Ф О Л ь К Л О р И С т И К А УДК 398.3(=161.1)(470.51)
^ в. толкачева
гендерная специфика
обычаев одаривания
в русских свадебных обрядах удмуртии
Продемонстрирована роль традиционного одаривания в оформлении акционального, предметного, вербального кодов русского свадебного фольклора Удмуртии. Обозначено влияние гендерного фактора на различия в характере, обстановке преподнесения подарков локусами жениха и невесты, на применение контрастных и однородных видов материи в дарах. Выявлена смысловая нагрузка применения тканых изделий и предметов из необработанного растительного материала в оформлении образов жениха и невесты. Показаны локальные отличия обычаев одаривания в южной и северной ареальных традициях современной Удмуртии.
Ключевые слова: русская свадьба, русский фольклор, Удмуртия, свадебные песни, приданое, одаривание, невеста-мастерица, гендерный фактор.
Русская крестьянская свадьба - сложный обрядовый комплекс, являющийся предметом для изучения в нескольких научных отраслях: в этнографии, филологии, этномузыковедении, лингвистике, философии и др. Целостное исследование традиционной свадьбы требует хотя бы минимального объема предварительных данных, полученных на стыках наук. Данная статья имеет преимущественно этнографическую и филологическую научную направленность и продолжает серию трудов, материалов и статей, посвященных русским свадебным обрядам, записанным на территории современной Удмуртии [2-5; 8-11; 13-19].
Основоположником комплексного подхода в изучении русских свадебных обрядов нашего края является удмуртский священник и этнограф Г. Е. Верещагин, который в кон. XIX в. записал в Сарапульском уезде Вятской губернии обычаи, нравы и песни русского населения. Его очерк «Свадебные обряды», опубликованный в составе рукописи «Очерки русских Вятско-Прикамского края» лишь в 2001 г., до сих пор остается непревзойденным источником информации для современных фольклористических исследований [4; 18]. Многие сведения из его труда, особенно касающиеся финансовых, хозяйственных решений ряда эпизодов свадебного обряда и их психологической подоплеки, являются
уникальными*. Впечатляет приведенный Г. Е. Верещагиным список о количестве и разнообразии приданого [4. С. 52-53]. Рассказывая об обычаях одаривания невестой своей будущей родни, а женихом - невесты, ее родни и подруг, автор всегда скрупулезно уточняет, как это происходит, что дарится, сколько стоит та или иная вещь, что является побуждающим мотивом для этого акта. Обычаи одаривания в рамках свадебного обряда - одно из наименее изученных региональной фольклористикой явлений. Рассмотрению символики, гендерных особенностей, локальной специфики ритуального одаривания как одной из линий предметного, акционального и вербального кодов** традиционной свадьбы, бытовавшей на территории современной Удмуртии в XX в., и посвящена данная статья.
В качестве рабочих терминов в статье используются выражения «южные районы Удмуртии», к которым мы относим Воткинский, Завьяловский, Кам-барский, Каракулинский, Сарапульский; и «северные районы» - Балезинский, Глазовский, Кезский***. Данные термины применяются без конкретизирующего уточнения, кроме случаев разночтения. Предложенное «географическое» деление русской фольклорной традиции региона на северный и южный ареалы очень условно. Тем не менее оно в достаточной мере отражает особенности ее бытования. Убедительные доказательства правомерности географического фактора как определяющего в формировании и функционировании русской песенной традиции Удмуртии приводятся этномузыковедом В. Г. Болдыревой [2].
Обычаи одаривания обязательно включаются в большинство крупных свадебных эпизодов как важная составная часть. Иногда они могут оформляться в самостоятельный эпизод. Дары начинают преподноситься сразу после сватовства, или, в зависимости от ситуации, спустя несколько дней, на сговоре**** (северные р-ны). Повсеместно их дарят на пропивках / пропивышках / пропое (которые устраиваются через некоторое время после сватовства и служат «всенародным» объявлением о предстоящей свадьбе). До свадебного дня и в свадебный день основные действующие лица, совершающие акты традиционного дарения - жених и невеста; на второй день свадьбы в преподнесении подарков, помимо молодого и молодой, принимают участие также присутствующие гости.
Невеста в эпизодах одаривания предстает как умелая, щедрая мастерица, старающаяся максимально полно показать свое благорасположение к членам
* Одной из причин данного явления, на наш взгляд, является гендерный фактор. Подробнее об этом см. в статье «Труды Г. Е. Верещагина как источник исследования русского свадебного фольклора Удмуртии» [18].
** Подробнее о кодах свадебного ритуала см. в исследованиях А. ван Геннепа [6], Б. Б. Ефименковой [7].
*** Информация о свадебных обрядах была записана автором в экспедициях УИИЯЛ УрО РАН в Балезинском р-не (д. Афонино, д. Базаны, д. Гаревская, д. Гарчёнки, с. Кар-совай, д. Кипрята, д. Петровцы, с. Сергино, д. Шарпа), в Глазовском р-не (д. Самки), в Каракулинском р-не (с. Вятское, д. Котово, д. Кулюшево), в Кезском р-не (с. Степа-нёнки) Удмуртской Республики.
**** Курсивом выделены: народная терминология, расшифрованные с магнитофонных записей рассказы исполнителей, цитированная речь информантов из письменных источников.
новой семьи. В качестве ее подарков, как правило, выступают полотняные вещи -платки, платочки, платья, отрезы ткани, ленты, пояса, полотенца, а также нити. В южных р-нах подарки жениху или его друзьям, наряду с самой невестой, могут делать ее подруги, тогда как в северных р-нах - только сама невеста:
1) на пропивках, которые происходят через некоторое время после договора незадолго до девишника, невеста и жених задаток дают, то есть делают друг другу подарки с надеждой, что после того, как вещи отданы, ни жених, ни невеста не откажутся от предстоящей свадьбы (северные р-ны):
- Теперь, они пируют... и друг другу дают подарки невеста и жоних, как вроде задатки говорят, чтобы он не отказался и она не отказалась... Ну, чё-нибудь, или платок, или полотенце ли чё ли вот такое... (Балезинский р-н, с. Карсовай) [11. С. 184];
2) на пропивушках (южные р-ны) через несколько дней после сватовства «невеста начинает дарить свои дары - полотенца вышитые самотканые: жениху - обязательно, его матери, отцу, и может ещё золовкам, деверьям, если капитал позволяет...» [3. С. 77];
3) во время приезда жениха проведать невесту до свадебного дня девушки дарят жениху и всем его друзьям по платку. После угощения чаем, перед обедом возле каждого гостя «мать невесты ставит тарелку и сыплет туда привезенные женихом гостинцы. Гости накрывают гостинцы подаренными невестой платками в знак того, что они без песен девушек не желают угостить, а этого ждут и сами девушки, чтобы за песни получить еще денежной подачки... Когда тарелки будут накрыты, девушки поют отдельно каждому гостю, начиная с жениха, величание. Кто подарит в общую кружку девиц за величанье (от 5 до 20 к.), тот вправе перецеловать всех девушек. Когда таким образом кончилось величанье, гости приглашают девушек садиться за стол. Открывает каждый свою тарелку и угощает девушек.» [4. С. 61-63];
4) на девишнике до свадебного дня невеста одаривает лентами девушек, сопровождающих ее шествие в баню (южные р-ны). Она дарит также ленты всем девочкам, которые приходят к ней в дом после бани. Маленьким детям невеста раздает конфеты:
- Дак чё, в девишник, ведь ето, мелочь приходили. Всех дарили... ленточками. Ну, вот, я, например, выхожу [замуж]*. Ко мне идут. Я уже припасла ленточки. Там, по метре, по две ли, какие там. Ну, сколько дашь. Это назывался «девишник». Невеста вымоется, тогда «дарит девишник». Тогда уж ребятишки придут - конфеток дашь. Девочки придут - ленточки... (Каракулинский р-н, с. Вятское. Фольклорная экспедиция УИИЯЛ УрО РАН 1994 г., архив временного хранения, дело 522, том 1, листы 46-47 оборотный. Далее «ФЭ ИИЯЛ-94, АРВХ, д., т., л., об.»);
5) невеста раздает ленты подругам при расплетении ее девической косы в день свадьбы (повсеместно):
- Расплетают косу, и она отдаёт своим подругам ленты. Отдаст и всё... [11. С. 185];
* Ремарки и вопросы в квадратных скобках принадлежат автору статьи.
6) жених и невеста меняются подарками в свадебный день после обручения (обмена кольцами) (Балезинский р-н):
- И даёт ужо жоних ей чё-нибудь. Жоних невесте даёт там, например, полушалок. Она ему рубаху ли брюки там, или чё даёт... [11. C. 185];
7) в свадебный день при приезде жениха с дружками швеи (подруги невесты) прикалывают к груди каждого дружки ленты или цветы, изготовленные из ленточек (южные р-ны) [4. C. 79]:
- Дружки сперва придут, объявят, что приехали, [узнают,] готова ли невеста. Им цветы прикалывают, плети из бумаги, тряпок делали, дарили им... (Каракулинский р-н, д. Котово. ФЭ ИИЯЛ-94, АРВХ, д. 522, т. 3, л. 2 об.);
8) в свадебный день невеста одаривает поезжанинов (родных и близких жениха, поезжан) за занавесой (северные р-ны);
9) дарятся на второй день свадьбы (повсеместно):
- Невеста дарит родителям жениха подарки - пояски, носовые платки... крёстне жениха дарит платье, крёстному жениха - рубаху, полотенце. Жених дарит невесте платье, платок, ботинки [10. C. 61];
10) на второй день свадьбы невеста одаривает свою новую родню (повсеместно):
- Если есть чем - дарит. Отцу - рубаху, матери - там на платье или халат ле какой, платок или. Может, золовки есть. У нас вот Сашкина мать... Нас всех посадили... Сказала: «Я теперь пришла в другую семью. У меня семья другая. У меня есть мама, есть папа, деверья, золовки». Вот. Всех нас обдарила. Меня сразу мамой назвала, то-мо папой назвала... Все так делали... (Каракулинский р-н, с. Вятское. ФЭ ИИЯЛ-94, АРВХ, д. 522, т. 1, л. 44 об.);
- А назавтра сидят-пируют, а потом сначала дарят... Сначала невесте дарят... Ну чё раньше было дарить? Пояски ткали и носовой платочик. Теперь они встают, жених и невеста, а сваха и тысичка держат етот поднос опять. Опять также тут налевают и ложат подарки. И вот напротив встают, ково пригаркивают - опять порой всё мужа и жену пригаркивают. Они напротив встанут и теперь подарки возьмут и это всё выпьют и ложат деньги сколенно на поднос, а те опять кланяются. Подарятся называется это, подарились... (Балезинский р-н, с. Карсовай) [11. C. 187].
Последние примеры ярко демонстрируют связь актов дарения и с приобщением невесты к роду жениха, и со сменой ее статуса. Повсеместно признание невестой родни жениха своей родней происходит вскоре после кульминации инициационной линии свадебного обряда - разрушения девической прически и надевания ею женского головного убора. Однако свое благорасположение новой родне невеста выражает еще до дня свадьбы подарками поезжанам и родителям жениха, что ярко проиллюстрировано В. Г. Болдыревой: «Дары на обрученье дарит невеста своей будущей родне. При этом происходит "окликание" их новыми именами (новыми как для невесты, так и для новой родни)...». Невеста окликает свекровь - мамой, свекра - папой, золовок - сестрицами и т.д. [3. C. 81].
В нашем регионе распространен обычай обмена подарками со стороны свах. После того, как свадебный поезд прибывает к дому невесты и поезжане заходят в избу, первыми, еще у порога, встречаются две свахи - женихова и невестина [10. C. 58].
Они обязательно обмениваются подарками. Повсеместно в северных р-нах свахи обмениваются стаканами с брагой или пивом. В д. Шарпа Балезинского р-на - обрядовыми пирогами с рыбой (рыбниками), в с. Сергино Балезинского р-на - хлебами, покрытыми полотенцами. В это время устраиваются шуточные соревнования: чья сваха скорее выпьет из стакана и повернет вокруг своей оси другую сваху? Кто из них сумеет передать хлеб / пирог поверх другого хлеба? У того и «верх» в семье будет - «женихов» или «невестин». В Каракулинском р-не за свадебным столом свахи дарят друг другу полотенца или материал на платье.
Необычные, «шуточные» подарки из бумаги, махнушек (старых тряпочек) или соломы изготовляются швеями и вручаются поезжанам за свадебным столом в южных р-нах [10. С. 59]. Тысяцкому дарят часы, боярам - рукавицы, повознику -шапочку, крестной - муфту, запон (передник). Предметы, подаренные поезжанам в серьезной церемонии первого дня свадьбы, на следующий день используются как элементы ряженья. На второй день свадьбы эти вещи гости надевают на себя во время шествия на колодец, на ручей или на реку (по воду ходили / подавай):
- Приезжали дружки к невесте на конях, швеи величали их, им цветочки на грудь прицепляли, и плети делали из соломы, тряпочками обшивали: одну тряпочку надрезали с одного края... По воду сходят - на колодец, на речку ходили. Идут: тысяцкой - часы, повозник - шапочку надевают. «Сряду» [то есть наряды] сколько есть - надевают. Всё, что вышито, всё надевают. Шубу выворачивали, дугу сделают, люди идут трое - как «тройка» [коней], повожают их... (Каракулинский р-н, д. Котово. АРВХ-94, д. 522, т. 3, л. 4 об. - 5).
По сведениям А. Г. Татаринцева, в некоторых локальных традициях данные предметы при преподнесении их швеями выкупались теми гостями, кому они были предназначены. Вплетение элементов выкупа в акт дарения активизировало локус жениха: «Повозник должен выкупить у девок шапку, рукавицы, плётку. Всё повозник должен сам выкупить. Дружки тоже должны выкупить по цветку, который сошьют девки. Всё это с плясками, с песнями» (9: 45). Таким образом, предметы из соломы, прутьев, бумажных ленточек, старых лоскутков в сопоставлении с ткаными вещами применялись преимущественно в эпизодах шуточного характера, оформляя линию контактов двух родов.
В южных р-нах во время одаривания невестой исполнялись специальные песни, комментирующие данный акт: «Ой, кто дары дарил?», «Ой, во полях снежки». В них обязателен акцент на трудолюбии, усердии, скромности невесты, которая изготавливает дары:
Ой, во поле снежки (2)
Всё кутят и мутят. (2)
Ой, в нашем тереме (2)
Громко говорят. (2)
Ой, громко говорят, (2)
Всё дары дарят. (2)
Ой, всю родню дарят (2)
Михаилову да Ивановича.
- Ой, хто дары дарит? (2)
- Зинаида-душа Николаевна.
- Ой, не посуди, ой, не осудите На наших дарах. (2)
Ой, у нас дары (2)
Не пашёны [то есть не паханные] были, не готовленные.
Ой, шёлк да бумаг (2) Не родилася. (2)
Ой, только родилса (2) Один белый лён, одинёшенёк.
Ой, из тово я льна, (2) Я пряла и ткала. (2)
Ой, я пряла-ткала, (2)
Всё дары пасла, всё готовила.
(свадебная песня «Ой, во поле снежки».
Завьяловский р-н, с. Сепыч. Магнитофонная кассета 155/1В № 24,
далее - Мк).
В материалах экспедиций по северным р-нам нет сведений о пении в процессе преподнесения даров. Однако в песне для женатого мужчины «Ох, не летай, сокол», исполнявшейся в свадебный день на девишнике за столом, когда невеста сидит за занавесой, данный обычай описывается так:
.. .Там, за навесом, там, за навесом да, Ишшо хто у нас сидит? (2)
Там у нас сидит, там у нас сидит да Красная девица, красная девица(аэ), ох.
Чёй она делат, чёй она делат да? Она дары шьёт, дары выкладываёх.
Этимя дарами, етимя дарами она ково хочёт дарить? (2)
Хочет подарить, хочет подарить да Свёкра-батюшка, свекровку-матушку, ох.
(свадебная песня «Ох, не летай сокол») [11. С. 52-53].
В песне «Гуси вы, гуси» (Игринский р-н, с. Русская Лоза) также запечатлен обряд дарения [10. С. 49-50]. В песне подробно перечислено, кому какие вещи преподносит невеста, сообщается о том, что невеста пряла приданое не один год, и не два, а семнадцать годочков:
Гуси вы, гуси, Диво лелё, лада моя да. Вы, китайски-голландски, Диво лелю, лада моя да*.
Вы куда, гуси, летали? Вы чево, гуси, слыхали?
- Мы летали-слыхали Как Наталья-то плачет, Как Ивановна рыдает, Сундучку причитает:
- Ох, ты, ранчик мой, ранчик, Ты окованной, хорошой,
Я не год тебя пряла, Я не два припасала, Я семнадцать годочков Припасала дарочки. Во един вечерочик Раздарила все дарочки: Уж я свёкру - рубашку, А свекровке - другую. Уж я деверю - платочек, А золовушке - веночек.
В свадебной песне «У Светланушки батюшко» обычаи одаривания находят своеобразное преломление: не упоминается о дарах со стороны невесты, а повествуется о приготовлении приданого матерью для своей дочери («делала-ладила дар да дарок»), уподобляемого строительству дома, что далее получает высокую этическую оценку:
.У Светланушки матушка* Она умна-розумна была, Она делала-ладила, Она делала дар да дарок, Она строила дом да домок. Со Христом, со Христом дитя, Со Христом моё дитятко.
(свадебная песня «УСветланушки батюшко». Балезинскийр-н, с. Сергино. ФЭ ИИЯЛ-94, АРВХ, т. 1, д. 485, л. 67-67 об.).
Итак, эпизоды традиционного свадебного одаривания, в которые вовлекается невеста, обыкновенно торжественны, церемониальны и связаны с демонстрацией ее как умелой мастерицы, заботливой хозяйки. Все они направлены на установление прочных взаимосвязей двух родов. Использование тканых, шитых, вязаных вещей, процесс изготовления которых связан с соединением, переплетением нитей, символизирует готовность молодой обиходить домашний очаг, создать теплую дружественную атмосферу в будущей семье.
Жених в свадебном одаривании предстает в двух контрастных образах, ипостаси которых зависят от цели и настроенности эпизодов, от набора предметов, которые он преподносит невесте и ее представителям: их качества, состава. Первый образ (исходя из свадебной ситуации) - это богатый мужчина. Данная ипостась активизируется непосредственно в момент сватовства. Сваты, желая представить своего жениха родителям невесты с наиболее выгодной стороны, делают акцент на его финансовой состоятельности. В одной из наиболее часто
встречающихся в регионе приговорок сватов, жених сравнивается с купцом и с золотым яблочком, в противовес невесте как наливному яблочку: «У вас есть товар, у нас - купец, у вас наливное яблочко, у нас - золотое» [14. С. 105]. Э. А. Тамаркина приводит зафиксированный на пропивышах в с. Сюмси обычай (южная традиция), когда «за столом отец жениха отдает бумажник жениху, тот невесте, а невеста - своему отцу. Невеста начинает плакать. Это значит - за калым заплачено.» [14. С. 106]. Важнейшим качеством жениха, напрямую связанным с его образом как богача, является щедрость. Что бы жених ни дарил - деньги или вещи, он всегда должен делать это с максимальной отдачей для сохранения и преумножения статуса богатого, состоятельного мужчины. В популярном свадебном величании друга жениха, его родственника - тысяцкого - сохранилось это почтительное, уважительное обращение к основному представителю локуса жениха: «Ты, богата, богатина...».
Непременными обязанностями жениха, демонстрирующими его богатство и
волевые качества, в том числе физическую силу, являются многочисленные вы* о
купы*: дороги к дому невесты, праздничного стола в доме невесты, самой невесты, ее косы, курника (свадебного пирога, символа девичества невесты), приданого, брачного ложа. Поэтому одаривание, производимое женихом, зачастую имеет специфику - оно может смыкаться с выкупом: либо напоминать выкуп, либо заменяться выкупом. Одним из эквивалентов денег в подобных обычаях становится еда (или питье). Жених (один или с друзьями) раздает либо деньги, либо сладости:
1) в Каракулинском р-не жених с друзьями ходит к невесте с пряниками и угощает ее и швей. Во время проведывания невесты друзья жениха дают девушкам деньги за песенные величания в их адрес. По сведениям Г. Е. Верещагина, во время проведывания невесты после сватовства, жених приносит невесте гостинцы: пряники, орехи, конфеты. Ему и всей его свите - друзьям, родне, девушки поют величания, за что получают деньги, а по окончании величаний - угощения [4. С. 61-63]. С данным обычаем имеет сходство эпизод свадебного обряда, распространенный в южных р-нах. По вечерам на песни (южная традиция) [3. С. 79] в гости к швеям приходили знакомые, родные, будущие поезжане, парни. Они просили швей спеть свадебные величания для себя или своих близких. По окончании каждой песни обязательно давались деньги. В противном случае человек, заказавший песню и не одаривший швей, жестоко высмеивался специальной песней. В Воткинском р-не по завершении величаний для гостей «. каждая из девушек себя величает и пляшет» [3. С. 79]. За время величания на протяжении одной свадьбы девушка могла собрать деньги на покупку двух платьев:
- ...Вот, я, например бы, дружка. Ко мне подходят: «Какую для вас песню спеть? Кого величать?». Я, там, скажу: «У меня, вот, есть сын, дочь там может, сноха, жених, невеста. Этих всех обязательно надо величать». И вот я заказываю песню: «Вот, для дочери песни такую спойте, для сына такую, вот,
* В данной статье свадебные эпизоды, связанные с выкупом невесты женихом, не рассматриваются. Подробнее об этом см. в статьях Г. Е. Верещагина [4], Т. Г. Владыкиной [3. С. 50, 51], В. Г. Болдыревой [5. С. 75, 78, 84-85], С. В. Стародубцевой [10. С. 46, 47, 58-60], в сборнике А. Г. Татаринцева [9. С. 34-36, 45-46].
может, военную «Под городом, под городом». Это вот для сына песня». Ну, всех там взвеличают, и я должна положить за это деньги, вот (Каракулинский р-н, д. Котово. ФЭ ИИЯЛ-94, АРВХ, д. 522, т. 1, л. 93);
- ...Я как-то один раз в «Лесу» величала дак - двести восемьдесят рублей завеличала!. Два платья купила! А чё, нагишом была дак! Идти на свадьбу даже не в чём было. Мне хозяйка дала платьё сходить. Правда. Ведь баска-то не была, молода-то тоже была. Попеть-то охота было и поплясать-то, правда что (Каракулинский р-н, с. Вятское. ФЭ ИИЯЛ-94, АРВХ, д. 522, т. 1, л. 42);
2) в Каракулинском р-не (д. Чеганда) девушки-швеи накануне девишника ездили к жениху на лошадях за веником для невесты. Вместе с веником выряжали у него и мыло: «Веник жених даёт берёзовый, изукрашенный лентами, приглашает девушек пить чай. Девушки и жених пляшут, по кругу ходят» [10. С. 56]*;
3) в южных р-нах существовал обычай, когда после сватовства подруги невесты приходили в дом жениха и уточняли, в каких количествах и каких размеров нужно приготовить часть приданого для убранства будущего жилища невесты -половики, шторы, занавески, скатерти и т.д. Этот эпизод называется «столы мерять ходят», «к жениху окна мерять» [3. С. 79; 10. С. 55]. По завершении деловой части встречи жених угощал девушек;
4) повсеместно в день свадьбы дружки выкупают места у сидящих за свадебным столом ребятишек деньгами или конфетами [10. С. 57, 11. С. 185].
Второй образ жениха, отчетливо проступающий в обычаях одаривания, связан с проявлением жениха заботы о невесте. В этом случае предметы, которыми он одаривает, подобны невестиным - материал на платье, обувь, платки:
1) как упоминалось выше, на пропивках жених и невеста обмениваются подарками, задаток дают (северные р-ны);
2) в Кезском р-не переплетенные нити для косы (заплётку) жених отдает невесте в день свадьбы:
- Заплётки везёт жених... Там, не ленточка, а заплётка, сплетённая из чего-то, ну, например, из шерстяных ниток, или чего-то... Любого [цвета]. Если жених не везёт заплётку, то мать невесты готовит, даёт заплётку... (Кезский р-н, с. Степанёнки. Мк 137 / 2 А № 51).
Мотив дарения парнем/мужчиной девушке/жене платка, актуальный для свадебного обряда, собственно в свадебных песнях практически не встречается. Данный мотив распространен в хороводных и плясовых песнях и сопряжен с мотивом демонстрации выбора пары парнем:
.Маладой парень, (2)
Маладой парень всё ко де(э)вице хадил. (2)
Он не даром к нёй, (2)
Он не даром к нёй да пода(а)рочёк насил. (2)
Шаль турецкую, (2)
Шаль турецкую ли со кистям на плечи клал. (2)
* Подробнее об использовании символики высохших растений, разрушенной, ветхой материи, необработанного природного материала в текстах свадебных песен для характеристики образа жениха см. в статье «Предметный код в русских свадебных обрядах Удмуртии (на примере характеристики невесты как мастерицы)» [17].
Он на правоё, (2)
Он на правоё ли да на левоё плечо. (2)
(хороводная песня «Мимо садику».
Вавожскийр-н, д. Березек) [12. С. 346-347].
В некоторых песнях платок парню преподносит девушка:
.В этом хороводе молодец гулял*,
Молодец гулял, платочик потирял.
- Пойду да спрошу я сестрицу свою.
Сестрица пришла, платочик не нашла.
- Пойду я, срошу милую свою.
Милая пришла, платочик здесь нашла.
- Ой, ты, милый мой, вот платочик твой.
(летняя круговая песня «Частый березник».
Красногорский р-н, д. Дёбы) [12. С. 332-333].
В акты одаривания, происходящие на второй и третий дни свадьбы, вовлекаются все присутствующие: это - молодой и молодая, родня жениха, односельчане. На второй день происходит кульминация демонстрации невесты себя как мастерицы. Она должна одарить всю женихову родню ткаными вещами.
Обычаи одаривания второго и третьего свадебных дней, в которых участвуют молодые, представлены двумя разновидностями. Первая разновидность - преподнесение молодой подарков гостям, вторая - одаривание родней жениха и гостями вновь образованной семьи. Предметный код обозначен во всех этих эпизодах ткаными вещами (в обычном и шутовском значении), соломой, деньгами и вином/водой.
Повсеместно преподнесение молодушкой даров новым родственникам, о чем выше упоминалось, имело торжественный характер. В северных р-нах в подобных эпизодах рядом с молодушкой стояли ее муж и тысячкой. Пригаркивание к рюмкам происходило и в первый, и во второй, и в третий дни свадьбы, незначительно видоизменяясь [11. С. 187, 188, 198]. Каждый названный (пригарканный) тысячким родственник подходил к нему и к молодоженам. Молодые наливали гостю стакан пива, за что гость одаривал их деньгами. Во второй день пригар-кивание к рюмкам было приурочено к дарению даров молодой, когда каждому подошедшему гостю молодая вручала подарки (пояски, платки).
Помимо традиционного (церемониального) вручения подарков повсеместно распространены и другие способы, проходящие в атмосфере озорства, шутовства. Одаривание, в котором принимали участие все присутствующие, преимущественно имело карнавальный характер и сочеталось со свадебным ряжением. В с. Карсовай Балезинского р-на молодой дарили полушалок на метле (ФЭ ИИЯЛ-93, АРВХ, д. 484, т. 3, л. 148 об.). Во время выметания соломы молодоженами гости активно им мешали, бросая деньги и подарки в солому, запрятывая деньги в лошадь. Иногда деньги заворачивали в спеленатую ткань в виде куклы:
- Теперь метут... Жених ухватом солому удерживает, а невеста метёт метёлкой, метёлка на палке. Вот тут опять што попало делают. Всяко вот, и солому снова расташшат и денежки кидают с этой соломой и хто-чё там,
или хто куклу сделат, ребёнка будто, туда деньги напрятат, невеста ишшэт... (Балезинский р-н, с. Карсовай) [11. С. 187].
В южных р-нах распространен обряд, напоминающий одаривание, но имеющий целью не только соединение двух родов, но и приобщение невесты к территориальному, «природному» пространству жениха. На второй день молодые в сопровождении «сряженных» поезжан (снаряженчиком нарядятся) шли на ключ и молодая «откупала» родник, бросая в него деньги. По сведениям Э. А. Тамар-киной, молодушка «.должна была бросать в воду деньги, но не в реку, в ведро» [14. С. 113]. В д. Патраки обычай похода молодой за водой и бросания в воду денег трансформировался - молодая ставила принесенные ведра в сени и каждый, проходящий мимо, должен был положить туда деньги:
- [Как ходили по воду?]
- Да хто как. Снаряженчиком снаредеца.
- Невеста на коромысле воды несёт.
- [А невеста денежки бросала в воду?]
- Даку нас зимой бывает дак, колонки, дак куды там? - не куда бросать. А вот когда заходят уже [в дом], это невеста принесёт воду, поставит вёдра в дверях, вот туда...
- Кто идёт - бросат.
- ...Бросают деньги, а кто там стоит - и подают водку. Или водку, или кумышку там.
- [Снаряженчиком - как ходили?]
- Да всяко, хто чё наденет.
- Я вот, дак обычно, у меня привычка - сделаю куклу. Если кукла какая-нибудь есть у меня. Одену [на куклу] длинные колготки, туда натолкаю чё-нибудь, в колготки это. И вот, и у ково-то как плетни эти. Вот с этой, веник у меня в руках. И всё - парила ножки, парила ручки. «Я- бабушка, давайте ребёнка, вашево ребёнка! Смотрите, какой у вас ребёнок-то! На ково походит он?»
- Одна нога - длиньше, другая - короче.
- Да всякую [куклу], когда как сделаю. И парю.
(Якшур-Бодьинский р-н, д. Патраки. Мк 157/4В № 217).
Данный обычай является своеобразным показателем приобщения молодой к локусу жениха, поскольку характеризующие невесту тканые дары сменяются другим видом материи - деньгами. Пример прекрасно демонстрирует веселую атмосферу хождения за водой, в которой органично переплетаются и демонстрация ловкости, щедрости молодой, и оригинальное преподнесение даров гостям, и свадебное травестийное ряжение. В северных р-нах обычай хождения молодых и гостей за водой зафиксирован только в с. Карсовай Балезинского р-на:
- А чё, идут да и всё. Жених-невеста идут по воду, а люди, кому охота, идут тоже с ними, песни поют... [11. С. 187].
Процесс принесения воды молодой и негативная реакция на нее новой родни описывается в повсеместно бытующей на севере Удмуртии свадебной песне (свадебной плесковой) «У ключа было, у ключика» [11. С. 50-51]:
.Вот пришла, пришла Наталья за водой да*, Вот пришла, пришла Ефимовна.
Расстоялися, разбаелися да. Налетили гуси серыё да, Помутили воду светлую да, Воду светлую-ключёвую да. Тут Наталья без воды домой пришла да. Иё журит-бранит свекровушка да, Ишшо свёкор-от спобить её велит да. Была милая золовушка да, За Наталью слово молвила да, Слово молвила-промолвила да: - Ты, Наталья ле, Натальюшка да, Какова вода случилася да, Подчерпнула бы, домой несла да. Вода в вёдрах устоялася да, Всё свекровке пригожалася.
Продемонстрированные примеры показывают, что локальные особенности в обычаях одаривания в южной и северной ареальных традициях современной Удмуртии незначительны. Различия касаются прежде всего названий обрядов и песенного репертуара, в котором отражаются акты преподнесения даров. В южной традиции используется большее количество эпизодов шуточного и травестийного характера. Расхождения в гендерной специфике, общей эмоциональной направленности, в качественном выборе материи в локальных обычаях одаривания - минимальны.
Гендерную специфику имеют обычаи одаривания с участием жениха и его представителей (друзей, родни). Утверждение женихом себя в роли богатого, властного новоявленного хозяина часто напоминает выкуп, или заменяется выкупом. Для предметного кода линии жениха характерно активное применение денег, еды (вина/воды, сладостей), а также вещей из необработанной человеком растительности, имеющей символику «иного мира». Использование разных субстанций предметного кода, закрепленное соответствующими действиями, представляет жениха и как богатого, рачительного хозяина, и как представителя «внешнего» для семьи окружающего мира, который связывает интересы семьи и общественной («вне-домашней») жизни.
Обычаи одаривания в русских свадебных обрядах Удмуртии представлены, прежде всего, линией контактов двух родов. При этом необходимо иметь в виду, что преподнесение даров невестой помогает ей в смене ее статуса, то есть затрагивается и инициационная линия. Все эпизоды с одариванием направлены на установление прочных взаимосвязей между новой родней и создание благоприятной обстановки для формирования образующейся семьи. В рассмотренных фрагментах записей традиционной свадьбы отчетливо прослеживается гендерные особенности. В зависимости от того, с чьей стороны вручаются подарки, со стороны локуса жениха или локуса невесты, выбирается и манера их преподнесения: атмосфера и настроение обряда, материал для даров. Обычаи, связанные с невестой, церемониальны, торжественны. Жених и его локус проявляют себя в подобных актах двойственно. Обстановка и настроение эпизодов одаривания, в которых они участвуют, может быть как спокойной, размеренной, так и шутливой, веселой, карнавальной. В многочисленных одариваниях невеста показывает свои лучшие качества, необходимые для хозяйки дома: трудолюбие,
миролюбие, готовность подчиниться, щедрость. Жених и его локус демонстрируют как щедрость, дружелюбие, так и силу, властность, богатство.
Набор предметов, участвующих в дарах невесты, представлен полотняными вещами. После бракосочетания молодая активно участвует в актах одаривания совместно с мужем. На вновь приобретенный ею статус может указывать и специфическое пожертвование водной стихии денег (роднику, речке), тогда как раздача денег являлась прерогативой жениха и его локуса. Локусу жениха присуща разнородность материи для подарков: это и тканые предметы, и деньги, и еда (питье), и вещи, изготовленные с применением старых, утративших пригодность, материалов; высохшие (разрушенные) растения, связанные с символикой иного мира (солома, прутья). Через символику использования разных типов материи и их взаимодействия - противопоставления и соединения - актуализируется линия контактов двух семейств, происходит мощный процесс созидания новой жизни невесты и ее будущей семьи.
ПРИМЕЧАНИЯ
1. Бернштам Т. А. К реконструкции некоторых русских переходных обрядов совершеннолетия // Советская этнография. 1986. № 6. С. 24-35.
2. Болдырева В. Г. Русская свадьба в Удмуртии: к проблеме типологии // Русский Север и восточные финно-угры: проблемы пространственно-временного фольклорного диалога: Материалы I Межрегиональной конференции и VII Международной школы молодого фольклориста. Ижевск, 23-26 октября 2005 г. / Отв. ред. В. М. Гацак, Т. Г. Владыкина. Ижевск: АНК, 2006. С. 231-233.
3. Болдырева В. Г. Русская свадьба Сарапульского уезда Вятской губернии (опыт ареального исследования) // Вятский родник: сборник материалов девятой научно-практической конференции. Киров: ОДНТ, 2008. Вып. 9. С. 73-87.
4. Верещагин Г. Е. Свадебные обряды // Собр. соч.: В 6 т. / Под ред. В. М. Ваню-шева. Т. 3: Очерки русских Вятско-Прикамского края. Кн. 2. Вып. 2 / Отв. за выпуск Г. К. Шкляев; Предисл. В. М. Ванюшева; Предметно-тематич. указ. Г. К. Шкляева и Т. Г. Владыкиной. Ижевск: УИИЯЛ УрО РАН, 2001. С. 47-83.
5. Владыкина Т. Г. Атрибутивные и вербальные параллели в удмуртском и русском свадебном ритуалах // Русский Север и восточные финно-угры: проблемы пространственно-временного фольклорного диалога: Материалы I Межрегиональной конференции и VII Международной школы молодого фольклориста. Ижевск, 23-26 октября 2005 г. / Отв. ред. В. М. Гацак, Т. Г. Владыкина. Ижевск: АНК, 2006. С. 50-57.
6. Геннеп А. ван. Обряды перехода: Систематическое изучение обрядов / Перевод с франц. Ю. В. Ивановой, Л. В. Покровской; Послесл. Ю. В. Ивановой. М.: Восточная литература, 2002. 198 с.
7. Ефименкова Б. Б. Восточнославянская свадьба и ее музыкальное наполнение: введение в проблематику. М.: РАМ им. Гнесиных, 2008. 64 с.
8. Никитина И. П. Жанр величальных песен Сарапульского района (материалы по дисциплине «Русское народное музыкальное творчество»). Дипломная работа. Ижевск, 2007.
9. Русский фольклор Удмуртии / Сост., предисл., вступ. ст. к разделам, примеч. А. Г. Татаринцева. Ижевск: Удмуртия, 1990.
10. Стародубцева С. В. Русские свадебные обряды // Вестник Удмуртского университета. 1999. Вып. 3. С. 42-62.
11. Стародубцева С. В. Ох, роспечальное мое сердечко (песни из репертуара Н. Е. Власовой). Ижевск: УИИЯЛ УрО РАН, 1999. Русский фольклор Удмуртии. Вып. 1. 226 с.: ил. (Русский фольклор Удмуртии).
12. Стародубцева С. В. Русская хороводная традиция Камско-Вятского междуречья. Монография. Ижевск: УИИЯЛ УрО РАН, 2001. 421 с.
13. Тамаркина Э. А. О русском фольклоре в Удмуртии (По записям Г. Е. Верещагина в Сарапульском уезде Вятской губернии) // Вопросы русской и удмуртской литературы: История и методика преподавания. Ижевск, 1967. Вып. 1. С. 142—155.
14. Тамаркина Э. А. Реконструкция русского свадебного обряда южной части Удмуртии по современным записям // Вестник Удмуртского университета. 1995. Вып. 5. С. 103—114.
15. Толкачева С. В. Организация пространства в русских свадебных обрядах северных районов Удмуртии // Вестник Удмуртского университета. 2010. Серия 5: История и филология. Вып. 4. С. 119—123.
16. Толкачева С. В. Обычаи одаривания в русских свадебных обрядах Удмуртии // Труды конференции «Покровские дни»: В 3-х т. Нижний Новгород, 2011. Т. 1. С. 75-84.
17. Толкачева С. В. Предметный код в русских свадебных обрядах Удмуртии (на примере характеристики невесты как мастерицы). Рукопись. Личный фонд. Ижевск, 2011.
18. Толкачева С. В. Труды Г. Е. Верещагина как источник исследования русского свадебного фольклора Удмуртии. (В печати).
19. Шуклина Т. А. Традиции русской культуры. Свадьба. Рукопись. Личный фонд. Глазов, 1996.
Поступила в редакцию 3.05.2011
S. V. Tolkacheva
Gender specific of giving presents custom in russian wedding ceremonies of Udmurtia
The article deals with the role of traditional presenting custom in the organization of action, object and verbal codes of Russian wedding folklore of Udmurtia. The influence of gender factor on differences in giving presents characteristics and situation by groom's side and bride's side and also on the use of contrast and homogeneous types of gift materials is emphasized in the work. Semantic loading of application of woven things and objects made from a raw vegetative material used for demonstration the images of a groom and a bride is also revealed. Local differences of giving presents customs in Southern and Northern areal traditions of contemporary Udmurtia are shown in the article.
Keywords: Russian wedding, Russian folklore, Udmurtia, wedding songs, a dowry, presenting, the bride-skilled worker, gender factor.
Толкачева Светлана Викторовна,
кандидат филологических наук, доцент, Учреждение Российской академии наук Удмуртский институт истории, языка и литературы Уральского отделения РАН г. Ижевск E-mail: [email protected]
Tolkacheva Svetlana Viktorovna,
Candidate of Science (Philology), assistant professor, Udmurt institute of history, language and literature Ural branch of the Russian Academy of Sciences
Izhevsk
E-mail: [email protected]