Научная статья на тему 'Сочинения Геннадия Воробьёва для скрипки и фортепиано (к истории скрипичного искусства Чувашии)'

Сочинения Геннадия Воробьёва для скрипки и фортепиано (к истории скрипичного искусства Чувашии) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
чувашская музыка / Геннадий Воробьёв / учебный и концертный репертуар / скрипка / сěрме купăс / Chuvash music / Gennady Vorobyov / academic and concert repertoire / violin / sierme cupas

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — М.Г. Кондратьев

В музыкальном быту чувашей смычковый сěрме купăс с незапамятных времен занимал важное место. В XIX веке его вытеснила скрипка. Кроме того, с распространением школьного просвещения в российской глубинке XIX века именно скрипка стала наиболее распространенным помощником учителей народных школ. Геннадий Воробьёв (1918 — 1939) уже в 1934 году создал фортепианные пьесы и «Поэму» для скрипки и фортепиано. В 1937 году им была написана Соната для скрипки и фортепиано. Эти произведения вошли в современный учебный и концертный репертуар.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Works by Gennady Vorobyov for violin and piano (on the history of the violin art of Chuvashia)

In the musical life of the Chuvashi, the bowed sierme kupas has occupied an important place since time immemorial. In the 19th century it was replaced by a violin. In addition, with the spread of school education in the 19th century Russian outback, it was the violin that became the most common assistant to teachers of public schools. Gennady Vorobyev (1918 — 1939) already in 1934 created piano pieces and Poem for violin and piano. In 1937 he wrote Sonata for violin and piano. These works are included in the modern academic and concert repertoire.

Текст научной работы на тему «Сочинения Геннадия Воробьёва для скрипки и фортепиано (к истории скрипичного искусства Чувашии)»

М. Г. Кондратьев

Сочинения Геннадия Воробьёва для скрипки и фортепиано (к истории скрипичного искусства Чувашии)

Аннотация:

В музыкальном быту чувашей смычковый серме купас с незапамятных времен занимал важное место. В XIX веке его вытеснила скрипка. Кроме того, с распространением школьного просвещения в российской глубинке XIX века именно скрипка стала наиболее распространенным помощником учителей народных школ. Геннадий Воробьёв (1918 — 1939) уже в 1934 году создал фортепианные пьесы и «Поэму» для скрипки и фортепиано. В 1937 году им была написана Соната для скрипки и фортепиано. Эти произведения вошли в современный учебный и концертный репертуар.

Ключевые слова: чувашская музыка, Геннадий Воробьёв, учебный и концертный репертуар, скрипка, серме купас.

M. G. Kondratiev

Works by Gennady Vorobyov for violin and piano (on the history of the violin art of Chuvashia)

Abstract:

In the musical life of the Chuvashi, the bowed sierme kupas has occupied an important place since time immemorial. In the 19th century it was replaced by a violin. In addition, with the spread of school education in the 19th century Russian outback, it was the violin that became the most common assistant to teachers of public schools. Gennady Vorobyev (1918—1939) already in 1934 created piano pieces and Poem for violin and piano. In 1937 he wrote Sonata for violin and piano. These works are included in the modern academic and concert repertoire. Keywords: Chuvash music, Gennady Vorobyov, academic and concert repertoire, violin, sierme cupas.

роизведения для скрипки, вошедшие в современный учебный и концертный репертуар, в Чувашии появились

в 1930-х годах. Их автором был Геннадий Воробьёв (1918— 1939) — сын хорового дирижера и одного из основоположников чувашского

композиторского искусства В. П. Воробьёва. Несмотря на краткость жизненного пути, Геннадий и сам вошел в историю музыкального искусства Чувашии как выдающийся мастер в области инструментальных жанров, по достоинству оцененный не только в родной республике, но и консерваторскими учителями и коллегами. Известны отзывы о нем Г. И. Ли-тинского, Н. Я. Мясковского, Д. Б. Кабалевского. Его произведениям посвящены разделы в монографии А. Д. Алексеева «Советская фортепианная музыка. 1917 — 1945» (1974).

Геннадий Воробьёв с раннего возраста освоил игру на рояле, а в годы учебы в Чувашском музыкально-театральном техникуме полюбил музицирование в ансамблях с друзьями. По воспоминаниям его однокурсника скрипача (потом он реализовал себя как талантливый композитор) Виктора Ходяшева, вдвоем они переиграли, например, все скрипичные сонаты Эдварда Грига. Иногда к ним присоединялся еще один студент, виолончелист Пётр Филиппов.

«Геннадий к этому времени уже был превосходным пианистом-ансамблистом и аккомпаниатором. Тонкое чувство стиля, быстрота ориентировки в нотном тексте, темперамент и ансамблевое чутье — вот, пожалуй, главные черты незаурядного пианистического дарования Геннадия Воробьёва» [4. С. 15]. Их трио нередко выступало в эфире Чувашского радио [4. С. 11, 13].

Обращение юного композитора к скрипке не было случайным. В музыкальном быту чувашей из музыкальных инструментов смычковый сёрме купас (буквально смычковый кубос, обычно переводится как гудок) с незапамятных времен занимал важное место. Он веселил народ во время праздников, участвовал в совершении обрядов. Без звучных экспрессивных наигрышей такого инструмента не проходили ни свадьбы, ни похороны. В письменных источниках ХУШ века сёрме купас фигурировал наряду со скрипкой, которая в XIX веке полностью вытеснила ее архаический прототип, переняв его название.

Сёрме купас. Реконструкции В. С. Чернова [5. С. 25]

Народные музыканты часто сами изготавливали инструменты. Лучшие мастера продавали изготовленные ими скрипки на ярмарках. Композитор Григорий Лисков (1895 — 1966) вспоминал: «В нашей деревне было из крестьян 10 скрипачей-самоучек... Я с семилетнего возраста тоже начал играть на скрипке. Видя мои успехи по скрипке, крестьяне стали приглашать меня на свадьбы играть на скрипке чувашские пляски и песни. За это иногда мне платили даже денег: сначала по 25 — 30 коп., а потом стали даже давать (более зажиточные) по одному рублю и больше» [3. Л. 1].

Чуваши Уфимской губернии в праздничных костюмах. Позируя фотографу, молодой человек демонстрирует скрипку, держа ее в традиционном для народного музыканта вертикальном положении. 1929 г. Научный архив Чувашского государственного института гуманитарных наук

Кроме того, с распространением школьного просвещения в российской глубинке XIX века именно скрипка стала наиболее востребованным помощником учителей народных школ, в том числе сельских. Например, в Симбирской чувашской учительской школе многих воспитанников (в начале XX века — всех) обучали основам игры на этом инструменте, а наиболее способным при выпуске инспектор школы И. Я. Яковлев оказывал денежную помощь для его приобретения [6. С. 456]. Талантливые учителя при случае могли выступить и на сцене с сольными номерами.

Учитель Ф. П. Павлов (будущий композитор) с хористами — воспитанниками Симбирской чувашской учительской школы. Фото 1911 — 1912 гг. Научный архив Чувашского государственного института гуманитарных наук

В ХХ веке, когда в Чувашии появились оркестры и начало развиваться профессиональное исполнительство, обучение игре на скрипке стало практиковаться уже в музыкальных учебных заведениях. Фёдор Павлов, работая в Чебоксарском педтехникуме и музыкальной школе, сочинил этюды для скрипки. Рукописи Павлова не сохранились. О них упоминалось в списке его сочинений 1922 года. По воспоминаниям П. Н. Осипова (1900 — 1987)1, Ф. П. Павлов показывал ему ноты, комментируя, что для овладения движением смычка и штрихами предлагает ученикам не ограничиваться популярной школой Ф. Мазаса, а использовать для этого обработанные им народные мелодии — «£ырма херне ансассан» и т. п. Сам Осипов в двадцатых годах сочинил «Фантазию на чувашские темы» для скрипки и фортепиано.

В 1930-е годы в Чувашию приехали работать музыканты из Москвы и Ленинграда. Среди них были скрипачи В. М. Кривоносов (окончил в 1930 году Московскую консерваторию по классу проф. К. Г. Мостраса), ставший в Чувашии композитором, а также А. И. Земмель, В. Я. Замыко, украшавшие своей игрой группу струнных Государственного симфонического

оркестра (создан в Чебоксарах в 1932 году).

***

Студент Музыкально-театрального техникума Геннадий Воробьёв, обучаясь в классе сочинения В. М. Кривоносова, быстро осваивал приемы и технические возможности не только фортепиано, но и других инструментов, прежде всего скрипки, и уверенно их использовал в собственных композициях. Так появились, например, фортепианные миниатюры, опубликованные во втором выпуске собрания Сочинений Г. В. Воробьёва [1]. Одновременно он обратился и к скрипке, сочинив «Поэму» для скрипки и фортепиано. Она создавалась в течение нескольких месяцев с конца 1933 по март 1934 года. В ней превалируют романтические образы. Развернутое лирико-драматическое вступление Andante (т. 1 — 19) сменяется жан-рово-плясовой темой Vivo, вариационно разрабатываемой на протяжении 20—77 тактов (см. нотные примеры 1 и 2).

Контрастом начальным разделам служит средняя часть Meno mosso (cantabile molto), основанная на распетой у солиста-скрипача мелодии широкого диапазона (см. пример 3).

За средней частью следует точное повторение вступительного Andante и танцевального Vivo (т. 116 — 190). В маленькой коде на миг появляется раздумчивая тема средней части, но ее сразу перебивает громогласный пассаж, завершающий произведение. В нем как бы «проглянул» темперамент юного автора, известного друзьям склонностью к неожиданно-эффектным жестам. Для каждого раздела достаточно развернутой композиции «Поэмы» характерны маленькие динамические нарастания, местные кульминации, каденции, позволяющие испол-

VIV*

4 Р Л л а \Ч\0 / 1* ^ ш ■ т л ж - __—г Ш "¥—к ш

тг;—-у= С ж- С —ч— ' к . V—^ -л— J

...а_1— I__ 1-- -Л-1— »

нителям показать разнообразные технические с автором исполнил преподаватель техникума

приемы.

А. И. Земмель.

Премьера «Поэмы» состоялась в концерте Соната для скрипки и фортепиано сочиня-6 апреля 1934 года. Партию скрипки в ансамбле лась в 1936 — 1937 годах в Москве в классе

Класс композиции проф. Г. И. Литинского. Сидят (слева направо): И. Н. Надиров, В. И. Мурадели, Г. И. Ли-тинский, В. Н. Мкртычева. Во втором ряду: ?, Г. В. Воробьёв, Н. В. Нариманидзе. В третьем ряду: Г. А. Меликян, М. Я. Магиденко, Н. Г. Жиганов2. 2-я пол. 1930-х гг.

композиции профессора Г. И. Литинского. Камерному по жанру произведению композитор придает масштаб большого сонатного цикла в трех частях: (I) Allegro maestoso, 255 тактов, (II) Andante, 120 тактов, (III) Presto, 169 тактов. В каждой части Геннадий демонстрирует мастерство тематического развития, роскошь музыкальной фантазии и изобретательности. Заметно, что у девятнадцатилетнего композитора складывается круг излюбленных выразительных средств и приемов. В музыке много деталей, уже знакомых нам по его фортепианной Сонатине (опубликованной в 2009 году), пьесам, обработкам народных песен. Становится узнаваемым индивидуальный творческий по-

черк, основанный на излюбленных молодым композитором пентатоновых ладо-мелодических сочетаниях и извлекаемых из них гармонических вертикалях.

Главная тема первой части (ре минор) — монолог с чертами героики, монументальности. Его начинает фортепиано в аккордовой фактуре, затем тема звучит одноголосно на струне соль у скрипача (см. пример 4).

Этот гимн величавой красоте родного края дополняется нежной песнью побочной партии в тональности мажорной доминанты (см. пример 5).

В разработке получают развитие обе темы.

Вторая часть Сонаты — лирический центр произведения. Тонкость лирического образа подчеркивается особыми приемами — игра con sordino в первой теме, игра sul ponticello в среднем разделе, контрастно оттеняющем лирику народно-жанровой танцевальной мелодией (см. примеры 6 и 7).

Финал Сонаты имеет признаки трех-пяти-частной формы. Все ее разделы объединены стремительным движением Presto (последнее проведение главной темы еще скорее — piu mosso). Во всех разделах присутствует виртуозная моторная токкатность у пианиста. Композитор находит характерные интонационно-технические приемы для каждого образа. Таковы двойные репетиции в главной

теме, усложняемые струящимися вниз три- токкатной моторикой у пианиста (см. при-ольными фигурками в ее концовке (см. при- мер 9).

меры 8 а, б).

Первым исполнителем Сонаты стал Вик-

Обращают на себя внимание и glissando тор Ходяшев в ансамбле с автором музыки. скрипки в концовке второй темы (имеющей 28 августа 1944 года, поминая пятилетие без-фольклорные прототипы), сочетающейся с временного ухода из жизни талантливого ком-

V

¡4 - . . 1-: > -и I 1 -А

7

позитора, студента, которого помнила Московская консерватория, на Всесоюзном радио был проведен концерт. В исполнении солистов Всесоюзного радио пианиста Наума Вальтера и скрипача Петра Бондаренко прозвучали фортепианная Сонатина и скрипичная Соната Геннадия Воробьёва.

В Чувашии репертуар скрипачей в послевоенные десятилетия обогатился концертами В. А. Ходяшева и М. А. Алексеева, сонатами и пьесами Ф. М. Лукина, А. М. Токарева, А. В. Асламаса, А. М. Михайлова, А. Г. Васильева и других авторов. Однако произведения талантливейшего Геннадия Воробьёва не утрачивают значения и остаются востребованными. При жизни автора «Поэма» и Соната, к сожалению, не были изданы. Их предполагается включить в очередной выпуск Собрания сочинений Геннадия Воробьёва, издание которого предпринято Чувашским государственным институтом гуманитарных наук.

ПримеЧания

Список

лимшжшы,-

Пётр Николаевич Осипов — известный чувашский драматург, писатель, актер. Учился в Казанском музыкальном училище (класс скрипки, 1913 — 1918). В 1920 — 1922 годах продолжил образование в Казанской Восточной консерватории (по классу А. М. Васильева) и в Восточном музыкальном техникуме (1926). Впоследствии медик, в 1948 — 1950 годах — министр здравоохранения Чувашии. Воспроизводится по фотоальбому: Московская консерватория. 1866—1991 [2. С. 158].

Г. В. Сочинения. — Вып. 2. Пьесы для фортепиано. — Чебоксары: ЧГИГН, 2013. — 71 с. Московская консерватория. 1866—1991: Альбом / Автор текста, сост. и ред. Г. А. Прибегина. — М.: Музыка, 1991. — 240 с.

Научный архив Чувашского государственного института гуманитарных наук. — Отд. VI. — Ед. хр. 200. — Инв № 653. Ходяшев В. А. Геннадий Воробьёв: Краткий очерк жизни и творчества. — Чебоксары, 1968. — 59 с.

Чернов В. С. Чувашские народные музыкальные инструменты: Книга-альбом. — Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 2008. — 174 с.

Яковлев И. Я. Моя жизнь: Воспоминания. — М.: Республика, 1997. — 696 с.

ererences

5.

Vorobyov G. V. Sochineniya. — Vyp. 2. Pyesy dlya fortepiano. — Cheboksary: CHGIGN, 2013. — 71 s.

Moskovskaya konservatoriya. 1866 — 1991: Albom / Avtor teksta, sost. i red. G. A. Pribegina. — M.: Muzyka, 1991. — 240 s.

Nauchnyy arkhiv Chuvashskogo gosudarstvennogo instituta gumanitarnykh nauk. — Otd. VI — Yed. khr. 200. — Inv. № 653.

Khodyashev V. A. Gennadiy Vorobyov: Kratkiy ocherk zhizni i tvorchestva. — Cheboksary, 1968. — 59 s. Chernov V. S. Chuvashskiye narodnyye muzykalnyye instrumenty: Kniga-albom. — Cheboksary: Chuvash. kn. izd-vo, 2008. — 174 s.

Yakovlev I. Y. Moya zhizn: Vospominaniya. — M.: Respublika, 1997. — 696 s.

2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.