Научная статья на тему 'Застой в идеологии образования'

Застой в идеологии образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
116
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Народное образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИДЕЯ / IDEA / НЕФОРМАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / OF NON-FORMAL EDUCATION / РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ / DEVELOPING LEARNING / САМОРАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ / ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ И ДОСТУПНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / COMPULSORY AND AFFORDABLE EDUCATION / МОДУЛЬНАЯ ШКОЛА / ШКОЛА МЛАДШЕГО ПОДРОСТКА / SCHOOL THE YOUNGER TEEN / АКАДЕМИЧЕСКАЯ ШКОЛА / ACADEMIC SCHOOL / РЕАЛЬНАЯ ШКОЛА / REAL SCHOOL / SELF-DEVELOPMENT PERSONALITY / MODEL SCHOOL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Куркин Евгений Борисович

Развитие и климат в образовании, способы управления и идеология. Упорядоченность и нацеленность содержания на сохранение достигнутого, не учитывающего изменений, происходящих в окружающих средах. Условия, способствующие появлению новых идей, обеспечивающих их поддержку для развития образования. Обновление идеологии и внедрение инноваций, идеологическое сопровождение инновационных процессов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Stagnation In The Ideology Of Education

Development and «climate» in education, methods of management and ideology. The order and focus of the content to preserve the «achieved» that does not take into account the changes taking place in the environment. The climate is conducive to the emergence of new ideas that support them for the development of education. Renewal of ideology and introduction of innovations, ideological support of innovation processes.

Текст научной работы на тему «Застой в идеологии образования»

УДК 371

ЗАСТОЙ В ИДЕОЛОГИИ образования

Евгений Борисович Куркин,

ведущий научный сотрудник Федерального института развития образования, кандидат педагогических наук, Москва

• идея • неформальное образование • развивающее обучение • саморазвитие личности • обязательное и доступное образование • модульная школа • школа младшего подростка • академическая школа • реальная школа

Идея в образовании

Образование — сложное явление общественной и государственной жизни, от его состояния зависит многое, если не всё. Государство воспринимает, контролирует, определяет только часть образования — функциональной системой, воплощённой в форму — институтов образования: школ, детских садов, СПТУ, вузов.

«Неформальное образование» плюс репетиторство — незаконнорождённая часть и институциональная система в значительной степени различаются как по содержанию, формам организации, так и способам, методам, «технологиям» воздействия на подрастающие поколения. Сейчас, как никогда, нужны общие для всех установки и идеи. В условиях существующего дуализма результаты образования непредсказуемы и зачастую противоречат друг другу, а координация двух, порою взаи-

моисключающих, способов образования возможна только как взаимопонимание всех участников, их общая деятельность в рамках принимаемых всеми идей и установок.

Инновационные идеи появляются в практике образования и существуют в образовательных средах, в той или иной мере влияя на органы управления образованием, государственную политику, экспертное сообщество, педагогическую и родительскую общественность. Качество, влиятельность, всеобщность инновационных идей зависят от исторически сложившихся обстоятельств, благоприятных для их формирования. Не имея формы, они могут отражаться в доктринах, стандартах, неписаных правилах, традициях. Их главное отличие в общей признаваемости и сознательном исполнении.

Проблема дуализма в образовании существует давно, но она рассматривалась и рассматривается с теоретической точки зрения. Практического решения до сих пор не найдено. Не имея формального органа управления и координации различающихся видов образования, а такого органа

в принципе не может быть, критика существующего положения вещей служат реакцией общественного сознания на обострившуюся ситуацию. Подобных проблем сегодня накопилось немало, и они ждут разрешения.

Судя по всему, в современной России возникла настоятельная необходимость корректировки всей пирамиды идейного обеспечения образования. Пороки современного образования — это не просто сбои его отдельных подсистем — это застой его идеологии.

Образование формальное и неформальное

Мы обратились к проблеме дуализма в образовании по причине её глобальности и значимости. Воспринимаемая как чисто теоретическая, она достаточно серьёзно влияет на практику.

Школа отрывает ребёнка от социальных форм жизни, внедряя индивидуализм. Попадая в школьный класс, ребёнок теряет остатки социальной опоры. У человека, социального существа, постепенно формируется иллюзия возможности жить в одиночку, что зачастую приводит, как утверждает Дьюи, к «определённой форме помешательства»1.

Индивид приходит в школу, которая ни с какой стороны не соответствует его природным, генетическим программам, привычное окружение отсутствует, полученный в условиях сообщества опыт не востребован. В результате — шок и неприятие школьной действительности,

которое «специалисты» наивно объясняют от--- ту*

сутствием предшкольной подготовки. К этому подготовить нельзя!

На самом деле школа ломает ребёнка, даже доброжелательного к ней. Поэтому реально проблема адаптации поставлена с ног на голову — это не ребёнка должны подготовить к школе. Школа должна быть готова встретить первоклассника. Применение подхода, назовём его «адаптивная школа», потребует той трансформации, о которой уже давно

1 Дьюи Дж. Демократия и образование. —

М., 2000. — С. 46.

идёт речь в научной и публицистической литературе.

Сегодня даже семья и семейные узы не гарантируют того минимума неформального обмена опытом социальной жизни внутри поколения и между взрослыми и детьми, который обеспечит потребности ребёнка.

По этой и ряду других причин школа не может обеспечить качественное, соответствующее требованиям времени общее образование. «Чем дальше продвигается вперёд формальное образование, тем труднее становится избегать разлада между тем, что люди сознательно приобрели посредством школьного учения, и опытом, который бессознательно впитали во взаимодействии с другими людьми», — утверждает Дж. Дьюи2.

Очевидно, наступило такое время, когда формальное и неформальное образование не могут существовать независимо друг от друга, слишком велики риски для развития ребёнка, подразумевающего последовательность, преемственность и непрерывность образовательной деятельности и образовательного опыта. Существующие условия нестыковок, пробелов, непониманий тормозят или делают невозможной общую успешность ребёнка.

Социальная зрелость общества определяется его способностью к самоорганизации во имя конкретных целей проектирования будущего, защиты слабых, воспитания подрастающих. От того, насколько качественно выполняют задачи конкретные образовательные сообщества, зависят полноценность и качество современного общего образования и перспективы развития самого социума.

В то же время, несмотря на те потери, которые понесло неформальное образована в принципиально новых условиях,

2 Там же. — С. 14.

оно демонстрирует преимущество как социокультурный феномен.

Образование в России нуждается в конструктивной идее, способной задать то направление движения системы, которое она потеряла, оказавшись в тупике собственного развития. Эта идея должна быть связана с проблемами конкретного прогрессивного движения государства и заинтересованного общества.

Идея развивающего обучения и саморазвитие личности

Многие годы главной идеей современного образования было развивающее обучение. Эта идея долго навязывалась в существующей системе, она «защитила» школу от нападок тех, кто требовал от неё реального развития детей. Не попутного, между делом, обучения, а специальной развивающей самодеятельности.

Обучение — это тренинги: совершенствование знаний, умений, навыков, универсальных действий и даже индивидуальных способностей. По своему характеру эта деятельность носит репродуктивный характер. Нельзя сказать, что тренинги не способствуют развитию ребёнка, но, к сожалению, этого явно недостаточно.

Известно, если хочешь получить реальный результат, выдели предмет. Не должно быть развивающего обучения, воспитывающего обучения, потому что есть обучение, некачественное по той же причине, но оно есть. А вот ни развития, ни воспитания в школе на самом деле нет вообще.

Образование есть процесс непрестанной реорганизации, перестройки, преобразования приобретённого образовательного опыта. Приобретая что-то новое на очередном уроке, ребёнок постоянно перестраивает существующие, сложившиеся на предыдущем материале представления. Те порции материала,

которые ежедневно сваливаются на голову ученика, просто тренинг памяти, а развитие — это самодеятельность по систематизации этих завалов. Как это делается на первых порах: с помощью учителя, родителя, репетитора, для нас не столь важно, но это как раз и есть развитие по отношению к обучению, и делать это необходимо как специальную и систематическую деятельность.

В конечном итоге самотворение личности приводит учащегося к самостоятельной систематизации пока ещё материалов и перестройке собственного, формирующегося в ходе этих процессов образовательного опыта, его постоянного совершенствования и обновления в условиях групповой деятельности. В группе необходимо осмыслить собственный опыт, сформулировать и изложить его так, чтобы поняли все члены группы, а для этого необходимо изучить их опыт. Но наиболее эффективным этот процесс становится в условиях полной самостоятельности при реализации творческих проектов, где развитие определяет учебные задачи.

Современной школе необходимы специальные программы развивающей деятельности, если хотите, специальный предмет, например: «проектная деятельность». Основатель философии образования Д. Дьюи отмечал: «Цель школьного образования — обеспечить возможность его продолжения, а для этого нужно сформировать способности, поддерживающие развитие»3. Поэтому формирование способностей, поддерживающих развитие, — главная цель и идея школьного образования.

Безусловно, при таком подходе предметные и метапредметные результаты — один из факторов, влияющих на формирование результатов личностных. При этом совокупность факторов влияния

3 Дьюи Дж. Демократия и образование. —

М., 2000. — С. 53.

и формирования личностных результатов гораздо богаче, чем фактически используемые, традиционные для современной школы.

Раннее обучение и дошкольное образование

Развитие — процесс непрерывный, поэтому прежде всего необходимо понять, что каждый уровень образования вносит в этот процесс свою лепту, когда в определённом возрасте наиболее эффективно усваиваются те или иные элементы, обеспечивающие общее продвижение личности в собственном саморазвитии.

Наши надежды на то, что разработанный недавно стандарт дошкольного образования, изменит идею, которую группа известных специалистов дошкольного образования много лет внедряла в общественное сознание, — это мысль о самоценности дошкольного детства, «значимого само по себе и без всяких условий». Но стандарт ничего не добавил, помимо того, что объявил дошкольное образование полноценным уровнем общего образования. Поправки 2016 года — минимальная попытка наполнить этот уровень образовательным содержанием, вроде кое-что в этом направлении сделали, но стандарт от этого лучше не стал.

Никто не станет отрицать, что детство — особый период, а с нашей точки зрения, особо плодотворный для образования детей. Напомним, по этому поводу Дьюи отмечал, что младенец с первых дней существования «вынужден учиться движению вместо того, чтобы получить его в готовом виде», как это характерно для большинства животных. Детёныш человека учится весь период «самоценного детства», и в этом как раз и заключается эта «самоценность».

Это, в первую очередь, особая способность к запоминанию — импритингу, подражанию, приобретению опыта, восприимчивости к окружающей среде и одарённости, которые к школьному периоду теряют свою особость. Период дошкольного детства наиболее плодотворен в результатах образования. Если где-либо и как-нибудь организуется специальное обучение дошкольников, то результаты порою

удивляют самих организаторов. Учатся дети с удовольствием потому, что в этом проявляется их природа.

Поэтому господствующая идея «не лишайте детей детства», которая имеет в виду как раз попытки раннего обучения детей, абсурдна по сути. Детство отнюдь не время бездумного ничегонеделания. Дети самообучаемы и учатся играя, непрерывно приобретая первичные умения и навыки жизни — в этом суть детства. Задача взрослых — сделать этот процесс эффективным для каждого ребёнка. Находящиеся в различных средах дети имеют разные условия для образования и самообразования, поэтому именно в этом возрасте дети разительно различаются в развитии.

С другой стороны, заставить дошкольника заниматься тем, что не соответствует его природе и сиюминутному интересу, невозможно. Это должны учитывать прежде всего педагоги, составляя новые игровые технологии и организуя среду, насыщенную мотивационными факторами.

Споры о том, нужно ли учить детей чтению в дошкольном возрасте, не умолкают уже столетие. Реально же половина детей, приходящих в первый класс в городских школах, читают. Продвинутые родители уже усвоили, что это школьное умение, усвоенное в раннем возрасте, — залог дальнейшей успешной учёбы, а наиболее эффективно это умение осваивается в 5 — 6 лет.

Мария Монтессори, например, считала, что учить читать необходимо одновременно с обучением говорить. П.В. Тюленев утверждает: «При нормальных условиях развития ходить, говорить и читать ребёнок должен начать практически одновременно». О сроках можно спорить. Но сам факт необходимости более раннего обучения и развития детей отрицать нельзя.

Создатели действующего школьного стандарта поставили начальную школу в тупик. Уже в первом классе предполагается овладение целой программой УУД (универсальных учебных действий), но если учесть, что половина класса не читает, то в этих условиях УУД осваивать невозможно. Чтобы это делать, необходим определённый темп чтения и понимания текста. Поэтому дети, не умеющие читать, попадают в группу риска, числятся среди отстающих, а само это обучение отнимает до полутора лет учебного времени у всего класса.

Думаю, что раннее обучение чтению для тех детей, которые проявляют интерес к этому процессу, не будет лишним, не вижу причин это запрещать. Многие дети овладевают чтением в семье и детском саду. Благодаря этой способности ребёнок быстро овладевает письменной речью. Рано овладевший чтением ребёнок запечатлевает в памяти правильное написание слов. Читающий первоклассник активен во всех образовательных процессах с первых шагов в школе, с ним нет адаптационных проблем. И, наоборот, не читающий, а тем более не знающий букв сразу относится в группу риска, он для школы неадаптант.

Образование каждого — принцип, цель, идея демократии

Детство не прерогатива дошкольного образования, оно продолжается и в школе, но у каждого ребёнка по-своему. Образованные и озабоченные родители сопровождают ребёнка и в начальной, и в основной школах. Это сопровождение присутствовало и раньше, но после введения нового стандарта без этого не обойтись. В старшей школе родители не «тянут», поэтому нанимают репетиторов.

Реальная успешность сегодня определяется возможностями родителей, мотивационной поддержкой сообщества. Эту школу, и это образование никак нельзя назвать демократичным, оно зависит от принадлежности де-

тей к различным слоям населения. Дети все увеличивающейся группы риска — это наследие недообразованных, не озабоченных их образованием родителей, низы современного классового общества России.

В школе, где количество таких значительно, отсутствует реальная возможность формирования личностно — образующей общности, или, как это называл Дж. Дьюи, «уравновешенной общности» — обязательного условия образования личности.

В отличие от любых форм тоталитаризма, проявляющего беспокойство об образовании лучших, наиболее успешных, обычно принадлежащих к обеспеченным слоям общества, демократическое государство само зависит от образования каждого. «Всенародно избираемая власть может успешно работать только в том случае, если те, кто избирает своих правителей и подчиняется им, образован-ны»4. Демократическое общество отвергает внешнее принуждение, его опора — благорасположение образованных масс.

Демократия — это не только и не столько власть и форма правления, это форма совместной жизни. Это общество людей, готовых согласовывать свои действия с действиями других и учитывать чужие интересы. В противном случае масса недообразованных и неспособных понимать другого «будет сбита с толку происходящими с ними и вокруг, не понимая их смысла и значения. В итоге возникнет сумятица, в которой мало кто сумеет извлечь для себя пользу из действий других людей — слепцов, ведомых безумцами»5.

Поэтому качественное общее образование — забота государства и общества, ответственность родителей и учителей, обязанность детей и подростков.

4 Дьюи Дж. Демократия и образование. —

М., 2000. — С. 85.

5 Там же.

Ликвидация неуспеваемости в школе как явления — общегосударственная идея и назревшая необходимость современного образования. Достижение реального результата в этом многотрудном деле возможно, и в передовых школах этот результат достигается.

Школа в демократическом обществе должна получать от государства и общества реальную поддержку, выражающуюся в финансировании дополнительных занятий с отстающими, так называемое государственное репетиторство. Такой подход культивируется в некоторых странах, например в Японии. Оправданность затрат объясняется тем, что для достижения понимания детям, в силу их индивидуальных особенностей, необходимо различное количество учебного времени. Индивидуальное дополнительное время, затраченное учителем для достижения понимания конкретного материала детьми группы риска, необходимо оплачивать. Только в этом случае учитель несёт конкретную ответственность за успеваемость и формирование личностно-образующей общности в классе.

Главная цель и идея общего образования — развитие способности и умения понимать другого, учитывать интересы других, согласовывать свои действия с действиями окружающих; формирование качеств личности, владеющей способами самообразования, способной самосовершенствоваться, развиваясь на протяжении всей жизни, и позволяющих быть успешным. В общем образовании не должно быть отстающих.

Обязательность и доступность

Обе главные идеи современного общего образования пахнут нафталином прошедшей индустриальной эпохи. Не только потому, что это образование на самом деле и необязательное, и недоступное, а прежде всего потому, что несут идейную нагрузку, не свойственную для образования вообще.

Обязательной может быть только часть содержания общего образования, само же общее образование безгранично, и в этом суть бесконечного спора авторов учебников общего обра-

зования, которые пытаются эту безграничность втиснуть в убогие страницы бездарных учебников.

Такой учебник, его идеология — учеб-никомания, сопровождает каждый предмет школьного общего образования. От учебника в школе процветает принцип обязательности, мифического единого пространства, единообразные технологии обучения.

Вернёмся к той части, которая действительно должна быть обязательной, то есть единообразной и эффективно усвоенной каждым. Это то, что раньше называлось умениями и навыками, а теперь — универсальными действиями. Это то ценное, что пришло к нам из нового стандарта и что до сих пор не понято во многих школах. Кроме того, существует необходимость качественного владения языками, и это тоже обязательно.

Своей успешностью неформальное образование в условиях социальной среды обязано собственной естественности, природным качествам человеческого детеныша, естественному интересу — любопытству и связанной с ним непроизвольности режима образовательной самодеятельности. Проявляя интерес, молодой человек работает с увлечением, не замечая времени, не чувствуя усталости.

Наша школьная машина заставляет ребёнка работать более 80% времени в произвольном режиме только потому, что она сама решает, что, когда и как он должен изучать. При этом большая часть специалистов, в том числе и авторов учебных материалов, считает, что, таким образом, преодолевая себя, учащийся развивает свои способности. И это, наверное, так, только после того, как, приобретя опыт образования, осознав его ценности, ребёнок увидел в этом интерес.

Модульная начальная школа — новый стандарт

Новый стандарт в разы увеличил нагрузку на начальную школу, и это связано с универсальными учебными действиями. Печально, но факт, что в практике учебного процесса стандарт никак не проверялся, в спешке готовились учебники. Поэтому получилось как всегда — отыгрываемся на учителях, детях, да ещё и на родителях. В итоге рабочий день учащегося 1—2-х классов порою длится 8—9 часов.

Стандарт не ответил на многие вопросы, стоявшие перед образованием, и к множеству проблем, не решаемых десятилетиями, добавил существенно новую, связанную с его внедрением. Стандарт, в виде опережающего задания для практики образования, не имеющей опыта и технологий реализации требований, предъявленных ей, — рискованный ход реформирования образования. Это похоже на шоковую терапию в экономике 90-х.

В послестандартной начальной школе учитель, качество подготовки которого вызывает сомнения, уже не может тянуть все предметы — необходима специализация. Универсальный учитель — многопредметник, как минимум четверть класса оставляет недоученным. Ему самому разобраться бы во всём многообразии новых программ начальной школы!

Поэтому модульная организация позволит ввести в учебный процесс начальной школы учителей — специалистов, связывающих педагогическую деятельность с одним из перечисленных модулей:

• модуль универсальных умений и действий;

• предметный модуль языков и литературного чтения;

• предметный модуль математики и информатики;

• познавательный модуль окружающего мира и проектной деятельности;

• модуль двигательной активности, увлечений и творчества.

т/4 «а г-

Каждый модуль представляет собой комплекс программного обеспечения, способов организации учебного процесса, характерных только для него, технологических особенностей, учебных материалов и оборудования. В то же время все модули объединены единством целей и технологиями, обеспечивающими стимулирование, мотивацию и активность учащихся.

Организационной основой полноценной модульной школы начального образования является одновозрастной организационный комплекс, создаваемый на базе нескольких одновозрастных классов. Классы могут быть сконцентрированы в одной или в нескольких школах, находящихся в шаговой доступности друг от друга.

Модульная организации в условиях одно-возрастного комплекса — это несколько уровней общения и социальной деятельности школьников, соревнование между классами и группами в различных видах деятельности, возможность использовать преимущества соревновательной деятельности для управления процессами образования и самообразования.

Для примера напомним, часть класса приходит в школу не читающими. Эта часть — дети, по разным причинам не освоившие чтение до школы, — зачастую просто не проявляла к чтению интереса. Они не хотели читать. В школе это дети риска. Для того чтобы их заинтересовать и научить, необходимо дополнительное время и особые технологии, и они существуют.

Комплекс и модульная организация создают условия для внутренней дифференциация учащихся в классах — трансфор-мерах. Часть класса, читающая, на уроках чтения объединяется под руководством одного учителя, это класс — транс-формер нормы, другая часть двух классов — дети риска. Оба класса именно на этих уроках работают по разным программам до выравнивания ситуации.

Всё это делает традиционный школьный класс открытой системой. Процессы, происходящие в классе, становятся понятными и доступными родителям и образовательному сообществу каждого ученика.

Основная школа — формирование личности

В современных непростых условиях кризиса общего образования основная школа, оказалась наименее эффективным и обделённым вниманием звеном. Хотя те же специалисты отмечают необходимость её особой роли в общем образовании и формировании личности учащегося массовой школы.

Сегодня уровень основного образования провисает между начальной и старшей школой, ничего собственного не привнося в копилку общего образования. Это касается целей, содержания, организации и социализации подростков. Школа явно нуждается в реконструкции.

Её структура должна строиться с учётом сообразных природе подростка особенностей его развития. Переход мышления на стадию формальных операций позволяет подростку выстраивать собственные программы поведения, ставить перед собой цели, контролировать их выполнение, рефлексировать, произвольно регулировать поведение, эмоции, речь.

Уже в 7 классе подросток может осмысленно принимать решения по вопросам собственного образования, а это значит, что организаторы образования должны, просто обязаны использовать возникающую возможность его участия в планировании собственного будущего для создания условий дальнейшего образования и развития подростка по наиболее эффективной траектории самообразования и саморазвития. Структура основной школы должна учитывать этот факт, школа с пятого по седьмой — это одна школа, и совсем другая, возможно с седьмого, и наверняка в восьмом и девятом.

Школа младшего подростка должна иметь особенности, отличающие её как от начальной школы, так и от собственно подростковой. Именно здесь, в этой школе, формируется всё,

о чём мы говорили ранее, и картина мира, и представления о месте человека в этом мире, усваиваются образцы культуры, формируются модели поведения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Школа зрелого подростка позволяет дифференцировать учащихся по их склонностям и предпочтениям, выявленным на предыдущем этапе школы младшего подростка. Поэтому школа зрелого подростка — это фактически две школы: академическая и реальная.

Академическая школа — это обязательная часть: знакомство с основами наук, в совершенстве владение универсальными действиями и умениями, смысловым чтением, письменной речью, коммуникативными навыками. Это то, что понимается как завершение формирования картины мира и отношения к нему, определение места каждого в этом мире, овладение универсальными способностями и прежде всего способностями понимания другого. Второе направление связано с вариативным образованием, учебными, творческими проектами и интересовыми занятиями, воспитательной деятельностью, самоопределением, позитивной социализацией.

Реальная школа — помимо минимизированной обязательной части, это школа интенсивного и многопрофильного развития личности подростков из бывшей категории риска, а ко времени школы зрелого подростка, не вполне определившегося в предпочтениях и не склонного к интенсивным когнитивным занятиям. Эта школа рассчитана на личностные результаты, проявляющиеся в самых различных сферах человеческой деятельности.

Развитие личностных качеств и способностей учащихся основной школы организуется в условиях вариативного образования. Если обязательную часть образования называть всеобучем — обучением для всех, то вариативная —

это образование для каждого, в соответствии с его способностями, интересами, образовательными потребностями и запросами.

Проблема современной школы — умелое сочетание обязательной и вариативной частей единого образовательного процесса.

С другой стороны, вариативное образование — это продолжение развития групповой организации класса. Поучаствовав в проектной деятельности, выявив предпочтения и намечающиеся интересы каждого, можно определить и сформировать группы по интересам.

К вариативному образованию будет отнесено и создание сети различных вспомогательных учебных групп, предназначенных для подростков: с дефектами речи, с трудностями запоминания, с трудностями чтения, письма, детей с ослабленным здоровьем, переболевшими.

Реальная школа вариативного образования — это школа полного дня. Она должна располагать возможностями для отдыха, питания учащихся, помещениями для работы малых групп, больших студий, лабораторий, работающих весь день, мастерских, справоч-но-информационных центров.

Школа вариативного образования — это постоянные конкурсы, вечера-семинары, смотры, выставки, концерты, олимпиады, выезды в социум.

Это полная событий, насыщенная педагогическим содержанием внутришкольная жизнь, выносящая в социум плоды своего творчества, влияющая на социум социальной направленностью, активностью и молодым задором. НО

Stagnation In The Ideology Of Education

E.B. Kurkin, leading researcher at the Federal Institute development of education, candidate of pedagogical Sciences, Moscow

Abstract. Development and «climate» in education, methods of management and ideology. The order and focus of the content to preserve the «achieved» that does not take into account the changes taking place in the environment. The climate is conducive to the emergence of new ideas that support them for the development of education. Renewal of ideology and introduction of innovations, ideological support of innovation processes.

Keywords: the idea, of non-formal education, developing learning, self-development personality, compulsory and affordable education, model school, school the younger teen, academic school, real school.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.