Научная статья на тему 'Значение игрового метода в структуре тренировочных занятий и в общем процессе подготовки баскетболистов'

Значение игрового метода в структуре тренировочных занятий и в общем процессе подготовки баскетболистов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
609
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука-2020
Область наук
Ключевые слова
БАСКЕТБОЛ / BASKETBALL / ДВИГАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / MOTOR ACTIVITY / ИГРА / GAME / МЕТОД / METHOD / СОРЕВНОВАНИЕ / COMPETITION / ТАКТИКА / TACTICS / ТЕХНИКА / TECHNIQUE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дёмочкина Татьяна Николаевна, Дёмочкина Мария Борисовна

В статье рассматривается использование различных методов проведения тренировочных занятий, отмечается роль игры и её влияние на формирование специльных физических качеств баскетболистов. В процессе подготовки важно соблюдать последовательность обучающих приемов, сочетание способов воздействия, соблюдать соответствие сложности изучаемого материала возрасту и уровню физической подготовленности учеников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дёмочкина Татьяна Николаевна, Дёмочкина Мария Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE VALUE OF THE GAME METHOD IN THE STRUCTURE OF TRAINING SESSIONS AND GENERAL TRAINING OF BASKETBALL PLAYERS

The article deals with the use of various methods of training sessions, the role of the game and its impact on the formation of special physical qualities of basketball players. In the process of preparation, it is important to follow the sequence of training techniques, a combination of methods of influence, to comply with the complexity of the material studied age and level of physical fitness of students.

Текст научной работы на тему «Значение игрового метода в структуре тренировочных занятий и в общем процессе подготовки баскетболистов»

ЗНАЧЕНИЕ ИГРОВОГО МЕТОДА В СТРУКТУРЕ ТРЕНИРОВОЧНЫХ ЗАНЯТИЙ И В ОБЩЕМ ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ БАСКЕТБОЛИСТОВ

THE VALUE OF THE GAME METHOD IN THE STRUCTURE OF TRAINING SESSIONS AND GENERAL TRAINING OF BASKETBALL PLAYERS

Дёмочкина Татьяна Николаевна

старший преподаватель кафедра «Прикладная физическая культура» Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева

г. Орёл, Россия Demochkina Tatiana Nikolaevna senior lecturer department "Appliedphysical culture» Orel state university named after i. S. Turgenev

Orel, Russia

Дёмочкина Мария Борисовна

студент

Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева

г. Орёл, Россия Demochkina Maria Borisovna

student

Orel state university named after i. S. Turgenev

Orel, Russia

Аннотация. В статье рассматривается использование различных методов проведения тренировочных занятий, отмечается роль игры и её влияние на формирование специльных физических качеств баскетболистов. В процессе подготовки важно соблюдать последовательность обучающих приемов, сочетание способов воздействия, соблюдать соответствие сложности изучаемого материала возрасту и уровню физической подготовленности учеников.

Abstract. The article deals with the use of various methods of training sessions, the role of the game and its impact on the formation of special physical qualities of basketball players. in the process of preparation, it is important to follow the sequence of training techniques, a combination of methods of influence, to comply with the complexity of the material studied age and level of physical fitness of students.

Ключевые слова: баскетбол, двигательная деятельность, игра, метод, соревнование, тактика, техника.

Keywords: basketball, motor activity, game, method, competition, tactics, technique.

Любой результат от оказываемого педагогического воздействия зависит от содержания, формы, способа применения, т.е. метода. В процессе обучения баскетболу можно выделить три основных группы методов: словесные,

наглядные и практические. Словесные методы - это рассказ, объяснение, команды, распоряжения, задание, указание, беседа и разбор.

К рассказу относят различные краткие сообщения о технике, тактике игры, различных приёмах, способах взаимодействия, месте, значении и использовании этих приемов в игровой деятельности.

В процессе объяснения раскрывается форма, содержание и структура специфических игровых движений или действий, с помощью которых достигается эффективность деятельности. Доходчивое объяснение является основой правильного освоения двигательных задач, выполнение тактических приемов и установок. Объяснение должно быть кратким, лаконичным, грамотным, акцентированным на главном вопросе.

Одними из специфических форм речевого воздействия в спортивной деятельности являются команды и распоряжения. С их помощью осуществляется оперативное управление и воздействие на учеников. Они отличаются особой лаконичностью. В отличие от команд, распоряжения не имеют строго регламентированной формы, поэтому в процессе тренировки рекомендуется прибегать к распоряжениям, а не командам. Они даются для подготовки к началу (окончанию) выполнения упражнений или игровых заданий.

Задание - это форма постановки индивидуальной (или коллективно) задачи перед учениками с целью выполнения ими каких-либо упражнений или проведения учебных игр.

От задания отличается краткостью и лаконичностью указание. Оно направлено на корректировку и поправку действий, упражнений, игры в процессе противоборства соперникам.

Общение между тренером и учениками происходит в основном в процессе беседы. В ней осуществляется обмен мнениями, составляется план дальнейших действий для эффективного обучения, совершенствования полученных навыков.

Разбор - это краткий, обстоятельный анализ и оценка всех действий и их результата. Как правило, разбор проводят после завершения упражнения, игры или занятия.

В отличие от словесных, наглядные методы направлены на активизацию сенсорных процессов у учеников. Их отличает многообразие и различие. К ним относят показ упражнений или их элементов тренером или наиболее подготовленными учениками. Показ должен быть точным и четким. С его помощью у учеников формируется зрительный образ выполняемого движения или действия. В этой связи необходимо грамотно выбрать место для показа, обеспечить хороший обзор. Показ можно осуществлять в обычном или замедленном темпе, в целом виде или по частям.

К вспомогательным наглядным методам относятся демонстрация учебных фильмов, кино, рисунков, фотографий, схем тактических взаимодействий и т.д. При обучении тактическим взаимодействиям особенно эффективным является повторный или замедленный показ, метод «стоп-кадра».

К наглядным методам относят различные виды ориентирования. Например, с помощью разметки или условных ориентиров (линии, мячи, переносные стойки, стулья, разнообразные зрительные и звуковые сигналы) ограничивают направление движения, сигнализируют о его начале или окончании, регламентируют смену направления, задают траекторию полета мяча и т.п.

Обязательным условием эффективности проведения тренировки является сочетание наглядных методов со словесными.

Все практические методы основываются на активной двигательной деятельности. Их грамотное использование имеет решающее значение в процессе подготовки баскетболистов.

Главным качеством в баскетболе является техника. Работа над техникой может осуществляться в целом или по частям. Несложные игровые приемы (например, стойки, перемещения, ведение мяча) могут разучиваться в целом виде. Их разложение по частям может только усложнить процесс обучения и нарушить его целостную структуру. Разучивая какие-либо приемы по частям, ученик осваивает сложные координационные движения по частям, а затем объединяет их в одно целое. Таким образом разучиваются, например, бросок в прыжке одной рукой от головы; ведение мяча с передачей и т.п.

Каждое упражнение в баскетболе подразумевает многократное повторение игровых движений и действий до автоматического воспроизведения их параметров. С целью овладения техникой игровых приемов, используется их сочетание отдельными учениками или использование в процессе технико-тактических взаимодействий группой занимающихся. По мере овладения простыми приемами, задания усложняются. При этом придерживаются определенной последовательности:

- от упражнений без мяча переходят к технике владения мячом;

- от статических упражнений на месте - к динамическим упражнениям в движении;

- от обособленного единичного исполнения - к сочетанию и чередованию действий;

- от многократного повторения в облегченных условиях - к применению в различных игровых ситуациях.

Работая над техникой и тактикой баскетбола, рекомендуется применять подводящие упражнения, которые объединяют в блоки. Блоки позволяют после освоения простых движений подойти к овладению сложными технико-тактическими действиями. Тренировочные задания должны выполняться в строгой последовательности и могут в себя включать:

- имитацию отдельных фаз движения с мячом или без него (например, подбрасывание мяча над собой при изучении бросков);

- фиксацию положений звеньев тела в ключевые моменты данного приема (например, при изучении броска в прыжке игрок, запрыгнув на гимнастическую скамейку, принимает положение замаха, т.е. мяч поднят к голове);

- создание условий принудительного ограничения амплитуды и направления движений (например, использование педагогом или партнером вертикально расположенной картонки или планшета для предотвращения отклонения в сторону локтя бросающей руки занимающимся, осваивающим технику дистанционного броска одной рукой от плеча);

- временное выключение из целостного движения отдельных звеньев тела (например, выполнение штрафных бросков из положения сидя на стуле).

К выполнению целостного игрового приема следует переходить только тогда, когда ученики уверенно и свободно освоили все базовые элементы как отдельно, так и во взаимосвязи. Время и количество подводящих упражнений

зависят от индивидуальностей спортсменов, результативности процесса обучения.

Для более результативного овладения навыками игры в баскетбол используют различные методы обучения: круговой, соревновательный, интервальный, игровой, сопряженный и т.д. Например, метод сопряженных воздействий заключается в создании оптимальных условий для взаимосвязанного комплексного совершенствования игровых приемов и необходимых для их эффективного воспроизведения физических качеств. Соревновательный метод мотивирует спортсменов к достижению высоких результатов, победе над соперником, совершенствованию навыков. Игровой метод создает благоприятный эмоциональный фон для обучения и совершенствования игровых навыков, пробуждает у занимающихся интерес к систематическим занятиям.

Игровой и соревновательный методы можно назвать основными в процессе подготовки баскетболистов, поскольку баскетбол - это одновременно игра и соревнование. В основе игрового метода лежит определенным образом упорядоченная игровая двигательная деятельность. К признакам игрового метода относятся:

- ярко выраженные элементы соперничества и эмоциональности в игровых действиях;

- изменчивость условий ведения борьбы и выполнения движений;

- высокие требования к творческой инициативе в движениях;

- отсутствие строгой регламентации в характере движений и их нагрузке;

- комплексное проявление разнообразных двигательных навыков и качеств.

К игровому методу можно отнести различные эстафеты, игровые

упражнения и непосредственно сама игра. Игра является лучшим методом в плане обучения двигательным навыкам и подходит для детей любого возраста. Например, для решения двигательных задач можно использовать игру под названием «Выдерни хвост». Ученики делятся на пары и становятся друг напротив друга по боковой линии. К спине каждого участника прикреплен так называемый «хвост» (матерчатая лента). Задача игрока, передвигаясь по залу оторвать «хвост» сопернику и сохранить свой. Сохраняя свой хвост, дети двигаются по залу как бы уворачиваясь. Одновременно с этим они стараются персонально опекать соперника для того, чтобы отнять чужой «хвост». По причине того, что поворачиваться непосредственно спиной к сопернику нельзя (это приведет к поражению), а соперник не дает себя победить, детям приходится передвигаться в правильной стойке.

Такие игры, как «Отними мяч» или «Забрось мяч первым» способствуют развитию основных баскетбольных навыков. Применение игрового метода в тренировочном процессе позволяет эмоционально окрасить каждое занятие, донести информацию до учеников на позитиве, эффективнее обучить основным приемам. Игры позволяют наглядно объяснить ученикам, как правильно выполнять какие-либо действия. Принимая условия игры, дети оказываются вынужденными решать поставленную задачу только при правильном выполнении определенных упражнений или условий.

Соревновательный метод как бы продолжает и дополняет игровой. Его основу составляет специально организованная соревновательная

деятельность. Этот метод особенно эффективен на этапе совершенствования. Он может быть представлен соревнованием на количественный или качественный результат, играми по упрощенным правилам, двусторонними учебными или контрольными играми, официальными соревнованиями.

Игровой, как и соревновательный, методы являются достаточно привлекательными. Однако, они требуют достаточной подготовленности занимающихся в плане техники и тактики игры. Наибольший эффект в игровом методе достигается при строгой регламентации времени, отводимого на решение конкретной задачи. В этой связи, продолжительность игровых заданий и игр должна быть нормирована.

На начальном этапе обучения следует первостепенное значение уделять индивидуальным состязаниям на точность и качество выполнения заданий. По мере технического роста, следует менять приоритеты: переходить к командным соревнованиям, стимулировать быстроту и результативность действий в условиях возрастающей активности противоборства.

Положительная динамика качеств юных баскетболистов всецело зависит от профессионального мастерства тренера, его умения использовать комплекс средств и методов, соблюдать соответствие сложности изучаемого материала возрасту и уровню физической подготовленности учеников.

Литература

1. Кузин В. В. Баскетбол. Начальный этап обучения / В. В. Кузин, С. А. Полиевский. - М., 1999.

2. Луничкин В. Тактика позиционного нападения против личной защиты : метод. пособие для тренеров ДЮСШ / В. Луничкин, С. Чернов, С. Чернышев. - М., 2002.

3. Матвеев Л. П. Теория и практика физической культуры : учеб. 1ля ин-тов физ. культуры / Л. П. Матвеев. - М., 199l.

4. Нестеровский Д. И. Обучение основам техники нападения игры в баскетбол : учеб.-метод. пособие для учителей и студентов ин-тов физ. культуры / Д. И. Нестеровский, В. А. Поляков. - Пенза, 1996.

5. Сортел Н. Баксетбол: первые шаги / Н. Сортел ; пер. с англ. - М., 2002.

References

1. Kuzin V. V., Polievskij S. A. Basketbol. Nachal'nyj ehtap obucheniya [Basketball. The initial stage of training]. Moscow, 1999.

2. Lunichkin V., Chernov S., Chernyshev S. Taktika pozicionnogo napadeniya protiv lichnoj zashchity [Tactics of a positional attack against personal protection]. Moscow, 2002.

3. Matveev L. P. Teoriya i praktika fizicheskoj kul'tury [Theory and practice of physical culture]. Moscow, 1991.

4. Nesterovskij D. I., Polyakov V. A.Obuchenie osnovam tekhniki napadeniya igry v basketbol [Training in the basics of attacking technology in basketball: the teaching method]. Penza, 1996.

5. Sortel N. Baksetbol: pervye shagi [Baksetbol: first steps]. Moscow, 2002.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.