Научная статья на тему 'Звуковая экспрессия одической поэзии М. В. Ломоносова'

Звуковая экспрессия одической поэзии М. В. Ломоносова Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1056
144
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Звуковая картина мира / экспрессия звука / ода / поэтическая музыкальность / М.В. Ломоносов

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Атаманова Наталья Викторовна

Поэзия М.В. Ломоносова, во многом определившая становление ведущих литературных традиций эпохи, насыщена звуковыми образами. Звуковой мир оды выстраивается из совокупности различных звуков окружающей действительности или ирреального авторского поэтического пространства, преимущественно эмоционально окрашенных в произведении. Экспрессивно-интонационная тональность звукообраза создается за счет актуализации резких, дисгармоничных звуков, описывающих природночеловеческое пространство, звуков антропологического и метафизического содержания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Атаманова Наталья Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Звуковая экспрессия одической поэзии М. В. Ломоносова»

_______МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №8/2015 ISSN 2410-700Х________

ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 801.3

Атаманова Наталья Викторовна

канд. филол. наук, доцент БГУ им. академика И.Г. Петровского

г. Брянск, РФ E-mail: [email protected]

ЗВУКОВАЯ ЭКСПРЕССИЯ ОДИЧЕСКОЙ ПОЭЗИИ М.В. ЛОМОНОСОВА

(Работа выполнена при финансовой поддержке Гранта Президента РФ молодым ученым (МК-4247.2014.6))

Аннотация

Поэзия М.В. Ломоносова, во многом определившая становление ведущих литературных традиций эпохи, насыщена звуковыми образами. Звуковой мир оды выстраивается из совокупности различных звуков окружающей действительности или ирреального авторского поэтического пространства, преимущественно эмоционально окрашенных в произведении. Экспрессивно-интонационная тональность звукообраза создается за счет актуализации резких, дисгармоничных звуков, описывающих природночеловеческое пространство, звуков антропологического и метафизического содержания.

Ключевые слова

Звуковая картина мира, экспрессия звука, ода, поэтическая музыкальность, М.В. Ломоносов.

Традиционно закрепленная за одической поэзией звуковая маркированность, репрезентированная, в первую очередь, мелодичными, напевными звуками, вполне очевидна. Будучи преимущественно риторическим жанром, ода вместе с тем этимологически сохраняет музыкальное начало, о чем свидетельствуют лексикографические данные: «ода - греч. ode - лирическая песнь, произведение для хорового исполнения» [1, с. 423]. Безусловно, нестабильность жанрового своеобразия оды, обусловленная ее длительным переходом от западноевропейских литературных традиций к русскому классицизму, способствовала становлению ее специфических черт в конкретной поэтической системе. Прецедентным примером трансформации одического жанра являются поэтические произведения М.В. Ломоносова, в которых наряду с торжественностью, восторженностью исследователи отмечают явную музыкальность, напевность, звуковую оформленность [3, с. 171].

Действительно, проникая в поэтику М.В. Ломоносова, нельзя пройти мимо особой роли в его стихотворных текстах организованного звукового начала. Мир поэзии создан звучащим. Звуковой образ является неотъемлемым компонентом художественного целого. Однако несмотря на то что музыка почти не присутствует в поэзии М.В. Ломоносова напрямую, а звуковые образы достаточно частотны, ломоносовская поэтическая система определяется наличием устойчивых звуковых лейтмотивов. Описывая звуковое пространство стихотворений, его можно было бы назвать разнотональным, охватывающим различные оттенки звука и звуковые коннотации.

Звуковой мир поэзии М.В. Ломоносова выстраивается из совокупности различных звуков окружающей действительности или ирреального авторского поэтического пространства, преимущественно эмоционально окрашенных в произведении. Звуковое пространство при этом воспринимается как упорядоченная система звукообразов, где наравне с образами звуковыми функционируют образы бытийные. Вследствие этого в поэзии М.В. Ломоносова выделяются следующие типы образов звучания: объективный, выражающий в звуке существование объектов реальной действительности; субъективный, или антропологический, описывающий звуки, издаваемые персонажами или восхваляемыми автором историческими личностями; космический, или метафизический, позволяющий автору истолковать законы вселенной, смысл существования, философию бытия.

Звуковая экспрессия особенно свойственна конкретным звукообразам, среди которых выделим звуки природного мира и мира человека, нередко показанные автором в параллельной плоскости. Так, в стихотворных строках «Представь движение и ветвей, и зыбей, Представить можешь шум от множества людей. Бегут во след его, друг друга утесняют» («Взойди, веселый дух, на ону высоту...») [4]

166

_______МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №8/2015 ISSN 2410-700Х________

и природа, и человек взаимосвязаны, движение природных объектов дополняет стихийное «нагромождение» шумных, нестройных, беспорядочных звуков, репрезентирующих всеобщую радость от наступления Петрова дня. В стихах «Тихонько вниз теча, молчите, Под мой лишь низкой стих журчите» («Ода в праздник рождения Иоанна Третиего...») [4], «Где быстрыми шумит струями Авфид... Что мне беззнатный род препятством не был, Чтоб внесть в Италию стихи эольски И первому звенеть Алцейской лирой» («Я знак бессмертия себе воздвигнул») [4] природа словно создает общий эмоциональный фон, позволяющий поэту создавать творческий процесс.

Общепоэтические константы «дневного» шумного дня и «мелодичного» природного шума, свойственные поэтическому идиолекту более поздней эпохи, отмечаются и в поэтической системе М.В. Ломоносова: «Лишь только дневной шум замолк», «В долине тишина глубокой. / Внимая нечто, ключ молчит, Которой завсегда журчит И с шумом вниз с холмов стремится» («Ода ... на взятие Хотина») [4]. Нужно отметить, что «Ода. на взятие Хотина» буквально пронизана звуками природно-человеческого пространства: «Корабль... Бежит... Седая пена вкруг шумит... От реву лес и брег дрожит... Пустыня, лес и воздух воет! Шумит с ручьями бор и дол: Победа, росская победа! Летает слава в тьме ночной, Звучит во всех землях трубой... Вливаясь в понт, Дунай ревет...» [4] и т.д. Очевидно, что все мастерски описанные поэтом звуки обозначают здесь вполне реальные дисгармоничные звуки войны, но в том и заключается поэтическая оригинальность М.В. Ломоносова, что «небесная музыка предельно абстрактна, земные же звуки намного более грубы и почти осязаемы в своей фонической конкретности» [3, с. 175]. Так, в «мирных» одах, лишенных воинской атрибутики, наблюдается аналогичная ситуация. Примером тому служит насыщенное впечатляющими звуковыми картинами одическое стихотворение 1742 года, написанное в честь коронации Елизаветы Петровны: «Огня ревущего удары /И свист от ядр летящих ярый / Сгущенным дымом воздух рвут / И тяжких гор сердца трясут» («Ода на прибытие Государыни Императрицы Елисаветы Петровны из Москвы в Санкт-Петербург 1742 года по коронации» [4]).

Исходя из отмеченных примеров, складывается общее представление о звукосфере поэтических произведений М.В. Ломоносова. Эстетическая суть его поэзии и музыкальное свойство одического жанра не могли не повлиять на использование поэтом музыкальных инструментов, среди которых наибольшую частоту составляют арфа, труба, гусли. Безусловно, поэт казался слишком «ученым» и высокопарным и не обладал достаточными познаниями в области музыкальных наук, но довольно четко определил для себя экспрессивно-интонационную тональность звукообраза, который у него представлен в резких, дисгармоничных тонах.

Так, звукообразы ревущих стихий - вихря, бури - проникают в мирную по настроению плоскость одического контекста «Ода на день восшествия Елисаветы», что позволяет исследователям отмечать здесь отголоски барочной культуры. Сначала похвала сопровождается воспоминаниями поэта о доблестных воинских подвигах, переданными посредством ярких звуковых образов («И шум в полках со всех сторон звучащу славу заглушает, И грому труб ее мешает Плачевный побежденных стон» [4]), затем восхваление приобретает комплиментарный характер, когда автор от имени Елизаветы прославляет тишину, излагая свою собственную программу мироустройства («Молчите, пламенные звуки, И колебать престаньте свет; Здесь в мире расширять науки Изволила Елисавет. Вы, наглы вихри, не дерзайте Реветь, но кротко возглашайте Прекрасны наши времена») [4], и, наконец, в заключении актуализируется образ «возлюбленной» всепоглощающей тишины («В безмолвии внимай, вселена»). Примечательно, что сама тишина показана здесь посредством отрицания резких созвучий, где «барочное упоение безмерным и грандиозным охватывает чуть ли не весь горизонт», что, по мнению исследователей, не имеет ничего общего с упорядоченностью «регулярного классицистского сада» [3, с. 180].

Несмотря на «барочную преувеличенность» и витийственность, постепенный отход от классицистских идей [5, с. 41], поэзия М.В. Ломоносова-ученого все же «проникнута естественнонаучными мотивами, мыслями, догадками» [2, с. 97], строго упорядоченными суждениями о законах вселенной. В метафизическом контексте, представляющем поэтический анализ устройства бытия, М.В. Ломоносов излагает научные идеи мироустройства, среди которых рассуждения о пользе стекла («Письмо о пользе Стекла» [4]). Среди звукообразов, участвующих в формировании поэтической научной теории, представлен образ грома. Его индивидуально-авторская трактовка опирается на привычные М.В. Ломоносову

167

________МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №8/2015 ISSN 2410-700Х__________

экспрессивные хаотичные звуки, гром представляется вначале как нечто «ужаснее удара», сопровождающееся ударами молнии «из облак яра», «внезапным треском и шумом», «блеском и звуком», поражающее сознание простого смертного («мятется слабый ум», «желает где б укрыться», «причины оного исследовать страшится», что считает грехом). Однако исследование громовых свойств учеными («И истинных причин достигнуть не могли, Поколе действ в Стекле подобных не нашли») приводит к мысли о безопасности природного явления («Что зная правила, изысканны Стеклом, мы можем отвратить от храмин наших гром»). Наивные на первый взгляд рассуждения М.В. Ломоносова между тем утверждали единство поэта и ученого, отражали стремление к популяризации передовых естественнонаучных представлений.

Звуковая экспрессия одической поэзии М.В. Ломоносова создается в первую очередь за счет совмещения традиций барочной и классицистской культуры, определяющего как оригинальность поэтической системы в целом, так и на уровне конкретной семантической группы.

Список использованной литературы:

1. Багриновский Г.Ю. Этимологический словарь русского языка: более 5000 слов. М.: АСТ, 2009.

2. Бояринцев В.И. Великий М.В. Ломоносов: так начиналась русская наука. М.: Общественное движение «Русский лад», 2011. 175 с.

3. Кириллина Л.В. Музыка в поэзии М.В. Ломоносова // Бортнянский и его время. К 250-летию со дня рождения Д.С. Бортнянского: Материалы международной научной конференции. М.: МГК, 2003. С. 171190.

4. Ломоносов М.В. Русская поэзия. [Электронный ресурс]. URL: http://rupoem.ru.

5. Морозов А. Ломоносов М.В. Избранные произведения. Серия «Библиотека поэта». Л., 1986. С. 5-58.

© Н.В. Атаманова, 2015

УДК 81

Васильева Юлия Александровна

канд. филол. наук г. Астрахань, РФ e-mail: [email protected]

АНТИТЕЗА «ОКРАИНА - ЦЕНТР» КАК ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ СЕМАНТИЧЕСКОЙ ОППОЗИЦИИ «СВОЁ - ЧУЖОЕ» В ОПИСАНИИ ПЕТЕРБУРГСКОЙ

ПРОСТРАНСТВЕННОСТИ

(НА ПРИМЕРЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ СОВРЕМЕННОЙ РУССКОЙ ПРОЗЫ)

Аннотация

В статье рассматриваются способы репрезентации семантической оппозиции «своё - чужое» в произведениях русской прозы 1990-2000-х годов, относящихся к Петербургскому тексту. Делается вывод о роли антитезы «окраина - центр» в раскрытии языковой специфики названной дихотомии.

Ключевые слова

Петербург, Петербургский текст, антитеза, оппозиция «своё - чужое», семантические репрезентанты

Семантическая оппозиция «своё - чужое» носит универсальный характер и имеет свою интерпретацию в разных областях гуманитарных знаний. Обратимся к языковой специфике этой дихотомии и рассмотрим её репрезентацию в произведениях русской прозы 1990-2000-х годов, относящихся к Петербургскому тексту.

168

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.