см. об этом: [3, с. 57-62]).
Среди тех старообрядцев, кто в конце XVII в. ушел с Ветки на границу с Османской империей, были и будущие ли-поване. Они сохранили в коллективной памяти предания об этом периоде. Вот как об этом сообщает И. А. Савельева: «По сведениям из русских и турецких исторических документов, а также по устным преданиям липован, большая часть старообрядцев из Стародубских слобод и с "острова Ветка" еще в конце XVII века с семьями двинулась на границу с Османской империей. Кроме приду-найских земель, ее территории включали в себя часть земель нынешней Украины (Черновицкую область) всю Молдову и Румынию, простирались далеко за Дунай... До середины XIX века примерно 2/3 дунайских староверов были беглопо-повцами ветковского согласия, остальные — беспоповцами» [7].
Точных сведений о первых старообрядческих поселенцах в Молдове, относящихся в то время к Османской империи и где предположительно сформировалось направление старообрядцев-липован, нет. Лишь в 1730 г. обнаруживается термин «липоване» в документах (см. об этом:
д
[5]). Представители липованской общины поселились в месте под названием Соколицы, которое относилось к владениям Миток-Драгомирского монастыря. Однако во второй половине XVIII в. некоторые жители оставляют эти земли и выбирают Молдову новым местом обитания для своих семей. Эта территория под названием Буковина вошла в состав Австрийской империи в 1775 г. Сразу после этого события, в 1777 г. часть старообрядцев возвратилась в Соколицы. Писатель, имеющий доступ к выкраденным из Белокриницкого монастыря документам, Н. Субботин пишет: «Буко-винские липоване еще жили в Комаровке (безпоповцы), Петроуцах, Кучурове, в Липовцах».
В 1783 г. липоване смогли добиться особых привилегий для себя и своих потомков от правительства. Во-первых, свободное вероисповедание и совершение соответствующих обрядов. Во-вторых, освобождение от сборов на протяжении двадцати лет с момента поселения. И, в-третьих, что являлось также существенным основанием остаться на выбранном месте пребывания, освобождение от военной службы. Эти привилегии привлекли и других старообрядцев. В 1786 г. в Буковине проживало 83 семейства, около 400 душ. В Соколицах — 27 семейств, Климоуцах - 26, в Белой Кринице - 30. В момент присоединения в Буковине насчитывалось 10 больших монастырей, 13 скитов, в которых было более 500 монахов и монахинь. На Белокриницкий монастырь издавна с надеждой смотрели российские старообрядцы и когда в 1832 г. на Рогожском кладбище было решено основать старообрядческую митрополию за рубежом, выбор пал на Белую Криницу.
Старообрядчество на протяжении всего времени не оставляло надежды на создание своей собственной церковной иерархии. Создание таковой осуществилось в XIX в. (1846 г.) в Белокриницком монастыре (на территории Австрийской империи). Ее митрополитом стал босно-сараевский митрополит Амвросий. В дальнейшем Белокриницкое согласие стало главным течением поповщины,
а его иерархия - крупнейшей в старообрядчестве. Вот что пишет по этому поводу И. А. Савельева: «Начиная с 1843 года дунайские старообрядцы предпринимали неоднократные попытки создать свою, независимую от никонианской церкви трехчинную иерархию, при которой у них был бы свой митрополит. И только 14-я по счету увенчалась успехом. Делегация старообрядческих старейшин из Добруджи убедила митрополита босно-сараевского Амвросия принять старообрядчество. Для постоянного места его пребывания был избран духовный центр буковинских староверов - монастырь в селе Белая Криница. Так, в 1846 году большинством жителей ли-пованских сел дельты Дуная и Добруджи была принята Белокриницкая иерархия, как прямая преемница Ветковской. Те, кто стали ее приемниками стали называть себя "попежниками" (поповцами). Старообрядцы основали большое количество сел и монастырей в Украине, Бессарабии и южной Молдове. Значительная часть переселенцев переправилась через Дунай и осела в его дельте, в южной Молдове (по р. Прут) и в области Добруд-жа. С 1878 г. эти земли вошли в состав территории государства Румыния» [7]. До 90-х гг. XX в. в придунайских селах еще оставалась небольшая часть беспоповцев, главами общин которых являлись духовные наставники из числа самих липован. Но в 1992 г. и они в подавляющем большинстве приняли вновь созданную уже российскими старообрядцами Новозыбковскую иерархию.
Русских-липован в Румынии более ста тысяч. Проживают они на востоке страны, причем наиболее значительны две зоны их поселения: пригорья Карпат и низовья Дуная, включая дельту (рис. 1). В первую входят села уезда Суча-ва, возникшие на землях древних монастырей. Во вторую - села уезда Тульча: Журиловка (первая пол. XVIII в.), Сари-кёй, Слава Русэ и Слава-Черкизэ (вторая пол. XVIII в.), Каркалиу (1825 г.).
Прозвище липоване - это скорее этническая принадлежность или, если можно так сказать, национальность, ведь среди
СЛОВАКИЯ
_ .. •Сиготу-
жСату-Маре мяПмаци»(
Карей*
ЕНГРИЯ
вОрадр
Клуж-Напока^
*Бая-Маос Деж
Бисгриил
ч
Сумм«. ^.Богои^ии
адхр. '
"""2Г Яссы.
\fyMWt г.и ^
Регин*
Турда "ТК1ргу-МурвШ
. ТРЛН <и л ьплния
-ф ^ I/,
Тимишоара
• ^Лутож
Рашима*
До»п
в Алба-ГОлир
О-в?
^ Пьнттрв^(нмц о Ч
в Онаийги* ^Быриад
Сфмиту- \ У
МОЛДАВИЯ
\
ЮГОСЛАВИЯ
^Гоорго Брашов Фокшани
мвмвмиу Хунвдовра "У (¡>544 м)
Луюни .Петрила *
в Ж шн ы е К * Р
4 РыМЧИКу-ВьШЧИ
Тыргу Жиу" /ыташти . а Плоешти
* ТцшиИвта
- .^Дройвта-Турну-Саввойн .
в л Л л X и я Крайоеа- »Слатима
• Роишар»- Капщааш.
. Й ■ до-Водс Олтвниц». •
Каракал
Александрия* ^
------
* /
Такуч \ > =ычиику-С«рат ^ЧуЦлЙЦ
Буму Брзила» фСу,
улча
Рыммику-Свра»
Брзил« ФэураЛ
БУХАРЕСТ
^ 'Ьаваяаг
'у)4 ,Мя»ай-Е^тя1у *- .Маджидмв
• Констанца
БОЛГАРИЯ Рис. 1. Карта Румынии
Чепное м о
русских могут быть католики и т. д., так и в рядах липован были как поповцы, так и беспоповцы. У самих же старообрядцев есть свое мнение о происхождении их названия. И. А. Савельева отмечает следующее: «Все старообрядцы, проживающие в настоящее время в Румынии, называют себя липованами. Одни объясняют, что это - самоназвание от первого основанного в Румынии села Липовень (Соколицы), другие, что это прозвище, данное им украинцами, жившими по соседству. В России староверы имеют особые этнические прозвища. В землях Стародубья их называют "москалями", поскольку они пришли когда-то из центральных земель, в Сибири -"поляками", так как туда они пришли из Ветки и Стародуба, а эти земли принадлежали в XVII веке Польше, в Забайкалье "семейскими". Из исторических документов явствует, что прозвище "липо-ване" ("липки"), наряду с "москалями", было в ходу на территории Украины и Молдовы, где староверы живут и в настоящее время. В разных местностях
у старообрядцев были и другие прозвища, как правило, данные им соседями. В Центральной России их часто называли "лапотниками", поскольку они предпочитали проверенные веками лапти всякой другой обуви. Сейчас звание "ли-пованин" обозначает этническую и общинную принадлежность человека, его определенный статус. Оно объединяет русских старообрядцев на территории всей Румынии» [7]. Старообрядцы с. Успех объясняют происхождение своего названия от липовых мест, где приходилось молиться в период гонения «неугодных»: «Наши предки молились в липках - в липавых рощах, вот и названием у нас такое»1.
Липоване остались верны своим традиционным жизненным устоям. Основным положением является то, что они сохранили веру своих предков. Церковь является хранителем духовных ценностей старообрядцев. Именно отстаивание религиозных предпочтений позволило сохранить целый пласт культурного русского наследия, которое сейчас именуется липоване-
кой культурой. Вот как пишет С. Марке-лова о духовных убеждениях старообрядцев: «Человеческая жизнь — это временное существование, верующий не должен увлекаться ее улучшением, а заботиться о выполнении заповедей Бога - творца Неба и Земли» [4, с. 382].
Липоване соблюдают обычаи старой веры: двоеперстие, хождение по солнцу во время венчания, крещения, освящения храма или жилищ. В отличие от старообрядцев, отрицающих современные блага цивилизации, они ими пользуются, например, смотрят телевизор. Также они соблюдают умеренность в одежде. Одной из характерных черт, присущей липованам, является воспитание в большом почитании старших. Старообрядцы с. Успех отличаются приветливостью и гостеприимностью в отличие от некогда живших старообрядцев в с. Хмелёвка того же Камызякского района Астраханской области, которых прозвали *кулугуры* за их отношение к людям. Кулугурами называют старообрядцев, отличающихся пренебрежительностью. Информаторы с. Самосделка Камызякского района (соседи) рассказывают, что если человек попросит воды попить, они воду дадут, а кружку после этого выбросят.
Липоване Астраханской области прибыли в эти места в 1947 г. в результате реэмиграции жителей некоторых сел Румынии: Каменка округа города Тульча и Сарикёй области Добруджа, которые в свою очередь относились к Белокри-ницкому согласию. Согласно турецким документам XVIII в. с. Сарикёй было одним из многих татарских поселений около турецкой крепости Баба (Бабадаг). В 1951 г. село Сарикёй упоминается как Кучук Сары или Кара Сары, что в местном переводе звучит как «Желтое село» или «Желтая земля». Из последнего названия следует, что часть населения была не турецким и не татарским [7].
Официально русская община с церковью была зарегистрирована в Сарикёе только в 1707 г. С конца XVII в. турецкие документы регулярно фиксируют присутствие в Добрудже русских каза-
ков: их налеты на Бабадаг из-за Дуная в 1587 и 1657 гг., пребывание Степана Разина «Со товарищи» в крепости Ени-сила 1670-1671 гг. (в нескольких километрах южнее Сарикёя). После разгрома восстания часть донских казаков могла осесть здесь. Озеро, на берегу которого стоит село, носит название «лиман Разин». После присоединения области Добруджа к королевству Румыния (1878 г.) все мусульманское (турецкое) население ушло с этих мест. В селе осталось 442 семьи только русских старообрядцев.
Особую роль в жизни старообрядцев-липован сыграли казаки-некрасовцы, осевшие на этих землях с 1741 г. Вот как описывает это И. А. Савельева: «После разгрома восстания донских казаков под предводительством Кондрата Булавина (1708 г.) атаман Игнат Некрасов увел на Кубань 15 тысяч казаков с семьями (65-70 тысяч человек). Впоследствии многие из них "морем" (как гласит легенда) переехали в Добруджу. Здесь они основали село Дунавец и подселились к липованам в Сарикёй. С этого времени более чем на сто лет село стало укрепленным городком - столицей задунайской казачьей некрасовской республики. Здесь собирался казачий Круг, находилась ставка атамана, школа и церковь, "скит" (кельи) для престарелых. Именно некрасовны явились в 1846 году инициаторами принятия Белокриницкой церковной иерархии. <...> После падения Османской империи и разоружения армии султана в 1814 г. русские казаки группами стали уходить на поселение в Буковину, Бессарабию, Болгарию и вглубь самой Турции» [7].
С. Камень (Каркалиу), в котором также проживали представители липован-ской общины Астраханской области, образовано в XVII-XVIII вв. Изначально село было мусульманским, а название означало «Черный камень». В конце XVII в. здесь было 170 семей русских старообрядцев, а с 1778 г. Камень стал старообрядческим селом.
На территории Астраханской области липоване обосновались с 1947 г. в результате реэмиграции. Здесь им были предложены два населенных пункта для расселе-
ния - с. Тюменевка в Харабалинском районе и пос. Корейский в Камызякском районе. Поскольку данные места оказались непригодными для проживания, старообрядцы отстроили села заново и дали им названия: с. Речное в Харабалинском районе и с. Успех в Камызякском районе (рис. 2) [1]. Воспоминания старожилов села остались далеко не радужными. Вот что вспоминает В. И. Бужорова жительница с. Успех: «Перезимовали как - да помилуй Бог. А потом на лето кто куды побегли, кто в Ставропольский край, кто в Молдавию, у кого терпенья было — тот остался. Атец аш пачернел как плакал: "Куда я вас привез?"»2.
С приездом в Россию липоване лишились свободы вероисповедания, которая была предоставлена им за Дунаем. Церковь в селе также запретили строить, тем самым старообрядцы были лишены основной составляющей конфессиональной принадлежности. Эти запреты повлияли и на сохранность народных традиций. Например, свадебный обряд в живом бытовании существовал лишь первые года, в дальнейшем его бытование прекратилось. Масленичный обряд «вождение стрелы» был подвержен той же участи, хотя изначально был призван объединять всю липованскую общину на румынской территории. В 60-е гг. XX в. областным методическим центром народной культуры г. Астрахани в с. Успех Камызякского района была проведена реконструкция этого обряда, но в нем принимали участие не все липоване, а лишь участники аутентичного ансамбля «Старинушка». На данный момент астраханскими липованами обряд «вождение стрелы» не совершается. Несмотря на все трудности, старообрядцам удалось сохранить культурные ценности своих предков. Коллективная память астраханских липован (старейших представителей общины) дает представление о богатых песенных традициях, которые они привезли на родину, но не сумели передать последующим поколениям.
Традиционное музыкальное наследие астраханских липован состоит из песенных жанров, которые являются харак-
терными для русского музыкального фольклора в целом. От липован зафиксированы песнопения духовного содержания, обрядовые календарные и свадебные песни, хороводные, плясовые, а также необрядовые песни.
Особое предпочтение и внимание самих старообрядцев отводится песнопениям духовного содержания. Среди таких образцов исполнители выделяют следующие молитвы, относящиеся к оформлению семейного быта: «Верую», «Отче Наш»; рождественский и пасхальный тропари «Рождество, Твое, Христе Боже наш», «Христос воскресе», «Воскресение день просвятимся, люди». Также липоване исполняют духовные стихи неканонических песнопений: «Скучно птичке сидеть», «О Егории хоробром», «И влезет Михайло-Архангел на горы на крутыя».
От астраханских липован был зафиксирован жанр - толкования, который является пародией на священнослужителей (попа, дьяка) и основывается на музыкальной речитации, сходной с церковным псалмодированием. Это объясняется желанием противопоставить свою старообрядческую (истинную, с их точки зрения) церковь никоновской. Толкования имеют и шуточное народное прозвище -газету читать. Исполнять такие толкования и быть героями некоторых сюжетов, например «Папиша-папиша», могли только люди в возрасте.
Центральное место в системе календарных обрядов занимает масленичный обряд «вождение стрелы», о котором можно узнать благодаря коллективной памяти жителей с. Успех. Среди хороводных песен («Марусенька мала», «Зайди, молодец») этого обряда, с которыми девушки шли по улицам села, информанты особенно выделяют «стрельную» -«Я пущу стрелу». На углах улиц «стрела» останавливалась, и начинались круговые хороводы и пляски под губную гармонь. Во время вождения хоровода «Против каменных ворот» девушки несли в руках камышинки с касиночками, обвязанными кружавлёй. Хоровод «Зайди, зайди, молодец» исполняли в соответствии с текстом песни [6].
Рис. 2. Карта. Астраханской области
При сравнении традиционной свадьбы астраханских и румынских липован было выявлено, что обряд астраханских
липован отличается сокращением и упрощением как самого обряда, так и свадебного песенного репертуара. Во время
свадебного периода звучат в основном величальные, корильные, лирические, прощальные песни. Свои народные названия они получают соответственно своей функции. Например, те песни, которые звучат на девичнике, называли ди-вишницкими. Плата или откуп за невесту, который брали ребята с ее улицы — «аколишна», соответственно песни, исполняемые при выкупе, - аколишныи. «Аколишные громка играли, весела...»3.
Что касается традиционной одежды липован, то здесь присутствует элемент казачьей культуры - это женский головной убор «кичка», папахи у мужчин, «казачья парочка» - юбка с кофтой. На сегодняшний день у астраханских липован утрачена связь поколений. Песенные традиции, хранившиеся веками, не передаются молодому поколению. Но песни липован продолжают жить в исполнении фольклорных коллективов г. Астрахани. Старообрядцы с. Успех всегда приветливо их встречают и охотно делятся песенными и этнографическими материалами своей традиции. Вот какими словами сопровождает музыкально-этнографичес-кую экспедицию представительница ли-пованской общины Васса Ивановна Бу-жорова: «Пойте русскую песню. Краше наших песен нет. Мы у земь уйдем, а песня жить будет»4.
По словам исследователя старообрядческой песенной культуры Н. Г. Денисова для культуры старообрядчества глав-
ным выступает сохранение веры, а все традиционные ценности искусства лишь сопровождают и оформляют будни и праздники общины и поддерживают духовные устои (см. об этом: [2, с. 112-127]). У астраханских липован сохранение культуры оказалось под угрозой, поскольку на новой территории их лишили самого основного — права свободного вероисповедания. Липоване не могли добиться разрешения о строительстве своей церкви на протяжении семидесяти лет. Лишь в 2016 г. их заветная мечта осуществилась благодаря поддержке благотворительного фонда Краснодарского края г. Приморско-Ахтарска по сохранению православных общин. К сожалению, не все старожилы дожили до этого великого дня. Но, несмотря на суровые условия сохранения традиционного наследия ли-пованской общины, с которыми старообрядцы столкнулись на территории Астраханской области, они не утратили преданность старым заветам и смогли передать молодому поколению ценности предков: религию и существующую в ней народную традицию - песенное творчество и этнографические сведения о семейных и календарных обрядах. Помимо этого, липоване всегда щедро делились и продолжают делиться своим богатством с ценителями народной культуры - собирателями, исследователями и любителями фольклора, тем самым продолжают жизнь липованской культуре.
Примечания
1 Записано нами 21.08.2008 г. в с. Успех Камы-
зякского района Астраханской области от В. И. Бужоровой (р. 1937).
2 Записано нами 21.08.2008 г. в с. Успех Камы-зякского района Астраханской области от В. И. Бужоровой (р. 1937).
3 Записано нами 21.08.2008 г. в с. Успех Камы-
зякского района Астраханской области от М. А. Кутузовой (р. 1930).
4 Записано нами 21.08.2008 г. в с. Успех Камы-зякского района Астраханской области от В. И. Бужоровой (р. 1937).
Литература
1. Арсланова Е. В. Обряды жизненного цикла старообрядцев-липован Астраханской области (родильно-крестильные и похоронно-поми-нальные). - Астрахань: Изд. Сорокин Роман Васильевич, 2010. - 348 с.
2. Денисов Н. Г. Старообрядческая богослужеб-но-певческая культура (к проблеме типоло-
гии): Дис. ... д-ра искусствоведения / Рос. ин-т истории искусств. - СПб., 2010. - 554 с.
3. Катунский А. Е. Направления и толки в старообрядчестве // Старообрядчество. - М.: Политиздат, 1972. - 120 с.
4. Маркелова С. «Родительское наставление к своим родным детям и духовным» Епифания
Васильевича Александрова // Мир старообрядчества. Вып. 4. Живые традиции. - М.: Рос. полит, энцикл., 1998. - 382 с.
5. Наши старообрядцы в Румынии. - URL: http:// www.lipoveni.ru (дата обращения: 12. 02. 2011).
6. Паунова Е. В. Легенды астраханских линован // Фольклор и постфольклор: Структура,
топология, семиотика: Живая старина. -1998. - № 2. - С. 41-48.
7. Савельева И. А. Специфика фольклорной традиции русских-липован Румынии: округ Тульча и Добруджа. - URL: http:// www.lipoveni.ru (дата обращения: 05. 10. 2010).
Referenses
1. Arslanova E. V. Obryady zhiznennogo tsikla staroobryadtsev-lipovan Astrakhanskoj oblasti (rodilno-krestilnye i pokhoronno-pominalnye) [The life cycle rituals of the Lipovans old believers (Astrakhan oblast maternity-baptismal and funeral)]. Astrakhan, 2010. 348 p.
2. Denisov N. G. Staroobryadcheskaya bogosluzhebno-pevcheskaya kultura (h probleme tipologii): Dis. ... d-ra iskusstvovedeniya [Old believers' liturgical singing culture (to the problem of typology). Doctoral thesis]. Saint Petersburg, 2010. 554 p.
3. Katunskij A. E. Directions and gossip in the old believers. Staroobryadchestvo [The old believers]. Moscow, 1972. 120 p.
4. Markelova S. «Parental guidance to their and the spiritual children» by Epiphany Vasilyevich
Alexandrov. Mir staroobryadchestva. Vyp. 4 Zhivye traditsii [The world of the old believers. Vol. 4. Living traditions]. Moscow, 1998. 382 p.
5. Nashi staroobryadtsy v Rumynii [Our old believers in Romania]. Available at: http:// www.lipoveni.ru (Accessed 12 February 2011).
6. Paunova E. V. Legends Astrakhan Lipovans. Folklor i postfolklor: struktura, topologiya, semiotika: Zhivaya starina [Folklore and Postfolklore: Structure, topology, semiotics: Living history], 1998, (2): 41-48.
7. Savelieva I. A. Spetsifika folklornoy traditsii russkikh-lipovan Rumynii: okrug Tulcha i Dobrudzha [The specificity of the folk traditions of Russian-lipovan in Romania: Tulcea County and Dobrogea]. Available at: http:// www.lipoveni.ru (Accessed 05 October 2010).
История липован как особой ветви старообрядчества
Статья посвящена образованию старообрядческого толка и основным факторам влияния на этот процесс. Освещается миграционный путь старообрядцев липован с территорий Российского государства. Далее затрагивается история образования липованской общины уже на территории Румынии. Также указываются внешние факторы влияния на сохранность культурных ценностей вдали от родины и отношение местных властей к представителям старообрядчества в целом. В статье описаны признаки обособления липован, их жизненный уклад, быт и религиозная направленность.
При описании представителей липованской общины на территории Астраханской области отмечаются причины основания новых сел (Речное и Успех) в XX в. на предложенных правительством старообрядцам территориях. Названы новые условия проживания на родине, повлиявшие в дальнейшем на миграционные процессы в липованской общине.
Музыкальное наследие липован представлено перечнем жанров песенного фольклора,
History of Lipovans as a special branch of the Old Believers
The article is devoted to the formation of the Old Believer belief and the main factors of influence on this process. The migration path of the Old Believers is lit from the territories of the Russian state. Further, the history of the formation of the Lipovan community is already mentioned on the territory of Romania. External factors of influence on the preservation of cultural values far from the homeland are also indicated, and the attitude of local authorities towards representatives of the Old Believers in general. The article describes the features of the isolation of lipovans, their way of life, everyday life and religious orientation.
When describing representatives of the Lipovan community on the territory of the Astrakhan region, the reasons for the establishment of new villages (River and Success) in the 20th century on the territories proposed by the Old Believers by the government are noted. There are new living conditions at home, which later influenced the migration processes in the Lipovan community.
при описании которых отмечаются общие и специфические черты музыкальной культуры старообрядцев-липован в свете общерусской культуры. Прослеживаются изменения в культурном наследии у румынских и астраханских липован, а также передача традиционного песенного материала молодому поколению и условия его тиражирования в современных условиях.
Ключевые слова: старообрядчество, священнослужители, липованская община, духовные ценности, музыкальный фольклор, толкования, аколишна.
The musical heritage of Lipovan is represented by a list of genres of song folklore, which describe the general and specific features of the musical culture of the Old Believers-lipovans in the light of the all-Russian culture. Changes in the cultural heritage of Romanian and Astrakhan lipovans, as well as the transfer of traditional song material to the younger generation, and the conditions for its replication in modern conditions are traced.
Key words: Old Believers, priests, Lipovan community, spiritual values, musical folklore, interpretation, akolishna.
Петров Владислав Олегович, доктор искусствоведения, доцент кафедры теории истории музыки Астраханской государственной консерватории
E-mail: [email protected]
Иванова Ольга Анатольевна, аспирант кафедры теории и истории музыки Астраханской государственной консерватории (научный руководитель: доктор искусствоведения, доцент В. О. Петров), преподаватель Астраханского колледжа культуры и искусств E-mail: [email protected]
Petrov Vladislav Olegovich, Doctor of Art Criticism, associate professor at the Department of Theory and History of Music at the Astrakhan State Conservatory E-mail: [email protected]
Ivanova Olga Anatolievna, postgraduate of the Department of Theory and History of Music at the Astrakhan State Conservatory (supervisor: Doctor of Arts Criticism, Docent V. O. Petrov), teacher at the Astrakhan College of Culture and Arts E-mail: [email protected]
Получено 11.08.2017 г.