УДК 338.51
ЗАТРАТНЫЕ МЕТОДЫ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ
А.И. Ермоленко
Даны характеристики затратных методов ценобразования и условий их применения в отечественной практике ценообразования. Рассмотрены основные методы затратного ценообразования, используемые в отечественной и зарубежной практике, даны сравнительные характеристики различных затратных методов, отмечены их преимущества и недостатки.
Ключевые слова: цена, ценообразование, издержки, прибыль, полные затраты, прямые затраты, рентабельность инвестиций, безубыточность.
Методы затратного ценообразования предполагают определение цены товара исходя из издержек и прибыли. В настоящее время затратные методы являются самыми распространенными в отечественной практике ценообразования. Популярность этой группы методов объясняется:
во-первых, тем, что российская экономика долгое время находилась в условиях планового административного регулирования;
во-вторых, тем, что в основе затратных методов лежит калькулирование издержек производства и сбыта продукции, поэтому цена, сформированная затратными методами, имеет надежное обоснование.[3]
Кроме того, затратные методы довольно распространены при ценообразовании на продукцию, цены которой регулируются государством.
В современной экономике данные методы могут успешно применяться при следующих условиях:
- эластичность спроса по цене низкая, т.е. цена не является основным фактором, определяющим решение покупателя приобрести именно данный товар;
- товар не имеет аналогов, уникальный; новый опытный образец; редкий, производимый на заказ; престижный; дефицитный;
- предприятие работает в отрасли с традициями затратного ценообразования или конкуренцией в области затрат;
- издержки стабильны или незначительно изменяются во време-
ни.[1]
Достоинства методов затратного ценообразования:
• простота сбора информации и расчетов; информация об издержках производства более определенна и известна производителю, чем информация о спросе; нет необходимости корректировать цену при нестабильном спросе;
• надежность метода; информация о затратах подтверждается документами бухгалтерии;
• возможность минимизировать ценовую конкуренцию; если этим методом пользуются все предприятия отрасли, то их цены будут близкими;
• справедливость по отношению и к покупателям, и к продавцам: при высоком спросе продавцы не наживаются за счет покупателей вместе с тем имеют возможность получить прибыль на вложенный капитал, традиционную в данной сфере деятельности.
Недостатки затратных методов:
• цена может не совпасть с ценой, которые покупатели готовы заплатить за данный товар, так как при обосновании цены не принимаются во внимание внешние по отношению к продавцу факторы, в первую очередь, спрос на товар, конкуренция, потребительные свойства товара и его заменителей;
• производители игнорируют то, что цена может не находиться в прямой зависимости от издержек производства;
• метод не заинтересовывает в снижении затрат, особенно при обосновании регулируемых государством цен.[2]
По мнению многих экономистов, затратные методы являются устаревшей и неэффективной методикой, хотя и часто практикуемой. Они могут служить только для определения начальной, базовой цены товара и обоснования факта выхода товара на рынок или организации его выпуска на предприятии. Для установления окончательной цены на товар нужно принимать во внимание факторы изменяющейся конъюнктуры рынка.
К основным затратным методам относятся:
1 .Метод полных издержек.
2.Метод прямых (предельных) затрат.
3.Метод рентабельности инвестиций (дохода на вложенный капитал).
4.Метод безубыточности.
Метод полных издержек предполагает определение базовых затрат как суммы всех видов постоянных и переменных затрат на производство единицы продукции. Реализационные и административные расходы, не включенные в базовые затраты, включаются в устанавливаемую продажную цену через надбавку к базовым затратам. Надбавка должна быть в таком размере, чтобы возместить эти затраты и получить ожидаемую прибыль.
Преимуществом метода полных издержек является его простота и удобство использования: гарантируется обеспечение полного покрытия всех затрат и получение планируемой прибыли. Кроме того, данный метод позволяет установить предел цены, ниже которого она может опускаться лишь в исключительных случаях.
Но метод полных издержек имеет серьезные недостатки:
1. При установлении цены не принимаются во внимание имеющийся спрос на товар, конкуренция на рынке, поэтому возможна ситуация, когда товар при данной цене не будет пользоваться спросом, а продукция конкурентов может быть лучше по качеству и более известна покупателю благодаря рекламе и т.д.;
2. Любой метод отнесения на себестоимость товара постоянных накладных расходов, например, арендной платы, которые являются расходами по управлению предприятием, а не расходами по производству данного товара, является условным. Он искажает подлинный вклад продукта в доход предприятия и не позволяет выявить резервы снижения затрат;
3. Обычно в ценообразовании используются не ожидаемые, а текущие затраты, т.е. те, по которым есть информация на предприятии. Между тем такие затраты совсем не обязательно будут в будущем периоде, для которого рассчитываются цены. Отсюда вытекают возможные ошибки в ценообразовании;
4. В данном методе присутствует привязка к необходимому объему выпуска. Но если не удастся сбыть запланированный объем продукции, и выпуск сократится, то цену придется поднять, перераспределив постоянные затраты на меньший объем продукции. Поскольку проблематично определить объем реализации продукции в будущем периоде, то предприятие рассчитывает затраты на основе текущего фактического или стандартного среднего объема. На самом деле зависимость обратная: будущий объем реализации зависит от цены, а не наоборот.
Несмотря на это, метод полных издержек широко используется в российской практике ценообразования. Данный метод применяют предприятия, положение которых близко к монопольному, и сбыт продукции практически гарантирован. Кроме того, метод успешно используется для определения цены на товары-новинки, не имеющие аналогов.[1]
При определении цен по методу прямых (предельных) затрат постоянные затраты не включаются непосредственно в базу цены. Их возмещение должно происходить за счет прибыли, включаемой в цену согласно нормативу рентабельности к прямым (переменным) затратам.
Определение цен на базе только переменных затрат позволяет предприятию в условиях сильной конкуренции установить более низкий уровень цен на товар и за счет этого добиться увеличения продаж и получения приемлемой прибыли. Данный метод позволяет исчислить предел цены, ниже которого она не может опуститься. Нижний предел цены может различаться в зависимости от конъюнктуры рынка. Различают три вида нижнего предела цены:
1.цена целевая (достаточная) определяется как сумма полных затрат и прибыли на единицу продукции. Может считаться нижней границей при благоприятной конъюнктуре;
2.цена техническая (долгосрочная) соответствует полным затратам на одно изделие. Продажа товара по технической цене обеспечивает покрытие затрат, но не позволяет получать прибыль;
3.цена предельная (краткосрочная) включает только удельные переменные затраты. При дальнейшем снижении цены производство прекращается.
Преимущества данного метода по сравнению с методом полных издержек состоит в следующем:
- не возникает проблем калькулирования постоянных затрат на единицу продукции, которое носит произвольный характер;
- калькуляция переменных затрат опирается на более надежные сведения, ибо они связаны непосредственно с технологией производства и продаж;
- создается возможность обоснования краткосрочного снижения
цен.[2]
Применяя метод прямых затрат можно успешно решать различные проблемы работы предприятия и выбора оптимальных экономических решений:
1.Ценообразование на дополнительный выпуск продукции для нового рынка.
2.Ценообразование для сравнения вариантов собственного производства и закупки комплектующих.
3.Ценообразование для обоснования целесообразности выпуска той или иной продукции при ограниченных производственных возможностях.
Применение метода прямых затрат имеет следующие ограничения:
- обоснование цен на базе только переменных затрат нельзя использовать одновременно на все выпускаемые предприятием товары, поскольку постоянные издержки должны быть возмещены предприятием в общей его выручке;
- необходимо оценить влияние прекращения производства одной продукции на спрос на другие товары;
- сохраняется необходимость повышения цен при снижении объемов реализации через повышение норматива рентабельности к переменным затратам, чтобы вносить вклад в покрытие постоянных затрат, что опасно при эластичном спросе;
- снижение цены при эластичном спросе должно сопровождаться высокими объемами реализации, иначе ухудшаются показатели прибыли предприятия.
Несмотря на имеющиеся недостатки этот метод получил широкое развитие в США, Германии, Великобритании.[4]
Метод рентабельности инвестиций (дохода на вложенный капитал) используется при ценообразовании на продукцию, производство и реализация которой требуют вложения капитала, и является единственным
методом, учитывающим платность финансовых ресурсов. Если предприятие вкладывает в производство заемные средства, то минимальную цену, обеспечивающую выплату процентов за пользование кредитом, рассчитывают как сумму полной себестоимости и процентов за пользование кредитом, приходящихся на единицу изделия.
В том случае, когда предприятие осваивает производство, вкладывая собственные средства, цену, обеспечивающую планируемый размер дохода с вложенного капитала, определяют как сумму полной себестоимости и величины планируемого дохода, приходящейся на единицу изделия.
Различие между методами расчета заключается в том, какая цена определяется: в первом случае - это минимальная цена реализации, во втором - цена, обеспечивающая планируемый доход с инвестиций.
Использование метода рентабельности инвестиций позволяет принимать обоснованные решения о величине объемов производства при известных рыночных ценах, т.к. сумма выплат за пользование кредитом, приходящаяся на единицу изделия, зависит от масштаба деятельности.
В условиях инфляции сложно использовать этот метод из-за высокого уровня процентных ставок и их неопределенности во времени, а также сложности прогнозирования уровня рыночных цен.[5]
В основе метода безубыточности лежит выявление цены, обеспечивающей заданный объем прибыли, и определение точки безубыточности. Для того чтобы узнать необходимый объем прибыли, предприятие должно найти оптимальное количество товара, которое оно будет производить. Предприятие должно рассмотреть разные варианты цены на продукцию, сопоставить их с объемами производства и возможной прибылью и выбрать оптимальный вариант.
Точка безубыточности - это точка пересечения кривой общей выручки и кривой общих затрат. В точке безубыточности объем прибыли равняется нулю. Точка безубыточности зависит от величины затрат (соотношения между постоянными и переменными затратами) и цены: чем выше цена, тем меньший объем производства обеспечивает безубыточность при неизменных затратах.
В основе анализа безубыточности лежит поиск наиболее выгодных комбинаций между переменными затратами на единицу изделия, постоянными издержками, ценой и объемом производства.
Для определения точки безубыточности графическим путем строят график безубыточности, в котором по оси ординат отражают показатели в стоимостном выражении, по оси абсцисс - данные о количестве произведенной продукции в натуральных показателях. На графике должны быть представлены:
- линия постоянных затрат;
- линия переменных затрат;
- линия совокупных затрат;
- линия выручки от продажи при различных ценах на изделие.
Основным недостатком метода безубыточности является то, что не учитывается взаимосвязь цены товара и фактического спроса.
Поэтому этот метод используется в основном как предварительный, позволяющий определить, насколько целесообразно выходить на рынок с такой ценой товара.[5]
Список литературы
1.Баздникин А.С. Цены и ценообразование: Учебное пособие. М.: Юрайт-Издат, 2006. 332 с.
2.Бутакова М.М. Практикум по ценообразованию: учебное пособие / М.М. Бутакова. М.: КНОРУС, 2006. 224 с.
3.Маренков Н.Л. Ценообразование / Под редакцией доктора экономических наук, профессора В.Н. Чапека. Серия «Высшее образование». М.: Национальный институт бизнеса. Ростов н/Д: Феникс, 2005. 288 с.
4.Слепов В.А., Николаева Т.Е. Ценообразование: Учебное пособие под ред.проф. В.А.Слепова. Рос. экон. акад. им. Г.В. Плеханова. 3-е изд., испр. М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2003. 152 с.
5.Шуляк П.Н. Ценообразование: Учебно-практическое пособие. 7-е изд., перераб. и доп. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2004. 192 с.
Ермоленко Анна Игоревна, канд. экон. наук, доц., [email protected] , Россия, Тула, Тульский государственный университет
COST METHODS OF PRICING A.I. Ermolenko
Given the characteristics of cost methods of pricing and conditions of use in domestic practice ofpricing. The basic methods of cost-based pricing used in domestic and foreign practice, given the comparative of various cost methods, marked their advantages and disadvantages.
Key words: price, pricing, costs, profit, full costs, direct costs, return on investments, break-even.
Ermolenko Anna Igorevna, candidate of economic science, docent, [email protected], Russia, Tula, Tula State University