наука -
образованию
педагогическии i
поиск|
1УДК 37.013 ББК 74.03(3)
РЕАЛИЗАЦИЯ ИДЕЙ ПРОГРЕССИВНОЙ ПЕДАГОГИКИ В ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ШКОЛЕ КАРОЛИНЫ ПРАТТ
К. А. Алейникова
Аннотация. Статья посвящена педагогическим идеям Каролины Пратт - американского прогрессивного педагога и философа. В статье освещается жизненный путь мыслителя и ее вклад в решение ряда важных проблем образования, которые стоят в центре внимания российских и зарубежных исследователей. Кроме того, внимание автора сконцентрировано на анализе инновационных идей К. Пратт, затрагивающих проблемы демократического образования.
Ключевые слова: американское образование, прогрессивная педагогика, демократическое образование, философия образования К. Пратт, детоцентрированный учебный план, игровая деятельность, игра как воссоздание опыта.
IMPLEMENTATION OF PROGRESSIVE PEDAGOGICAL IDEAS IN CAROLINE PRATT'S EXPERIMENTAL SCHOOL
K. A. Aleynikova
Abstract. The article deals with the pedagogical ideas of Caroline Pratt, a progressive American educator and philosopher. The article covers the life path of the thinker and her contribution to the solution of a number of important problems of education which are in the center of attention of the Russian and foreign scientists. Moreover, the author's attention is concentrated on the analysis of innovative ideas developed by C. Pratt which touch upon the issues of democratic education.
Keywords: American education, progressive pedagogy, democratic education, Pratt's philosophy of education, child-centered curriculum, game activity, game as a recreation of experience.
С самого начала своего существования человечество создавало и продолжает создавать неповторимый, удивительный и многогранный мир духовной и материальной культуры, который находит свое отражение в системе ценностей и идеалов представителей разнообразных культур. Уникальная для каждой культуры система ценностей и идеалов воплощается в жизнь посредством мировоззрения и знаний, норм и правил поведения, закрепленных в сознании и представляющих собой призму, сквозь которую человек воспринимает
окружающий мир и которые использует в качестве эталонов для организации своей собственной деятельности.
Познание, освоение и осознание индивидом своеобразия мира культуры начинается с момента появления его на свет и продолжается на протяжении всей его жизни. В процессе этого освоения ребенка сопровождает сведущий, вооруженный знаниями и опытом педагог, одновременно выступающий в качестве транслятора и проводника в мир культуры. Именно в этом и состоит ключевая функция
образования, выступающего в качестве неотъемлемой стороны жизни всех культурных сообществ и представляющего собой динамично развивающийся в пространстве жизни общества процесс.
Современное образование имеет глубокие исторические корни и представлено множеством педагогических концепций, теорий, направлений, течений и школ, тщательное и скрупулезное изучение опыта которых диктуется необходимостью познать заложенный некогда «педагогический фундамент», на основаниях которого мы собираемся возводить новое и крепкое здание современной отечественной школы. Говоря о значимости осмысления педагогами современности историко-педагогиче-ского наследия, Г. Б. Корнетов отмечает, что педагогические достижения прошлого остаются актуальными в настоящем и продолжают существовать и оставаться востребованными и сегодня, выступая не обособленно, а в качестве «актуального прошлого» [1, с. 11]. С этой точки зрения весьма значимым видится обращение исследователей в области историко-педагоги-ческого прошлого не только к «богатейшей копилке» отечественного наследия, вобравшей в себя труды и результаты деятельности великих предшественников, но и зарубежных ученых, теоретиков и практиков образования.
Одним из самых влиятельных зарубежных течений конца XIX - начала XX в., возникших в период утверждения и последующего развития индустриального общества, стала реформаторская педагогика Джона Дьюи, которая на долгие годы определила вектор развития американской системы образования.
Ключевым моментом педагогических воззрений Д. Дьюи стала идея «универсального образования», рассматриваемая им в качестве отправного пункта на пути к всеобщей демократизации человеческого общества. Высказав протест современной ему традиционной системе образования, которую мыслитель считал классовой и малодоступной для «простого» американского народа, он противопоставил ей собственную демократическую концепцию образования.
Раскрывая сущность выдвинутой концепции, Д. Дьюи подчеркивает, что образование -это не подготовка к будущей жизни в обществе,
а социальный процесс, в ходе которого ребенок учится жить и действовать в реально существующих условиях. Эти условия, понимаемые философом как элементы специально организованной образовательной среды, призвана создавать школа. «Школа - пишет Дьюи, - должна представлять для ребенка такую же текущую реальную и живую жизнь, как та, которую он проживает дома, среди соседей и в играх с детьми» [2, с. 11].
Отчетливо понимая, что школа, организованная на демократических принципах, не может строиться на традиционных авторитарных основах, Дьюи определил три стержневые цели воспитания и обучения подрастающего поколения, представленные в работе «Демократия и образование»: развитие ребенка в согласии с природой, социальная эффективность, приобщение к культуре.
Такой нестандартный подход к определению целей школьного образования требовал от философа еще более нестандартных ответов на возникающие в связи с эти вопросы о том, каким должно быть содержание образования, обеспечивающее воплощение выдвинутых целей в реальность, какими методами возможно достичь этих целей. И на эти, казалось бы, неразрешимые вопросы Дьюи нашел ответ в философии прагматизма, сделав его первоосновой американского прогрессивного образования конца XIX - начала XX в. Он полагал, что «образование является развитием в процессе опыта, посредством опыта и ради опыта», поэтому опыт - это своего рода «движущая сила», с помощью которой педагог должен стимулировать рост и развитие ребенка [3].
Рассматривая процесс накопления ребенком опыта и его постоянную реконструкцию в различных видах деятельности в качестве ключевой задачи образования, Дьюи выдвинул принцип «обучения посредством делания», ориентированный на такую организацию педагогического процесса, при которой ребенок приобретает знания в ходе активной практико-ориентированной деятельности. Кроме того, ориентация педагогики Д. Дьюи на сближение школьного образования с реальной жизнью нашла свое выражение и в детоцентрирован-ном учебном плане, который ученый активно перекраивал и шлифовал в своей практиче-
ской деятельности в экспериментальной школе, ставшей на долгие десятилетия центром «паломничества» для новаторов в области прагматической педагогики.
Прогрессивистское крыло американского реформаторского движения, возглавляемого Джоном Дьюи, имело большое количество талантливых последователей. Среди учеников философа встречаются такие выдающиеся исторические фигуры американского образования, как У. Килпатрик, Э. Паркхерст, М. Наум-бург, У. Вирт, Дж. Ньюлон, К. Пратт и многие другие. Особое место в приведенном списке почитателей философии прагматизма Д. Дьюи занимает философ, реформатор и педагог Каролина Луиза Пратт, ставшая идейным вдохновителем и основателем оригинальной и самобытной экспериментальной школы для детей младшего и среднего школьного возраста.
Свою педагогическую деятельность Каролина Пратт начала в юном возрасте, когда ее сверстницы и сверстники даже не задумывались о выборе будущей профессии. Произошло это во многом благодаря врожденным талантам маленькой Кэрри к организации не только собственного времяпровождения и детских игр, но и способностью к объединению и вовлечению в игры детей всего близлежащего района. Кроме того, внесло свою лепту и семейное воспитание, которое с раннего возраста отличало девочку стремлением к независимости, уверенностью в себе и своих силах, а также активной позицией по отношению к жизни и деятельности небольшого сообщества городка Фейетвилл, в котором росла и жила Каролина.
Начав свою педагогическую деятельность в шестнадцатилетнем возрасте в маленькой деревенской школе в качестве учителя начальных классов, Каролина Пратт в 1892 г. поступила в Педагогический колледж Колумбийского университета на педагогическую подготовку в области дошкольного образования.
Следует отметить, что образование детей раннего возраста в Америке конца XIX в. строилось на педагогических идеях отца-основателя дошкольного воспитания Фридриха Фребеля и напоминало, по мнению К. Пратт, «дисциплинарную подготовку детей к долгим годам обучения в школе» [4, с. 11]. Предлагаемый в уни-
верситете подход к обучению детей младшего возраста и собственное внутреннее видение организации воспитательно-образовательной деятельности с детьми вызвали у начинающего педагога состояние внутреннего диссонанса, которое удалось на незначительное время предотвратить путем некоторого изменения профессиональной направленности. Поэтому Каролина Пратт, обратившись к руководству университета с просьбой о переводе, покидает группу педагогов дошкольного образования и переходит на отделение подготовки учителей трудового обучения, которое успешно заканчивает спустя два года и получает место в школе для девочек в городе Филадельфия.
В Филадельфии К. Пратт продолжает самообразование, постоянно оттачивая свое мастерство в деле преподавания девочкам основ ручного и художественного труда. В поисках новых подходов к обучению и воспитанию детей она много читает, посещает лекции и конференции авторитетных философов, социальных реформаторов и ведущих педагогов Америки. Анализируя свою педагогическую деятельность в автобиографической книге «Я учусь у детей» (1948), К. Пратт позднее напишет, что, слушая размышления выдающихся современников, представлявших разные точки зрения на проблемы современного ей американского общества, она разглядела за этими мыслями другую сторону образования: «Я начала рассматривать образование не как завершение какой-то стадии в жизни человека, а как первый шаг на пути к прогрессу, который должен продолжаться на протяжении всей его жизни» [4, с. 18].
В это же время К. Пратт знакомится с работами известного уже в те времена философа-реформатора Д. Дьюи, раскрывающими специфику прогрессивного образования с его социальной составляющей и роль школы в процессе формирования и развития личности ребенка.
Воодушевленная идеями прогрессивной педагогики и уверенная в своих силах, Каролина Пратт переезжает в Нью-Йорк, где в 1914 г. открывает первое экспериментальное образовательное учреждение для детей младшего и среднего школьного возраста, получившее название «Игровая школа». Важно отметить, что
само название «Игровая школа» для К. Пратт -это отнюдь не способ представить созданное ей учреждение для детей наиболее привлекательным и оригинальным образом. Это способ донести до родителей, учителей и детей ее школы, что единственным оптимальным и эффективным методом обучения подрастающего поколения является игра, а учатся дети играя. Такой инновационный взгляд на организацию учебно-воспитательного процесса школы во многом обусловил возникновение у К. Пратт собственного видения детской игры, которую она рассматривала в качестве основополагающего вида деятельности детей, организуемого детьми и для детей. Поэтому ее понимание детской игры в значительной степени противоречило распространенной в те времена фребели-анской теории, активно внедряемой в практику работы дошкольных учреждений.
Так, критикуя традиционную систему за излишний дидактизм и отсутствие должного отношения к природе и интересам ребенка, К. Пратт полагает, что целью игры является не только постижение ребенком каких-либо понятий, но и воспроизведение в процессе игровой деятельности реальной жизни. «Воссоздание в процессе игры полученного опыта, -размышляет мыслитель, - является лучшим средством на пути к обучению» [5, с. 23]. Кроме того, игра, по мнению автора, это не просто интересная для детей деятельность, позволяющая расширять их представления о мире вещей, но и средство формирования и развития у ребенка демократических ценностей и идеалов, укоренение которых происходит на всех этапах игровой деятельности, начиная от ее организации и заканчивая ее содержанием и сюжетной линией.
Такое понимание детской игры объясняется приверженностью мыслителя к социально-реформаторским взглядам. «Детские сообщества, объединяемые для общей игры, - пишет К. Пратт, - познают окружающую действительность, учатся взаимодействовать с людьми различного типа, которые должны жить и работать друг с другом, получая тем самым огромный опыт взаимодействия» [4, с. 27]. Из этого становится очевидным, что для К. Пратт социальная функция образования является первостепенной, поэтому дети, начиная с ранних лет жизни,
при поддержке педагогов должны в процессе игры научиться создавать «демократию в миниатюре».
Именно поэтому, полностью разделяя идеи Дьюи по поводу детоцентрированного учебного плана, К. Пратт вносит в него свои важные поправки, позволяющие ей на практике реали-зовывать принципы демократии. Она не отвергает учебный план Д. Дьюи как таковой, однако делает его более гибким и зависящим от интересов и потребностей ребенка. Так, учебный план в ее школе не дает педагогу возможность использовать проверенные на практике сотни раз материалы, а лишь обозначает основные направления работы с детьми, интерес к которым учитель начинает стимулировать у ребенка с помощью организации различных видов детской деятельности (продуктивные виды деятельности, игровая деятельность, общение, экскурсии), которые выбирают и организуют сами дети - активные участники воспитательно-образовательного процесса.
Предлагая свой собственный взгляд на прогрессивное образование, которое К. Пратт главным образом понимала как образование, построенное на демократических началах, философ позднее напишет: «Когда я начинаю думать о том, что же такое демократия в миниатюре и как можно ее воплотить в жизни, мне на ум приходит слово игра. Игра и только игра может стать средством и способом развития демократического в человеке. Только она может привести его к истинному прогрессу» [4, с. 163].
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Историко-педагогическое знание в начале III тысячелетия: задачи, методы, источники и проблематика истории педагогики: материалы 8-й национальной научной конференции. - М.: 14 ноября 2012 г. / ред.-сост. Г. Б. Корнетов. - АСОУ, 2012. - 212 с.
2. Дьюи Д. Мое педагогическое кредо // На путях к новой школе. - 2002. - № 3. - С. 72-81.
3. Рогачева Е. Ю. Педагогика Джона Дьюи в XX веке: кросс-культурный контекст. - Владимир: ВГПУ, 2005. - 332 с.
4. Pratt C. I Learn from Children: an Adventure in Progressive Education. - New York: Simon & Schuster, 1970. - 197 p.
5. Pratt C. Experimental Practice in the City and Country School. - New York: E. P. Dutton, 1924. - 567 p.
6. Munro P. Learning from Caroline Pratt // Journal of the American Association for the Advancement of Curriculum Studies. - 2008. -Vol. 4. - URL: http://ojs.library.ubc.ca/index. php/jaaacs/article/view/187667 (дата обращения: 01.12.2016).
7. Pratt C., Stanton J. Before books. - New York: Adelphi Company Publisher, 1926. - 347 p.
REFERENCES
1. Istoriko-pedagogicheskoe znanie v nachale III tysyacheletiya: zadachi, metody, istochniki i problematika istorii pedagogiki. Proceedings of 8th National scientific Conference. Moscow: 14 Nov 2012. Moscow: ASOU, 2012. 212 p.
2. Dewey J. Moe pedagogicheskoe kredo. Na putyakh k novoy shkole. 2002, No. 3, pp. 7281. (in Russian)
3. Rogacheva E. Yu. Pedagogika John Dewey v XX veke: kross-kulturnyy kontekst. Vladimir: VGPU, 2005. 332 p.
4. Pratt C. I Learn from Children: an Adventure in Progressive Education. New York: Simon & Schuster, 1970. 197 p.
5. Pratt C. Experimental Practice in the City and Country School. New York: E. P. Dutton, 1924. 567 p.
6. Munro P. Learning from Caroline Pratt. Journal of the American Association for the Advancement of Curriculum Studies. 2008, Vol. 4. Available at: http://ojs.library.ubc.ca/index.php/jaaacs/arti-cle/view/187667 (accessed: 01.12.2016).
7. Pratt C., Stanton J. Before books. New York: Adelphi Company Publisher, 1926. 347 p.
Алейникова Ксения Андреевна, преподаватель кафедры иностранных и русского языков Военной академии Ракетных войск стратегического назначения имени Петра Великого Министерства обороны Российской Федерации, аспирантка кафедры педагогики Владимирского государственного университета имени А. Г. и Н. Г. Столетовых e-mail: [email protected]
Aleynikova Ksenya A., Lecturer, Foreign and Russian languages Department, Peter the Great Military academy of the Strategic Missile Troops, Ministry of Defense, Russian Federation, Post-graduate student, Pedagogics Department, Alexander G. and Nicholas G. Stoletovs Vladimir State University e-mail: [email protected]