Пелых С. А. Информационно-коммуникационные технологии на уроках русского языка и литературы в системе дистанционного обучения как средство повышения познавательной активности учащихся // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - № V9. - 0,2 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2017/171027. htm.
ART 171027 УДК 372.881.161.1:004.9
Пелых Светлана Арсентьевна,
учитель русского языка и литературы КОГОБУ «Центр дистанцион ного образования детей», г. Киров [email protected]
Информационно-коммуникационные технологии на уроках русского языка и литературы в системе дистанционного обучения как средство повышения познавательной активности учащихся
Аннотация. В статье приведен опыт работы учителя по использованию ИКТ на уроках русского языка и литературы при обучении детей-инвалидов и детей с ОВЗ в дистанционной форме. Описывается содержание предметных курсов, созданных в электронной оболочке Moodle.
Ключевые слова: ИКТ, дистанционные образовательные технологии, интерактивные задания, интерактивная доска. Раздел: (01) отдельные вопросы сферы образования.
Уровень развития информационных технологий, современные концепции образования, необходимость развития у обучающихся умения непрерывного самообразования на протяжении всей жизни, умения находить решения в нестандартных ситуациях заставляют выбирать те технологии, которые повышают эффективность и качество обучения, обеспечивают мотивы к самостоятельной познавательной деятельности, способствуют углублению межпредметных связей, формируют ключевые компетенции [1 ]. Соответствовать данным требованиям позволяет использование на уроках информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ).
Использование ИКТ особенно актуально при обучении детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья в системе дистанционного образования. Данная форма обучения позволяет детям-инвалидам, детям с ОВЗ обучаться на дому удаленно, независимо от расстояния от образовательного учреждения. Обучение проводится с применением дистанционных образовательных технологий в форме групповых и индивидуальных занятий по адаптированным рабочим программам.
При обучении детей с ОВЗ учитель сталкивается с рядом проблем: низкой познавательной активностью, замедленностью мыслительных действий, неустойчивым вниманием и восприятием, кратковременной памятью, эмоциональной нестабильностью и незрелостью, повышенной утомляемостью, неумением работать самостоятельно, без пошаговой инструкции и помощи. Ученикам сложно воспринимать теоретический материал без наглядности.
В системе школьного образования русский язык и литература занимают особое место: русский язык является не только объектом, но и средством обучения, которое обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Он неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество их усвоения, а в перспективе способствует овладению будущей профессией [2]. Литература как учебный предмет не только развивает интеллектуальные и творческие способности, но и обладает огромным воспитательным потенциалом, формирует ценностные мировоззренческие ориентиры. Успешно овладевать данными предметами детям с ОВЗ непросто, поэтому задача педагога состоит в том, чтобы сделать уроки максимально интересными, чтобы вызвать
ISSN 2304-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Пелых С. А. Информационно-коммуникационные технологии на уроках русского языка и литературы в системе дистанционного обучения как средство повышения познавательной активности учащихся // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - № V9. - 0,2 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2017/171027. htm.
у школьников мотивацию к изучению родного языка и чтению художественной литературы, для этого активно использовать информационные технологии, позволяющие вовлекать детей в творческий процесс, учить инициативности и самостоятельности, умению добывать новые знания, применять их на практике.
Для решения этих задач нами созданы предметные курсы в электронной оболочке Moodle по русскому языку и литературе для 5-11-х классов. В начале курса представлены справочные материалы: нормы оценок по предмету, ссылки на словари, справочники, примерные задания ВОШ, демоверсии ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку и литературе, ссылки на банк открытых заданий на сайте ФИПИ, на онлайн-тесты. Так, например, выглядит курс в 11-м классе (рис. 1).
Русский язык 11 класс
Добро пожаловать на курс «Русский язык. 11 класс»!
Курс разработан в соответствии с образовательным стандартом по программе Нины Гоигорьевны Гольцовой (на основе учебника «Русский язык. 10-11 классыл> Н. Г. Гольцовой, И. В. Шамшина>,
Данный дистанционный курс является базовым курсом русского языка для учащихся 11 -го класса.
^Щ) Новостной форум ^ Нормы оценок по русскому языку
Словари и справочники
Словари на портале Грамота.ру Словарь терминов. P^l Словарь трудных слов. Правила орфографии. Правила пунктуации.
ЕГЭ
Демоверсия ЕГЭ-201 S *М Кодификатор и спецификация КИМ ЕГЭ по РЯ 1а Словарик паронимов. ЕГЭ-ZOl S 'И Орфоэпический словник-201 8 Банк открытых заданий (ФИПИ] Онлайн-тесты И Бланки ЕГЭ
Итоговое сочинение (изложение)
*М Бланки итогового сочинении (изложения)
Рис. 1. Начало курса «Русский язык. 11-й класс»
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
ниегп
issn 2304-120X Пелых С. А Информационно-коммуникационные технологии на уроках русского языка и литературы в системе дистанционного обучения как средство повышения познавательной активности учащихся // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - № V9. - 0,2 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2017/171027. htm.
научно-методическии электронный журнал
Предметные курсы по русскому языку разработаны поурочно, где представлены необходимые материалы для занятий в виде различных элементов: лекций, тестов, упражнений, интерактивных заданий, интерактивных плакатов и таблиц, презентаций, видеоуроков. Например, данные ресурсы представлены в уроке на тему «Ь после шипящих на конце наречий» (рис. 2).
Мягкий знак после шипящих на конце наречий.
На уроке ты узнаешь, у каких наречий на конце после шипящих
пишется Ьг у каких не пишется. Научишься правильно их писать.
Вспомнишь эту орфограмму в других частях речи.
Повторим изученное!
Пословицы.
Работа с текстом.
^ . Тест по теме "Наречие".
Ь после шипящих.
□ Ь после шипящих на конце наречий. Упр. 263.
Готовимся к контрольной работе. Упр. ¿69.
Рис. 2. Урок русского языка в 6-м классе
По литературе каждый электронный курс разработан по темам. Вначале представлена лекция о жизни и творчестве писателя, затем - материалы для изучения его творчества, тексты изучаемых произведений, аудиозаписи, видеоматериалы, электронные тесты, которые представлены на рис. 3.
В рубрике «Для любознательных» представлены дополнительные материалы (см. рис. 4).
Лекции по литературе после каждой страницы сопровождаются различными заданиями: электронными тестами, вопросами, требующими краткого ответа, заданиями на соответствие, эссе, что позволяет учащимся проверить знания и продолжить изучение лекционного материала. Например, задание в форме эссе дано в лекции «Система персонажей в пьесе Н. А. Островского "Гроза"» (см. рис. 5).
На уроках используются электронные образовательные ресурсы: видеоуроки, лекции, видеофрагменты художественных фильмов, спектаклей по изучаемым произведениям, презентации, аудиозаписи со стихотворениями (http://www.staroeradio.ru/audio/11871), романсами, песнями, интерактивные задания, электронные приложения к учебникам, ссылки на сайты с различными словарями (http://learning-russian.gramota.ru), ссылки на тексты художественных произведений, видеофрагменты фильмов. Всё это размещается на электронном курсе, чтобы в любой момент ученик мог воспользоваться данными материалами, выполняя задания.
На уроках русского языка используются интерактивные таблицы, схемы, рисунки с сайта Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов [3]. Ссылки на них помещены в уроках.
Пелых С. А. Информационно-коммуникационные технологии на уроках русского языка и литературы в системе дистанционного обучения как средство повышения познавательной активности учащихся // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - № V9. - 0,2 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2017/171027. htm.
Иван Алексеевич Бунин (1870-1953)
Давайте познакомимся! §0 Жизнь и творчество И.А.Бунина. 1—1 Вопросы по биографии.
Лирика Бунина.
^—1 Стихи Бунина.
^ Стихотворение "Одиночество" в исполнении автора. Пейзажная лирика. Гармоничный мир И.А. Бунина
"Господин из Сан-Франциско" Читаем. "Господин из Сан-Франциско". Особенности рассказа "Господин из Сан-Франциско" ||~'1 Символика рассказа "Господин из Сан-Франциско"
Тест по рассказу "Господин из Сан-Франциско" у?] Угадай по портрету!
"Чистый понедельник" Рассказ "Чистый понедельник" Особенности рассказа 'Чистый понедельник" ||=~'1 "Он" и "Она" в рассказе "'Чистый понедельник"1 Проверь себя.
"Солнечный удар" Рассказ "Сол нечн ы й удар" Особенности рассказа "Солнечный удар" ^ Метафора в расскаэеТолнечный удар"
Рис. 3. Изучение творчества И. А. Бунина в 11-м классе
ISSN 2Э04-120Х
ко ниеггг
научно-методический электронный журнал
ниепт
научно-методический электронный журнал
issn 2304-120X Пелых С. А Информационно-коммуникационные технологии на уроках русского языка и литературы в системе дистанционного обучения как средство повышения познавательной активности учащихся // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - № V9. - 0,2 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2017/171027. htm.
Контрольная работа.
Контрольная! Темы сочинений.
Для любознательных!
] Сайт И.А.Бунина Бунин ■ лауреат Нобелевской премии. Готовимся к экзамену.
Рис. 4. Рубрика «Для любознательных»
Два полюса калиновского мира
Мы познакомились с героями пьесы "Гроза™. Попробуем вспомнить всех героев и определить их место в
произведении.
Среди действующих лиц пьесы нет никого, кто бы НЕ принадлежал к калиновскому миру,
Своеобразие системы персонажей в пьесах Островского заключается в том, что все персонажи СОПОСТАВЛЕНЫ друг с другом. Прямота и решительность характера Катерины ПРОТИВОПОСТАВЛЕНЫ изворотливости Варвары, нерешительности, робости Бориса. Психологическими антитезами являются Дикой и Кабаниха, Кулигин и Феклуша.
Но композиционно в центр пьесы выдвинуты два героя: КАТЕРИНА И КАБАНИХА, представляющие как бы ДВА
ПОЛЮСА калиновского мира,
OTBC-TiTC ИЗ äOnDOC
Рис. 5. Страницы из лекции «Система персонажей в пьесе А. Н. Островского "Гроза"»
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Пелых С. А. Информационно-коммуникационные технологии на уроках русского языка и литературы в системе дистанционного обучения как средство повышения познавательной активности учащихся // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - № V9. - 0,2 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2017/171027. htm.
Интерактивная таблица помогает выстроить отдельные языковые факты в строгую систему, упорядочить знания учащихся, воспитывает у детей логику, помогает выявлять и устанавливать причинно-следственные связи, развивает внимание и оперативную память. Изображение в таблице динамично, появляется на экране поэтапно, графические элементы могут не только возникать, но и перемещаться, исчезать [4]. Например, во время закрепления изученной темы используется таблица, помогающая сопоставить времена глагола (рис. 7), а таблицу «Правописание НН в причастиях совершенного вида» можно использовать на различных типах уроков (рис. 6).
ПРАВОПИСАНИЕ НН В ПРИЧАСТИЯХ СОВЕРШЕННОГО ВИДА
выстиранное бельё
посеянное зерно у'
позолоченный купол
зажжённый факел
Рис. 6. Правописание НН в причастиях совершенного вида
времена глагола
прошедшее настоящее будущее
несовершенный вид греть грел грела грело грели грею греешь греет греем греете греют буду греть будешь греть будет греть будем греть будете греть будут греть
совершенный вид согреть согрел согрела согрело согрели согрею согреешь согреет согреем согреете согреют
Рис. 7. Времена глагола
Для контроля предметных результатов обучения в виртуальном курсе помещены электронные тесты, которые позволяют быстро и эффективно проводить оценку усвоения учащимися учебного материала, оперативно корректировать «пробелы» в знаниях, умениях и навыках обучающихся. Интерактивные тесты представлены в разных вариантах: вопросы с выбором одного ответа (см. рис. 8), вопросы с множественным выбором (см. рис. 9), на соответствие (см. рис. 10), задания, требующие краткого ответа (см. рис. 11) или развернутого, в форме эссе (см. рис. 12).
issn 2304-120X Пелых С. А. Информационно-коммуникационные технологии на уроках русского языка и литературы в системе дистанционного обучения как средство повышения познавательной активности учащихся // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - № V9. - 0,2 п. л. - URL:
научно-методический http://e-koncept.ru/2017/171027.htm. электронный журнал
ниегтг
В каком ряду во всех слова на месте пропуска пишется одна и та же буква?
Выберите один ответ:
к.саться, з.ря, накл.ниться
вым.кнуть под дождем, зар.внять ямкуг пл.вец соч.тание, расст.лать, 6л.стать з.рянка, прикинуться, изл.жение
Рис. 8. Вопросы с выбором одного ответа
Из приведё иного ниже перечня выберите три названия художественных средств и приё мов, использованных автором в данном стихотворении. Запишите цифры, под которыми они указаны.
Выберите один или несколько ответов: П 3) эпитет
п 5) умолчание
□ 1) инверсия
2) метафора
4) гипербола
Объясните правописание гласных в суффиксах страдательных причастий настоящего времени.
Рассматрива.мый инженером проект
подгона.мая ветром лодка
едва слыш.мыи голос
вид.мые вдали поля
оберега, мые детьми саженцы
Выберите..,; '
Выберите Выберите Выберите... Выберите...
-J -J
d d
выращива.мый ребятами урожай Выберите...
Выберите... ж
освеща.мая светом комната
•ri
привоз.мый другом подарок Выберите.
Рис. 9. Вопросы с множественным выбором
Рис. 10. Вопросы на соответствие
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Пелых С. А. Информационно-коммуникационные технологии на уроках русского языка и литературы в системе дистанционного обучения как средство повышения познавательной активности учащихся // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - № V9. - 0,2 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2017/171027. htm.
Как в литературоведении называются имена, клички, фамилии, раскрывающие социальную принадлежность, род занятий , характер героев произведения?
Ответ:
Рис.11. Вопросы с кратким ответом
Рис. 12. Вопросы-эссе, требующие развернутого ответа
Для закрепления полученных знаний и отработки навыков используются задания с вложенными ответами. Так, например, при изучении темы «Буквы а-о в корне гар-гор» подобное задание способствует усвоению нового материала учащимися (рис. 13).
1. Борис на ходу черпал рукою снег, сл его, тоже г * рью и порохом засоренный, живот ис остужало,
наоборот, больше жгло. (В.Астафьев)
2. Солома лрог - рела. (В.Астафьев)
3. Г -|рели в нем сосновые добрые поленья, раздобытые где-то солдатами. (В.Астафьев)
4. Это заря заг - ралась. (И.Тургенев)
5. На заг - релом и добром лице его светилась веселая улыбка. (И .Соколов-Микитов)
6. Они лежали, свернувшись у дог * равшего костра, а над ними иизко-ншко, словно разглядывая маленьких
человечков, насунулся темный лес. (И.Соколов-Микитов)
7. Набрал много цветных стекол и осколков посуды, вмазал их глиной в щели между кирпичами, - когда в яму
J'
смотрело солнце, все это радужно разг ралось, как в церкви. (М.Горький)
8, Маше вздумалось играть в г релки. (И.Тургенев)
Рис. 13. Задания с вложенными ответами
ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Пелых С. А. Информационно-коммуникационные технологии на уроках русского языка и литературы в системе дистанционного обучения как средство повышения познавательной активности учащихся // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - № V9. - 0,2 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2017/171027. htm.
Использование интерактивных электронных заданий на уроках русского языка и литературы способствует формированию ключевых компетенций; обучающиеся большую часть времени работают самостоятельно, учатся планированию, организации, самоконтролю и оценке своих действий и деятельности в целом [5]. Также подобные задания значительно активизируют познавательную деятельность учащихся, повышают интерес к обучению, сокращают время выполнения и проверки задания, так как оценку выставляет сам компьютер.
На уроках русского языка и литературы используется интерактивная доска Twidla (рис. 14). Она также является ценным инструментом для обучения. Благодаря интерактивной доске успешно реализуются проблемный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый и другие методы обучения. Это визуальный ресурс, который помогает сделать уроки живыми и привлекательными для учеников.
Рис. 14. Интерактивная доска Twidla
Таким образом, использование ИКТ на уроках русского языка и литературы позволяет развивать индивидуальные способности каждого ученика, обеспечивает информационную насыщенность урока, делает его доступным и наглядным, помогает лучше понять и усвоить учебный материал. Благодаря использованию ИКТ повышается интерес учащихся к предмету, успеваемость и качество знаний учащихся, экономится время на опрос, у учащихся появляется возможность самостоятельно заниматься не только на уроках, но и в домашних условиях.
Ссылки на источники
1. Л
2. Примерная программа основного общего образования по русскому языку, утвержденная Министерством образования и науки РФ. - С. 1.
3. Единая Коллекция цифровых образовательных ресурсов. - иРЬ: http://school-collection.edu.ru.
4. Лебединская А. Р., Петина А. А. Указ. соч.
5. Муковникова Е. В. Эффективное использование цифровых образовательных ресурсов в школе // Английский язык. Изд. дом «Первое сентября». - 2008. - № 4. - С. 4-7.
с к а
я А
р
Пелых С. А. Информационно-коммуникационные технологии на уроках русского языка и литературы в системе дистанционного обучения как средство повышения познавательной активности учащихся // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - № V9. - 0,2 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2017/171027. htm.
Svetlana Pelykh,
Teacher of Russian and Literature, Remote Education Centre, Kirov [email protected]
Information and communication technologies(ICT) at lessons of Russian language and literature in the
system of remote education as a means of students' cognitive activity enhancing
Abstract. The article presents the teachers' experience of using ICT during Russian language and literature
lessons in the education of children with disabilities and children with special needs in the online form. The
contents of subjects courses, co-created in the electron shell of Moodle, are described.
Key words: ICT, remote education technologies, interactive exercises, interactive whiteboard.
References:
1. Lebedinskaja, A. R. & Petina, A. A. Tehnologii interaktivnogo obuchenija. Available at: http://aleshko.ucoz.kz/publ/3-1-0-26 (in Russian).
2. Primernaja programma osnovnogo obshhego obrazovanija po russkomu jazyku, utverzhdennaja Minis-terstvom obrazovanija i nauki RF, p. 1 (in Russian.
3. Edinaja Kollekcija cifrovyh obrazovatel'nyh resursov. Available at: http://school-collection.edu.ru (in Russian).
4. Lebedinskaja, A. R. & Petina, A. A. Op. cit.
5. Mukovnikova, E. V. (2008). "Jeffektivnoe ispol'zovanie cifrovyh obrazovatel'nyh resursov v shkole", An-glijskij jazyk. Izd. dom Pervoe sentjabrja, № 4, pp. 4-7 (in Russian).
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Рекомендовано к публикации:
Утёмовым В. В., кандидатом педагогических наук; Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»
Поступила в редакцию Received 07.09.17 Получена положительная рецензия Received a positive review 25.09.17
Принята к публикации Accepted for publication 25.09.17 Опубликована Published 30.09.17
www.e-koncept.ru
© Концепт, научно-методический электронный журнал, 2017 © Пелых С. А., 2017