Научная статья на тему 'Учет затрат и формирование цен на лекарственные средства'

Учет затрат и формирование цен на лекарственные средства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
795
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Перегудова Лариса, Быстрицкий Леонид, Гришин Александр

Практика ценообразования, сложившаяся в централизованной системе хозяйствования, в настоящее время практически утратила свою значимость. Возникает необходимость адаптации ценообразования к рыночным механизмам, как основному фактору конкурентоспособности. Необходимо понять, какими способами можно воздействовать на цены для решения производственных проблем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Учет затрат и формирование цен на лекарственные средства»

2004 октябрь

ремодшм

ПРЕДПРИЯТИЯ -ЗДРАВООХРАНЕНИЮ РОССИИ

Лариса ПЕРЕГУДОВА, Леонид БЫСТРИЦКИЙ, Филиал ФГУП НПО «Микроген» МЗ РФ НПО «Вирион», Александр ГРИШИН, Омская государственная медицинская академия

Учет затрат и формирование цен

НА ЛЕКАРСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА

Практика ценообразования, сложившаяся в централизованной системе хозяйствования, в настоящее время практически утратила свою значимость. Возникает необходимость адаптации ценообразования к рыночным механизмам, как основному фактору конкурентоспособности. Необходимо понять, какими способами можно воздействовать на цены для решения производственных проблем.

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ЦЕНЫ

Как показал анализ цен предприятия на некоторые лекарственные препараты, за последние 5 лет прослеживается тенденция падения цен при одномоментном повышении себестоимости препаратов (рис. 1, 2). При этом производитель несет значительные расходы по разработке и регистрации препарата, закупает субстанцию, приобретает необходимые приборы и оборудование, производит препарат, контролирует его качество, хранит на складе, реализует комплекс маркетинговых и коммерческих мероприятий. Проблема ценообразования на лекарственные средства относится к наиболее важной, т.к. цены на лекарственные средства имеют не только экономическое, но и социальное значение. Очень многое в развитии производства лекарств, их реализации и обеспечения ими населения зависит от политики це-

нообразования. К сожалению, в настоящее время эта политика имеет недостатки, существенно сдерживающие возможности производства и реализации с одной стороны, и основательно затрудняющие их покупку населением (в виду высоких цен) — с другой. В связи с этим проблема ценообразования на фармацевтические препараты становится одной из основных в развитии рынка лекарств. От того, как она будет решена, во многом зависит рентабельность предприятий и возможность приобретения любых лекарственных средств потребителями. Для анализа механизма ценообразования на лекарственные средства необходимо воспринимать лекарства в рыночном контексте, т.е. в качестве товара, подверженного всему комплексу рыночных факторов: спрос, предложение, мода, сезонная конъюнктура и т.д. В рыночной обстановке компании-производители при формировании цены

рисунок 1

| Динамика цен предприятия на некоторые лекарственные препараты с 1999 по 2003 гг.

25

20

15

22,5 □ 19,8

19,0 18,2

21,1 17,3 у П/Г

16,9 17,0

11,4 14,6

8,9 8,6 9,8

8,1 9,4 9,3

1999 г. 2000 г. 2001 г.

22,5

15,6

10,7 9,2

18,5

1 — Кокарбоксилазы

г/хл (амп. 0,05 г +

раств. 2 мл)

2 — Лидаза амп. 64 у.е.

3 — Гентамицина

сульфат амп. 4%

2 мл

4 — Анальгин амп.

50% 2 мл

5 — Новокаин амп.

0,5% по 5 мл

6 — Натрия хлорид

амп. 0,9% 5 мл

воспринимают ее как некий механизм, пребывающий в равновесии весьма непродолжительное время и постоянно приводимый в движение разнонаправленными силами (рис. 3). Повышающее воздействие на цену оказывают себестоимость препарата и методики ее калькулирования, плановая рентабельность, плановая окупаемость инвестиций, затраты на маркетинг. Падению цены чаще всего способствуют низкий платежеспособный спрос населения, привычка не платить за лекарственные средства, которая выработалась в социалистические времена и доказала свою исключительную устойчивость, а также конкурентная борьба, особенно ожесточенная в сегменте дженериковых препаратов, где доминирует ценовая конкуренция вопреки свойствам и преимуществам препарата. Уровень конкурентоспособности производителя в каждый конкретный момент времени определяется также совместным воздействием ряда факторов, которые разделены, прежде всего, на внешние и внутренние. Внешние факторы конкурентоспособности являются, как правило, неуправляемыми. Поэтому реальные пути повышения конкурентоспособности предприятия находятся в сфере действия факторов внутренней среды. На цену на рынке лекарственных средств влияет множество факторов, важнейшими из которых являются качество продукции, применяемые скидки, сроки и периодичность доставки, размер транспортных расходов. От того, насколько корректны будут найденные подходы к каждому конкретному фактору, во многом будет зависеть успех и процветание предприятия.

Предприятия, занимающиеся производством лекарственных препаратов, поставлены рынком лекарственных средств в жесткие условия выживания. Обеспечить себе конкурентные преимущества можно за счет рационального управления себестоимостью. Производители лекарственных средств, как

4

ПРОМЫШЛЕННОСТЬ

РШШ1ШМ

2004 октябрь

таблица 1

реализации

Пример расчета безубыточности

Показатели Фактически за отчётный период

Постоянные издержки, ден. ед. 199077,13

Переменные издержки, ден. ед. 1007730,53

Стоимость реализации, ден. ед. 2033349,6

Объем произведенной продукции, упак. 2580

Выручка от реализации, ден.ед. 826542

Средняя цена реализации, ден.ед. 788,12

рисунок 2

| Динамика соотношения средней цены реализации и себестоимости по Лидазе

ю

1999 г. 2000 г. 2001 г. 2002 г. 2003 г.

□ — Средняя цена реализации

I — Себестоимость

85

правило, выбирают простой подход к определению цены, устанавливая ее на уровне затрат производства плюс прибыль, т.е. используют затратный метод установления цены. На первый взгляд такой метод установления цены кажется вполне разумным, но при тщательном анализе обнаруживается ряд существенных недостатков:

♦ «Затратная цена» не отражает меры ценности (полезности) товара для его конечного потребителя.

♦ При установлении такой цены в расчет не принимаются сложившийся уровень спроса на предлагаемый товар. Так, при отсутствии спроса могут возникнуть трудности с реализацией товара. И наоборот, при складывающихся благоприятных тенденциях в изменении спроса производитель лишается возможности использовать рыночную конъюнктуру и обеспечить повышенную ренту производителя в виде дополнительной массы прибыли.

♦ Игнорируется влияние цен конкурентов на спрос по данной товарной позиции.

♦ При производстве и продажах целого спектра товаров возникают трудности расчетного характера при оценке их себестоимости, что может привести либо к завышению продажной цены товара, если на него падает слишком большая доля себестоимости, либо к занижению цены при неоправданно малой доле распределяемой себестоимости. И то и другое ведет к снижению массы прибыли.

♦ При выпуске на рынок нового товара формирование затрат по статьям себестоимости трудно оценить заранее до-

статочно точно, поэтому «цена с надбавкой» может носить предварительный характер и быть достаточно ненадежной.

В условиях рынка цены и конкуренция заставляют производителя постоянно помнить о себестоимости, т.к. затраты оказывают решающее влияние на формирование ценовой политики предприятия, на процесс максимизации прибыли, а учет затрат представляет собой выражение внутренних возможностей предприятия. Поэтому при реальном функционировании рыночных механизмов неизбежно возникнет объективная необходимость создания четкой системы учета и контроля затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции.

АНАЛИЗ МЕТОДИК УЧЕТА СЕБЕСТОИМОСТИ

Методики анализа издержек, которые мы будем рассматривать, уже апробированы на нашем предприятии и дали результаты, которые абсолютно согласуются с экономической логикой высшего руководства предприятия.

Методика учета себестоимости по переменным издержкам.

Модель зависимости издержек производства имеет следующий вид:

у = Ь0 + V + V х2 + ... + V х* ,

где: у — общая себестоимость в каком-либо месяце; Ъ0 — условно постоянные (косвенные) расходы; Ъ1 — условно-переменные расходы на одну единицу вы-

пускаемой (продаваемой) продукции, которая обозначена номером 1; х1 — объем выпуска (продажи) продукции, обозначенной номером 1, в натуральных единицах измерения (тоннах, кубических метрах, штуках и т.п.); Ъ2 — условно-переменные расходы на одну единицу выпускаемой (продаваемой) продукции, которая обозначена номером 2; х2 — объем выпуска (продажи) продукции, обозначенной номером 2, в натуральных единицах измерения; Ъп — условно-переменные расходы на одну единицу выпускаемой (продаваемой) продукции, которая обозначена номером п; хп — объем выпуска (продажи) продукции, обозначенной номером п, в натуральных единицах измерения.

Калькуляция себестоимости по переменным и постоянным издержкам позволяет учитывать изделия с большей рентабельностью. За счет сокращения статей себестоимости упрощается ее нормирование, учет, контроль и к тому же улучшается учет и контроль условно-постоянных, накладных расходов, поскольку их сумма за данный конкретный период показывается в отчете о доходах отдельной строкой, что наглядно демонстрирует их влияние на величину прибыли предприятия. Для предприятий, использующих данную систему, достаточно периодически (в зависимости от целей управления) рассчитывать полую себестоимость внесистемно.

Метод безубыточности. Установить оптимальное соотношение между объемом произведенной продукции и прибылью с учетом конкретной цены реа-

УЧЕТ ЗАТРАТ И ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕН НА ЛЕКАРСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА

2004 октябрь

ремодшм

лизации можно с помощью метода безубыточности, основанного на учете себестоимости по переменным и постоянным затратам. Модель безубыточности реализации строится с определенными допущениями и предположениями. Тем не менее она является мощным инструментом для принятия решений.

Метод безубыточности реализации основан на взаимосвязи издержек производства, прибыли и доходов от реализации продукции в течение короткого периода времени — периода, при котором производство продукции предприятия ограничено уровнем имеющихся в его распоряжении действующих производственных мощностей. Для увеличения или сокращения производственных мощностей предприятию необходимо время, поэтому в течение короткого периода времени оно должно работать, используя относительно постоянные запасы производственных ресурсов.

Безубыточность реализации продукции рассчитывается как для всей продукции в целом, так и для каждого ее отдельного вида.

В стоимостном выражении уровень безубыточности определяется по следующей формуле:

Ттп = С пост./ ((1- С

перем.

)ЛЭ,

где: V— объем продаж в стоимостном выражении, Спост — постоянные затраты, С перем. — переменные затраты. В натуральном выражении количество единиц проданных товаров в точке безубыточности равно:

0 Ш1П = Т Ш1п/цена единицы продукции

Рассмотрим пример, в котором имеются данные о затратах и производстве определенного вида продукции за отчетный период.

Рассчитаем минимальный объем продаж в натуральном и стоимостном выражении, при котором будут покрыты все затраты: Тт1п = 199 077,13/ (1-1007730,53/2033349,6)=394б82,02 ден. ед. 0т1п = 394682,02/788,12 = 500,79 упак.

86

87

РЕМШ1ШМ 2004 октябрь

ПРОМЫШЛЕННОСТЬ

таблица 2| Пример расчета достижения целевого

сокращения затрат

Показатели Ед.изм. Значения

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Возможная рыночная цена за упаковку Руб. 10

Целевая рентабельность (норма прибыли) % 20

Запланированный годовой объём продаж Тыс. упак. 1 000

Сметная себестоимость Тыс. руб. 8 600

рисунок 3

| Факторы, влияющие на цены

Факторы, влияющие на рост цены:

Факторы, влияющие на снижение цены:

Рентабельность

Себестоимость

Окупаемость вложений

Платежеспособный спрос

Привычки покупателей

Конкуренты

рисунок 4

Процесс управления ценой и затратами при целевой себестоимости

Определение возможной цены реализации

Разработка концепции

Планирование и маркетинговый анализ

Фактор природной среды

Цена

Прибыль

Себестоимость

Достижение

целевой себестоимости

Проектирование продукта

Постоянное усовершенство-

Реальная выручка по данному препарату составила 826542 ден. ед., включая чистую прибыль. Минимальное количество готовых лекарственных средств, которое нужно было продать, чтобы покрыть все затраты, равно 500,79 упак. Только продажа каждой дополнительной единицы

сверх уровня (точки) безубыточности будет приносить предприятию прибыль. Поскольку фактически было реализовано 2580 упаковок данного лекарственного препарата, то продажа 2079,21 ед. и принесла чистый доход. Важно заметить, что здесь речь идет о расчетной прибы-

ли, а не о бухгалтерской. Акцент в этом примере делается на том, что сначала предприятию необходимо покрыть все свои затраты, а только потом оно сможет получать прибыль от продажи каждой единицы, следующей за объемом продаж в точке безубыточности.

Зная формулу безубыточности реализации, всегда можно определить необходимую цену реализации для получения определенной величины прибыли при реализации установленного объема производства. Для этого необходимо найти отношение суммы предполагаемой прибыли и общих издержек к предполагаемому объему реализации. Предположим, мы хотим при реализации 2580 упак. продукции получить прибыль в размере 1500 тыс. ден. ед. Необходимая цена реализации для нашего Примера составИГ: реализации =

1500000+(1007730,53+199077,13)/ 2580 = 1049,15 ден.ед. Данный пример указывает на необходимость анализа безубыточности реализации, как одного из возможных методов ценообразования. Кроме того, проведение такого анализа позволяет выявить прибыльные виды продукции, более тщательно проводить сравнение конкурентных ценовых ситуаций с одновременным учетом переменных и постоянных издержек.

Целевое калькулирование. Одним из интересных подходов к ценообразованию является целевое калькулирование — система расчета, когда под конкретную цену, сформированную на рынке, рассчитывают необходимые затраты, добиваясь, если необходимо, их снижения.

Формула целевого калькулирования: Цена - Прибыль = Себестоимость. Это простое решение позволило получить прекрасный инструмент контроля и экономии затрат ещё на стадии проектирования. В отличие от традиционных способов ценообразования, целевое калькулирование предусматривает расчёт себестоимости изделия, исходя из предвари-

вание

тельно установленной цены реализации. Эта цена определяется с помощью маркетинговых исследований, т.е. фактически является ожидаемой рыночной ценой продукта или услуги.

Для определения целевой себестоимости изделия величина прибыли, которую хочет получить предприятие, вычитается из ожидаемой рыночной цены. Далее все участники производственного процесса от менеджера до простого рабочего трудятся над тем, чтобы спроектировать и изготовить изделие, соответствующее целевой себестоимости. Если схематически изобразить процесс управления по целевой себестоимости, можно увидеть, что «движение» к целевой себестоимости — двустороннее (рис. 4). С одной стороны, правильно определить целевую себестоимость изделия невозможно без глубокого маркетингового исследования текущего состояния рынка и его перспектив, а с другой — приведение сметной себестоимости в соответствие с целевой себестоимостью предполагает наличие управленческого таланта у менеджеров, инженерной смекалки у проектировщиков и аналитического мышления у бухгалтеров — специалистов по управленческому учёту. Все эти люди связаны одной целью — ликвидировать разницу между сметной и целевой себестоимостью. На рынке лекарственных средств существует довольно жесткая конкуренция между производителями ГЛС, в связи с чем очень часто приходится пользоваться принципами целевого калькулирования. Таким образом, имея заданную цену, начинаем анализировать структуру себестоимости с целью поиска резервов ее снижения.

Резервы снижения себестоимости и цены могут быть в области: + закупок (товары-заменители, цены конкурентов, закупка сырья у местных производителей, пересмотр договор с поставщиками и т.д.); + сбыта (пересмотр договоров: чем больше объем, тем больше скидка и т.д.);

+ затрат изнутри (четкое разграничение статей на постоянные и переменные, более детальное разграничение затрат внутри каждой статьи, нормирование затрат не только основного производства, но и всех вспомогательных подразделений и т.д.);

+ контроля качества продукции (от входящего сырья до готового продукта);

4 внедрения энергосберегающих технологий, при этом эффект тем заметнее, чем большую долю в себестоимости имеют энергоносители (установка счетчиков, пересмотр расходов на обслуживание и т.д.); + пересмотра номенклатуры выпускаемой продукции (разграничение ассортимента, выявление более рентабельных, сокращение убыточных и т.д.);

« персонала (снижение нормативов, сокращение численности, эффективная организация труда, психологический настрой работников: каждый должен понимать важность управления затратами, любому сотруднику должно быть приятно и выгодно работать на благо предприятия и т.д.). Рассмотрим пример, иллюстрирующий вычисления, обычно производимые для достижения целевого сокращения затрат.

Как видим, ожидаемая рыночная цена за единицу продукции составляет 10 руб., а целевая рентабельность (норма прибыли) — 20%. Мы планируем ежегодно продавать 1 млн. ед. продукции, по предварительным подсчётам, сметная себестоимость запланированного объёма продаж составляет 8600 тыс. руб. Несложные подсчёты показывают, что целевая себестоимость единицы продукции равняется 8 руб. (10-10 • 0,2), а для запланированного годового объёма продаж — 8 000 тыс. руб. (8 • 1 000).

Разница между сметной и целевой себестоимостью составляет ни много ни мало — 600 тыс. руб. (8600 — 8000). Именно эту сумму следует «сократить» любыми доступными средствами, не опуская, однако, планку качества продукции.

Указанную задачу «сокращения» легкой не назовёшь. Поэтому для того, чтобы данная система заработала в полную силу, на предприятии должна быть создана высокоорганизованная и высокопродуктивная команда, объединённая общей целью. Применение целевой себестоимости технически не так уж сложно, чтобы стать невозможным для отечественных предприятий. Главная преграда состоит в другом: для успешного ее внедрения в организации должно быть налажено тесное взаимодействие между разными подразделениями и работниками; коллектив должен быть единой командой, хорошо осведомленной и воспринявшей цель своей совместной работы, действующей как единое целое. Данный подход прекрасно совмещается с бюджетированием, планированием прибыли, формированием центров ответственности, различными стратегиями ценообразования и оценочными процедурами. Он помогает мотивировать ориентированное на рынок поведение сотрудников, указывая на допустимую с точки зрения рынка себестоимость, которая должна быть осознана, если компания хочет оказаться прибыльной в условиях конкуренции. Современное состояние российского фармацевтического рынка диктует его участникам жесткие требования по выработке стратегии поведения, которая обеспечивала бы стабильное развитие конкретного предприятия в условиях постоянно меняющейся конкурентной среды. Конкурентная стратегия предприятия должна основываться на привлечении потребителей, сопротивлении конкурентному давлению и укреплению своих рыночных позиций. Вместе с тем любая стратегия на рынке лекарственных средств связана и с качеством лекарственной помощи населению. Данные подходы, по мнению авторов, помогут разрешить многие проблемы ценообразования на рынке лекарственных средств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.