Научная статья на тему 'Традиция как форма сохранения и изменения культуры (на примере фольклора Курганской области)'

Традиция как форма сохранения и изменения культуры (на примере фольклора Курганской области) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
407
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / ТРАДИЦИЯ / ФОЛЬКЛОР / КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ / ДИНАМИКА КУЛЬТУРЫ / CULTURE / TRADITION / FOLKLORE / CULTURAL HERITAGE / DYNAMICS OF CULTURE

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Пантюхина Татьяна Леонидовна, Радченко Наталья Владимировна

В статье сделана попытка проанализировать роль традиции в сохранении и изменении культуры. В работе привлечены материалы фольклорно-этнографического фонда «Фольклор Зауралья» государственного казенного учреждения «Курганский областной Центр народного творчества».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF CULTURE IN CONSERVATION AND CHANGING OF THE TRADITIONS

In the article, we made an attempt to analyse the role of culture in conservation and changing of the cultural traditions. In the article, we use materials of folk and ethnographic fund «Zaural Folklore» of the State Institution «Kurgan Regional Folk Art Centre».

Текст научной работы на тему «Традиция как форма сохранения и изменения культуры (на примере фольклора Курганской области)»

УДК 398

Т.П. Пантюхина Курганский государственный университет

Н.В. Радченко ГКУ «Курганский областной Центр народного творчества»

ТРАДИЦИЯ КАК ФОРМА СОХРАНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

КУЛЬТУРЫ (НА ПРИМЕРЕ ФОЛЬКЛОРА КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ)

Аннотация. В статье сделана попытка проанализировать роль традиции в сохранении и изменении культуры. В работе привлечены материалы фольклорно-этнографического фонда «Фольклор Зауралья» государственного казенного учреждения «<Курганский областной Центр народного творчества».

Ключевые слова: культура, традиция, фольклор, культурное наследие, динамика культуры.

T.L. Pantyukhina Kurgan State University N.V. Radchenko Kurgan Regional Folk Art Centre

THE ROLE OF CULTURE IN CONSERVATION AND CHANGING OF THE TRADITIONS

Annotation. In the article, we made an attempt to analyse the role of culture in conservation and changing of the cultural traditions. In the article, we use materials of folk and ethnographic fund «Zaural Folklore» of the State Institution «Kurgan Regional Folk Art Centre».

Keywords: culture, tradition, folklore, cultural heritage, dynamics of culture.

Этимология понятия «культура» приводит к необходимости толкования данного социокультурного феномена как составной части эволюции общества. Данное понятие может быть использовано в разн ых контекстах. 38

По отношению к таким компонентам общества, как экономика и политика, культура общества характеризуется определенным консерватизмом и измеряется поколениями. Изменение культуры означает изменение видения мира, выработку новых ценностных ориентиров, норм, обычаев, традиций. Проявление личности в социуме, т.е. культура, обозначает всю конвенциональную обусловленность связей, отношений и поведения людей. Культура в таком контексте определяется в качестве механизма социальной и статусно-ранговой стратификации со свойственной ей фрагментацией образа жизни. Меняется способ передачи этнокультурного опыта от одного поколения к другому, меняются культурные традиции в виде обычаев, обрядов, правил и кодов.

Культурные традиции можно представить в виде особых программ-стереотипов поведения, обычно предусматривающих ситуации, которые могут возникать перед человеком в его повседневной практике. В основе стереотипов поведения лежат не правила, а образы, модели, следование которым является обязательным условием социокультурной жизни коллектива.

Традиционные стереотипы поведения возникают бессознательно, поскольку жизнь человека в традиционной культуре представляется единственно возможной, и у человека нет выбора, как в современной культуре. Мир в традиционной культуре воспринимается как целостность, и все вещи и явления мира не могут выполнять какую-то одну функцию. Любая вещь может служить одновременно как утилитарным, так и символическим целям.

В этой связи можно сослаться на рассуждения Л.Уайта, который считал, что культура представляет собой класс предметов и явлений, зависящих от способности человека к символизации, и могут рассматриваться в экстрасоматическом контексте. И если явления и предметы изучать во взаимодействии друг другом, независимо от организма человека, т.е. в эстрасоматическом аспекте, они станут культурой [1, 141-156]. Исходный элемент культуры автор видел в способности людей к символизации. Неподвластность мира символов чувственному восприятию подчеркивала рациональный, интеллектуальный характер культурных явлений. Принадлежность к традиции оказывается, таким образом, онтологической, т.е. бытийной характеристикой субъекта, гарантирующей ему возможность понимания.

Культурная традиция может выступать своеобразным «архетипом коллективного бессознательного», к которому обращаются последующие поколения, ибо предпосылки новой культуры всегда вызревают внутри старой. Таким образом, традиция - это всегда процесс интерпретации, но с момента возникновения до ее старения или гибели может пройти достаточно много времени.

В роли знаковых объектов традиционная культура использует не только миф, обряд, ритуал, но

и социальные институты в виде системы родства, брака и многого другого. Под социальным институтом, как известно, можно понимать устойчивый комплекс формальных и неформальных правил, установок, регулирующих различные сферы человеческой деятельности и систему учреждений, посредством которой человеческая деятельность легализируется.

При осмыслении традиций необходимо учитывать, что часть культуры просто наследуется. Появляется понятие «наследие» - комплекс культурных объектов, процессов, ценностных ориентиров, подлежащих сохранению и изучению. Основой научного изучения традиций в этом случае признается не абстрактный, а конкретный уровень исследования, когда своеобразие культурно-исторических явлений рассматривается в контексте особенностей культурной эпохи.

Наглядным примером сохранения культурного наследия может служить фольклорно-этно-графический фонд. Таковым является существующий в Государственном казенном учреждении «Курганский областной Центр народного творчества» аудио,- видео- и рукописный фонд, состоящий из песенно-музыкального и словесного фольклора, описания календарных праздников и семейно-бытовых обрядов народов и этнических групп Зауралья,городских мероприятий.

Формироваться фонд начал с фольклорно-этнографического фонда «Фольклор Зауралья» ещё в 1979 году при Курганском областном научно-методическом центре народного творчества и культурно-просветительной работы. Основой фонда стали фольклорно-этнографические материалы известного зауральского фольклориста и этнографа М.Г. Екимова (1947-1999 гг.), собранные и записанные им в период работы в учреждении в 1975-1979 гг. Большую ценность в фонде представляет фольклорный фонд курганского фольклориста, композитора и преподавателя областного училища культуры Г.И. Иванова-Балина. Особое место занимают материалы собирателя, исполнителя русских народных песен, автора детского песенного и словесного фольклора Е.С. Хабаровой (рукописный фонд, фонд аудио-, видеозаписей). Здесь находится библиотека по фольклористике, этнографии, народной культуре, методическая литература.

Фонд регулярно пополняется материалами, собранными сотрудниками Центра в ходе фоль-клорно-этнографических экспедиций, материалами, поступающими из фондов районов области.

В разное время материалы фонда были востребованы и многократно использовались специалистами сферы культуры и образования, аспирантами, студентами. Однако со временем интерес стал угасать. А ведь это кладезь интереснейшей информации. Изучение материалов необходимо будущим культурологам, фольклористам, специалистам по народной культуре, т.к. они не имеют воз можн ости з н а ком иться с о бъекта м и культур н о-СЕРИЯ «ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ», ВЫПУСК 13

го наследия в открытом доступе. Изучение материалов фонда может обеспечить получение знаний по традиционной культуре.

В традиционной культуре сватовство предшествовало собственно свадьбе. Это был важный момент в общей свадебной цепи - решалась судьба молодых. «Строго соблюдали правило: никогда в среду и в пятницу не сватали. (В среду Христа повезли на распятие, а в пятницу распяли). Никакие добрые дела в среду и в пятницу не начинали. Вторник, четверг, субботу - в эти дни сватали». (Материалы фонда Мокроусовского Центра ОМТД, инв.№1782, от Уваровой Любови Александровны, 1938 г.р., урож. с. Шелепово Мокроусовского района; первоисточник Акилина Полиэктовна Уварова, урож. с. Шелепово; Ефросинья Федоровна Парахина, урож. д. Парахино Мокроусовского района; авт. зап. Фомягина Светлана Геннадьевна, октябрь 2007 г.). Главным действующим лицом была сваха. На сватовстве могли присутствовать родители жениха, и отец, и мать. Вместе с ними сватать невесту приходил кто-то из близких родственников. Жених на сватовстве в первый день если присутствовал, то заходил в избу только после согласия родителей девушки. В Шатровском районе в день сватовства родственникам жениха не принято было есть и пить.

Обычай требовал, чтобы согласие давалось не сразу. Сватовщики могли побывать в доме 2-3 раза, прежде чем родители дадут согласие отдать дочь. Кланяются, долго ездят. Когда желания породниться не было, отказывали сразу. Если парень и девушка из одного села и договорились о свадьбе, парень засылал сватов. Свататься шли вечером, после работы, открыто. Если село было большое, приезжали на конях, надевали лучшую одежду.

Когда парень высмотрел невесту в другом селе, приезжали к родственникам или знакомым, живущим здесь, с целью разузнать о семье невесты, о ней самой. Это не считалось предосудительным, ведь свадьба требовала больших расходов, а невеста - товар дорогой. «Ране-то ездили свататься, так спросишь, с кого заезжать. Сейчас вы ко мне приехали сватать мою дочь, у Паши есть брат, они приезжают перво к брату, а брат уж ведет к нам, ворота отворят и первый заходит в избу» (ФФОНМЦ, Т.1.УЗ.239, от Струихиной Л.Ф., авт. зап. М.Г.Екимов, 1984 г., д. Антрак Шатровского района, папка № 50).

Выбирали жену для сына не на день - на всю жизнь. Старались выбрать ровню. «Богатые шли к богатым, бедные - к бедным. Старались, чтобы близки были по богатству и по грамоте. Невеста особенно, чтобы вера была и желательно, чтобы маленько и грамотна была, хоть по-простому, хоть по-божественному соображала. И самое главное -умела ли она прясть. Ткать - то, видишь, не каждый кросна собирал. Самое главное - прясть. Из готовой - то н итки м ожн о соткатк» . (ФФОНМЦ,

39

Т.1.УЗ.291, от Ушаковых Петра Кондратьевича, Зинаиды Кузьминичны, пенсионеров в возрасте 65-60 лет, авт. зап. М.Г.Екимов, В.В.Марковский, 1991г., с.Бархатово Исетского р-на Тюменской обл., папка № 50).

Если отзывы были хорошие, засылали гонца, который узнавал, желают ли родители девушки принять сватов. Получив положительный ответ, шли в дом невесты. Переступив порог, покрестившись всей ладонью на образа: «Здорово, все крещеные», сваты дольше не проходили, пока их не приглашали хозяева. Получив приглашение, садились на лавку напротив матки. Сват или сваха садились вдоль половиц, широко расставив ноги, старались захватить три половицы. По поверьям, это способствовало успешному завершению сватовства. Положительному решению вопроса способствовала и печь. Для девушки бытовала примета - не вставать возле печки, а то просватают за нелюбимого. Опытная сваха старалась, чтобы невеста встала у печи, тогда свадьба - дело решенное. Порой невеста сама не помнила, как оказалась рядом с печью.

Отношение к чужим, приезжим было настороженное. Бывало, «первый раз заходят, не разрешают садиться. Ежели не разрешают, дак они на ноженьках простоят. Пока до разговору «Приехали за добрым - добром». Ну, а уж если отец с матерью договариваются, сговариваются, что отдать, то уж просят: «Садитесь на лавочку». А ежели не надумаются за жениха отдать, не посадят на лавочку» (ФФОНМЦ, Т.1.УЗ.239, от Струихиной Л.Ф., авт. зап. М.Г. Екимов, 1984 г., д. Антрак Шатровского района, папка № 50).

Сватовство - дело неспешное. Не сразу, постепенно завязывался разговор. У сватовщиков спрашивали: «Зачем пришли». Те отвечали: «У нас есть жених, у вас невеста. Нельзя ли породниться? Мы пришли посвататься».

Родители отказывали, мол, не время дочку отдавать, приданое не собрано, молода еще, дедушко не благословит. Сватовщики не отступались: «Было бы ваше согласие, а это не беда. Дедушко велит невесте подержать пост два дня, вся и недолга».

Если жених был издалека и незнаком родителям невесты, приезжали к нему в село или деревню. «Надо поглядеть жениха, узнать, какого он сословия, чё из себя представлят. Поедут в ту деревню, спрашивают такого жениха, какого он поведения. Там скажут: то ли хороший, то ли плохой. Прикажут привезти жениха. Привозят. Жених поглядит на невесту. Понравится ежели невеста, так можно брать, не понравится - скажет матери, что мне не надо ее» (ФФОНМЦ, Т.1.УЗ.228, от Овчинниковой Анны Михайловны, авт. зап. М.Г. Екимов, 8.07.1980 г., с. Памятное, Белозерского р-на, папка №50).

Часто воспоминания информантов выливались в рассказы, которые сегодня можно считать и с_торическ и м с в и д е_т е л ь с_твом бы т о во го с е -40

мейного уклада. Вот рассказ Анны Васильевны Зверевой, который она слышала от своей матери. «Мама все поминала: нас хоть поставили друг дружку смотреть, а тут вовсе: мы, говорит, слышим, он уж калымом рядится, отец, не спросили невесту - то ли ты пойдешь, то ли ты не пойдешь. Те были богаты, другие были богаты, приехали свататься, узнали - и все. Не спросили невесту. Сам уж калымом срядился отец. Куды деваться? Не хошь, да иди. Они пожили сколько - то время, он ее все равно убил, раз не надо ему было. Ехали они, снопы возили, видно. Там невеста шибко красива была. И старухой она была красива.

Ну и че. «Давай, собирайся». Она говорит: «Не пойду». «Собирайся». Надели на нее пальто, она побежала в улису, они ее в улисе соимали, а отец тут подстроил - вот ее одежа. Они пологом закрыли и увезли. А она говорит: «Я не захожу в избу». Они потом в горницу завели ее одну, закрыли на замок» (ФФОНМЦ, Т.1.УЗ.256, от Зверевой Анны Васильевны, 1915г.р., авт. зап. М.Г.Екимов, 20.08.85г., с.Памятное Белозерского р-на, папка №50).

Последнее слово оставалось за отцом невесты. Он решал, отдать ли дочь замуж. Хотя вопрос невесте все же задавали. Родственники с невестой выходили на совет и спрашивали: «Пойдешь, не пойдешь?».

После того, как окончательное решение было принято, сватовство плавно переходило в про-сватку. «На совет выйдут, так уж обзадачиваться начнут... Когда четвертый раз приедут, то уж зада-точек дадут - настольник хорошенький или шаль шелковую... Дают настольник, дают полотенце. Не дают такого - никакого. Ежели че, так шаль шелкову. Файшонки не давали в задатки. По этим по задаточкам едут свободно. Уж просватывать едут» (ФФОНМЦ, Т.1.УЗ.239, от Струихиной Л.Ф., авт. зап. М.Г.Екимов, 1984г., д.Антрак Шатровского р-на, папка № 50).

Просватка скрепляла договор о свадьбе, количестве и сроках вечеринок, калыме. «Невестины отец с матерью просят калым с жениха: то-то надо купить, у нас нету этого, то ли шубы, то ли че. Отец с матерью жениховы дают калым» (ФФОНМЦ, Т.1.УЗ.228, от Овчинниковой Анны Михайловны, авт. зап. М.Г.Екимов, 8.07.1980 г., с. Памятное Белозерского р-на, папка №50).

Калым рассматривался как помощь невесте собрать приданое, которое будет привезено в дом жениха. Калым не принадлежал роду невесты и не распределялся между братьями. Он был своеобразной помощью невесте и родителям на свадебные расходы. Сватовщики со стороны невесты выряжали, сколько за невесту дадут вина, семян, зерна, орехов, меда, мыла и т.д. Калым в конце XIX века мог состоять из суммы от 20 до 100 рублей ассигнациями невесте, отцу на руку рублей 10, матери - чулки, брату - сапоги, а сестрам мыло с пряниками, да для гостей невест ы - в и н а , пря н и ко в , о рехо в и н а закуску то , что

бог послал из съестного (ФФОНМЦ, Т.1.УЗ.125, Этнографические заметки, «Тобольские губернские ведомости», 1859 г., «Крестьянская свадьба в Ялуторовском округе», ст. З.Т. Плотникова, папка № 50).

Назначался день свадьбы. Невеста давала жениху задаток, залог того, что от своего слова не откажется. Задаток, заклад - знак верности слову. Это не дар в прямом смысле слова, а верность договору. Если после сватовства свадьба все же расстраивалась, заклад не возвращался.

Просватка заканчивалась угощением. «Только как вырядили все, заносит свекор вина. На просватанье, раз уж все сделали. Подает перво - наперво невестиному отцу. Отец принял. Подают матери. Мать приняла. Уж как отец с матерью выпили стопочку, значит, свадьба. А пока не выпьют, не будет свадьбы. А потом подают невесте. Невеста выпила, что согласна. А потом подают, кто у ей есть - братья, сестры, зятевья» (ФФОНМЦ, Т.1.УЗ.239, Струихиной Л.Ф., авт. зап. М.Г. Екимов, 1984 г., д.Антрак Шатровского р-на, папка № 50).

Обязательным было благословление невесты жениху. «Молились богу, благословляли иконой отец с матерью свою дочь жениху. Молились только, не пели» (ФФОНМЦ, Т.1.У3.232,от участниц фольклорного коллектива, авт. зап. М.Г. Екимов, С.А. Лопарева, 29.08.87 г., д. Дружинино Шатровского района, папка № 50).

После просватания подруги садились в кошеву и объезжали село с вестью: «У нас засватана невеста, скоро свадьба». «Как только просвата-лися, сразу на этой же лошади на улису поехали. С писнями, подружек созвали и поехали с подружками, с гармошкой. «Ну, кто-то просватался, поехали!» (ФФОНМЦ, Т.1.УЗ.239, от Струихиной Л.Ф., авт. зап. М.Г. Екимов, 1984 г., д.Антрак Шатровского р-на, папка № 50).

От просватанья до свадьбы проходило немного времени, информанты называли срок от недели до месяца. Высватанная девушка освобождалась от всех семейных дел, становилась гостьей в родительском доме. Главные обряды проходили в доме невесты. Здесь устраивался девичник, сюда жених приходил на предсвадебную вечеринку.

Вечеринки проходили в ночь. Бывали по 3-4 вечеринки, а если жених богатый, то всю неделю. Жених с друзьями наряжал лошадиные упряжки. Запрягали лошадей в кошеву - возок, украшенный ковром, ярким половиком. Дуги расписные, увешанные лентами, колокольчиками, цветами. Чем богаче жених, чем больше повозок, тем они наряднее. Ездили по деревне с гармошкой, а потом отправлялись к дому невесты, где их уже ждали. Вместе с невестой и ее подругами ехали в дом жениха. Открывали ворота, заходили в дом. Невеста, красиво одетая, с подружками садились за стол, ужинали. «Девки да ребята гуляли, на конях ездили к жениху паужинать» (ФФО НМ Ц , Т. 1 . УЗ .232, от участн и ц фол ь кл о рн о го СЕРИЯ «ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ», ВЫПУСК 13

коллектива, авт. зап. М.Г. Екимов, С.А. Лопарева 29.08.87 г., д.Дружинино Шатровского р-на, папка № 50). После угощения ездили по деревне. Пели частушки, «улошные песни». «Возят красоту» -так назывался обряд показа невесты.

Дарили гостинцы: конфеты, орехи, что-нибудь вкусное. Жених дарил невесте цветы, платье. Цветы считались обязательными и служили задатком того, что свадьба состоится. Их хранили в дальнем сундуке всю жизнь как символ непорочности.

Молодежь веселилась, жених с невестой тоже становились участниками вечерочных игр. Девушки пели жениху песни, поздравляли его с «невестушкой хорошей». Жених благодарил и одаривал девушек деньгами.

На игре обычно было весело. «Девок назовут, играют. По полу ходят, игры играют» (ФФОНМЦ, Т.1.УЗ.284, от Фунтовой Вассы Алексеевны, 1908г.р, авт. зап. М.Г. Екимов, Н.С. Русаков, Л.П. Пережогина, 1983 г., д. Дружинино Шатровского района, папка №50). Во время игры парни знакомились с девушками, присматривались, выбирали себе невест, чтобы заслать сватов. Девушки припевали парней.

На другой день игра была в доме невесты. На предсвадебные вечеринки жених приходил или приезжал в сопровождении друзей, младшего брата, сестры. «Жених приезжает с друзьями. Берут, кто у него - сестра, может, молоденька девка и везет к невесте на вечеринку» (ФФОНМЦ, Т.1.УЗ.239, от Струихиной Л.Ф., авт. зап. М.Г. Екимов, 1984 г., д .Антрак Шатровского р-на, папка № 50).

Будущие молодые сидели чинно. Застолья как такового не было, угощение на столах стояло скромное. Главная задача вечерок заключалась в том, чтобы дать возможность жениху и невесте войти в свои роли. Учитывая короткий срок между просваткой и свадьбой, это было сложно для молодых, т.к. иногда до свадьбы они не были знакомы. Песни вносили веселье и придавали предстоящей свадьбе светлый, радостный характер.

В воспоминаниях информанты рассказывают о девичнике. Здесь ни при каком условии не могли присутствовать парни. Жениху разрешалось приходить только в сопровождении сестры. В общей структуре свадебного обряда девичник являлся значимым моментом. Однако с течением времени трудно говорить о сохранности его содержания. Возраст информантов таков, что не все были участниками девичника, знают о нем только из рассказов старших по возрасту или родителей. Некоторые элементы стерлись в памяти, что-то утратило свою актуальность под натиском новых современных веяний.

Роль девичника осталась в памяти информантов как помощь подруг невесте в подготовке приданого. «А девишник днями. На нем шьют, невесте направляют. Если у нее платье недоготов-л е н о , то на д е в и шните ш ь ют, готовят» (Ф ФОНМЦ,

41

Т.1.УЗ.239, от Струихиной Л.Ф., авт. зап. М.Г. Екимов, 1984 г., д. Антрак Шатровского района, папка №50). В каждом селе, деревне свои обычаи, особенности. В деревне Дружинино Шатровского района шить невесте приданое помогали свои, т.е. родственники. Но приданое невесте готовили везде.

Мать или невеста в первый день девичника обегали подружек невесты или родственниц: «Приходите, помогите робить», т.е. шить приданое. Собиралось до 10 человек - девушек и женщин. Вечером расходились по домам, 2-3 самые близкие подруги невесты оставались ночевать в ее доме. На девичнике сидели неделю, две, да и три.

Для старинной свадьбы было традиционным обилие подарков - символов установления родственных связей между двумя новыми семьями. Подарки дарились не только новобрачным, но и сами молодые должны были подготовить и преподнести свои дары: невеста - жениху, свекрови и всей родне жениха; жених - невесте, ее родным, подругам. Подарки, сделанные женихом родне невесты, подчеркивали уважение жениха к будущей родне. Приданое и подарки со стороны невесты были изготовлены ее руками или руками ее помощниц. Замужние женщины и девушки помогали невесте шить все: свекру - штаны, жениху - рубаху из пестряди, свекрови - юбку, вышивали полотенца, настольники, вязали кружево. Словом, работы было много, и расход велся большой.

Приданое начинали готовить девочкам с 6-7 лет. Размеры зависели от благосостояния семьи, но всегда полагалось справить «постель»: перину, несколько подушек с наволочками и полог к постели, половики, одеяла. В «глухоту» входили наквашенники, настольники (скатерти), насундуч-ники на несколько лет, полагалось иметь белые холсты и пестрядь для шитья одежды мужу, детям и себе. «В приданом все: постели, подушки, тюль, шторы, теленка отдадут, полотенца, половики. Полотенцев у кого сколько. Какая невеста - всякие же были» (ФФОНМЦ, Т.1.У3.255, от Неупокоевой Нины Даниловны, 1910 г.р., Неупокоевой Елены Ефимовны, 1911 г.р., урож. с. Памятное, авт. зап. М.Г. Екимов, 20.08.1985 г., с. Памятное Белозерского р-на, папка №50).

Всегда давали скот - лошадь, корову, поросенка, овцу, а также кур. В зажиточных семьях давали в приданое самовар, посуду и т.п. В бедных семьях девушка сама зарабатывала приданое в течение нескольких лет работы по найму. Она должна была уметь ткать холсты, сукно и шить из холста подвенечную рубаху, украшенную по подолу тканым или вышитым узором.

В богатых семьях невесте давали несколько ковров и в сундук клали до тридцати платьев различного назначения, из разной ткани. Обычно много готовили одежды - лопотины. Молодая имела три шали (пуховую, гарусную, кашемировую), нестол ь ко мал ых шал е й (« п од шалто в ») , гол о в н ые 42

платки, носки, чулки, пояса, опояски, пимы, обувь и верхнюю одежду повседневную (сермяжку, зипун, шубу) и праздничную (шубу выходную), и не одну.

Особым шиком считалось, если было два сундука. Сначала ставился большой, на него - поменьше. Сверху все укрывалось ковром. «Если богата невеста, дак два сундука, перина, подушки, ковры, половики. Полотенцев была дюжина и боле. Полотенца назывались будничны, сте-новы» (ФФОНМЦ, Т.1.УЗ.238, от Речкиной К.К., Косачевой Ф.М., авт. зап. М.Г. Екимов, 05.07. 1982 г., с. Романовское Белозерского р-на, папка №50). По неписанным законам приданого должно было хватить на несколько лет, чтобы молодую не упрекали в семье мужа [2].

В настоящее время вопросу сохранения традиций в Российской Федерации уделяется пристальное внимание. Задача сохранения культурного наследия определяется Правительством как общенациональная, основополагающая для развития государственности. В основных направлениях государственной политики в сфере культуры отмечается, что базовым элементом является сохранение традиционной народной культуры как самой массовой формы культурной деятельности.

Список литературы

1 Уайт Л. А. Наука о культуре // Антология исследований культуры. Интерпретация культуры. М.; СПб., 2006.

2 Материалы фольклорно-этнографического фонда Фольклор Зауралья» Государственного казенного учреждения «Курганский областной Центр народного творчества», папка № 50.

УДК 78.01

В.О. Петров Астраханская государственная консерватория

ИЗ ИСТОРИИ СЛОВЕСНОГО

КОММЕНТИРОВАНИЯ МУЗЫКАЛЬНОЙ ПАРТИТУРЫ

Аннотация. Статья посвящена рассмотрению произведений, партитуры которых содержат эпиграфы, сочиненные самими композито-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.