Научная статья на тему 'Использование интерактивной доски на логопедических занятиях с детьми с ограниченными возможностями здоровья'

Использование интерактивной доски на логопедических занятиях с детьми с ограниченными возможностями здоровья Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1897
472
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНТЕРАКТИВНАЯ ДОСКА / ИНФОРМАЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА / СОВРЕМЕННЫЕ ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ / INFORMATION AND EDUCATIONAL TECHNOLOGY / INTERACTIVE WHITEBOARD / MODERN ELECTRONIC EDUCATIONAL RESOURCES IN LOGOPEDIC WORK / SPEECH THERAPY JOB

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коробченко Татьяна Васильевна, Розова Юлия Евгеньевна

В последнее время в логопедической работе особое место занимает интерактивная доска. Использование на логопедических занятиях интерактивной доски позволяет оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей с речевыми нарушениями, способствует положительному состоянию детей в процессе занятий, значительно повышает эффективность работы учителя-логопеда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Коробченко Татьяна Васильевна, Розова Юлия Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The use of interactive boards in speech therapy sessions with children with disabilities

Recently in logopedic work occupies a special place interactive whiteboard. Use for speech therapy lessons interactive whiteboard allows you to optimize the educational process, to individualize the education of chil-dren with speech violations that promotes a positive state of children in the course of employment, signifi-cantly increases the efficiency of the teacher-speech therapist.

Текст научной работы на тему «Использование интерактивной доски на логопедических занятиях с детьми с ограниченными возможностями здоровья»

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Коробченко Т. В., Розова Ю. Е. Использование интерактивной доски на логопедических занятиях с детьми с ограниченными возможностями здоровья // Концепт. - 2015. - Спецвыпуск № 23. - ART 75281. - 0,3 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/75281.htm. - ISSN 2304-120X.

ART 75281 УДК 376.37

Коробченко Татьяна Васильевна,

учитель-логопед ГБОУ ШИ № 8 Пушкинского района Санкт-Петербур га, г. Санкт-Петербург c513bm@mail.ru

Розова Юлия Евгеньевна,

учитель-логопед ГБОУ школа-интернат № 8 Пушкинского района Санкт-Петербурга, г. Санкт-Петербург vulva.rozova@mail.ru

Использование интерактивной доски на логопедических занятиях с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Аннотация. В последнее время в логопедической работе особое место занимает интерактивная доска. Использование на логопедических занятиях интерактивной доски позволяет оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей с речевыми нарушениями, способствует положительному состоянию детей в процессе занятий, значительно повышает эффективность работы учителя-логопеда.

Ключевые слова: интерактивная доска, логопедическая работа, современные электронные образовательные ресурсы в логопедической работе, информационно-развивающие технологии.

Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

В последние годы отмечается увеличение числа детей с нарушениями речи и, соответственно, возникает необходимость поиска наиболее эффективного пути обучения данной категории детей. Известно, что использование в коррекционной работе с учащимися с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление, поддерживает познавательную активность, повышает качество логопедической работы в целом. В настоящее время внедрение компьютерных технологий является новой ступенью в образовательном процессе. Логопеды не только не остались в стороне, но и активно включились в процесс широкого использования информационно-развивающих технологий в своей практике [1].

Современная информатизация образовательного пространства включает в себя оснащение техникой, позволяющей в полной мере реализовывать развивающие компьютерные технологии обучения, что способствует повышению мотивации детей к получению и усвоению новых знаний.

В последнее время в логопедической работе особое место занимает интерактивная доска. Использование интерактивной доски помогает сделать учебный процесс увлекательным, динамичным, красочным, получить обратную связь с учащимися. Интерактивная доска (ИД) - полифункциональное устройство, позволяющее на одном занятии использовать как стандартное программное обеспечение, входящее в состав комплектации ИД, так и авторские презентации, тренажеры, видеоролики, компьютерные игры и т. д.

Интерактивная доска (англ. interactive whiteboard) представляет собой большой сенсорный экран, работающий как часть системы, в которую также входят компью-

1

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Коробченко Т. В., Розова Ю. Е. Использование интерактивной доски на логопедических занятиях с детьми с ограниченными возможностями здоровья // Концепт. - 2015. - Спецвыпуск № 23. - ART 75281. - 0,3 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/75281.htm. - ISSN 2304-120X.

тер и проектор. С помощью проектора изображение рабочего стола компьютера проецируется на поверхность интерактивной доски. В этом случае доска выступает как экран. С проецируемым на доску изображением можно работать, вносить изменения и пометки. Все изменения записываются в соответствующие файлы на компьютере, могут быть сохранены и в дальнейшем отредактированы или переписаны на съемные носители. В этом случае, электронная доска работает в качестве устройства ввода информации. Доской можно управлять как с помощью специального стилуса, так и с помощью прикосновений пальцем. Это зависит от того, какие технологии были использованы при изготовлении доски. Связь доски и компьютера двусторонняя, а палец или перо (стилус, ручка) интерактивной доски работает как мышь. Интерактивные доски активно используются в учебных классах школ в качестве средства компьютерной поддержки урока, а на логопедических занятиях [2].

Использование интерактивной доски на занятиях логопеда позволяет:

- повысить качество обучения детей с ОВЗ;

- развивать высшие психические функции (восприятие, внимание, память, мышление) за счет повышения уровня наглядности, использования в работе методов активного обучения;

- развивать артикуляционную и мелкую моторику, совершенствовать навыки пространственной ориентировки, развивать точность движений руки;

- повысить мотивацию и увеличить работоспособность при коррекции речевых нарушений;

- обеспечить психологический комфорт на занятиях.

При работе с интерактивной доской у учащихся задействованы различные виды памяти (слуховая, зрительная, ассоциативная), активизируются процессы внимания (концентрация, распределение, переключение), совершенствуются графомоторные, навыки, зрительно-пространственные отношения. Практическая значимость использования интерактивной доски состоит в том, что учитель и ученики расширяют границы привычного, поднимая процесс обучения и преподавания на качественно новый уровень. С помощью компьютерных технологий можно существенно повысить мотивацию ребенка с особенностями в развитии к трудной для него работе, научить и приучить его самого оценивать свои достижения, осознанно ставить перед собой новые задачи. Развитие умения строить самостоятельный диалог с компьютерной программой позволит создать у детей с особыми образовательными потребностями первоначальную модель взаимодействия с техникой, что необходимо и для будущей трудовой деятельности. Благодаря информационным технологиям, в том числе и работе с интерактивной доской, можно обеспечить продуктивную деятельность экспериментирования, необходимую для формирования полноценной системы умственных действий и понятий, обеспечить занимательную для ребенка форму занятий, обеспечить освоение детьми модели коммуникации, основу которой составляют явления жизни человека [2, 3].

На наших логопедических занятиях компьютерные технологии обучения нашли свое применение при коррекции нарушений устной и письменной речи у учащихся с ограниченными возможностями здоровья. С этой целью была создана информационно-практическая база, включающая разнообразные компьютерные программы (приложения на электронных носителях к учебникам УМК «Школа России» по русскому языку, математике, окружающему миру, обучению грамоте, литературному чтению), развивающие и обучающие игры (Серия развивающих игр интерактивного портала «Мерсибо», «Искатель», «Приключения Гарфильда», «Приключения Кузи» и др.) авторские научные и практические мультимедийные презентации.

2

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Коробченко Т. В., Розова Ю. Е. Использование интерактивной доски на логопедических занятиях с детьми с ограниченными возможностями здоровья // Концепт. - 2015. - Спецвыпуск № 23. - ART 75281. - 0,3 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/75281.htm. - ISSN 2304-120X.

У детей с ограниченными возможностями здоровья, имеющих нарушения речи различного уровня, выявляется недостаточное понимание и различение грамматических форм; затруднения, а иногда и невозможность связно, последовательно, логично передать содержание текста; недостаточность объема словаря; вербальные замены; при осложненном варианте общего недоразвития речи имеют место определенные сложности при автоматизации поставленных звуков. Процесс обучения ребенка с речевой патологией требует длительного времени и отнимает у ребёнка много сил. Со временем у него утрачивается интерес к занятиям с логопедом, теряется мотивация, ведь коррекция нарушений речи - трудоемкий процесс. Использование компьютерных средств позволяет значительно повысить мотивационную готовность детей к проведению коррекционных занятий путем моделирования коррекционно-развивающей компьютерной среды. Общение с компьютером вызывает у учеников коррекционной школы интерес, сначала как игровая, а затем и как учебная деятельность [4, 5].

Мультимедийные технологии стали неотъемлемой частью современной образовательной системы. Их активное применение в учебном процессе способствует повышению эффективности усвоения знаний, делая процесс обучения более продуктивным и интересным. то комплекс информационно-коммуникативных средств и программ, посредством которых обеспечивается передача информации и создание единого информационного поля [7].

Мультмедийные технологии в образовании включают в себя различные аудио, видео, игровые технологии, посредством которых осуществляется процесс преподавания и аттестации знаний учащихся. В их число входят мультимедийные презентации - удобный и эффектный способ представления информации с помощью компьютерных программ интерактивной доски. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, возможность самостоятельно (совместно с педагогом, коллективно) выполнять практические задания, исправлять допущенные ошибки, фиксировать полученный результат, т. е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка. Одновременное воздействие на два важнейших органа восприятия (слух и зрение) позволяют достичь гораздо большего эффекта. Таким образом, облегчение процесса восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов - это основа любой современной презентации. Более того, презентация дает возможность учителю самостоятельно скомпоновать учебный материал исходя их особенностей учащегося, темы занятия, что позволяет построить урок так, чтобы добиться максимального учебного эффекта.

Авторские презентации можно использовать как на подгрупповых, так и на индивидуальных занятиях в зависимости от поставленных задач и психофизиологических возможностей учащихся с речевыми нарушениями.

Использование мультимедийных презентаций в коррекционно-развивающей работе логопеда помогает решать следующие задачи:

Образовательные: развитие навыков языкового анализа и синтеза; уточнение, расширение и активизация словаря по лексическим темам; развитие грамматического строя речи; развитие связной речи; развитие орфографической зоркости.

Коррекционные: развитие индивидуальных способностей детей в творческой речевой деятельности; развитие психических процессов; развитие тонкой и общей моторики.

Воспитательные: воспитание сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, инициативности, ответственности.

3

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Коробченко Т. В., Розова Ю. Е. Использование интерактивной доски на логопедических занятиях с детьми с ограниченными возможностями здоровья // Концепт. - 2015. - Спецвыпуск № 23. - ART 75281. - 0,3 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/75281.htm. - ISSN 2304-120X.

Нами были разработаны различные авторские мультимедийные презентации, способствующие развитию фонетико-фонематических процессов («В царстве Снежной королевы», «Приключения Алисы», «В поисках сокровищ», «Играем с Бурати-но», «Преступление» и др.), развитию лексико-грамматического строя речи («Имя существительное», «Исправь ошибки», «Собираем урожай. Овощи. Фрукты», «Когда это бывает? Времена года» и др.).

Поскольку у детей хорошо развито непроизвольное внимание, то учебный материал, предъявляемый в ярком, интересном и доступном для ребёнка виде, вызывает интерес. В этом случае применение компьютерных технологий становится особенно целесообразным, так предоставляет информацию в привлекательной форме, что не только ускоряет запоминание, но и делает его осмысленным и долговременным.

Одним из преимуществ компьютерных средств обучения является то, что позволяют значительно повысить мотивационную готовность детей к проведению коррекционных занятий путем моделирования коррекционно-развивающей компьютерной среды. В ее рамках ребенок самостоятельно осуществляет свою деятельность, тем самым, развивая способность принимать решения, учится доводить начатое дело до конца. Особо хочется отметить принцип объективной оценки результатов деятельности ребенка. Результаты деятельности ребенка представляются визуально на экране в виде мультипликационных образ символов, исключающих субъективную оценку, ученик видит результаты своей деятельности, что добавляет положительную эмоциональную окраску в такие занятия.

Использование на логопедических занятиях интерактивной доски позволяет оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей с речевыми рушениями, способствует положительному состоянию детей в процессе занятий, значительно повышает эффективность работы учителя-логопеда.

Ссылки на источники

1. Логинова Е. А., Елецкая О. В. Характер изменений в профессиональном педагогическом образовании в аспекте его модернизации // Современные научные исследования и инновации. - 2011. -№ 5. - С. 37.

2. Википедия. Интерактивная доска. - URL: https://ru.wikipedia.org/

3. Кадочникова Н. К. Использование интерактивной доски на логопедических занятиях // Логопед. -2012. - № 1.

4. Пышненко А. Э. Использование интерактивной доски «Smart Board» при организации и проведении письменных проверочных работ на логопедических занятиях с детьми с задержкой психического развития и нарушением интеллекта. - URL: http://www.edu-ago.ru

5. Резцова М. М. Использование информационно-коммуникационных технологий в коррекционноразвивающей работе учителя-логопеда. - URL: http://festival.1september.ru

6. Розова Ю. Е., Коробченко Т. В. Использование мультимедийных презентаций для повышения эффективности логопедических занятий. Инновации в коррекции нарушений речи у детей и подростков: сб. материалов науч.-практ. конф. с междунар. участием. - СПб.: ЦДК проф. Л. Б. Баря-евой, 2011. - URL: http://nsportal.ru/node/89365

7. Мультимедийные технологии в образовании. - URL: http://studynote.ru/studgid/

Tatyana Korobchenko,

teacher-logopedist, Public budgetary educational institution boarding school № 8 of Pushkin district of St. Petersburg, St. Petersburg c513bm@mail.ru Yulia Rozova,

teacher-logopedist, Public budgetary educational institution boarding school № 8 of Pushkin district of

St. Petersburg, St. Petersburg

yulya.rozova@.mail.ru

The use of interactive boards in speech therapy sessions with children with disabilities

4

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Коробченко Т. В., Розова Ю. Е. Использование интерактивной доски на логопедических занятиях с детьми с ограниченными возможностями здоровья // Концепт. - 2015. - Спецвыпуск № 23. - ART 75281. - 0,3 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/75281.htm. - ISSN 2304-120X.

Abstract. Recently in logopedic work occupies a special place interactive whiteboard. Use for speech therapy lessons interactive whiteboard allows you to optimize the educational process, to individualize the education of children with speech violations that promotes a positive state of children in the course of employment, significantly increases the efficiency of the teacher-speech therapist.

Key words: Interactive whiteboard, speech therapy job, modern electronic educational resources in logope-dic work, information and educational technology.

Рекомендовано к публикации:

Елецкой О. В., кандидатом педагогических наук; Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»

Поступила в редакцию 13.04.15 Получена положительная рецензия 15.04.15

Received Received a positive review

Принята к публикации 15.04.15 Опубликована 04.06.15

Accepted for publication Published

© Концепт, научно-методический электронный журнал, 2015 © Коробченко Т. В., Розова Ю. Е., 2015

www.e-koncept.ru

5

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.