ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ СОПРЯЖЕННОГО МЕТОДА В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНЧЕСКОЙ БАСКЕТБОЛЬНОЙ КОМАНДЫ
FEATURES OF THE APPLICATION OF THE CONJUGATE METHOD IN THE PROCESS OF TRAINING OF STUDENT BASKETBALL TEAM
Демочкина Татьяна Николаевна
старший преподаватель кафедра прикладной физической культуры Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева
г. Орёл, Россия Demochkina Tatiana Nikolaevna senior lecturer department applied physical culture Orel state University named after i. S. Turgenev
Orel, Russia
Мостовая Татьяна Николаевна
кандидат педагогических наук, доцент кафедра прикладной физической культуры Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева
г. Орёл, Россия Mostovaya Tatiana Nikolaevna candidate of pedagogical sciences, associate professor department applied physical culture Orel state University named after i. S. Turgenev
Orel, Russia
Аннотация. Результативность в игровых видах спорта напрямую зависит от особенностей построения тренировочного процесса, использования средств и методов, организации занятий в структуре годичного цикла. Для более эффективного развития физических качеств баскетболистов, а также улучшения их технико-тактической подготовки применяется метод сопряженных воздействий. С его помощью можно максимально развить особо-значимые специальные физические качества баскетболистов.
Abstract. The Effectiveness in team sports depends on the features of the construction of the training process, the use of tools and methods, the organization of classes in the structure of the annual cycle. For more effective development of physical qualities of basketball players, and also improvement of their technical and tactical preparation the method of the interfaced influences is applied. With its help it is possible to develop especially-significant special physical qualities of basketball players as much as possible.
Ключевые слова: баскетбол, игра, сопряженный метод, спорт, тренировка, упражнения, физические качества.
Keywords: basketball, game, conjugate method, sport, training, exercises, physical qualities.
В игровых видах спорта, отличающихся активной двигательной деятельностью, основными средствами тренировки являются физические упражнения. Состав этих упражнений может варьироваться в зависимости от вида спорта, поставленных задач, условий тренировки и т.д. В свою очередь, средства могут быть подразделены на три основные группы: избранные упражнения, соревновательные, специально-подготовительные, общеподготовительные.
К специально-подготовительным упражнениям относят упражнения с элементами соревнования, имитационные, а также различные связки и сочетания движений сходные с основными двигательными действиями по форме соревновательной деятельности или характеру вида спорта. К числу таких упражнений можно отнести упражнения из родственных видов спорта, направленных на совершенствование специфических качеств, например, игровые действия и комбинации.
Состав специально-подготовительных упражнений определяется спецификой вида спорта и подбирается таким образом, чтобы обеспечить направленное, избирательное воздействие на развитие и совершенствование физических качеств и навыков, необходимых спортсмену.
Специально-подготовительные упражнения могут быть подводящими (способствующими освоению формы и техники движений) и развивающими (направленными на воспитание физических качеств). При этом, они не являются основными средствами тренировки, поскольку предназначены для подведения игроков к выполнению основной работы.
С целью интеграции локальных результатов обучения в игровую деятельность используют следующие средства спортивной тренировки:
- упражнения сопряженного характера, сочетающие совершенствование двух или нескольких видов подготовленности;
- комплексные упражнения с последовательным чередованием компонентов подготовленности;
- специальные игровые задания состязательного характера, включающие все виды подготовленности при доминирующем значении одного из них;
- подводящие и подготовительные игры, построенные на использовании элементов игры в различных сочетаниях, с различной последовательностью воспроизведения;
- учебные двусторонние игры с акцентированным совершенствованием сформированных взаимосвязей между компонентами подготовленности;
- контрольные и официальные игры с последующим анализом результатов.
Основными методами в процессе тренировки баскетболистов являются:
метод сопряженных воздействий; игровой метод; метод моделирования условий предстоящей игровой деятельности; соревновательный метод.
Игровой метод представляет собой использование упражнений в форме игры. Применение игрового метода обусловлено решением разнообразных технико-тактических задач в постоянно изменяющихся ситуациях на фоне повышенного эмоционального и функционального состояния организма. Таким образом, обеспечивается последующий перенос положительных результатов непосредственно в основную игровую деятельность.
Метод моделирования условий предстоящей игровой деятельности заключается в моделировании ситуаций, сходных с игровой деятельностью, включающих противоборство соперников. Многократное повторение и воспроизведение определенных технико-тактических действий в нападении и защите позволяет адаптироваться к напряженным условиям игры.
Соревновательный метод в наибольшей степени способствует повышению эффективности тренировочного процесса. В основе метода лежит использование специально организованной соревновательной деятельности в процессе тренировки. Метод может быть представлен соревнованиями на количественный или качественный результат. Состязательный момент должен присутствовать на каждой тренировочном занятии. Самое большое значение соревновательного метода заключается в том, что он создает такие условия, которые максимально приближены к настоящей игре. Таким образом, происходит стимуляция полной реализации всех сторон обучения баскетболистов и одновременное взаимосвязанное совершенствование компонентов подготовленности игроков.
Метод сопряженных воздействий представляет собой решение двигательных задач в сочетании с совершенствованием техники игровых приемов. Решение задачи достигается путем подбора специальных упражнений на стыке двух видов подготовки. В баскетболе использование метода представлена сочетанием совершенствования одновременно нескольких элементов, например, техники и тактики игры, физических качеств и тактических умений, технико-тактических навыков и специальных физических кондиций. Устанавливая между ними рационально и целесообразно подобранные количественные и качественные соотношения, адекватные специфике игровой деятельности, можно придать обычному тренировочному процессу особую эмоциональную окраску, сэкономить время и приблизить обучение к специфическим требованиям самой игры.
Метод сопряженных воздействий применяется, в основном, в процессе совершенствования уже усвоенных двигательных действий. Его целью является улучшение качества этих действий, повышения результативности игры. Смысл данного метода заключается в том, что двигательная техника качественно улучшается и совершенствуется в экстремальных условиях, т.е. условиях, требующих повышенных физических усилий. Например, когда спортсмен выполняет какие-либо беговые или прыжковые упражнения с отягощениями на ногах, происходит одновременное совершенствование техники движения, координационных способностей и физической силы. В таких случаях особую значимость имеет строгий контроль за искажениями и нарушениями структуры целостного двигательного акта.
Игровые виды спорта являются особо эффективными в плане физической подготовки. Это объясняется, во-первых, их спецификой; во-вторых, огромным разносторонним воздействием на организм, физические кондиции, личностные качества; в-третьих, доступностью для людей разного уровня подготовленности, пола и возраста; в-четвертых, регулированием уровня физической нагрузки в достаточно широком диапазоне. Спортивные игры способствуют освоению жизненно важных двигательных навыков, являются эффективным средством развития двигательных способностей у подростков, отличаются высокой
эмоциональностью. В них возможно варьирование физической нагрузки от незначительной (на занятиях с оздоровительной направленностью) до предельного физического и психического напряжения (на уровне спорта высших достижений).
Любое новообразование, полученное в ходе педагогического воздействия, определяется не только его формой, содержанием, но и методом, т.е. способом применения.
В спортивной тренировке понятие «метод» рассматривается как способ применения основных средств, а также совокупность приемов, правил деятельности спортсмена и тренера. Для совершенствования технической, физической и тактической подготовки баскетболистов используется достаточно широкий спектр методов. Это такие, как метод усложнения, метод многоканальной реализации двигательных программ, метод моделирования, метод переключений, интервальный метод, метод сопряженных воздействий, метод круговой тренировки и мн. др. (Ю. Д. Железняк, Ю. М. Портнов, 2004).
Каждый метод преследует определенные цели и задачи и служит развитию определенных навыков. Например, метод усложнения направлен на формирование навыков справляться с поставленными задачами и ориентироваться в любых усложненных обстановках игровой деятельности. Метод многоканальной реализации двигательных программ направлен на формирование навыков выполнения определенных вариантов технического приема. Для совершенствования скоростных движений используется контрастный метод. Физиологическая основа этого метода заключается в воздействии на мышечную чувствительность и функции анализаторных систем путем контрастного изменения пространственно-временных и весовых параметров двигательного управления. Одним из самых распространённых методов подготовки в баскетболе является метод круговой тренировки. Он представляет собой комплекс упражнений, выполняемых «по кругу», т.е. в порядке последовательной смены тренировочных заданий.
В системе тренировки баскетболистов ни одно тренируемое действие не может выполняться самостоятельно, изолировано от других. В процессе выполнения двигательного действия в этот процесс автоматически включаются новые процессы или элементы. Следовательно, в упражнениях, направленных на развитие определенных двигательных качеств, формируются прочные взаимосвязи этих качеств, а также соответствующие им уровни и навыки их использования. Такой сопряженный процесс можно моделировать в зависимости от поставленных задач. С его помощью можно добиваться нужных количественных и качественных характеристик взаимосвязей параметров двигательной деятельности. На этом основано применение метода сопряженных воздействий. (Н. Г. Озолин, 2003; Е. В. Федотова, 2003; М. В. Сахарова, 2004).
В методе сопряженных воздействий можно выделить три варианта сопряженных воздействий на различные стороны подготовки баскетболистов: физическо-техническая, физическо-тактическая, техническо-тактическая.
Преимущественно сопряженное воздействие в процессе тренировки баскетболистов оказывается на физическую и техническую подготовку. Такая тренировка осуществляется в основном в двух формах:
а) выполнение легкоатлетических упражнений на фоне ведения, передачи мяча, жонглирования;
б) выполнение технических упражнений с мячом в нетрадиционных условиях (на грунтовой дорожке, в парке и т.д.).
Одним из примеров тренировки с сопряженным воздействием на физическую и тактическую подготовку может служить выполнение скоростных тактических взаимодействий в двойках, тройках, пятерках вдоль или поперек футбольного поля (т.е. на увеличенной площади взаимодействия).
Развитие технических и тактических качеств баскетболистов происходит не изолировано и сливается в неразрывное целое - технико-тактическое мастерство. Поэтому фактически любое упражнение, направленное на совершенствование техники или тактики обладает сопряженным эффектом.
Метод сопряженного воздействия в большинстве случаев применяется для совершенствования уже разученных двигательных действий и улучшения их качественной основы (результативности). Методическая сущность заключается в совершенствовании техники двигательного действия за счет увеличения физических усилий.
Основную методическую идею сопряженных воздействий раскрывает В. М. Дьячкова (1972). Согласно её мнению, именно этот метод наиболее полно соответствует особенностям специальной физической подготовки баскетболистов. Этот метод, характеризующийся единством специальной физической и технической подготовки спортсменов, отличается целесообразным подбором средств, которые обеспечивают возможность развития СФП и совершенствования спортивной техники (Пойманов В. П., 1982).
В процессе тренировки студенческой баскетбольной команды метод сопряженных воздействий имеет особую значимость. Он в наибольшей степени способствует результативному освоению современных навыков игры в баскетбол. В рамках применения метода искусственно создаются оптимальные условия для взаимосвязанного комплексного совершенствования игровых приемов и необходимых физических качеств с целью их эффективного воспроизведения. Такие качественные изменения происходят благодаря серийному повторению элементов техники игры с повышенной интенсивностью, а также конструированию упражнений с чередованием заданий на совершенствование технических приемов и акцентированное развитие специальных физических качеств в логической последовательности, присущей баскетболу.
Литература
1. Верхошанский Ю. В. Принципы организации тренировки спортсменов высокого класса в годичном цикле // Теория и практика физической культуры. — 1991.
- № 2. — С. 24-30.
2. Гомельский А. Я. Метод сопряженных воздействий // Спортивные игры. —1982.
- № 3. — С. 8-11.
3. Железняк Ю. Д. Примерная программа спортивной подготовки для специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва (этапы/
спортивного совершенствования), школ высшего спортивного мастерства / Ю. Д. Железняк, А. В. Чачин. — М, 2008.
4. Зайцев А. А. Основные компоненты/ спортивной тренировки : метод. рек. по спецкурсу «Теория спорта высших достижений» для студ. факультета физ. воспитания. — Калининград : Изд-во Калининградского университета, 2007. — 26 с.
5. Шарафеева А. Б. Применение метода сопряженного воздействия для совершенствования физической работоспособности студентов ВУЗа, занимающихся футболом / А. Б. Шарафеева, С. С. Воронов // Вестник Томского государственного университета. - 2015. - № 400. - С. 300—304.
6. Швалев В. Н. Морфологические основы/ иннервации сердца / В. Н. Швалев, А. А. Сосунов, Г. Гуски. - М. : «Наука». 1992. - 338 с.
7. Шипулин Г Я. Эффективность технико-тактических действий в соревновательной деятельности высококвалифицированных волейболистов / Г. Я. Шипулин, О. Э. Сердюков // Теория и практика физической культуры/. — 2001. — № 6. — С. 34—36.
8. Ритм сердца и центральная гемодинамика у детей при различной физической активности / П. И. Шлы/к, [ и др.] // Успехи физиологических наук.-1995. - № 1. -С. 113-123.
References
1. Verhoshansky Yu. V. Principy organizacii trenirovki sportsmenov vysokogo klassa v godichnom cikle [Principles of organization of training of high-class athletes in the annual cycle]. Teoriya i praktika fizicheskoj kul'tury - Theory and practice of physical culture, 1991, no. 2, pp. 24-30.
2. Gomel'skij A. Ya. Metod sopryazhennyh vozdejstvij [Method of conjugate effects]. Sportivnye igry - Sports games, 1982, no. 3, pp. 8-11.
3. Zheleznyak Yu. D. Primernaya programma sportivnoj podgotovki dlya specializirovannyh detsko-yunosheskih shkol olimpijskogo rezerva (ehtapy sportivnogo sovershenstvovaniya), shkol vysshego sportivnogo masterstva [Approximate program of sports training for specialized youth schools of Olympic reserve (the stages of sports development), schools of higher sports skills]. Moscow, 2008.
4. Zajcev A. A. Osnovnye komponenty sportivnoj trenirovki: metod. rek. po speckursu «Teoriya sporta vysshih dostizhenij» dlya stud. fakul'teta fiz. vospitaniya. [The main components of sports training: the method. rivers'. on a special course "Theory of sports of the highest achievements"" for students. faculty of physical education]. Kaliningrad, Kaliningrad University Publ., 2007, 26p.
5. Sharafeeva A. B., Voronov S. S. Primenenie metoda sopryazhennogo vozdejstviya dlya sovershenstvovaniya fizicheskoj rabotosposobnosti studentov VUZa, zanimayushchihsya futbolom [Application of the method of conjugate influence for improvement of physical working capacity of the students of higher Education institution, engaged in football]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta - Vestnik of Tomsk state University, 2015, no. 400, pp. 300-304.
6. Shvalev V. N., Sosunov A., Guski G. Morfologicheskie osnovy innervacii serdca [Morphological foundations of the innervation of the heart]. Moscow, Nauka Publ., 1992, 338 p.
7. Shipulin G. Y., Serdyukov O. E. EHffektivnost' tekhniko-takticheskih dejstvij v sorevnovatel'noj deyatel'nosti vysokokvalificirovannyh volejbolistov [The Efficiency of technical-tactical actions in the competitive activities of highly skilled volleyball players].
Teoriya i praktika fizicheskoj kui'tury - Theory and practice of physical culture, 2001, no. 6, pp. 34-36.
8. Shiyk P. I. [etc.] Ritm serdca i centrai'naya gemodinamika u detej pri raziichnoj fizicheskoj aktivnosti [The rhythm of the heart and Central hemodynamics in children with different physical activity]. Uspekhi fiziologicheskih nauk, 1995, no. 1, pp. 113-123.