Научная статья на тему 'Формы контроля учебных достижений обучающихся на уроках русского языка при изучении имени прилагательного'

Формы контроля учебных достижений обучающихся на уроках русского языка при изучении имени прилагательного Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
354
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНТРОЛЬ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ / ФОРМЫ КОНТРОЛЯ / ФУНКЦИИ КОНТРОЛЯ / ОЦЕНИВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ / CONTROL OF EDUCATIONAL ACHIEVEMENTS / FORMS OF CONTROL / CONTROL FUNCTIONS / EVALUATION OF RESULTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шмульская Лариса Степановна

В статье представлены апробированные на практике разные формы контроля учебных достижений обучающихся при изучении имени прилагательного на уроках русского языка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMS OF CONTROL OF EDUCATIONAL ACHIEVEMENTS OF STUDENTS ON THE LESSONS OF THE RUSSIAN LANGUAGE IN THE STUDY OF AN ADJECTIVE

The article presents tested in practice various forms of control of educational achievements of students in studying the name of the adjective in the Russian language lessons.

Текст научной работы на тему «Формы контроля учебных достижений обучающихся на уроках русского языка при изучении имени прилагательного»

в) учитывать тенденции в молодёжной среде, гибко и оперативно реагировать на происходящие изменения;

г) проводить адаптацию студентов к управленческим инновациям, предполагающую широкое использование гибких педагогических технологий управления;

д) повысить лояльность студентов к университету, что не только позволит обеспечить вузу большую поддержку при реализации своих функций, ускорить процесс реализации решений, сократить расходы вуза по контролю над их воплощением, но и способствует улучшению имиджа вуза;

е) для творческой самоактуализации и роста профессионального, организаторского мастерства;

3) росту инноваций в образовательной системе за счет:

а) привлечения новых субъектов, студентов как личностей с собственным опытом и моделями поведения, которые привносят новые нестандартные идеи;

б) совместного (преподаватели, студенты и администрация) использования и объединения знаний;

4) развитию студента как личности, предполагающего:

а) социальное становления студента, которое:

- обусловлено рассмотрением вуза как одной из субсистем общества, поэтому отношения между вузом и обществом - это отношения взаимовлияния, при этом речь идет не только о передаче знаний и умений, но и о выработке образцов поведения, передаче норм и ценностей;

- проявляется в формировании социальных навыков, так как работа в среде управления с участием, как правило, способствует более тесному взаимодействию между членами команды и требует от людей, имеющих устойчивые социальные навыки большей ответственности, интеграции личности как с малой группой, так и коллективом в целом, умение соотносить свои интересы с интересами других, умеющей нести ответственность за принимаемые и реализуемые решения личности;

- стимулирует социальную активность студентов, развитие чувства микро-лидерства и социальных навыков управления;

б) раскрытие способности управлять собой, умение влиять на окружающих, руководить, обучать и развивать подчиненных, направленных на раскрепощение творческой активности (каждый студент может проявить себя и свои знания, выдвигая то или иное предложение для решения конкретной задачи), позволяющих развить уверенность в себе, навыки самостоятельного решения проблем;

в) оценивание своих возможностей в способности к самоопределению, построению и реализации собственной траектории образования, способности к рефлексии;

г) формирование идентификационных базовых ценностных ориентаций будущих специалистов (участие в управление вузом даёт реальную возможность студентам участвовать в различных видах деятельности, в ходе которой формируются взгляды, убеждения, ценностные ориентации).

Литература:

1. Власенко Н.Ф. Участие студентов в системе гарантии качества высшего образования / Н.Ф. Власенко // Вестник ТГПУ. - 2012. - № 2 (117). - С. 62-66.

2. Игнатьев, В.П., Варламова, Л.Ф., Степанов, П.А. Привлечение студентов к оценке качества образования / В.П. Игнатьев, Л.Ф. Варламова, П.А. Степанов // Современные наукоемкие технологии. - 2016. - № 12-1. - С. 141-145

3. Казаева, Е.А. Роль партисипативности в системе высшего образования / Е.А. Казаева // Педагогическое образование в России.2014, с. 25-26

4. Никитина, Е.Ю. Педагогическое управление коммуникативным образованием студентов вузов: перспективные подходы: монография / Е.Ю. Никитина. - М.: МАНПО, 2006. - 154 с.

5. Новиков, В.Г. Самоуправление и соуправление как факторы развития социальной активности студентов в образовательном учреждении / В.Г. Новиков // Регионология. - 2008. - №4. - С. 306-312.

6. Шелехова, Л.В., Калашникова, С.И. Партисипативность как форма вовлечения студентов в процесс управления вузом / Л.В. Шелехова, С.И. Калашникова // Проблемы современного педагогического образования. Сер.: Педагогика и психология. - Сборник научных трудов: - Ялта: РИО ГПА, 2017, Вып. 57.-Ч.7.- с. 273-279.

7. Mubasher Nadeem Participative Management Style: A Tool to Enhance Quality Education IOSR Journal Of Humanities And Social Science (JHSS)ISSN: 2279-0837, ISBN: 2279-0845. Volume 4, Issue 2 (Nov. - Dec. 2012), PP. 08-14

8. Organ, D.W. Personality, Satisfaction, and Organizational Citizenship Behavior / D.W. Organ, A. Lingl // The Journal of social psychology. - 1995. - Vol. 135. - № 3. - P. 339-350.

9. Penley, J.A., & Tomaka, J. (2002), "Associations among the Big Five, emotional responses and coping with acute stress", Personality and Individual Differences, Vol. 32, pp. 1215-28

Педагогика

УДК 373

кандидат филологических наук, доцент Шмульская Лариса Степанова

Лесосибирский педагогический институт Федерального государственного автономного

образовательного учреждения высшего образования «Сибирский федеральный университет» (г. Лесосибирск)

ФОРМЫ КОНТРОЛЯ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИМЕНИ ПРИЛАГАТЕЛЬНОГО

Аннотация. В статье представлены апробированные на практике разные формы контроля учебных достижений обучающихся при изучении имени прилагательного на уроках русского языка.

Ключевые слова: контроль учебных достижений, формы контроля, функции контроля, оценивание результатов.

Annоtation. The article presents tested in practice various forms of control of educational achievements of students in studying the name of the adjective in the Russian language lessons.

Keywords: control of educational achievements, forms of control, control functions, evaluation of results.

Введение. Контроль и оценка учебных достижений школьников представляют собой важный компонент процесса обучения и является одной из наиболее приоритетных задач педагогической деятельности учителя-предметника. Контроль и оценка предназначены не только для проверки знаний по конкретной дисциплине, но и для формирования у учащихся навыков самоконтроля и самооценивания, установления личной ответственности ученика и учителя в целом за качественный уровень образовательного процесса, поскольку результат преподавательской деятельности отражается в глубине и прочности знаний школьников.

Контрольно-оценочная деятельность должна идти в ногу со временем, адаптироваться к запросам общества к системе образования и отвечать требованиям ФГОС. На сегодняшний день контроль и оценка знаний учащихся на уроках русского языка вызывают споры в методике преподавания. Ведущие педагоги спорят о сущности этого феномена, технологии проведения и его месте в структуре урока. Именно в том видится актуальность нашего исследования.

Цель настоящей статьи - представить методические рекомендации по применению контроля и оценки достижений обучающихся при изучении имени прилагательного в 5 классе.

Изложение основного материала статьи. М.Т. Баранов определяет контроль за усвоением знаний и формированием умений как «важнейший этап учебного процесса, который позволяет констатировать объективный уровень знаний, умений и навыков школьников после изучения темы, а также выяснить, насколько успешно идет освоение нового материала в ходе его изучения» [3, с. 141]. Любая проверка подчинена определенным принципам. Под принципом проверки мы будем придерживаться определения, предложенного О.Ю. Богдановой: «это такое теоретическое положение, которое относится ко всей проверке, т.е. и к её содержанию, и к методам, и к формам, а не только к какой-либо одной её стороне или части: методической, организационной и т.д.» [1, с. 49].

Контроль учебных достижений является важным компонентом процесса обучения русскому языку. Выделяют следующие функции контроля: 1) обучающая (выполнение различных заданий и упражнений способствует совершенствованию ЗУНов учащихся); 2)развивающая (в процессе выполнения заданий школьники развивают память, мышление, внимание и речь); 3) воспитывающая (проверки формируют у школьников дисциплинированность, аккуратность и чувство ответственности за результаты обучения);

4) контролирующая (констатация уровня усвоения знаний и сформированности компетенций);

5) диагностическая (учитель, получая точные данные о пробелах в знаниях учащихся, может своевременно корректировать учебную программу в соответствии с потребностями класса и подобрать наиболее уместные средства и методы обучения); 6) прогностическая (степень изученности материала и сформированности компетенций позволяют судить о возможности перехода к следующей теме) [4, с. 366].

В зависимости от целей и функций контроля в методической литературе выделяется три его вида: 1) предварительный; 2) текущий; 3) итоговый. Предварительный контроль предназначен для констатации исходного уровня имеющихся знаний, умений и навыков у учащихся. Поскольку успешное освоение нового учебного материала напрямую зависит от того, насколько прочно усвоен школьниками предыдущий материал. Если учитель-предметник не обладает данной информацией, то у него не будет возможности управлять, проектировать и прогнозировать учебный процесс, выбирать наиболее оптимальные варианты его развития. Кроме того, необходимо отметить, что фиксация исходного уровня обученности позволяет измерить «прирост» знаний, проанализировать динамику и эффективность обучения, а также сделать объективные выводы об эффективности педагогического труда и профессионализме учителя [4, с. 54].

Текущий контроль предназначен для того, чтобы учитель мог получать сведения о ходе процесса получения знаний каждого школьника (функция обратной связи). Обратная связь - одно из важнейших условий успешности процесса усвоения нового учебного материала, она должна нести информацию не только о соответствии / несоответствии конечного результата намеченному, но и давать возможность производить своевременную коррекцию процесса усвоения, а также действий учеников. Школьники должны знать, что обучение ограничено во времени и должно иметь вполне конкретный результат, который должен быть оценен по определенным критериям. Это значит, что нужен такой вид контроля, который позволит оценить достигнутые результаты обучения. Такой вид в методике обучения называется итоговым. Итоговый контроль может быть проведен в конце учебного года, отдельного цикла обучения или в конце раздела.

Общим для педагогики вопросом является «Как контролировать?». По средствам педагогической коммуникации контроль можно рассматривать с разных точек зрения: способов (традиционный или нетрадиционный); характера (субъективный, объективный); использования ТСО (машинный, безмашинный); формы (устный, письменный); времени (предварительный, начальный, исходный, текущий, поэтапный, итоговый, заключительный); массовости (индивидуальный, фронтальный/ групповой); контролирующего лица (учитель, ученик - напарник, самоконтроль).

Учебники русского языка предлагают использовать учителю самые разные виды контроля: фронтальный, групповой, индивидуальный, комбинированный, взаимоконтроль и самоконтроль. Отметим, что в большинстве УМК отдается предпочтение фронтальному и индивидуальному контролю, взаимоконтроль и самоконтроль встречается достаточно редко.

Представим некоторые особенности применения того или иного вида контроля на уроках русского языка при изучении темы имени прилагательного.

Фронтальный контроль чаще всего встречается в начале каждой темы с целью актуализировать уже имеющиеся знания школьников. Данный вид контроля удачен на вводных этапах урока, поскольку позволяет сэкономить время и повторить знакомый материал, который необходим для углубления знаний по изучаемой теме. Так, перед изучением темы «Разряды прилагательных», можно в игровой форме подвести детей к теме урока:

- Опишите, во что вы хотели бы быть одеты в праздничный день. Используйте как можно больше прилагательных. Можно использовать наводящие вопросы следующего типа:

- Из каких материалов состоит ваш наряд?

- Какие цвета вы бы предпочли?

- Может быть, вы хотели бы одолжить какое-то украшение у мамы/ сестры или папы/брата?

После того, как желающие выскажутся, необходимо обратить внимание школьников на то, что использованные прилагательные не одинаковы по значению. Это приведет к постановке проблемного вопроса и логичному переходу от актуализации знаний к изучению нового материала.

Опрос может использоваться и на этапе закрепления нового материала. Например, при изучении этой же темы «Разряды имен прилагательных» можно провести игровой опрос «Верно-неверно». Суть его в том, что учащиеся должны из озвученных утверждений выбрать только верные. Встретив неверное утверждение, необходимо его скорректировать, аргументируя ответ. Вопросы могут быть следующими:

1. С помощью имен прилагательных предмет можно охарактеризовать с разных точек зрения.

2. Прилагательные делятся на качественные, относительные и притяжательные.

3. Прилагательные, обозначающие признак предмета по отношению к другому предмету, называются качественными.

4. Прилагательное «сильный» - притяжательное.

5. Прилагательные, обозначающие принадлежность предмета какому-либо лицу или животному, называются притяжательными и т.д.

Групповой контроль удачнее всего проводить, когда проверяемый объем знаний и умений достаточно большой. Если изучение раздела об имени прилагательном завершено, то обучающиеся могут выполнить коллективный проект «Энциклопедия слова», суть которого в том, чтобы собрать всю информацию об определённом слове. По итогам проекта дети выяснят: 1) лексическое значение, наличие многозначности; 2) этимологию слова; 3) его синонимы и антонимы; 4) случаи омонимии; 5) встречается ли во фразеологизмах, пословицах и поговорках, сказках и т.д.; 6) рифмы к слову. Можно добавить в работу творческий аспект, предложив им «нарисовать» свое слово. Слова для исследовательской работы могут быть следующими: бежевый, скрупулезный, колоссальный, достопримечательный и т.д. Важно, чтобы слова имели интересную этимологию. В процессе выполнения задания дети продемонстрируют словарный запас, навыки работы со словарями, навыки коллективной работы и проявят творческие способности. Исследование можно оформить в виде мини-доклада с презентацией и выступить перед одноклассниками.

Индивидуальный контроль проводится преимущественно в письменном виде для того, чтобы зафиксировать достижения конкретного учащегося. Так, при изучении разрядов имен прилагательных, мы рекомендуем следующее задание: каждому ученику дается любое прилагательное, разряд которого необходимо определить. Однако мы рекомендуем это упражнение выполнить устно при помощи ПОПС-формулы. Этот метод позволит проверить знание темы и речевые навыки ученика. Суть этого метода заключается в том, что обучающийся высказывает свою позицию по определенному алгоритму:

П-позицию (объясняет, в чем заключена его точка зрения: «Я считаю, что «мамин» - это притяжательное местоимение»);

О-обоснование (не просто объясняет свою позицию, но и доказывает, начиная фразой типа: «Потому что оно обозначает принадлежность какому-либо лицу»);

П-пример (при разъяснении сути своей позиции пользуется конкретными примерами, используя в речи обороты типа: «Я могу подтвердить это тем, что данное прилагательное отвечает на вопрос «чей?»);

С-следствие (делает вывод в результате обсуждения определенной проблемы, например, говорит: «В связи с этим я считаю, что прилагательное «мамин» является притяжательным»).

Комбинированный контроль предполагает сочетание нескольких форм контроля. Чаще всего это групповой и индивидуальный. Данная форма контроля удачна на завершающем этапе изучения раздела, поскольку дает учителю возможность проверить весь класс, причем кого-то в большей, а кого-то в меньшей степени. Мы рекомендуем провести игру «Слова-синонимы». Пятиклассникам необходимо написать слова синонимы к данным прилагательным, при этом в слове синониме указана вторая буква и количество букв в слове в качестве подсказки:

Мощный - .и.....(сильный);

Занимательный - .н........(интересный);

Скорый - .ы.....(быстрый);

Большой - .г...... (огромный);

Выносливый - .е........(терпеливый).

Задание школьники проверяют самостоятельно с помощью эталона. Далее предлагаем сыграть в игру «Цветик-семицветик». На доске в виде цветка прикреплены разноцветные лепестки, на обратной стороне которых записаны вопросы:

1. Имя прилагательное обозначает ... и отвечает на вопросы ...;

2. Имя прилагательное изменяется по ... и по ...;

3. В предложении оно связано с .;

4. Прилагательные м.р. в Им.п. имеют окончания ...;

5. Прилагательные ж.р. в Им.п. имеют окончания ...;

6. Прилагательные ср.р. в Им.п. имеют окончания ...;

7. Прилагательные во мн.ч. Им.п. имеют окончания ... и т.д.

Вызывать к доске можно в случайном порядке, можно по порядку. В случае ошибки ответ исправляет или дополняет другой ученик. Таким образом, в данном упражнении проявляются черты не только индивидуального и группового контроля, но и взаимоконтроля, поскольку ученики будут слушать ответы одноклассников, отвечающих у доски, и при необходимости вносить коррективы.

Если мы обратим внимание на возрастные особенности пятиклассников, то становится очевидным, что организация самоконтроля и взаимоконтроля достаточно сложна. Самоконтроль ни в коем случае не должен соотноситься с самооценкой, а взаимоконтроль не должен быть субъективным. Поэтому здесь крайне важно донести до ребят критерии оценивания и алгоритм проведения данных видов контроля.

Чтобы организовать взаимоконтроль в 5 классе, от учителя потребуется немало сил и времени, поскольку возникает необходимость донести до учеников правила этики: высказанная в адрес одноклассника оценка не должна его ранить, должна соотноситься с работой на уроке, а не с его личными качествами и, наконец, должна быть объективной. Начинать вводить такую форму контроля лучше с взаимопроверки тетради соседа по парте. Учитель заранее должен проговорить критерии оценивания, после чего дети приступают к проверке. Когда задание выполнено, рекомендуем сверить правильность ответов с эталоном. Успешное освоение азов взаимоконтроля пятиклассниками приведет в дальнейшем к тому, что они будут интересоваться успехами друг друга, соревноваться между собой, а это повысит учебную мотивацию и уровень успеваемости по предмету.

Чтобы взаимоконтроль не ограничивался лишь проверкой тетради одноклассника, для данной формы контроля мы предлагаем игру «Предмет-признак». Ученику необходимо образовать от одного существительного однокоренное прилагательное и записать его справа и передать карточку следующему игроку. Взаимоконтроль заключается в том, что участник не только пишет свое слово, но и проверяет правильность ответа предыдущего игрока. Верность/ неверность ответа отмечается знаками «+» или «-» соответственно. На карточке записаны следующие существительные: длина, туман, цветок, карта, мама, скука, картон, вкус, цвет, место, удача, чудеса, грусть, извести, ясность, срок, морковь, капуста, теснота, ужас, грусть старость, река, вода, огурец, молоко красота, пламя, верность, сон, свет, дверь, зверь.

Сформированность навыков самоконтроля можно проверить, давая ученикам следующие типы заданий:

- контрольное списывание;

- диктанты, сочинения, изложения;

- самостоятельные работы;

- работа с индивидуальными карточками;

- тестовые задания и др.

Огромное значение имеет самоконтроль при выполнении самостоятельной работы, поскольку этапы ее проведения могут быть проконтролированы только учеником самостоятельно. Пятиклассникам можно предложить списать готовый текст, в котором нет ошибок, нет пропущенных букв и т.д. Обязательное условие при выборе текста - обилие имен прилагательных. Однако задача усложняется тем, что детям предстоит выполнить комплексный анализ имен прилагательных: им необходимо найти прилагательные, разобрать их по составу, выделить орфограмму, если таковая имеется, определить род, число, падеж и разряд. Поскольку задание достаточно сложное и объемное, то можно разрешить детям пользоваться справочным материалом: учебники, словари, тетради и т.д. Списывание разовьет орфографическую зоркость, дети запомнят новые слова и их написание, в случае возникновения затруднений при работе с прилагательными, ученики имеют возможность восполнить имеющиеся пробелы в знаниях при помощи справочников. Обращение к ним будет способствовать и закреплению уже имеющихся знаний.

Выводы. Процесс обучения — это не только механизм передачи и усвоения знаний и умений, но и процесс, протекающий в интеллектуальной, мотивационно-потребностной и эмоционально-личностной сферах. Как показывает практика, одним из эффективных путей, способствующих такому гармоничному развитию личности, является организация и осуществление контрольно-оценочной деятельности в образовательном процессе. Проблема определения роли контрольно-оценочной деятельности учителя в структуре его профессиональной педагогической деятельности существенно актуализировалась в условиях модернизации отечественного образования.

Одним из основных результатов ФГОС является успешное включение учащихся в учебную деятельность, становление учебной самостоятельности, то есть сформированность метапредметных умений, включающих освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные, коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями. Метапредметные умения должны отражать умения учащихся контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Литература:

1. Богданова О.Ю. Методика преподавания литературы: учебник для студ. пед. вузов. - М., 1999. - 400 с.

2. Королева С.А. Проблема контрольно-оценочной деятельности учителя начальных классов в рамках реализации ФГОС // Молодой ученый. 2016. - №11. - С. 1465-1467. - URL https://moluch.ru/archive/115/31011/ (дата обращения: 16.07.2019).

3. Методика преподавания русского языка в школе: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / под ред. М.Т. Баранова. - М., 2001. - 368 с.

4. Пидкасистый П.И. Педагогика. - М., 1998. - 355 с.

Педагогика

УДК:373

кандидат филологических наук, доцент Шмульская Лариса Степанова

Лесосибирский педагогический институт (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Сибирский федеральный университет» (г. Лесосибирск); кандидат филологических наук, доцент Славкина Инга Анатольевна Лесосибирский педагогический институт (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Сибирский федеральный университет» (г. Лесосибирск); студентка 2 курса Станченкова Анжелика Геннадьевна Лесосибирский педагогический институт (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Сибирский федеральный университет» (г. Лесосибирск)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКЕ РУССКОГО ЯЗЫКА

РЕСУРСАМИ АРХИВНЫХ ДАННЫХ

Аннотация. В статье описан опыт применения в качестве дидактического материала архивных документов на уроке русского языка с целью формирования в сознании школьников общественного идеала служения Отчизне.

Ключевые слова: патриотическое воспитание, историческая память, общественный идеал служения Отчизне, архивные данные сайта Министерства обороны Российской Федерации.

Annоtation. The article describes the experience of using archival documents as a didactic material in the Russian language class in order to form the social ideal of serving the Fatherland in the minds of schoolchildren.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.