Научная статья на тему 'Использование возможностей электронных форм учебника на уроках английского языка для формирования коммуникативных универсальных учебных действий'

Использование возможностей электронных форм учебника на уроках английского языка для формирования коммуникативных универсальных учебных действий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
624
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
УРОК / УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / ФГОС / ЭЛЕКТРОННАЯ ФОРМА УЧЕБНИКА / АНГЛИЙСКИЙ / ELECTRONIC TEXTBOOK / LESSON / ENGLISH / UNIVERSAL LEARNING ACTIVITIES / FSES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шабалина Татьяна Александровна

В статье сосредоточено внимание на использовании возможностей электронных форм учебника на уроках английского языка для формирования коммуникативных УУД. В статье представлены примеры использования ЭФУ на уроках английского языка. Сделан вывод о целесообразности использования ЭФУ в образовательной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование возможностей электронных форм учебника на уроках английского языка для формирования коммуникативных универсальных учебных действий»

Шабалина Т. А. Использование возможностей электронных форм учебника на уроках английского языка для формирования коммуникативных универсальных учебных действий // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2018. - № V6. - 0,3 п. л. - URL http://e-kon-cept.ru/2018/186050.htm.

ДРТ 186050 УДК 372.881.111.1:004.9

Шабалина Татьяна Александровна,

учитель английского языка МКОУ СОШ № 7 г. Слободского, г. Слободской tanya.shabalina2015@yandex.ru

Использование возможностей электронных форм учебника на уроках английского языка для формирования коммуникативных универсальных учебных действий

Аннотация. В статье сосредоточено внимание на использовании возможностей электронных форм учебника на уроках английского языка для формирования коммуникативных УУД. В статье представлены примеры использования ЭФУ на уроках английского языка. Сделан вывод о целесообразности использования ЭФУ в образовательной деятельности.

Ключевые слова: ФГОС, урок, электронная форма учебника, универсальные учебные действия, английский.

Раздел: (01) отдельные вопросы сферы образования.

Федеральный государственный образовательный стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования: личностным, предметным и метапредметным.

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования по иностранному языку показывают: «умение определять цели обучения самостоятельно, ставить и формулировать новые задачи в познавательной деятельности, умение обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать логические рассуждения, делать выводы» [1]. В метапредметных результатах, содержащих освоение обучающимися универсальных учебных действий, обеспечивающих овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, в отдельную группу выделены коммуникативные компетенции, которые включают в себя:

- умение осуществлять монолог и диалог в соответствии с грамматическими и лексическими нормами родного языка, современных средств коммуникации;

- использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета;

- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами, осознанно строить речевое высказывание;

- готовность слушать собеседника и вести диалог, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения;

- умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности [2].

Стоит отметить, что большое влияние на развитие коммуникативных навыков современных школьников оказывают информационно-коммуникационные технологии, так как их использование ориентировано на формирование информационной (в том числе и коммуникативной) культуры школьников, а также умение работать с информацией и организовывать общение [3]. Таким образом, информационные технологии должны способствовать развитию у обучающихся интереса к учению, служить источ-

ISSN 2304-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Шабалина Т. А. Использование возможностей электронных форм учебника на уроках английского языка для формирования коммуникативных универсальных учебных действий // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2018. - № V6. - 0,3 п. л. - URL http://e-kon-cept.ru/2018/186050.htm.

ником их развития, самообразования. Большие возможности для развития обучающихся предоставляют электронные образовательные ресурсы [4]. Для формирования же коммуникативной компетенции на современном этапе развития образования все шире используются в образовательной деятельности электронные формы учебника. Электронный учебник, или, точнее, электронная форма учебника (далее - ЭФУ), - это электронный образовательный ресурс (издание), который по своей структуре, содержанию и художественному оформлению соответствует существующей печатной форме этого учебника и, кроме того, включает мультимедийные, интерактивные и игровые элементы, которые расширяют и дополняют содержание учебника.

Можно выделить такие преимущества использования ЭФУ для обучения:

- динамическое отображение материала (применение видео, анимационных эффектов), что делает материал более наглядным и удобным для восприятия;

- возможность быстрого и удобного поиска материалов;

- ЭФУ достаточно компактны по сравнению с обычными учебниками, доступ к ним часто можно получить с любого устройства: компьютера, планшета, телефона;

- возможность включения с ЭФУ средств тестирования, что обеспечивает оперативный и объективный контроль и оценку уровня знаний [5].

Интегрированные в содержание электронного пособия упражнения сопровождают вводные диалоги, тексты для чтения, аудирования, грамматические справочные материалы. Представленные в ЭФУ упражнения позволяют организовать поэтапную работу с текстом. Задания, связанные с преобразованием грамматических структур, требуют не только выбора варианта ответа из предложенных, но и набора своего варианта с экранной клавиатуры. Таким образом, развиваются орфографические навыки.

В данной статье представлены фрагменты уроков, на которых ЭФУ (УМК "English favourite" под редакцией С. Г. Тер-Минасовой, Л. М. Узуновой, Д. С. Обукаускайте, Е. И. Сухиной) используются для развития коммуникативных универсальных учебных действий (далее - УУД) на различных этапах урока. Отметим, что при работе с ЭФУ происходит формирование различных групп УУД, однако мы будем обращать внимание только на коммуникативные умения.

Приведем первый пример использования ЭФУ на уроке английского языка в 4-м классе по формированию коммуникативных компетенций. Тема урока «Музей детства» (этап урока - целеполагание и мотивация).

Формулировка задания: посмотрите отрывок из фильма, скажите, о чем пойдет речь на уроке.

Рис. 1. Страница в ЭФУ

ниепт

научно-методический электронный журнал

issn 2304-120X Шабалина Т. А. Использование возможностей электронных форм учебника на уроках английского языка для формирования коммуникативных универсальных учебных действий // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2018. - № V6. - 0,3 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2018/186050.htm.

Технология выполнения

Действия учителя Действия обучающихся

Предлагает посмотреть отрывок из фильма, определить, о каком месте идет речь, и сформулировать тему урока. Включает запись отрывка из фильма Просматривают отрывок, высказывают свои предположения, формулируют тему урока

В результате выполнения упражнения должно развиваться такое коммуникативное УУД, как планирование учебного сотрудничества.

Отметим целесообразность использования ЭФУ: интегрированный в электронную форму учебника дополнительный страноведческий материал позволяет расширить информационное поле, «привлекает внимание обучающихся, интригует, при помощи иллюстративного материала и анимации позволяет создать положительный эмоциональный фон урока, готовит к восприятию новой информации» [6]. Наличие фильма позволяет учителю сократить время на подготовку к уроку.

Приведем второй пример использования ЭФУ на уроке английского языка во 2-м классе по формированию коммуникативных компетенций. Тема урока «Я люблю играть в теннис, а ты?» (этап урока - первичное закрепление полученных знаний).

Формулировка задания: подберите к каждому вопросу подходящий по смыслу ответ.

Рис. 2. Страница рабочей тетради до выполнения работы

Рис. 3. Страница рабочей тетради после выполнения работы

ниеггг

научно-методический электронный журнал

1бб1\1 2эо4-12ох Шабалина Т. А. Использование возможностей электронных форм учебника на уроках английского языка для формирования коммуникативных универсальных учебных действий // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2018. - № V6. - 0,3 п. л. - URL http://e-kon-cept.ru/2018/186050.htm.

Технология выполнения

Действия учителя Действия обучающихся

Предлагает прочитать задание и выполнить его Работая в паре, читают предложения, переводят, подбирают подходящие по смыслу друг другу предложения

В результате выполнения упражнения должно развиваться такое коммуникативное УУД, как управление поведением партнера - контроль, коррекция.

Назовем целесообразность использования ЭФУ: помощь в овладении конкретными знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности; возможность оперативного и объективного контроля и оценки уровня знаний и навыков; возможность неоднократного выполнения задания, что позволяет обучающимся поверить в свои силы.

Приведем третий пример использования ЭФУ для формирования навыка монологической речи в 3-м классе. Тема урока «Мой любимый дом» (этап урока -закрепление изученного материала).

Формулировка задания: рассмотрите внимательно иллюстрации, выберите понравившуюся вам и опишите ее.

____ -_ ■ -«Рис. 4. Страница в ЭФУ

Примерный вариант ответа

I live in a big house. Our flat is nice. There are a bedroom, a living room and a kitchen in it.

Near the kitchen there is a living room. There is a bathroom and a toilet near the bedroom.

I have got a pet. It is a dog Linda. It lives in the bedroom.

Рис. 5. Страница в ЭФУ с открытым вариантом описания дома

ниепт

научно-методический электронный журнал

15бы 2зо4-12ох Шабалина Т. А. Использование возможностей электронных форм учебника на уроках английского языка для формирования коммуникативных универсальных учебных действий // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2018. - № V6. - 0,3 п. л. - URL http://e-kon-cept.ru/2018/186050.htm.

Технология выполнения

Действия учителя Действия обучающихся

Предлагает включить ЭФУ, найти в 11-м уроке 6-е задание. Внимательно рассмотреть иллюстрации, выбрать одну из них и описать комнату или дом Выбирают картинку, самостоятельно составляют описание. При возникновении затруднения нажимают на копку Help, рассматривают пример, с его помощью составляют свое собственное описание

В результате выполнения упражнения должно развиваться такое коммуникативное УУД, как умение достаточно полно и точно выражать свои мысли в соответствии с целями и условиями коммуникации.

Целесообразность использования ЭФУ: позволяет обучающимся сделать свой выбор иллюстрации; дает возможность использовать личностно ориентированный подход - это является помощью в описании картинки для «слабых» обучающихся. При нажатии кнопки Help появляется пример описания, с помощью которого обучающийся может составить свое собственное описание.

Приведем четвертый пример использования ЭФУ для формирования навыка диалогической речи в 3-м классе. Тема урока «Моя любимая еда» (этап урока - закрепление изученного материала).

Формулировка задания: рассмотрите внимательно иллюстрации, спросите друг друга, какую еду вы любите, а какую нет.

Рис. 6. Страница задания в ЭФУ Технология выполнения

Действия учителя Действия обучающихся

Предлагает включить ЭФУ, найти в уроке 28 задание 2. Внимательно рассмотреть иллюстрации, задать друг другу вопросы о любимой/нелюбимой еде Работая в паре, задают друг другу вопросы и отвечают на них. При возникновении затруднения нажимают на копку Help, рассматривают пример, с его помощью составляют свой собственный диалог

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Шабалина Т. А. Использование возможностей электронных форм учебника на уроках английского языка для формирования коммуникативных универсальных учебных действий // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2018. - № V6. - 0,3 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2018/186050.htm.

Рис. 7. Страница в ЭФУ с открытым вариантом диалога

Целесообразность использования ЭФУ: «позволяет всем обучающимся включиться в познавательную деятельность, экономия времени на уроке, наглядность, обратная связь, введение новизны в образовательную деятельность» [7].

Приведем пятый пример использования ЭФУ для формирования навыка аудирования в 5-м классе (этап урока - проверка уровня обученности).

Формулировка задания: прослушайте текст и выберите необходимую информацию.

Рис. 8. Страница задания в ЭФУ (тетрадь) Технология выполнения (задание выполняется с планшетами и наушниками)

Действия учителя Действия обучающихся

Предлагает открыть страницу в ЭФУ, соответствующую странице учебника, прочитать задание, прослушать текст и выполнить упражнение в ЭФУ Слушают текст, выполняют упражнение, кликнув на значок рядом с предложениями, выполняют самопроверку

Шабалина Т. А. Использование возможностей электронных форм учебника на уроках английского языка для формирования коммуникативных универсальных учебных действий // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2018. - № V6. - 0,3 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2018/186050.htm.

В результате выполнения упражнения должны развиваться следующие коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, развитие способности (готовности) слушать англоязычного собеседника.

Целесообразность использования ЭФУ: электронная форма помогает учителю активно включить каждого обучающегося в образовательную деятельность; возможность оперативного контроля и коррекции: выполненное упражнение может быть сразу же проверено, ошибочные варианты выделяются цветом, фокусируя внимание на ошибках; обучающиеся получают возможность проанализировать свою работу и скорректировать знания.

Итак, можно сделать вывод, что использование ЭФУ способствует развитию коммуникативных УУД обучающихся, повышает их интерес и мотивацию к изучению английского языка. ЭФУ можно применять на каждом этапе урока и для развития всех видов речевой деятельности: чтение, говорение, письмо и аудирование. Все это помогает «формировать ключевые компетентности обучающихся, достигать положительного результата по формированию универсальных учебных действий, реализо-вывать на практике межкультурную коммуникацию» [8].

Ссылки на источники

1. Полушкина Г. Ф. Оценка метапредметных результатов образования по иностранному языку в основной школе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - № V10. - С. 5155. - URL: http://e-koncept.ru/2017/171035.htm.

2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. - М.: Просвещение, 2011. - 48 с.

3. Скурихина Ю. А. Информационная система региона: барьеры и точки роста // Актуальные проблемы современной науки: сб. ст. междунар. науч.-практ. конф. / отв. ред. А. А. Сукиасян; научный центр «Аэтерна». - Уфа, 2014. - С. 69-73.

4. Скурихина Ю. А. Современные электронные образовательные ресурсы // Использование современных информационно-коммуникационных технологий в работе педагога. - 2018. - С. 11-19.

5. Бреславцев М. В., Коновалова В. А., Беглярова Э. А. Использование электронной формы учебника в образовательном процессе // Психология и педагогика XXI века: теория, практика и перспективы: материалы IV Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 22 янв. 2016 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. - Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. - С. 160-162.

6. Полушкина Г. Ф. Учебные ситуации как средство формирования универсальных учебных действий с применением средств интерактивной доски // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - № V9. - URL: http://e-koncept.ru/2017/171020.htm.

7. Там же.

8. Полушкина Г. Ф., Корзунина А. С. Формирование коммуникативной компетентности обучающихся через реализацию интегративного подхода к обучению английскому языку // Иностранные языки в школе. - 2017. - № 8. - С. 49.

Tatyana Shabalina,

Teacher of English, Secondary School № 7, Slobodskoy tanya.shabalina2015@yandex.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Use of electronic textbook opportunities at English lessons to form communicative universal learning activities

Abstract. This article is devoted to the opportunities of electronic textbook use at English lessons to form the communicative universal learning activities. Some examples of electronic textbook use at English lessons are presented here. The author draws a conclusion about advisability of electronic textbook use in educational activities. Key words: FSES, lesson, electronic textbook, universal learning activities, English. References

1. Polushkina, G. F. (2017). "Ocenka metapredmetnyh rezul'tatov obrazovaniya po inostrannomu yazyku v osnovnoj shkole", Nauchno-metodicheskij ehlektronnyj zhurnal "Koncept", № V10, pp. 51-55. Available at: http://e-koncept.ru/2017/171035.htm.

2. (2011). Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart osnovnogo obshchego obrazovaniya, M-vo obrazovaniya i nauki Ros. Federacii, Moscow Prosveshchenie, 48 p.

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Шабалина Т. А. Использование возможностей электронных форм учебника на уроках английского языка для формирования коммуникативных универсальных учебных действий // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2018. - № V6. - 0,3 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2018/186050.htm.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

Skurihina, Yu. A. (2014). "Informacionnaya sistema regiona: bar'ery i tochki rosta", in Sukiasyan, A. A. (ed.). Aktual'nye problemy sovremennoj nauki: sb. st. mezhdunar. nauch.-prakt. konf., nauchnyj centr "Aehterna", Ufa, pp. 69-73 (in Russian).

Skurihina, Yu. A. (2018). "Sovremennye ehlektronnye obrazovatel'nye resursy", Ispol'zovanie sovremen-nyh informacionno-kommunikacionnyh tekhnologij v rabote pedagoga, pp. 11-19 (in Russian). Breslavcev, M. V., Konovalova, V. A. & Beglyarova, Eh. A. (2016). "Ispol'zovanie ehlektronnoj formy uchebnika v obrazovatel'nom processe", in Shirokov, O. N. et al. (ed.). Psihologiya ipedagogikaXXI veka: teoriya, praktika i perspektivy: materialy IV Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. (CHeboksary, 22 yanv. 2016 g.), CNS "Interaktiv plyus", Cheboksary, pp. 160-162 (in Russian).

Polushkina, G. F. (2017). "Uchebnye situacii kak sredstvo formirovaniya universal'nyh uchebnyh dejstvij s primeneniem sredstv interaktivnoj doski", Nauchno-metodicheskij ehlektronnyj zhurnal "Koncept", № V9. Available at: http://e-koncept.ru/2017/171020.htm (in Russian). Ibid.

Polushkina, G. F. & Korzunina, A. S. (2017). "Formirovanie kommunikativnoj kompetentnosti obuchayush-chihsya cherez realizaciyu integrativnogo podhoda k obucheniyu anglijskomu yazyku", Inostrannye yazyki vshkole, № 8, p. 49 (in Russian).

Рекомендовано к публикации:

Утёмовым В. В., кандидатом педагогических наук; Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»

Поступила в редакцию Received 02.04.18 Получена положительная рецензия Received a positive review 15.04.18

Принята к публикации Accepted for publication 15.04.18 Опубликована Published 08.06.18

www.e-koncept.ru

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0) © Концепт, научно-методический электронный журнал, 2018 © Шабалина Т. А., 2018

9772304120180

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.