Научная статья на тему 'Сущность и технологии модульного обучения'

Сущность и технологии модульного обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
986
135
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник угроведения
WOS
Scopus
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МОДУЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ТЕМАТИЧЕСКИЕ БЛОКИ / УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СИСТЕМА КОНТРОЛЯ / СТРУКТУРА МОДУЛЯ / MODULAR TRAINING / THEMATIC UNITS / EDUCATIONAL ACTIVITY / CONTROL SYSTEM / MODULE STRUCTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Р. Р. Балтабаева

В статье раскрывается сущность и технология модульного обучения. Модуль рассматривается как целевой многофункциональный узел, в котором объединены учебное содержание и технология овладения им. Сочетание модулей обеспечивает необходимую степень гибкости и свободы в отборе и комплектации требуемого конкретного учебного материала для обучения (и самостоятельного изучения) определенной категории обучающихся и реализации специальных дидактических и профессиональных целей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ESSENCE AND THE TECHNOLOGIES OF MODULAR TRAINING

The article reveals the essence and the technology of modular training. The module is considered as a target multifunctional center, which combines the educational content and the technology of mastering it. The combination of modules provides the necessary degree of flexibility and freedom in selection and integration of the required specific educational material for teaching (and self-study) a certain category of students and realization of special didactic and professional goals

Текст научной работы на тему «Сущность и технологии модульного обучения»

УДК 372.881.161.1

Р.Р. Балтабаева Сущность и технологии модульного обучения

Аннотация. В статье раскрывается сущность и технология модульного обучения. Модуль рассматривается как целевой многофункциональный узел, в котором объединены учебное содержание и технология овладения им. Сочетание модулей обеспечивает необходимую степень гибкости и свободы в отборе и комплектации требуемого конкретного учебного материала для обучения (и самостоятельного изучения) определенной категории обучающихся и реализации специальных дидактических и профессиональных целей.

Ключевые слова: модульное обучение, тематические блоки, учебная деятельность, система контроля, структура модуля.

R.R. Baltabaeva

The essence and the technologies of modular training

Summary. The article reveals the essence and the technology of modular training. The module is considered as a target multifunctional center, which combines the educational content and the technology of mastering it. The combination of modules provides the necessary degree of flexibility and freedom in selection and integration of the required specific educational material for teaching (and self-study) a certain category of students and realization of special didactic and professional goals.

Keywords: modular training, thematic units, educational activity, control system, module structure.

Информация, являясь стратегическим ресурсом развития общества, быстро теряет свою актуальность и требует в информационном обществе постоянного обновления, поэтому очевиден взгляд на современное образование как на непрерывный процесс.

Итогом обучения и воспитания в школе первой ступени является развитие умения находить нужную информацию и способность применять ее для самостоятельного получения знаний. Необходимо учить обучающихся брать на себя ответственность и участвовать в совместном принятии решений. Это означает переход с объяснительно-иллюстративного способа обучения на деятельностный, при ко -тором ученик становится активным субъектом учебного процесса [1, 125].

В классах, где я работаю, обучаются дети с разными учебными способностями, поэтому передо мной встала задача активизировать деятельность всего класса, включив в учебный процесс каждого ученика. Для успешного выполнения поставленной задачи наиболее приемлемой считаю технологию модульного обу-

чения, предоставляющую возможность каждому ученику работать самостоятельно, объективно оценивать себя и свои способности, помогать товарищу, общаться с одноклассниками и взрослыми и отвечать за результаты своего труда. Данная технология рассматривается как разновидность блочного. В курсе учебного предмета выделяются тематические блоки. Учитель выделяет их сам, по своему усмотрению, опираясь на программу курса. Ученик работает с учебной программой, состоящей из модулей, основывающейся на индивидуально-дифференцированном подходе. Она позволяет осуществлять самообучение, регулировать не только темп работы, но и содержание учебного материала. Сам модуль может представлять содержание курса в трех уровнях: полном, сокращенном и углубленном. Учебный материал подается одновременно на всех возможных кодах:

СИМВОЛ - рисуночном (нарисовать)

СЛОВО - словесном (рассказать, написать)

СХЕМА - (графическое изображение, диаграмма)

Обучающим модулем называют автономную часть учебного материала, состоящую из следующих компонентов:

- точно сформулированная учебная цель (целевая программа);

- банк информации (собственно учебный материал в виде обучающей программы);

- методическое руководство по достижению целей (как?);

- практические занятия по формированию необходимых умений;

- контрольная работа, которая строго соответствует целям, поставленным в данном модуле [2, 72].

Система контроля и оценки учебных достижений - рейтинговая; накопление рейтинга происходит в процессе текущего, промежуточного и заключительного контроля.

Поскольку модульное обучение в качестве одной из целей преследует формирование у школьника навыков самообразования, весь процесс строится на основе осознанного выбора цели с иерархией ближних (знания, умения и навыки), средних (общеучебные умения и навыки) и перспективных (развитие способностей личности) результатов. Поэтому эффективность обучения будет намного выше, если ученик сможет овладевать знаниями сам, а учитель управлять этим процессом - мотивировать, организовывать, консультировать, контролировать [3, 54]. Модульный урок тем и отличается от обычного, что ребята учатся работать самостоятельно, общаться и помогать друг другу, оценивать работу свою и своего товарища. Особое внимание обращается на то, чтобы каждый ученик уяснил цель урока, что и как необходимо сегодня изучить, на чем сосредоточить свое внимание. Осознанность учебной деятельности переводит учителя из режима информирования в режим консультирования и управления. Данный метод обеспечивает возможность выбора учениками пути движения внутри модуля. Учитель освобождается от чисто информационных функций, передает модульной программе некоторые функции управления, которые становятся функциями самоуправления. Моя роль на модульном уроке - управление работой учащихся. При такой организации работы я имею возможность

общаться практически с каждым учеником, помогать слабым и консультировать сильных учеников.

У значительной части школьников отмечается неуверенность в себе, страх неудачи, апатия. Это говорит о дискомфорте ученика на уроке. А модульный урок дает возможность получать много оценок - баллов за все виды устных и письменных работ. Баллы ученики выставляют в тетради на полях. При этом получается, что даже двойка перестает быть «приговором». Получив неудовлетворительную отметку, ученик может самостоятельно исправить ее, доработав материал. В журнале выставляют только оценки «выходного контроля». Обычно за урок ученик получает две оценки - за устную работу (знание теории, дополнения) и за практическую часть. Тетради проверяются ежедневно, и хорошо, если обе оценки совпадают.

Домашнее задание зависит от качества работы на уроке. Если ученик отработал все учебные элементы и набрал максимальное количество баллов, то ему нет необходимости выполнять домашнее задание. Если же в ходе классной работы допускались ошибки, то рекомендуется повторить тот или иной учебный материал. Обычно в конце каждого урока-модуля есть рекомендации учителя, которые начинаются словами: «Если ты что-то не усвоил на уроке, не расстраивайся, повтори параграф №, выполни упражнение...» [4, 96].

Модульное обучение активизирует способности ребят, потому желающим часто предлагаю задания творческого характера. Такая работа оценивается отдельно.

Проводить модульные уроки, а главное -готовить их, конечно же, непросто. Требуется большая подготовительная работа.

Во-первых, необходимо тщательно проработать учебный материал всей темы и каждого урока в отдельности; выделить главные, основополагающие идеи и сформулировать для учащихся интегрирующую цель (УЭ-0), где указывается, что к концу занятия ученик должен изучить, знать, уметь, понять, определить и т.д.

Во-вторых, нужно определить содержание, объем и последовательность учебных элементов (УЭ), указав время, отводимое на каждый из них, и вид работы учащихся.

В-третьих, подобрать дополнительный материал (например, для лекции, беседы), соответствующие наглядные пособия, а также задания, тесты, графические диктанты для школьников.

Затем разработать методическое пособие для учащихся, размножить его. На написание таких методичек уходит немало времени. Но правильно составленные единожды, они могут быть использованы несколько раз.

Способ построения обучающего модуля. Технологическая карта.

Слово «модуль» (от лат. modulus - «мера») имеет различные значения в области матема-

тики, точных наук и архитектуры, но в общем он означает единицу меры, величину или ко -эффициент.

Модульное обучение предполагает жесткое структурирование учебной информации, содержание обучения и организацию работы учащихся с полными, логически завершенными учебными блоками. В модуле четко определены цели, задачи и уровни изучения темы, названы умения и навыки. В нем все заранее запрограммировано: не только последовательность изучения учебного материала, но и уровень его усвоения.

А МОДУЛЯ

Номер Учебного элемента Название учебного элемента. Цели и задачи формулируются для ребенка Управление обучением (содержание, формы, методы) Рекомендации (Как сделать?) Время работы. Как работать. Оцени работу по эталону, ключу. Взаимопроверка

УЭ-0 Цели и задачи модуля. Актуализация целей Методическое руководство Необходимые знания и умения Работа в парах. Взаимопроверка

УЭ-1 Учебный модуль. Цель элемента Входной контроль Пояснения к учебному материалу

УЭ-2 Обобщение. Цель элемента Источники информации, алгоритмы решения задач

УЭ-3 Контроль (самоконтроль и выходной контроль по трем уровням) Проверка по ключу, эталону

Технологическая карта конструирования темы или раздела.

№ урока - модуля в разделе...

№ урока модуля в теме...

Тема урока.

Триединая цель урока (темы).

Дифференцированная цель урока для ученика.

Что должен знать ученик в конце темы...

Что должен уметь ученик в конце темы...

Формируемая область понимания...

Закрепление и развитие общеучебных умений и навыков.

Воспитание на материалах темы...

Тип урока и примененной педагогической технологии.

Вид контроля: самоконтроль, взаимоконтроль, экспертная оценка.

ЛИСТ УЧЕТА КОНТРОЛЯ

Лист учета контроля учитель раздает каждому ученику перед началом урока (или в кон -це изучения целого блока). По этому листу ученик сам выставляет себе оценку по количеству набранных им баллов.

Фамилия, имя ученика

Учебный элемент (этапы работы) Количество баллов по номерам заданий Итого (кол-во баллов)

№ 1 № 2 № 3

УЭ-1. Проверка изученного материала. УЭ-2. Изучение нового материала УЭ-3. Обобщение изученного материала. УЭ-4. Закрепление. Контроль. Итого: Оценка:

Возможности модульной технологии велики, так как раскрывают новые возможности и для ученика, и для учителя. Благодаря этой технологии центральное место в системе «учитель - ученик» занимает учащийся, который выполняет задание в тот отрезок времени и с той степенью понимания, осмысления и запоминания, которая соответствует его индивидуальным возможностям.

Мотивация обучения повышает интерес к предмету, занятость каждого ученика исключает нарушения дисциплины.

Задания, которые подготовил учитель, предполагают работу ученика с текстами учебника, хрестоматии, художественной, научно-популярной литературы; наблюдения; экспериментальную работу.

При выполнении заданий школьник может проверить и оценить себя, посоветоваться с товарищем, попросить помощи, проконсультироваться с учителем. Все это отличает модульное обучение от традиционного обучения.

Модульная технология обучения позволяет определить уровень усвоения нового материала учащимися и быстро выявить пробелы в знаниях.

Работу по освоению данной технологии я считаю незавершенной. Для того чтобы сравнить прохождение и усвоение тем по блокам, их нужно постоянно дорабатывать и дополнять. Необходимо также проводить мониторинг и диагностирование, составлять личные листы учета контроля, затем сравнивать результаты прохождения тем и контрольных работ с традиционным. По урокам-модулям класс работал в течение 2-х лет (6 класс). Результаты этой работы таковы: увеличился объем работы, появились навыки самоконтроля, самооценки, улучшилась организация учебного труда, чаще работали в парах, увеличилась накопляемость оценок.

Думаю, что в этом направлении первые шаги сделаны.

Блочно-модульная технология «Имя прилагательное» (10 класс).

Школа с казахским языком обучения

Цели и задачи модуля. УЭ-0

Интегрирующая цель:

В процессе работы над учебными элементами вы должны:

Получить знания об имени прилагательном.

Уметь различать полные и краткие прилагательные.

Отрабатывать навык правописания Ь после шипящих.

Знать алгоритм определения орфограммы: «Ь после шипящих».

Уметь определять степени сравнения и разряды прилагательного.

Самостоятельно искать, извлекать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию.

Систематизировать полученные знания при морфологическом разборе.

Развивать навык самоконтроля, взаимоконтроля.

Уметь составлять опорный конспект.

УЭ-1

Цель: повторить изученный в начальной школе материал по теме: «Имя прилагательное как часть речи».

- Сегодня мы приступаем к изучению новой темы: «Имя прилагательное как часть речи». Запишите число и тему урока. На уроке мы научимся составлять опорный конспект, работая по плану:

Имя прилагательное как часть речи.

Полные и краткие прилагательные.

Орфограмма «Ь после шипящих»

Степени сравнения.

Разряды имени прилагательного.

Морфологический разбор имени прилагательного.

Выводы

УЭ-2 Кадр № 1. Читаем цель урока. Итак, начнем. Вспомните, что вы знаете о прилагательном. Заполните таблицу.

Часть речи Имя прилагательное

Общее грамматическое значение Признак предмета

Морфологические признаки Падеж, число, род

Начальная форма Им. падеж, ед. число, муж. род

Как изменяются прилагательные? По падежам, числам, родам

С какой частью речи согласуется? С существительным

Синтаксические признаки Определение, сказуемое

УЭ-3 Кадр № 2. Проверьте, верно ли вы заполнили таблицу. Допишите. Прокомментируйте примеры. Придумайте свои.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

УЭ-4 Кадр № 3. Полные и краткие прилагательные. Напишите в опорном конспекте вопросы и примеры на тему: «Полные и краткие прилагательные». Какой? Каков? Красивый, красив.

УЭ-5 Кадр № 4. Повторим орфограммы «Ь после шипящих» [жэ, чэ, ша, ша].

У сущ. 3 скл., ж. р. пишется Ь;

Не пишется у Ь 2 скл., м. р., 1 скл. ж. р., род. п.

У глаг. 2 л., ед. ч., повел. накл., инф. - Ь

У кратких прилагательных не пишется Ь.

УЭ-6 Кадр № 6. Формы сравнительной степени. Заполняем таблицу дальше. Какие формы, с помощью чего образуются. (Суффиксы и частицы).

З-а-р-я-д-к-а

УЭ-8 Кадр № 7. Разряды имени прилагательного. Таблица. О качественном прилага-

Проговорим алгоритм: 1) определить часть речи; 2) если существительное, определяем склонение, род, падеж; 3) если прилагательное, определяем форму, если краткая - Ь не пишем; 4) если глагол, определяем 2 л., ед. ч., повел. накл., инф. - Ь.

З-а-р-я-д-к-а

Тренажер. В рабочей тетради запишите слова в 3 столбика, дополните примерами глагола. Работаем 5 минут. В листе Самооценка выставляем себе оценку: 0 ошибок - 5, 1 ошибка -4, 2 ошибки - 3, 3 ошибки - 2.

УЭ-6 Кадр № 5. Степени сравнения + таблица. Составь схему и заполни таблицу по теме: «Степени сравнения». Какие степени записали, примеры. Название Сравнительная, Превосходная.

тельном. Читает 1 ряд. Записываем основное.

Об относительном прилагательном. Читает 2 ряд. Записываем основное. О притяжательном прилагательном. Читает 3 ряд. Записываем основное. Разряды: Качественные, Относительные, Притяжательные.

Разряды Качественные Относительные Притяжательные

Значение Величина, возраст Материал Принадлежность к какому-нибудь человеку или животному

Цвет, вес Место жительства

Внеш. вид, внутр. качества Время года, назначение

Примеры Маленький Стеклянный Мамин

Отличие Степень сравнения Нет сравнения Чей? Чья? Чье? Чьи?

Степени сравнения Есть Нет сравнения

Суффиксы -ее, -ейш- -ин,-ын,-ов,-ев,-ий,-й

Название Сравнительная Превосходная

Признак в большей Признак в одном предмете в

Особенность или меньшей степени наибольшей или наименьшей степени

Примеры Выше, лучше Высочайший

Форма Простая Сложная Простая Сложная

Образуется Суффиксы Частицы Суффиксы Частицы самый,

-ее, -ей, Более, менее -айш-, наиболее, наименее

-е, -ше -ейш-

Изменяется Нет Да Да

(не склоняется) (род., чис., пад.) (род., чис., пад.)

- Кто объяснит, как же вы можете их отличать? Ваши предложения.

УЭ-9 Кадр № 8. Отличие качественных прилагательных от относительных. Записываем основное. Вывод. Таблица.

УЭ-10 Кадр № 9. Особенности притяжательных прилагательных. Записываем основное. (Нет степени сравнения, пишется Ь.)

УЭ-11 Кадр № 10. Морфологический разбор имени прилагательного.

I. Общее значение: признак предмета, н.ф. - высокий.

II. Морфологические признаки: пост.: разряд._

Непост.: у качест._

у относит._

у притяж._

III. Синтаксическая роль. Определение УЭ-12 Кадр № 11. Рассмотрим образец Морфологический разбор имени прилагательного.

УЭ-13 Кадр № 12. В учебнике выполните упражнение. Разберите выделенные слова по вариантам. Проверьте себя и поставьте оценки. Один читает, остальные проверяют.

УЭ-14 Кадр № 13. Выводы прописываем в опорном конспекте. Проверяем себя. Дополняем. Систематизируем изученное.

УЭ-15 Кадр № 14. Итоговое тестирование. Чертим в тетради табличку для ответов.

1 2 3 4 5

УЭ-16 Итоги. Релаксация. Домашнее задание: прочтите §, составьте вопросы для одноклассников.

Литература

1. Ануфриев А.Ф. Как преодолеть трудности в обучении детей. М., 1989.

2. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М., 1998.

3. Осмоловская И.М. Организация дифференцированного обучения в современной общеобразовательной школе. М. - Воронеж, 1998.

4. Третьяков П.И. Технология модульного обучения в школе. Практико-ориентированная монография. М., 1997.

References

1. Anufriev A.F. Kak preodolet' trudnosti v obuchenii detej. M., 1989.

2. Selevko G.K. Sovremennye obrazovatel'nye tehnologii. M., 1998.

3. Osmolovskaja I.M. Organizacija differencirovannogo obuchenija v sovremennoj obshheobrazovatel'noj shkole. M. - Voronezh, 1998.

4. Tret'jakov P.I. Tehnologija modul'nogo obuchenija v shkole. Praktiko-orientirovannaja monografija. M., 1997.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.