АГРАРНАЯ РЕФОРМА И ФОРМЫ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ
УДК 338.242 001: 10.24411/2587-6740-2019-11002
ЦЕНОВАЯ ПОЛИТИКА В АГРАРНОМ СЕКТОРЕ ЭКОНОМИКИ
А.И. Трубилин, В.В. Сидоренко, А.Б. Мельников, П.В. Михайлушкин
ФГБОУ ВО «Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина», г. Краснодар, Россия
В статье рассмотрены методические основы ценообразования на сельскохозяйственную продукцию, состояние и факторы совершенствования установления цен в современных условиях. Цена товара (продукции) является важнейшим элементом хозяйственного механизма современной аграрной системы. В условиях развития рыночной экономики неэффективное использование ценового механизма или полный отказ от регулирования цен в надежде на его стихийное действие оборачивается масштабными негативными последствиями в развитии аграрного производства страны. Возникающие в системе АПК ценовые диспропорции между его отдельными звеньями вызывают необходимость государственного регулирования ценообразования. Различают следующие меры воздействия на производителей со стороны государства: прямые (путем установления определенных правил ценообразования с использованием административно-экономических методов) и косвенные (с применением таких экономических рычагов, как финансово-кредитный механизм, налогообложение, оплата труда, регулирование доходов сельского населения). Проведенный нами анализ ценовой политики Российской Федерации и Краснодарского края показал, что за последние годы наблюдается значительный рост средних цен реализации на продовольствие и потребительских цен. Это отрицательно сказывается на уровне продовольственной безопасности страны, снижается качество питания населения, возрастает объем импортного продовольствия. Указанные недостатки свидетельствуют о том, что существующий механизм ценообразования на сельскохозяйственную продукцию пока еще несовершенен и необходима система мер по улучшению его функционирования на всех уровнях государственной и законодательной власти. На наш взгляд, это возможно при условии создания специального органа по ценообразованию в АПК, учитывая опыт Швейцарии, Швеции и других стран. Таким образом, важное место в аграрных преобразованиях занимают вопросы разумного сочетания свободного ценообразования с государственным регулированием цен.
Ключевые слова: государственное регулирование цен, методы ценообразования, розничные цены, потребительские цены, доходы сельского населения.
Условием повышения эффективности агропромышленного комплекса страны является, главным образом, рост технологического уровня аграрного производства и формирование эффективной государственной ценовой политики, без которой невозможно проведение финансового оздоровления сельской экономики. Известно, что цена является важнейшим инструментом рыночной экономики. Определение цены, как денежного выражения стоимости товара, лучше всего характеризует сущность такой важной рыночной категории [2].
Значение научно обоснованных цен на продукцию, товары, услуги трудно переоценить. Они играют важную роль в развитии экономики в целом, повышении конкурентоспособности отечественного производства, обеспечении продовольственной безопасности страны, формировании реального спроса населения. От правильности ценовой политики государства зависят основные экономические, социальные, политические индикаторы развития страны в целом и отдельных регионов. Поэтому разработка эффективной ценовой политики, стратегии и тактики совершенствования ценообразования, особенно в аграрной сфере, где имеет место значительный диспаритет цен между продукцией сельского хозяйства и других отраслей, имеет сегодня актуальное значение.
Ценовая политика должна решать следующие экономические проблемы: обеспечение стимулирования производства новых товаров, конкурентоспособных на рынке, определенных льгот и ограничений для активизации
внешнеэкономической деятельности, совершенствования сбытовой политики, решения социальных проблем села [3].
Роль и место цены в воспроизводственном процессе характеризуют многочисленные функции, которые, в свою очередь, зависят от той экономической среды, в которой они действуют. Различают измерительную, учетную, регулирующую, стимулирующую, информационную, социальную, распределительную и внешнеэкономическую функции [3, 5].
Измерительная функция. Цена служит экономическим «общим знаменателем», приводящим в единый стоимостной вид все разнообразие товарного мира. Цена — это «метр» экономики: подобно метру, определяющему длину, цена измеряет валовой национальный продукт.
Учетная функция. Цена является основным инструментом учета затрат живого и прошлого труда, заключенного в товаре. Она способствует переводу количества и качества потребленных в производстве ресурсов из натурально-вещественных показателей, исчисляемых в физических единицах, в денежные показатели.
Регулирующая функция. Цена обеспечивает условия для поддержания пропорциональности и равновесия в экономике. Согласовывая денежные запросы продавцов ответной реакцией покупателей, цена приспосабливает объемы и структуру производства товаров и услуг к общественным потребностям. В случае, если цена падает и приближается к себестоимости единицы продукции, товаропроизводители либо предпринимают меры по снижению себестоимости, либо используют производ-
INTERNATЮNAL AGRICULTURAL JOURNAL № 1 (367) / 2019
ственные мощности для выпуска других товаров, либо закрывают предприятие. Эту функцию иногда называют уравновешивающей, поскольку равновесная цена обеспечивает баланс спроса и предложения. Цены направляют, таким образом, участников хозяйственной деятельности к наиболее полезным видам производства и инвестиций.
Стимулирующая функция. Проявляется в следующих направлениях:
1. Цена влияет на заинтересованность производителей в наращивании выпуска продукции и повышении ее качества с целью увеличения денежного дохода и, соответственно, прибыли.
2. Цена определяет уровень и темпы развития научно-технического прогресса в обществе. Чем дороже средства и предметы труда, тем труднее и длительнее внедряются они в производство, и тем, следовательно, ниже уровень механизации технологических процессов и производительность труда.
3. От цены зависит доходность предприятия: чем выше рыночная цена выпускаемой продукции, тем при прочих равных условиях, рентабельнее производство, и наоборот [5]. Информационная функция. Цена — это «компас» рыночной экономики. Она информирует о конъюнктуре рынка, характеризует затраты на производство и реализацию продукции.
Социальная функция. Рост уровня цен на потребительские товары, работы, услуги вызывает снижение уровня жизни населения, ухудшение качества жизни, порождает социальные кризисы, безработицу, инфляцию и другие негативные явления [2].
www.mshj.ru
АГРАРНАЯ РЕФОРМА И ФОРМЫ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ
Распределительная функция. Она возникает при наличии государственного воздействия на цены. Эта функция в разной мере присуща всем экономическим системам, причем тем сильнее, чем неустроеннее национальное хозяйство. Наибольшее значение она приобретает в переходные периоды развития каждой страны. Распределительная функция реализуется следующим образом:
1. Равновесная цена, обеспечивая эквивалентный товарный обмен, создает примерно одинаковые условия хозяйствования всем территориям, отраслям, предприятиям, семьям и отдельным гражданам. Но между ними могут возникать диспропорции, которые нарушают нормальное течение воспроизводственного процесса. Чтобы исправить сложившееся положение, государство использует различные средства регулирования, среди которых выделяется цена. Наиболее распространенным способом государственной поддержки хозяйствующих субъектов является установление завышенных против равновесной цен для продавцов и заниженных — для покупателей.
2. Цена служит инструментом формирования пропорций при распределении национального дохода на фонды потребления и накопления.
3. Цена определяет размещение общественного и индивидуального производства. Например, чем выше рыночные цены на овощи, фрукты и прочую продукцию растениеводства, тем севернее продвигается их ареал [5].
Внешнеэкономическая функция. Цена выступает в роли инструмента торговых сделок, внешних платежей, взаимных расчетов между фирмами-экспортерами, а также между различными странами.
Если рассматривать динамику средних цен производителей сельскохозяйственной продукции в России, то можно наблюдать значительный их рост за последние годы. Особенно выросли цены на продукцию животноводства, наиболее высокий рост отмечался по привесу крупного рогатого скота и молоку — в 4-5 раз.
Анализ цен в Краснодарском крае свидетельствует о значительном росте этого показателя почти по всем видам продукции и растениеводства, и животноводства. Однако следует подчеркнуть, что в крае наблюдаются перекосы между ценами производителей и потребительскими ценами для населения (табл.). Это свидетельствует о том, что на Кубани пока нет совершенной системы реализации произведенной продукции, четкой координации между производителями и торгующими организациями, по существу слабо осуществляется мониторинг и контроль за ценами на продовольствие.
Очевидно, рост цен на основные виды продукции сельского хозяйства возник из-за увеличения потребительских цен на продовольствие. Это отрицательно сказывается на уровне обеспечения продовольственной безопасности России, способствует ухудшению качества питания населения, увеличению доли импортного продовольствия.
Действующие в экономике цены взаимосвязаны и образуют систему, которая находится в постоянной динамике под влиянием множества факторов. Однако в последние годы наметилась тенденция увеличения ценовых диспропорций на сельскохозяйственную продукцию и ресурсы промышленного производства, потребляемые аграрным сектором, что в конечном итоге снижает эффективность агропромышленного комплекса страны.
По нашим расчетам, соотношение индексов цен на продукцию сельского хозяйства и потребляемых им материальных ресурсов промышленности в целом по России составил за 2014-2016 гг. от 1,5 до 5,0 (по Краснодарскому краю от 1,37 до 6,0). Этот факт свидетельствует о нарушении межотраслевого паритета цен не в пользу сельского хозяйства. Например, если 20 лет назад за 1 т зерна можно было приобрести 6-8 т солярки, то сегодня это соотношение изменилось с точностью до наоборот: за 1 т солярки можно приобрести 5-6 т зерна.
Ввиду того, что сельскохозяйственные организации и крестьянские (фермерские) хозяйства не имеют возможности переработать на месте производимую продукцию, она перерабатывается промышленными предприятиями. При этом в сфере переработки, а затем в сфере реализации продукции образуются огромные доходы, недополученные в сельском хозяйстве. Это свидетельствует о несовершенстве системы ценообразования на сельхозпродукцию [13, 14].
Для обеспечения оптимальных ценовых пропорций в аграрном секторе экономики необходимо создать эффективно действующий механизм ценообразования. Это возможно при условии проведения экономически обоснованной финансово-кредитной и налоговой политики и, прежде всего, государственного регулирования цен, прежде всего на энергоносители, сельхозтехнику, минеральные удобрения и т.д..
В аграрной экономике цена находится под влиянием множества разнообразных факторов, причем эти факторы действуют с разной силой в различных направлениях и в различные периоды времени. Учесть действие всех факторов практически невозможно, поэтому определить точно, какова будет рыночная
Таблица
Средние цены производителей и потребительские цены на сельскохозяйственную продукцию в Краснодарском крае (2017 г.)
Виды продукции Средние цены производителей, руб./кг Потребительские цены, руб./кг
Говядина 95,46 309,24
Свинина 91,02 263,70
Птица 80,44 137,01
Яйцо куриное 35,92 54,68
Молоко 26,60 51,21
Сахар-песок 26,30 38,09
Яблоки 32,88 67,98
Картофель 10,96 27,10
Капуста 15,96 19,21
Морковь 10,34 26,74
МЕЖДУНАРОДНЫЙ
цена на конкретный товар, весьма затруднительно. Можно определить лишь ориентировочную (базовую) цену на продукцию [3, 5].
К наиболее существенным факторам ценообразования относятся:
• издержки производства и обращения;
• качество продукции;
• конкуренция на сельскохозяйственном рынке;
• участники каналов товародвижения;
• государственное регулирование цено-обра зования;
• потребители;
• доходы населения.
Механизм ценообразования представляет собой, с одной стороны, связь между ценой и ценообразующими факторами, а с другой — способ формирования цены, технологию процесса зарождения и функционирования цены. В рыночной практике применяются два основных типа механизма ценообразования: затратный и рыночный [10].
Особенностью затратного механизма ценообразования является то, что он должен не только обеспечить возмещение издержек аграрного производства и реализации товара, но и получение продавцом продукции определенной части дохода в виде прибыли. Цену товара при затратном механизме ценообразования можно определить путем прибавления к издержкам производства некой определенной величины. К затратным можно отнести следующие методы:
• полных издержек;
• прямых затрат;
• предельных издержек;
• на основе анализа безубыточности;
• учета рентабельности инвестиций;
• надбавки к цене.
Затратный механизм воздействует, главным образом, на цену предложения. Продавцы на рынке, применяя затратный механизм ценообразования, не только окупают свои совокупные издержки, но и получают от реализации продукции прибыль. Но поскольку на рынке действуют законы спроса, они вынуждены реагировать на спрос, на ценовую реакцию покупателя, приближая цену предложения к цене спроса, тем самым наступает рыночное равновесие, идеальное состояние рынка [3].
Рыночный механизм ценообразования действует на свободном рынке. При этом цена, называемая рыночной, устанавливается на основе соглашения между двумя сторонами. Свободный рынок с его конкуренцией — это объективный оценщик стоимости товара в ее денежном выражении. Объективная цена устанавливается только на рынке, в условиях которого действуют законы спроса и предложения, конкуренции. При установлении на рынке равновесной цены величина спроса равна величине предложения, а значение равновесной цены соответствует точке пересечения кривых спроса и предложения [3]. Предприниматели, менеджеры, руководители подразделений, занимающихся сбытом продукции, должны учитывать эту закономерность при разработке бизнес-планов, маркетинговых планов, призванных обеспечивать получение высоких конечных результатов.
- 9
ЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ЖУРНАЛ № 1 (367) / 2019
AGRARIAN REFORM AND FORMS OF MANAGING
Таким образом, на конкурентном рынке цены не назначаются, а формируются сами под воздействием спроса и предложения. Поэтому их называют свободными рыночными ценами. Схему ценообразования можно ориентировочно представить в следующей последовательности:
• выбор цели ценообразования;
• определение спроса;
• анализ издержек;
• анализ конкурентов;
• выбор методов ценообразования;
• установление окончательной цены. После того, как проанализирована кривая
спроса, рассчитаны валовые издержки, известны цены конкурентов предприятие может приступить к определению цены на товар. Оптимальная цена должна полностью возмещать все издержки производства, распределения и сбыта товара, а также обеспечивать получение определенной нормы прибыли. Установление окончательной цены — это заключительный этап ценообразования. Остановив свой выбор на одной из перечисленных выше методик, хозяйство может приступить к расчету окончательной цены.
Приступая к решению вопроса о цене товара, производитель должен собрать полную информацию. Как правило, предприятия собирают информацию по следующим основным направлениям:
• рынок товара (тип конкуренции);
• отрасль, в которой осуществляет свою деятельность хозяйство;
• конкурирующие отрасли агропромышленного производства;
• импорт.
Что касается формирования цен на импортное продовольствие, а значение импорта для экономики России очень велико, то с учетом мирового опыта и международных рекомендаций внутренние цены на импортные товары определяются исходя из таможенной стоимости, то есть совокупности валютных затрат на импорт на момент пересечения таможенной границы, фиксируемых в декларации, таможенной стоимости ввозимого товара.
С укреплением финансового рынка, с созданием системы регулирования и контроля за происходящими в экономике процессами ценообразование будет более предсказуемым и будет отвечать интересам России в целом и каждого региона [4].
При установлении цены на товар необходимо учитывать регулирующую роль государства в области ценообразования. Она проявляется в установлении различных дотаций к ценам для стимулирования выпуска необходимой продукции в целях обеспечения особой формы налогообложения, создания нормальной конкуренции, социальной защищенности населения. На одни товары могут устанавливаться верхние пределы цен, ограничивающие их рост, на другие, имеющие большую социальную значимость, органы власти и управления в отдельные периоды вправе назначать розничные цены даже ниже их стоимости, выплачивая изготовителям соответствующие дотации, устанавливая налоговые льготы.
Государственное регулирование цен представляет собой комплекс рычагов прямого или
10 -
INTERNATIONAL AGRICULTURAL JOURNAL № 1 (367
опосредованного влияния государства на механизм ценообразования, направленный на установление определенного уровня цен, обеспечивающего определенную прибыль и высокую конкурентоспособность продукции. Таким образом, меры воздействия государства на производителей могут быть как прямыми (установление определенных правил ценообразования), так и косвенными (через такие экономические рычаги, как финансово-кредитный механизм, оплата труда, налогообложение) [6].
Выделяются четыре уровня воздействия на рыночные цены со стороны государства:
• Первый уровень — контроль над ценами осуществляется посредством наблюдения за ценами ради проверки и слежения за ценами.
• Второй уровень — фиксирование цен осуществляется путем жесткого их закрепления на определенном уровне.
• Третий уровень — государственное регулирование цен.
• Четвертый уровень — установление «правил игры» на рынке с помощью законодательства [10].
К методам косвенного государственного регулирования цен относятся:
• мероприятия, направленные на обеспечение определенного уровня прибыли, получаемой производителями товаров — это различные формы субсидирования, кредитования, налоговая политика и т.д. Во всех случаях влияние на цены государственных субсидий, кредитов, предоставление налоговых льгот проявляются в создании тенденции к снижению цен на продовольствие;
• воздействие на издержки производства отдельных товаров, которое осуществляется через изменение (обычно в сторону понижения) цен на сырье, топливо, материалы, машины, потребляемые при производстве продукции;
• воздействие на спрос и предложение конкретных товаров с целью формирования определенного соотношения между ними. Этот способ в наиболее широких масштабах применяется в отношении сельскохозяйственных и сырьевых товаров, то есть тех товаров, в производстве и потреблении которых государство занимает значительное место или по которым имеются крупные госзаказы [3].
Определенный интерес представляет опыт регулирования мировых цен на агропродук-цию во Франции, где постоянно осуществляется наблюдение за ценами для АПК на газ, электроэнергию, транспортные услуги в условиях конкуренции на аграрном рынке ЕС. В то же время в США и Канаде прямое государственное регулирование цен на сельскохозяйственную продукцию в настоящее время составляет всего от 5 до 10% всех цен [8]. В Швейцарии цены почти на половину товарной продукции сельского хозяйства регулируются в законодательном порядке. Государственное регулирование охватывает цены на пищевое и кормовое зерно, сахарную свеклу, рапс, мясо и молоко. Органом ценообразования в Швейцарии является Федеральное ведомство по
2019
контролю за ценами [4]. В Японии государство регулирует цены на рис, пшеницу, мясо и молочную продукцию.
Что касается России, то особенности ценообразования в сельском хозяйстве обусловлены следующими факторами:
• низкой эластичностью спроса на сельскохозяйственную продукцию, то есть изменение цены на продукцию слабо отражается на уровне спроса на нее;
• высокой затратностью сельскохозяйственного производства с большей степенью дифференциации структуры и уровня затрат в зависимости от региона и вида выпускаемой продукции [12].
Эти факторы предопределяют необходимость государственного регулирования цен на сельскохозяйственную продукцию. С одной стороны, государство должно защитить население от необоснованного завышения уровня реализационных цен на продукты первой необходимости (хлеб, молоко, мясо), а с другой — поддержать (посредством выделения субвенции дотаций) те сельскохозяйственные предприятия, которые по природным условиям не могут нормально (рентабельно) функционировать в условиях рыночных цен.
Ценовая политика государства в агропромышленном секторе экономики осуществляется посредством применения гарантированных и целевых цен. Гарантированные цены на сельскохозяйственные продукцию, сырье и продовольствие применяются в случае, если средние рыночные цены ниже гарантированных, а также при реализации сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия непосредственно государству или при осуществлении доплат товаропроизводителями в сфере агропромышленного производства. Целевые цены (нормативные индикаторы) устанавливаются Правительством Российской Федерации для обеспечения паритетного соотношения цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию [3].
Кроме того, для организаций первичной переработки сельскохозяйственной продукции, производственно-технического обслуживания и материально-технического обеспечения агропромышленного комплекса может применяться регулирование цен в соответствии с требованиями антимонопольного законодательства РФ.
Из всего вышеизложенного можно сделать следующие выводы. Осуществление ценообразования на научной основе лежит в плоскости совершенствования экономических отношений в сфере производства, обмена, распределения и потребления материальных благ. Государство должно контролировать процесс регулирования цен, что возможно при условии создания специального органа по ценообразованию АПК. Для достижения этих целей необходимо использовать опыт развитых стран, проводить единую экономически обоснованную финансово-кредитную, налоговую и внешнеэкономическую политику в области государственного регулирования цен для сельского хозяйства на энергоносители, сельскохозяйственную технику, минеральные удобрения и т.д.
www.mshj.ru
АГРАРНАЯ РЕФОРМА И ФОРМЫ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ
£
Итак, ценовая политика в аграрной сфере является важнейшей составной частью экономической политики государства. Ее главная задача — обеспечить высокоэффективное конкурентоспособное сельскохозяйственное производство, для чего необходимо на федеральном и региональном уровнях создать совершенный регулируемый механизм ценообразования с учетом опыта ценообразования на мировом аграрном рынке.
Литература
1. Краснодарский край в цифрах: статистический сборник. Краснодар, 2018. 306 с.
2. Лебедева Е.О., Харламова Г.Н. Совершенствование элементов экономического механизма функционирования аграрной сферы АПК Костромской области. Кострома: КГСХА, 2009. 211 с.
3. Михайлушкин П.В. Формирование и регулирование рынка сахара в России. Краснодар: Экоинвест, 2003. 168 с.
4. Полякова В.В. Мировая экономика и международный бизнес. М.: Кнорус, 2015. 682 с.
5. Ризгаев А.Л., Михайлушкин П.В. Цена и ценообразование в АПК: учебное пособие / под общ. ред. академика РАСХН И.Т. Трубилина. Краснодар: Экоинвест, 2005. 219 с.
6. Сидоренко В.В. Цена и ценообразование. Краснодар: Поло-Принт, 2003. 48 с.
7. Сидоренко В.В., Инюкин А.Ф., Ковелин Н.И., Баталов Д.А. Аграрная политика России. Краснодар: Мир Кубани, 2016. 379 с.
8. Сидоренко В.В. Аграрная политика и продовольственная безопасность России. Краснодар: Мир Кубани, 2017. 357 с.
9. Сидоренко В.В., Макаревич О.А. Государственное регулирование аграрной экономики России. Краснодар: Мир Кубани, 2017. 399 с.
10. Трубилин А.И., Болоболов А.В., Сидоренко В.В. Современные проблемы и приоритеты сельской экономики России. Краснодар: Мир Кубани, 2018. 308 с.
11. Трубилин А.И., Сидоренко В.В., Михайлуш-кин П.В. Конкурентоспособность аграрного сектора экономики // Международный сельскохозяйственный журнал. 2016. № 3. С. 4-8.
12. Трубилин А.И., Сидоренко В.В., Михайлуш-кин П.В., Баталов Д.А. Современные проблемы аграрных преобразований в России // Международный сельскохозяйственный журнал. 2017. № 1. С. 26-30.
13. Сидоренко В.В., Трубилин А.И., Мельников А.Б., Михайлушкин П.В. Интенсификация — основа развития сельской экономики России // Международный сельскохозяйственный журнал. 2018. № 1. С. 14-19.
14. Трубилин А.И., Мельников А.Б., Сидоренко В.В., Михайлушкин П.В. Развитие фермерства в России // Международный сельскохозяйственный журнал. 2018. № 3. С. 4-7.
Об авторах:
Трубилин Александр Иванович, доктор экономических наук, профессор, ректор, заместитель председателя Законодательного собрания Краснодарского края, [email protected]
Сидоренко Владимир Васильевич, доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры экономики и внешнеэкономической деятельности, Заслуженный экономист Кубани, ORCID: http://orcid.org/0000-0001-5145-633X, [email protected]
Мельников Александр Борисович, доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой экономики и внешнеэкономической деятельности, ORaD: http://orcid.org/0000-0003-0978-0464, [email protected]
Михайлушкин Павел Валерьевич, доктор экономических наук, профессор кафедры экономики и внешнеэкономической деятельности, ORaD: http://orcid.org/0000-0003-1304-8102, [email protected]
PRICE POLICY IN THE AGRARIAN SECTOR OF ECONOMY
A.I. Trubilin, V.V. Sidorenko, A.B. Melnikov, P.V. Mikhaylushkin
Kuban state agrarian university named after I.T. Trubilin, Krasnodar, Russia
The article discusses the methodological foundations of pricing for agricultural products, the state and factors for improving the establishment of prices in modern conditions. The price of goods (products) is the most important element of the economic mechanism of the modern agrarian system. With the development of a market economy, its role is growing immeasurably. The unusual use of the price mechanism or the rejection of price regulation in the hope of its spontaneous effect turned out to be more or less negative consequences in the development of agrarian production in many countries of the world, including in Russia. The price disproportions arising in the AIC system between its individual units cause the need for state regulation of pricing. Measures of influence on producers by the state can be either direct (by establishing certain pricing rules, using administrative legal methods) or indirect (through such economic instruments as the financial and credit mechanism, payment there, taxation, regulation of incomes of the rural population). Studying the experience of pricing in foreign countries allows us to evaluate patterns and trends in this area, to use the knowledge gained in the formation of the price mechanism in the Russian Federation. Our analysis of the pricing policy of the Russian Federation and the Krasnodar territory showed that in recent years there has been a significant increase in the average selling prices for food and consumer prices. This adversely affects the level of food security of the country, reducing the quality of food of the population, the growth of imported food. These shortcomings indicate that the existing pricing mechanism for agricultural products is not yet perfect and a system of measures is needed to improve its functioning at all levels of state and legislative power. In our opinion, this is possible provided that a special pricing body is created in the AIC, taking into account the experience of Switzerland, Sweden and other countries. An important place in agrarian transformations is occupied by the issues of a reasonable combination of free pricing with state regulation of prices.
Keywords: state regulation of prices, pricing methods, retail prices, consumer prices, incomes of the rural population.
References
1. Krasnodar territory in figures: statistical collection. Krasnodar, 2018. 306 p.
2. Lebedeva E.O., Kharlamova G.N. Improvement of the elements of the economic mechanism of the agricultural sector in Kostroma region. Kostroma, 2009. 211 p.
3. Mikhajlushkin P.V. Formation and regulation of the sugar market in Russia. Krasnodar: Ecoinvest, 2003. 168 p.
4. Polyakova VV. World economy and international business. Moscow: Knorus, 2015. 682 p.
5. RizgaevA.L., Mikhajlushkin P.V. Price and pricing in AIC: textbook. Krasnodar: Ecoinvest, 2005. 219 p.
6. Sidorenko VV. Price and pricing. Krasnodar: Polo-Print, 2003. 48 p.
7. Sidorenko VV, Inyukin A.F., Kovelin N.I., Batalov D.A. Agrarian policy of Russia. Krasnodar: World of Kuban, 2016. 379 p.
8. Sidorenko VV. Agrarian policy and food safety of Russia. Krasnodar: World of Kuban, 2017. 357 p.
9. Sidorenko VV, Makarevich O.A. State regulation of the agrarian economy of Russia. Krasnodar: World of Kuban, 2017. 399 p.
10. Trubilin A.I., BolobolovAV,, Sidorenko VV. Modern problems and priorities of the rural economy of Russia. Krasnodar: World of Kuban, 2018. 308 p.
11. Trubilin A.I., Sidorenko VV., Mikhajlushkin P.V. Competitiveness of the agricultural sector of the economy. Mezhdunarodnyj selskokhozyajstvennyj zhurnal = International agricultural journal. 2016. No. 3. Pp. 4-8.
12. TrubilinA.I., Sidorenko VV.,Mikhajlushkin P.V., Batalov D.A. Modern problems of agrarian reforms in Russia. Mezhdunarodnyj selskokhozyajstvennyj zhurnal = International agricultural journal. 2017. No.1. Pp. 26-30.
13. Sidorenko VV., Trubilin A.I., Melnikov A.B., Mikhajlushkin P.V. Intensification — the basis for the development of Russian agriculture. M ezhdunarodnyj selskok-hozyajstvennyj zhurnal = International agricultural journal. 2018. No. 1. Pp. 14-19.
14. Trubilin A.I., Melnikov A.B., Sidorenko VV, Mikhajlushkin P.V. The development of farming in Russia. Mezhdunarodnyj selskokhozyajstvennyj zhurnal = International agricultural journal. 2018. No. 3. Pp. 4-7.
About the authors:
Alexander I. Trubilin, doctor of economic sciences, professor, rector, deputy chairman of the Legislative assembly of Krasnodar region, [email protected] Vladimir V. Sidorenko, doctor of economic sciences, professor, professor of the department of economics and foreign economic activities, Honored economist of the Kuban, ORCID: http://orcid.org/0000-0001-5145-633X, [email protected]
Alexander B. Melnikov, doctor of economic sciences, professor, head of the department of economics and foreign economic activities, ORCID: http://orcid.org/0000-0003-0978-0464, [email protected]
Pavel V. Mikhailushkin, doctor of economic sciences, professor of the department of economics and foreign economic activities, ORCID: http://orcid.org/0000-0003-1304-8102, [email protected]
МЕЖДУНАРОДНЫЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ЖУРНАЛ №1(367)/2019