Научная статья на тему 'Справедливая цена для сельскохозяйственной продукции'

Справедливая цена для сельскохозяйственной продукции Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
385
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чая В.Т., Чупахина Н.И.

В статье исследуется процесс ценообразования, который исходит из того, что цена категория конъюнктурная. На ее уровень оказывает существенное влияние комплекс политических, экономических, психологических и социальных факторов. Сегодня цена может определяться фактором затрат, а завтра ее уровень может зависеть от психологии поведения покупателей. Уровень цены реализации непосредственным образом определяет ценовую конкурентоспособность товара. Спад производства продовольствия и сырья в отечественном аграрном секторе сегодня компенсируется импортом, который составляет свыше 40% от общего объема потребления. Для России, с ее огромными плодородными земельными ресурсами, считают авторы, обеспечение продовольствием население страны должно стать приоритетной стратегической задачей. И решение этой задачи возможно лишь при условии стабильного развития аграрного сектора. В этой связи, одним из важных элементов эффективного развития сельскохозяйственных предприятий является разработка научно обоснованной методики ценообразования на продукцию сельского хозяйства. Исследования показывают, что, чем точнее будет информация и детальней проведен анализ факторов в совокупности, тем эффективней и с наименьшими рисками обеспечивается выбор стратегии ценообразования. Другими словами, стратегия ценообразования должна находиться под постоянным мониторингом с целью оперативного реагирования на малейшие изменения и отклонения в данных факторах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Чая В.Т., Чупахина Н.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Справедливая цена для сельскохозяйственной продукции»

Развитие АПК

СПРАВЕДЛИВАЯ ЦЕНА ДЛЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ

В.Т. чая,

доктор экономических наук, профессор Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова

н.и. чупахина,

кандидат экономических наук, доцент Старооскольский технологический институт (филиал) Государственного технологического университета «Московский институт стали и сплавов»

По законам рыночной экономики основным механизмом экономической стабильности отрасли является механизм ценообразования. Отсутствие данного механизма проявляется в прогрессирующем росте диспаритета цен и ежегодной утечке капитала из производственного сектора отрасли.

Одним из решающих путей повышения конкурентоспособности предприятия является оптимальный механизм ценообразования и установление факторов, влияющих на определение цены товара. Сложность ценообразования состоит в том, что цена — категория конъюнктурная. На ее уровень оказывает существенное влияние комплекс политических, экономических, психологических и социальных факторов. Сегодня цена может определяться фактором затрат, а завтра ее уровень может зависеть от психологии поведения покупателей.

Уровень цены реализации непосредственным образом определяет ценовую конкурентоспособность товара.

Цена — фундаментальная экономическая категория, в которой пересекаются и взаимосвязаны практически все основные элементы экономики, проблемы развития общества в целом [2]. В первую очередь это относится к производству и реализации товаров, оказанию услуг, к созданию, распределению и использованию ВВП и национального дохода.

Товар — это благо, которое может быть выражено продуктом, материалом, полуфабрикатом, фактором производства и тому подобное.

Существуют две основные точки зрения на теорию цены. По мнению сторонников одной теории, цена товара выражает его стоимость. Сторонники другой теории считают, что цена товара представляет собой сумму денег, за которую продавец согласен продать, а покупатель готов заплатить за товар определенной полезности. Отсюда цена — денежное выражение стоимости товара, такое же определение дается в ГОСТ Р 51303—99. Другие экономисты более конкретизируют вторую точку зрения, а именно: цена (англ. Price, Cost, Value) есть денежное выражение ценности продукта, товара, услуги, фактора производства в процессе обмена. В свою очередь, ценность — это значимость (польза, полезность) товара как продукта потребления для покупателя (потребителя).

При выборе товара покупатель определяет эффективное для себя соотношение ценности блага (качества, полезности и т. д.) и цены (массу денег или других эквивалентов, которую нужно отдать взамен, чтобы получить и эффективно эксплуатировать желаемое благо). Для продавца цена представляет собой вознаграждение за результат труда и возмещение понесенных расходов на создание (производство, транспортировка, реклама и т. д.) приобретаемого покупателем товара.

Продукция земледелия и животноводства — это особый вид товара, от количества и качества которого зависит жизнь человека, в связи с чем большую значимость для такого товара приобретает его ценность.

На протяжении всей истории развития человечества его сопровождает проблема нехватки продуктов питания. Особенно остро вопрос обеспечения продуктами питания встал во второй половине XX в. в связи с увеличением численности населения в мире.

В ноябре 1996 г. в Риме была проведена Всемирная встреча на высшем уровне (саммит) по продовольственному обеспечению. В принятой Римской политической декларации и в Плане действий до 2015 г. отмечено, что более 800 млн чел. в различных странах, особенно в развивающихся, страдают от недоедания и голода [10].

Это обстоятельство заставляет правительства стран мира вырабатывать новую политику на аг-ропродовольственном рынке. С одной стороны, страны мира должны совместно решать проблему устранения недоедания и голода, а с другой

Валовый сбор зерна хозяйствами всех категорий, млн т

120 -100 -

80 -

стороны, создание в 1995 г. Всемирной торговой организации (ВТО) способствовало рождению новых правил в мировой торговле сельскохозяйственными товарами и продовольствием.

Особую актуальность проблема обеспечения населения продуктами питания приобрела в современной России. До 1991 г. Россия являлась одной из ведущих стран по производству и потреблению продовольственных товаров на душу населения и занимала по этому показателю 7-е место в мире. В 1997 г. она опустилась ниже 42-го места, а по производству зерна — на уровень 1963 г. В сравнении с 1990 г. в стране на 25,3 млн голов сократилась численность крупного рогатого скота, свиней — на 21,0 млн, овец и коз — на 38,9 млн голов.

На сегодня, благодаря усилиям правительства, ситуация улучшилась, хотя до полного благополучия еще очень далеко (рис. 1; 2) [4].

Рис. 1. Динамика валового сбора зерна в 1976-2006 гг.

60 -40 -

20 -

0 -I-1-1-1-1-1-1-1-1-1-1-

1976- 1981 - 1986- 1991- 1996- 2001 2002 2003 2004 2005 2006 Годы 1980 1985 1990 1995 2000

Поголовье скота в хозяйствах всех категорий, млн голов

140 п

1980

1990

1995

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006 ГОД

Рис. 2. Динамика поголовья скота в 1980-2006 гг.

Спад производства продовольствия и сырья в отечественном аграрном секторе сегодня компенсируется импортом, который составляет свыше 40 % от общего объема потребления.

Кроме того, Россия потеряла свою продовольственную безопасность. В нашу страну в обмен на сырьевые ресурсы поставляются некачественные продукты питания. Так, по данным контрольно-инспекционных служб Российской Федерации, в 1996 г. из общего объема импортных продуктов питания было забраковано мясных и мясорасти-тельных консервов — 41,0 %, мяса птицы — 27,0, маргарина и майонеза — 49,0, виноградного и плодово-ягодного вина — 46,0 % и т. д. [10].

Общеизвестны факты ввоза в страну генетически модифицированной продукции (продовольствие, сырье, корма и премиксы для сельскохозяйственных животных и т. д.) с нарушением правовых регламентов и норм.

Завозу некачественной и даже опасной для здоровья продукции из стран дальнего и ближнего зарубежья способствует отсутствие жесткого таможенного контроля на внешних границах СНГ, несовершенство системы сертификации, малоэффективная деятельность контрольно-инспекционных служб, и в первую очередь таких как Государственная хлебная инспекция, Государственный ветеринарный надзор, Государственная инспекция по карантину растений.

Низкое качество продуктов питания, неплатежеспособность многих россиян приводят к тому, что в стране резко увеличилось число больных людей (по данным Госкомстата РФ, свыше 20 % всех жителей страны составляют группы населения с признаками белково-калорийной недостаточности) и вследствие этого — смертность населения.

Так, если в 1992 г. естественная убыль населения составляла 207,0 тыс. чел., то уже в 1996 г. —

■ Ценность

Покуг гатель

Рис. 3. Взаимосвязь субъектов, объекта и предмета механизма ценообразования

824,5 тыс. В 1994—1997 гг. только сельское население России сократилось на 382 тыс. чел.

Все эти обстоятельства заставляют органы государственной власти Российской Федерации кардинально пересмотреть отношение к проблеме питания своих граждан. В своей политике обеспечения продовольственной безопасности Россия должна исходить из положений Римской декларации о всемирной продовольственной безопасности, одобренной на Всемирной встрече на высшем уровне по проблемам продовольствия в ноябре 1996 г. Как известно, в Римской Декларации главы подавляющего большинства правительств и государств мира подтвердили «право каждого на доступ к безопасным для здоровья и полноценным продуктам питания, в соответствии с правом на адекватное питание и основным правом каждого на свободу от голода».

Для России с ее огромными плодородными земельными ресурсами обеспечение продовольствием населения страны должно стать приоритетной стратегической задачей.

Решение этой задачи возможно лишь при условии стабильного развития аграрного сектора.

Как уже ранее отмечалось, основным тормозом в развитии предприятий агропромышленного комплекса (АПК) является несоблюдение закона стоимости — неэквивалентный обмен между товаропроизводителями.

Такая ситуация возникла из-за нарушения межхозяйственных связей при переходе к рыночной экономике, которая привела к диспаритету цен на сельскохозяйственную продукцию, технику и механизмы для села.

В этой связи одним из важных элементов эффективного развития сельскохозяйственных предприятий является разработка научно обоснованной методики ценообразования на продукцию сельского хозяйства.

При принятии решения об установлении той или иной цены следует проанализировать массу различных показателей, учитывать спрос покупателей (предложение конкурентов) и разработать не противоречащий действующему законодательству механизм ценообразования, посредством реализации которого продавец получит желаемый результат в соответствии со своими целями и задачами (рис. 3.).

ПОЛУЧЕНИЕ инФОРмщии ПО ФАКТОРАМ МЕХАНИЗМА ЦП" ЮОБРАЗОВАнНЯ

I

В центре внимания всех субъектов механизма ценообразования всегда остается цена. Полное понимание сущности и важности такой сложной фундаментальной экономической категории, как цена, является основополагающим при разработке механизма ценообразования. Внешним проявлением внутреннего содержания цены являются ее функции. Они отражают сущность цены, ее роль в экономике, место среди других экономических категорий и взаимосвязь с этими категориями.

Методология механизма ценообразования [1] включает в себя:

• политику цен — общие цели, которых продавец собирается достичь с помощью реализации товара по установленным ценам;

• стратегию ценообразования — согласованный общий план действий из совокупности наиболее важных решений, благодаря которым политика цен реализуется на практике. Практическое воплощение политика цен находит в стратегии ценообразования, при выборе которой продавец должен учитывать множество внешних и внутренних факторов, определяющих механизм ценообразования.

Исследования показывают, что, чем точнее будет информация и детальнее проведен анализ факторов в совокупности, тем эффективнее и с наименьшими рисками обеспечивается выбор стратегии ценообразования. Также свой отпечаток накладывает динамическая составляющая развития экономических процессов. Другими словами, стратегия ценообразования должна находиться под постоянным мониторингом с целью оперативного реагирования на малейшие изменения и отклонения в данных факторах. При формировании стратегии ценообразования каждый продавец должен исходить из своей специфики хозяйствования и индивидуальных возможностей, поэтому данный перечень определяющих факторов может и должен быть расширен по усмотрению продавца.

Алгоритм формирования стратегии ценообразования (рис. 4) заключается в следующем:

I. Получение информации по факторам, определяющим механизм ценообразования, всеми имеющимися у продавца способами, не противоречащими действующему законодательству.

II. Стратегический анализ полученной инфор-

СТРАТЕГИЧЕСКИМ АНАЛИЗ

полученной

ИНФОРМАЦИИ

п

РАЗРАБОТКА И УТ9=РЖД£НИЕ ОБЩЕГО ПЛАНА ДЕЙСТВИЙ

ш

анализ на макроуровне

анализ на

мезоуробне

АНАЛИЗ НА МИКРОУРОВНЕ

Рис. 4. Алгоритм формирования стратегии ценообразования

мации на следующих уровнях:

• на макроэкономическом, так называемом макроуровне, в рамках государства и внешнеэкономических связей;

• региональном (зональном, сегментном), так называемом мезоуровне;

• уровне продавца, так называемом микроуровне.

III. Непосредственно разработка и утверждение согласованного общего плана действий на долгосрочную перспективу из совокупности наиболее важных решений в соответствии с задачами политики цен, то есть формирование стратегии ценообразования.

Охарактеризовать базовые направления стратегии ценообразования продавца в теоретическом аспекте можно тремя вариантами:

1) Цена устанавливается ниже экономической ценности товара, т. е., отношение цены Р к ценности С меньше единицы (Р/С<1);

2) Цена устанавливается на уровне экономической ценности товара, то есть, отношение цены Р к ценности С равно единице (Р/ С=1);

3) Цена устанавливается выше экономической ценности товара, то есть, отношение цены Р к ценности С больше единицы (Р/С>1). Однако понятие ценности товара достаточно

субъективное, зависящее от индивидуума и человеческого фактора.

Однозначно при формировании стратегии ценообразования для прочих товаров свой весомый отпечаток накладывает конкурентная среда, поэтому объективно актуально с развитием рыночных отношений сочетание ориентаций и на покупателя, и на конкурентов.

Среди важнейших принципов ценообразования выделяют следующие:

• принцип обоснованности, который состоит в необходимости анализа и учета в ценообразовании рыночных факторов и объективных экономических законов развития рыночной

Рис. 5. Классификация методов ценообразования

экономики (закон стоимости, закон спроса и предложения);

принцип единства, обеспечивающий единую методику расчета цен для определенного вида товара, соответствующую условиям реализации; принцип целенаправленности, состоящий в четком определении приоритетных экономических и социальных задач и проблем, которые должны решаться с помощью цен; принцип контроля, имеющий целью проверку правильности применения установленных законодательством общих для всех продавцов правил ценообразования и реализуемый, в частности, при государственном регулировании цен; принцип непрерывности процесса ценообразования проявляется в постоянной необходимости формирования цены на товар в кругообороте экономических процессов, например, протекающих по схеме «товар—деньги—товар».

Применяемые в современной практике ценообразования методы расчета цен в той или иной степени базируются на экономическом функционировании субъектов механизма ценообразования, с одной стороны, и с другой стороны — на оценке расходов продавца и требованиях покупателя, предъявляемых к качеству / полезности товара. Методы могут быть разделены на четыре основные группы, в зависимости от того, на что в большей степени ориентируется фирма-производитель или продавец при выборе того или иного метода (рис. 5):

1) на издержки производства — затратные методы;

2) на конъюнктуру рынка — рыночные методы;

3) на нормативы затрат на технико-экономический параметр продукции — эконометрические (параметрические) методы;

4) без выбора — административные.

Рис. 6. Схема формирования цены затратными методами

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Затратные методы ценообразования основываются на расходах продавца. Затратные методы позволяют оценить долю расходов в цене каждого товара и делают расчет цен точным с большей степенью вероятности, так как при этом продавцу легче спрогнозировать свои показатели расходов. Поэтому практически каждый продавец в той или иной степени использует эти методы в своей практике при формировании механизма ценообразования. Схема формирования цены затратными методами показана на рис. 6.

Точность расчета базовой цены с помощью затратных методов ценообразования обеспечивается возможностью максимально точного вычленения постоянных расходов из общей суммы расходов продавца, а также правильной оценкой учета запаса ресурсов.

Для целей ценообразования в управленческом учете, наиболее реально отражающим расходы продавца, является метод учета затрат ресурсов НИФО (NIFO — next-in, first-out) — оценка ресурсов по цене, которую придется заплатить в будущем за восполнение запаса ресурса, израсходованного в настоящем. Это особенно актуально при больших колебаниях цен на товары (ресурсы) в краткосрочном периоде времени. Однако данными ни бухгалтерского, ни налогового учета продавец в этих целях не сможет воспользоваться, так как такой метод действующим законодательством Российской Федерации не предусмотрен, что, несомненно, приведет к дополнительным трудозатратам и расходам при обеспечении учета ресурсов по методу НИФО.

Затратные методы ценообразования предполагают расчет цены продажи продукции путем прибавления к издержкам производства некой определенной величины.

В общем виде модель формирования цены с помощью затратных методов ценообразования можно представить так:

совокупные расходы + желаемый доход +

+косвенные налоги в цене

цена товара =-.

объем продаж товара

в натуральных единицах измерения

В цене товара всегда следуют предусматривать дополнительную надбавку в виде косвенных на-

логов и отчислений в расчете на единицу товара, перечень и величина которых определяются в соответствии с действующим законодательством.

К затратным методам можно отнести следующие методы:

• полных издержек;

• прямых затрат;

• предельных издержек;

• на основе анализа безубыточности;

• учета рентабельности инвестиций;

• надбавки к цене.

Метод формирования цены на основе полных расходов — англ. full cost pricing — (другие определения: метод прямого калькулирования, метод «средние издержки плюс прибыль», метод «издержки (затраты) плюс») — предполагает составление калькуляции на конкретный товар или вид (группу) товаров, в которой учитываются как переменные, так и удельные постоянные расходы. Цена рассчитывается как сумма этих расходов на единицу товара и желаемого дохода на единицу товара, который может быть выражен как в абсолютном значении, так и в относительном — в виде процента рентабельности к расходам. Коэффициент рентабельности (здесь и далее) — это отношение рентабельности в процентах к ста процентам.

В первом случае модель расчета цены выглядит следующим образом:

цена = совокупные расходы на единицу + желаемый доход на единицу.

Во втором случае модель выглядит так:

цена = совокупные расходы на единицу х (1 + коэффициент рентабельности).

Если коэффициент рентабельности принять за единицу и более, то проявится смысл метода ценообразования, который экономисты называют как метод определения цены товара на основе анализа максимального пика убытков и прибылей. При этом методе желаемый доход тождественен совокупным расходам данного вида товара, скорректированным на коэффициент преимущества.

К преимуществам метода формирования цены на основе полных расходов относится то, что этот метод позволяет прогнозировать цену на перспективу и учитывает все расходы, позволяя продавцу спланировать коммерческую выгоду от хозяйственной деятельности.

Недостатком метода полных расходов является сложность определения уровня желаемого дохода на единицу, поскольку нет регламентированного точного способа или формы ее расчета, что объясняется разнообразностью экономических ситуаций и специфики хозяйственной деятельности продавца. Однако этим недостатком обладают все затратные методы ценообразования, при расчете цены по которым используется дополнительная надбавка в виде желаемого дохода на единицу товара.

Преимущество метода формирования цены на основе переменных расходов (англ. direct cost pricing) заключается в отсутствии необходимости рассчитывать удельные постоянные расходы на единицу товара, что, без сомнений, трудозатратно и актуально для продавцов с большим ассортиментом товаров или в случае затруднительного вычленения постоянных расходов из общего объема. Этот метод учитывает только переменные расходы и объем дохода, в том числе покрывающий постоянные расходы. В экономической литературе встречаются другие определения этого метода, а именно: метод валовой прибыли, метод минимальных издержек, метод прямых затрат, метод стоимостного изготовления, метод сокращенных затрат. Желаемый объем дохода представляет собой маржинальный доход, равный сумме непосредственно самого дохода (прибыли) и постоянных расходов. Маржинальный доход может быть выражен как в абсолютном значении, так и в относительном — в виде процента рентабельности к переменным расходам.

В случае использования маржинального дохода в абсолютном значении модель расчета цены выглядит следующим образом:

цена = переменные расходы на единицу + маржинальный доход на единицу.

Во втором случае, когда маржинальный доход выражен в относительном виде, модель выглядит так:

цена = переменные расходы на единицу х (1 + коэффициент рентабельности).

Данный метод менее гибко позволяет реагировать на конъюнктуру рынка в части понижения цены в некоторых случаях, чем метод, основанный на оценке точки безубыточности, который не предполагает какого-либо дохода в виде надбавки к совокупным расходам. Цена товара равна общим расходам на единицу товара, то есть совокупный объем продаж покрывает только общие расходы — нет прибыли, но нет и убытков. Для определения точки безубыточности применяют такие методы, как математический, метод маржинального дохо-

да и графический. Как правило, более наглядно представить действие этого метода можно с помощью графика зависимости переменных расходов и валового дохода от объема продаж в натуральном выражении (рис. 7).

Для того чтобы рассчитать математическим путем объем продаж в натуральных единицах в точке безубыточности, при которой доход равен нулю, необходимо величину постоянных расходов разделить на разность между ценой товара и величиной переменных расходов на единицу товара: ?ТБ = С / (Ц - Р / д). Модель ценообразования выглядит следующим образом:

цена = общие расходы на единицу; цена = переменные расходы на единицу + постоянные расходы на единицу.

Цена, рассчитанная с помощью метода анализа безубыточности, является тем минимальным пределом при формировании окончательной цены, ниже которого опускать цены нецелесообразно, по крайней мере на постоянной основе.

Встречаются экономические ситуации, когда доход от текущего объема продаж в денежных единицах покрывает не только переменные расходы при данном количестве реализованного товара, но

Ц,

ден. ед.

ЦТБ. . -

е:

ВД

Д Р

П

С

q ТБ

q

-'ел

ВД — валовый доход, ВД = Ц х д;

Р — общие расходы, Р = П + С;

Д — доход от реализации, Д = ВД — Р;

МД — маржинальный доход, МД = ВД — П;

С — постоянные расходы;

П — переменные расходы;

ТБ — точка безубыточности, ТБ = С / МД;

Ц — цена товара в денежных единицах;

ЦТБ — цена в точке безубыточности;

дТБ — количество товара в точке безубыточности;

д — количество товара в единицах товара

Рис. 7. Анализ точки безубыточности

0

еще и совокупные постоянные издержки, однако уровень заданного объема продаж в натуральном выражении еще не достигнут. Тогда для стимулирования покупательского спроса в условиях его высокой эластичности и отсутствия других вариантов его стимулирования целесообразно воспользоваться методом предельных расходов (англ. marginal cost pricing) и установить цену товара на уровне переменных расходов.

В некоторых случаях использование этого метода эффективно при внедрении нового товара на рынок, в целях резкого увеличения доли рынка или в целях сохранения заданного объема продаж.

Рациональность применения предельного ценообразования обеспечивается тем, что доход от реализованных первоначальных предложений продавца должен соответствовать необходимому уровню его воспроизводства, а реализованные специальные предложения при использовании метода предельных расходов как минимум должны приносить ему дополнительные коммерческие выгоды.

Методы ценообразования, в основе которых находится рентабельность, по своей сути отличаются от рассмотренных ранее только тем, что ориентируют на способ определения показателя желаемого дохода на единицу товара. Расходы же, как правило, учитываются в совокупности на единицу товара.

При формировании цены с помощью метода ценообразования на основе рентабельности активов

учитывается минимальная желаемая норма рентабельности активов.

Модель формирования цены на основе рентабельности активов выглядит так:

цена = Р: + Ra х Ар где Р: — общие расходы на единицу; Ra — коэффициент рентабельности активов; А: — активы на единицу.

Метод на основе рентабельности активов эффективен в том случае, когда стоимость активов, используемых в производстве данного вида товара, может быть точно определена и коэффициент рентабельности активов в силу разных причин имеет объективное значение для продавца.

Однако для оценки инвестиционной привлекательности продавца целесообразно использовать метод установления цены на основе рентабельности собственного капитала (чистых активов).

ЧА = (А н. Е - П н. Е + А к. Е - П к Е> / 2,

^ р р р р ' '

где ЧА — чистые активы; Арн Е — активы, принимаемые в расчет на начало года; П н. г — пассивы,

принимаемые в расчет на начало года; Арк Е — активы, принимаемые в расчет на конец года; Прк. г— пассивы, принимаемые в расчет на конец года.

Модель формирования цены на основе рентабельности чистых активов выглядит так:

цена = Р: + RCK х ЧАр где Р: — общие расходы на единицу; R СК — коэффициент рентабельности собственного капитала; ЧА: — чистые активы на единицу.

Метод ценообразования на основе рентабельности чистых активов рационально использовать при необходимости определения минимального уровня цены с заданной нормой рентабельности собственного капитала. Особенно он актуален для продавцов, использующих в своей деятельности значительную долю собственного капитала и имеющих целью хозяйствования коммерческую выгоду.

Отдельно стоит обратить внимание на метод формирования цены на основе анализа эффективности использования инвестиций. Данный метод используется в упрощенном варианте при введении нового товара на рынок или его дифференциации (улучшение качеств). Целью данного метода является определение возможной минимальной цены товара с последующим сопоставлением цен, полученных при рыночных или эконометрических методах ценообразования. Если по результатам анализа будет установлено, что минимальная цена не обеспечит при заданном уровне экономической ценности (качества) товара необходимого покупательского спроса, то эффективность использования инвестиций будет неудовлетворительной. Цена товара, согласно этому методу, определяется как сумма следующих показателей в расчете на единицу:

• цена инвестиционных ресурсов;

• дополнительная необходимая надбавка к цене товара, обеспечивающая возвратность инвестиционных ресурсов согласно условиям договора;

• упущенная выгода от размещения инвестиционных ресурсов в проектах, гарантирующих минимальный доход;

• общие расходы на производство и реализацию данного вида товара.

Экономисты среди прочих затратных методов ценообразования выделяют метод целевого ценообразования (англ. target return pricing, другие названия — метод надбавок к цене, метод определения целевой цены или определения цены в соответствии с целевой прибылью). Однако данный метод базируется на рассмотренных ранее затратных методах ценообразования. Ставится зависимость

цены от объема продаж, который обеспечивает получение намеченного дохода, что только более конкретизирует значение желаемого дохода, используемого в моделях методов формирования цены на основе полных расходов и на основе переменных расходов.

В общем виде условия применения затратных методов ценообразования при определении цены как окончательной заключаются в следующем:

• существует низкая эластичность спроса по цене, т. е. цена не является основным фактором, определяющим решение покупателя приобрести именно данный товар;

• товар обладает особой экономической ценностью или не имеет аналогов, т. е. уникальный (новый, опытный образец, товар, производимый на заказ);

• товар реализуется на рынке с традициями затратного ценообразования или неценовой конкуренцией;

• совокупные расходы на производство и реализацию товара стабильны или незначительно изменяются во времени.

К индивидуальным преимуществам затратных методов ценообразования можно добавить и общие, присущие всем этим методам:

• информация о расходах подтверждается данными бухгалтерского учета и первичными документами;

• обеспечивается справедливость по отношению к покупателям. Цена экономически обоснована и не носит в себе «грабительского эффекта» при условии справедливой нормы дохода продавца, обеспечивающей его воспроизводственный процесс.

Однако в рыночных условиях хозяйствования недостатком затратных методов ценообразования является их фокусирование на внутренних факторах, определяющих механизм ценообразования. Не принимаются во внимание внешние факторы, и прежде всего потребительские свойства товара и его заменителей, покупательский спрос на товар.

Основным требованием точного определения цены в условиях затратного ценообразования является уместное и грамотное обоснование величины желаемого дохода в составе цены товара и создание совершенной системы учета расходов, что, в общем, является нормальным требованием для успешного функционирования любого продавца независимо от методов ценообразования.

В большинстве своем затратные методы формирования цены используются для формирования

базовой (основной) цены товара, которая служит отправной точкой для определения конечной цены (цены сделки) с использованием в дальнейшем приемов и инструментов тактики ценообразования, а также скорректированных в соответствии с принятой стратегией ценообразования на тот или иной товар.

В эпоху социализма, чтобы поддержать предприятия АПК, государство использовало особые подходы к ценообразованию сельскохозяйственной продукции, которые, по мнению автора, заслуживают внимания [8].

Первое основное назначение цен на сельскохозяйственную продукцию в том, чтобы в стоимостной, денежной форме отразить затраты общественно необходимого труда.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Цены следует устанавливать, ориентируясь на худшие условия производства, на таком уровне, чтобы они обеспечивали возмещение издержек и получение соответствующей рентабельности в соответствии с намеченными темпами расширенного воспроизводства и повышения материального благосостояния работников. Основа ценообразования — заданный уровень рентабельности:

N =

Ю0 = 2ЩД-(£±^ Юо =

с + v

ЕТП(с + v)

Ц - (с + v)

100,

с + v

где N — уровень рентабельности, %; т' — прибыль; ЕТП — объем реализованной продукции; Ц — средняя цена реализации 1 т продукции; с + V — себестоимость 1 т реализованной продукции.

Норма прибыли определяется по формуле т'

N =-

п Ф + Ф

-100,

где N — норма прибыли; Фос — среднегодовая стоимость основных средств (фондов); Фоб — среднегодовая стоимость оборотных средств (фондов).

Проведенные исследования того времени показывали, что для обеспечения прироста производства сельскохозяйственной продукции ежегодно на 4 % уровень рентабельности должен составлять около 30—40, а норма прибыли — 8—10 %.

Экономически обоснованную цену Ц можно определить по формуле

Ц = с + V + т'.

Государство осуществляло дифференциацию на одну и ту же продукцию для предприятий, расположенных в зонах с разными естественными условиями, т. е. достигалось выравнивание экономических условий хозяйствования.

РЕгиомьнАя экономикА: теория и практика ез

Система цен для каждой зоны разрабатывалась так, чтобы в большей мере поощрять хозяйства к производству той продукции, для возделывания которой в данной зоне имелись наиболее благоприятные природные и экономические условия.

Важнейшим принципом в ценообразовании того времени являлось стимулирование улучшения качества продукции. Экономическая сущность его состоит в том, чтобы возместить закупочными ценами дополнительные расходы на производство продукции повышенного качества, а также стимулировать увеличение ее объема. Надбавки к закупочным ценам за реализацию продукции повышенного качества выплачивались за семена особо ценных сортов зерновых и масличных культур, хлопчатника, льна, картофеля, сахарной свеклы, крупного рогатого скота и др.

Закупочные цены на некоторые виды продукции устанавливались с учетом сроков реализации (ранний картофель и овощи, фрукты, ягоды и т. д.). Это было связано с разным уровнем затрат на производство и хранение однородной продукции.

Важное экономическое значение имело устранение сезонности в производстве продукции животноводства: молока, говядины, свинины, мяса птицы, яиц и др.

Для смягчения сезонности в производстве государство считало целесообразным предпринимать внутригодовую дифференциацию закупочных цен на молоко и прирост животных.

Важным принципом ценообразования является, по мнению специалистов того времени, отражение в цене полезности или потребительной стоимости продукции.

Полезность сельскохозяйственной продукции любого вида определяется совокупностью ее свойств: питательной ценностью, внешним видом, вкусовыми, сырьевыми достоинствами, выгодностью использования и т. д.

Большое экономическое и политическое значение имеет правильное соотношение цен на сельскохозяйственную продукцию и приобретаемые сельскохозяйственными производителями промышленные товары — технику, оборудование, строительные материалы, запасные части, топливо, удобрения, а также на производственные услуги для сельского хозяйства.

Справедливая для сельскохозяйственных производителей система цен, которая обеспечивала паритетность сельского хозяйства к другим отраслям, была разрушена в 1992 г., с началом реформирования российской экономики.

При формировании закупочных и розничных цен на сельскохозяйственную продукцию сегодня, по мнению автора, следует взять за основу важнейшие принципы, которые эффективно работали в свое время:

• основа ценообразования — заданный уровень рентабельности и нормы прибыли;

• стимулирование улучшения качества продукции;

• отражение в цене полезности или потребительной стоимости продукции;

• обеспечение эквивалентного соотношения цен на сельскохозяйственную продукцию и приобретаемые сельскохозяйственными производителями промышленные товары;

• страхование рисков производства.

На современном этапе развития российского бухгалтерского учета для хозяйствующих субъектов предусмотрена некоторая вариативность в способах и методах ведения учета [6]. Применительно к оценке готовой продукции сельского хозяйства это выражается в том, что в текущем учете она может отражаться:

• по фактической производственной (полной и неполной) себестоимости;

• плановой (нормативной) производственной (полной и неполной) себестоимости;

• справедливой стоимости (в случае перехода на Международные стандарты финансовой отчетности — МСФО, или внесения соответствующих изменений в нормативные документы). В настоящее время наиболее часто применяются

следующие способы оценки готовой продукции:

• по фактической себестоимости. В сельском хозяйстве способ используется сравнительно редко и только в тех случаях, когда возможно первоначальное определение фактического уровня затрат, что нехарактерно для рассматриваемой отрасли ввиду ярко выраженной сезонности производства;

• плановой (нормативной) себестоимости (по учетным ценам). Способ применяется при невозможности первоначального определения фактической суммы затрат на производство или в целях управления организацией; достоинство данного способа оценки заключается в обеспечении единства оценки в планировании и учете. Очевидно, что в организациях агропромышленного комплекса зачастую применяется именно второй способ оценки готовой продукции, так как определить фактические производственные затраты в течение года, как правило, не представляется возможным. Учитывая особенности сельскохозяйственных организаций, это означает необходимость

составления большого объема расчетов в связи с широким ассортиментом производимой продукции, характеризующейся различной рентабельностью. Организация при оценке готовой продукции по учетным ценам гарантированно получает в итоге дополнительный объем работ по корректировке стоимостной оценки готовой продукции. Конечно же, способ достаточно трудоемок, к тому же корректировка может осуществляться только по окончании отчетного периода, в течение которого постоянно происходит движение продукции (ее поступление, отгрузка и продажа), которую необходимо оценивать при принятии к учету и списании. В данных условиях практическую ценность представляют рыночно ориентированные методы оценки готовой продукции, одним из которых является определение справедливой стоимости готовой продукции.

Термин «справедливая стоимость» впервые появился в бухгалтерском учете в начале 1990-х гг., когда Комитетом по стандартам бухгалтерского учета США (FASB) были выпущены стандарты, регламентирующие правила раскрытия информации о финансовых инструментах, в том числе производных финансовых инструментах. Аналогичные тенденции наблюдались и в развитии МСФО. Стандарт МСФО 39 «Финансовые инструменты: признание и оценка» использует справедливую стоимость при учете практически всех финансовых инструментов в портфеле компании. А в стандарте МСФО 40 «Инвестиционная собственность» (2000 г.) учет по справедливой стоимости используется применительно к инвестиционной собственности уже в качестве основного, а не альтернативного подхода. Как видно из приведенной краткой ретроспективы, наиболее рыночно ориентированные системы бухгалтерских стандартов — МСФО и US GAAP — нацелены на расширение использования справедливой стоимости как категории учета, а не только раскрытия информации.

Ранее в системе бухгалтерского учета и отчетности приоритет принадлежал учету активов по «исторической» (т. е. первоначальной) стоимости. Однако для подавляющего числа фактических и потенциальных контрагентов экономических субъектов более важной и значимой является информация о текущей реальной стоимости отдельных активов и организации в целом. Игнорировать данный факт и продолжать поддерживать концепцию учета на принципах оценки по первоначальной стоимости вряд ли представляется разумным. Поэтому вполне объективны тенденции увеличения в конце ХХ в. числа сторонников постановки учета активов по

справедливой стоимости и закрепление соответствующей методики учета и оценки активов в ряде национальных и международных стандартов по учету и финансовой отчетности.

Наиболее четкое и полное определение справедливой стоимости приведено в МСФО, согласно которым справедливая стоимость — это сумма денежных средств, достаточная для приобретения актива или исполнения обязательства при совершении сделки между хорошо осведомленными, действительно желающими совершить такую сделку, независимыми друг от друга сторонами. Таким образом, для того чтобы иметь практическую возможность определить справедливую стоимость, необходима информация о сделке с аналогичным активом, в которой соблюдались бы следующие условия:

• сделка совершается между несвязанными сторонами;

• у сторон имеется информация об условиях;

• сделка не является вынужденной.

В соответствии со стандартом МСФО 41 «Сельское хозяйство» в период с момента первоначального признания биологических активов и вплоть до начала сбора сельскохозяйственной продукции их оценка проводится по справедливой стоимости (за вычетом определенных расчетным путем сбытовых расходов), за исключением тех случаев, когда в момент первоначального признания справедливую стоимость нельзя определить с достаточной степенью достоверности. Расчет предполагаемой величины сбытовых расходов при этом целесообразно осуществлять посредством методов бюджетного планирования.

Практическая реализация данного предложения неизбежно встретит на своем пути ряд сложностей и противоречий, обусловленных рядом внешних и внутренних факторов. Наиболее трудоемкой задачей, по нашему мнению, является определение справедливой стоимости при отсутствии активного рынка, что типично при продаже продукции АПК в Российской Федерации. Активный рынок сбыта продукции отсутствует, и сделки заключаются непосредственно между двумя контрагентами по договоренности. Цены подобных сделок обычно представляют собой закрытую информацию и не могут являться ориентиром при определении справедливой стоимости. В данном случае величину ее рекомендуется определять расчетным путем, в частности методом дисконтированных денежных потоков, предлагаемым к использованию стандарта МСФО 41. Этот метод весьма распространен в условиях развитой рыночной экономики, однако в условиях нестабильного уровня инфляции не

всегда применим из-за затрудненного выбора адекватной процентной ставки.

Одним из интересных вариантов, по мнению автора, является методика, предложенная Л. И. Хо-рунжием [6].

Учитывая специфику сельского хозяйства, можно предложить методику определения справедливой стоимости готовой продукции, основанную на применении метода дисконтированных денежных потоков и модели Гордона. Это во многом обусловлено сезонным характером сельскохозяйственного производства, так как в соответствии с данным методом возможно осуществить анализ-прогноз будущих потоков денежных поступлений — их структуры, величины, времени, частоты, а также определить ставки, по которым необходимо определить будущую стоимость. Сущность метода заключается в определении стоимости будущих денежных потоков на дату оценки посредством использования ставки дисконтирования.

С математической точки зрения ставка дисконтирования — это процентная ставка, используемая для пересчета будущих потоков доходов в единую величину текущей (сегодняшней) стоимости. В зависимости от специфики деятельности организации и перспектив ее развития может использоваться один из следующих способов расчета ставки дисконтирования:

• метод расчета по ликвидационной стоимости — применяется в том случае, если в обозримом будущем ожидается банкротство организации с последующей продажей всех активов. Очевидно, что данное положение в корне противоречит самой концепции справедливой стоимости, базирующейся на допущении непрерывности деятельности организации, следовательно, применение данного метода для расчета ставки дисконтирования недопустимо;

• модель средневзвешенной стоимости капитала (WACC — Weighted Average Cost Capital) — используется при прогнозировании отдачи небольших инвестиционных проектов;

• метод кумулятивного построения (CAMP — Capital Asset Pricing Model) — позволяет определить ставку дисконтирования для оценки всего бизнеса в целом, а также отдельных активов и обязательств.

После определения ставки дисконтирования расчет осуществляется по модели Гордона, в соответствии с которой будущая стоимость денежных потоков исчисляется с помощью коэффициента капитализации, представляющего собой разницу

между ставкой дисконтирования и долгосрочными темпами роста оцениваемого показателя (в данном случае — выручки от продажи). При отсутствии темпов роста коэффициент капитализации равен ставке дисконтирования. Допущением модели является то, что она основана на прогнозе получения стабильных доходов в перспективе.

Расчет справедливой стоимости 5в соответствии с моделью Гордона производится по формуле:

5 = К+/ (К— где V — прогнозируемая выручка от реализации готовой продукции в планируемом периоде, руб., К — ставка дисконтирования, %; g — средний темп роста выручки от реализации, %.

В качестве безрисковой ставки дохода на капитал в мировой практике используется обычно ставка дохода по долгосрочным государственным долговым обязательствам. В примере в качестве ставки использована ставка рефинансирования Банка России, составляющая в настоящее время 11,5 %.

Средняя надбавка в зависимости от объема производства в международной практике варьируется в диапазоне от 0 до 6 и находится в обратной зависимости от этого объема. Если по сравнению с организациями-аналогами, работающими в АПК, оцениваемая организация характеризуется достаточно большим объемом производства, то в перспективе она может иметь больший уровень доходности, а следовательно, для нее требуется менее высокая надбавка для оценки альтернативных издержек.

Средний темп прироста выручки определяется на основе ретроспективного анализа данных о деятельности организации и построения динамического ряда. Аналогично темпу прироста выручки определяется и прогнозируемая выручка от продаж V.

Предложенный метод имеет свои преимущества, поскольку, во-первых, до сих пор не существует альтернативной методики расчета и, во-вторых, определение справедливой стоимости и расчет ставки дисконтирования осуществляются в системе управленческого учета, для которого в целом характерна сильная зависимость от человеческого фактора.

Проанализировав существующие в практике методы ценообразования, мы считаем, что наиболее оптимальным для агрохолдингов является метод целевой рентабельности, в основе которой лежит заданная норма инвестиций в активы.

Расчет цены в этом случае происходит по следующей схеме:

1) определяется справедливая стоимость инвестированного в активы капитала.

2) на основе коэффициента доходности инвестиций в активы компании ROI (не менее средней ставки рефинансирования) рассчитывается планируемая прибыль Пп.

3) исходя из бюджетов производства, объема планируемых инвестиций, предполагаемой урожайности определяют минимально возможный объем производства Qmin.

4) используя информацию о полной нормативной себестоимости единицы продукции Си рассчитывается наценка:

П

наценка =

-; цена = С + наценка.

О С

А--Ш1П п

Можно рассчитать наценку, используя переменную СПЕРн и производственную СПРн себестоимость единицы продукции. Наценка в этом случае рассчитывается таким образом:

П + постоянные затраты наценка = —п-;

Ошт СПЕРн '

цена = СПЕр + наценка;

Пп + непроизводственные затраты

наценка = —п-;

ОшпСПРн '

цена = СПр + наценка.

Как уже подчеркивалось ранее, наценка должна быть достаточной для компенсации как себестоимости производства, так и части затрат, не участвовавших в формировании базиса цены, а также в достаточной степени гарантировать обслуживание инвестиций и обеспечивать возможность дальнейшего развития бизнеса в долгосрочной перспективе.

Для большей эффективности методики, предложенной авторами, государство должно обеспечивать основные принципы ценообразования сельскохозяйственного производства, такие как стимулирование улучшения качества и ценности продукции, эквивалентное соотношение цен на сельскохозяйственную продукцию и приобретаемые сельскохозяйственными производителями промышленные товары, страхование рисков производства.

Но чтобы деньги сельскохозяйственного производителя и государства не пропали даром, необходимо министерствам экономики и сельского хозяйства планировать минимальные объемы производства каждого вида продукции для государственных закупок с целью обеспечения продовольственной безопасности.

Объемы производства, кроме объемов, необходимых для государственных закупок, должны уже планировать сами производители, заключая договора с потребителями сельскохозяйственной продукции.

В идеале, каждая перерабатывающая отрасль заблаговременно, до начала сева, должна заявить о потребностях зерна в новом сезоне, обосновав эту цифру наличием перерабатывающих мощностей.

Методы регулирования рынка сельскохозяйственной продукции государством сегодня крайне неэффективны. Анонимность, бессистемность и непрозрачность интервенций на ценообразование рынка сельскохозяйственной продукции говорит о том, что они проводились не для аграриев и не в их интересах.

Стоит отметить, что сегодняшняя ставка банковского процента на кредиты для российских сельскохозяйственных производителей очень высока по сравнению с мировыми экономически развитыми аграрными зонами.

Очевидно, что государство должно взять на себя решение следующих задач:

• планирование государственных закупок;

• законность и открытость интервенций на рынок сельскохозяйственной продукции;

• кредитование сельскохозяйственных производителей по выгодной для производителя ставке.

ЛИТЕРАТУРА

1. Липсиц И. В. Ценообразование: Учебник. — М.: Экономистъ, 2005.

2. Приказ Минсельхоза РФ от 06.06.2003 №792 «Об утверждении Методических рекомендаций по бухгалтерскому учету затрат на производство и калькулированию себестоимости продукции (работ, услуг) в сельскохозяйственных организациях».

3. Совет по международным стандартам финансовой отчетности: http://www. iasb. org/.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Статистические данные. http:/www. GKS. ru.

5. Страница официального журнала Европейского союза с опубликованными МСФО и их интерпретациями: http://europa. eu. int/comm/ internal_market/accounting/ias_en. htm).

6. Хорунжий Л. И. Оценка готовой продукции сельского хозяйства по справедливой стоимости. Аудиторские ведомости, 2006, № 11.

7. Чая В. Т. Международные стандарты финансовой отчетности. International Accounting Standards. International Financial Reporting Standards: учебник / В.Т. Чая, Г.В. Чая. - М.: КНОРУС, 2006. -272 с.

8. Экономика сельского хозяйства / Под ред. В.А. Добрынина. — М.: Агропромиздат, 1990 г.

9. http://www.gaap.ru/.

10. http :/www.agrobusiness.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.