УДК 796.05
ПЛАН СХЕМА ГОДИЧНОГО ЦИКЛА ПОДГОТОВКИ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА ПО ТЕХНИЧЕСКОЙ, ТАКТИЧЕСКОЙ, СПЕЦИАЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ, ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ ПУТЕМ ВНЕДРЕНИЯ ПОДВИЖНЫХ ИГР В ТРЕНИРОВОЧНОЙ ПРОЦЕСС СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
THE PROGRAM OF MASTERING THE EDUCATIONAL MATERIAL ON TECHNICAL, TACTICAL, SPECIAL PHYSICAL, THEORETICAL TRAINING BY INTRODUCING MOBILE GAMES INTO THE TRAINING PROCESS OF THE FIRST-YEAR SPORTS GROUP
Галкина Ирина Олеговна
магистрант
факультет «Академия физической культуры и спорта» Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева
г. Орел, Россия Galkina Irina Olegovna graduate student faculty ""Academy of Physical Culture and Sports""
Orel state university Orel, Russia
Ревегук Анастасия Олеговна
магистрант
факультет «Академия физической культуры и спорта»> Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева
г. Орел, Россия Reveguk Anastasia Olegovna graduate student faculty ""Academy of Physical Culture and Sports""
Orel state university Orel, Russia
Наполова Галина Викторовна
кандидат биологических наук, доцент кафедра «Теория и методикаизбранного вида спорта» Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева
г. Орел, Россия Napolova Galina Viktorovna Ph.D., associate professor Faculty ""Theory and methodology chosen sport""
Orel state university Orel, Russia
Аннотация. Главная проблема в развитии баскетбола - повышение качества учебно-тренировочного процесса в образовательных школах. Эта тенденция обусловлена высокими требованиями к двигательной и функциональной
подготовленности обучающихся школ, основы которой должны закладываться с детства.
В связи с этим применение подвижных игр в спортивной подготовке позволяет создать двигательную основу для перспективного совершенствования координационных способностей, необходимых для формирования спортивной техники. Результатом проведенной работы явился подбор материала для составления плана-схемы годичного цикла подготовки юных спортсменов
Abstract. The main problem in the development of basketball is the improvement of the quality of the educational process in the educational schools. This tendency is caused by high requirements to the motor and functional preparedness of the learning schools, the foundations of which must be laid down from childhood.
In connection with this, the use of mobile games in sports training makes it possible to create a motive basis for the future improvement of the coordination abilities necessary for the formation of sports equipment. The result of the work was the selection of material for the drawing up of a plan - a scheme of the annual cycle of training of young athletes
Ключевые слова: баскетбол, программа подготовки, юные спортсмены, подвижные игры.
Keywords: basketball, training program, young athletes, outdoor games.
Баскетбол - одна из самых популярных игр в мире. Баскетбол зародился в Америке, и поэтому не удивительно, что самый зрелищный баскетбол можно увидеть на играх Национальной Баскетбольной Ассоциации.
Прогресс баскетбола и его популярность в России наблюдается ежегодно. В стране открываются специализированные отделения по баскетболу в ДЮСШ, СДЮСШОР, направленные как на развитие массового детско-юношеского спорта, так и на развитие спорта высших достижений.
Высокие требования к двигательной и функциональной подготовленности обучающихся школ, обуславливают необходимость в применении подвижных игр в спортивной подготовке. Что позволяет создать двигательную основу для перспективного совершенствования координационных способностей, необходимых для формирования спортивной техники [1, с.118; 2,с. 97].
В связи с этим был разработан дополнительный план - схема по баскетболу апробированная на базе МБУ ДО «ДЮСШ №6».
Данная схема разработана на основе типовой программы «Баскетбол. Программа спортивной подготовки для ДЮСШ», авторов Ю. М. Портнова, В. Г. Башкировой, В. Г. Луничкина, М. И. Духовного, А. Б. Мацака, С. В. Чернова, А. Б. Саблина - 2004 г. И на основе «Типовой примерной программы спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ», утверждённой Федеральным агентством по физической культуре и спорту.
План - схема составлена в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» от 13.01.1996 г. № 12-фз, типовым положением об образовании детей - Постановлением Правительства РФ от 07.03.1995 г. № 233, нормативными документами Министерства Образования «Нормативно-правовые основы, регулирующие деятельность спортивных школ» от 25.01.1995 г. и Государственного комитета Российской Федерации по физической культуре, спорту и туризму за № 390 от 28 июня 2001 г.
В основу план-схемы заложены нормативные требования по физической и технико-тактической подготовке, современные научные методические разработки по баскетболу.
Подготовка баскетболиста - процесс многолетний. Начинать нужно с 7 - 8 лет, в противном случае теряется основной смысл подготовки. В этих условиях первостепенное значение приобретают глубокое изучение индивидуальных особенностей юных спортсменов, а также разработка рациональной методики отбора для занятий баскетболом.
Цель данной план - схемы: последовательное изучение и освоение учебного материала по технической, тактической, специалфакульеььной физической, теоретической подготовке путем внедрения большого количества подвижных игр в тренировочной процесс спортивно-оздоровительной группы первого года обучения.
Для реализации поставленной цели, решались следующие задачи:
1. формирование интереса к занятиям;
2. воспитание физических качеств;
3. обучение основам техники и тактики;
4. привитие навыков участия в соревновательной деятельности;
5. формирование и сплочение коллектива.
Анализ показателей здоровья, физического и двигательного развития детей школьного возраста - 7 - 8 лет в последние годы свидетельствует о тревожных тенденциях. Около трети детей возраста 7-8 лет имеют низкий уровень двигательного развития. Причины этого кроются в современном образе жизни. Если учесть, что двигательная активность является еще и условием, стимулирующим фактором развития интеллектуальной, эмоциональной и других сфер, то становится очевидным актуальность внедрения подвижных игр в специфику занятий баскетболом [3, с.127; 4, с. 129].
Таким образом, подвижные игры и подводящие упражнения являются универсальным средством содействию росту и развитию всех органов и систем организма, а также интеллектуального и психического развития детей.
Интерес к игровой деятельности не только ребёнка, но и взрослого человека естествен и объясним природой самой игры. Ведь стремление к игре интуитивно связано с потребностью человека тренировать мышцы и внутренние органы, а также получать внешнюю информацию.
Важно помнить, что игры выступают как вспомогательное, дополнительное упражнение в системе средств, используемых в тренировочном процессе. Не следует переоценивать их значение, как, впрочем, и игнорировать использование для решения педагогических задач на разных этапах спортивной подготовки.
1. Применение подвижных игр в спортивной подготовке позволяет создать двигательную основу для перспективного совершенствования координационных способностей, необходимых для формирования спортивной техники.
2. Систематическое проведение различных подвижных игр позволяет создать у юных баскетболистов определённый запас движений. На этой базе легче формируется навык. Спортсмен приобретает способность применять освоенный навык в целостной деятельности, выбирать для каждого случая наилучшие варианты выполнения действия.
3. Подвижная игра выступает как комплексное упражнение, заставляющее активно работать мысль. Поэтому использование в тренировках подвижных игр для решения различных педагогических задач способствует созданию общих предпосылок для овладения тактикой.
4. Умение чувствовать микроотрезки времени, скорость и ритм движений, умело распределять силы на дистанции также входит в арсенал тактического мастерства, которое может совершенствоваться в играх и а игровых заданиях.
Существует множество классификаций подвижных игр: по содержанию, по характеру двигательных заданий, по способам организации детей, по сложности правил.
В данной программе подвижные игры разделяются на большие группы:
1. Сюжетные игры — в которых действия детей определяются сюжетом и той ролью, которую они выполняют. Несложные правила являются обязательными для всех детей и позволяют регулировать их поведение. В сюжетных играх может участвовать разное количество детей — от 10 до 25 человек.
2. Игры без сюжета — основаны чаще всего на беге с ловлей и увертыванием. Наличие этих элементов делает игры особенно подвижными, эмоциональными, требующими от детей особой быстроты, ловкости движений. К этой же группе следует отнести и игры, которые проводятся с использованием предметов и основаны на бросании, метании, попадании в цель. Эти игры могут проводиться с небольшими группами детей 2 — 4 человека.
3. Игровые упражнения основаны на выполнении определенных двигательных заданий (прыжки, метание, бег) и направлены на упражнение детей в определенных видах движения. Игровые упражнения организованы для небольшой группы детей. Выполнение движений в них может проходить и одновременно, и поочередно. Удобно проводить такие упражнения и с отдельными детьми.
4. Игры с элементами соревнования, несложные игры-эстафеты также основаны на выполнении определенных двигательных заданий и не имеют сюжета, но в них есть элемент соревнования, побуждающий к активности, к проявлению двигательных и таких качеств как быстроты, ловкости, выдержки, самостоятельности. Это главное отличие от бессюжетных игр.
Благодаря большому разнообразию подвижных игр можно целенаправленно и разносторонне воздействовать на развитие ребенка. Как средство физического воспитания подвижные игры имеют свои особенности:
1. Комплексность воздействия на организм занимающихся, т.е. одновременное совершенствование основных двигательных качеств и функций организма.
2. Коллективность действий, характерная для большинства спортивных игр. Воспитывается чувство взаимопомощи, дружбы, ответственности за свои действия перед коллективом.
3. Внезапная смена игровой обстановки требует быстрых и рациональных решений и самостоятельности, что создают благоприятные условия для проявления индивидуальных особенностей игроков.
4. Большая эмоциональность и увлекательный характер спортивных игр.
ПЛАН-СХЕМА ГОДИЧНОГО ЦИКЛА ПОДГОТОВКИ.
Одним из важнейших вопросов построения учебно-тренировочного процесса является распределение программного материала по годам обучения, этапам и недельным микроциклам - основным структурным блокам планирования. В программе дан план-график подготовки на первый учебный год в спортивно-оздоровительной группе (табл. 1). Для каждого этапа подготовки в программе дается направленность занятий в микроциклах (неделях). План - схема позволяет быстро сконструировать игровой момент с учетом категорий необходимых для обучения. Рекомендуется включать элементы, входящие в разные категории схемы.
Таблица 1
ПРОГРАММНЫЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
Приемы игры 1-ый год обучения
Техника нападения
Стойка баскетболиста +
Укрывание мяча +
Прыжок толчком двух ног +
Прыжок толчком одной ноги +
Остановка прыжком +
Остановка двумя шагами -
Повороты вперед, назад +
Вышагивание +
Ловля мяча двумя руками на месте +
Ловля мяча двумя руками в движении +
Ловля мяча двумя руками в прыжке -
Ловля мяча двумя руками при встречном движении -
Ловля мяча двумя руками при поступательном движении -
Ловля мяча двумя руками при движении сбоку +
Ловля мяча одной рукой на месте -
Ловля мяча одной рукой в движении -
Передача мяча двумя руками сверху -
Передача мяча двумя руками от груди (с отскоком) +
Передача мяча двумя руками в движении +
Передача мяча двумя руками (встречные) +
Передача мяча двумя руками (поступательные) -
Передача одной рукой от плеча (с отскоком) +
Передача одной рукой с боку (с отскоком) -
Передача одной рукой в движении -
Ведение мяча с высоким отскоком +
Ведение мяча с низким отскоком +
Ведение мяча со зрительным контролем +
Ведение мяча без зрительного контроля
Ведение мяча на месте +
Ведение мяча по прямой +
Ведение мяча с изменением направления +
Продолжение табл 1
Ведение с изменением скорости +
Ведение мяча зигзагом, по дугам, по кругу +
Обводка соперника с изменением направления -
Обводка соперника с изменением скорости -
Обводка соперника с поворотом -
Обводка соперника с сочетанием нескольких приемов -
Броски одной рукой от плеча с места с отскоком от щита +
Броски одной рукой от плеча после остановки прыжком +
Броски одной рукой от плеча после двух шагов -
Штрафные броски +
Броски одной рукой от плеча с места без отскока от щита +
Жонглирование мячом +
Финт на передачу -
Финт на ведение -
Финт без мяча +
Перемещения без мяча с изменением направления +
Техника защиты
Защитная стойка +
Перемещение приставным шагом, спиной +
Вырывание мяча +
Выбивание мяча на месте -
Выбивание мяча в движении (спереди, сзади) -
Перехват мяча -
Тактика нападения
Выход для получения мяча -
Выход для отвлечения мяча -
Розыгрыш мяча -
Атака корзины +
«Передай мяч и выходи» -
Тактика защиты
Противодействие получению мяча -
Противодействие выходу на свободное место -
Противодействие розыгрышу мяча -
Противодействие атаке корзины +
Подстраховка -
Система личной защиты -
Действия против дриблера -
роявление интереса к участию организованных занятий разл
82/157
направленности и выполнению разных игровых ролей. Мы этот тест также рекомендуем к использованию, как простой способ оценки динамики физического развития спортсменов Данный тест необходимо проводить 3 раза за учебный год (сентябрь, декабрь, апрель), для того чтобы увидеть динамику развития спортсмена, скорректировать применение тех или иных подвижных игр в процессе обучения.
ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ТЕСТА «ПРОВЕРЬ СЕБЯ»
Цель: Содействие укреплению здоровья детей и повышение интереса к физической культуре.
Задачи:
- Пропаганда здорового образа жизни;
- Организация досуга для детей и подростков;
- Приобщение к активной спортивной деятельности и реализации спортивного потенциала детей и подростков;
- Выявление и поддержка спортивных способностей детей;
- Поиск и внедрение новых форм и методов работы со спортивными детьми;
- Воспитание патриотизма и высоких моральных качеств. ПРИМЕРНЫЕ ЭСТАФЕТЫ
Прыжки через скакалку на двух ногах в течение 30 секунд.
Прыжок с места в длину.
Бег, 20 метров.
Приседания.
Пресс.
Защитные передвижения
Ведение мяча по прямой.
Броски мяча в 1 метре от кольца из 10 попыток.
Вращение мяча вокруг туловища в течение 30 секунд.
Передача мяча в стену в течение 30 секунд.
Внедрив подвижные игры в программу обучения, возможно создание нового отношения к спортивно-оздоровительной группе юных баскетболистов. С помощью подвижных игр осуществляется обучение технико-тактическому содержанию игровой деятельности. Подвижные игры позволяет достаточно быстро ознакомить и обучить основам любой спортивной игры. Включение подвижных игр в учебно-тренировочный процесс позволяет решать задачи психологической и морально-волевой подготовки, воспитывать черты спортивного характера, такие как целеустремленность, способность к полной мобилизации в необходимых ситуациях. Присущий играм коллективизм действий приучает юных спортсменов к подчинению личных интересов интересам всей команды. Обладая этими качествами, юный спортсмен приобретает все необходимое для успеха в соревновательной деятельности в последующие годы.
В возрасте 7 - 8 лет дети овладевают примерно 80-90% общего объёма двигательных навыков. Этот этап обучения благоприятен для приобретения школы техники баскетбола, начального разучивания основных технико-тактических приёмов. Подобранный для освещения вопроса теоретический материал призван облегчить работу тренеров в выборе содержания тактик
Литература
1. Максимова А. В., Наполова Г. В. Совершенствование координационных способностей у юношей футболистов 7-9 лет на стадии начальной подготовки путем внедрения в тренировочный процесс элементов фитнес аэробики // Наука-2020: Физическая культура, спорт, туризм: инновационные проекты и передовые практики. Часть 1: материалы VI Международной научно-практической конференции 28-29 апреля 2017 г. Орел, МАБИВ. Орел, 2017, 2 (13),-С. 118-128.
2. Максимова А. В., Наполова Г. В. Акробатическая подготовка футболистов 7-9 лет в тренировочном процессе на этапе базовой начальной подготовки // Наука-2020: Физическая культура, спорт, туризм: инновационные проекты и передовые практики. Часть 1: материалы VI Международной научно-практической конференции 28-29 апреля 2017 г. Орел, Изд-во МАБИВ. Орел, 2017, 2 (13),-С.97-103.
3. Дорофеев А. Н, Наполова Г. В. Роль типа физической активности в формировании силы нервных процессов // Актуальные вопросы и перспективы развития современной науки: материалы II Международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых (05-08 июня 2017 г., г. Санкт-Петербург). СПб., 2017, С. 127-129.
4. Кузнецова Е., Голубков Р. А., Наполова Г. В. Умственная работоспособность и физическое развитие как проявление высшей нервной деятельности человека // Актуальные вопросы и перспективы развития современной науки: материалы I Международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых (24-28 апреля 2017 г., г. Санкт-Петербург). СПб., 2017, С. 129-132.
References
1. Maksimova A. V., Napolova G. V. Sovershenstvovanie koordinacionnyh sposobnostej u yunoshej futbolistov 7-9 let na stadii nachal'noj podgotovki putem vnedreniya v trenirovochnyj process ehlementov fitnes aehrobiki [Improvement of coordination abilities in young players of football players 7-9 years at the stage of initial training by introducing the elements of fitness aerobics into the training process]. Nauka-2020: Fizicheskaya kul'tura, sport, turizm: innovacionnye proekty i peredovye praktiki. CHast' 1: materialy VI Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii 28-29 aprelya 2017 g. Orel, MABIV [Science-2020: Physical Culture, Sports, Tourism: Innovative Projects and best practices. Part 1: materials of the VI International Scientific and Practical Conference on April 28-29, 2017 Orel, MABIV]. Orel, 2017, 2 (13), pp. 118-128.
2. Maksimova A. V., Napolova G. V. Akrobaticheskaya podgotovka futbolistov 7-9 let v trenirovochnom processe na ehtape bazovoj nachal'noj podgotovki [Acrobatic training of football players 7-9 years in the training process at the stage of basic initial]. Nauka-2020: Fizicheskaya kul'tura, sport, turizm: innovacionnye proekty i peredovye praktiki. CHast' 1: materialy VI Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii 28-29 aprelya 2017 g. Orel, Izd-vo MABIV [training // Science-2020: Physical culture, sports, tourism: innovative projects and best practices. Part 1: materials of the VI International Scientific and Practical Conference on April 28-29, 2017, Orel, MABIV]. Orel, 2017, 2 (13), pp.97-103.
3. Dorofeev A. N, Napolova G. V. Rol' tipa fizicheskoj aktivnosti v formirovanii sily nervnyh processov [The role of the type of physical activity in the formation of the strength of the nervous processes] Aktual'nye voprosy i perspektivy razvitiya sovremennoj nauki: materialy II Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii studentov, aspirantov i molodyh uchenyh (05-08 iyunya 2017 g., g. Sankt-Peterburg) [Actual questions and prospects for the development of modern science: materials of the II International Scientific and Practical Conference of Students, Postgraduates and Young Scientists (05-08 June
2017) Saint-Petersburg)]. St.Petersburg, 2017, pp. 127-129.
4. Kuznecova E., Golubkov R. A., Napolova G. V. Umstvennaya rabotosposobnost' i fizicheskoe razvitie kak proyavlenie vysshej nervnoj deyatel'nosti cheloveka [Mental performance and physical development as a manifestation of human higher nervous activity]. Aktual'nye voprosy i perspektivy razvitiya sovremennoj nauki: materialy I Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii studentov, aspirantov i molodyh uchenyh (24-28 aprelya 2017 g., g. Sankt-Peterburg) [Actual questions and perspectives of development of modern science: materials of the I International scientific and practical conference of students, graduate students and young scientists (April 24-28, 2017, St. Petersburg)]. St.Petersburg, 2017, pp. 129-132.