Н. И. Наумова
«Бакалавр музыки» и «доктор музыки» в университетах Оксфорда и Кембриджа (XVII—XVIII века)
Аннотация
Статья посвящена английскому феномену университетов Оксфорда и Кембриджа в XVII—XVIII веках — степеням в музыке. Учрежденные во второй половине XV века, степени бакалавра музыки и доктора музыки оставались престижными для карьеры музыканта и в XVII—XVIII веках. В статье рассматриваются требования к кандидатам, описывается церемония вручения степеней, приводятся факты биографии Г. Ф. Генделя, связанные с посещением композитором Оксфорда в июле 1733 года и предложением ему со стороны университета степени доктора музыки.
Ключевые слова: бакалавр музыки, доктор музыки, Оксфорд, Кембридж, антем, ода, английская музыка XVII—XVIII веков, Г. Ф. Гендель.
N. I. Naumova
Bachelor of Music and Doctor of Music
in Universities of Oxford and Cambridge (17—18th centuries)
Summary
The degrees of Bachelor of Music and Doctor of Music emerged in the English universities. They began to be conferred from the second half of the 15th century, first in Cambridge, and then in Oxford. Since its foundation, degrees in music were significant for the career of musicians and continued to remain prestigious in the 17th and 18th centuries. Many prominent English musicians got degrees in music: Orlando Gibbons, Johann Christoph Pepusch, Charles Burney, and others. To obtain a Degree in music candidates for a number of years had to learn music theory and practice in music, and from the beginning of the 16th century, provide sacred polyphonic composition, mass and / or antiphon. In 1636, the requirements for candidates for the degree were unified in the Oxfordian "The Laudian Statutes". According to this document, in order to get a Bachelor of music degree, it was necessary to study theory or practice for seven years and compose a five-part composition (using musical instruments); another five years of theory or practice and six or eight-part composition were required to be a Doctor of music. In the 17th and 18th centuries, candidates for the Degree in music began to compose not only sacred music, but also secular music. Degree exercises included anthems, cantatas, oratorios, odes. They were performed on the day of the ceremony of awarding degrees during socalled Musical acts, which sometimes acquired a very great scale. One of these Acts is connected with Georg Friedrich Handel. During his visit to Oxford in 1733 Handel was offered a Doctor of music degree, but, he refused it.
Keywords: Bachelor of Music, Doctor of Music, Oxford, Cambridge, anthem, ode, English music of the 17th and 18th centuries, G. F. Handel.
п
| тепени бакалавра музыки и доктора му-
V__/ зыки зародились в практике английских
университетов. Сначала их присуждал только Кембридж, несколько позже эту традицию подхватил и Оксфорд. Самыми первыми обладателями степеней стали Генри Абингдон (бакалавр музыки, 1464) и Томас Сейнтджаст (доктор музыки, 1462). Эти первые степени в музыке являлись скорее почетными: кандидаты получили их не за какие-то особые заслуги в области музыкального искусства (относительно Сейнтджаста вообще неизвестно, был ли он профессиональным музыкантом), а по воле короля Эдуарда IV, который захотел таким образом поощрить верных ему государственных служащих. C 1470-х годов степени присуждались на основании исключительно музыкальных критериев — кандидат в течение некоторого количества лет должен был осваивать теорию музыки и заниматься музыкальной практи-кой1. С 1506 года в Оксфорде, а с 1515 года в Кембридже — как для бакалавра, так и для доктора — помимо указанных требований обязательным становится предоставление духовного многоголосного сочинения, мессы и/или антифона2.
В 1636 году в Оксфорде появляется документ, в котором регламентируются требования к кандидатам на степень в музыке. Он составлен по указанию канцлера Оксфордского университета Уильяма Лода и известен как «Уставы Лода». Согласно «Уставам», для получения степени бакалавра музыки необходимо было в течение семи лет изучать теорию или заниматься практикой и предоставить пятиголосное сочинение (с использованием музыкальных инструментов); для получения степени доктора добавлялись еще пять лет теории или практики и требовалась уже шести — восьмиголосная композиция. Эти правила распространились вскоре и на Кембридж и действовали вплоть до середины XIX столетия.
Как и в предыдущие два столетия, в XVII—XVIII веках степени в музыке продолжали быть престижными для карьеры и ими обладали многие известные английские музыканты, среди них — Томас Равенскрофт (бакалавр музыки, 1607), Орландо Гиббонс (бакалавр музыки, 1606; доктор музыки, 1622), Кристофер Гиббонс (доктор музыки, 1664), Иоганн Кристоф Пепуш (доктор музыки, 1713), Джон Стэнли (бакалавр музыки, 1729), Уильям Бойс (доктор музыки, 1749), Уильям Хейс (доктор музыки, 1749), Чарлз Бёрни (бакалавр и доктор музыки, 1769) (см. ил. 1). Степени могли получать не только подданные Британской империи, но и иностранцы. К примеру, в 1791 году обладателем степени доктора музыки стал Йозеф Гайдн.
Большинство кандидатов на присуждение степени в XVII—XVIII веках занимали должности церковных органистов или «руководителей хористов»3. Единичными были случаи, когда кандидатами являлись музыканты других специальностей. В частности, в Оксфорде в 1777 году степени бакалавра и доктора музыки получил скрипач Джон Абрахам Фишер, в Кембридже обладателем
Ил. 1. Портрет Чарлза Бёрни в докторской мантии. Художник — Джошуа Рейнольдс, 1781 г.
степени бакалавра музыки в 1684 году стал лютнист и певец Джон Абель, в 1794 году — скрипач Чарлз Хейг.
Возраст кандидатов мог быть совершенно разным. Например, Теодор Эйлворд стал в один год (1791) бакалавром, затем доктором музыки, когда ему был уже 61 год. Самым юным обладателем степени являлся упомянутый Джон Стэнли, получивший степень бакалавра музыки в 17 лет (1729).
Порой университет пренебрегал требованием, согласно которому бакалавр музыки должен еще пять лет обучаться теории или практиковаться для того, чтобы получить степень доктора. Подобное можно наблюдать на примере вышеназванных Джона Фишера и Теодора Эйлворда. Кроме них, обе степени в один год в Оксфорде получили органист Томас Дин (1731), композитор и органист Самуэль Арнольд (1773), органист Роберт Вейнрайт (1774), органист Томас Сандерс Дюпюи (1790). В Кембридже ни в XVII, ни в XVIII веках таких случаев не выявлено.
Как и раньше, для получения степени кандидаты сочиняли духовную музыку. Однако теперь это были не месса и антифон, а сформировавшиеся к XVII веку новые жанры. Самым распространенным среди кандидатских сочинений стал английский жанр антем, который писался на тексты из Псалтыри. Так возникли «докторские» антемы "Thou, O God, hast heard my vows" («Услышь, Боже, вопль мой», на текст Псалма 61:5) Томаса Тадвея (1705), "O, bejoyful" («Воскликните», на текст Псалма 100) Уильяма Бойса (1749), "Propter Sion" («У Сиона», на текст Псалма 62) Джона Уолла Кал-лкотты (1800) и мн. др.
Реже создавались оратории и кантаты, среди последних фигурируют и светские. В частности, Самуэль Арнольд для получения степени представил кантату "The Power of Music" («Сила музыки»). Однако сочинение сочли возможным официально даже не рассматривать, поскольку оратория этого же автора "The Prodigal of Son" («Блудный сын») была только недавно исполнена на церемонии вступления
в должность канцлера Оксфордского университета Фредерика Норта — 12-го премьер-министра Великобритании (с 1770 по 1782). В результате, в 1773 году Арнольду присудили степени и бакалавра, и доктора музыки.
Кроме того, начиная с 1710-х годов среди кандидатских сочинений получил распространение светский жанр — ода. Оды сочинялись на тексты таких английских поэтов, как Джозеф Аддисон, Джон Мильтон, Александр Поуп и др. Целых три кандидата написали музыку к оде Джозефа Уортона "Ode to Fancy", прославляющей поэтическую фантазию, — это Уильям Хейс (для степени бакалавра, 1765), Джон Уолл Каллкотт (для степени бакалавра, 1785), Уильям Кротч (для степени доктора, 1799).
Для создания подобных крупных сочинений кандидатам необходимо было обладать композиторскими навыками, которые они вряд ли могли получить в самом университете. Как и прежде, университетские лекции по музыке велись по трактату Боэция "De institutione música" («Основы музыки», ок. 500 — 506 гг.)4. О том, что он оставался основным предметом изучения вплоть до середины XIX(!) столетия, свидетельствует Устав Оксфорда 1856 года, в котором зафиксировано: «Кандидат на степень бакалавра искусств, выполнив все прописанные в уставах требования, может быть допущен читать лекции по любой книге Боэция» [Цит. по: 8. С. 21]. Однако содержание трактата Боэция уже явно не соответствовало музыкальным реалиям того времени и, несомненно, являлось анахронизмом.
Кандидатские сочинения могли быть разного уровня сложности и качества. В уже названном антеме «У Сиона» Каллкотты демонстрируется сложная контрапунктическая техника, в нем встречается даже восьмиголосный канон. Впрочем, в других случаях контрапунктические премудрости могли вовсе отсутствовать. Некоторые же кандидаты допускали элементарные ошибки в контрапункте. Пример тому — рукопись антема Теодора Эйлворда "I wil lcry unto God with my Voice" («Глас мой к
Богу, я буду взывать», на текст Псалма 78), где карандашом сделаны исправления (вероятно, экзаменатором) ошибок, среди которых — параллельные квинты.
Было немало сочинений, имитирующих стиль Генделя, а также нередко Пёрселла. Зная повсеместную любовь англичан к музыке Генделя, кандидаты, вероятно, намеренно ему подражали, дабы получить одобрение экзаменаторов.
Кандидатские сочинения звучали в тот же день, когда присуждалась степень. Все это являлось частью так называемого Музыкального акта (Musical Act) (см. ил. 2). Музыкальные акты часто принимали масштабный характер, перерастая в большие публичные концерты, на которых можно было услышать не только кандидатские сочинения. Одной из составляющих подобных актов была музыкальная лекция. Эта традиция была заложена в Оксфорде в 1626 году Уильямом Хэзэром. Лектор, который ежегодно выбирался среди магистров искусств, назывался praelector publicus in música (публичный лектор по музыке)5.
Кандидатские опусы исполнялись, согласно «Уставам» 1636 года, в Школе музыки, которая располагалась в Бодлианской библиотеке Оксфорда. Заблаговременно, за три дня, вывешивалась программа с указанием даты, имени кандидата, получаемой степени, названия кандидатского произведения и его частей. Подобные программы-афиши в большом количестве сохранились в архивах Школы музыки (например, см. ил. 3), также как и рукописи многих кандидатских сочинений.
С 1669 года церемония вручения степеней стала проводиться и в Шелдонском театре Оксфордского университета, поскольку Школа музыки не всегда оказывалась достаточно вместительной. В Кембридже это мероприятие проходило по большей части в здании Совета университета.
Часто исполнение на церемонии сочинения кандидата было первым и последним. Однако этого нельзя сказать об антеме Чарлза Бёрни "I will love thee, O Lord my Strength!" («Я люблю Тебя, Господи, сила моя!», на текст Псалма 18). После премьеры в 1769 году антем прозвучал
Ил. 2. Музыкальный акт 1759 года в Шелдонском театре. Гравюра Томаса Уолриджа
еще несколько раз в Оксфорде, а позже, в 1773 году он был исполнен под управлением Карла Филиппа Эммануэля Баха в Гамбурге, в церкви Св. Екатерины. Бёрни лично встречался с Бахом во время своей поездки в Германию в 1772 году. Об этом он пишет в своем многотомном труде «Всеобщая история музыки» [6. P. 329]6.
Вручение степеней и исполнение кандидатских сочинений могли получать отражение в периодической печати. Одним из таких печатных органов был Оксфордский еженедельник "Jackson's Oxford Journal"7, выходивший по субботам и освещавший самые разные события из жизни города и университета, а также новости из других городов Англии и из-за рубежа. Приведем одну из выдержек (газета от 19 июля 1766 г.): «В пятницу мистер Джон Элкок, бакалавр музыки, органист достопочтенного графа
Л N Т H "Е Я, Mr, CHARLES BURN E.Y,
Л г
№
U г и j [ г
□f
К I KXCJtl
Î06T0Î Ln MUSIC,
PtibrïbCu ¡-I Uic Wc I iL-SiMiK-r d4 IfufiJ
Jwh ii, ijH,
I i it OLIVP:>, 'I К .1 LJ . Vj
smrovri.
ÎtlïCTT. HflfflpuKd Mifi Rjr/j9!.. ]
TWillWUki,!)Ij illi^SHli,
I 'Jft Im] л my Unir ktb.-k, ,..r TJ**t, mr+Jhkll*. B<4' H.4-J *nJ mr
Mljhr. jfi uIHUL I ivll 1ЛЛ I IkL- [
fe. 1 II ". ttVmf -->1
Г1Т KEIU^C
С H I) 1 С ],
I hiIE : kJI -f. l *hkh и
™l|f щ ^ [УИ1У J J I-.' ll.i! I I tr Iii< i
S É С I Ï. Mr.
^Ъ ПН #lfnil "rf F->|H Д'<| tjt I^i Lm J. !• IU -. fall -Il Lu I ïjilr >
К I ft.
Mr. nVn'i.
ALI 4f. Jfrrù.
ТЬг Ininiii if Г-nh o>m™ftJ ■ III lb нил-кл^я-! Ii ifn.-ibmù (
С H о к (r i.
ТТи £wih I-ehtMEÎ _____ _
teij Гчшилш nunih MI"< Hvi J ■ 111
III W I + E I lr ПГм1
ElU-j IP^ Il VU ЛЬ'^11
■ llr,
Лы II. Н и.
TV WW, Д ihc l'nri Ï in i.iA'y.l
IW Hhfl ki'k-j <•! dm .............
. ¡L bll In „ f-J -■ . I ,1, L^lll r?|l I |4I ltv!l lTdrt lAhjm.
А К С I Т. МЛ ÎMI-Jm,!. Fi* 41к lin 1fcdp^fi I k M л+к«« hv-ri Jjv dl h bvih.
A I Я. Mil ЬД.
i ladElhTirfl tl'IWkil ..■■:: t^u'-i. jipJ l_i ^VihJ niirvih vvrjy
f-ÎJv
(J'iniU. tU Mmi
it№V. i.
Fi* 0 a
uiH Ail, U
un Eng pri.iri щщ, inj PÏCTT. -T*1—t—44". №
1 tJ I TH, Ш™ |ht UinirML
> vu Hie
Л I Я. ïlili biin'
n J Ь Mlfr Ir/nii.
V Д
1 и
-, j rrjltJ К du Uld, h Le lulli
T ynllh l'htij 91 li:niL47j*1ih.>:i,
11. пл ори rv .ClHthl 114 i
fl'iiliiuit flpir, ■ЕшЬЧ'шп >
(гЛг »u J.
I ThcnfiTT 4i ". Г i-Тгг in hih 1?uri!ir^
IKtf, wtnml, №.ик1гш f (еЬЬыъА (ПГИft^Hii■ I J
Il ■ ЧЬИ j..l,<,|t, |4t t Г|Ч ""Иг"11 ...........
lb47"' « '"H. rit W, ........ f .. ,, . „
Unr .............s,и,. f 1 Нй
'HL Ji^rmuih..! 1*1. Л L |, - | t ÙfrLfa ihr ......
I7 44 ШЦ.111 fj k- -lUit
A I Я. bit MiltA. I i.V
^ f. y . ■- i.H |t-_ Ji .1 Li n mA hi. И!..-.^ . ... '
;!*F) ■ J..J! w ihr R.iVirt.i.- btdltfl
Ил. 3. Программа, в заглавии которой написано: «Антем, сочиненный мистером Чарлзом Бёрни для степени доктора музыки и исполненный в Школе музыки в университете Оксфорда в четверг, 22 июня 1769 года».
Донегола, викарий Личфилдского собора, органист в Сатон Колдфилде и коллегиальной церкви в Тамуэрте, графстве Уорикшире, получил степень доктора музыки. В это же время его сын, мистер Джон Элкок, органист и руководитель хористов в Ньюарке над Трентом, получил степень бакалавра музыки. Сочинения обоих были исполнены в Школе музыки при многочисленной аудитории и встречены всеобщими аплодисментами» [7. P. 3].
Одной из самых прославленных личностей среди претендентов на степень в музыке был Георг Фридрих Гендель. Гендель прибыл в Оксфорд в начале июля 1733 года по приглашению вице-канцлера университета доктора Холмса для того, чтобы придать величие и значимость оксфордскому Музыкальному акту, который на тот момент понемногу себя изживал. Композитор не ограничился одним концертом, а дал целых двенадцать, прошедших с аншлагом. На них были исполнены опера «Ацис и Галатея», оратории «Эсфирь», «Дебора» и «Аталия» («Гофолия»), «Утрехский Te Deum», "Jubilate", коронационные антемы (см. ил. 4).
Доход Генделя от концертов составил 2000 фунтов стерлингов. Билеты стоили достаточно дорого, и некоторые были этим возмущены. Свидетель приезда Генделя в Оксфорд, помощник хранителя книг Бодлианской библиотеки Томас Херн оставил в своих дневниковых записях весьма недоброжелательные комментарии: «Некий Гендель, иностранец (говорят, он родился в Ганновере), получил приглашение в Оксфорд для исполнения на университетских празднествах своей музыки, в которой он очень искусен; сейчас он прибыл сюда по приглашению, и с одобрения вице-канцлера ему было разрешено музицировать в театре перед празднеством и после него. Соответственно этому он продавал билеты на концерты по пять шиллингов» (запись от 5 июля 1733 г.)» [Цит. по: 1. С. 130 — 131]. Херн негодует по поводу высокой цены за билеты и его возмущает, что даже либретто к исполняемым произведениям продавались за один шиллинг, хотя, как он пишет, они не стоят и пенни. Дороговизна концертов
A T H A L 1 A.
A N
ORATORIO 5
]
O R
I
SACRED DRAMA.
As PcrfonVd at the
THEATRE in OXFORD.
Ac the Time of the
PUBLICK ACT,
In July, 1735,
The MUSI С К Compos'd by Mr. HANDEL.
The Drami by Mr. HUMPHREYS.
но, не любил разбрасываться деньгами.
К середине XIX века к кандидатским требованиям добавляются экзамены, а к концу столетия отменяется обязательное исполнение кандидатских сочинений при присуждении степени. Степени бакалавра и доктора музыки значительно модифицируются и постепенно приобретают современный вид.
LONDON: Printed fo* John Watts at the Printing-Office in Wild Court neat Lincoln tlm Tuliii And arc to be had at the Theatre in Oxford. 173
[ Price One Shilling. }
Ил. 4. Первая страница либретто оратории «Аталия» Г. Ф. Генделя, которая гласит: «Аталия. Оратория, или Священная драма, исполненная в [Шелдонском] театре Оксфорда, во время публичного [Музыкального] акта, в июле 1733 года»
Генделя также стала причиной появления в 1733 году балладной оперы «Оксфордский акт», где по сюжету студент вынужден был продать всю свою мебель, чтобы купить билет на один из оксфордских концертов Генделя.
Университет предложил Генделю почетную степень доктора музыки — это предложение композитор однако отклонил. Причина отказа до сих пор не совсем ясна. Вышеупомянутый Томас Херн в дневнике пишет, что «господин Гендель не принял докторского звания, потому что, говорят, этот барин уже отказался от подобной награды в Кембридже» [Цит. по: 1. С. 131]. Ромен Роллан в своей монографии о Генделе указывает, что «никто толком не знает, что там произошло, так как Гендель всегда отказывался впоследствии давать объяснения по этому поводу» [5. С. 71]. Вероятнее всего, основной причиной стало нежелание Генделя платить кандидатские взносы, поскольку он, как извест-
пЩимеЧа/н/ия
1 В так называемых разрешительных книгах (Grace books) Кембриджского университета, в которых фиксировались доходы и расходы университета, и в том числе взносы кандидатов за степень, из записей о полученных степенях неясно, что конкретно имелось в виду под «практикой музыки».
2 Подробнее о степенях в музыке во второй половине XV — начале XVII века см.: [4].
3 В обязанности руководителя хористов (лат. informatum choristarum) входило обучение мальчиков-певчих теории музыки, пению и проч. Эта должность стала престижной и высокооплачиваемой примерно с середины XV века, когда детские голоса были включены в хор, который должен был исполнять многоголосную музыку в литургии. Подробнее о должности «руководителя хористов» см.: [3].
4 Трактат Боэция составлял основу дисциплины «музыка» в университетах с самого их основания [См.: 2].
5 Лекции после 1710 года стали проводиться реже, а затем и вовсе исчезли. С течением времени от Музыкального акта осталась только часть — ежегодный праздник, на котором почитают память покровителей университета и присуждают степени, — Encaenia (Инсиниа). Он существует в Оксфорде и сегодня.
6 Известно, что в 1770 и 1772 годах Бёрни путешествовал по некоторым странам Европы с целью расширить представление о музыкальной жизни вне Англии. Во время своих поездок он встречался со многими прославленными музыкантами и деятеля-
ми искусств своего времени, среди которых — К. Ф. Э. Бах, К. В. Глюк, П. Метас-тазио. После возвращения на родину Бёрни опубликовал труды «Нынешнее состояние музыки во Франции и Италии» (1771) и «Нынешнее состояние музыки в Германии, Нидерландах и Соединенных провинциях» (1773).
Jackson's Oxford Journal — газета Оксфорда, основана издателем Оксфордского университета Уильямом Джексоном. Первый номер вышел 5 мая 1753 года, последний — 29 декабря 1900 года.
Список литературы
mere-noes
10.
Роллан Р. Гендель / Сост., ред. и коммент. В. Брянцевой. — М.: Музыка, 1984. — 256 с. [Rollan R. Gendel' / Sost., red. i komment. V. Brjancevoj. — M.: Muzyka, 1984. — 256 s.].
Burney Ch. A General History of Music.
In 4 vol. Vol. III. — London: J. Robson and
G. G. Robinson, 1789. — 633 p.
Jackson's Oxford Journal. 19 July 1766. P. 1 —4
[Электронный ресурс]. Режим доступа:
https://www.britishnewspaperarchive.co.uk/
viewer/BL/0000073/17660719/004/0003.
Дата обращения: 23.01.2018.
Williams A. A short historical account of the
degrees in music at Oxford and Cambridge. —
Cambridge: Cambridge University Press, 1893
(reprint 2009). — 167 p.
Wollenberg S. Music in 18th-Century Oxford //
Proceedings of the Royal Musical Association.
Vol. 108 (1981 — 1982). — P. 69—99.
Wollenberg S. The Oxford Exercises in the 18th
сentury // Early Music. Vol. 28. No. 4 (Nov.,
2000). — P. 547—554.
7
1. Барна И. Если бы Гендель вел дневник.../ Пер. с венгерского В. Тогобицко-го. — Будапешт: Корвина, 1972. — 276 с. [Barna I. Esli by Gendel' vel dnevnik.../ Per. s vengerskogo V. Togobickogo. — Budapesht: Korvina, 1972. — 276 s.].
2. Гирфанова М. Е. Трактат Иоанна де Мури-са "Notitia artis musicae" (1319 или 1321) и преподавание музыки на факультете искусств Парижского университета // Голос и речь. — 2016. — № 1 (6). — С. 7 — 14 [Girfanova M. E. Traktat Ioanna de Murisa «Notitia artis musicae» (1319 ili 1321) i prepodavanie muzyki na fakul'tete iskusstv Parizhskogo universiteta // Golos i rech'. — 2016. — № 1 (6). — S. 7—14].
3. Гирфанова М. Е., Наумова Н. И. Джон Та-вернер и его служба в Кардинал-колледже при Оксфордском университете // Музыка. Искусство, наука, практика. — 2015. — № 1 (9). — С. 23 — 29 [Girfanova M. E, Naumova N. I. Dzhon Taverner i ego sluzhba v Kardinal-kolledzhe pri Oksfordskom universitete // Muzyka. Iskusstvo, nauka, praktika. — 2015. — № 1 (9). — S. 23 — 29].
4. Наумова Н. И. Степени в музыке в университетах Кембриджа и Оксфорда (вторая половина XV - начало XVII века) // Старинная музыка. — 2017. — № 1. — С. 1 — 9 [Naumova N. Stepeni v muzyke v universitetah Kembridzha i Oksforda (vtoraja polovina XV — nachalo XVII veka) // Starinnaja muzyka. — 2017. — № 1. — S. 1 — 9].