Список литературы:
1. Базылевская А.С. Технология критического мышления на уроках английского языка. -https://www.metod-kopilka.ru/tehnologiya_kriticheskogo_ myshleniya_na_urokah_angliyskogo_yazyka-42134.htm
2. Коновалова С. Ю. Использование методов и технологии критического мышления на уроках английского языка-https://nsportal. ru/shkola/inostrannye -yazyki/angliiskiy-
yazyk/library/2013/06/17/ispolzovanie-metodov-i-tekhnologii
3. Круглова Ю.Ю. Применение метода критического мышления на уроках английского языка. -http://nsportal.ru/shkola/inostrannye-yazyki/library /2012/10/29/primenenie-metoda-kriticheskogo-myshleniya-na-urokakh...
4. Маршева Ф.М. Развитие критического мышления студентов на занятиях по иностранному
языку https://science-
education.ru/ru/article/view?id=19302
5. Поташова А.Технология развития критического мышления на уроках английского языка -http://nauka.ggtu.ru/2016/04/07-
6. Рубан Ирина Михайловна, Технология критического мышления на уроках английского языка http://ext.spb.ru/faq/1786-2012-11-07-14-08-27.pdf
7. Федотова И.В. Технология развития критического мышления на уроках английского языка. -moisiteLucoz.ru>.. .kriticheskogo_myshlenija_fed.pdf
8. Шихалева А.Е. Развитие критического мышления как средство формирования коммуникативных навыков на начальном этапе обучения английскому языку. -cyberleninka.ru>article/n.. .kommunikativnyh-navykov...
9. http://studbooks.net/1817825/pedagog-ika/kriticheskoe_myshlenie_ myslit-elnoy_deyatelnosti_cheloveka
10. Seu O'connell Focus on IELTS Foundation. Student's book. - Pearson Longman
КОНТРОЛЬ КАК ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ФОРМА УПРАВЛЯЕМОГО _ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ_
Жебровская Ольга Николаевна
преподаватель иностранного языка, Амурский институт железнодорожного транспорта ФСПО
Свободненский техникум железнодорожного транспорта
АННОТАЦИЯ:
Статья посвящена проблеме контроля обучающихся в современной концепции образования. В ней отраженны функции, методы, виды и педагогические требования к организации контроля знаний, умений и навыков. Особое внимание уделено контролю на занятиях по иностранному языку.
ABSTRACT:
The article covers the problem of control of students in the modern concept of education. It reflects functions, methods, types and pedagogical requirements for the organization of control of knowledge, abilities and skills. Special attention is paid to monitoring at the lessons of foreign languages.
Ключевые слова:
контроль обучающихся, функции контроля, мониторинг образовательного процесса, устный контроль, письменный контроль, методы контроля, формы контроля, самоконтроль.
Keywords: control of students, control functions, monitoring of the educational process, oral control, written control, methods of control, forms of control, self-control.
Контроль знаний обучающихся является составной частью процесса обучения. Поэтому контрольно - оценочные средства (КОСы) имеют своей задачей определение степени достижения целей образования, его соответствия государственным стандартам, потребностям личности, общества, государства. По определению контроль - это соотношение достигнутых результатов с запланированными целями обучения.
В современной концепции образования целесообразно трактовать контроль и самоконтроль как совместную деятельность обучающихся, преподавателя, администрации учебного заведения и работников системы управления образованием по определению степени эффективности процесса обучения и познания, достижения поставленных целей в установленные сроки. Тем не менее, для каждой из указанных сторон различные функции контроля
могут выступать в роли ведущих или второстепенных, в зависимости от обстоятельств.
Определяя наиболее значимые функции контроля, представляется оптимальным рассматривать их одновременно с нескольких позиции.
1. С позиции обучающегося, для которого контроль и самоконтроль призваны сформировать необходимые навыки рефлексии и выполнять, прежде всего, мотивационно-стимулирующую, коррекционную и обучающую функции.
2. С позиции преподавателя, для которого на первый план выходят такие функции контроля, как диагностическая, коррекционная, оценочно-воспитательная и организующая.
3. С позиции руководителей системы образования, для которых контроль является механизмом мониторинга эффективности образовательного и воспитательного процессов.
Некоторые преподаватели традиционно подходят к организации контроля, используя его в основном ради показателей достигнутого. Однако проверка знаний учащихся должна давать сведения не только о правильности или неправильности конечного результата выполненной деятельности, но и о самой деятельности. То есть, хорошо поставленный контроль позволяет преподавателю увидеть свои собственные удачи и промахи.
Основная цель контроля знаний и умений состоит в обнаружении достижений, успехов учащихся. Другая цель контроля - обучение студентов приемам взаимоконтроля и самоконтроля. Для студента контроль знаний позволяет привести в систему усвоенный за определенное время учебный материал, обобщить его, выделить главное, акцентировать на нем внимание, скорректировать в случае необходимости отдельные знания и в отметке увидеть результаты своей деятельности.
Контроль выполняет следующие функции[3, с.15]:
1) контролирующую - выявление состояния наличных знаний и умений учащихся, уровня их умственного развития;
2) обучающую - совершенствование знаний и умений, их систематизация;
3) диагностическую - получение информации об ошибках, недочетах и пробелах в знаниях и умениях учащихся и причинах затруднений в овладении учебным материалом;
4) прогностическую - получение опережающей информации об учебно-воспитательном процессе;
5) развивающую - стимулирование познавательной активности учащихся, развитие их творческих способностей;
6) воспитывающую - формирование у обучающихся ответственного отношения к учению, дисциплины, аккуратности, регулярный самоконтроль при выполнении заданий, воспитание твердой воли, настойчивости, привычки к регулярному труду.
Анализируя данные функции, приходим к выводу, что контроль знаний и умений, обучающихся должен отвечать педагогическим требованиям. Он должен быть мотивированным, систематическим и регулярным, разнообразным по формам, всесторонним и объективным на основе дифференцированного подхода к студентам.
На различных этапах обучения используются различные виды контроля: текущий (на каждом уроке), периодический или промежуточный (по мере прохождения темы, раздела программы), итоговый (в конце семестра).
Методы контроля разнообразны: устный (рассказ, чтение текста, монолог, диалог, технологические карты, схемы); письменный (грамматические упражнения, сочинения, дидактические тесты); практический (построение таблиц-классификаций, создание презентаций и учебных фильмов); программированный самоконтроль в виде мониторинга остаточных знаний в начале каждого курса; зачёты. Между различными методами существует
органическая связь и взаимопроникновение^, с. 47].
Контроль на уроках иностранного языка может преследовать разные цели, однако во всех случаях он не является самоцелью и носит обучающий характер. Он позволяет совершенствовать процесс обучения, заменять малоэффективные приемы и способы обучения более эффективными, создавать более благоприятные условия для коррекции и улучшения практического владения языком, для воспитания обучающихся средствами иностранного языка.
Объектом контроля на уроке иностранного языка являются речевые умения и навыки, т.е. степень владения различными видами речевой деятельности. Например, в говорении - уровень развития диалогических и монологических умений, в аудировании - объем, длительность звучания, полнота и точность понимания речи, при чтении - умение извлекать необходимую информацию читаемого текста определенного характера в определенное время.
Из форм организации контроля чаще всего использую две: фронтальный и индивидуальный. Фронтальный устный контроль провожу быстро почти на каждом уроке. Иногда экономлю время за счёт использования сигнальных карточек разных цветов. Фронтальная форма контроля позволяет соблюдать основные правила контроля - регулярность и максимальный охват обучающихся за единицу времени. Открытый фронтальный контроль можно применить при построении коллективного рассказа по принципу «снежного кома». Преимущество фронтального контроля в том, что он держит в напряжении весь коллектив, учащиеся знают, что в любую секунду они могут быть спрошены, их внимание сосредоточено, мысли сконцентрированы вокруг той работы, которая ведётся. Поэтому фронтальный опрос является, конечно, более совершенной формой проверки.
На своих уроках иностранного языка использую также следующие формы индивидуального контроля знаний и умений учащихся: лексический диктант, письменную контрольную работу, тест, проект, устный зачет по изученной теме, самоконтроль.
Лексические диктанты и устные лексические зачёты провожу главным образом на 2-4 курсах для проверки знаний технической терминологии. Письменные контрольные работы провожу один раз в семестр по наиболее важным темам, включая в них как проверку знания текста, так и грамматические упражнения. Разрабатываю обычно два варианта, дифференцируя задания по сложности.
Тесты практикую на 1-2 курсах в основном для проверки знаний по страноведению. В этом случае проверяется как знание пройденной темы, так и эрудиция студентов. Также для проверки знаний по страноведению применяю метод проектов, в основе которого лежит развитие познавательных навыков обучающихся, умения самостоятельно находить материал, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого
мышления. Метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, а результат этой деятельности можно применить в практической деятельности.
Этот метод мы активно используем в нашем техникуме вот уже третий год как нетрадиционную внеурочную форму контроля знаний, умений и навыков по всем дисциплинам. Написанием и защитой проектов охвачены 100% обучающихся первого курса; задания разрабатывают преподаватели всех дисциплин. Помимо проверки полученных знаний мы ставим целью научить студентов самостоятельно добывать знания, пользуясь разнообразными источниками, структурировать его и использовать на практике.
Проблема контроля постоянно привлекает к себе внимание педагогов и методистов, так как в
нём кроются разнообразные и далеко не исчерпанные возможности воспитывающего обучения и формирование общих и профессиональных компетенций.
Список литературы
1. Гин. А.А. Приемы педагогической техники: - М., «Вита-Пресс», 2001 - 88 с.
2. Глаголева Р.И. Работа с текстом на уроке иностранного языка. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2011. №4. С. 78-80.
3. Гринченко И.С. Современные средства оценивания результатов обучения. М.: Перспектива, 2008 - 132 с.
4. Ковалева Г.С. Оценка знаний и умений. // Школьные технологии. - 2002. — № 6. С. 203
5. Конышева А.В. Контроль результатов обучения иностранному языку - СПб: КАРО, 2004. -144 с.
РЕФОРМИРОВАНИЕ АМЕРИКАНСКОГО ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РУСЛЕ ПРОГРЕССИВИЗМА (КОНЕЦ XIX - ПЕРВАЯ ТРЕТЬ XX ВЕКА)
Маминова Наталья Владимировна
Кандидат пед. наук, доцент кафедры ИЯПК ВлГУ, Владимир
Иванова Ирина Сергеевна
Старший преподаватель кафедры ИЯПК ВлГУ, Владимир
АННОТАЦИЯ
Статья посвящена реформированию американского школьного образования на основе педагогики прогрессивизма. В статье раскрываются понятия прогрессивизма и педагогики прогрессивизма. В статье представлены основоположники педагогики прогрессивизма, их основные идеи относительно реформирования школьного образования и созданные ими модели новой школы.
ABSTRACT
The article is devoted to the reform of American school education on the basis of the pedagogy of progres-sivism. The article reveals the concepts of progressivism and the pedagogy of progressivism. The founders of the pedagogy of progressivism, their basic ideas regarding the reform of school education and the models of the new school created by them are presented in the article.
Ключевые слова: прогрессивизм, педагогика прогрессивизма, активность ребенка, исследовательский метод, метод проектов.
Keywords: progressivism, the pedagogy of progressivism, the activity of the child, the research method, the method of projects.
Одной из основ современного российского образования является гуманизм, провозглашающий благо человека в качестве высшей цели образовательной деятельности. Одним из источников гуманизма явился прогрессивизм, просуществовавший до 50-х годов. Для наиболее полного понимания процесса гуманизации образования, а также в качестве конструктивного опыта создания новой системы образования, представляется полезным обращение к реформированию школьного образования В США в русле прогрессивизма.
Прогрессивизм в американской истории - широко базирующееся реформистское движение, которое достигло пика своего развития в начале 20-го столетия. Движущими ценностями этого основного общественного и политического движения, последовавшего за кризисом 1886 года, стали реформы, эффективность и прогресс. Изменения в стране и обществе не могли не затронуть сферу образования. Как отмечал Г.Д. Уэллс, «именно образование нам необходимо, но образование настолько отличное от
традиционного, что оно должно иметь другое название» [8, а 18]. В США, как и во многих развитых европейских странах, получила распространение реформаторская педагогика или «движение нового воспитания», которая отражала все более явное несоответствие традиционной школы новым экономическим и политическим условиям, новым требованиям, предъявляемым к образованию.
Представители педагогического прогресси-визма отвергали знаниевую модель обучения и опирались на принцип педоцентризма, восходящего к Ж.Ж. Руссо. Источниками прогрессивизма также отчасти являются педагогические идеи Ф. Фребеля и И.Г. Песталоцци. Под «педагогикой прогресси-визма» понималось образование, охватывающее индустриальную, сельскохозяйственную и социальную подготовку ребенка, направленное на его физическое, эмоциональное и интеллектуальное развитие. Философской основой прогрессивизма является прагматизм.