Научная статья на тему 'Виды и формы контроля на занятиях по иностранному языку в вузе'

Виды и формы контроля на занятиях по иностранному языку в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3431
457
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНТРОЛЬ / ОБЪЕКТЫ КОНТРОЛЯ / ФУНКЦИИ КОНТРОЛЯ / ВИДЫ КОНТРОЛЯ / ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / CONTROL / OBJECTS OF CONTROL / CONTROL FUNCTIONS / TYPES OF CONTROL / FOREIGN LANGUAGE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бережных Наталья Юрьевна, Новолодская Наталья Сергеевна

В статье рассматривается понятие контроля знаний на занятии по иностранному языку как неотъемлемая часть процесса обучения, включая объекты, функции и виды контроля. Подчеркивается необходимость учитывать специфику предмета при осуществлении контроля. Особо подчеркивается, что основным критерием целесообразности контроля является его эффективность, при этом эффективный контроль должен соответствовать методическим и дидактическим требования обучения. В статье также приводятся рекомендации по повышению уровня эффективности индивидуального и группового контроля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бережных Наталья Юрьевна, Новолодская Наталья Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE TYPES AND FORMS OF CONTROL AT THE LESSONS OF FOREIGN LANGUAGE AT THE INSTITUTE

The article discusses the concept of knowledge control at foreign language lessons as an integral part of the learning process, including objects, functions and types of control. It emphasizes the need to take into account the specifics of the subject when exercising control. It is also emphasized that the main criterion for the appropriateness of control is its effectiveness, while effective control must meet the methodological and didactic training requirements. The article also provides recommendations for improving the level of individual and group control.

Текст научной работы на тему «Виды и формы контроля на занятиях по иностранному языку в вузе»

Таблица 1

Результаты освоения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности»

Форма обучения Общее количество студентов Количество студентов в %, получивших оценку

«2» «3» «4» «5»

Традиционная 37 12,7 10,8 56,75 29,7

Дистанционная 35 12,8 17,14 51,4 28,57

Выводы. Таким образом, применение ДОТ можно считать достаточно неплохой альтернативой традиционной системе преподавания, однако наиболее оптимальная модель обучения представляет собой совокупность и традиционную и дистанционную формы обучения.

На наш взгляд, система высшего образования России в ближайшем будущем при ее современном руководстве в полной мере включит ДОТ, в рамках которых информационные педагогические технологии позволят обеспечить реализацию педагогического потенциала использования информационных ресурсов в процессе обучения, обеспечат обратную связь между преподавателями и студентами, позволят повысить их информационно-аналитическую компетентность. Как результат - мы будем иметь дешевый, но относительно качественный продукт системы высшего образования - «бакалавр».

Литература:

1. Степанова И.А. Реформирование системы образования в России: предпосылки и перспективы // Молодой ученый. - 2015. - №21. - С. 627-630. - URL https://moluch.ru/archive/101/22957/

2. Степанов В.И. Кризис образования в современной России и пути его преодоления // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2014. 11 (152). https://elib.tomsk.ru/purl/1-12029.

3. Шебаниц В.Г. Организационно-педагогические условия использования информационных технологий в образовательном пространстве [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы Междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2012 г.). - М.: Буки-Веди, 2012. - С. 357-359. - URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/22/1936.

4. Бариева А.А. Внедрение современных информационных технологий в образовательный процесс [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2015 г.). - Уфа: Лето, 2015. - С. 228-230. - URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/148/7414.

5. Джуринский А.Н. История педагогики: Учеб. пособие для студ. Педвузов. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 432 с.

6. Аминов И.Б., Ходжаева Д.Ф. Применение средств мультимедийных технологий как условие повышения качества обучения // Молодой ученый. - 2015. - №21. - С. 759-761. - URL https://moluch.ru/archive/101/22998.

7. Теория и практика дистанционного обучения: Учеб. пособие для студ. высших пед. учеб. заведений / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева; Под ред. Е.С. Полаи. - М.: Издательский центр «Академия»; 2004. - 416 с.

8. The Experience of internet Usage in Education. Analytical Survey. - UNESCO Institute for Information Technologies in Education. - Moscow, 2000. - P. 30.

Педагогика

УДК 372.881.1

кандидат филологических наук Бережных Наталья Юрьевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Иркутский государственный университет путей сообщения» (г. Иркутск); старший преподаватель Новолодская Наталья Сергеевна

Федеральное государственное казенное образовательное учреждение высшего образования «Восточно-сибирский институт Министерства внутренних дел Российской Федерации» (г. Иркутск)

ВИДЫ И ФОРМЫ КОНТРОЛЯ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ВУЗЕ

Аннотация. В статье рассматривается понятие контроля знаний на занятии по иностранному языку как неотъемлемая часть процесса обучения, включая объекты, функции и виды контроля. Подчеркивается необходимость учитывать специфику предмета при осуществлении контроля. Особо подчеркивается, что основным критерием целесообразности контроля является его эффективность, при этом эффективный контроль должен соответствовать методическим и дидактическим требования обучения. В статье также приводятся рекомендации по повышению уровня эффективности индивидуального и группового контроля. Ключевые слова: контроль, объекты контроля, функции контроля, виды контроля, иностранный язык. Annotation. The article discusses the concept of knowledge control at foreign language lessons as an integral part of the learning process, including objects, functions and types of control. It emphasizes the need to take into account the specifics of the subject when exercising control. It is also emphasized that the main criterion for the appropriateness of control is its effectiveness, while effective control must meet the methodological and didactic training requirements. The article also provides recommendations for improving the level of individual and group control.

Keywords: control, objects of control, control functions, types of control, foreign language.

Введение. На сегодняшний день проблема повышения качества обучения остается актуальной. Качество преподавания иностранного языка зависит от правильной организации и управления учебным процессом. Степень овладения иностранным языком отражается на разных уровнях формирования вербальных навыков, которые, в свою очередь, должны соответствовать требованиям и целям поэтапного обучения. Следует отметить, что нередко практические результаты владения иностранным языком отличаются от планируемых

программой обучения. В связи с этим управление учебным процессом должно основываться на обратной связи, то есть систематической информации о том, как обучаемые изучают материал. В процессе обучения эта обратная связь обеспечивается систематическим контролем. Контроль играет важную роль в преподавании, поскольку он дает преподавателю возможность наблюдать, анализировать, корректировать процесс обучения и объективно оценивать уровень владения иностранным языком. Правильная организация контроля помогает обеспечить гибкое управление учебным процессом.

Проблемой контроля при обучении иностранным языкам занимались М.Е. Брейгина, А.Д. Климентенко, Ж.В. Витковская, И.А. Зимняя, Е.А. Кунина, Э.Л. Носенко, В.А. Слободчиков, С.К. Фоломкина, Э.А. Штульман.

Обратимся к анализу понятия контроля. Словарь иностранных слов современного русского языка определяет контроль как «систематическую проверку, постоянное или периодическое наблюдение» [1; с. 345]. Звонников В.И. дает следующее определение педагогического контроля: «Педагогический контроль - единая дидактическая и методическая система проверочной деятельности, которая протекает при руководящей и организующей роли педагогов, носит совместный характер, объединяя преподавателей и обучаемых, и направлена на оценку результатов учебного процесса» [2; 6].

Мы придерживаемся мнения, что сам термин контроль можно рассматривать двояко. С одной стороны -это выявление того уровня, которого достиг обучаемый по определенной теме. С другой стороны - это этап занятия, когда преподаватель предпринимает действия для оценки.

Изложение основного материала статьи. В рамках нашего исследования необходимо показать важность контроля, раскрыть эффективные виды контроля на занятиях по иностранному языку в неязыковом вузе. Прежде чем перейти к анализу видов контроля, необходимо рассмотреть виды объектов контроля. Традиционно выделяют три вида объектов контроля обучаемых. Первый - это знания и, сформированные на их основе, речевые навыки или языковая компетенция. Второй - это умение использовать полученные знания и навыки на практике в ситуациях общения или коммуникативная компетенция. И третий - это знание по страноведению или социокультурная компетенция.

На протяжении ряда лет, главным объектом контроля являлось знание и владение системой языка. Сейчас же на первый план выступила способность обучаемых к речевой деятельности, то есть коммуникативная компетенция, которая и является теперь основным объектом контроля [7].

Иностранный язык является специфической дисциплиной и относится к группе практических дисциплин. Это подразумевает использование языкового материала в различных ситуациях речевого общения. И это необходимо учитывать при осуществлении контроля. Соответственно, если преподаватель будет контролировать только знания языковой системы, такой контроль не покажет уровня владения языком или, другими словами, уровня коммуникативной компетенции. Контроль знаний языкового материала на его применение, а не на контроль лексики и грамматических форм. Контроль речевых умений является более эффективным, чем контроль речевых навыков, так как контролируется только подготовительный этап, а не сам результат обучения иностранному языку (речевая деятельность обучаемого). По нашему мнению, является логичным разграничение контроля языкового материала и речевых умений.

В современной литературе выделяют следующие функции контроля на занятиях по иностранному языку. Диагностическая функция контроля предполагает определение уровня владения языком. Объект контроля здесь - это средства иноязычного общения и само иноязычное общение. Контроль способствует управлению овладением языком посредством учебных материалов и приемов во время контроля. Корректирующая функция контроля подразумевает изменение учебного процесса на основе анализа результатов контроля. Стимулирующая функция контроля проявляется в создании у обучаемых мотивации к изучению иностранного языка. Само по себе наличие контроля стимулирует подготовку к нему обучаемых, так как обучаемый чаще стремится иметь положительные оценки. Оценочная функция контроля позволяет определить результаты не только деятельности обучаемого, но и преподавателя и эффективности учебного процесса [2].

Эффективность является основным критерием целесообразности контроля. Эффективный контроль должен соответствовать методическим и дидактическим требованиям обучения. Среди которых принято выделять: объективность, регулярность, дифференцированный характер, четкость формулировки заданий [2].

Существует несколько классификаций видов контроля. По одной из них контроль разделяют на индивидуальный, фронтальный и групповой, каждый из этих видов может быть письменный и устный. Вид и форма контроля обусловлены объектом проверки: вид речевой деятельности в текущем, промежуточном и итоговом контроле.

Для контроля владения монологической речью обычно используют индивидуальный контроль. Такая форма больше всего подходит для итогового контроля и дает возможность наиболее достоверно оценить уровень подготовки обучаемых. Диалогическую речь проверяем парным контролем в форме двустороннего общения обучаемых. Данный вид контроля имеет и свои недостатки, к которым относятся небольшой охват обучаемых и снижения деятельности оставшихся обучаемых во время контроля одного из них.

Для того чтобы охватить всех обучаемых в группе, преподаватель использует следующий вид контроля -фронтальный контроль. При этом все обучаемые отвечают на вопросы преподавателя и вовлечены в беседу. В отличие от индивидуального контроля, фронтальный опрос можно повторять несколько раз на одном занятии. К достоинствам фронтального контроля можно отнести возможность опросить всех обучаемых одновременно, при этом, все обучаемые активно работают. А также высокий темп работы. Среди недостатков, мы можем отметить поверхностный характер контроля. Преподаватель направляет свое внимание не на одного обучаемого, а на всю группу одновременно, отсюда недостаточная объективность оценки ответов отдельных обучаемых. Среди недостатков мы отмечаем поверхностный характер контроля. Так как преподаватель направляет свое внимание на всех обучаемых в группе одновременно, и не может объективно оценить ответ отдельного обучаемого. Следовательно, фронтальный контроль лучше применять во время текущей проверки, поскольку глубина и достоверность оценки недостаточна для итогового контроля.

Для повышения эффективности фронтального контроля знаний рекомендуется:

• заранее планировать место фронтального контроля в плане аудиторного занятия и время, которое будет ему уделено;

• заранее продумывать формулировки вопросов и заданий. Их нечеткость часто вызывает затруднения при ответе и дает неправильное представление о подготовке обучаемых;

• не допускать перехода на индивидуальный контроль. Это может привести к изменению ритма занятия и снижению эффективности работы;

• задавать вопросы всей группе обучаемых, только после этого обращаться к одному конкретному обучаемому.

Темп опроса должен быть достаточно высоким, что активизирует мыслительную деятельность обучаемых, обеспечивает быстроту реакции. Если обучаемый испытывает затруднения с ответом, следует обратиться за помощью к другому обучаемому, а не переходить на индивидуальную форму работы.

Групповой контроль проводится в форме выполнения задания, адресуемого всем учащимся группы. Вариантом группового контроля является парный контроль, получивший распространение за последние годы. Обучаемые работают в паре, выполняя предложенное задание.

Согласно другой классификации, контроль принято подразделять по видам: предварительный, текущий, промежуточный и итоговый. Предварительный контроль направлен на выявление исходного уровня владения языком до начала курса обучения в вузе. Предварительный контроль характеризует еще и индивидуальные качества обучаемых, необходимые для обучения (умения учиться), среди них: внимание, память, общий уровень развития и т.д. Целью данного вида контроля является определение дифференцированного подхода к обучению группы обучаемых на подгруппы с учетом уровня владения языком (pre-intermediate, intermediate, advanced). Следующий этап - это текущий контроль. Он периодически осуществляется преподавателем на занятиях для проверки усвоения языкового материала. По результатам данного вида контроля мы можем судить об успешности процесса обучения на различных этапах. Промежуточный контроль служит для проверки овладения целым разделом материала и проводится после завершения целой лексико-грамматической темы. И заключительный вид контроля - итоговый. Оценивается уровень овладения иностранным языком в конце курса обучения, в вузе - это экзамен. Главным критерием оценки здесь должен выступать уровень коммуникативной компетенции [7]. Все перечисленные виды контроля могут сочетать как письменную, так и устную форму проведения, с преобладанием последней, как наиболее адекватной для проверки уровня коммуникативной компетенции.

На своих занятиях мы используем следующие формы контроля знаний и умений обучаемых:

1. Лексический диктант;

2. Краткая самостоятельная работа;

3. Письменная контрольная работа;

4. Тест;

5. Метод проектов;

6. Устный зачет по изученной теме;

7. Классический устный опрос;

8. Самоконтроль;

9. Игровые виды и формы проверки знаний

Лексический диктант - форма письменного контроля знаний и умений обучаемых. Преподаватель имеет возможность проверить активный лексический минимум обучаемых. Такой вид контроля создает у обучаемых установку на запоминание орфографии.

Кратковременная самостоятельная работа включает некоторое количество вопросов, на которые обучаемые дают свои обоснованные ответы. Задания могут быть направлены на проверку теоретических вопросов, знаний, усвоенных обучаемыми. Часть заданий предполагает проверку умения пользоваться на практике теоретическими знаниями. Вопросов не должно быть много. Самое оптимальное количество - это не более 2-3, иногда целесообразно давать самостоятельную работу, включающую одно задание.

Письменная контрольная работа - является наиболее распространенной формой контроля. Цель данной формы контроля - определение конечного результата обучения, то есть практическое применение теоретических знаний. В дидактике существует ряд принципов составления контрольных работ. Письменная контрольная работа может включать задания разной степени сложности. Это позволяет преподавателю оценить полноту усвоения знаний обучаемыми. А так же понять имеют ли обучаемые, не справившиеся с заданиями целиком, необходимый минимум информации по теме. Преподаватель, по своему усмотрению, может включить в письменную контрольную работу задания повышенной сложности. Это позволяет выявить знания обучаемых, которые не входят в обязательные требования по изучаемой теме. Количество вариантов может варьироваться, чаще всего бывает 2, 4, 6 и 8. Чем больше вариантов, тем больше возможность обеспечить самостоятельность выполнения контрольной работы каждым обучаемым. С другой стороны большое количество вариантов ведет к увеличению времени, требуемого на проверку. Кроме того, достаточно сложно создать много вариантов одной и той же контрольной одинаковой сложности. Большое количество вариантов предотвращает так называемое списывание, которое само по себе свидетельствует о некачественной подготовке обучаемых и их неуверенности в своих знаниях.

Тест - это набор заданий, организованных в определенную систему. Выполнение этих заданий позволяет оценить уровень владения языком, используя специальную шкалу результатов. Тестовые задания отличаются от обычных письменных контрольных работ тем, что измерение результатов предполагает использование специальной шкалы - матрицы. Использование матрицы значительно повышает степень объективности оценки результатов. Существует два различных вида тестов. К первым относятся нормативно-ориентированные и служат для сравнения результатов отдельных испытуемых. Второй вид тестов - это критериально-ориентированные. Они позволяют оценить степень владения пройденным материалом и используются чаще, чем первые.

Метод проектов является относительно новым методом контроля. Этот метод заключается в развитии познавательных способностей обучаемых, предоставляет возможность конструировать свои знания самостоятельно, развивать творческое и критическое мышление и ориентироваться в потоке, получаемой информации. Использование данного метода способствует повышению интереса к изучению иностранного языка, ведет к более глубокому и осознанному владению языковым материалом. Метод проектов подразумевает самостоятельную деятельность обучаемых (индивидуальную, парную и групповую). Время на выполнения проектного задания может ограничиваться рамками занятия или являться домашним заданием. Само понятие "проект" предполагает его прагматическую направленность на результат и положено в основу

использования метода проектов. Следовательно, результат работы над проектом - это нечто ощутимое и применимое в практической деятельности. Например, в рамках устной лексической темы "Мой родной город" или "Путешествие" в качестве проекта может выступать создание путеводителя по достопримечательностям города или проведения экскурсии.

Таким образом, использования проектного метода в качестве контроля позволяет развивать как учебные и общекультурные компетенции, так и профессиональные.

Устный зачет по теме является одним из основных видов контроля в вузе. Устная проверка может применяться на различных этапах занятия, выбор приемов проверки, прежде всего, предопределяется целью и логикой занятия. Преимущество данного вида контроля состоит в том, что он дает комплексную проверку знаний обучаемых. Зачет отличается от других форм контроля тем, что устная беседы преподавателя и обучаемого позволяет выявить степень владения материалом и языковыми средствами, а так же имеющиеся проблемы. В такой форме контроля в наибольшей степени воплощается индивидуальный подход при помощи различных заданий, выявляющих динамику развития компетенций обучаемых. То есть, ценность зачета, как формы контроля заключается в том, что он дает наиболее объективные результаты на основе индивидуального подхода к каждому обучаемому. Следовательно, наиболее эффективно проводить зачет традиционно в виде беседы преподавателя и обучаемого. И несмотря на существование разных методов проведения зачета, в методике существуют основные принципы его подготовки и проведения. На зачет должно отводится достаточное количество времени и рассчитываться исходя из количества обучаемых в группе. Подготовка к зачету начинается заранее, преподаватель сообщает дату зачета и перечень тем. А также вопросы и задания, которые входят в билет. Несмотря на сложность зачетной формы контроля, она наиболее часто применяется в вузах [6].

Классический устный опрос может проводиться по-разному. Это зависит от цели проверки и содержания учебного материала. Целью опроса может быть следующее: проверка выполнения домашнего задания, проверка подготовки обучаемых к изучению новой темы, контроль понимания нового материала. Традиционно устный опрос проводится для проверки знания материала предыдущего занятия или по отдельным раздела и темам курса в виде вопросов и ответов. Важнейшим условием эффективной устной проверки является составление вопросов и заданий. Для составления вопросов необходимо учитывать, что проверять нужно те знания, которые являются основными по данной теме или те, которые представляют наибольшую трудность для усвоения обучаемыми. А также, прежде всего, проверяются те знания, которые нужны для дальнейшего усвоения материала. Вопросы обусловлены видом проверки. Содержание вопросов для текущей проверки связано с изучаемым и ранее пройденным материалом. Вопросы для тематической и итоговой проверки направлены на выявление того, какими ведущими знаниями обладает обучаемый и как он ими оперирует. Эффективность устной проверки зависит от того, показывает ли проверка осмысленность восприятия и использования знаний. Кроме того эффективная проверка должна стимулировать самостоятельную творческую деятельность обучаемых [5].

Качество контроля зависит от характера умственных действий, выполняемых обучаемыми при ответе. Следовательно, должны использоваться вопросы, активизирующие память (проверка запоминания изученного материала, например лексики по теме), мышление (это операции сравнения, обобщения, выводов), речь (монологическое и диалогическое высказывание). Необходимо уделять больше внимания вопросам, которые требуют применения полученных знаний на практике. Успешность устной проверки определяется набором, последовательностью и формулировкой предложенных вопросов. Вопрос должен быть точным, лаконичным, логически завершенным и целенаправленным.

Важной составной частью устной проверки, конечно же, является ответ обучаемого. Методисты выделяют два условия адекватного контроля знаний: не должно быть отвлекающих и мешающих опрашиваемому комментариев (никаких комментариев преподавателя во время ответа), прервать и остановить обучаемого можно только, если он далеко уклонился от ответа. Основными критериями оценки являются последовательность, правильность и качество речи.

Метод самопроверки или самоконтроль дает ряд преимуществ как обучаемому, так и преподавателю. Самоконтроль повышает мотивацию и самостоятельность обучаемых, позволяя им самим оценить знание пройденного материала и понять свои недоработки и трудности.

Существуют также игровые виды и формы проверки знаний. Игра требует напряжения умственных, эмоциональных сил и импровизации. Игровая форма работы и контроля может использоваться в качестве дополнительной не только в школе, но и в вузе [3]. Игра повышает интерес к изучению иностранного языка, активирует внимание и мыслительную деятельность, что в итоге приводит к более быстрому развитию речевой деятельности.

Выводы. Контроль можно назвать инструментом преподавателя для получения информации о результатах работы целой группы обучаемых и каждого обучаемого в частности. По результатам контроля преподаватель также может проанализировать свою собственную деятельность, эффективность приемов обучения и внести соответствующие коррективы.

Контроль уровня владения иностранным языком является неотъемлемой и важной частью процесса обучения. И, следовательно, мы должны изучать контроль как часть и как итог обучения. И одной из главных задач преподавателя является выбор формы контроля, соответствующей целям и задачам проверки.

Сегодня контроль при обучении иностранным языкам должен быть разнообразным (необходимо использовать разные виды контроля: фронтальный, индивидуальный, групповой), сбалансированным по времени, систематическим, адекватным, интересным. Контроль не только средство выявления результатов обучения, но и метод дифференцированного обучения. При таком обучении с помощью предварительного контроля мы можем группы обучаемых разделить на подгруппы с учетом уровня владения языком., что способствует более качественному обучению иностранному языку.

Литература:

1. Амтаниус М. Психолого-педагогические основы контроля в учебном процессе. - М.: Изд-во МГУ, 2000. - 184 с.

2. Баранов С.П. Принципы обучения. - М.: Просвещение, 2004. - 354 с.

3. Власко Н.К. Роль игровых технологий в реализации принципов компетентностного подхода на старших курсах неязыковых вузов // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. Москва. -2014. - N0 04. - С. 90-94.

4. Егорова Т.В. Словарь иностранных слов современного русского языка. — М.: «Аделант», 2014. — 800 с.

5. Кикоть В.Я. О критериях эффективности обучения. // Социально-правовые и психологические основы деятельности ОВД и ВВ МВД РФ: проблемы теории и практики: Матер, конф. 20-21 марта 1997 г. 4.1 СПб., 1997 - С. 10-15

6. Современные средства оценивая результатов обучения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ В.И. Звонников, М.Б. Челышкова. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 224 с.

7. Шарая В.В. Активизация познавательной деятельности слушателей вузов МВД России (на примере обучения иностранному языку): Дисс. канд. пед. наук. СПб.: СПбЮИ, 1997 - 140 с.

Педагогика

УДК: 37. 378

кандидат педагогических наук, доцент кафедры истории и права Блясова Ирина Юрьевна

ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет» (г. Шадринск)

ПЕДАГОГИЗАЦИЯ СРЕДЫ КАК СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ РЕЗУЛЬТАТ ИНТЕГРАЦИИ

ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ

Аннотация. В статье рассматриваются возможности педагогизации среды в социализации личности. Автор признает важными условиями предупреждения девиантного поведения подрастающего поколения прогнозирование динамики педагогических возможностей среды, моделирование средообразующих стратегий, способных придать среде комфортное для личностного развития значение. Важным направлением считается использование ресурсов различных социокультурных субъектов способных усилить позитивное воздействие и предупредить негативное за счет скоординированных мер.

Ключевые слова: социализация, личность, педагогизация, конструктивная, деструктивная среда, средовое проектирование, самореализация.

Anmtation. The article deals with the possibility of pedagogization of the environment in the socialization of the individual. The authors recognize as important conditions for the prevention of deviant behavior of the younger generation forecasting the dynamics of pedagogical opportunities of the environment, modeling of environmental strategies that can give the environment a comfortable for personal development value. An important direction is the use of resources of various socio-cultural entities that can enhance the positive impact and prevent the negative through coordinated, thoughtful measures.

Keywords: socialization, personality, pedagogization, constructive, destructive environment, environmental design, self-realization.

Введение. В условиях нестабильности деятельности социальных институтов, участвующих в воспитании и социализации подрастающего поколения, проблема педагогизации среды приобретает особую значимость.

Неслучайно в Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации до 2025 года, в Основах стратегии государственной молодежной политики в Российской Федерации до 2025 года, Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», Концепции развития дополнительного образования детей поставлены задачи, направленные на улучшение жизнедеятельности подрастающего поколения, его воспитание, успешное личностное, образовательное и профессиональное самоопределение. В стратегии развития воспитания акцент сделан на прогнозирование развития личности, её полноценную самореализацию, развитие личностной траектории жизнедеятельности, системы нравственных установок и ценностей, что требует объединения усилий социальных институтов, оптимизации роли семьи в воспитательном процессе.

Изложение основного материала статьи. Во влиянии среды на личность обучающегося можно выделить:

- конструктивную, организованную среду (развивающую, способствующую социализации, формированию ценностной системы и др.);

- нейтральную среду (факторы которой могут влиять по-разному в зависимости от установок самой личности);

- деструктивную (отрицающую ценности общества, разрушающую личность и общество).

Конструктивная среда достаточно разнообразна и обширна и представлена образованием. Нейтральную

среду важно скорректировать в сторону конструктивизма. Деструктивная среда должна быть ограничена и ослаблена при реализации принципов реактивности и превентивности (быстрая реакция на новые тенденции деструктивного характера и превентивный или профилактический характер принимаемых мер).

Рост правонарушений в молодежной среде обуславливает усиление внимания к факторам среды (улицы), существенно сказывающихся на их воспитании. В этих условиях проблема педагогизации среды приобретает особое значение в профилактике девиантного поведения детей и подростков.

В рамках превентивной педагогики основу средового проектирования составляют анализ ситуации и определение факторов, вызывающих девиантное поведение, прогнозирование динамики педагогических возможностей среды, моделирование средообразующих стратегий, способных придать среде максимально комфортное для личностного развития значения.

Проектирование и прогнозирование педагогических возможностей среды предполагает характеристику доступности развивающих ресурсов среды, возможности личной самореализации, определение зон повышенного риска, пространств межличностных контактов, негативно или позитивно воздействующих на обучающихся, информационного потенциала среды, меняющего поведение обучающегося в ту либо иную сторону и способствующего формированию того или иного образа жизни, оценку стихийных факторов изменения среды.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Для реализации возможностей педагогизации среды в повышении эффективности профилактики и коррекции девиантного поведения необходимо изучение особенностей девиаций обучаемых, обусловленных личностными, социально-психологическими особенностями социализации, адаптации личностно-ориентированных технологий, сложившихся в других областях практики, способных минимизировать

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.