Научная статья на тему 'Патриотическое воспитание обучающихся на уроке русского языка ресурсами архивных данных'

Патриотическое воспитание обучающихся на уроке русского языка ресурсами архивных данных Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
120
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ИСТОРИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ / ОБЩЕСТВЕННЫЙ ИДЕАЛ СЛУЖЕНИЯ ОТЧИЗНЕ / АРХИВНЫЕ ДАННЫЕ САЙТА МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / PATRIOTIC EDUCATION / HISTORICAL MEMORY / THE SOCIAL IDEAL OF SERVING THE FATHERLAND / ARCHIVAL DATA FROM THE WEBSITE OF THE MINISTRY OF DEFENSE OF THE RUSSIAN FEDERATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шмульская Лариса Степановна, Славкина Инга Анатольевна, Станченкова Анжелика Геннадьевна

В статье описан опыт применения в качестве дидактического материала архивных документов на уроке русского языка с целью формирования в сознании школьников общественного идеала служения Отчизне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шмульская Лариса Степановна, Славкина Инга Анатольевна, Станченкова Анжелика Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PATRIOTIC EDUCATION OF STUDENTS IN THE LESSON OF THE RUSSIAN LANGUAGE RESOURCES OF ARCHIVAL DATA

The article describes the experience of using archival documents as a didactic material in the Russian language class in order to form the social ideal of serving the Fatherland in the minds of schoolchildren.

Текст научной работы на тему «Патриотическое воспитание обучающихся на уроке русского языка ресурсами архивных данных»

Чтобы взаимоконтроль не ограничивался лишь проверкой тетради одноклассника, для данной формы контроля мы предлагаем игру «Предмет-признак». Ученику необходимо образовать от одного существительного однокоренное прилагательное и записать его справа и передать карточку следующему игроку. Взаимоконтроль заключается в том, что участник не только пишет свое слово, но и проверяет правильность ответа предыдущего игрока. Верность/ неверность ответа отмечается знаками «+» или «-» соответственно. На карточке записаны следующие существительные: длина, туман, цветок, карта, мама, скука, картон, вкус, цвет, место, удача, чудеса, грусть, извести, ясность, срок, морковь, капуста, теснота, ужас, грусть старость, река, вода, огурец, молоко красота, пламя, верность, сон, свет, дверь, зверь.

Сформированность навыков самоконтроля можно проверить, давая ученикам следующие типы заданий:

- контрольное списывание;

- диктанты, сочинения, изложения;

- самостоятельные работы;

- работа с индивидуальными карточками;

- тестовые задания и др.

Огромное значение имеет самоконтроль при выполнении самостоятельной работы, поскольку этапы ее проведения могут быть проконтролированы только учеником самостоятельно. Пятиклассникам можно предложить списать готовый текст, в котором нет ошибок, нет пропущенных букв и т.д. Обязательное условие при выборе текста - обилие имен прилагательных. Однако задача усложняется тем, что детям предстоит выполнить комплексный анализ имен прилагательных: им необходимо найти прилагательные, разобрать их по составу, выделить орфограмму, если таковая имеется, определить род, число, падеж и разряд. Поскольку задание достаточно сложное и объемное, то можно разрешить детям пользоваться справочным материалом: учебники, словари, тетради и т.д. Списывание разовьет орфографическую зоркость, дети запомнят новые слова и их написание, в случае возникновения затруднений при работе с прилагательными, ученики имеют возможность восполнить имеющиеся пробелы в знаниях при помощи справочников. Обращение к ним будет способствовать и закреплению уже имеющихся знаний.

Выводы. Процесс обучения — это не только механизм передачи и усвоения знаний и умений, но и процесс, протекающий в интеллектуальной, мотивационно-потребностной и эмоционально-личностной сферах. Как показывает практика, одним из эффективных путей, способствующих такому гармоничному развитию личности, является организация и осуществление контрольно-оценочной деятельности в образовательном процессе. Проблема определения роли контрольно-оценочной деятельности учителя в структуре его профессиональной педагогической деятельности существенно актуализировалась в условиях модернизации отечественного образования.

Одним из основных результатов ФГОС является успешное включение учащихся в учебную деятельность, становление учебной самостоятельности, то есть сформированность метапредметных умений, включающих освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные, коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями. Метапредметные умения должны отражать умения учащихся контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Литература:

1. Богданова О.Ю. Методика преподавания литературы: учебник для студ. пед. вузов. - М., 1999. - 400 с.

2. Королева С.А. Проблема контрольно-оценочной деятельности учителя начальных классов в рамках реализации ФГОС // Молодой ученый. 2016. - №11. - С. 1465-1467. - URL https://moluch.ru/archive/115/31011/ (дата обращения: 16.07.2019).

3. Методика преподавания русского языка в школе: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / под ред. М.Т. Баранова. - М., 2001. - 368 с.

4. Пидкасистый П.И. Педагогика. - М., 1998. - 355 с.

Педагогика

УДК:373

кандидат филологических наук, доцент Шмульская Лариса Степанова

Лесосибирский педагогический институт (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Сибирский федеральный университет» (г. Лесосибирск); кандидат филологических наук, доцент Славкина Инга Анатольевна Лесосибирский педагогический институт (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Сибирский федеральный университет» (г. Лесосибирск); студентка 2 курса Станченкова Анжелика Геннадьевна Лесосибирский педагогический институт (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Сибирский федеральный университет» (г. Лесосибирск)

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКЕ РУССКОГО ЯЗЫКА

РЕСУРСАМИ АРХИВНЫХ ДАННЫХ

Аннотация. В статье описан опыт применения в качестве дидактического материала архивных документов на уроке русского языка с целью формирования в сознании школьников общественного идеала служения Отчизне.

Ключевые слова: патриотическое воспитание, историческая память, общественный идеал служения Отчизне, архивные данные сайта Министерства обороны Российской Федерации.

Annоtation. The article describes the experience of using archival documents as a didactic material in the Russian language class in order to form the social ideal of serving the Fatherland in the minds of schoolchildren.

Keywords: patriotic education, historical memory, the social ideal of serving the Fatherland, archival data from the website of the Ministry of Defense of the Russian Federation.

Введение. В «Педагогическом энциклопедическим словаре» даётся следующее определение патриотизма: «... любовь к отечеству, к родной земле, к своей культурной среде. С этими естественными основаниями патриотизма как природного чувства соединяется его нравственное значение как обязанности и добродетели. Ясное сознание своих обязанностей по отношению к отечеству и верное их исполнение образуют добродетель патриотизма, которая издревле имела и религиозное значение...» [6]. В словаре В.И. Даля слово «патриот» толкуется как «любитель Отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник или отчизник» [3].

Отсюда исходит важнейший отечественный социокультурный постулат, раскрывающий смысл воспитания: высшей ценностью является человек, умеющий и способный любить, а высшей ценностью самого человека является любовь к своей Родине.

Патриотическое воспитание молодежи во все времена являлось неотъемлемой частью воспитательного процесса. Однако после распада Советского Союза стал отрицаться «социальный заказ на воспитание, на зависимость его содержания и методов от социально-экономических и политических задач, стоящих перед страной» [8, с. 4]. В настоящее время мы ощущаем последствия того, что патриотической направленности долгое время не уделялось должного внимания ни в воспитании, ни в обучении. Социологи отмечают отчуждение подрастающего поколения от отечественной культуры и исторического опыта нашего народа. Нельзя не отметить и тот факт, что понятие «успешность» воспринимается большей частью современной молодежи востребованностью и трудоустройством в странах Европы, а не в России.

В нормативных документах Правительства и Министерства образования и науки Российской Федерации определены приоритетные направления образования, среди которых одними из главных стали усиление воспитательного потенциала образовательного процесса, организация эффективного патриотического воспитания. Не вызывает сомнения тезис о том, что школа должна играть особую роль в системе воспитания патриотизма, поскольку именно в школе начинается процесс национальной и территориальной самоидентификации. Школьный возраст является наиболее благоприятным для эмоционально-психологического воздействия на ребенка, так как образы восприятия культурного пространства очень ярки и сильны, и поэтому они остаются в памяти надолго, что очень важно в воспитании патриотизма.

Все выше обозначенное подтверждает актуальность разработки форм, методов патриотического воспитания в современном образовательном и воспитательном процессе. Цель представленного исследования - описать возможности архивных материалов в патриотическом воспитании школьников.

Изложение основного материала статьи. А.Н. Вырщиков и М.Б. Кусмарцев в монографии «Патриотическое воспитание молодёжи в современном российском обществе» отмечают, что «одним из основных факторов, воздействующих на рост влияния патриотизма во всех сферах жизни общества, является общественный идеал служения Отечеству» [2, с. 151]. Формируется общественный идеал с помощью исторической памяти. Историческая память - это мощный инструмент управления общественным сознанием. Понимание событий настоящего времени напрямую зависит от знаний и оценки событий прошлого. Не случайно в западных средствах массой информации активно публикуются материалы, искажающие факты Второй мировой войны с целью умалить роль Советского союза в победе над фашизмом (например, статья Келлерхоффа о сражении под Прохоровкой).

Считаем, что формирование общественного идеала служения Отечеству возможно не только на уроках истории и литературы, но и на уроках русского языка через использование в качестве дидактического материала архивных материалов, представленных на сайте Министерства обороны Российской Федерации.

Представим некоторые задания, разработанные и апробированные в процессе педагогической практики студентами Лесосибирского педагогического института - филиала Сибирского федерального университета.

При изучении темы «Официально-деловой стиль речи» школьникам предлагается познакомиться с таким жанром, как наградной лист. Стоит отметить, что при изучении данной темы в основном рассматривают особенности таких жанров, как договор, заявление, служебная записка, доверенность и т.д. Подобное внимание к канцелярскому подстилю вполне объяснимо, поскольку именно к таким документам приходится обращаться в той или иной жизненной ситуации. Однако предложенный для анализа жанр наградного листа вызвал у школьников интерес. Тексты наградных документов были взяты из электронного банка документов «Подвиг народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», размещенного на сайте Минобороны РФ.

Задание 1. Познакомьтесь с Указом Президента РФ от 07.09.2010 № 1099 "О мерах по совершенствованию государственной наградной системы Российской Федерации" и ответьте на вопросы:

1) Что такое наградной лист?

2) В каких ситуациях используется данный документ?

3) Какие структурные компоненты свойственны наградному листу?

Предложенное задание формирует умение у обучающихся воспринимать тексты официально-делового стиля законодательного подстиля. Кроме того, при выполнении задания школьники знакомятся со статутами орденов, медалей и других наград Российской Федерации. Считаем, общее представление о современных орденах и медалях - это важная составляющая для формирования общественного идеала служения Отечеству. Практика показывает, что школьники не видят отличия между орденом и медалью, не знают, какие награды существуют в настоящее время в РФ [1].

Задание 2. Прочитайте текст наградного документа времен Великой Отечественной войны, выделите структурные и языковые черты официально-делового стиля. Какие языковые элементы являются иностилевыми?

Ильяшенко Василий Андреевич - лейтенант 33 авиаполка, 19 авиадивизии, представляется к ордену «Красное Знамя».

Краткое конкретное изложение личного боевого подвига или заслуг:

«Отличный штурман звена. Бесстрашный и смелый командир. В боях с озверелым фашизмом на деле доказал свою беззаветную преданность партии и социалистической Родине. Все боевые задания выполняет только хорошо и отлично. Неоднократно участвовал в воздушных боях и смело ходил на цель под сильным противодействием ЗА, метко поражая залпами своих бомб фашистских головорезов. Участвуя в боях с первого дня войны, т. Ильяшенко 48 раз бомбардировал врага, из них 24 раза ночью. Имеет общий боевой

налет 87 час. 18 мин. После 29.6.41 г. имеет 19 боевых вылетов, из них 13 ночью. Все задания, выполнявшиеся т. Ильяшенко подтверждены последующей разведкой и отзывами наземного командования. 29.6.41 г. участвовал в уничтожении скопления войск противника на подступах к Ровно с бреющего полёта. В результате успешного бомбардирования и ураганного пулеметного огня застигнутый врасплох враг понес большие потери людским составом танками и автомашинами. Их самолет был поврежден прямым попаданием снаряда ЗА и не смотря на повреждения самолет был приведен на свой аэродром. 10.8.41 г. возвращаясь после успешного бомбардирования войск пр-ка в районе Коростышев был атакован тремя истребителями войск противника типа МЕ-109, в результате воздушного боя подбитый самолет привел на аэродром. 13.9.41 г. имея задание бомбардировать танковую колонну в районе Хорол т. Ильяшенко, не смотря на сильное противодействие ЗА завел звено точно на танки и с Н-500 мг. Прямым попаданием уничтожил большое количество танков противника. После бомбардирования подвергся нападению 8 истребителей противника типа ХЕ-113. В результате упорного воздушного боя и грамотного маневра успешно отбили все атаки противника, вернувшись на свой аэродром».

В результате работы школьники пришли к выводу, что военный наградной лист - это гибридный жанр, имеющий черты официально-делового и публицистического стилей. К особенностям делового стиля они отнесли наличие реквизитов (имя, фамилия, отчество, подпись, дата, название документа и т.д.), лексические средства, имеющие канцелярский оттенок (за период, в результате, кроме того, оказал содействие, в связи с распоряжением, в настоящее время, вышестоящие органы и т.д.), устойчивые сочетания и аббревиатуры, свойственные документам военной сферы (военные действия, боевой налет, бреющий полет, штурмовые действия, ИАП и т.д.). Наряду с особенностями официально-делового стиля ярко проявляются иностилевые элементы, в частности оценочная лексика, характеризующая действия солдат, их боевой дух: (бросился в атаку; уничтожил пулеметный расчет противника; смело принял на себя командование; личным примером воодушевил бойцов своего отделения; бесстрашный и смелый командир; решительно и храбро атаковывая; презирая смерть, бросился на противника, преданный воин партии;). Отдельно школьники выявили лексические элементы, описывающие врага: озверелый фашизм; фашистские головорезы; фашистские мерзавцы; кровавый фашизм; враждебный стервятник; германский фашизм и т.д.

Нужно сказать, что реальные документы произвели впечатление на старшеклассников, и они проявили желание познакомиться с материалами электронного банка документов «Подвиг народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». Поскольку большинство из школьников не имело представления о таком электронном ресурсе, то студенты-практиканты организовали внеклассное мероприятие, посвященное знакомству с архивными данными сайта Министерства обороны РФ. По окончании мероприятия было проведено анкетирование со школьниками, которое включало следующие вопросы:

1) Знакомились ли вы ранее с архивными данными сайта Министерства обороны?

2) Какие чувства испытывали вы при чтении военных документов?

3) Будете ли дальше обращаться к этому ресурсу?

Результаты анкетирования показали, что с архивными данными сайта никто из учащихся ранее не работал, кроме того, многие отметили, что впервые узнали о существовании такого банка данных. Все школьники написали, что архивная база их заинтересовала: «захотелось больше узнать от родителей о моем прапрадедушке, который воевал. Буду искать о нем информацию»; «У нас в семье есть дневник деда моей мамы, он его писал, когда воевал. Это семейная реликвия. Размещу фотографию деда и его дневник на сайте в разделе «Память народа». Ответы подростков на второй вопрос были эмоциональные: «когда читала - не могла сдержать слез, они ведь были чуть старше, чем мы», «возникала мысль, как наши деды смогли это сделать?», «поразило, что многие из них обычные колхозники, беспартийные», «чувство гордости за русских людей», «война - это самое страшное, что может случиться».

Работа с архивными данными вышла за рамки урока и превратилась в надпредметный школьный проект «На страницах памяти...». Старшеклассники совместно с родителями ко Дню Победы подготовили книгу, в которой представили информацию о своих прадедах, родственниках, воевавших в Великой Отечественной войне. Стоит отметить, что в книге некоторые из школьников использовали материал, найденный в архивах сайта Министерства обороны Российской Федерации.

Выводы. В педагогической литературе выделяются следующие направления патриотического воспитания:

- духовно-нравственное,

- историко-культурное,

- гражданско-правовое,

- миротворческое направление,

- экологическое направление,

- краеведческое,

- военно-патриотическое.

Патриотическое воспитание на уроках русского языка осуществляется прежде всего через дидактический материал. Духовно-нравственный аспект патриотического воспитания реализуется на примере пословиц и поговорок, произведения о природе прививают любовь к родному краю (краеведческое и экологическое направления). Архивный материал достаточно редко используется в качестве дидактического материала, но, как показывает практика, именно документальный текст позволяет формировать историко-культурные и гражданско-правовые взгляды учащихся. Учителю очень важно при работе с таким материалом на уроке создать удачную педагогическую ситуацию, которая позволит построить систему «человек -общество - государство». Через эмоциональное восприятие материала у ученика формируется идеал служения Отечеству, который проявляется в державных ценностях (чувство гордости за свою страну, за своих предков), в социоцентрических ценностях (чувство единения в трудную минуту), в общечеловеческих ценностях (суверенитет, мир - основа процветания и благополучия).

Литература:

1. Боровов М.А. Знакомство с наградным делом через электронный архивный материал как составляющая патриотического воспитания школьников // https://school-science.rU/3/5/33150

2. Вырщиков А.Н., Кусмарцев М.Б. Патриотическое воспитание молодёжи в современном российском обществе. Монография. - Волгоград: НП ИПД «Авторское перо», 2006.

3. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. -https://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/tolkovyj-slovar-zhivogo-velikorusskogo-jazyka-v-i-dalja/

4. Лутовинов В.И. Современное понимание российского патриотизма // Патриотическая идея накануне ХХ1 века: прошлое или будущее России: Материалы межрегиональной науч.-практ. конф. Г. Волгоград, 129-20 нояб. 1998 г. - Волгоград: Перемена, 1999.

5. Новиков А.М. Педагогика: словарь системы основных понятий / А.М. Новиков - М..: Издательский центр ИЭТ, 2013. - 268 с.

6. Педагогический энциклопедический словарь / Гл.ред. Б.М. Бим-Бад - М.: Большая Российская энциклопедия, 2003; С. 185

7. Федеральный Государственный образовательный стандарт основного общего образования |Гекст1: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010г., №1897 / Министерство образования и науки Российской Федерации. - Москва: 2010 г.

8. Циулина М.В. Патриотическое воспитание школьников возможностями социообразовательной среды [Текст]: монография / М.В. Циулина. - Челябинск: Цицеро, 2012. - 203 с.

Психология

УДК 159.923

старший преподаватель кафедры тактико-специальной подготовки Братусин Алексей Радиславович

Федеральное государственное казенное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Краснодарский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации» (г. Краснодар); старший преподаватель кафедры административной деятельности органов внутренних дел Власенко Елена Евгеньевна Федеральное государственное казенное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Краснодарский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации» (г. Краснодар)

О ХАРАКТЕРНЫХ ИНДИВИДУАЛЬНО-ТИПОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЯХ И ПОВЕДЕНЧЕСКИХ ПАТТЕРНАХ ЛИЧНОСТИ ТИПИЧНЫХ ЖЕРТВ ФИНАНСОВОГО

МОШЕННИЧЕСТВА

Аннотация. В статье рассматриваются подходы к изучению современных видов финансового мошенничества и наиболее часто встречающихся проявлений в поведении или личностном профиле особенностей людей, максимально подверженных риску стать жертвой подобного рода преступлений. Данный феномен находит все большее подтверждение в современных реалиях жизни, и требует всестороннего изучения и разработки профилактических мер как в правовом, так и в информационном поле, что позволит снизить данные риски и вооружить граждан всей необходимой информацией для повышения уровня их бдительности.

Ключевые слова: финансовое мошенничество, преступления с банковскими картами, индивидуально-типологические особенности личности, поведенческие паттерны, виктимная природа комплекса жертвы, банковский сервис, «скимминг», «фишинг», стрессорное воздействие, высокий уровень тревожности.

Annotation. The article discusses approaches to the study of modern types of financial fraud and the most common manifestations in the behavior or personal profile of the characteristics of people most at risk of becoming a victim of such crimes. This phenomenon is increasingly confirmed in the modern realities of life, and requires a comprehensive study and development of preventive measures both in the legal and in the information field, which will reduce these risks and equip citizens with all the necessary information to increase their level of vigilance.

Keywords: financial fraud, crimes with Bank cards, individual typological features of the personality, behavioral patterns, victim nature of the victim complex, banking service, "skimming", "phishing", stress, high level of anxiety.

Введение. Потенциальные жертвы финансовых мошенников и присущие им, характерные свойства личности, каковы они? Довольно часто мы слышим всевозможные истории о том, как вполне здравомыслящие люди становятся жертвами мошенников, отдавая, подчас свои последние, с трудом заработанные деньги.

Оценивая услышанное, каждый думает, что вот с ним то точно никогда такое не произойдет, поскольку он всегда сможет распознать признаки мошенничества, что позволит благополучно избежать неприятной ситуации.

Тем не менее, вряд ли можно с абсолютной уверенностью утверждать, что мы застрахованы от недобросовестного поведения отдельных лиц, стремящихся воспользоваться нашей доверчивостью или, что более вероятно, в случае именно финансового мошенничества, стремлением без забот получить определенную сумму денег.

Можно с достаточно высокой вероятностью предположить, что каждый из нас сталкивался с некоторыми проявлениями финансового мошенничества, например, попытками несанкционированного списания со счета карты, сомнительными просьбами от незнакомых лиц перевести деньги, со всевозможными предложениями об участии в акциях по розыгрышу значительной суммы денег и т.д.

Специалистами в области кибербезопасности финансовой системы давно разработаны целые классификации видов финансового мошенничества, с подробным описанием механизма их реализации.

В данной статье авторам хотелось бы сделать акценты на тех детерминантах, которые объединяют всех потенциальных жертв мошенников, каковы характерные свойства личности человека, подверженного такого рода воздействиям.

Основная психологическая особенность жертв финансового мошенничества обусловлена проявлением их виктимной природы (комплекса жертвы), которая может проявляться как совокупность определенных моделей поведения, эмоциональной реакции на внешние и внутренние раздражители, что в конечном итоге становится причиной негативного отношения к человеку.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.