Научная статья на тему 'Реформирование американского школьного образования в русле прогрессивизма (конец XIX - первая треть XX века)'

Реформирование американского школьного образования в русле прогрессивизма (конец XIX - первая треть XX века) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
186
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОГРЕССИВИЗМ / PROGRESSIVISM / ПЕДАГОГИКА ПРОГРЕССИВИЗМА / THE PEDAGOGY OF PROGRESSIVISM / АКТИВНОСТЬ РЕБЕНКА / THE ACTIVITY OF THE CHILD / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ МЕТОД / RESEARCH METHOD / МЕТОД ПРОЕКТОВ / METHOD OF PROJECTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Маминова Наталья Владимировна, Иванова Ирина Сергеевна

Статья посвящена реформированию американского школьного образования на основе педагогики прогрессивизма. В статье раскрываются понятия прогрессивизма и педагогики прогрессивизма. В статье представлены основоположники педагогики прогрессивизма, их основные идеи относительно реформирования школьного образования и созданные ими модели новой школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Маминова Наталья Владимировна, Иванова Ирина Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the reform of American school education on the basis of the pedagogy of progressivism. The article reveals the concepts of progressivism and the pedagogy of progressivism. The founders of the pedagogy of progressivism, their basic ideas regarding the reform of school education and the models of the new school created by them are presented in the article.

Текст научной работы на тему «Реформирование американского школьного образования в русле прогрессивизма (конец XIX - первая треть XX века)»

мышления. Метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, а результат этой деятельности можно применить в практической деятельности.

Этот метод мы активно используем в нашем техникуме вот уже третий год как нетрадиционную внеурочную форму контроля знаний, умений и навыков по всем дисциплинам. Написанием и защитой проектов охвачены 100% обучающихся первого курса; задания разрабатывают преподаватели всех дисциплин. Помимо проверки полученных знаний мы ставим целью научить студентов самостоятельно добывать знания, пользуясь разнообразными источниками, структурировать его и использовать на практике.

Проблема контроля постоянно привлекает к себе внимание педагогов и методистов, так как в

нём кроются разнообразные и далеко не исчерпанные возможности воспитывающего обучения и формирование общих и профессиональных компетенций.

Список литературы

1. Гин. А.А. Приемы педагогической техники: - М., «Вита-Пресс», 2001 - 88 с.

2. Глаголева Р.И. Работа с текстом на уроке иностранного языка. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2011. №4. С. 78-80.

3. Гринченко И.С. Современные средства оценивания результатов обучения. М.: Перспектива, 2008 - 132 с.

4. Ковалева Г.С. Оценка знаний и умений. // Школьные технологии. - 2002. — № 6. С. 203

5. Конышева А.В. Контроль результатов обучения иностранному языку - СПб: КАРО, 2004. -144 с.

РЕФОРМИРОВАНИЕ АМЕРИКАНСКОГО ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РУСЛЕ ПРОГРЕССИВИЗМА (КОНЕЦ XIX - ПЕРВАЯ ТРЕТЬ XX ВЕКА)

Маминова Наталья Владимировна

Кандидат пед. наук, доцент кафедры ИЯПК ВлГУ, Владимир

Иванова Ирина Сергеевна

Старший преподаватель кафедры ИЯПК ВлГУ, Владимир

АННОТАЦИЯ

Статья посвящена реформированию американского школьного образования на основе педагогики прогрессивизма. В статье раскрываются понятия прогрессивизма и педагогики прогрессивизма. В статье представлены основоположники педагогики прогрессивизма, их основные идеи относительно реформирования школьного образования и созданные ими модели новой школы.

ABSTRACT

The article is devoted to the reform of American school education on the basis of the pedagogy of progres-sivism. The article reveals the concepts of progressivism and the pedagogy of progressivism. The founders of the pedagogy of progressivism, their basic ideas regarding the reform of school education and the models of the new school created by them are presented in the article.

Ключевые слова: прогрессивизм, педагогика прогрессивизма, активность ребенка, исследовательский метод, метод проектов.

Keywords: progressivism, the pedagogy of progressivism, the activity of the child, the research method, the method of projects.

Одной из основ современного российского образования является гуманизм, провозглашающий благо человека в качестве высшей цели образовательной деятельности. Одним из источников гуманизма явился прогрессивизм, просуществовавший до 50-х годов. Для наиболее полного понимания процесса гуманизации образования, а также в качестве конструктивного опыта создания новой системы образования, представляется полезным обращение к реформированию школьного образования В США в русле прогрессивизма.

Прогрессивизм в американской истории - широко базирующееся реформистское движение, которое достигло пика своего развития в начале 20-го столетия. Движущими ценностями этого основного общественного и политического движения, последовавшего за кризисом 1886 года, стали реформы, эффективность и прогресс. Изменения в стране и обществе не могли не затронуть сферу образования. Как отмечал Г.Д. Уэллс, «именно образование нам необходимо, но образование настолько отличное от

традиционного, что оно должно иметь другое название» [8, а 18]. В США, как и во многих развитых европейских странах, получила распространение реформаторская педагогика или «движение нового воспитания», которая отражала все более явное несоответствие традиционной школы новым экономическим и политическим условиям, новым требованиям, предъявляемым к образованию.

Представители педагогического прогресси-визма отвергали знаниевую модель обучения и опирались на принцип педоцентризма, восходящего к Ж.Ж. Руссо. Источниками прогрессивизма также отчасти являются педагогические идеи Ф. Фребеля и И.Г. Песталоцци. Под «педагогикой прогресси-визма» понималось образование, охватывающее индустриальную, сельскохозяйственную и социальную подготовку ребенка, направленное на его физическое, эмоциональное и интеллектуальное развитие. Философской основой прогрессивизма является прагматизм.

_10

Старейшиной прогрессивного образования можно по праву назвать Ф. Паркера (1837-1902). Джон Дьюи, испытавший сильное влияние его идей, называл Паркера «отцом прогрессивного воспитания». Ф. Паркер вел борьбу с формализмом в обучении, ставил задачу сделать ребёнка центром педагогического процесса, настаивал на том, чтобы школа стала «миниатюрной моделью демократии» с самоконтролем и самоуправлением.

Ф. Паркер старался укрепить связь обучения с жизнью. При школе (округ Кук в Чикаго), где он пребывал на посту директора (1883-1889), имелись библиотека, типография, где печатались учебные материалы, ученические мастерские, практиковались экскурсии на фабрики и заводы. Паркер ввёл полевые и садовые работы на опытном сельскохозяйственном участке. Свою миссию современная школа Паркера в Чикаго видит в воплощении идеалов прогрессивного обучения: «учение через делание и совместную работу. Ребёнок учится получать удовольствие от собственных открытий, учится чувству личной ответственности и работе в группе» [5, с. 24].

Философом прогрессивизма и пророком либерализма ХХ столетия стал Джон Дьюи. Он стал основоположником прогрессивного образования.

Дьюи считал, что:

1) профессия - единственный путь для проявления индивидуальных способностей в социуме;

2) образование посредством различных занятий сочетает большое количество факторов, способствующих подготовке к профессии;

3) к профессиональным аспектам образования в полной мере применим общий принцип: образовательный процесс самоценен.

В работе «Моё педагогическое кредо» он подчеркивал, что образование - это развитие способностей детей в ситуациях, когда они могут активно и конструктивно участвовать в социальной жизни [1, а 3].

«Ребёнок - исходная точка, центр и конец всего. Надо иметь в виду его развитие, ибо лишь оно может служить мерилом воспитания», - так говорил Дьюи в работе «Школа и ребёнок» [2, а 7].

Дж. Дьюи выделял следующие характеристики идеальной школы:

• школа - сообщество, маленькая модель социальной жизни, где «никому ничего нельзя навязывать»;

• школа, которая практически воспитывает «свободную, независимую личность, вдохновляется любовью и руководствуется разумом»;

• в такой школе критерий продуктивности педагогической деятельности - та польза, которую взрослый приносит ребёнку, помогая его самоутверждению;

• роль учителя принципиально иная, чем в традиционной школе; он включён в сотрудничество с детьми, в школе доминирует «свободное взаимодействие». Забота, защита, поддержка, понимание - основа различных форм взаимоотношений;

• ручной труд - средство гармоничного развития детей, пробуждения их самостоятельности и

свободной творческой активности; отсюда важность организации в школе разных мастерских, обеспечивающих добровольные занятия столярными и плотницкими работами, кулинарией, различными ремеслами;

• практическая работа детей выполняет конкретные познавательные и социальные задачи [3, c. 136].

Дьюи разработал модель учебного процесса в школе, ориентированную на развитие ребёнка. Характерными чертами её являются:

1) целостность (объединение в познавательной деятельности всех физических, умственных и эмоционально-волевых черт ребенка);

2) обучение деланием (в содержание образования должно входить решение ребёнком различных жизненных задач, приобретение опыта и его обогащение в условиях обучающей среды);

3) реальность учебного материала (отбор содержания образования должен осуществляться в соответствии с сегодняшними потребностями ребёнка в практической деятельности);

4) интеграция учебного материала (связь не только между дисциплинами, имеющими дело с одними и теми же проблемами, но между самыми широкими полями знаний);

5) игровая деятельность детей (вовлечение в процесс обучения аффективной сферы ребёнка, способствование его самовыражению и обеспечение целостности познания мира);

6) проблемность в обучении (постановка учащихся в такие реальные ситуации, из которых им приходится искать выход).

На развитие образования в Америке, хотя и в меньшей степени, повлияла деятельность и других педагогов-прогрессивистов.

В конце XIX века создавались учебные заведения, пытавшиеся реализовать на практике реформаторские идеи педагогики прогрессивизма, внося в нее свои аспекты.

В ряду наиболее значительных педагогов прогрессивного образования стоит имя Джейн Аддамс (1860-1935) - соратницы Джона Дьюи. Джейн Ад-дамс совместно с Эллен Старр удалось основать в 1889 г. в беднейшем районе г. Чикаго самый ранний и впоследствии самый знаменитый сетлемент Халл-Хаус. Экспериментальная по своему характеру программа Халл-Хауса стала прагматической попыткой сочетать социальную работу с социальными исследованиями. Наиболее сильными сторонами ее педагогики стали: подготовка обучающихся к жизни в поликультурном обществе, к выполнению функций граждан демократического государства и участию в демократически организованной общественной жизни; формирование совокупности социально значимых качеств воспитуе-мого, способности самостоятельно действовать в условиях меняющегося общества; предоставленная возможность непрерывного совершенствования на протяжении всей жизни [6, c. 130].

В 1914 г. Каролина Пратт создала школу для детей младшего возраста (City and Country School), где реализовывала свою педагогическую позицию.

Она считала, что ребёнок - это художник, который при помощи различных материалов и игрушек воссоздает модель окружающего его мира и событий, происходящих в нём.

В 1915 г. Маргарет Наумбург, проводившая совместно с Д. Дьюи исследования в Колумбии, основала Валденскую школу (the Walden School). В школе обучение шло на индивидуальной основе, учитель играл роль консультанта. Акцент был сделан на то, чтобы позволить детям развивать свои собственные идеи и интересы. Большое значение в школе придавалось развитию творческого начала в ребенке.

В развитие образования в Америке большой вклад внес ученик Д. Дьюи У. Килпатрик, профессор Педагогического колледжа. Совместно они создали метод проектов. Метод проектов - педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых. У. Килпатрик выделял в обучении четыре ступени: целеполагание, планирование, исполнение и оценка результата.

Во второй половине 1920-х гг. по методу проектов обучались до 35 тыс. школьников в каждом штате. Интерес к нему проявляли педагоги разных стран, в том числе и в России.

Последовательница Д. Дьюи Е. Паркхерст в 1910 г. сформулировала Лабораторный план учебно-воспитательной работы в школе, который в 1918 г. был применён в школе города Далтон и переименован в Дальтон-план.

По мнению Э. Паркхерст, в идеале «дальтон-план» должен иметь следующий вид:

1) школа свободна от общих (министерских) программ. Она (школа) сама составляет программы, сообразуясь с требованиями общества. Вместо детальной годовой программы намечаются лишь вехи, по которым программа разрабатывается в процессе занятий сообразно запросам учеников;

2) месячные или двухнедельные задания-подряды вырабатываются самими учениками совместно с учителем;

3) ученики работают в лабораториях по группам и индивидуально, в зависимости от характера заданий (подрядов);

4) периодически по вопросам, поднятым тем или иным учеником, устраиваются конференции, которые посещаются заинтересованными учениками и проходят под руководством педагогов-специалистов;

11_

5) в лабораториях царит свободное творчество. Между преподавателем и учениками устанавливаются дружеские взаимоотношения: учитель для ученика - советчик, консультант и главный помощник;

6) контроль над выполнением детских работ поставлен как самоконтроль [4, с. 112].

Идеи педагогики прогрессивизма были реализованы в школе Гари (Gary) в штате Индиана, которой руководил сокурсник Дьюи по университету Чикаго Вильям А. Вирт (Wirt). Обучение в школе было построено на трех видах деятельности: работа, учёба и игра. Значительную часть времени ученики проводили в лабораториях, мастерских и на спортплощадке [7].

Таким образом, эпоха прогрессивизма обогатила мировую педагогику инновационными подходами к образованию и воспитанию. Главные идеи прогрессивизма - активность ребёнка, уважение к нему, исследовательский метод, опора обучения на присущие личности качества, ситуация успеха, которая является мощным мотивом познавательной деятельности, связь школы со средой, непрерывное образование и рост человека, метод проектов и др. сохраняют свою актуальность и сегодня и являются основными в системах образования во многих странах, в том числе и в России.

Список литературы:

1. Дьюи Д. Мое педагогическое кредо: На путях к новой школе, 2002. - № 3. - С. 3-7.

2. Дьюи Дж. Школа и ребенок: 2 изд. - М.-Пб., 1923. - 60 с.

3. Крылова Н.Б. Эпоха Дьюи: Очерки понимающей педагогики. М., 2001. - 448 с.

4. Паркхерст Э. Воспитание и обучение по Дальтонскому плану. М.: Новая Москва, 1924. - 232 с.

5. Сирко С.В. Фрэнсис Паркер (1837-1902). Педагогическая компаративистика: учеб. пособие для студентов гуманитарных вузов под ред. Е.Ю. Рогачевой. Владимир: 2010. - С. 24.

6. Цветкова М.В. Реализация педагогической концепции Джейн Аддамс в деятельности сетле-мента Халл-Хаус: дисс. ... канд. пед. Наук. Владимир, 2009. - 169 с.

7. Progressive éducation [Электронный ресурс] URL: http: // answers.com/topic/educational_progres-sivism (дата обращения: 31.10.10.).

8. Sisson E.O. Educating for freedom. New York: Macmillan Co., 1925. - 225 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.