УДК 37.013
КАРОЛИНА ПРАТГ — ПОСЛЕДОВАТЕЛЬ Джона Дьюи: из истории американской педагогики
Ксения Андреевна Алейникова,
преподаватель Военной академии Ракетных войск стратегического назначения имени Петра Великого Министерства обороны Российской Федерации, [email protected]
Демократическая педагогика — одно из ведущих направлений американской
психолого-педагогической мысли XX столетия. У её истоков стояли многие
выдающиеся деятели прошлого, однако мыслителем, оказавшим наиболее
существенное влияние на становление демократической педагогики в США,
по праву считается Джон Дьюи. Общеизвестно, что философские и педагогические
творения мыслителя, наполненные уникальными и неординарными идеями, стали
флагманом для многих прогрессивно ориентированных учителей. Среди
представителей новой педагогики, разделявших воззрения Дж. Дьюи, были такие
выдающиеся личности, как У. Килпатрик, Э. Паркхерст, М. Наумбург, У. Вирт,
К. Пратт и многие другие. Особое место в списке занимает философ, социальный
реформатор и педагог Каролина Луиза Пратт (1867—1954), обращение
к творческому наследию которой сегодня как никогда представляется весьма
значимым и своевременным. Её неповторимая педагогическая деятельность
и оригинальный подход к организации жизни детей в условиях школы не без
основания можно считать «доказанными знаниями..., проверенными широкой « 1
практикой» .
• американское образование • прогрессивное образование • демократическая школа • детское демократическое сообщество • детоцентрированный учебный план
Прогрессивное движение в образовании
Некоторые американские исследователи относят К. Пратт, всецело посвятившую себя делу воспитания и обучения подрастающего поколения, к числу самых ярких выразите-
1 Бим-Бад Б.М. Что такое философия истории педагогики? / Б.М. Бим-Бад / / Историко-педагогичес-
кое знание в начале третьего тысячелетия: итоги, проблемы, перспективы: Материалы всероссийской научной конференции 5—6 декабря 2005 года. — М., 2005. — С. 46.
лей идей демократического образования. Эти идеи, по утверждению М. Хаузер, она почерпнула в работах классиков и выдающихся современников, будучи ещё совсем в юном возрасте. Труды Ж.-Ж. Руссо и И.Г. Песталоцци, Ф. Паркера и Д. Дьюи долгие годы были для неё путеводителем в мир демократического образования.
Глубоко изучив работы Д. Дьюи по проблемам образования, К. Пратт, во многом разделявшая взгляды философа,
стала активным сторонником и участником прогрессивного движения в образовании. Оценивая вклад К. Пратт в развитие идей прогрессивной педагогики, в лоне которой и зарождалось демократическое образование, американские исследователи С. Семел и А. Садовник пишут: «Несмотря на то что за именами Френсиса Паркера, Джона Дьюи и Уильяма Килпатрика прочно закрепилось звание основоположников прогрессивного движения в образовании, деятельность Каролины Пратт и подобных ей педагогов также занимает значимое место в истории прогрессивного образо-вания»2. Далее авторы утверждают, что именно такие педагоги-новаторы, как К. Пратт, основывали экспериментальные школы и на практике доказывали состоятельность теоретических идей, которые развивали их современники.
Надо отметить, однако, что первое знакомство К. Пратт с идеалами демократии произошло ещё в детстве, когда её отец, ярый сторонник демократической партии, привлекал её к участию в выборах, что было абсолютно неприемлемым по тем временам. Она вместе с ним посещала лекции, участвовала в заседаниях и однажды даже готовила встречу по случаю приезда в 1887 г. в родной для неё Фейетвилл президента-демократа Г. Кливленда. Во многом благодаря таким лекциям, встречам, а также активному участию в делах отца у неё возникла идея о необходимости реформирования системы школьного образования, изменения его целей и задач, пересмотра существующих подходов к обучению и воспитанию школьников.
Движимая желанием решить перечисленные проблемы, К. Пратт поступает в Педагогичес-
«а Т/ г- «а
кий колледж Колумбийского университета на отделение подготовки воспитателей. Учёба в педагогическом колледже становится для неё испытанием. Начинающий педагог практически сразу приходит к пониманию того, что предла-
2 Hauser M.E. Learning from Children: the Life and Legacy of
Caroline Pratt History of Schools and Schooling) /
M.E. Hauser. — New York: Peter Lang, 2006. — P. 11.
гаемые преподавателями подходы к воспитанию и обучению детей дошкольного возраста малоэффективны и не имеют ничего общего с реальной подготовкой детей к школьному обучению, а направлены лишь на «дисциплинарную подготовку детей к долгим годам обучения в школе»3. Категорически отвергая авторитарную педагогику и открыто критикуя систему Ф. Фребе-ля за отсутствие в ней свободы для развития творческого мышления у детей, К. Пратт покидает отделение дошкольного образования и переводится на отделение подготовки учителей ручного и художественного труда, окончив которое, получает место учителя в школе для девочек, расположенной в городе Филадельфия.
В поисках новых подходов к обучению и воспитанию детей она много читает, посещает лекции и конференции авторитетных философов, социальных реформаторов и ведущих педагогов Америки. Именно в этот период она знакомится с работами известного уже в те времена учёного-энциклопедиста и философа Д. Дьюи. В трудах мыслителя её главным образом интересуют идеи, в которых философ рассматривает образование как основу для социальных преобразований, способствующих демократическому прогрессу, а школу провозглашает особой средой, в условиях которой необходимо развивать человека как субъекта демократии, а значит «учить ребёнка жить в общежитии, где он начинает осознавать самого себя, понимать свои обязательства по отношению к этому общежитию и приспосабливаться к общей жизни»4.
Разделяя идеи Дьюи и других социальных реформаторов, К. Пра^т в 1914 году открыла первое в Нью-Йорке экспериментальное воспитательно-образовательное учреждение для детей дошкольного
3 Pratt C. I Learn from Children: an Adventure in Progressive Education / C. Pratt. — New York: Simon & Schuster, 1970. — P. 11.
4 Дьюи Д. Школы будущего / Д. Дьюи, Э. Дьюи //
Свободное воспитание. — 1916/1917. — № 4—5. — С. 15-24.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА
и младшего школьного возраста. Отметим, что сама идея открытия бесплатной школы в районе, где проживали бедные семьи из рабочего класса и семьи иммигрантов, имеющие разный социальный статус и материальное положение, по тем временам была фактически революционной. Для Пратт, которая была сторонником демократического устройства общества, такая идея была абсолютно естественной и закономерной, поскольку она рассматривала образование в качестве отправной точки на пути к социальной реконструкции общества. В частности, она считала, что через школу и организацию в ней социальной среды, улучшая методы воспитания и обучения, основанные на принципах антиавторитарной педагогики, можно совершенствовать общественный строй.
К. Пратт придерживалась мнения о том, что образование в первую очередь должно быть направлено на социальное развитие ребёнка и должно способствовать формированию полноправного члена социума, способного жить в соответствии с принятыми в демократическом обществе нормами и правилами. Согласно её пониманию, психическое развитие ребёнка — это целенаправленный процесс его социализации, который начинается с момента появления ребёнка на свет и продолжается на протяжении всей жизни. Огромную роль в процессе социализации играют интимно-близкие ребёнку люди, в особенности мать, которая должна изначально правильно реагировать на первые социальные реакции новорождённого. «Практически по первому крику ребёнка, — пишет педагог, — можно определить его реакцию на окружающий мир», а «реакция матери на его первое требование во многом определяет его будущее»5. И поэтому проявление любви, внимания, уважения матери к ребёнку являются естественными условиями, при которых происходит процесс его единения с окружающим миром. Кроме того, именно в семье закладываются первые представления о добре и зле, правилах и нормах поведения.
Однако мать не должна быть единственным действующим лицом в его жизни, отмечала Пратт, постепенно он должен расширять представления о мире и осваивать систему человеческих отношений за пределами дома. Помочь
5 Pratt C. I Learn from Children: an Adventure in Progressive Education / C. Pratt. — New York: Simon & Schuster, 1970. — p. 165.
ребёнку в этом должна школа, обогащающая его знаниями об окружающей действительности, расширяющая опыт социального взаимодействия и приобщающая к ценностям, принятым в обществе. В этом педагог видела предназначение школьного образования. При этом школа в её понимании представляла собой социальный центр, в котором дети создают собственное общество, свободное от классовых противоречий и формируемое исключительно на демократических началах.
Идеи К. Пратт
Идеи К. Пратт у многих её современников вызывали критику, а порой и неприкрытый скептицизм. Однако она не сомневалась в том, что сможет воплотить их в реальность и разработала для школы экспериментальную программу, направленную на создание в школе самоуправляемого детского сообщества, жизнь и деятельность которого строится на принципах демократии.
Один из первых пунктов программы связан с организацией и оформлением пространственной среды школы. К. Пратт полагала, что «любая личность индивидуальна, но в то же время она является членом группы», поэтому ребёнку свойственно «стремление к объединению с другими детьми для совместного участия в различных видах деятельности»6. Опираясь на представления о социальной природе личности, педагог разработала оригинальную модель организации воспитательно-образовательного пространства классной комнаты, ориентированную на развитие у детей навыков общения с окружающими. Так, в каждой комнате были предусмотрены места для проведения групповых и индивидуальных занятий, определены зоны творческой активности, организованы площадки для
6 Pratt C. Making Environment Meaningful / C. Pratt / / Progressive Education. — 1927. — № 1. — P. 105-108.
совместных и индивидуальных игр, оформлен уголок для уединения. Каждая зона детской активности оборудована дидактическими материалами, принадлежностями для творчества, игрушками для проведения различных видов игр (сюжетно-ролевых, строительно-конструктивных, театрализованных и подвижных), а также специальным инвентарём, с помощью которого дети самостоятельно или при содействии взрослого организовывали досуг. В известной степени идею Пратт по поводу создания многофункционального пространства в классной комнате с целью развития навыков общения у детей можно считать инновационной для своего времени и весьма продуктивной для последующих поколений. Подтверждением этому служит тот факт, что большинство современных американских образовательных учреждений при планировании пространства школы и организации зон детской активности учитывают в первую очередь принцип эффективности социального взаимодействия.
у—1 «а «
Следующий важный аспект в программе К. Пратт — организация совместной работы с детьми по планированию учебно-воспитательного процесса. Активно внедряя в процесс обучения детоцентрированный учебный план, предложенный Дж. Дьюи, она заметно переработала его с учётом мнений, интересов и устремлений детей. Педагог считала, что совместная работа по формированию содержания учебного плана не только развивает интерес к процессу учения и делает его более значимым для каждого школьника, но и пробуждает чувство сопричастности к общему делу, укрепляет чувство единения с обществом, в котором живёт и развивается каждый ребёнок. В школе Пратт дети совместно с учителем распределяли темы, обязательные для изучения; определяли то, в какой форме они будут изучать тот или иной учебный материал (занятия, экскурсии, походы, игры, проекты, эксперименты, опыты); рационально рассчитывали время, необходимое на изучение тех или иных предметов; совместными усилиями организовывали внеурочную деятельность.
Конечно, подобные новации не могли быть не замеченными и зачастую вызывали критику
даже со стороны приверженцев прогрессивной педагогики. В частности, писательница Агнес Де Лима, характеризуя демократический подход Пратт к формированию содержания учебного плана, деликатно писала: «Вероятнее всего, что без разумного руководства требование мисс Пратт по поводу составления учебного плана может превратиться в формальную процедуру»7. Однако К. Пратт, словно предваряя вопросы и критические оценки своих оппонентов, объясняла, что «экспериментальный учебный план разрабатывается в течение целого года на каждый месяц при содействии школьного общества»8.
Глубокое убеждение К. Пратт в плодотворности идеи создания в школе самоуправляющегося детского демократического сообщества нашло воплощение в подходах к организации школьной жизни, которая не ограничивалась занятиями и внеурочной деятельностью. Полагая, что главная цель образования заключается в подготовке подрастающего поколения к практической деятельности и умении взаимодействовать с окружающими, она включила в учебный план школы программу работы в школьных мастерских. По сути, эти мастерские, обеспечивающие нужды и потребности школы, позволили создать самодостаточное общество, члены которого выполняют обязанности и занимаются общественно значимой работой.
Для передачи информации внутри школы и обеспечения связи с внешним миром в школе функционировала почта, в работе которой принимали участие сами школьники. Дети и педагоги принимали, регистрировали и сортировали почтовые отправления, служили почтальонами и посыльными. Была в школе и собственная типография, где старшие дети, осваивая профессии печатни-
7 Hauser M.E. Learning from Children: the Life and Legacy of Caroline Pratt History of Schools and Schooling) / M.E. Hauser. — New York: Peter Lang, 2006. — P. 126.
8 Pratt C. Before Books / C. Pratt., J. Stanton — New York: Adelphi Company, 1926. — P. 27.
OБPAЗOBATEЛЬНAЯ ПОЛИТИКА
ков, корректоров, художников и редакторов, готовили к изданию дидактические пособия, книжки, газеты, конверты и другие учебные материалы. Излюбленным местом в школе была фабрика по производству игрушек, на которой трудились дети старшего возраста, изготавливая игрушки для малышей, посещающих детский сад при школе. Все игрушки на фабрике изготавливали дети вручную по собственным чертежам и моделям. Особым интересом со стороны старшеклассников пользовалась школьная фотостудия. Работа в студии считалась очень сложной и требующей знаний в области физики и химии, впрочем, как и в других сферах, поэтому детям приходилось дополнительно углублять необходимые для конкретной сферы деятельности знания.
К. Пратт была убеждена, что в школьных мастерских дети не только постигают негласные правила и нормы человеческого общения, учатся достигать личных и общественно значимых целей в процессе взаимодействия, но и погружаются в атмосферу труда, в условиях которой словно «растения, набирающие силу, они пускают корни в различных от профессии направлениях затем, чтобы получить всё больше питательных веществ для развития практических навыков, знаний в области географии и истории, литературе, му-
9
зыке и искусствах» .
Такая организация работы школы способствовала активному включению в процесс совместной работы не только педагогов, но и других воспитывающих взрослых. В школе К. Пратт частыми посетителями были учёные и деятели искусства, родители и сотрудники общественных учреждений, которые углубляли представления детей в различных областях знаний и знакомили их с реальными трудовыми процессами. В ходе таких встреч дети свободно общались со взрослыми, задавали интересующие их вопросы, организовывали совместный труд и другие виды деятельности.
Очевидно, что подобная школа представляла собой уменьшенную модель взрослого общества, функционирующего на принципах демократии. Это был своего рода социальный и научный, культурный и просветительный центр, направленный на подготовку ребёнка к реальной жизни
9 Pratt C. I Learn from Children: an Adventure in Progressive Education / C. Pratt. — New York: Simon & Schuster, 1970. — P. 130.
в условиях свободного демократического общества. Продолжает свою работу этот школьный центр и по сей день, а дело, некогда начатое Каролиной Пратт, живёт и развивается стараниями её последователей и учителей современной «1 ородской и сельской школы», основанной педагогом.
В заключение отметим, что взгляды К. Пратт на демократию в образовании не ограничиваются сказанным выше. Творческое наследие педагога содержит значительное количество других продуктивных идей относительно организации учебно-воспитательного процесса, нетрадиционных форм и методов работы с детьми, которые только ещё предстоит осмыслить современным исследователям. Однако смело можно сказать, что доказавшие на практике плодотворность идеи К. Пратт по поводу демократии в образо вании были инновационными тогда, продолжают жить в некогда созданной педагогом экспериментальной школе сегодня и могут найти применение в современной теории и практике воспитания подрастающего поколения. НО
Caroline Pratt's Democratic School
K.A. Aleynikova, teacher of the Military Academy of strategic Missile forces named after Peter the Great of the Ministry of defence of the Russian Federation, e-mail:[email protected]
Abstract. The fundamental contribution of Caroline Louise Pratt, an American thinker and educator, in the development of progressive pedagogy ideas on democracy in education is shown in the paper. The practical experience of the experimental educational institution for preschool and school children, in which the educator created children s community, embodying the main features of the free democratic society, is represented and described.
Keywords: American education, progressive education, democratic school, children s democratic community, child-centered curriculum.