Научная статья на тему 'Программированное обучение на уроках русского языка'

Программированное обучение на уроках русского языка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1018
173
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
АЛГОРИТМ / ИНФОРМАЦИОННЫЙ КАДР / КОНТРОЛЬНЫЙ КАДР / ОПЕРАЦИОННЫЙ КАДР / ПОРЦИИ (ШАГИ) / ПРОГРАММИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ALGORITM / CONTROL SEQUENCE / INFORMATIONAL SEQUENCE / OPERATIONAL SEQUENCE / PORTIONS / PROGRAMMED LEARNING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лебедева Ольга Владимировна, Хайновская Людмила Петровна

В статье раскрывается сущность программированного обучения и приводится пример его использования на уроке русского языка при изучении одной из самых трудных тем в 6-м классе – «Мягкий знак после шипящих на конце наречий».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лебедева Ольга Владимировна, Хайновская Людмила Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The programmed learning on the Russian lessons

The paper discovers the point of programmed learning, gives an example of its use on the Russian lesson, when the students of the 6th form learn one of the difficult themes.

Текст научной работы на тему «Программированное обучение на уроках русского языка»

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Лебедева О. В., Хайновская Л. П. Программированное обучение на уроках русского языка // Концепт. - 2015. - № 10 (октябрь). - ART 15374. - 0,3 п. л. -URL: http://e-koncept.ru/2015/15374.htm. - ISSN 2304-120X.

ART 15374

УДК 372.881.161.1

Лебедева Ольга Владимировна,

доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики ФГБОУ ВПО «Вятский государственный гуманитарный университет», г. Киров oven 1234@vandex. ru

Хайновская Людмила Петровна,

учитель Фабричной школы Лузского района Кировской области

Программированное обучение на уроках русского языка

Аннотация. В статье раскрывается сущность программированного обучения и приводится пример его использования на уроке русского языка при изучении одной из самых трудных тем в 6-м классе - «Мягкий знак после шипящих на конце наречий». Ключевые слова: программированное обучение, алгоритм, порции (шаги), информационный кадр, операционный кадр, контрольный кадр.

Раздел: (01) педагогика, история педагогики и образования, теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

Педагоги нового поколения должны уметь квалифицированно выбирать и применять современные технологии, которые соответствуют содержанию и целям изучения конкретной дисциплины, способствуют достижению целей гармоничного развития учащихся с учётом их индивидуальных особенностей. Актуальность данной статьи обусловлена недостаточной разработанностью проблемы внедрения программированного обучения в школу.

Программированное обучение обеспечивает пошаговый характер технологического процесса, информативность, организацию операционной деятельности учителя и учащихся, установление обратной связи и контроля. Руководством к действию для учителя при программированном обучении выступают следующие принципы: деление материала на небольшие, тесно связанные между собой части (шаги); активизация деятельности учащихся; немедленная оценка ответа; индивидуализация темпа и содержания обучения; дифференцированное закрепление знаний (каждое обобщение необходимо повторить несколько раз и проиллюстрировать с помощью достаточного количества примеров) [1].

При организации и осуществлении программированного обучения целесообразно придерживаться следующего алгоритма: информационный кадр (ИК) - операционный кадр (ОК) - кадр обратной связи (ОС) - контрольный кадр (КК) [2]. ИК - это небольшая доза учебной информации. Он соответствует этапу ознакомления с правилом и его восприятию. ОК присутствует на всех этапах работы с новыми правилами при целенаправленном выполнении упражнений воспроизводящего, тренировочного и творческого характера. ОС - коррекция ошибок ученика при выполнении задания и анализ причин ошибки, например, при неправильном написании слов. КК - это проверка и оценка правильности написания слов.

Раскроем алгоритм применения программированного обучения на уроке русского языка на примере одной из трудных тем, изучаемых в 6-м классе, - «Мягкий знак после шипящих на конце наречий».

Дидактическая цель урока - создать условия для усвоения правила написания мягкого знака после шипящих на конце наречий и выработки соответствующих навыков. Тип урока: комбинированный.

1

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Лебедева О. В., Хайновская Л. П. Программированное обучение на уроках русского языка // Концепт. - 2015. - № 10 (октябрь). - ART 15374. - 0,3 п. л. -URL: http://e-koncept.ru/2015/15374.htm. - ISSN 2304-120X.

Этапы урока

1. Организационный момент. Приветствие учеников. Определение готовности учащихся к работе. Мобилизация внимания. Настрой на активную работу.

2. Целеполагание. Мотивация. Осмысление названия темы урока: «Сегодня на уроке мы будем изучать написание наречий с "ь” на конце после шипящих и повторять написание "ь” после шипящих в разных частях речи».

3. Актуализация знаний. Формулировка вопроса: «Давайте вспомним, в каких частях речи после шипящих на конце пишется "ь”»?

4. Повторение. Организуется парная работа учеников с тетрадями.

Используется алгоритм программированного обучения.

Операционный кадр 1. Один ученик работает с таблицей «Пиши мягкий знак после шипящих!» в разных частях речи (позитивное правило) и записывает примеры слов, другой - «Не пиши мягкий знак после шипящих!» в разных частях речи (негативное правило) и записывает примеры слов.

Шаг 1. Первый ученик вписывает в таблицу пример существительного женского рода 3-го склонения, пишущегося с «ь» на конце, - «вещь». Второй ученик вписывает в таблицу пример краткого прилагательного, пишущегося без «ь» на конце, - «хорош».

Шаг 2. Первый ученик вписывает в таблицу пример существительного женского рода 3-го склонения, пишущегося с «ь» на конце, - «дочь». Второй ученик вписывает в таблицу пример краткого прилагательного, пишущегося без «ь» на конце, - «свеж».

Шаг 3. Первый ученик вписывает в таблицу пример существительного женского рода 3-го склонения, пишущегося с «ь» на конце, - «тишь». Второй вписывает в таблицу пример краткого прилагательного, пишущегося без «ь» на конце, - «горяч».

Шаг 4. Первый ученик вписывает в таблицу пример глагола во 2-м лице единственного числа настоящего времени - «читаешь». Второй ученик вписывает в таблицу пример существительного мужского рода 2-го склонения - «мяч».

Шаг 5. Первый ученик вписывает в таблицу пример глагола во 2-м лице единственного числа настоящего времени - «думаешь». Второй ученик вписывает в таблицу пример существительного мужского рода 2-го склонения - «гараж».

Шаг 6. Первый ученик вписывает в таблицу пример глагола во 2-м лице единственного числа настоящего времени - «видишь». Второй ученик вписывает в таблицу пример существительного мужского рода 2-го склонения - «шалаш».

Шаг 7. Первый ученик вписывает в таблицу пример глагола в повелительном наклонении, пишущегося с «ь» на конце, - «режь». Второй ученик вписывает в таблицу пример существительного в родительном падеже множественного числа, пишущегося без «ь» на конце, - «сокровищ».

Шаг 8. Первый ученик вписывает в таблицу пример глагола в повелительном наклонении, пишущегося с «ь» на конце, - «ешь». Второй ученик вписывает в таблицу пример существительного в родительном падеже множественного числа, пишущегося без «ь» на конце, - «сокровищ».

Шаг 9. Первый ученик вписывает в таблицу пример глагола в повелительном наклонении, пишущегося с «ь» на конце, - «мажь». Второй ученик вписывает в таблицу пример существительного в родительном падеже множественного числа, пишущегося без «ь» на конце, - «крыш».

Шаг 10. Первый ученик вписывает в таблицу пример глагола в неопределенной форме, пишущегося с «ь» на конце, - «беречь».

Шаг 11. Первый ученик вписывает в таблицу пример глагола в неопределенной форме, пишущегося с «ь» на конце, - «стеречь».

2

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Лебедева О. В., Хайновская Л. П. Программированное обучение на уроках русского языка // Концепт. - 2015. - № 10 (октябрь). - ART 15374. - 0,3 п. л. -URL: http://e-koncept.ru/2015/15374.htm. - ISSN 2304-120X.

Шаг 12. Первый ученик вписывает в таблицу пример глагола в неопределенной форме, пишущегося с «ь» на конце, - «жечь».

Операционный кадр 2. Организуется взаимопроверка. Ученики обмениваются тетрадями и проверяют правописание друг у друга, исправляют ошибки.

Операционный кадр 3. Работа с доской. Ученики приводят свои примеры слов, и учитель вписывает их в таблицу «Пиши мягкий знак после шипящих!» в разных частях речи (позитивное правило). Далее заполняется таблица «Не пиши мягкий знак после шипящих!» (негативное правило).

Шаги 1,3, 5. Ученик приводит пример существительного женского рода 3-го склонения.

Шаги 2, 4, 6. Учитель записывает пример на доске.

Шаги 7, 9, 11. Ученики приводят примеры глаголов во 2-м лице единственного числа настоящего времени.

Шаги 8, 10,12. Учитель записывает примеры на доске.

Шаги 13, 15, 17. Ученики приводят примеры глаголов в повелительном наклонении.

Шаги 14, 16, 18. Учитель записывает примеры на доске.

Шаги 19, 21,23. Ученики приводят примеры глаголов в неопределенной форме.

Шаги 20, 22, 24. Учитель записывает пример на доске.

Шаг 25. Все ученики записывают примеры в тетрадях.

Пиши мягкий знак после шипящих!

Сущ. ж. р. 3-го скл. Гл. во 2-м л. ед. ч. наст. вр. Гл. в повелит. накл. Гл. в неопр. форме

вещь читаешь режь беречь

дочь думаешь ешь стеречь

тишь видишь мажь жечь

Операционный кадр 4. Заполнение таблицы «Не пиши мягкий знак после шипящих!» в разных частях речи (негативное правило).

Шаги 1, 3, 5. Ученики приводят примеры прилагательных в краткой форме.

Шаги 2, 4, 6. Учитель записывает примеры на доске.

Шаги 7, 9, 11. Ученики приводят примеры существительных мужского рода 2-го склонения.

Шаги 8, 10, 12. Учитель записывает примеры на доске.

Шаги 13,15, 17. Ученики приводят примеры существительных в родительном падеже множественного числа.

Шаги 14, 16, 18. Учитель записывает примеры на доске.

Шаг 19. Все ученики записывают примеры в тетрадях.

Не пиши мягкий знак после шипящ их!

Краткие прил. Сущ. м. р. 2-го скл. Сущ. в род. п. мн. ч.

хорош мяч сокровищ

свеж гараж крыш

горяч шалаш задач

5. Первичное усвоение знаний

Информационный кадр 1

Ученики самостоятельно знакомятся с новым правилом по учебнику: «После букв "ш” и "ч” на конце наречий пишется мягкий знак. После буквы "ж” мягкий знак пишется только в слове "настежь”».

Операционный кадр 1. Замена части предложения на наречие.

Шаг 1. Учитель читает предложение «Всадник мчался во весь опор» и предлагает заменить «во весь опор» наречием с мягким знаком после шипящей.

Шаг 2. Ученики производят замену: «вскачь».

3

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Лебедева О. В., Хайновская Л. П. Программированное обучение на уроках русского языка // Концепт. - 2015. - № 10 (октябрь). - ART 15374. - 0,3 п. л. -URL: http://e-koncept.ru/2015/15374.htm. - ISSN 2304-120X.

Шаг 3. Учитель читает предложение «Дерево было все усыпано плодами» и предлагает заменить «все» наречием с мягким знаком после шипящей.

Шаг 4. Ученики производят замену: «сплошь».

Шаг 5. Учитель читает предложение «Ребенок упал на спину», предлагает заменить «на спину» наречием с мягким знаком после шипящей.

Шаг 6. Ученики производят замену: «навзничь».

Информационный кадр 2. Учитель приводит наречия, составляющие исключения из правила: «уж, замуж, невтерпеж», которые нужно запомнить.

6. Осознание и осмысление

Операционный кадр 1. Заполнение пустого столбика в таблице «Пиши мягкий знак после шипящих» на доске и в тетрадях.

Шаг 1. Ученики называют слово «вскачь».

Шаг 2. Учитель записывает слово «вскачь» на доске в таблице.

Шаг 3. Ученики называют наречие «настежь».

Шаг 4. Учитель записывает слово «настежь» на доске в таблице.

Шаг 5. Ученики называют наречие «навзничь».

Шаг 4. Учитель записывает слово «навзничь» на доске в таблице

7. Закрепление

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Операционный кадр 1. Написание объяснительного словарного диктанта.

Шаг 1. Учитель диктует слово «рожь».

Шаг 2. Ученики пишут его в тетрадях и объясняют правописание.

Шаг 3. Учитель диктует слово «дочь».

Шаг 4. Ученики пишут его в тетрадях и объясняют правописание...

Шаг 27. Учитель диктует слово «ешь».

Шаг 28. Ученики пишут его в тетрадях и объясняют правописание.

8. Объяснение домашнего задания

Основное задание: выучить правила написания наречий с шипящими на конце и исключения из правила; выполнить упражнения по учебнику. Дополнительное задание: составить кроссворд с частями речи, оканчивающимися на шипящие.

9. Рефлексия

Что нового мы узнали на уроке? Чему мы научились? Что понравилось на уроке? Почему?

Представим схематично этапы урока на рис. 1.

Рис. 1

На рис. 2 показано применение алгоритма программированного обучения на этапе повторения, а на рис. 3 - на этапе первичного усвоения знаний.

4

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Лебедева О. В., Хайновская Л. П. Программированное обучение на уроках русского языка // Концепт. - 2015. - № 10 (октябрь). - ART 15374. - 0,3 п. л. -URL: http://e-koncept.ru/2015/15374.htm. - ISSN 2304-120X.

5

ISSN 2304-12QX

Лебедева О. В., Хайновская Л. П. Программированное обучение на уроках русского языка // Концепт. - 2015. - № 10 (октябрь). - ART 15374. - 0,3 п. л. -URL: http://e-koncept.ru/2015/15374.htm. - ISSN 2304-120X.

ниепт

научно-методический электронный журнал

Рис. 3

Ссылки на источники

1. Куписевич Ч. Основы общей дидактики. - М., 1980.

2. Педагогические технологии: учеб. пособие для студентов педагогических специальностей / под общ. ред. В. С. Кукушина. - Ростов н/Д.: Издательский центр «МарТ»; Феникс, 2010. - С. 159.

Olga Lebedeva,

Doctor of Pedagogic Science, Professor at the chair of Pedagogy, Vyatka State University of Humanities, Kirov

oven1234@yandex.ru

Lyudmila Khaynowskaya,

Teacher, Fabrichnaya school, Luzskyi district, the Kirov region Programmed learning on the Russian language lessons

Abstract. The paper discovers the point of programmed learning, gives an example of its use on the Russian lesson, when the students of the 6th form learn one of the difficult themes.

Key words: programmed learning, algorithm, portions, informational sequence, operational sequence, control sequence.

References

1. Kupisevich, Ch. (1980) Osnovy obshhejdidaktiki, Moscow (in Russian).

2. Kukushin, V. S. (ed.) (2010) Pedagogicheskie tehnologii: ucheb. posobie dlja studentovpedagogicheskih special'nostej, Izdatel'skij centr “MarT”; Feniks, Rostov n/D., 15, p. 9 (in Russian).

6

ISSN 2304-120X

Лебедева О. В., Хайновская Л. П. Программированное обучение на уроках русского языка // Концепт. - 2015. - № 10 (октябрь). - ART 15374. - 0,3 п. л. -URL: http://e-koncept.ru/2015/15374.htm. - ISSN 2304-120X.

ниепт

научно-методический электронный журнал

Рекомендовано к публикации:

Некрасовой Г. Н., доктором педагогических наук, членом редакционной коллегии журнала «Концепт»

Поступила в редакцию 08.09.15 Получена положительная рецензия 10.09.15

Received Received a positive review

Принята к публикации 10.09.15 Опубликована 31.10.15

Accepted for publication Published

© Концепт, научно-методический электронный журнал, 2015 © Лебедева О. В., Хайновская Л. П., 2015

www.e-koncept.ru

7

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.